Научная статья на тему 'Политические нововведения: типологические подходы и оценки (на примере регионального исследования)'

Политические нововведения: типологические подходы и оценки (на примере регионального исследования) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
482
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ / ВЛАСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / POLITICAL INNOVATIONS / TYPOLOGY / TYPOLOGY OF INNOVATION / POWER / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головацкий Евгений Васильевич

В статье рассматриваются социологические подходы к типологии политических нововведений, уровни и основания для выделения типологии нововведений. Показаны комбинированные схемы инновационного наполнения процессов социально-политического взаимодействия. Приводятся результаты социологического опроса в пяти городах Кемеровской области, посвященного изучению отношения населения к политическим нововведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political innovation: typological approach and evaluation (a case study of regional studies)

The paper examines sociological approaches to the typology of political innovation, levels and bases for allocating typology of innovations. The combined schemes for innovative filling of socio-political interactionprocesses are shown. The results of a poll in five cities of Kemerovo region, regarding the study of public attitudes towards political innovations, are provided.

Текст научной работы на тему «Политические нововведения: типологические подходы и оценки (на примере регионального исследования)»

УДК 316.422

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОЦЕНКИ (на примере регионального исследования)

Е. В. Головацкий

POLITICAL INNOVATION: TYPOLOGICAL APPROACH AND EVALUATION

(a case study of regional studies)

E. V. Golovatsky

В статье рассматриваются социологические подходы к типологии политических нововведений, уровни и основания для выделения типологии нововведений. Показаны комбинированные схемы инновационного наполнения процессов социально-политического взаимодействия. Приводятся результаты социологического опроса в пяти городах Кемеровской области, посвященного изучению отношения населения к политическим нововведениям.

The paper examines sociological approaches to the typology of political innovation, levels and bases for allocating typology of innovations. The combined schemes for innovative filling of socio-political interactionprocesses are shown. The results of a poll in five cities of Kemerovo region, regarding the study of public attitudes towards political innovations, are provided.

Ключевые слова: политические нововведения, типологизация, типология нововведений, власть, социологические исследования.

Keywords: political innovations, typology, typology of innovation, power, sociological research.

Политические нововведения обладают маневренностью, диффузностью, динамизмом и являются перспективными практиками социально-политических изменений. Это действенная совокупность актуальных приемов и средств, направленных на качественное изменение, трансформацию существующих практик социально-политического взаимодействия в обществе.

Нововведения направлены на освоение в неоднородной социальной среде, следовательно, и сами они классифицируются по множеству типологических, в т. ч. непарных, критериев. Создание адаптивных технологий освоения нововведений снижает риски и тиражирует популярные приемы на широкую область взаимодействия участников. С другой стороны, возникает вероятность скорого массового тиражирования, тогда нововведения утрачивают одно из важнейших собственных качеств - эффект новизны.

Н. И. Лапин еще в 1980 г. подчеркнул комплексный характер нововведений, их процессуальность, связь с новшествами и сопряженными преобразованиями в социальной и предметно-вещной среде [2].

Мы предлагаем рассматривать нововведения в виде нескольких приближений по отношению к субъекту, участвующему в социально-политическом взаимодействии. Оперируя понятиями «свое», «другое», «коллективное» и степенью предполагаемого влияния нововведения на субъекта, получим следующие распределения: нововведения в актуальных рамках и масштабах; нововведения в сравнении с местной спецификой или межрегиональным обменом; адаптированная часть нововведения (совпадение двух процессов поиска нового в обществе, действия «снизу» и «сверху»).

Типология политических нововведений не исчерпывается приведенным описанием, нововведения имеют подвижную структуру ресурсов и протяженность, периоды освоения нового не всегда можно квантифицировать и подвергнуть четкому описанию. Результаты и эффекты приложения новых идей или технологий име-

ют неравномерную историю «запоминания» обществом инноваций.

Среди значимых типологически определенных политических нововведений можно относительно четко выделять следующие:

- политические нововведения, инициируемые и продуцируемые федеральной властью. Сильные и обстоятельные с т. з. ресурсной оснащенности проекты и планы, запускаются с определенной временной рассрочкой;

- нововведения региональной власти (сочетание региональных инициатив и общегосударственных проектов). Здесь уместно говорить о технологической оформ-ленности инновационных проектов, когда частичное отсутствие строгой и слаженной структуры, отлаженной ценностно-мотивационной схемы с лихвой компенсируется высоким мобилизационным потенциалом большей части социальных ресурсов региона. Вероятно, не случайно федеральная власть, следуя в т. ч. и описанному признаку регионального комплектования нововведений, рекомендовала организацию непрямых схем политических выборов в «кавказских» (южных) субъектах РФ. Получается минимизированная копия федеральных проектов, адаптированная к ресурсному оснащению регионов и персонифицированная в политическом дискурсе региональных властей.

Местные нововведения чаще рассматриваются в качестве симбиоза региональных проектов и местных сообществ. Важно отметить, данный срез уникален и не носит массового характера, а скорее представлен эксклюзивными инициативами. Эта практика характерна не только для России, она свойственна и зарубежным государствам.

Местные самодеятельные инициативы (формируются и реализуются, как правило, на стыке социальных, социокультурных, экономических и политических интересов и возможностей местного населения). Микроуровень притязаний и детальная проработка ресурсного

оснащения позволяет рассматривать и анализировать содержание таких инициатив в частном порядке (в типологии социологических исследований применяется понятие «разовые» социологические исследования, замеры).

Групповые и частные (инициативные) инновационные проекты (обозначаются на частных условиях, когда используются личные возможности и связи).

Это самые общие типологические блоки для описания инновационных проектов, которые используют в качестве объединяющего критерия уровень социальной представительности нововведений.

По критериям качества и объема привлекаемого инновационного потенциала мы предлагаем следующий типологический набор:

- полностью инновационные проекты;

- использование инновационных методов в освоении нововведений;

- инновационные технологии;

- собственно политическое нововведение по содержанию;

- инновационное использование ресурсов (в частности, социальных ресурсов);

- инновационные методы (иногда даже в зависимости от характера и компетенций субъектов, использующих эти методы);

- инновационные результаты;

- инновационные эффекты;

- инновационные риски и ожидания.

В зависимости от выбранных сочетаний социологи в состоянии построить вероятностную модель ресурсного оснащения нововведений, а также предположить организационно-технологические схемы развития ситуаций освоения политических нововведений, в т. ч. с учетом региональных возможностей и социального потенциала, подверженных инновационному воздействию территорий.

С точки зрения предоставления нововведений в реальных условиях можно предложить следующие варианты:

- ожидаемые нововведения (точнее будет предположить нововведения как ожидания), когда отсутствие конкретных действий заменяется в представлениях участников социально-политического взаимодействия мобилизующими или тревожными ожиданиями;

- нововведения по готовой схеме использования;

- передаваемые политические нововведения; могут передаваться частично, по мере усвоения этапов или при наличии необходимых ресурсов;

- эксперименты (включая и забытые на сей день непопулярные меры);

- «успешные» задаваемые проекты по схеме «сверху-вниз»; признак успешности здесь применяется во взаимосвязи с положительными эффектами предыдущих освоений подобных проектов; ожидание освоения может превышать практические результаты (в истории России это подарки «с царского плеча», льготы участникам, награды героям);

- дистанционно запускаемые инновационные проекты; возможен вариант не только дистанционного, но и отложенного инициирования каких-либо приемов, практик взаимодействия, коммуникационных каналов и пр.

Участники и руководители инноваций используют на практике не какой-то один вариант оснащения, а вынуждены комбинировать механизмы и методы освоения нововведений в конкретном обществе.

В системе соотношений: «исходное качество - результат исполнения» можно предложить такие работающие схемы инновационного наполнения процессов социально-политического взаимодействия:

- инновационное содержание (социально-политические проекты позиционируются носителями в качестве полноценных нововведений);

- инновационное исполнение (во взаимодействии могут использоваться новые технологии, меняются местами традиционные этапы, перестраиваются организационные схемы);

- оснащение традиционных схем взаимодействия элементами нового (например, в структуре, в технологиях, организации, качестве и количестве исполнителей и т. п.);

- инновационный эффект (возможно эффекты), когда в сложившихся социально-политических практиках сочетание ресурсов, площадок освоения или участников вызывает новое развитие, новые результаты;

- ожидание нововведений (когда участники накапливают значительные запасы и средства). Иногда сам эффект ожидания нововведений толкает общество, его активных членов к модернизации, трансформации исходных состояний, омолаживает формы политического участия и самих лидеров, заставляет обращаться к историческим корням, социокультурным основаниям.

Не рассматриваем случаи, когда результаты социально-политического взаимодействия впоследствии привлекаются к реализации нововведений, так как эффекты влияния нововведений имеют свойство усложнять, интенсифицировать жизнь общества. Таким образом, возможны наложения последствий освоения нововведений и общих проблем социально-политического взаимодействия.

В 2013 году кафедра социологических наук КемГУ провела исследование, посвященное изучению социальных и политических вопросов жизни населения. В анкете присутствовали вопросы о политических нововведениях. В опросе приняли участие жители 5 городов, включая столицу Кузбасса. Всего было опрошено 647 человек. Для соблюдения гендерной представительности опрос проводился максимально близко к соотношению мужского и женского населения 50х50. В результате процентное соотношение распределилось следующим образом: 35 % респондентов - мужчины, а 65 % составляют женщины. В интервал респондентов в возрасте от 18 лет до 43 лет попадает более 75 % человек. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета Da-system Ver. 5.0 Professional (лицензия от 26.05.2008 г.).

Результаты показывают средний уровень и темп информирования и распространения нововведений, т. к. самые «свежие» инновационные проекты попали на вершину списка (таблица 1). В средней части списка ответов располагается пережитое «болотное» прошлое с поправкой на региональное рассеяние форм политического участия и политической активности в целом. Такое состояние подтверждается сравнением с ответами респондентов на вопросы об интересах населения поли-

тическими событиями (на мировом, общероссийском и региональном уровнях).

Характеризуя информированность, мы учитывали разделение нововведений на известные и неизвестные респондентам. Выяснилось, что 43 % респондентов ничего не слышали об электронном правительстве, 35 % не видели проектов создания политических партий в Интернете и не слышали о создании малых партий. В целом информированность примерно 74 респондентов можно считать слабой (таблица 2).

Таблица 1

Источники политических нововведений в России

(опрос населения - Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Березовский, май - июнь 2013 г., 647 чел. - 100 %)

Таблица 2

Ответы респондентов о неизвестных российских нововведениях последних лет (опрос населения -Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Березовский, май - июнь 2013 г.,

647 чел. - 100 %)

Полученные результаты соотносимы с классификацией нововведений по ряду основополагающих признаков: характеру применения нововведений; степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности и т. д.); стимулу проявления; по масштабу; адресату и др. [3, с. 61].

Среди особо одобряемых политических нововведений респонденты «припомнили» и выбрали местные проекты, а также идеи федерального уровня (таблица 3).

Антикоррупционная политика, подхваченная регионами, показывает узлы напряженности, возникающие в обществе, в т. ч. по отношению к местной власти. Для России еще со времен местнических реформ и практик кормления проблема сопротивления коррупции остается знаковой и используемой представителями власти и общественно-политическими организациями.

Узнаваемость политических нововведений в обществе и среди политиков, а также персонификация политических нововведений (узурпация некоторыми публичными политиками приемов, брендов, политических технологий и ресурсов, своего рода авторских прав в политике и общественной жизни) становятся практикой социально-политического взаимодействия. Политические нововведения способны персонифицироваться в зависимости от сферы и уровня их применения. У обычных граждан политические нововведения ассоциируются, как правило, с конкретными процессами на территории, а их носителями выступают, как правило, известные в политике лица.

Исследователи отмечают возможность усиления нововведений, например, за счет взаимодействия ряда крупных взаимодополняющих регионов, направленного на объединение ресурсов нескольких партнеров, установление тесных хозяйственных и прямых связей, вплоть до разработки и принятия совместных проектов развития на взаимовыгодной основе [1, с. 38].

Принадлежность нововведения к политической сфере может подчеркиваться особенностью механизмов появления и использования политических инноваций, идентификацией нововведений, их ресурсной базой.

На наш взгляд, своевременным будет обращение исполнителей нововведений к социологическому сопровождению инновационных проектов, в т. ч. региональных. Три четверти респондентов отмечают наличие губительных последствий политических нововведений для простого населения. Уровень тревожности необходимо дополнительно исследовать, используя методы социального моделирования. Неординарные приемы и технологии российской социально-политической практики потребуют от исследователей привлечения гибких методик изучения нововведений.

Нововведения, о которых ничего не слышали Показано в %

Электронное правительство 43,28

Политические партии в интернете 35,09

Проект «маленьких партий» 29,68

Рейтинги трудоспособности госслужащих 27,82

Проект «женщины на службе в армии» 27,51

Создание инновационных предприятий 23,96

Открытость доходов и расходов госслужащих 22,10

Интернет-встречи власти с населением 15,61

Законопроект о массовых протестах 15,46

Проект «электронные документы» 13,14

Борьба с коррупцией 10,97

«Прозрачная» политика 9,74

Проект увеличения трудоспособного возраста 9,12

«Прозрачное» голосование 8,04

Пенсионная реформа 7,57

Назначение губернаторов 6,34

Реформы вузов 5,56

Переименование милиции в полицию 1,70

Нет ответа 5,10

Итого 100

Источники политических нововведений Число ответов респондентов

Инициативы федеральной власти 311

Зарубежные заимствования 261

Инициативы уникальных людей 136

Поиск компромиссных решений 131

Предложения региональной власти 126

Хорошо забытое старое 125

Идеи и проекты оппозиции 25

Нет ответа 21

Итого 647

Таблица 3

Политические нововведения, известные и одобряемые респондентами (опрос населения - Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Березовский, май - июнь 2013 г., 647 чел. - 100 %)

Какие политические нововведения в Кузбассе Вы одобряете? Число респондентов %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика борьбы с коррупцией 340 52,55

Инициативы молодежных организаций 301 46,52

Проект создания электронных документов 236 36,48

Назначение глав районов и территорий 211 32,61

Прозрачность политической деятельности 198 30,60

Создание инновационных предприятий 169 26,12

Рейтинги работоспособности государственных деятелей 142 21,95

Переименование улиц, учреждений, общественных мест 45 6,96

Другое 4 0,62

Нет ответа 39 6,03

Итого 647 100

Литература

1. Галиев, Г. Т. Социальные ресурсы. Ресурсы. Аудит: в 2 т. - Т. 2 / Г. Т. Галиев, В. И. Патрушев. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - 264 с.

2. Лапин, Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н. И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах: сб. тр. науч. конф. - М.: ВНИИИСИ, 1980. - С. 6 - 7.

3. Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М.: РОС-СПЭН, 2011. - 336 с.

Информация об авторе:

Головацкий Евгений Васильевич - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук КемГУ, 8-(3842) 54-82-58, [email protected].

Eugeniy V. Golovatsky - Candidate of Sociology, Assistant Professor at the Department of Sociology, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 23.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.