ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2019. № 3
К.Д. Щерба*
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
K.D. Shcherba
POLITICAL FEATURES OF THE FORMATION OF INTEGRATION INSTITUTES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Введение. Новейшим интеграционным объединением на политической карте мира является Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, объединившая пять стран постсоветского пространства: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Евразийский интеграционный проект не только приобрел юридическую самостоятельность и признанное на международном уровне влияние, но и стал активным и заметным актором международных политических отношений, что и обусловливает актуальность его комплексного исследования.
Цель. Обосновать точку зрения, в соответствии с которой оптимальной моделью политического взаимодействия государств — участников ЕАЭС является взаимное движение к равноправному и взаимовыгодному партнерству.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют институциональный, системно-исторический методы, метод политического прогнозирования, сравнительный, социологический метод, а также структурно-функциональный анализ. Исследование основывается на анализе официальных документов и опубликованных работ ученых-политологов, работающих в области теории международной экономической интеграции.
Результаты. Доказано, что укрепление Евразийского экономического союза имеет особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в связи сохранением санкционного режима со стороны стран Запада. Для других государств — участников объединения политический статус ЕАЭС означает преодоление геополитической изоляции и занятие принципиально новой, более высокой позиции на международной арене. Показано, что ключевым направлением развития ЕАЭС является углубление экономической интеграции, расширение плодотворного сотрудничества с другими близлежащими государствами вплоть до создания Всеобъемлющего евразийского партнерства на континенте.
Обсуждение. Евразийский экономический союз не только становится новой вехой интеграционных процессов на территории постсоветского прост-
* Щерба Ксения Дмитриевна — аспирант каф. сравнительной политологии ф-та политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
ранства, но и предъявляет определенные требования к распределению сил на мировой политической и экономической арене. В этих условиях научный интерес представляют геополитическое обоснование и прогнозирование дальнейшего развития этого объединения, а также реакции на него со стороны других государств и коалиций.
Заключение (выводы). Сделан вывод, что на современном этапе Россия осознает себя в качестве геополитического полюса, к которому притягиваются другие страны и который может оказывать влияние на мировую политику. Создание вокруг этого полюса экономических и политических союзов, в частности Евразийского экономического союза, позволяет всем странам-участникам занимать более высокое место в мировой иерархии.
Ключевые слова: ЕАЭС, Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, политические особенности ЕАЭС, интеграционные институты.
Introduction. The newest integration association on the political map of the world is the Eurasian Economic Union — an international organization of regional economic integration, which unites five countries of the former Soviet Union: Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia and Kirghizia. The Eurasian integration project not only acquired legal independence and internationally recognized influence, but also became an active and prominent actor in international political relations, which determines the relevance of its comprehensive research.
Objective. To substantiate the point of view according to which the optimal model of political interaction of the EAEU member states is the mutual movement towards equal and mutually beneficial partnership.
Materials and methods. Theoretical and methodological foundations of the research are institutional, system-historical methods, forecasting methods, comparative, sociological method, as well as structural and functional analysis. Political scientists are involved in international economic integration.
Results. It is proved that strengthening the Eurasian Economic Union is of particular importance for ensuring the national security of the Russian Federation in connection with the preservation of the sanctions regime on the part of Western countries. For other member states of the association, the political importance of the EAEU means overcoming geopolitical isolation and taking a fundamentally new, higher position in the international arena. The author concludes that the key direction of the EAEU development is the deepening of economic integration, the expansion of fruitful cooperation with other neighboring states, up to the creation of a Comprehensive Eurasian Partnership on the continent.
Discussion. The Eurasian Economic Union is not only becoming a new milestone in the integration processes in the post-Soviet space, but also imposes certain requirements on the distribution of forces in the world political and economic arena. Under these conditions, the geopolitical justification and forecasting of the further development of this association, as well as reactions to it from other states and coalitions, are of scientific interest.
Conclusion. The author concludes that at the present stage, Russia recognizes itself as a geopolitical pole to which other countries are attracted and which can have an impact on world politics. The creation of economic and political unions around this pole, in particular the Eurasian Economic Union, allows all participating countries to occupy a higher place in the world hierarchy.
Key words: EAEU, Eurasian Economic Union, Eurasian integration, political features of the EAEU, integration institutions.
Характерной особенностью XXI в. является переход от национального к региональному и мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг. Исторический процесс объединения взаимосвязанных национальных экономик в единую систему получил наименование региональной интеграции.
Сравнительно недавно на геополитической карте мира появилось новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Договор о создании ЕАЭС был подписан в Астане 29 мая 2014 г. и вступил в силу с начала 2015 г.1 В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития.
Членами ЕАЭС в первый год его существования стали пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. С 14 апреля 2017 г. наблюдателем ЕАЭС стала Молдавия. Вероятными кандидатами на вступление в союз признаются Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Монголия, Турция, Иран, Сирия и Тунис. Также ведутся переговоры о сотрудничестве ЕАЭС более чем с 50 государствами. Так, 29 мая 2015 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом. Аналогичные переговоры ведутся с Египтом, Таиландом, Индией и Сербией.
Созданию ЕАЭС предшествовали масштабные интеграционные процессы, обусловленные географическими, экономическими, культурными и, прежде всего, историческими факторами. На протяжении 70 лет существования единого советского государства на его территории было создано единое правовое, культурное и экономическое пространство, которое поддерживалось специализацией и кооперацией производства. Экономики союзных республик дополняли друг друга, тысячи кооперационных связей образовывали единые отраслевые контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. Распад СССР привел к системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сферах. Поэтому вслед за провозглашением суверенитета союзных республик закономерно начались процессы их интеграции на базе равноправного межгосударственного партнерства.
Евразийский экономический союз стал своего рода воплощением концепции евразийства, которая возникла еще в 20-е гг. XX в. и обрела новое дыхание после распада СССР. Ностальгия граждан современной России по некогда могущественному государству, имеющему огромный
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 11 апреля 2017 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https:// docs.eaeunion.org/ (дата обращения: 10.02.2019).
вес на мировой арене, стала одной из причин для создания нового евразийского проекта, который может расцениваться как «собирание земель» и восстановление прежнего статуса сверхдержавы. И действительно, по опросу ВЦИОМа 70% граждан России положительно относится к созданию ЕАЭС2.
Реализация современного этапа евразийства проходит с учетом сформировавшихся реалий в условиях мировой глобализации. Евразийская идея включает в себя не только геополитическое и экономическое единство региона, но и принятие неотъемлемого культурного и национального многообразия.
Одним из создателей современной евразийской концепции является президент Казахстана Н.А. Назарбаев, мечтавший видеть свою страну центром единения государств на континенте. В то же время на практике локомотивом евразийской интеграции стало более крупное и экономически развитое государство — Российская Федерация. Россия видит в новом союзе дополнительные возможности для общего экономического развития за счет более рационального использования ресурсов, диверсификации экономик, реализации транзитного потенциала, развития конкурентной среды, улучшения делового климата, выработки общих ориентиров макроэкономической политики и создания эффективно функционирующего единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Хронология формирования интеграционных институтов ЕАЭС прослеживается с момента распада Советского Союза и до настоящего времени (таблица).
Первым интеграционным объединением на постсоветском пространстве стало Содружество Независимых Государств (СНГ). В его рамках был принят ряд соглашений, большинство из которых так и не были реализованы. Это объясняется отсутствием жестких обязательств, нехваткой политической воли руководства стран — участников Содружества и глубоким экономическим кризисом, в котором оказались вновь образованные государства. Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот союз не оправдал возложенных на него надежд и, по сути, не был серьезно воспринят ни западными державами, ни даже самими странами-участниками.
Понимая слабые стороны СНГ, Россия уже в 1999 г. инициировала разработку и подписание Договора о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП)3, к которому также присоединились Киргизия и Таджикистан. Кроме того, в 1996 г. был подписан Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской
2 ВЦИОМ: 70% россиян положительно отнеслись к созданию ЕАЭС // РИА Новости. 2014. 3 июля. URL: https://ria.ru/society/20140703/1014608345.html (дата обращения: 08.02.2019).
3 Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http:// government.ru/ (дата обращения: 02.02.2019).
Хронология формирования интеграционных институтов ЕАЭС
Основание 1991 1996 2000 2007 2007 и 2011 2014
Вступление в силу 1991-1994 1996 2001 2010 2012 2015
Документ Соглашение о создании Содружества Независимых Государств Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Декларация о евразийской экономической интеграции Договор о Евразийском экономическом союзе
Единое экономическое пространство (ЕЭП) Евразийский экономический союз
Таможенный союз (ТС)
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
Углубление интеграции в экономической и гуманитарной областях
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях4.
Новой вехой интеграционных процессов стало создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — международной экономической организации, предназначенной для продвижения процесса создания Таможенного союза и Единого экономического пространства на территории стран бывшего СССР. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в Астане 10 октября 2000 г.5 Членами ЕврАзЭС являлись Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан (до 2008 г.), государствами-наблюдателями — Армения, Молдавия и Украина.
За 13 лет существования Евразийского экономического сообщества (с 2001 по 2014 г.) был реализован целый ряд интеграционных мероприятий:
• введение режима свободной торговли;
• установление единой системы тарифного и нетарифного регулирования;
• образование единого финансового и энергетического рынка;
• обеспечение свободы движения капитала;
• создание равных условий предпринимательской деятельности;
• сближение и гармонизация национальных законодательств.
В 2007 г. президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документ о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и приняли план действий на 2008—2010 гг. Итогом этой работы стало создание в 2011 г. Единой таможенной территории между тремя странами, а еще через год была учреждена Комиссия Таможенного союза, которая стала наднациональным органом регулирования. Создание такой комиссии говорило о желании стран-участников брать на себя обязательства по выполнению принятых решений и эффективно взаимодействовать в рамках союза.
18 ноября 2011 г. в Москве был подписан еще один важнейший интеграционный документ — Декларация о Евразийской экономической интеграции. В Декларации было указано, что страны-участники обязуются к 1 января 2015 г. завершить кодификацию международных договоров, принятых в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и перейти к созданию Евразийского экономического союза. Также были приняты документы, регламентирующие деятельность наднационального регулирующего органа Таможенного союза и будущего ЕАЭС —
4 Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (ратифицирован Федеральным законом РФ от 21 мая 1996 года № 44-ФЗ) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http:// government.ru/ (дата обращения: 05.02.2019).
5 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в г. Астане 10.10.2000) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http:// government.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).
Евразийской экономической комиссии. С 1 января 2012 г. вступили в силу договоренности с Белоруссией и Казахстаном о создании Единого экономического пространства (ЕЭП).
29 мая 2014 г. был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что стало важнейшим событием на всем постсоветском пространстве. Экономической основой, фундаментом его существования является взаимодополняемость экономик входящих в него стран6.
Инициируя создание ЕАЭС, Россия преследовала несколько задач, лежащих в политической и экономической плоскостях:
1. Восстановление хозяйственных связей на бывшем постсоветском пространстве, создание энергетических, промышленных и инфраструктурных проектов между членами союза;
2. Формирование в России международных финансовых центров, создание условий для увеличения экспорта и конкурентоспособности российского бизнеса;
3. Реализация на мировых рынках совместных проектов и одновременно препятствие нерациональной конкуренции со странами, входящими в союз;
4. Доступ к разработке минерально-сырьевой базы, возможность получения дефицитных полезных ископаемых;
5. Обеспечение стабильности в соседних странах, препятствование возникновению в них враждебных России организаций, альянсов и коалиций;
6. Ограничение вмешательства США и европейских государств во внутренние дела стран, находящихся в непосредственной близости от РФ7.
На современном этапе Россия осознает себя в качестве геополитического полюса, к которому притягиваются другие страны и который может оказывать влияние на мировую политику. Создание вокруг этого полюса экономических и политических союзов, в частности ЕАЭС, позволяет Российской Федерации подниматься на более высокое место в мировой иерархии.
Создание и укрепление ЕАЭС оказывает положительное влияние на политико-правовую и социально-экономическую систему всех стран-участников. В соответствии с Договором о ЕАЭС данное интеграционное объединение призвано обеспечивать:
• формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
• всестороннюю модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
• создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств.
6 См.: Никишина И.В. Особенности интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Экономика и социум: Современные модели развития. 2016. № 12.
7 См.: Мухаметов Р.С. Причины создания Евразийского экономического союза: Экономика или политика? // 8Ш(11а Нишапйай8. 2015. № 4.
Для всех участников интеграционного объединения вступление в ЕАЭС означает увеличение масштабов рынка, сокращение объемов дорогостоящего импорта из зарубежных государств, упрощение миграции рабочей силы, создание сети зон свободной торговли с широким кругом стран и экономических блоков и укрепление переговорных позиций при взаимодействии с третьими странами. Всего за несколько лет существования Союза было обеспечено формирование единого внутреннего рынка с четырьмя свободами передвижения, в полтора раза увеличены объемы взаимной торговли, налажены устойчивые производственно-технологические цепочки и взаимосвязи между бизнес-сообществами.
Оптимальной моделью политического взаимодействия государств — участников ЕАЭС является взаимное движение к равноправному и взаимовыгодному партнерству. Укрепление Евразийского экономического союза имеет особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в связи с сохранением санкционного режима со стороны стран Запада. Для других государств — участников объединения политический статус ЕАЭС означает преодоление геополитической изоляции и занятие принципиально новой, более высокой позиции на международной арене. По словам А.П. Кошкина, евразийская интеграция оказывается ключевым моментом в новой «Большой игре» — в геополитическом соперничестве за постсоветское и евразийское пространство8.
В то же время формирование интеграционных институтов ЕАЭС осуществляется в условиях определенных экономических и внешнеполитических проблем и противоречий. В их числе:
1. Неразвитость политического, экономического и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном, Арменией, Киргизией и Белоруссией;
2. Неустойчивое состояние национальных экономик, наличие финансовых и инвестиционных проблем у всех государств — членов ЕАЭС;
3. Сохранение конкуренции между национальными экономиками ЕАЭС, приводящее к снижению экономической эффективности интеграционного объединения;
4. Отсутствие единого платежного пространства на территории ЕАЭС (в этом смысле наиболее оптимальным представляется переход к использованию во взаиморасчетах исключительно национальных валют с постепенной переориентацией на внедрение единой региональной валюты);
5. Низкий уровень интегрированности нормативно-правовой базы для стимулирования внутренней экономической активности и полноценного обеспечения экономической безопасности и защиты стран ЕАЭС от внешних влияний;
6. Несогласованность действий участников ЕАЭС на международных переговорах;
7. Негативное отношение значительной части политической элиты стран — участников ЕАЭС к наднациональным ограничениям государст-
8 Кошкин А.П. Политические перспективы развития России и ЕАЭС в условиях западных санкций //Власть. 2015. № 11.
венного суверенитета, страх перед гипотетическим экономико-политическим доминированием России;
8. Опасности, связанные с расширением сферы влияния Запада и стремлением США и стран Евросоюза к распространению «европейских и демократических ценностей»;
9. Опасность распространения западных санкций не только на Россию, но и на все страны ЕАЭС.
Необходимо отметить, что формирование Евразийского экономического союза является закономерным процессом интеграции России со странами бывшего социалистического лагеря. Об устойчивости взаимосвязи этих государств свидетельствовали даже результаты масштабных западных исследований, проводимых в рамках так называемого Гарвардского проекта. По мнению В.И. Якунина, В.Э. Багдасарянаи С.С. Сулакшина, под этим наименованием реализовывались две различные проектные инициативы американских спецслужб9.
Первый Гарвардский проект по советской социальной системе — это крупное политико-социологическое исследование советского общества, проведенное в начале 1950-х гг. Центром русских исследований Гарвардского университета при финансировании ВВС США. Целью проекта являлось формирование исследовательской модели функционирования советской системы, посредством которой теоретически можно было бы спрогнозировать основные направления в будущей советской политике и даже выдвинуть гипотезу о возможной реакции населения на начало ядерной войны с США.
Трудности исследования заключались в том, что со времен окончания нэпа советское государство было достаточно закрытым и практически не допускало утечек значимой политической, экономической и социальной информации в зарубежные страны. В силу этого внимание ученых из Центра русских исследований Гарвардского университета сосредоточилось на военных беженцах и эмигрантах, оставшихся на территории западных стран после Второй мировой войны. Исследователями было записано 329 больших «базовых» интервью, 435 «тематических» интервью о профессиональной деятельности и собрано более 12 500 подробных письменных анкет.
Документы о Гарвардском проекте выложены на отдельном сайте Гарвардского университета и доступны для публичного просмотра. Издательство РОССПЭН в 2003 г. выпустило книгу смоленского историка Е.В. Кодина «Гарвардский проект», главным образом посвященную истории возникновения идеи самого научного исследования и истории его проведения10. Материалы проекта характеризуются исключительной подробностью и проработанностью, аналогов этому исследованию не было до самого конца холодной войны.
9 Якунин В.И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. 3-е изд. испр. идополн. М., 2013.
10 Кодин Е.В. Гарвардский проект. М., 2003.
В настоящее время в сети Интернет под названием «Гарвардский проект» распространяется документ, в котором говорится о планах уничтожения СССР и социалистической системы. Сведения о существовании данного проекта были получены еще в 1980-е гг. советской контрразведкой. Проект «Гарвард-2» включал в себя три этапа.
1 этап — создание почвы для постепенного перехода от социализма к капитализму. Данный этап должен был возглавляться на самом высоком уровне, а его идеологическим ориентиром являлся концепт «социализм с человеческим лицом», апробированный в 1968 г. во время Пражской весны.
2 этап — устранение Организации Варшавского договора как военно-политического альянса стран социализма, смещение коммунистических режимов, отстранение от власти КПСС и уничтожение Советского Союза. Для достижения этой цели, по словам В.И.Якунина, требовалась «номинация нового вождя, не обремененного шлейфом идей модернизированного социализма»11.
3 этап — ликвидация последних атрибутов социалистической системы: государственной собственности, системы бесплатного образования и медицины, окончательное превращение России в «сырьевой придаток» западной экономической системы.
Проект «Гарвард-2» был рассчитан на пятнадцатилетний период, т.е. приблизительно с 1985 по 2000 г. Как показывает история, многие положения проекта были достигнуты, другие находятся в процессе исполнения. Конечным итогом его реализации должна стать окончательная ликвидация России как единой державы. Существует также более поздний Хьюстонский проект, детализирующий последний этап Гарвардского проекта и ставящий задачи дезинтеграции российского федеративного государства с разделением его территории между США, Германией, Турцией и Японией.
Невозможно отрицать, что образование нового интеграционного союза на территории бывшего СССР является невыгодным для стран западного мира. Так, в декабре 2012 г. во время встречи с министром иностранных дел России С. Лавровым в Дублине госсекретарь США Х. Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР. По ее мнению, российские власти пытаются возродить Советский Союз. Приведем тезис Клинтон дословно: «Мы отмечаем некий сдвиг в сторону повторной советизации региона. Но, конечно, это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, называться Евразийским союзом или что-то в этом роде. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это»12. По словам Клинтон, в России все чаще нарушаются принципы демократии и права
11 Якунин В.И. Указ. соч. С. 45.
12 Клинтон: США не допустят возрождения СССР // RT. URL: https://russian.rt.com/ article/1787 (дата обращения: 08.02.2019).
человека, причем аналогичная тенденция наблюдается в Белоруссии, Туркменистане и других странах бывшего СССР.
В ответ на это пресс-секретарь В. Путина Д. Песков заявил: «То, что мы наблюдаем на территории бывшего Советского Союза, является новым типом интеграции, основанным только на экономической интеграции. Любой другой тип тесного взаимодействия невозможен в сегодняшнем мире». По его мнению, американская сторона в очередной раз демонстрирует «совершенно неверное понимание» процессов, происходящих в России и странах бывшего СССР13.
Итак, Евразийский экономический союз не только становится новой вехой интеграционных процессов на территории постсоветского пространства, но и предъявляет определенные требования к распределению сил на мировой политической и экономической арене. После распада Советского Союза биполярный мир превратился в однополярный: фактически вся власть сосредоточилась в руках одного гегемона — США.
Новый фигурант геополитики — Евразийский экономический союз — готов претендовать на самостоятельный статус и независимость от американского влияния, что вызывает чрезвычайное беспокойство руководителей западных государств. Дальнейшее развитие ЕАЭС видится в углублении экономической интеграции, расширении плодотворного сотрудничества с другими близлежащими государствами вплоть до создания Всеобъемлющего евразийского партнерства на континенте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВЦИОМ: 70% россиян положительно отнеслись к созданию ЕАЭС // РИА Новости. 2014. 3 июля. URL: https://ria.ru/society/20140703/1014608345.html
Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (ратифицирован Федеральным законом РФ от 21 мая 1996 года № 44-ФЗ) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/
Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 11 апреля 2017 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в г. Астане 10.10.2000) (утратил силу) // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/
Клинтон: США не допустят возрождения СССР // RT. URL: https://russian. rt.com/article/1787
Кодин Е.В. Гарвардский проект. М., 2003.
Кошкин А.П. Политические перспективы развития России и ЕАЭС в условиях западных санкций // Власть. 2015. № 11.
13 Там же.
Мухаметов Р.С. Причины создания Евразийского экономического союза: Экономика или политика? // Studia Humanitatis. 2015. № 4.
Никишина И.В. Особенности интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Экономика и социум: Современные модели развития. 2016. № 12.
Якунин В.И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. 3-е изд. испр. и дополн. М., 2013.
REFERENCES
Clinton: USA will not allow the revival of the USSR // RT. URL: https://russian. rt.com/article/1787
Kodin E. V. Harvard project. M., 2003.
Koshkin A.P. Political prospects for the development of Russia and the EAEU under Western Sanctions // Power. 2015. N 11.
Mukhametov R.S. The reasons for the creation of the Eurasian Economic Union: Economy or politics? // Studia Humanitatis. 2015. N 4.
Nikishina I. V. Features of integration cooperation within the EAEU // Economics and society: Modern development models. 2016. N 12.
The Agreement between the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation on deepening integration in the economic and humanitarian fields of March 29, 1996 (ratified by the Federal Law of the Russian Federation of May 21, 1996 N 44-ФЗ) (expired) // Official website of the Government RF. URL: http://government.ru/
The Agreement on the Establishment of the Eurasian Economic Community (signed in Astana on 10.10.2000) (expired) // Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/
Treaty on the Customs Union and the Common Economic Space (Moscow February 26, 1999) (expired) // Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/
Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29, 2014) (as amended on April 11, 2017) // Official website of the Eurasian Economic Union. URL: https:// docs.eaeunion.org/
VTSIOM: 70% of Russians reacted positively to the creation of the EAEU (07/03/2014)//RIANovosti. URL: https://ria.ru/society/20140703/1014608345.html
Yakunin V.I. New technologies to combat Russian statehood. 3rd ed. correct. and add. M., 2013.