Научная статья на тему 'Политические препятствия в период создания "коммуны юных фрунзенцев"'

Политические препятствия в период создания "коммуны юных фрунзенцев" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Царёва Н.П.

Опыт Союза энтузиастов (СЭН). Методика коллективной организаторской деятельности. Пионерская организация «как организация самих детей, а не за детей и не для детей». Предъявляемые И.П. Иванову обвинения в создании альтернативной политической детской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические препятствия в период создания "коммуны юных фрунзенцев"»

Политические препятствия в период создания «Коммуны юных фрунзенцев»*

Н.П. Царёва,

доцент Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО),

кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

* Царёва Н.П. История научного поиска академика И.П. Иванова. Историко-педагогический обзор становления и развития концепции коллективного творческого воспитания. — Спб.: сайт «Коммунарство.ру», 25 декабря 2016.

Найти способы добиться осознания в обществе пионерской организации «как организации самих детей, а не за детей и не для детей»

Вовлечение пионеров в дела на пользу и радость, как показал опыт Союза энтузиастов (СЭН), возможно с помощью методики коллективной организаторской деятельности, в основу которой положены идеи Н.К. Крупской, раскрытые ею в ряде статей и выступлений, а также письмах, обращённых к самим пионерам. Эти идеи были проверены предшествующим этапом эксперимента, к ним добавлялись:

— рекомендации по организации общественно-полезной работы;

— недопустимость отрыва от рабочих коллективов;

— осознание пионерской организации «как организации самих детей, а не за детей и не для детей».

Отработанная в СЭНе методика (разведка дел и друзей, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение и коллективный анализ) требовала уточнения приёмов и методов непосредственного взаимодействия вожатого и пионеров на каждом из этапов процесса коллективной организации деятельности. Важным было и обоснование роли вожатого в работе с советом дружины как коллегиальным выборным органом.

Особый круг задач был связан с процессом формирования коллектива пионерского отряда и дружины. Становление и развитие коллектива в пионерской организации имеет свою специфику. Эту специфику необходимо было обосновать, учитывая общие законы и принципы коллективной жизни, которые раскрывал А.С. Макаренко.

Из опыта А.С. Макаренко И.П. Иванов выбирает следующее:

— привлекательность образа жизни в коллективе;

— традиции красоты и чести;

— отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости;

— стиль и тон отношений (мажорный тон);

— вопросы организационного строения коллектива, выборность и сменность актива, полноту прав самоуправления.

Первые шаги пионерской коммуны юных фрунзенцев

Всю эту махину задач предстояло решать в масштабе районной пионерской организации.

Известно, что реализовать этот смелый замысел предполагалось, создав сводную пионерскую дружину, состоящую из десяти сводных отрядов, в каждом из которых по три звена.

В состав звена должны входить старшая пионервожатая, член комитета комсомола, ответственный за пионерскую работу, председатель совета дружины и несколько членов совета. Всего в звене могло быть 10—15 человек. Сводная дружина призвана стать экспериментальной моделью того, как может жить и работать пионерская дружина в каждой школе.

Относясь к наследию А.С. Макаренко с большим уважением, И. П. Иванов выстраивает сам эксперимент как систему перспективных линий: ближних, средних и дальних.

Ближней была перспектива увлечения новым образом жизни в сводной дружине.

Ребятам нужен наглядный образец, и Иванов принимает решение предложить в качестве такого образца коллективной жизни макаренковскую Коммуну имени Ф.Э. Дзержинского.

Однако перенос макаренковских идей предполагал их серьёзную адаптацию к сознанию тех, кто войдёт в состав сводной дружины. В результате достаточно долгих обсуждений с сэновцами было

принято решение назвать сводную дружину «Пионерская коммуна юных фрунзенцев». Такое название позволяло соединить в одном смысловом блоке новые подходы к организационному строению пионерской организации, педагогические принципы деятельности и отношений между взрослыми и детьми, принципиально новую методику организации жизнедеятельности пионеров. Название района определило имя человека, на которого будут равняться коммунары, — М.В. Фрунзе. Революционная романтика, от которой Иванов не отступал всю свою жизнь, хорошо увязывалась с авторитетом и обликом М.В. Фрунзе. Изучая его биографию, прежде чем предложить ребятам взять для сводной дружины его имя, он выбирает для девиза коммуны подписи, которыми Фрунзе заканчивал свои приказы: «Смело и бодро вперёд!» и ещё: «Победа во что бы то ни стало!» Два девиза для общего сбора, на выбор, на понимание перспектив. Встал вопрос и о законах жизни коммунаров в сводной дружине, которые предполагалось разработать на общем оргсборе. Для примера было разработано несколько законов, приведём только два из них:

««Будь, коммунар, новой жизни творцом! Армии Ленина смелым бойцом!» «Лишь тот зовётся коммунаром, Кто времени не тратит даром, Кто людям друг, товарищ, брат, Кто, как Тимур, ведёт ребят!»

Подготовка первого сбора сводной дружины осуществляется группой сэновцев и тех, кто откликнулся на их предложение поучаствовать в новом деле.

Итак, расстановка сил в начале эксперимента: И.П. Иванов — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ педагогики АПН РСФСР; Л.Г. Борисова — завуч ДПШ, организатор опытно-экспериментальной работы; старшие пионервожатые двух школ района (И.А. Новогрудская — школа № 321 и И.В. Лаврова — школа № 316). В сборе должны были принять участие 400 чело-

век. Планируемая продолжительность сбора (как районной школы актива) — три дня. Время сбора — 24—27 марта — время школьных весенних каникул, которое не требовало пропуска учебных занятий, а потому и не вызвало особых протестов со стороны школьной администрации.

Первый день начинался с организационного сбора, на котором формировались отряды, а главное — открывалась перед ребятами перспектива жизни сводной пионерской дружины, которая была призвана помочь изменить жизнь дружин в школе.

Вести этот оргсбор предстояло Л.Г. Борисовой. У неё лучше других получалось побуждать ребят к размышлению, при этом она использовала шутки, «задирала» тугодумов и умело привлекала внимание к предмету разговора. Эта её способность ярко проявилась в летнем лагере, и сэновцы были убеждены, что она сможет это сделать и на сборе сводной дружины. Выбор определялся ещё и тем, что как бывшая вожатая одной из школ, она была знакома с другими вожатыми, имела среди них немалую поддержку и обладала талантом общения с большой аудиторией. Она умела поставить парадоксальные вопросы, не терялась, когда рассеивалось внимание, могла вызвать на открытую дискуссию любого взрослого, чётко выбирала из массы предложений наиболее точные и важные для предстоящей работы. Как ведущая общего сбора, она в глазах детей и взрослых автоматически становилась старшей вожатой сводной дружины.

Оргсбор решал несколько важнейших задач:

— были организованы сводные отряды, в процессе их формирования ребята из разных школ знакомились друг с другом, готовили творческий рапорт, придумывали речёвки и приветствия участникам сбора;

— после стартовой линейки шло обсуждение дел в дружинах, дискуссия о том, кого можно называть настоящим

пионером, почему пионер должен уметь думать об улучшении окружающей жизни и т.п.

Предложенные перспективы жизни сводной дружины обсуждались на сборах отрядов, на них был также согласован план работы на последующие дни. Конечно, варианты дел на выбор были подготовлены заранее, но выбор дел и их последовательность определялись самими ребятами. После общего сбора ребята включились в первое общее трудовое дело — тимуровский десант. Предстояла генеральная уборка и украшение ДПШ. Порядок работы был продуман до мельчайших деталей, нельзя было допустить сбоев из-за каких-либо неполадок. Музыка звучала на всех этажах, шло соревнование: кто быстрее, лучше, красивее оформит свой участок. Закончился трудовой десант линейкой, на которой каждый отряд сдавал творческий рапорт. Это было новинкой, впервые отчёт был представлен в песнях, речёвках и даже в сценках, в которых ребята рассказывали о самых смешных ситуациях. «Столько смеха в моей жизни ещё не было», — говорили потом многие из ребят.

На этой же линейке был объявлен план следующего дня:

1. Знакомство с работой ближайших к ДПШ предприятий.

2. Рассказ о пионерских делах своих дружин.

3. Концерт для рабочих.

4. Обед.

5. После обеда работа на строительстве жилого дома.

Общего сбора в ДПШ в этот день по плану не было, собрались только вожатые и организаторы эксперимента для проработки заключительного дня сбора. На третий день сбор потерял часть участников первых двух дней, но неожиданно появились новые — те, кого позвали увлёкшиеся раскрывшейся необычной перспективой подростки.

В плане дня были поставлены вопросы:

— принятие уставных документов и выборы в совет дружины;

— планирование работы сводной дружины.

Выступление Игоря Петровича Иванова ошеломило ребят. Никто из них не предполагал, что быть хозяевами своей организации не только можно, но и нужно, и что есть примеры такой жизни. Рассказ о коммуне слушали с величайшим вниманием. Особое внимание Игорь Петрович уделил тому, как ребята самостоятельно организовывали свою жизнь в отрядах, что и каким образом решали на общих собраниях, какими делами был наполнен их досуг. Закончил он своё выступление предложением назвать сводную дружину «Пионерская коммуна юных фрунзен-цев», у которой будет свой девиз, свои законы, свои знаки отличия. Обсуждение строилось по отрядам, но сидели все в общем зале, что давало возможность быстро переходить от отряда к отряду, поддерживать настроение и разъяснять непонятое. В итоге обсуждений имя коммуны было принято единогласно, долго спорили о выборе девиза, пока кто-то из ребят не предложил их объединить.

Решением сбора было закреплено так:

Призыв: «Смело и бодро вперёд!»

Отзыв общего строя: «Победа во что бы то ни стало!»

Внесли ребята и предложения по тексту гимна коммуны, утвердили устав. Были приняты решения всех членов сводной дружины считать коммунарами, а первым общим делом коммуны — операцию «Подарок далёким друзьям». Подарки было предложено собирать для ребят сельских школ Ефимовского района Ленинградской области. Идея операции была понятна участникам сбора, в школьных дружинах начался активный сбор необходимых для сельской школы вещей. Для современного читателя проблемы тех лет остались в далёком прошлом, но для тех, кто работал в

сельской школе в далёкой глубинке в 1959 году, обоз с подарками был делом большой государственной важности.

Надвигалась гроза

Казалось, что старт взят успешно, Игорь Петрович, как и другие организаторы эксперимента, не ожидал грозы, но она ударила оттуда, откуда никто не ждал. В отдел школ ЦК ВЛКСМ было направлено письмо, в котором излагалась тревога по поводу появления новой организации и просьба запретить её деятельность. Письмо было подписано руководителями Фрунзенского районного отдела народного образования Ленинграда и работниками райкома комсомола. Кто выступил инициатором этого письма, Игорь Петрович знал точно. Знал, но никогда впоследствии не упоминал имена этих людей. Суть письма сводилась к просьбе запретить эксперимент, как разрушающий систему работы классных руководителей с пионерскими отрядами, которую ведут в школах в соответствии с распоряжением Министерства народного просвещения. Ставилось под политическим углом рассмотрения создание в районе новой непонятной организации со своим уставом и законами. Сомнительными с точки зрения авторов письма были данные на сборе установки самостоятельно планировать работу в отрядах, звеньях и в дружине в целом. Политической ошибкой называли отмену шефства и замену его на содружество старших и младших.

Предстояла борьба за идею эксперимента, за методику коллективной организации жизни в отряде и дружине, за реальность права проявлять инициативу и самостоятельность.

Объяснение происходило в отделе школ ЦК ВЛКСМ. Игорь Петрович рассказал о замысле эксперимента, познакомил с его программой, сделав особый акцент на то, что она разработана для выполнения постановлений Пленума ЦК ВЛКСМ и решений съездов о развитии инициативы и самосто-

ятельности в деятельности пионерской и комсомольской организации в школах.

Игорь Петрович говорил о необходимости пионерской педагогики, сосредоточил внимание слушателей на разработке методики работы, позволяющей развивать инициативу и самостоятельность пионеров. Пионерам и их старшим товарищам-комсомольцам необходимо освоить новый опыт организации работы отряда и дружины, а поэтому нужна сводная дружина, которую назвали «Пионерская коммуна им. Фрунзе». Сводная дружина должна иметь нормативную основу, а поэтому разработан «Устав...» по всем правилам пионерской педагогики. Коммунары, как представители своих дружин, носят красные галстуки, что снимает обвинение в создании новой организации. Требовались обоснования изменений в проведении линейки в сводной дружине, т.е. появление творческого рапорта. В этом опять помогла опора на «пионерскую педагогику», которая давала обоснование нововведений в соответствии с возрастными особенностями детей и т.д.

В результате всех собеседований, как пишет сам Игорь Петрович, «отдел школ ЦК ВЛКСМ отверг предложение «закрыть» КЮФ и дал указание Ленинградскому обкому ВЛКСМ «не мешать проведению эксперимента». Поддержка ЦК несколько охладила сопротивление Фрунзенского райкома комсомола. Однако эта поддержка не являлась обязательным документом для директоров школ, у которых по-прежнему было право педагогического руководства работой отрядов утверждения всех планов работы на педагогическом или административном совете, непосредственного контроля деятельности пионервожатой.

Состав вожатых никогда не был стабильным. Значительная их часть пересиживала год перед поступлением в институт (и не обязательно педагогический); эти люди со вздохом облегчения вернулись к старым способам организации работы со своими пионерами. Увлечённых новыми

подходами к организации деятельности пионеров было не так много, но именно на их поддержку и стали опираться организаторы эксперимента. На фоне молчаливого саботажа директорами, учителями и многими вожатыми деятельности коммуны состав её резко сократился. На ежемесячные сборы коммуны, которые проводила Людмила Глебовна, стали приходить не представители дружин из числа актива, а те, кто хотел быть коммунаром. Достаточно часто они приводили своих друзей или тех ребят, которым было любопытно посмотреть, чем занимаются коммунары. Предложения коммуны об общих делах для всех дружин увязали в позиции вожатых, которые ссылались на свои собственные планы и на недостаток времени на выдумки коммунаров.

Особенности становления коллектива КЮФ

Встал вопрос о том, как увлечь идеей эксперимента вожатых и классных руководителей. Оказавшись в ситуации противостояния и недопонимания взрослыми сущности предлагаемых изменений, Игорь Петрович принимает единственно верное для тех обстоятельств решение — убеждать делом. Взрослым нужен наглядный образец другого способа организации деятельности, а ребятам нужен опыт коллективной творческой жизни. Получить такой опыт можно только в совместных делах на пользу и радость людям. Решили провести большую школу актива летом, привлекая ребят туристскими походами, романтикой пионерских костров, и, одновременно, возможностью совместных размышлений о жизни пионерской организации.

В основу работы лагерного сбора было положено несколько принципов:

• участие в окружающей жизни как продолжение традиций пионеров 20-х годов;

• обучение и воспитание пионеров осуществлять в реальной жизни, учить преодолевать трудности, не хныкая, не теряясь в любых обстоятельствах;

• формировать понимание того, что пионеры — хозяева в своей организации, что это организация не для них и не за них, а их самих;

• добиваться понимания необходимости проявлять смекалку в любом деле, находить решение самостоятельно, проявлять инициативу при выполнении любого поручения.

В содержание программы летней школы актива было включено два похода по 4—5 дней, спортивные соревнования, карнавал с гостями из других лагерей, военная игра и, конечно, пионерская учёба.

По школам было разослано информационное письмо о проведении летней школы актива. Организованный саботаж деятель-

ности коммуны продолжался и выразился в том, что на летнюю школу актива приехали представители выборного актива только из тех дружин, с которыми работали сэновцы, остальной состав (100 человек) — «желающие». Они не были представителями своих дружин, но они были пионерами и могли со временем войти в выборный актив. Из четырёхсот участников первого сбора сводной дружины приехало только ... пятнадцать. Эти пятнадцать пионеров были участниками ежемесячных сборов коммуны, первыми, у кого был первоначальный опыт творчества и уверенность в правоте законов коммуны.

Первый летний лагерный сбор начал свою работу 3 августа 1959 года...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.