Научная статья на тему 'Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере Российской Федерации и Федеративной Республики Германии)'

Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере Российской Федерации и Федеративной Республики Германии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1527
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Блинкова Н. Ю.

Статья посвящена анализу роли политических партий в политической системе общества на примере Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, с использованием нормативно-правовых актов обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии как необходимый элемент политической системы общества (на примере Российской Федерации и Федеративной Республики Германии)»

2.11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ)

Блинкова Н. Ю.

Кемеровский Государственный Университет

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена анализу роли политических партий в политической системе общества на примере Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, с использованием нормативно-правовых актов обеих стран.

Политические партии, будучи наиболее активными и организованными частями общества, объединенными общими интересами и целями, всегда стремятся к завоеванию и осуществлению (или, по меньшей мере, к участию в осуществлении) государственной власти. Сообразно с этим, политические партии являются особым институтом, пронизывающим все звенья конституционно-правовой структуры государственной власти, и оказывают решающее влияние на ее формирование и функционирование. Их деятельность составляет основу того, что принято называть демократией. Несмотря на то, что большинство конституций стран мира закрепляют положение о том, что вся власть в государстве исходит от народа, для осуществления государственной власти необходимы посредники, в роли которых выступают именно политические партии.

Политические партии далеко не сразу получили признание со стороны государства и правоведов. Длительное время партии считались элементом, излишним или даже враждебным по отношению к государству. Законодательство практически не упоминало о партиях, правоведы не уделяли внимания их изучению. Но всевозрастающее значение политических партий постепенно сделало невозможной их дальнейшее игнорирование правом и потребовало правовой институционализации.

И в Германии, и в России политические партии возникли позже, чем во многих других европейских государствах, но достаточно быстро приобрели значение в жизни общества и государства, чему немало способствовало создание представительных органов и расширение прав и свобод населения. В истории обоих государствах были периоды существования лишь одной политической партии, которая сращивалась с государством, а прочие партии были вынуждены уйти с политической арены.

В Германии период вынужденного отсутствия партий на политической арене был не столь значительным, партии не успели утратить опыт прошлых лет, потому после его окончания многопартийность возродилась достаточно быстро. Именно Основной закон Федера-

тивной Республики Германии от 7 октября 1949 г.1 (далее - Основной закон ФРГ) первым среди конституций закрепил в ст. 21 положение о том, что партии содействуют формированию политической воли народа. Впоследствии был принят Закон Федеративной Республики Германии «О политических партиях» от 24 июля 1967 г.2 (далее - Закон ФРГ «О политических партиях», который и до сегодняшнего дня считается лучшим нормативноправовым актом в данной области.

В России процесс искусственно поддерживаемого существования однопартийной системы продолжался гораздо дольше, нежели аналогичный процесс в Германии, но все же он не мог длиться вечно. Подобная система рано или поздно себя изживает, поскольку ни одна организация не может представлять интересы всего народа. Россия вновь ступила на закономерный путь становления политического плюрализма в государстве лишь в 1990г., когда из текста конституции исчезли положения о «руководящей» роли КПСС (хотя идеи многопартийности получили распространение в обществе уже во второй половине 1980-х гг.). Но процесс правовой институционализации постсоветских российских политических партий растянулся на многие годы. Так, принятая 12 декабря 1993г. Конституция Российской Федерации3 (далее - Конституция РФ) наконец закрепила в нашей стране принципы политического многообразия и многопартийности; специальный нормативно-правовой акт, посвященный непосредственно партиям, долгое время отсутствовал: лишь в 2001г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ4 (далее - Закон РФ «О политических партиях»), регулирующий вопросы создания и деятельности партий.

Безусловно, Россия еще не достигла в партийном развитии уровня Германии, которая является развитым партийным государством, в котором политические партии играют очень важную роль, сумев доказать свою способность быть подлинными представителями населения, способность к устойчивому существованию и постоянному развитию, поиску компромиссов и образованию коалиций, так необходимых для стабильного развития государства. К причинам, замедлившим процесс формирования российской многопартийности, относятся как длительное монопольное существование КПСС, в результате чего традиции многопартийности и опыт функционирования партий в условиях политического плюрализма были утрачены, а у населения сформировалось негативное отношение к политическим партиям, так и отсутствие сформировавшегося гражданского общества, какой-либо истинной частной собственности и отрицательное отношение к церкви (именно по отношению к этим двум институтам в Европе создавалось большинство политических партий). Однако невозможно игнорировать тот эволюционный путь, который прошли российские партии. Прошедшие в нашей стране 2 декабря 2007 г. выборы депутатов Государственной Думы являются подтверждением этого факта и свидетельствуют о том, что в на-

1 См.: Оезе12Ь1аП <^ег йе^БсИеп ОетокгайзсИеп РериЬНк, 1949. I. Б. 5.

2 См.: Вип<^ездезе12Ь1аН, I. 1967. 773.

3 См.: Российская газета. № 237. 25.12.1993.

4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

Блинкова Н. Ю.

ПАРТИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

стоящий момент в России складывается многопартийная система с доминирующей политической партией.

Свидетельством значимости партий в политической системе современного общества является нормативно закрепленное право партий содействовать политическому волеобразованию народа. Поле деятельности партий в данном случае весьма обширно, поскольку практически любой вопрос может приобрести политическое значение при его соответствующей трактовке и общественной значимости самого вопроса. Безусловно, в обоих государствах партии действуют наряду с другими субъектами конституционно-правовых отношений: различными общественными объединениями, союзами, средствами массовой информации, церковью и пр., которые также могут принимать участие в политической жизни, но это уже не основное, а лишь дополнительное направление их деятельности, тогда как политические партии созданы именно для обеспечения участия населения в политической жизни страны и оказания воздействия на политическое волеобра-зование граждан.

Российское законодательство содержит формулировку «формирование политической воли», тогда как немецкое законодательство закрепляет положение о «содействии формированию». Использование именно данной формулировки представляется не совсем верным, поскольку отдельные индивиды, составляющие в совокупности многонациональный народ Российской Федерации, являющийся источником власти в государстве, в состоянии самостоятельно сформировать свое мнение по тем или иным вопросам общественной жизни. Формулировка же Закона РФ «О политических партиях» ставит под сомнение данную способность населения. Безусловно, для формирования наиболее полного и объективного мнения гражданам необходима определенная информация, которую они не всегда могут самостоятельно получить, разъяснение некоторых аспектов, проблем и т.п. Сообразно с этим партии должны предоставить населению недостающую информацию, образно говоря, «подтолкнуть» его к принятию верного решения. Поэтому представляется необходимым внесение соответствующих изменений в Закон РФ «О политических партиях» по образцу немецкого Закона о партиях, а именно: использование термина «содействие формированию политической воли» взамен термина «формирование политической воли». Подобная мера поможет, по мнению автора, избежать гипертрофированного и монопольного воздействия партий на процесс формирования общественного мнения.

О важности роли партий свидетельствует и обеспечение партиями участия населения в формировании государственных органов, что достигается, прежде всего, при помощи выборов. Значение самих выборов переоценить трудно, поскольку именно выборы являются демократическим способом формирования как минимум представительных органов власти; без свободных выборов не может существовать демократическое государство. В обеих странах при помощи партий и посредством выборов формируется нижняя палата как федерального парламента, так и представительных органов субъектов федераций. Так, согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ «О политических партиях» целью партии является выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участие в работе избранных органов. В § 2 Закона ФРГ «О политических партиях» также, прежде всего, говорится о представительстве народа в Бундестаге или ландтаге. Следует отметить, что в обеих странах политические партии являются единственным видом общественных объединений, имеющим право выдвижения кандидатов на выборах.

Конечно, различие в форме правления Германии и России обусловили и различия в полномочиях партий относительно формирования прочих органов государственной власти. Так, немецкие партии имеют возможность принять участие в выборах главы исполнительной власти федеральных земель, тогда как в Российской Федерации партии подобного права лишены, поскольку в соответствии со ст. Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5 кандидатура главы исполнительной власти субъекта предлагается Президентом Российской Федерации, а законодательный орган субъекта федерации имеет возможность лишь утвердить предложенную кандидатуру либо отклонить. Указанные нормы были порождены определенной политической обстановкой и были признаны соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ № 13-П от 21 декабря 2005 г.6 В Российской Федерации политические партии также имеют право выдвижения кандидатуры на должность Президента Российской Федерации (п. 4 ст. 3 Закона РФ «О политических партиях», п. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О выборах Президента Российской Федерации»7); тогда как в Германии Федеральный Президент избирается Конституционным Собранием, состоящим из равного числа депутатов Бундестага и членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности (ст. 54 Основного закона ФРГ).

В формировании прочих государственных органов политические партии могут участвовать лишь опосредованно, через своих представителей в парламенте. В России полномочия парламента в этом отношении фактически сводятся к возможности дачи согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации (ст.ст. 103, 111 Конституции РФ). В Германии партия, победившая на выборах, по сути дела назначает Федерального Канцлера (ст. 63 Основного закона Германии), который, в свою очередь, представляет Федеральному Президенту для утверждения кандидатуры федеральных министров (ст. 64 Основного закона Германии); причем согласие Федерального президента в данном случае является достаточно формальным. Именно поэтому § 1 Закона ФРГ «О политических партиях» говорит об оказании партиями влияния на политическую деятельность не только парламента, но и

5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 18.10.1999 № 42. Ст. 5005.

6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 16.01.2006. № 3. Ст. 336.

7 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.

правительства. Помимо сказанного, немецкие партии -опять же через избранных депутатов Бундестага -участвуют в назначении половины членов Федерального Конституционного Суда ФРГ (ст. 94 Основного закона ФРГ), тогда как в России Государственная Дума полностью исключена из процесса выбора судей высших судов - это является прерогативой верхней палаты парламента (ч. 1 ст. 128 Конституции РФ).

Учитывая вышесказанное, нельзя не согласиться с утверждением, что политические партии являются важным и необходимым элементом современного демократического государства и не могут быть заменены каким-либо другим субъектом, а также с мнением судей Федерального Конституционного Суда Германии Г. Лейбхольца и Х.-Й. Ринка о том, что воля народа в современной демократии может найти свое выражение только через политические партии8.

Рецензия

Будучи особым политико-правовым институтом, политические партии пронизывают своей деятельностью все звенья конституционно-правовой структуры власти в лю-

бом демократическом государстве. Исходя из этого тезиса, автор статьи предприняла попытку с использованием метода сравнительно-правового анализа показать роль и значение политических партий в политической системе общества на примере России и Германии. В рамках данной статьи на основе доступных источников РФ и ФРГ автор достаточно убедительно показала, что в современных условиях в обеих из избранных ею для анализа государствах политические партии составляют основу того, что принято называть демократией или народовластием. Одновременно автором отмечаются и особенности партийных систем обеих стран.

Содержание статьи представляет собой один из фрагментов диссертационного исследования автора. Сообразно с этим статья Блинковой Н. Ю. может быть рекомендована для опубликования.

Научный руководитель к.ю.н., доцент

В. И. Яцечко

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

8 См.: Leibholz G., Rinck H.-J. Grundgesetz fuer die Bundesre-publik Deutschland. Kommentar. Rechtsprechung des Bundes-verfassungsgerichts. Band II. Art.12-69. Verlag Dr.Otto Schmidt. Koeln, 2GG5. S. 12-12/1 zum Art.21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.