И.А. Буйнов
Политические мотивы в рок-поэзии рубежа ХХ—ХХ1 веков
Статья посвящена изучению феномена политического участия рок-поэтов в жизни российского общества и, в первую очередь, тому, какое отражение оно находит в их творчестве. Она призвана дать ответ на многочисленные вопросы и осветить споры, касающиеся так называемой аполитичности деятелей рок-направления. Приведенные в статье примеры наглядно демонстрируют активную гражданскую позицию рок-поэтов и их непосредственную включенность в политическую жизнь страны.
Ключевые слова: рок-поэзия, политика, конфликт, политическое участие, власть.
Рок-поэзия как явление субкультуры (системы норм и ценностей, отличающих группу от большинства) в первую очередь связана с молодежью и молодежными движениями как неотъемлемой частью общества, характеризующейся совокупностью обособленных ценностей, традиций, обычаев, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Как и любая субкультура, и рок-поэзия, и молодежь характеризуются перманентными попытками формирования собственного мировоззрения, этики, эстетики, системы ценностей и форм бытования в обществе. На этой основе и происходит наиболее глубокое взаимопроникновение данных феноменов.
Особенно актуальными вопросы влияния рок-культуры на молодежь становятся сейчас, когда молодежная политика объявлена приоритетным направлением, закрепленным в «Концепции долгосрочного социально-
Литературоведение
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и в Приказе Минспорттуризма России № 72 от 23 декабря 2008 года «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации».
В науке и массовом сознании бытует убеждение, что рок-культура (рок-поэзия как составная часть явления) аполитична в самой своей основе. Б.Б. Гребенщиков так определил взаимоотношения политических систем и культуры: «Что касается политики, то скажу следующее. Музыканты не имеют даже права принимать какую-либо политическую сторону, их песни - для всех.
В.В. Маяковский показал, что нельзя наступать на горло собственной песне. Я думаю, что музыка всегда не зависит от политической ситуации. Музыка и политика - вещи несовместимые. Нет, их можно, разумеется, совместить, но это будет насильственное совмещение, потому что музыка выше. Музыка, как правило, остается, а политика - уходит. Я не помню, при каком правителе жил Иоганн Себастьян Бах. И мне до лампы. И я хотел бы, чтобы то же самое сказали про всех нас когда-нибудь» [http://www.rockhall.ru/rock/]. Однако необходимо отметить, что в данной ситуации Б.Б. Гребенщиков откровенно лукавит (что, по-нашему, является отличительной чертой системы его мировоззрения в целом): данное интервью было получено после встречи рок-музыкантов с заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым (также на встречи присутствовали Сергей Шнуров, Вячеслав Бутусов, продюсер группы «Сплин» Александр Пономарев, продюсер группы «ЧАЙФ» Дмитрий Гройсман, Земфира, Лева и Шура из «Би-2»), что уже само по себе свидетельствует в пользу наличия определенных, пусть и не тесных, отношений между представителями политики и культуры.
Чем можно объяснить данное противоречие? В первую очередь необходимо обратиться к определению понятия «политика» (греч. ПоХгак^ -«искусство управления государством») - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства [2, с. 689]. «Политика, таким образом, представляет собой участие в делах государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти» [Там же, с. 690]. Кроме того, необходимо учитывать два важных понимания политики:
14 V.
1) консенсусное, исходящее из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагающее постепенное изживание конфликтов;
2) конфронтационное, исходящее из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми.
Таким образом, ни один из социальных слоев, в том числе принадлежащий к сфере субкультуры, не может быть поставлен вне политических отношений.
В 80-е годы ХХ века существовали контроль и цензура, призванные противодействовать рок-группам и авторам-исполнителям, «в творчестве которых допускается искаженное отражение советской действительности, пропагандируются чуждые нашему обществу идеалы и настроения» [1, с. 273]. Однако же советская идеология, как и многие правящие системы, возникавшие до нее, настойчиво пыталась прививать народу вкус к массовой культуре, находящейся на уровне обыденного понимания неподготовленного потребителя. И именно в противовес официальным эстетическим нормам, распространенным в обществе в эту эпоху, и возникает андеграундное течение в искусстве - рок-творчество, отражающее в то время конфронтационное понимание политики, построенное на оппозиции «свобода - запрет».
С переходом к демократическому устройству общества подпольные поэты и музыканты получили необходимую для творчества свободу, тем самым было снято основное противоречие, но это не говорит о том, что рок-культура оказалась исключенной из общественных процессов, а значит, и из политики. Перед государством по-прежнему стоят глобальные, охватывающие все сферы жизни общества, проблемы: экономическая, социальная, демографическая, культурная; проблемы толерантности и терроризма и т.д.
Можно выделить следующие мотивы в творчестве рок-поэтов, характеризующие их общественную позицию и взаимоотношения с «властью»:
1) мотивы согласия, партнерства, диалога / дискуссии;
2) мотив конфликта;
3) мотив несправедливости, отражающий несовершенство политических организаций как совокупности различных институтов, выражающих интересы личности, группы; выражающий несовершенство общества в целом;
4) мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки); собственно, власти.
Мотивы согласия и партнерства очень важны, они возникают из понимания необходимости консолидировать усилия в противостоянии
Филологические
науки
Литературоведение
негативным внутренним (социальная незащищенность, бедность, безработица) и внешним (агрессивная внешняя политика других стран, терроризм, ксенофобия и т.д.) состояниям общества.
Ю.Ю. Шевчук одним из первых увидел опасность в разъединении нации и указал на непреходящее значение единства и согласия:
Эй, россияне - вайнахи, марийцы, эвенки, башкиры,
Что нам рядиться, когда наша степь от пустынь до Пальмиры?
и далее:
Эй, россияне - славяне, лезгины, буряты, калмыки,
Что нам рядиться, когда наши души дождями омыты?
Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба.
Будда, Аллах, Иисус - все россияне, на всех одно небо! [6, с. 137]
В засилье иностранного поэт также видит угрозу для исконных ценностей российского общества:
Как на невольничьих рынках - стояла Россия голой На задворках Европы, с крылами до пола... [Там же, с. 168]
и:
Бей Макдональдсы - приемлю
Только наш родной лоток! [Там же, с. 165].
Еще раньше на проблему единения обратил внимание В. Цой: именно в единстве (с самим собой, окружающими людьми), во включенности в живую жизнь он видел залог счастья человека:
И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет,
Тебе найдется место у нас, дождя хватит на всех.
Посмотри на часы, посмотри на портрет на стене,
Прислушайся - там, за окном, ты услышишь наш смех. [3, с. 8] Мотив конфликта в разнообразных его проявлениях занимает важное место в творчестве рок-поэтов. Образ лирического рок-героя очень часто строится на основе этого мотива, тем самым указывая на противоречивость, неустроенность мироздания; на страдание, толкающее героя на поиски счастья (тем самым мотив конфликта теснейшим образом связан с мотивом несправедливости).
Часто мотив конфликта связан с желанием простого, понятного счастья и невозможностью его реализовать по тем или иным причинам; так у героя В. Цоя этот конфликт приобретает характер неразрешимого трагического противоречия:
И есть чем платить, но я не хочу Победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой,
Просто остаться с тобой,
Но высокая в небе звезда зовет меня в путь... [3, с. 6]
Мотив конфликта лежит и в основе темы «свободы - подчинения»:
Где же ты теперь, воля-вольная?
С кем же ты сейчас
Ласковый рассвет встречаешь? Ответь.
Хорошо с тобой, да плохо без тебя:
Голову да плечи терпеливые под плеть,
Под плеть... [Там же, с. 16]
Вопросы, призыв к ответу и отсутствие самих ответов только подчеркивают трагичность положения лирического героя.
Конфликт «человек - общество» чрезвычайно важен для рок-поэтов: Мимо окон чужих, сам не свой, -Ветер в шею - по льду иду домой.
Поскользнусь, упаду, под деревьями оставлю Свой злой смех.
Все давно хотели, чтобы я ушел от всех. [4, с. 24]
Семейный конфликт также не обойден стороной:
На границе хмурых мужей и безутешных подруг,
Где празднуют годы столетней тихой войны,
Я тебя сберегу от старческих мук -Наши счеты и дни уже сочтены. [5, с. 13]
Однако конфликты не рождаются сами по себе, а являются следствием несправедливо устроенного общества, несовершенства человека:
Мой отец бывал пьян,
Он приходил по утрам И бил маму кнутом,
А я ее защищал И по щекам получал,
Гордился разбитым ртом.
Прошло так много лет,
Отца уж с нами нет:
Он отбыл в пьяной драке.
Спокойный и немой
Я слушал мамин вой
И хруст кнута в зубах собаки. [5, с. 53]
Иногда проблема несправедливости социального устройства звучит открыто:
Знают мои глаза сотни тысяч номеров квартир,
Кованы замки, щедрые столы - да все не нам! <... >
Филологические
науки
Литературоведение
Я бы рассказал, да не знаю - нужно ли тебе:
Грязь моих подошв, скоренькая жизнь, пустой карман? [4, с. 28]
и:
Приходила зима, закрывались окна.
Уходили со двора пьяные дети,
Кидающие камни по стеклам... [Там же, с. 26]
Мотивы власти, ценностей и приоритетов всегда играли важную роль в рок-творчестве. С ними связаны мотивы разочарования, часто декаданса, ощущения, что ушло нечто важное, неповторимое:
Москва ничему не верит,
Москва никому не простит.
Белоснежный уже ненужный китель На грязной стене висит. [5, с. 60]
Также можно найти и прямые оценки тех или иных общественных явлений:
Есть в демократии что-то такое,
До чего неприятно касаться рукою... [6, с. 171]
Таким образом, мы видим, что, несмотря на все заявления об аполитичности культуры и музыки, в рок-поэзии содержатся все средства поэтического реагирования на общественные явления, проблемы, вопросы, конфликты. Поэтому можно утверждать, что, так или иначе, рок-поэты включены в самую активную политическую жизнь, если понимать под политикой участие в делах государства и неравнодушие к судьбам человека и общества.
Необходимо подчеркнуть, что сложность проблем и серьезность их постановки в рок-поэзии делают ее важным средством на пути формирования лучших качеств личности в системе молодежной политики.
Библиографический список
1. Дидуров А. А. Четверть века в роке. М., 2005.
2. История России / Сост. С.В. Новиков. М., 1997.
3. Лучшие песни «Кино» / Сост. Ю.Г. Хацкевич. Минск, 2004.
4. Наше небо // Пилот. М., 2005.
5. Ночные снайперы. Песни. М., 2002.
6. Шевчук Ю.Ю., Башлачев А.Н. Поэты русского рока. СПб., 2005.