Научная статья на тему 'Политические механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества в современной государственной экологической политике регионов России'

Политические механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества в современной государственной экологической политике регионов России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС / POLICY INSTRUMENTS / ENVIRONMENTAL POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION / BUSINESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уварова Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы реализации современной экологической политики в России и ее регионах, оцениваются политические механизмы, как инструменты влияния государства на субъекты рыночных отношений, осуществляющих природопользование, выявляются границы политических интересов гражданского общества в обеспечении защиты окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Уварова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT, BUSINESS AND SOCIETY IN THE MODERN STATE ENVIRONMENTAL POLICY REGIONS OF RUSSIA

The article examines problems of implementation of modern environmental policy in Russia and its regions, evaluated policy instruments, as the instruments of state influence on the market subjects, engaged in environmental management, identifies the boundaries of the political interests of civil society in protecting the environment.

Текст научной работы на тему «Политические механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества в современной государственной экологической политике регионов России»

10 Ансимов Ю.Н., Алтунин В.Н. Антитеррористическая деятельность и борьба с экстремизмом. Майкоп: Качество, 2003. 484 с.

Dzachova Larisa Hasanovna, Doctor of Political Science, professor of the department of general history and political science; North Ossetian state university of name K.L. Khetagurova (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected] Tsakhilov Timur Olegovich, graduate student of the department of general history and political science; North Ossetian state university of name K.L. Khetagurova (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: [email protected] CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM AS THE CEMENTING FACTOR IN TODAY'S POLITICAL TRANSITION Abstract

Awareness of identity as a phenomenon and as an institution is very important for a modern person. It is in the difficult position of permanent choice. Problem of Russian identity and the formation of a sense of patriotism was a defining trend in this study.

Keywords: identity, patriotism, determination, transit, policy risks, reforms, intersocial, interpolitical, interparty, ideological intensions, civil consolidation.

УДК 321.02

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМ1 ОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

Уварова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов Галина и природопользования, Южно-Российский институт управления -

Геннадьевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации современной экологической политики в России и ее регионах, оцениваются политические механизмы, как инструменты влияния государства на субъекты рыночных отношений, осуществляющих природопользование, выявляются границы политических интересов гражданского общества в обеспечении защиты окружающей среды.

Ключевые слова: политические механизмы, экологическая политика, государственное управление,бизнес.

Недра, леса, водные ресурсы нашей страны - неотъемлемый компонент глобальной экологической и экономической системы. И здесь, необходимо отметить, что от того, насколько эффективно и рационально будет использоваться природный потенциал, зависит как развитие мировой промышленности, так и экологическое состояние всей планеты.

Сегодня экологизация ключевых сфер экономики является одним из приоритетов для передовых стран мира. Наша страна не должна оставаться в стороне от глобального тренда. Сохранность и преумножение «длинных денег» - национального богатства России в виде ее природных ресурсов - доверено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды). Если кратко сформулировать, для чего работает министерство, то его миссией является обеспечение рационального природопользования, исключающего истощение природных

ресурсов и ухудшение окружающей среды, оно - основной регулятор отношений в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Накопленный экологический ущерб - проблема, до которой еще 15 лет назад никому не было дела. Между тем, в последние годы работа над ее решением активизировалась. И если раньше мероприятия по очистке территорий, пострадавших от деятельности хозяйствующих субъектов, проводились точечно, в рамках «пилотных» проектов, то сегодня Минприроды была создана серьезная основа для комплексной федеральной уборки. Так, за последний период в ходе масштабной инвентаризации на карте страны было выявлено свыше 300 «горячих точек», утвержден Комплекс первоочередных мер по решению проблемы накопленного ущерба, разработана соответствующая федеральная целевая программа (ФЦП), в рамках которой должна быть проведена системная работа по ликвидации основных видов загрязнений. ФЦП позволит провести рекультивацию и вовлечь в оборот до 150 тысяч га загрязненных земель, а также улучшить состояние окружающей среды почти в 200 «горячих точках», расположенных, в том числе, и в Арктической зоне. Какой главный результат должен быть достигнут в рамках реализации ФЦП? 15 миллионов человек в разных регионах страны вздохнут свободнее. В то же время, на комплексную реализацию федеральной целевой программы необходимо привлечь свыше 200 млрд. руб., из которых 116 млрд. составляют средства федерального бюджета [1]. Осознавая масштаб необходимых затрат, Минприроды был подготовлен законопроект о возмещении вреда окружающей среде, в том числе, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. Одной из важных задач этого документа должно стать стимулирование использования механизмов государственно-частного партнерства для ликвидации накопленного ущерба.

Серьезное значение имеет также экологическая ФЦП по охране озера Байкал. Немаловажным является тот факт, что за 40 лет существования целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) - это первая целевая программа, направленная на решение экологических проблем байкальской территории. В соответствии с ней, в 2013 г. началась ликвидация отходов, накопленных в результате его деятельности (речь идет о более 6 млн. т отходов производства, негативно влияющих на уникальную экосистему озера). Принятое Правительством решение о закрытии БЦБК является важной экологической победой. Именно оно позволило снять многолетний вопрос об изменении статуса озера Байкал с «объекта, находящегося под угрозой» на «объект Всемирного природного наследия». В настоящее время прикладываются все усилия, чтобы хозяйственная деятельность на Байкальской природной территории, в первую очередь в ее центральной экологической зоне - не наносила ущерб природе. В то же время, сегодня проводится инвентаризация подобных объектов в Крыму и Севастополе.

Если анализировать данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, то в целом они стабильны с некоторой тенденцией к снижению. Несмотря на то, что степень загрязнения воздуха в большинстве крупных городов, по статистике, остается высокой, в отдельных регионах мы фиксируем и положительные изменения. Так, в Сочи благодаря модернизации транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетики и ряда других направлений атмосферный воздух стал чище в 2 раза по сравнению с декабрем 2007 г., то есть до начала олимпийской стройки (с 1,2 ПДК до 0,6 ПДК).

Важным прорывом в борьбе с загрязнением воздуха стало решение Правительства России повысить ставки платы за выбросы от сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) - основного загрязнителя в масштабах страны. Подведенные итоги показали, что ужесточение мер в этой сфере дает хорошие результаты и является эффективным. Ожидается, что в 2015 г. утилизация ПНГ составила запланирован-

ные 95%. Не менее острой сегодня представляется проблема чистой воды. Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса и Северного Кавказа. Причины такой ситуации - отсутствие у предприятий стимулов к экологической модернизации, строительству очистных сооружений, реализации «зеленых проектов».

Важной составляющей управленческого механизма обеспечения реализации стратегических целей является обеспечение природными ресурсами экономики России, поскольку вклад природно-ресурсного комплекса в экономику страны составляет более половины доходов федерального бюджета и свыше 70% экспортных поступлений. Очевидно, что инвестиции направляются туда, где есть правила и необходимые стимулы. При активном участии Минприроды был принят целый комплекс законов, включающих введение налоговых каникул по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым, дифференциацию ставок НДПИ при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, установление особого налогового режима при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе. В частности, предлагается уменьшать НДПИ на сумму затрат на геологоразведку, предусмотреть возможность рассрочки уплаты разовых платежей, а также разработать механизм приостановки налоговых льгот для компаний, нарушающих лицензии. Для повышения инвестиционной привлекательности геологоразведки увеличен до 7 лет срок геологического изучения в удаленных и труднодоступных областях, рассекречены сведения по запасам углеводородного сырья, утверждена новая Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов. Государственной Думой приняты поправки, предусматривающие изменение критериев отнесения к участкам недр федерального значения (в части проявлений никеля, платины, россыпных месторождений алмазов и золота). В 2014 г. рассматривалось введение механизма предварительных гарантий по участкам недр федерального значения первооткрывателям и заявительного принципа предоставления прав на геологическое изучение недр. Таким образом, многое делается как для устранения административных барьеров, сдерживающих недропользование, так и для совершенствования системы управления фондом недр в целом.

Одна из ключевых стратегических задач - повышение эффективности освоения лесов, создание цепочек добавленной стоимости в отрасли, и, как следствие, рост капитализации лесного сектора. В целях решения этой задачи были утверждены Правительством России «Основы государственной лесной политики России». Это событие стало хорошим результатом государственной политики России по защите окружающей среды в сфере лесных отношений. Поэтому для повышения инвестиционной привлекательности и стимулирования производства продуктов с высокой добавленной стоимостью в лесном секторе подготовлен ряд законопроектов. В частности, для обеспечения приоритетного доступа к лесным ресурсам предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины, предусматривается проведение конкурсов на право заключать договоры аренды. Критерием отбора при этом станет наличие производственных мощностей и глубина переработки древесины. Другой законопроект облегчает доступ к лесным ресурсам малому и среднему бизнесу, дает право на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. По мнению представителей бизнес-сообщества, эти документы имеют огромное значение для тех, кто занимается глубокой переработкой древесины [2].

Однако, нельзя забывать, что наращивая лесопользование, необходимо обеспечить и его качественное восстановление. В связи с этим, в 2014 г. был принят Федеральный закон о специализированных учреждениях, который направлен на формирование эффективных организаций, основная деятельность которых - ох-

рана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, и, конечно, воспроизводство лесов. Кроме того, одним из ключевых достижений в сфере нормативно-правового регулирования лесного хозяйства стало внесение изменений в Лесной кодекс в части создания системы учета древесины и контроля за ее оборотом. Эффективная реализация данного закона, предполагающая подготовку значительного числа подзаконных актов - 16 актов Правительства, 7 ведомственных нормативных правовых актов, также является одной из приоритетных задач. Важной составляющей обеспечения экономики страны лесными ресурсами является их защита от пожаров, поскольку, напряженная лесопожарная ситуация показывает, что эта проблема еще не решена и продолжает требовать повышенного внимания. В связи с этим, в области охраны лесов от пожаров реализуются следующие приоритетные задачи: зонирование лесного фонда по зонам экономической и экологической целесообразности применения авиационных и наземных сил и средств пожаротушения; разработка региональных проектов противопожарного обустройства субъектов РФ с закреплением зон ответственности по выполнению мер пожарной безопасности; создание механизмов экономического стимулирования вовлечения общественности и муниципалитетов в работу по профилактике лесных пожаров и персонали-зации ответственности. Это особенно важно, поскольку человеческий фактор в возникновении пожаров играет ключевую роль.

Актуальным направлением реализации государственной политики в сфере рационального природопользования является обеспечение экономики страны качественными водными ресурсами. Для решения этой задачи была принята ФЦП по развитию водохозяйственного комплекса. Так, в регионах, где традиционно наблюдается дефицит воды, продолжается строительство ресурсообразующих объектов, были завершены работы по реконструкции и строительству 4 водохранилищ комплексного назначения, которые будут снабжать водой 300 тыс. чел. [3]. В 2014 году количество вододефицитных регионов увеличилось за счет двух новых субъектов -Крыма и Севастополя. Как известно, эта проблема для жителей полуострова является болезненной, и Минприроды, и Росводресурсы совместно с коллегами из других федеральных органов власти уделяет ее решению повышенное внимание.

Еще одной важной задачей, в сфере гарантированного водообеспечения, является снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и улучшение их экологического статуса. Для решения этой задачи сегодня применяется субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на инвестиции в строительство и модернизацию комплексов очистных сооружений. В 2013 г. были выделены государственные субсидии в размере более полумиллиарда рублей для осуществления 18 инвестиционных проектов с использованием внебюджетных источников финансирования (в объеме свыше 11,6 млрд рублей), а также софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации (в размере 5,7 млрд рублей). Принятыми в 2013 г. поправками в Водный кодекс и отдельные законы Российской Федерации обеспечено ужесточение административной ответственности за нарушения водного законодательства, а также за ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования. Создана правовая основа для реализации принципа «загрязнитель платит». Впервые разграничена ответственность за негативное воздействие на водные объекты организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Для самих абонентов устанавливаются нормативы допустимых сбросов. Кроме того, и водоканалам и их абонентам уменьшается плата за негативное воздействие на окружающую среду на величину фактически произведенных ими затрат на реализацию очистных мероприятий. Важно, что в текущем периоде, сохранилась положительная динамика численности основных видов охотничьих животных, что

свидетельствует о реализации принципа устойчивого использования животного мира и гарантированного обеспечения населения и экономики страны данными ресурсами.

В области защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений обеспечивается гидрометеорологическая безопасность и защита граждан и объектов инфраструктуры. В 2013 г. было построено 22 объекта инженерной защиты территорий от наводнений общей протяженностью 167 км. Это обеспечило безопасное проживание для 200 тыс. человек. В рамках «водной» ФЦП запущен механизм софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ в области использования и охраны водных объектов. Эти программы прошли конкурсный отбор для софинансирования, всего на конкурс были представлены программы 67 субъектов Российской Федерации.

Хорошим примером работы со многими опасными природными явлениями стало обеспечение противолавинной, противоселевой и противооползневой защиты олимпийских объектов, метеорологическое обеспечение Олимпийских игр. Оно заслужило высокую оценку Международного олимпийского комитета и Всемирной метеорологической организации. Безусловно, для защиты от опасных природных явлений требуется дальнейшее технологическое обновление отрасли.

Вместе с тем, прозрачность и готовность к публичному диалогу - необходимые условия успешной работы, обеспечивающей эффективное взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти. Об этом свидетельствует деятельность Общественного совета при Минприроды, в состав которого входят руководители Гринпис и WWF, авторитетные ученые и представители Общественной палаты.

Таким образом, учитывая необходимость обеспечения совершенствования процедуры и методологии оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) и ее учет при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки (СЭО), необходимо: установить требования по проведению ОВОС, включая оценку трансграничного воздействия на окружающую среду; закрепить необходимость включения в состав документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, материалов ОВОС, включая оценку трансграничного воздействия на окружающую среду, и материалов консультаций, проводимых на основе документации об ОВОС; установить основания проведения СЭО, основные требования к ее проведению и содержанию; уточнить объекты государственной экологической экспертизы в связи с введением СЭО; закрепить положения о необходимости проведения СЭО в отношении планов и программ, связанных с использованием континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, документации по территориальному планированию; наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полномочиями по проведению СЭО; определить механизмы обеспечения участия общественности в процедурах ОВОС.

Литература

1. Минприроды готово искать новые стимулы, в том числе налоговые, чтобы частный бизнес больше вкладывал в геологоразведку //Официальный портал Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации //- [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения 10.12.2015г.).

2. Официальный портал общероссийской общественной организация «Зеленый патруль» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.greenpatrol.ru/ecoreiting/ (дата обращения 15.12.2015г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012г. №350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах// http://www.consultant.ru/.

Uvarova Galina Gennadyevna, Candidate of Economic Sciences, Docent of Cathedra of Economics, Finance and natural resource management; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

POLITICAL MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT, BUSINESS AND SOCIETY IN THE MODERN STATE ENVIRONMENTAL POLICY REGIONS OF RUSSIA

Abstract

The article examines problems of implementation of modern environmental policy in Russia and its regions, evaluated policy instruments, as the instruments of state influence on the market subjects, engaged in environmental management, identifies the boundaries of the political interests of civil society in protecting the environment.

Keywords: policy instruments, environmental policy, public administration, business.

УДК 323.1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАЛ ОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЛАСТИ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

доктор политических наук, директор Центра этнополитических исследований, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный университет (357500, Россия, Пятигорск, пр. Калинина, 9). E-mail: [email protected]

аспирант кафедры креативно-инновационного управления и права, Пятигорский государственный университет (357500, Россия, Пятигорск, пр. Калинина, 9). E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается политическое содержание диалоговых механизмов власти и этноконфессиональных институтов гражданского общества в СКФО. Обосновывается политическая актуализация диалога власти и гражданского общества в его этнокультурной модели, группируются апробированные механизмы данного диалога в динамике этноконфессионального самоопределения в СКФО.

Ключевые слова: этноконфессиональное самоопределение, диалоговый механизм, общественно-консультативные советы, актуализация общественно-политической сферы, гражданско-политическое единство, национальная политика.

Современное состояние диалоговых механизмов власти и этноконфессио-нальных институтов гражданского общества в Северо-Кавказском регионе детерминировано стационарными объективными социокультурными и общественно-политическими обстоятельствами. Данные обстоятельства имеют, с одной стороны, долговременную природу, а, с другой стороны, характеризуются определенной динамикой, как содержания, так и формы [1].

Аствацатурова Майя

Арташесовна

Линец Иван

Александрович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.