олитологи
4. Mullins Christopher W., Wright Richard and Bruce A. Jacobs. Gender, streetlife and criminal retaliation. - Criminology, 2004. - P. 911-940.
5. CrombagH.,RassinE.andHorselenbergR.Onvengeance//Psychology Crime & Law. - 2003. -№ 9. - P. 333-344.
6. Григорьева M. Политический терроризм: гендерный аспект: ав-тореф. дис.... канд. полит.наук. - Пятигорск, 2011. - С. 3.
7. Неклесса А.И. Будущее и грядущее: кризис современногомира // Политические исследования. - 2012. - №2. - С. 83.
POLITICAL PRACTICIANS OF RADICAL ISLAM AS FACTOR OF MODERN POLITICAL PROCESS
Mamchuyeva Fatima Yusufovna, Post-graduate Student, Chair of Political science and History, North-Caucasian State Humanitarian and Technological Academy, Cherkessk
In article the informal political practicians influencing political process in various countries are investigated. They it is characterized by an intensification, involvement in political life of the population, creation of the political institutes having impact on process of reproduction of political decisions. At the same time civilization factors which in many parameters correspond to world religions have a great impact on dynamics and the content of political processes.
Keywords: problems of political modernization; political practicians of radical Islam; religious system.
УДК 322
© Мамчуева Ф.Ю., 2013
150
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В статье исследуются неформальные политические практики, влияющие на политический процесс в различных странах. Они характеризуются интенсификацией, вовлечением в политическую жизнь населения, созданием политических институтов, оказывающих влияние на процесс воспроизводства политических решений. Одновременно на динамику и содержание политических процессов большое влияние оказывают цивилизационные факторы, которые по многим параметрам соотносятся с мировыми религиями.
Ключевые слова: проблемы политической модернизации; политические практики радикального ислама; религиозная система.
МАМЧУЕВА Фатима Юсуфовна,
аспирантка, кафедра Политологии и истории, СевероКавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия, Черкесск
Современные концепции развития политических процессов и роли цивилизаций обусловлены целым рядом событий, случившихся в мировой истории с начала 1970-х гг: нефтяной кризис 1973 года, революционные события на Среднем Востоке (Афганистан и Иран), подъем "азиатских тигров", усиление противостояния двух основных блоков и многое другое.
Проблемы политической модернизации, развития и распространения политических практик радикального ислама приводят нас к пониманию немаловажной роли идеолого-духовных явлений и процессов. Начавшееся в политологии в тот период изучение новых трендов в политических процессах, параллельно выработке альтернативных решений, с начала 90-х годов все более акцентировало конфессионально-цивилизационные аспекты этих процессов.
Методологическая новизна подхода, разработанного в конструктивизме, в изучении роли цивилизационных паттернов сделала возможным формирование таких эвристических концепций и теорий, которые позволили не только структурировать глубинные факторы событий и явлений, но и предвидеть содержание и направленность политических процессов.[1]
Можно сказать, что существует достаточно очевидная корреляция между функциональной спецификацией религиозной системы и формами политических практик. Более того, в политической реальности часто даже в единой системе возможно действие каких-то менее значимых процессов, систем и механизмов, в действительности сориентированных на внесение дисгармонии, дигрессии, поддержку перманентного дистурбанса.
Данное положение отметим как ключевое для нашего исследования, так как с конца ХХ века в мире, как мы уже отмечали, усилилась
нифицированных связей, лоббизм, коррупция. Сетевой капитал имеет много общего с другими видами капиталов: его можно накапливать, инвестировать, он может приносить доход и преобразовываться в другие виды капитала. [2]
Круг неформальных политических практикне ограничивается рекрутированием элит и патронклиентскими отношениями. Отсюда следует авторское понимание неформальных политических практик в политологическом аспекте - это постоянно воспроизводимые действия субъектов политики, тесно обусловленные их социокультурным своеобразием, зависящее от менталитета и уровня политической культуры.
Мы предполагаем, что виды неформальных практик имеют широкую амплитуду. Разброс возможен с патрон-клиентарных отношений, лоббирования интересов корпоративного бизнеса, до крайних форм неформальных политических практик, которые выражаются в нелегитимых политических действиях, таких, как запрещенные митинги, революция, бунт, сепаратизм, экстремизм, терроризм.
В то же время вызывает несогласие предположение, что неформальные политические практики - это институциональное взаимодействие различных властных, экономических, правовых и других структур применяющих согласованность, правила, процедуры. [3] Неформальные политические практики тем и отличаются отфор-мальных, что нет определенных правил поведения или четко оговоренных процедур отправления политических действий. Согласованность может присутствовать внутри группировки, осуществляющей неформальную политическую практику, но не в плане внешней социализации.
Таким образом, согласимся с исследователем, что политическая практика незримо присутствует в поле политики, связывая и координируя индивидов в"ансамбль", превращая их политическое поведение в политическую жизнь агентов поля. Практики понимаются какупоря-доченные совокупности навыков целесообразной деятельности, которые раскрывают человеку или определенной общности возможности состоятся в том или ином социальном качестве.
[4]
1-Л
■ш-1
О
гч
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
Е
—-г tr-
“
151
роль исламского фактора в политике, проявилось стремление отдельных субъектов экстремистского или террористического насилия под религиозными лозунгами ислама решать свои политические и иные задачи. Религиозные отношения в политическом процессе стали обладать большей возможностью проявить свою креативность и многофакторность, в том числе и посредством формальных и неформальных политических практик. В результате стало невозможно установить единые параметры политических практик радикального ислама.
Между тем сегодня неформальные политические практики не просто широко распространены: идет активный процесс их институционализации, т.е.превращения в устойчивый, постоянно воспроизводящийся феномен, который, интегрируясь в формирующуюся систему политических и иных общественных отношений, становится привычным образцом поведения социальных акторов и постепенно ин-тернализуется ими.
Неформальные политические практики объединяет одно важное свойство: их распространение и институционализация не являются результатами относительно автономных факторов, замыкающихся на сфере политики. В действительности неформальные политические практики находятся в органической связи и тесной взаимозависимости с такими же практиками, как в легальных (экономической, правоведческой, управленческой) сферах, так и в нелегальных (криминальная) сферах.
На наш взгляд, неформальные практикинаи-более характерны для обществ незападного типа. Они становятся востребованным политическим инструментом на стадии институциональной трансформации, во время кризиса и разрушения прежних институтов. Наличие в обществе неформальных политических практик свидетельствует о наличии определенных противоречий в обществе, при этом субъекты политического процесса не могут в силу объективных причин или не желают идти демократическим путем. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их не-удовлетворенность своим общественным статусом и т.д.
Как предполагает М.В. Подхомутникова, формальные и неформальные политические практики в равной степени освоены участниками социальных сетей в процессе конвертации политического капитала. К неформальным практикам конвертации политического капитала относится рекрутирование элит на основе персо-
Примечания:
1. Китинов Б.У. Политические процессы и концепт цивилизации // Мир и политика. - 2011. - №7 (58). - Режим доступ а :http://mir-politika.ru/1326-politicheskie-processy-i-koncept-civilizacii-perspektivy-razvitiya.html
2. Подхомутникова М.В. Неформальные политические практики в современной России: субъекты институционализации: автореф. дис.... канд. полит.наук. - Краснодар, 2010. - С. 12.
3. Тамже.-С.11.
4. Подхомутникова М.В. Неформальные политические практики в современной России: субъекты институционализации: автореф. дис.... канд. полит.наук. - Краснодар, 2010. - С. 12.