УДК 329:342.4(410.5)
Кочегарова Дарья Владимировна
заведующий лабораторией «Социально-политический анализ и прогнозирование» (СПАП) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Новиков Андрей Вадимович
лаборант кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙ ШОТЛАНДИИ В ОТНОШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ
Kochegarova Darya Vladimirovna
Head of the Laboratory "Socio-Political Analysis and Forecasting", Plekhanov Russian University of Economics
Novikov Andrey Vadimovich
Laboratory Assistant, Political Science and Sociology Department, Plekhanov Russian University of Economics
POLITICAL POSITIONS OF SCOTLAND REGIONAL PARTIES REGARDING THE CONSTITUTIONAL
REFORM
Аннотация:
В статье подробно раскрывается механизм взаимодействия политических партий Великобритании по «шотландскому вопросу», дается оценка уровня гражданской активности. Прослежены этапы трансформации политических позиций партий Великобритании относительно модернизации центр-периферийных отношений. Актуальность темы определяется изменением общественно-политического влияния этнических регионов в государственно-политической системе стран Европы, и в частности Великобритании, интересы которых представлены политическими движениями и региональными партиями.
Ключевые слова:
деволюция, региональные партии, политические движения, органы государственной власти, политическая система, конституционная реформа 1998 г., Шотландия, Великобритания, Шотландская национальная партия.
Summary:
The article considers in detail the mechanism of interaction of UK political parties on the "Scottish Question", assesses the level of civic engagement. The stages of transformation of UK parties' political positions concerning modernization of the center-periphery relations are reviewed. The relevance of the topic is determined by the change of social and political influence of ethnic regions in the state political system of the countries of Europe, and particularly United Kingdom, the interests of which are represented by political movements and regional parties.
Keywords:
devolution, regional parties, political movements, public authorities, political system, constitutional reform of 1998, Scotland, United Kingdom, Scottish National Party.
Конституционная реформа 1998 г. в Великобритании стала, пожалуй, одной из самых значимых, так как в ходе нее была предпринята попытка изменить соотношение принципов верховенства парламента и регионального самоуправления путем усиления последнего. Конституционная реформа означает моделирование новой политической реальности, связанной с расстановкой политических и партийных сил, что в действительности означает признание в законодательстве изменений, которые произошли на практике. Иными словами, конституционная реформа, направленная на разделение компетенций центром с регионами, то есть на децентрализацию, является ответом на широкую и активную общественно-политическую борьбу. Это означает, что реформа - это итог реализации идеи этнорегионального политического движения, которая получила общественную поддержку и стала актуальной для большинства политических акторов в стране, и особенно для этнорегиональных сообществ. Поэтому исследование позиций населения кельтской периферии, прослеживаемых на основании избирательных кампаний, позволяет сделать основные выводы о характере влияния региональных сообществ Шотландии на проведение реформирования в стране.
Конституционный вопрос на протяжении всего XX в. являлся центральной темой дискуссии в партийной борьбе как на общебританском, так и на региональном уровне. Процесс поиска политического компромисса по вопросу о деволюции Шотландии среди основных заинтересованных групп страны стал базисом для осуществления конституционной реформы в Соединенном Королевстве. В связи с этим необходимо рассмотреть этапы трансформации политических позиций партий Великобритании относительно модернизации центр-периферийных отношений.
Первый этап обсуждения пересмотра взаимоотношений региональных и центральных органов власти приходится на начало XX в. В этот период движение деволюции связано с ростом
рабочего движения, стремившегося к установлению контроля за ресурсами региона. Первым голосом, выступившим за деволюцию, стала группа консерваторов, предложивших создание шотландской ассамблеи с правом регулирования налоговых сборов с населения территории. Однако дальнейшему развитию данной идеи воспрепятствовал политический кризис в Ирландии, который с течением времени трансформировался в экономическую нестабильность.
В 30-е гг. XX в. вопросу деволюции не уделялось значительного внимания, на повестке дня в процессе политической борьбы была проблема урегулирования экономического кризиса, поиск путей выхода из него. Последствия рецессии сильнее всего отразились на периферийных территориях, в особенности на Шотландии, население которой настаивало на возвращении к вопросу о деволюции региона. В 1932 г. одним из центральных газетных изданий территории был проведен опрос общественного мнения о предоставлении самоуправления региону. Большинство проголосовало за необходимость автономизации отношений с центральными органами власти Великобритании. Однако усилия региональных партий, прежде всего Шотландской национальной партии (ШНП), не были серьезно восприняты Вестминстером, что было связано с отсутствием заинтересованности общебританских партий в решении данного вопроса и с низкой конкурентоспособностью только набирающих необходимый политический вес малых партий.
В 70-е гг. XX в. в Шотландии наблюдается рост сепаратизма в связи с открытием нефтяного месторождения на побережье Северного моря. Шотландская национальная партия использовала данное событие в целях активизации деволюционного движения. В этот период две ведущие партии Великобритании (Консервативная и Лейбористская) осознали привлекательность данной идеи для электората страны. В 1997 г. лейбористское правительство Джеймса Каллагена инициировало в Шотландии проведение референдума по вопросу предоставления автономии региону, однако реализовать идею не удалось из-за поправки о необходимости участия в референдуме 40 % жителей территории.
В 80-е гг. окончательно сформировались позиции ведущих британских партий относительно вопроса о деволюции. Лейбористская партия выступала за воссоздание парламента, Консервативная настаивала на сохранении конституционного порядка. После победы последних на выборах 1987 г. возникла необходимость создания коалиции Лейбористской и Либерально-демократической партий с целью удовлетворения общественной потребности в самоопределении и автономизации, которым противостояли консерваторы, и интересов партий кельтских регионов.
Переломным моментом в деволюционной проблематике стали 90-е гг., когда в 1997-м Лейбористская партия победила на выборах и вопрос о конституционном преобразовании перешел в практическую плоскость [1, с. 59—78].
Ведущая роль в активизации дебатов относительно деволюции в политических кругах Великобритании принадлежит именно региональным партиям Шотландии, в первую очередь Шотландской национальной партии, которая с момента образования в 1934 г. отстаивала интересы кельтского населения в стремлении к воссозданию парламента и автономизации. Другие ведущие партии региона хотя и являются самостоятельными образованиями в системе формирования управленческих структур страны, но значительно зависят от деятельности аналогичных общебританских партий, что связано с исторической преемственностью и идентичностью идеологического базиса. Шотландская национальная партия отстаивает интересы именно этнического меньшинства региона, основывая свою политическую платформу на культурном отличии от Англии. ШНП является малой партией, что дает преимущество в избирательном процессе, поскольку позволяет быстро реагировать на изменение настроений этнорегионального сообщества. При необходимости возможно отступление от реализации главной цели деятельности партии - обретения независимости - и акцентирование внимания на проблемах, волнующих общественность в определенный период времени. Малые партии являются, с одной стороны, открытой системой на надгосударствен-ном уровне, представляя интересы региона в Европарламенте, с другой - закрытой структурой на национальном уровне, сохраняя национальную идентичность [2, с. 235-236].
Среди факторов, в зависимости от которых варьируется позиция именно региональных, малых партий, отметим малую численность управленческого аппарата, что означает большую сплоченность непосредственных участников политического процесса. Значительное отдаление структуры от центральных органов власти позволяет проявлять большую независимость, что сказывается и на организациях, представляющих интересы общебританских партий в регионах. Активность местных национальных движений осложняет проведение избирательных кампаний общебританскими партиями на изолированных горным ландшафтом территориях.
Образование такой малой партии, как Шотландская национальная партия, предопределило модернизацию политической системы Великобритании. Радикализм во взглядах ШНП привел к пониманию необходимости пересмотра центр-периферийных отношений ведущими общебританскими партиями, изменение которых возможно путем проведения конституционной реформы.
Поэтапное осмысление деволюционного процесса в Великобритании можно воспринять как поиск наиболее рационального способа урегулирования взаимоотношений центральных органов власти и национальных меньшинств, стремление которых к отделению от страны с разной интенсивностью прослеживается с момента подписания Акта об Унии 1707 г. Наибольшего успеха национальным движениям удалось добиться в период институционализации требований - образования региональной партийной системы уже в XX в. [3, с. 231].
Региональные партии принимают активное участие в политических дебатах относительно деволюции, что привлекает сторонников идеи расширения автономии региональных органов власти в лице коалиции из Социально-демократической и Лейбористской партий, которые смогли пересмотреть приоритеты и адаптироваться к общественному запросу на автономизацию. В то же время радикализм во взглядах Шотландской национальной партии вывел из политического диалога Консервативную партию, которая одной из первых выдвинула идею о необходимости преобразования партийной системы страны и образования местных органов власти, но впоследствии изменила свою позицию, выступив за сохранение действующего законодательства с концентрацией властных полномочий в центре. Примечательно, что Консервативная партия Шотландии поддерживала идею воссоздания парламента региона, который в программе организации был представлен как связующее звено между центром и периферией, союзник в решении региональных проблем [4].
Шотландская общественность выбирала между идеей о полной независимости региона и деволюцией. Главным инициатором, стимулирующим данную дискуссию, была ШНП, которая на протяжении всего своего существования вела активные споры с общебританскими партиями о выходе из состава единого государства, тем самым пытаясь завоевать себе независимость и авторитет в политическом пространстве Великобритании.
Отсутствие продуманной региональной политики в парламенте Вестминстера предопределило рост интереса к партии шотландского национализма. ШНП - одна из первых малых партий, которая, выражая мнения большинства жителей территории, стала поднимать вопросы, связанные с распределением финансовых средств между центром и периферией. С точки зрения Шотландской национальной партии, региону необходимо добиться самостоятельности для решения бюджетной проблемы и представления национальных интересов на европейском уровне без вмешательства Англии.
В своем предвыборном Манифесте 1997 г. партия приводит следующие доводы в поддержку требования о независимости региона. Во-первых, идея о том, что размер и количество жителей территории являются благоприятными факторами для развития. Во-вторых, утверждение, согласно которому общебританские партии, находясь у власти на протяжении ста лет, не произвели никаких существенных преобразований для развития региона. Самыми главными аргументами в пользу независимости являются уверенность в наличии у шотландцев национальной идентичности и убежденность, что только Шотландская национальная партия способна представлять и защищать интересы жителей региона, построив социально ориентированное государство [5].
Конституционная реформа в представлении партий региона и общегосударственных образований выступает ключевым механизмом в процессе модернизации страны. В период управления страной представителями Консервативной партии происходит усиление централизации власти, что вызывает отмежевание большей части шотландского населения, которое, с одной стороны, осознает культурные отличия от английского народа, с другой, недовольно политикой Вестминстера. Особенно остро воспринимается налоговая политика в отношении регионов. Таким образом, в начале 90-х гг. складывается благоприятная обстановка для смены политической элиты у власти, перехода к политики децентрализации, за что выступила Лейбористская партия. Поддерживая право шотландского народа на образование парламента и восстановление местного самоуправления, партия выступала за предоставление шотландскому народу возможности корректировать бюджетную политику, изменяя ставку подоходного налога в пределах 3 %. Также предлагались принятие пропорциональной модели избирательного процесса в парламент Шотландии с целью выявления ее преимуществ по отношению к центральным органам власти и возможное изменение избирательной системы на федеральном уровне. В союзе с Лейбористской партией выступала Либерально-демократическая партия.
Региональные партии Шотландии, которые являются представителями общебританских образований, традиционно отстаивают аналогичные политические идеи на уровне населения периферии с учетом культурных особенностей. Образование Либерально-демократической и Лейбористской партий Шотландии связано с необходимостью удержания авторитета среди населения отдаленных территорий, они призваны отстаивать приоритетные интересы населения периферийных районов страны на общегосударственном уровне.
В целом внимание к проблеме конституционного преобразования в Шотландии со стороны национальных партий было вызвано усилением роли главной партии региона (ШНП). В своей
предвыборной программе она отстаивала идеи отделения территории и образования самостоятельного, независимого государства. Лейбористская партия в коалиции с Либерально-демократической партией региона, выступая за конституционную реформу, преследовала цель трансформации всей политической организации страны посредством введения пропорциональной избирательной системы в палату лордов, которая, по мнению ее членов, представляет собой пережитки прошлого и противоречит демократическим ценностям страны. Таким образом, успех с автономизацией Шотландии мог обеспечить поддержку и других кардинальных изменений в конституционном порядке страны среди широкой общественности [6].
Дебаты среди региональных и общебританских партий относительно трансформации центр-периферийных отношений (деволюции) привели в конечном счете к ее реализации. Следует отметить, что именно этнополитические силы региона, в их числе Шотландская национальная партия, убедили население территории в необходимости преобразований. В результате с их участием были сформулированы конкретные предложения по осуществлению автономизации, которые рассматривались со времен создания Шотландской конституционной конвенции. Партии региона послужили катализатором для активизации деятельности общебританских партий, в первую очередь Лейбористской, по конституционному преобразованию страны.
В заключение, проанализировав роль региональных партий на территории кельтской периферии, отметим следующее:
Во-первых, деятельность региональных партий, и в частности проблема деволюции, привлекли внимание других представителей политической элиты общества. Расширение прав региона явилось наиболее оптимальным вариантом регулирования данной проблемы по сравнению с другим возможным исходом событий - признанием независимости Шотландии. Для Лейбористской и Либерально-демократической партий это действенный вариант нормализации взаимоотношений центра и кельтской периферии, для этнорегиональной партии Шотландии - промежуточная ступень на пути к полной автономии.
Во-вторых, появление двух противоположных подходов в политической дискуссии «дево-люция - независимость» предопределило предпочтительность конституционной реформы, направленной на создание регионального парламента в Шотландии, среди основных политических игроков страны и общественности в целом.
В-третьих, постоянное акцентирование внимания на проблеме достижения независимости позитивно воспринималось широкими слоями населения Шотландии, что обусловило необходимость пересмотра политики Вестминстера.
Таким образом, малые партии, включающие в свои политические программы вопросы этнического и культурно-исторического своеобразия регионов, становятся провозвестниками модернизации центр-периферийных отношений в европейских государствах. Значение этнополити-ческих партий в Европе будет возрастать в связи с актуализацией процесса регионализации и децентрализации. Активная политическая позиция малых партий кельтских районов Великобритании, в первую очередь Шотландской национальной партии, предопределила неизбежность конституционной реформы в стране.
Ссылки:
1. Коданева С.И. Британский регионализм. Конституционная реформа. М., 2004. С. 59-78.
2. Громыко А.Л. Модернизация политической системы Великобритании. М., 2007. C. 235-236.
3. Там же. С. 231.
4. Scottish Conservative Manifesto. Scottish Parliament Election 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.politicsre-sources.net/area/uk/ass07/man/scot/cons_07_manifesto.pdf (дата обращения: 27.03.2016).
5. Yes, We Can Win the Best for Scotland: The SNP General Election Manifesto 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/ge97/man/snp97.pdf (дата обращения: 27.03.2016).
6. Еремина Н.В. Проблема статуса Шотландии в 90-е годы XX века. СПб., 2005. С. 82-85.
References:
1. Kodaneva, SI 2004, British regionalism. Constitutional reform, Moscow, p. 59-78.
2. Gromyko, AL 2007, Modernisation of the UKpolitical system, Moscow, p. 235-236.
3. Gromyko, AL 2007, Modernisation of the UK political system, Moscow, p. 231.
4. Scottish Conservative Manifesto. Scottish Parliament Election 2007 2007, retrieved 27 March 2016, <http://www.politicsre-sources.net/area/u k/ass07/man/scot/co ns_07_m anifesto.pdf>.
5. Yes, We Can Win the Best for Scotland: The SNP General Election Manifesto 1997 1997, retrieved 27 March 2016, <http://www.politicsresources.net/area/uk/ge97/man/snp97.pdf>.
6. Eremina, NV 2005, Scotland's status problem in the 90-ies of XXcentury, St. Petersburg, p. 82-85.