Научная статья на тему 'Политические мотивы в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков'

Политические мотивы в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1310
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / ПОЛИТИКА / КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ВЛАСТЬ / ROCK POETRY / POLICY / CONFLICT / POLITICAL PARTICIPATION / POWER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буйнов И. А.

Статья посвящена изучению феномена политического участия рок-поэтов в жизни российского общества и, в первую очередь, тому, какое отражение оно находит в их творчестве. Она призвана дать ответ на многочисленные вопросы и осветить споры, касающиеся так называемой аполитичности деятелей рок-направления. Приведенные в статье примеры наглядно демонстрируют активную гражданскую позицию рок-поэтов и их непосредственную включенность в политическую жизнь страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the phenomenon of political participation of rock poets in the life of the Russian society and, first of all, to its reflection in their art. The article rises numerous questions and the disputes concerning, the so-called, political apathies of figures of the rock direction. The examples presented in the article vividly show an active civic stand of rock poets and their direct inclusiveness in the political life of the country.

Текст научной работы на тему «Политические мотивы в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков»

И.А. Буйнов

Политические мотивы в рок-поэзии рубежа ХХ—ХХ1 веков

Статья посвящена изучению феномена политического участия рок-поэтов в жизни российского общества и, в первую очередь, тому, какое отражение оно находит в их творчестве. Она призвана дать ответ на многочисленные вопросы и осветить споры, касающиеся так называемой аполитичности деятелей рок-направления. Приведенные в статье примеры наглядно демонстрируют активную гражданскую позицию рок-поэтов и их непосредственную включенность в политическую жизнь страны.

Ключевые слова: рок-поэзия, политика, конфликт, политическое участие, власть.

Рок-поэзия как явление субкультуры (системы норм и ценностей, отличающих группу от большинства) в первую очередь связана с молодежью и молодежными движениями как неотъемлемой частью общества, характеризующейся совокупностью обособленных ценностей, традиций, обычаев, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Как и любая субкультура, и рок-поэзия, и молодежь характеризуются перманентными попытками формирования собственного мировоззрения, этики, эстетики, системы ценностей и форм бытования в обществе. На этой основе и происходит наиболее глубокое взаимопроникновение данных феноменов.

Особенно актуальными вопросы влияния рок-культуры на молодежь становятся сейчас, когда молодежная политика объявлена приоритетным направлением, закрепленным в «Концепции долгосрочного социально-

Литературоведение

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и в Приказе Минспорттуризма России № 72 от 23 декабря 2008 года «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации».

В науке и массовом сознании бытует убеждение, что рок-культура (рок-поэзия как составная часть явления) аполитична в самой своей основе. Б.Б. Гребенщиков так определил взаимоотношения политических систем и культуры: «Что касается политики, то скажу следующее. Музыканты не имеют даже права принимать какую-либо политическую сторону, их песни - для всех.

В.В. Маяковский показал, что нельзя наступать на горло собственной песне. Я думаю, что музыка всегда не зависит от политической ситуации. Музыка и политика - вещи несовместимые. Нет, их можно, разумеется, совместить, но это будет насильственное совмещение, потому что музыка выше. Музыка, как правило, остается, а политика - уходит. Я не помню, при каком правителе жил Иоганн Себастьян Бах. И мне до лампы. И я хотел бы, чтобы то же самое сказали про всех нас когда-нибудь» [http://www.rockhall.ru/rock/]. Однако необходимо отметить, что в данной ситуации Б.Б. Гребенщиков откровенно лукавит (что, по-нашему, является отличительной чертой системы его мировоззрения в целом): данное интервью было получено после встречи рок-музыкантов с заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым (также на встречи присутствовали Сергей Шнуров, Вячеслав Бутусов, продюсер группы «Сплин» Александр Пономарев, продюсер группы «ЧАЙФ» Дмитрий Гройсман, Земфира, Лева и Шура из «Би-2»), что уже само по себе свидетельствует в пользу наличия определенных, пусть и не тесных, отношений между представителями политики и культуры.

Чем можно объяснить данное противоречие? В первую очередь необходимо обратиться к определению понятия «политика» (греч. ПоХгак^ -«искусство управления государством») - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства [2, с. 689]. «Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти» [Там же, с. 690]. Кроме того, необходимо учитывать два важных понимания политики:

14 V.

1) консенсусное, исходящее из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагающее постепенное изживание конфликтов;

2) конфронтационное, исходящее из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми.

Таким образом, ни один из социальных слоев, в том числе принадлежащий к сфере субкультуры, не может быть поставлен вне политических отношений.

В 80-е годы ХХ века существовали контроль и цензура, призванные противодействовать рок-группам и авторам-исполнителям, «в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения» [1, с. 273]. Однако же советская идеология, как и многие правящие системы, возникавшие до нее, настойчиво пыталась прививать народу вкус к массовой культуре, находящейся на уровне обыденного понимания неподготовленного потребителя. И именно в противовес официальным эстетическим нормам, распространенным в обществе в эту эпоху, и возникает андеграундное течение в искусстве - рок-творчество, отражающее в то время конфронтационное понимание политики, построенное на оппозиции «свобода - запрет».

С переходом к демократическому устройству общества подпольные поэты и музыканты получили необходимую для творчества свободу, тем самым было снято основное противоречие, но это не говорит о том, что рок-культура оказалась исключенной из общественных процессов, а значит, и из политики. Перед государством по-прежнему стоят глобальные, охватывающие все сферы жизни общества, проблемы: экономическая, социальная, демографическая, культурная; проблемы толерантности и терроризма и т.д.

Можно выделить следующие мотивы в творчестве рок-поэтов, характеризующие их общественную позицию и взаимоотношения с «властью»:

1) мотивы согласия, партнерства, диалога / дискуссии;

2) мотив конфликта;

3) мотив несправедливости, отражающий несовершенство политических организаций как совокупности различных институтов, выражающих интересы личности, группы; выражающий несовершенство общества в целом;

4) мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки); собственно, власти.

Мотивы согласия и партнерства очень важны, они возникают из понимания необходимости консолидировать усилия в противостоянии

Филологические

науки

Литературоведение

негативным внутренним (социальная незащищенность, бедность, безработица) и внешним (агрессивная внешняя политика других стран, терроризм, ксенофобия и т.д.) состояниям общества.

Ю.Ю. Шевчук одним из первых увидел опасность в разъединении нации и указал на непреходящее значение единства и согласия:

Эй, россияне - вайнахи, марийцы, эвенки, башкиры,

Что нам рядиться, когда наша степь от пустынь до Пальмиры?

и далее:

Эй, россияне - славяне, лезгины, буряты, калмыки,

Что нам рядиться, когда наши души дождями омыты?

Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба.

Будда, Аллах, Иисус - все россияне, на всех одно небо! [6, с. 137]

В засилье иностранного поэт также видит угрозу для исконных ценностей российского общества:

Как на невольничьих рынках - стояла Россия голой На задворках Европы, с крылами до пола... [Там же, с. 168]

и:

Бей Макдональдсы - приемлю

Только наш родной лоток! [Там же, с. 165].

Еще раньше на проблему единения обратил внимание В. Цой: именно в единстве (с самим собой, окружающими людьми), во включенности в живую жизнь он видел залог счастья человека:

И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет,

Тебе найдется место у нас, дождя хватит на всех.

Посмотри на часы, посмотри на портрет на стене,

Прислушайся - там, за окном, ты услышишь наш смех. [3, с. 8] Мотив конфликта в разнообразных его проявлениях занимает важное место в творчестве рок-поэтов. Образ лирического рок-героя очень часто строится на основе этого мотива, тем самым указывая на противоречивость, неустроенность мироздания; на страдание, толкающее героя на поиски счастья (тем самым мотив конфликта теснейшим образом связан с мотивом несправедливости).

Часто мотив конфликта связан с желанием простого, понятного счастья и невозможностью его реализовать по тем или иным причинам; так у героя В. Цоя этот конфликт приобретает характер неразрешимого трагического противоречия:

И есть чем платить, но я не хочу Победы любой ценой.

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой,

Просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовет меня в путь... [3, с. 6]

Мотив конфликта лежит и в основе темы «свободы - подчинения»:

Где же ты теперь, воля-вольная?

С кем же ты сейчас

Ласковый рассвет встречаешь? Ответь.

Хорошо с тобой, да плохо без тебя:

Голову да плечи терпеливые под плеть,

Под плеть... [Там же, с. 16]

Вопросы, призыв к ответу и отсутствие самих ответов только подчеркивают трагичность положения лирического героя.

Конфликт «человек - общество» чрезвычайно важен для рок-поэтов: Мимо окон чужих, сам не свой, -Ветер в шею - по льду иду домой.

Поскользнусь, упаду, под деревьями оставлю Свой злой смех.

Все давно хотели, чтобы я ушел от всех. [4, с. 24]

Семейный конфликт также не обойден стороной:

На границе хмурых мужей и безутешных подруг,

Где празднуют годы столетней тихой войны,

Я тебя сберегу от старческих мук -Наши счеты и дни уже сочтены. [5, с. 13]

Однако конфликты не рождаются сами по себе, а являются следствием несправедливо устроенного общества, несовершенства человека:

Мой отец бывал пьян,

Он приходил по утрам И бил маму кнутом,

А я ее защищал И по щекам получал,

Гордился разбитым ртом.

Прошло так много лет,

Отца уж с нами нет:

Он отбыл в пьяной драке.

Спокойный и немой

Я слушал мамин вой

И хруст кнута в зубах собаки. [5, с. 53]

Иногда проблема несправедливости социального устройства звучит открыто:

Знают мои глаза сотни тысяч номеров квартир,

Кованы замки, щедрые столы - да все не нам! <... >

Филологические

науки

Литературоведение

Я бы рассказал, да не знаю - нужно ли тебе:

Грязь моих подошв, скоренькая жизнь, пустой карман? [4, с. 28]

и:

Приходила зима, закрывались окна.

Уходили со двора пьяные дети,

Кидающие камни по стеклам... [Там же, с. 26]

Мотивы власти, ценностей и приоритетов всегда играли важную роль в рок-творчестве. С ними связаны мотивы разочарования, часто декаданса, ощущения, что ушло нечто важное, неповторимое:

Москва ничему не верит,

Москва никому не простит.

Белоснежный уже ненужный китель На грязной стене висит. [5, с. 60]

Также можно найти и прямые оценки тех или иных общественных явлений:

Есть в демократии что-то такое,

До чего неприятно касаться рукою... [6, с. 171]

Таким образом, мы видим, что, несмотря на все заявления об аполитичности культуры и музыки, в рок-поэзии содержатся все средства поэтического реагирования на общественные явления, проблемы, вопросы, конфликты. Поэтому можно утверждать, что, так или иначе, рок-поэты включены в самую активную политическую жизнь, если понимать под политикой участие в делах государства и неравнодушие к судьбам человека и общества.

Необходимо подчеркнуть, что сложность проблем и серьезность их постановки в рок-поэзии делают ее важным средством на пути формирования лучших качеств личности в системе молодежной политики.

Библиографический список

1. Дидуров А. А. Четверть века в роке. М., 2005.

2. История России / Сост. С.В. Новиков. М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лучшие песни «Кино» / Сост. Ю.Г. Хацкевич. Минск, 2004.

4. Наше небо // Пилот. М., 2005.

5. Ночные снайперы. Песни. М., 2002.

6. Шевчук Ю.Ю., Башлачев А.Н. Поэты русского рока. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.