Научная статья на тему 'Критериальное оснащение ресурсной концепции политических нововведений'

Критериальное оснащение ресурсной концепции политических нововведений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / SOCIAL RESOURCES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ / POLITICAL INNOVATIONS / КРИТЕРИИ РЕСУРСНОГО ОСНАЩЕНИЯ / CRITERIA OF RESOURCE PROVISION / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головацкий Евгений Васильевич

В статье рассматриваются политические нововведения в аспекте социальной обеспеченности и ресурсной оснащенности. Типология политических нововведений учитывает: частоту использования, направленность социального риска, политический вес, узнаваемость элементов нововведений населением, информированность участников нововведений и т. д. Социальные ресурсы являются важным основанием для социологического изучения политических нововведений. В статье упоминаются принципы разнообразия, принципы ведущей цели, разумной достаточности, прогнозной вариантности, ресурсной безопасности. К числу признаков воспроизводства социальных ресурсов нововведений автор относит: количественные и качественные изменения состава ресурсов; доступность, закрытость ресурсов; технологичность; общественную цену; мобильность; территорию размещения запасов. Политические нововведения анализируются с учетом таких переменных, как время, историческая память о прошлых политических событиях. На основании сетевого подхода в работе предлагается рассмотрение перспективных направлений привлечения интеллектуальных ресурсов общества для сопровождения социально-политического взаимодействия. Интернет-пространство понимается как масштабная творческая площадка для позиционирования социально-политических интересов, выстраивания диалогов населения и власти, различных нововведений. В то же время отмечаются трудности освоения инновационных практик в пространстве сети Интернет. Раскрывается значение социальных ресурсов в формировании инновационной среды конкретных территорий. Выделяются критерии оснащения инновационных процессов: эффекты «социализации ресурсов», качественное содержание социальных ресурсов, мобильность ресурсов, готовность к использованию внешних ресурсов, историческая память населения на территории. Приводятся результаты социологического исследования, посвященного отношению населения к политическим нововведениям (на примере Кемеровской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING CRITERIA FOR THE RESOURCE CONCEPTION OF POLITICAL INNOVATIONS

The article examines political innovations in terms of the social component and available resources. Typology of political innovations takes into account: the frequency of use, direction of social risk, political weight, recognizability of innovation elements, awareness of innovation participants, etc. Social resources are an important basis for the sociological study of political innovations. The author mentions the principles of diversity, leading goal, reasonable sufficiency, predictive variance, and resource security. Criteria of social resource reproduction in innovations include: quantitative and qualitative changes in resource composition; availability or inaccessibility of resources; manufacturability; public value; mobility; location of reserves. Political innovations are analysed taking into account such variables as time and historical memory of past political events. On the basis of the network approach, the paper suggests considering promising ways of attracting intellectual social resources in order to support sociopolitical interaction. The Internet is seen as a major creative platform for positioning sociopolitical interests, initiating a dialogue between the people and the authorities, as well as for various innovations. At the same time, the author notes some difficulties in the development of innovative practices on the Internet. The article points out the importance of social resources in the formation of innovative environment of specific territories. In addition, the author singles out criteria for ensuring innovation processes: the effects of “resource socialization”; qualitative content of social resources; mobility of resources; willingness to use external resources; historical memory of the population on this territory. The author provides the results of a sociological research on the attitude of the population towards political innovations (the Kemerovo Region was taken as an example).

Текст научной работы на тему «Критериальное оснащение ресурсной концепции политических нововведений»

УДК 316.334.54 ёш 10.17238/^п2227-6564.2015.6.66

ГОЛОВАЦКИЙ Евгений Васильевич, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологических наук факультета политических наук и социологии Кемеровского государственного университета. Автор 58 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий (три в соавт.) и одного учебного пособия

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕСУРСНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ

В статье рассматриваются политические нововведения в аспекте социальной обеспеченности и ресурсной оснащенности. Типология политических нововведений учитывает: частоту использования, направленность социального риска, политический вес, узнаваемость элементов нововведений населением, информированность участников нововведений и т. д. Социальные ресурсы являются важным основанием для социологического изучения политических нововведений. В статье упоминаются принципы разнообразия, принципы ведущей цели, разумной достаточности, прогнозной вариантности, ресурсной безопасности. К числу признаков воспроизводства социальных ресурсов нововведений автор относит: количественные и качественные изменения состава ресурсов; доступность, закрытость ресурсов; технологичность; общественную цену; мобильность; территорию размещения запасов. Политические нововведения анализируются с учетом таких переменных, как время, историческая память о прошлых политических событиях. На основании сетевого подхода в работе предлагается рассмотрение перспективных направлений привлечения интеллектуальных ресурсов общества для сопровождения социально-политического взаимодействия. Интернет-пространство понимается как масштабная творческая площадка для позиционирования социально-политических интересов, выстраивания диалогов населения и власти, различных нововведений. В то же время отмечаются трудности освоения инновационных практик в пространстве сети Интернет. Раскрывается значение социальных ресурсов в формировании инновационной среды конкретных территорий. Выделяются критерии оснащения инновационных процессов: эффекты «социализации ресурсов», качественное содержание социальных ресурсов, мобильность ресурсов, готовность к использованию внешних ресурсов, историческая память населения на территории. Приводятся результаты социологического исследования, посвященного отношению населения к политическим нововведениям (на примере Кемеровской области).

Ключевые слова: социальные ресурсы, политические нововведения, критерии ресурсного оснащения, инновационные процессы.

© Головацкий Е.В., 2015

Интерес общества к политическим нововведениям, новым приемам, лицам, диалогам, ресурсам отражает стремление уравновесить элементы нового и сохранить традиционные формы социально-политического взаимодействия, использовать успешные политические приемы и др.

Мы будем рассматривать политические нововведения в аспекте социальной обеспеченности и ресурсной оснащенности. Политическая принадлежность нововведений подчеркивается особенностью механизмов использования и формирования инноваций, идентификацией нововведений, ресурсной базой политических нововведений. Согласно принципам внедрения нововведений, самые сложные и трудоемкие нововведения (по научности, ресурсной наполненности, технологичности) усваиваются обществом значительно дольше, потому являются и более затратными.

«Инноватика невозможна без развития распределенной в социуме сложной системы разнородных производителей, интерпретаторов и распространителей знания, <.. .> сложной социальной системы вненаучных потребителей и производителей знаний и умений» [1, с. 331].

Политические нововведения способны персонифицироваться в зависимости от сферы и уровня их применения. Рядовые граждане ассоциируют политические нововведения, как правило, с конкретными, чаще местными, процессами социально-политического взаимодействия на территории, а носителями нововведений для них выступают известные, узнаваемые лица.

Ввиду прямой связанности с процессами освоения социальные ресурсы выступают одним из наиболее важных, наряду со стоимостью и рисками, оснований для социологического изучения политических нововведений в обществе. Социологи отмечают возрастание проблемы рисков в современном обществе. Измерение социальных рисков, их диагностика и прогнозирование все чаще становятся объектами внимания исследователей [2].

На основании интегральной теории П.А. Сорокина социологи предполагают следующие варианты развития событий: 1. Интенсивность

социальных рисков в России будет зависеть от перехода страны в фазу «насыщения» борьбой. 2. Снизится социальная неопределенность и связанные с ней риски, при условии что функции новых демократических институтов не будут лишь декларативными. 3. Амплитуда социальной неопределенности будет постоянно колебаться в зависимости от сфер жизни [3, с. 185].

Можно принять во внимание типологию политических нововведений с учетом многих параметров (например, частоты использования, адресности, направленности социального риска, политического веса, узнаваемости элементов нововведений населением, информированности участников и населения и т. д.). Выявленные по установленным критериям признаки политических нововведений: пластичность исполнения, операциональная наполненность, функциональное разнообразие, протяженность (длительность) нововведений, ресурсная обеспеченность самого нововведения, его освоение населением (Ю.М. Плюснин, Л.Л. Шпак).

Кроме того, политические нововведения анализируются с учетом таких переменных, как время, историческая память о прошлых политических событиях. К подобным примерам относятся приемы социальной и политической реставрации (титулы, символы, институты и организации). На межпоколенном уровне используются политические технологии в качестве успешных заимствований из недавнего политического прошлого нашей страны. Сегодня заметна ревизия некоторых советских приемов социально-политического взаимодействия. Они по-новому осваиваются и демонстрируются современными государственными и региональными властями и правящей партией. Общество склонно сохранять узнаваемую стилевую окраску взаимодействий и приемы закрепления социальных ресурсов в топонимике, архитектурных конструкциях, смеховой культуре, в уникальности заслуг отдельных государственных деятелей и политических лидеров, представителей местных элит.

Интеллект и научные знания остаются одними из показателей, используемыми в социологическом анализе социально-политических

процессов на конкретной территории [4, с. 119]. Формирование и освоение интеллектуальных ресурсов в обществе в настоящее время базируется на информационно-коммуникативной платформе, включающей интернет-коммуникации, выделенные информационные сети, электронные средства массовой коммуникации. Возможно, политические интернет-площадки станут доминирующим направлением среди форм социально-политического взаимодействия.

Интернет-пространство является грандиозной творческой площадкой, однако там присутствует множество псевдофактуальной и неактуальной для пользователей информации, много перепостов, повторов и прочего из терминологии SPAMа. Сама новизна интернет-продуктов, их высокая обновляемость отвлекают, консервируют часть ресурсов (сроки и условия инициации этих «виртуальных запасов» пока слабо изучаются и освещаются в социально-политических науках). Создание политических организаций в пространстве Интернет - свершившееся событие, однако этим организациям предстоит еще пройти этап институциализации, открытым остаются вопросы легитимации участников интернет-сообществ и мобилизации активистов.

«Архитектура сети способствует формированию двух противоположных тенденций в структурировании виртуальных сообществ. Участники информационного обмена входят одновременно в несколько "клик" и групп и могут принимать разные профессиональные идентичности. Поскольку большая часть контактов в сети имеет эпизодический характер, виртуальные сообщества достаточно диффузны и неустойчивы», -писал Г.С. Батыгин [5, с. 193].

В ситуации, когда освоение нововведения осуществляется «сверху», а, по нашему мнению, это основной массив реализуемых заказов, возникает закономерное противоречие в связке «требование - подчинение». В частных случаях среди участников наблюдаются факты отстраненности от политики, что зачастую связано с необходимостью экономии социальных ресурсов. Рядовые исполнители склонны заимствовать сходную тактику поведения: при общей

лояльности целесообразным считается бездействие в осуществлении социально-политических и экономических проектов. Население способно диаметрально реагировать на новые проекты (правила игры), вплоть до появления признаков социального отторжения нововведений, практик избегания.

Принципы и критерии, адаптированные к определению типов ресурсов, оснащающих политические нововведения (принципы разнообразия, ведущей цели, разумной достаточности, прогнозной вариантности, ресурсной безопасности и др.), нередко не соблюдаются. Способность ресурсов к воспроизводству рассматривается нами в качестве существенной характеристики, представляющей восполняемую часть потенциала общества. К числу признаков воспроизводства социальных ресурсов нововведений можно отнести: количественные и качественные изменения состава ресурсов; доступность, закрытость ресурсов; технологичность (как свойство); общественную цену; мобильность; территорию; востребованность ресурсов в нововведениях.

Среди основных критериев, оформляющих инновационные процессы, мы выделяем: эффекты «социализации ресурсов», качественное содержание социальных ресурсов, мобильность ресурсов, готовность к использованию внешних ресурсов, историческую память населения на территории. Например, в ресурсном сопровождении нововведений учитываются такие параметры, как частота использования, узнаваемость части нововведений населением, политический вес, адресность нововведений, социальные риски и др. [6].

Применительно к территориям освоения нововведений выделяются ключевые критерии:

• территория формирования;

• родовая принадлежность;

• устойчивость запасов и средств;

• актуальность использования;

• характер использования.

В мае-июне 2013 года кафедра социологических наук Кемеровского государственного университета проводила исследование, посвя-

щенное изучению социальных и политических вопросов жизни населения. Выделенным блоком исследования были вопросы, посвященные политическим нововведениям в Кузбассе. Мы обобщили результаты ответов на вопросы о том, какие социальные ресурсы используются в российских нововведениях и какие ресурсы необходимо использовать в политических нововведениях.

В таблице представлены ответы (число ответов не ограничивалось) на вопрос о социальных ресурсах Кузбасса. Было опрошено 647 чел. (число взято за 100 %), проживающих в городах Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Березовский.

и политическими средствами, тогда можно будет говорить о магистральной направленности инновационных процессов в развитии региона.

Среди поддерживаемых нововведений население чаще выбирает местные инициативы (антиалкогольные мероприятия, «детский час», борьба с коррупцией на местах), среди федеральных проектов также упоминается антикоррупционная компания, борьба «за» и «с» маленькими партиями, реформа полиции и образования.

На вопрос «Добрались ли реформы, инициированные федеральной властью, до Кузбасса?» 47 % респондентов ответили «да», 24 % полагают, что еще нет, и 27 % затрудняются с ответом (2 % не ответили на вопрос).

мнение жителеи Кузбасса об использовании социальных ресурсов в российских нововведениях, %

Доля горожан, считающих, что данный ресурс:

Социальный ресурс используется необходим

в нововведениях, % в дальнейшем, %

Заимствования: зарубежные политические технологии 43,6 17,6

Новые идеи и уникальные знания российских ученых 23,5 52,0

Информационное воздействие СМИ 34,5 18,0

Интересы людей 11,6 47,1

Образованность современной молодежи 28,4 45,7

Недовольства или страхи населения 27,7 14,4

Ориентация на семейные ценности 10,0 38,1

Жизненный опыт старших поколений 24,1 31,1

Ставка на молодежь 15,0 37,2

Кузбасс представляет собой инновационную среду по многим направлениям, но довольно консервативную в политической сфере. Этот консерватизм буквально выстрадан региональной элитой и населением в трудные 1990-е, когда Кузбасс был российской «лабораторией протеста». В анализе общественного мнения горожан мы исходили из того, что при отсутствии цикличности процессов продуктивно будут отсекаться практики торможения нововведений, в т. ч. административными

В обществе наблюдается ожидание изменений с использованием социальных ресурсов, индивидуально-личностных возможностей населения, особенно молодежи.

Ресурсы политических нововведений группируются нами так: ресурсы сторон - участников нововведений, ресурсы-возможности, ресурсы-обязанности, упущенные и неиспользуемые ресурсы, по степени адаптивности и мобильности, обратимые и эксклюзивные и др.

философия. социология. политология

Список литературы

1. Тищенко П.Д. Инноватика и социально распределенное производство сложностного знания // Синергети-ческая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». М., 2011. 496 с.

2. Наумов С.Ю., Журавлёв П.В., Шеховцев А.Ю., Фёдорова А.В. Риски в коммуникативном пространстве социума. Саратов, 2004. 155 с.

3. Красиков С.А. Сорокин об интегральных подходах к изучению рисков и проблемы управления рисками в современной России // Социология. 2005. № 1. С. 184-186.

4. Струк Е.Н. Социальная адаптация к инновационным изменениям в современном обществе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2007. № 2. С. 119-131.

5. Батыгин Г.С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социол. журн. 2001. № 1. С. 188-204.

6. Головацкий Е.В. Политические нововведения: основания и критерии типологизации // Социология. 2009. № 3. С. 286-292.

References

1. Tishchenko P.D. Innovatika i sotsial'no raspredelennoe proizvodstvo slozhnostnogo znaniya [Innovation and Socially Distributed Production of Complexity Knowledge]. Sinergeticheskayaparadigma. "Sinergetikainnovatsionnoy slozhnosti" [Synergetic Paradigm. "Synergetics of Innovation Complexity"]. Moscow, 2011. 496 p.

2. Naumov S.Yu., Zhuravlev P.V., Shekhovtsev A.Yu., Fedorova A.V Riski v kommunikativnom prostranstve sotsiuma [Risks in the Social Communicative Space]. Saratov, 2004. 155 p.

3. Krasikov S.A. Sorokin ob integral'nykh podkhodakh k izucheniyu riskov i problemy upravleniya riskami v sovremennoy Rossii [Sorokin on Integrated Approaches to the Study of Risks and Risk Management in Modern Russia]. Sotsiologiya, 2005, no. 1, pp. 184-186.

4. Struk E.N. Sotsial'naya adaptatsiya k innovatsionnym izmeneniyam v sovremennom obshchestve [Social Adaptation to Innovative Changes in Modern Society]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18: Sotsiologiya i politologiya, 2007, no. 2, pp. 119-131.

5. Batygin G.S. Sotsiologiya Internet: nauka i obrazovanie v virtual'nom prostranstve [Sociology of the Internet: Science and Education in the Virtual Space]. Sotsiologicheskiy zhurnal, 2001, no. 1, pp. 188-204.

6. Golovatskiy E.V Politicheskie novovvedeniya: osnovaniya i kriterii tipologizatsii [Political Innovations: Typological Basis and Criteria]. Sotsiologiya, 2009, no. 3, pp. 286-292.

doi 10.17238/issn2227-6564.2015.6.66

Golovatsky Evgeny Vasilyevich

Faculty of Political Science and Sociology, Kemerovo State University korp. 4, 40 Tereshkovoy St., Kemerovo, 650000, Russian Federation; e-mail: [email protected]

PROVIDING CRITERIA FOR THE RESOURCE CONCEPTION OF POLITICAL INNOVATIONS

The article examines political innovations in terms of the social component and available resources. Typology of political innovations takes into account: the frequency of use, direction of social risk, political weight, recognizability of innovation elements, awareness of innovation participants, etc. Social resources are an important basis for the sociological study of political innovations. The author mentions the principles of diversity, leading goal, reasonable sufficiency, predictive variance, and resource security. Criteria of social resource reproduction in innovations include: quantitative and qualitative changes in resource composition; availability or inaccessibility of resources; manufacturability; public value; mobility; location of reserves. Political innovations are analysed taking into account such variables as time and historical memory of past

political events. On the basis of the network approach, the paper suggests considering promising ways of attracting intellectual social resources in order to support sociopolitical interaction. The Internet is seen as a major creative platform for positioning sociopolitical interests, initiating a dialogue between the people and the authorities, as well as for various innovations. At the same time, the author notes some difficulties in the development of innovative practices on the Internet. The article points out the importance of social resources in the formation of innovative environment of specific territories. In addition, the author singles out criteria for ensuring innovation processes: the effects of "resource socialization"; qualitative content of social resources; mobility of resources; willingness to use external resources; historical memory of the population on this territory. The author provides the results of a sociological research on the attitude of the population towards political innovations (the Kemerovo Region was taken as an example).

Keywords: social resources, political innovations, criteria of resource provision, innovative processes.

Контактная информация: адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 40, корп. 4;

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.