Научная статья на тему 'Политические кредиты Запада и политические уступки М. С. Горбачева. 1990-1991 гг'

Политические кредиты Запада и политические уступки М. С. Горбачева. 1990-1991 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1929
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / США / ФРГ / М. С. ГОРБАЧЕВ / ДЖ. БУШ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТУПКИ / ПЕРЕГОВОРЫ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ / ВСТРЕЧА С ЛИДЕРАМИ "СЕМЕРКИ" / ЛОНДОН / ВАШИНГТОН / МОСКВА / USSR / USA / MIKHAIL GORBACHEV / G. BUSH / ECONOMIC AND FINANCIAL AID / POLITICAL CONCESSIONS / NEGOTIATION / GERMAN REUNIFICATION / G7 SUMMIT / LONDON / WASHINGTON / MOSCOW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полынов Матвей Федорович

В статье отмечается, что в позднее перестроечный период в 1990-1991 гг. экономическая и финансовая помощь Советскому Союзу со стороны западных стран, особенно ФРГ и США, носила политически мотивированный характер. Получая эту по-мощь, М.С. Горбачев нередко платил за это политическими уступками как в области внешней, так и внутренней политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

West political loans and M.S. Gorbachev’s political concessions. 1990-1991

The article notes that in the late period of «perestroika» 1990-1991 economic and financial aid to the Soviet Union from Western countries, particularly from Germany and the USA, were politically motivated. Getting this assistance, Mikhail Gorbachev was often paid for this political concessions in the area of foreign and internal policy.

Текст научной работы на тему «Политические кредиты Запада и политические уступки М. С. Горбачева. 1990-1991 гг»

М. Ф. Полынов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРЕДИТЫ ЗАПАДА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТУПКИ М. С. ГОРБАЧЕВА. 1990-1991 гг.

Между внутренней и внешней политикой государства существует тесная взаимосвязь. Правильно сформулированные цели и их реализация в области внешней политики способствуют динамичному внутреннему развитию страны, равно как и экономическая, финансовая и политическая устойчивость государства влияет на содержание внешнеполитической деятельности государства.

Пока в 1985-1988 гг. экономическое развитие СССР было относительно устойчивым, а политическое положение благополучным, Горбачев во внешней политике выдвигал крупные инициативы и уверенно утверждал себя на мировой арене как лидер сверхдержавы, равный лидеру противостоящей сверхдержавы - США. Однако мало продуманные экономические реформы, проводившиеся в стране, уже к 1989 г. привели к серьезному ухудшению экономической ситуации, а с лета - осени 1990 г. Советский Союз вступил в стадию необратимого системного кризиса. Его проявлениями были падение темпов экономического развития, кризис снабжения населения продовольственными и промышленными товарами и введение во многих городах карточной системы.

Ухудшилось также валютное положение страны. Внешний долг с 28,3 млрд рублей в 1985 г. вырос до 95,3 млрд в 1991 г., то есть он увеличился более чем в три раза. Вырос также внутренний долг. На начало 1989 г. он составлял, по оценкам главы правительства СССР Н. И. Рыжкова, 314 млрд рублей1, а на октябрь 1991 г. - уже 890 млрд рублей2.

К этому следует добавить углубляющийся политический кризис, усиление сепаратистских тенденций во всех союзных республиках, обострение межнациональных отношений, ослабление центральной союзной власти.

Все эти факторы оказывали серьезное влияние на внешнеполитическую деятельность М. С. Горбачева, который вынужден был в этих условиях систематически обращаться с просьбами, в первую очередь к руководителям западных стран, о предоставлении Советскому Союзу экономической

и финансовой помощи. «Примерно с середины 1990 г., - отмечает К. Н. Бру-тенц, — все беседы Горбачева с иностранными деятелями содержат просьбы о экономической и финансовой помощи... Не считая международных финансовых организаций, с просьбой о помощи в общей сложности обращались к 12 государствам, не была обойдена ни одна страна. Вряд ли нужно доказывать, что при такой финансовой ситуации, при обязательном "просительном" обращении равноправные переговоры и компромиссы были невозможны»3.

Западные партнеры по переговорам хорошо понимали положение, в котором оказался Советский Союз. Отсюда новый тон диалога. Пока главной проблемой на международных переговорах являлось сокращение ядерных вооружений, а страны обладали примерным военно-стратегическим паритетом, они готовы были вести долгие изнурительные переговоры, но это были переговоры в целом равных международных субъектов. Теперь, столкнувшееся с валютно-финансовым кризисом, не способное само с ним справиться, советское руководство просило экономической поддержки, от равенства не осталось и следа. Горбачев в важнейших политических вопросах вынужден был считаться с навязанными ему правилами. Речь в завуалированной форме фактически шла о кредитах в обмен на политические решения. Подобная политика западных стран в литературе получила отражение в термине «политические кредиты»4.

Начиная с 1990 г., на переговорах с западными лидерами, особенно с американскими - госсекретарем Джемсом Бейкером и президентом Джорджем Бушем, экономические и политические реформы в СССР, условия предоставления ему кредитов постоянно ставились в повестку дня. С этого времени вопрос о кредитах и экономической помощи при определенных условиях, становится одной из главных форм давления Запада, особенно США, на Горбачева при решении как крупных международных, так и внутренних проблем.

Влияние кредитного вопроса и экономической помощи на позицию М. С. Горбачева просматривается в проблеме объединения Германии. Тема экономической помощи и кредитов Советскому Союзу со стороны ФРГ неоднократно являлась предметом переговоров на самых разных уровнях. Немецкая сторона, как правило, положительно реагировала на просьбы советского руководства и этим добивалась лояльности со стороны Горбачева в важнейшем для ФРГ вопросе - об объединении Германии, причем на западных условиях. Еще 9 декабря 1989 г. Генсек на Пленуме ЦК КПСС заявил: «Мы со всей решительностью подчеркиваем, что ГДР в обиду не

дадим, это наш стратегический союзник и член Варшавского договора. Необходимо исходить из сложившихся после войны реальностей — существования двух суверенных германских государств, членов ООН. Отход от этого грозит дестабилизацией в Европе»5.

Однако через месяц - 8 января 1990 г. СССР вынужден был обратиться к правительству ФРГ с просьбой об оказании продовольственной помощи. Советский посол в Бонне Ю. А. Квицинский передал от имени высшего советского руководства канцлеру Гельмуту Колю настоятельную просьбу о срочном предоставлении Советскому Союзу продовольственной помощи в больших размерах. Уже через две недели из Бонна последовал положительный ответ. Правительство ФРГ согласилось в течение двух месяцев поставить в СССР 52 000 тонн консервов говяжьей тушенки, 50 000 тонн свинины, 20 000 тонн сливочного масла, 15 000 тонн молочного порошка, 5 000 тонн сыра. Для обеспечения «дружественной цены» из федерального бюджета было выделено в качестве дотаций 220 млн немецких марок6. Столь значительная поддержка западногерманским правительством М. С. Горбачева, как подчеркивается самими немецкими политиками, могла

" 7

оказать влияние на его дальнейшую позицию по германскому вопросу7.

26 января 1990 г. под руководством Генерального секретаря ЦК КПСС произошло историческое совещание, в котором приняли участие четыре члена Политбюро Н. И. Рыжков, Э. А. Шеварднадзе, В. А. Крючков, А. Н. Яковлев, а также В. М. Фалин, А. С. Черняев, Г. Х. Шахназаров, С. Ф. Крючков, Р. П. Федоров. На нем произошло радикальное изменение советской политики по данному вопросу. Новый курс Горбачева теперь заключался в признании политики объединения Германии8. Обратим внимание на то, что между декабрьским 1989 г. Пленумом ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев категорически выступил против объединения Германии и совещанием 26 января прошло примерно 1,5 месяца. За это короткое время советское руководство коренным образом поменяло свою позицию по этому вопросу. Можно утверждать, что германская продовольственная помощь оказала известное влияние на советскую позицию. Вместе с тем, было бы большим преувеличением считать, что именно она оказала решающее воздействие на изменение позиции Горбачева. При анализе данного вопроса нужно учитывать целый комплекс факторов, среди которых определенную роль сыграло и данное обстоятельство.

В дальнейшем, в отношениях между СССР и ФРГ важное место стал занимать кредитный вопрос. Серьезное внимание ему было уделено во

время переговоров между М. С. Горбачевым и личным представителем федерального канцлера Хорстом Тельчиком, прибывшим в Москву с секретным визитом 14 мая 1990 г. Х. Тельчик недвусмысленно заявил, что возможные договоренности в финансовой сфере являются «частью общего пакета решений» по германскому вопросу, а потому будут «крайне полезны для «сферы, где ведет обсуждение Э. А. Шеварднадзе, чтобы там поутихли споры»9.

В опубликованной стенограмме беседы эти фразы не зафиксированы, но сохранена просьба М. С Горбачева о 15-20 млрд германских кредитов для Советского Союза, из которых 1,5-2 млрд «требуется как можно скорее»10.

Стремление получить кредиты и заключить необходимые экономические соглашения вынуждало советское руководство соглашаться с навязанными извне политическими условиями, ограничивавшими самостоятельность внутренней и внешней политики СССР. Крупные экономические и политические решения в стране, а также решения, касающиеся внешней политики, принимались горбачевским руководством в значительной степени с учетом западных оценок и влияния.

Накануне и во время советско-американской встречи в Вашингтоне в конце мая - начале июня 1990 г. Горбачев лично и члены его команды обращались к Дж. Бушу и Дж. Бейкеру с просьбой предоставить СССР кредит на «преодоление внутренних трудностей» в размере примерно 20 млрд долларов. Советско-американские отношения становились все менее равноправными. «Они уступили место личной приязни М. С. (Горбачева. — М. П.) к американскому партнеру, жажде завоевать его доверие»11. Косвенное подтверждение этому можно найти и в воспоминаниях самого Дж. Буша. Вспоминая об ужине с Горбачевым в Кемп-Дэвиде 2 июня 1990 г., он записал в дневнике: «Он был очень взволнован, у него перехватывало горло, когда он заговорил о складывающихся новых отношениях

12

между нашими странами»12.

Возможность получения подобного кредита американский президент связывал с политикой Горбачева по прекращению экономической и военной помощи Кубе, более гибкой (читай: более прозападной — М. П.) позицией в отношении германского вопроса, а также советскими экономическими реформами и отношением к Прибалтике. «До тех пор, пока мы видим вашу приверженность принципу самоопределения (прибалтийских республик -М. П.) мы можем сотрудничать»13.

Не просто проходили переговоры по вопросу о заключении торгового соглашения. Американцы, понимая насколько остро СССР нуждается в таком договоре, выдвинули требование изменить политику союзного Центра

в отношении Литвы. Дж. Буш заявил, что Конгресс не ратифицирует такое соглашение из-за санкций, введенных руководством СССР в отношении Литвы14.

Во время беседы в формате «один на один» Буш выдвинул принципиальное негласное условие: установление диалога и снятие экономических санкций с Литвы. Косвенное признание это нашло и в мемуарах Горбачева. Буш «вполне корректно, но настойчиво продолжал гнуть свою линию, доказывал, что без определенных уступок с нашей стороны он при всем желании не может поставить свою подпись под торговым соглашением»15. После принятия этих условий соглашение было подписано. Но «мы не могли быстро воспользоваться преимуществами, которое давало соглашение»16. Сохранялись ограничения на поставки в СССР высокотехнологичной техники, в частности, современных мощных компьютеров и т.д.

Большие надежды Горбачев возлагал на встречу глав правительств «большой семерки» в Лондоне в июле 1991 г., куда он добивался приглашения. К этому времени США реализовали все основные свои внешнеполитические цели в отношении СССР, которые они ставили перед собой на протяжении более сорока с лишним лет: Советский Союз, благодаря политике самого Горбачева, удалось вытеснить из стран Центральной и Восточной Европы, где он был доминирующей силой; объединенная Германия стала частью западной экономической, политической и военной структуры; СССР почти полностью ушел из стран «третьего мира» и больше не соперничал с США в этой зоне мира и, наконец, сам Советский Союз, раздираемый экономическими, социальными и национальными противоречиями, больше не представлял никакой угрозы интересам США и Запада в целом17.

Теперь США в качестве компенсации за экономическую и финансовую помощь выдвигали требования, касающиеся не столько области внешней политики, сколько области внутреннего развития СССР. Но Горбачев уже не рассматривал это как вмешательство во внутренние дела его страны, поскольку экономические и политические реформы, проводившиеся под его руководством, были направлены не на развитие альтернативной советской цивилизации, а на интеграцию СССР в сообщество западных стран.

Основную цель своего участия в саммите Горбачев изложил в письме, адресованном лидерам «семерки». В нем говорилось: «На нашу встречу в Лондоне возлагаю большие надежды. Есть все основания полагать, что она может стать поворотным пунктом в процессе органичного включения Советского Союза в мировое экономическое сообщество»18. Эта цель рассматривалась им как стратегическая, глобальная, а первостепенной проблемой для Горбачева было получение экономической и финансовой помощи.

«Примерно с середины мая 1991 г., пишет бывший член Политбюро ЦК КПСС В. А. Медведев, — сложилось (!) намерение пригласить Горбачева в Лондон. Колебался лишь Буш»19. А. С. Черняев, являвшийся помощником президента СССР по внешнеполитическим вопросам, отмечает, что «Горбачев "напрямую" ставил вопрос перед Миттераном, когда тот был

в Москве в начале мая. разговаривал с Колем 20, "напрашивался" на

21

встречу»21.

К этому времени речь шла не просто о каких-то незначительных политических и экономических рекомендациях со стороны американских экспертов, а, по-существу, уже о совместно разработанной советско-американской программе экономической реформы в Советском Союзе. Основные, базовые элементы реформы по переходу к рыночной экономике, обсуждались не только в Кремле, но и в американском Белом доме.

11 мая 1991 г. в телефонном разговоре с Дж. Бушем, Горбачев сообщил об отправке в США члена Президентского Совета Е. М. Примакова и экономиста, имевшего либеральную репутацию, Г. А. Явлинского «чтобы вместе с американскими экспертами разработать программу адаптации советской экономической реформы к мировой экономике»22.

Буш поддержал идею разработки экономической реформы при американской поддержке, и 29 мая советская делегация была принята в Белом доме госсекретарем Дж. Бейкером. Он изложил некоторые политические условия, при которых администрация станет рассматривать вопрос о финансовой помощи. Среди них были такие «если Советский Союз не отпустит вожжи в Прибалтике, не прекратит своей поддержки Кастро и своих огромных расходов на оборону, будет "нереалистично" ожидать, что американский народ и его представители в конгрессе проголосуют за какие-либо

23

меры по поддержке советской экономики»23.

Требования американской администрации к Горбачеву постоянно возрастали, и за короткий период времени их реализовать было невозможно. За неделю до лондонского саммита Дж. Буш направил президенту СССР письмо, в котором он давал новые рекомендации: «Если вы убеждены, что рыночная экономика - решение ваших проблем, тогда мы можем помочь вам создать ее в СССР. Но если вы все еще чувствуете, что быстрый переход к рынку слишком рискован, и поэтому необходимо на некоторый период сохранить административный контроль в соответствии с тем курсом, который намечен в антикризисной программе, тогда нам будет труднее вам помогать. Если вы полностью привержены к реформам по внедрению рынка, тогда я предложил бы, чтобы мы двигались вперед одновременно в нескольких областях. Во-первых, необходимо установить определенную связь,

чтобы дать вам возможность составить такую программу реформ для вашей страны, которая пользовалась бы международным доверием. Это лучше всего сделать, работая непосредственно с МВФ и Всемирным банком..., если вы согласны, что это разумно, а другие руководители "семерки" поддержат такой подход, тогда немедленно после Лондона МВФ и Всемирный банк могут начать работу, чтобы не терять времени. »24

Буш четко и ясно дал понять Горбачеву, что если программа перехода к рыночной экономике будет разработана западными специалистами и будет признана всеми странами «семерки», то тогда, возможна экономическая помощь.

Горбачев, уже будучи в Лондоне, жаловался президенту Франции Миттерану: «Буквально только что я получил послание от Дж. Буша, в котором он говорит примерно следующее: если Советский Союз будет действовать так-то и так-то, то США рассмотрят возможность предоставления ему помощи и развития с ним сотрудничества. В противном случае эти вопросы будут решаться труднее. »25

Горбачев свое недовольство давлением США высказывал и до этого. В беседе с премьер-министром Индии Вишвинатаном Сингхом 24 июля 1990 года он говорил: «При всем том позитивном и прогрессивном, что происходит в наших отношениях с США, мы постоянно чувствуем, что американская администрация - и прежняя и нынешняя - хотела бы направить это улучшение к своей односторонней выгоде, получить преимущества по отношению к нам и другим. Американцы по-прежнему не прочь выдвинуть политические условия»26.

Однако, советский лидер, став просящей стороной у Запада, стремящийся интегрироваться в международные экономические и финансовые структуры, вынужден был соглашаться с такой линией поведения США по отношению к СССР.

Горбачев добился приглашения в Лондон, но не как равный участник встречи «семерки». Права принимать участие на ее заседаниях ему дано не было. Здесь он находился с рабочим визитом как приглашенный премьер-министром Великобритании Дж. Мейджором. Встречи с советским президентом были организованы до официального начала работы «саммита», во время перерывов и после его окончания.

На встрече с Бушем 17 июля Горбачев пытался убедить американского коллегу в необходимости предоставить экономическую и финансовую помощь Советскому Союзу: «нужны десятки миллиардов и политика взаимодействия при выходе такой огромной страны в новую систему. нашлось 100 млрд долларов, чтобы справиться с одним региональным конфликтом

(имеется в виду война в Персидском заливе — М. П.) ., а здесь речь идет о таком проекте - изменить Советский Союз, чтобы он достиг нового, иного качества, стал органичной частью мировой экономики, мирового сообщества не как противодействующая сила, не как возможный источник

27

угрозы»27.

Оценивая итоги саммита стран «семерки», историк В. М. Зубок отмечает, что «западные политики, получившие немало выгод от его внешнеполитических инициатив, не пришли к нему на выручку. Когда Горбачев обратился к ним за крупными кредитами и субсидиями, они ему отказали. Президент США и особенно его советники прохладно отнеслись к отчаянным призывам Горбачева»28.

Посол США в СССР в тот период Дж. Мэтлок сделал вывод о том, что Буш при всей своей симпатии к Горбачеву как к политическому лидеру, тем не менее, «искал повода не оказывать помощи Советскому Союзу, а не наоборот»29.

Размышляя над причинами неудачи Горбачева, академик С. С. Шаталин отмечал, что на иностранные кредиты М. С. Горбачев мог рассчитывать только в том случае, «если бы он привез с собой программу. Вот первое: завтра я разгоняю КПСС, коммунистическую идеологию запрещаю. Второе: такого кабинета министров тоже не будет. Союз распускается. Ну,

30

и самое главное: да, я строю капитализм»30.

Очередной раз вопрос о помощи со стороны Горбачева был поднят во время визита Дж. Буша в Москву 30-31 июля 1991 г. «Мы рассчитываем на реальную помощь с вашей стороны., - говорил он, - нам хотелось бы получить в точно рассчитанный момент товары, продовольствие, медика-менты»31. Взамен лидер Перестройки дает политические заверения американскому президенту в том, что «будем и впредь твердо идти по избранному пути - демократизации в нашей стране, рыночных реформ, движения на встречу сотрудничеству со всеми западными странами. При этом особое значение имеют отношения с США и Европой»32.

После августовских событий 1991 года экономический и политический кризис имел тенденцию только к обострению. Американский президент не мог не воспользоваться этой уникальной исторической ситуацией в собственных интересах. Уже к концу августа, в своем письме к Горбачеву Буш рекомендовал, чтобы «он (Горбачев - М. П.) как можно скорее признал Прибалтийские государства»33. А в телефонном разговоре проинформировал Горбачева о том, что США намерены пойти на такой шаг в самое

ближайшее время, рекомендовав ему «спасти лицо» и объявить о прибалтийской независимости первым - до того, как это сделает Вашингтон34. Фактически это был ультиматум.

Советский президент был настолько беспомощен, что никакого возражения с его стороны не последовало. 2 сентября 1991 г. США объявили о признании независимости одновременно всех трех Прибалтийских республик в качестве суверенных государств. Союзники США это восприняли как сигнал для них. Вскоре около 50 стран мира признали их и стали устанавливать с ними дипломатические отношения. С позицией советского руководства они уже не считались.

6 сентября Государственный совет СССР, образованный после поражения ГКЧП, под руководством Горбачева принял решение о признании независимости Прибалтийских республик в качестве суверенных госу-

35

дарств35.

Таким образом, западные кредиты и помощь имели политическую мотивацию. Они предоставлялись, а в большинстве случаев все ограничивалось лишь одними обещаниями, под конкретные условия. Все это не позволяло Горбачеву проводить суверенную внешнюю, как впрочем, и внутреннюю политику (иные аспекты внешней политики М. С. Горбачева уже рассматривались нами ранее)36.

1 В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985--1991). Изд. 2-е. М., 2008. С. 459-460.

2 Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. С. 398.

3 Брутенц К. Н. Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. М., 2001. С. 427. (Брутенц Карен Нерсесович в вопросах внешней политики был весьма осведомленным человеком. В 1986-1991 гг. являлся первым заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС).

4 Гайдар Е. Т. Гибель империи. С. 288-289.

5 Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 9 февраля 1989 года // Правда. 1989. 10 декабря.

6 Кузьмин И. Н. Поражение. Крушение ГДР и объединение Германии. М., 2002. С. 187.

7 Teltschik H. 329 Tage. Innenansichten der Einigung. Berlin, 1991. S. 100-101; Der Spigel. 1990. № 8. S. 18.

8 В Политбюро ЦК КПСС. С. 579.

9 Цит. по: Квицинский Ю. А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999. С. 25; См. также интервью Х. Тельчика А. Плато // Плато А. фон. Объединение Германии — борьба за Европу. М., 2007. С. 313-314.

10 Из беседы М. С. Горбачева с Х. Тельчиком 14 мая 1990 года // Михаил Горбачев и германский вопрос. Сб. документов. 1986-1991 гг. М., 2006. С. 429.

11 Брутенц К. Н. Несбывшееся. С. 431.

12 Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. М., 2004. С. 258.

13 Там же. С. 252.

14 См.: Из беседы с Джорджем Бушем 1 июня 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. М., 2010. С. 264.

15 ГорбачевМ. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995. С. 184.

16 Там же. С. 181.

17 История международных отношений. Т. 3 / Под ред. Ю. А. Дубинина. М., 2012. С. 433.

18 Личное послание Президента СССР Горбачева М.С. главам государств - участникам встречи «семерки» в Лондоне // Архив Горбачева - Фонда. Ф. 2. Оп. 1. № карточки 8732. 19Медведев В. А. В команде Горбачева. Взгляд изнутри. М., 1994. С. 183.

20 Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. С. 445.

21 Черняев А. С. 1991. Дневник помощника президента СССР. М., 1997. С. 142.

22 Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. С. 323-324.

23 Бешлосс М., Телботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны». М., 1994. С. 323-324.

24 Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. С. 293.

25 Цит. по: Брутенц К. Н. Несбывшееся. С. 440.

26 Из беседы с премьер-министром Индии Вишванат Пратан Сингхом. Москва, 24 июля 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. С. 902.

27 Беседа М. С. Горбачева с Дж. Бушем в Лондоне, 17 июля 1991 года // В Политбюро ЦК КПСС.С. 720; Черняев А. С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 19721991 годы. М., 2010. С. 966.

28 Зубок В. М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2007. С. 480-481.

29 Мэтлок Дж. Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза / Пер. с англ. М., 2003. С. 475.

30 Независимая газета. 1991. 24 августа.

31 Из беседы с Джорджем Бушем Москва, 30 июля 1991 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. С. 282.

32 Там же. С. 281.

33 БешлоссМ., Телботт С. На самом высоком уровне. С. 366.

34 Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. С. 477.

35 Известия.1991. 7 сентября.

36 ПолыновМ. Ф. М. С. Горбачев и объединение Германии // Новейшая история России. 2011. № 1. С. 201-215; ПолыновМ. Ф. М. С. Горбачев и новое политическое мышление: истоки, основные идеи, результаты // Новейшая история России. 2012. № 2. С. 136-152.

Информация о статье:

Автор: Полынов Матвей Федорович, доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, тГЪ1:ог1а@та11. ги

Название: Политические кредиты Запада и политические уступки М. С. Горбачева. 1990-1991 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация: В статье отмечается, что в позднее перестроечный период в 1990-1991 гг. экономическая и финансовая помощь Советскому Союзу со стороны западных стран, особенно ФРГ и США, носила политически мотивированный характер. Получая эту помощь, М.С. Горбачев нередко платил за это политическими уступками как в области внешней, так и внутренней политики.

Ключевые слова: СССР, США, ФРГ, М. С. Горбачев, Дж. Буш, экономическая и финансовая помощь, политические уступки, переговоры, объединение Германии, встреча с лидерами «семерки», Лондон, Вашингтон, Москва

Литература, использованная в статье:

1. В Политбюро ЦК КПСС. По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). Изд. 2-е. М., 2008. 800 с.

2. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. 448 с.

3. Брутенц К. Н. Несбывшееся. Неравнодушные заметки о перестройке. М., 2001. 656 с.

4. Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 9 февраля 1989 года // Правда. 1989. 10 декабря.

5. Кузьмин И. Н. Поражение. Крушение ГДР и объединение Германии. М., 2002. 340 с.

6. Квицинский Ю. А. Время и случай. Заметки профессионала. М., 1999. 576 с.

7. Интервью Х. Тельчика А. Плато // Плато А.фон. Объединение Германии - борьба за Европу. М., 2007. С. 313-314.

8. Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим / Пер. с англ. М., 2004. 504 с.

9. Из беседы с Джорджем Бушем 1 июня 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. М., 2010. С. 264-265.

10. ГорбачевМ. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995. 656 с.

349

11. История международных отношений. Т. 3 / Под ред. Ю. А. Дубинина. М., 2012. 552 с.

12. Медведев В. А. В команде Горбачева. Взгляд изнутри. М., 1994. 239 с.

13. Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993. 528 с.

14. Черняев А. С. 1991. Дневник помощника президента СССР. М., 1997. 333 с.

15. Бешлосс М., Тэлботт С. На самом высоком уровне. Закулисная история окончания «холодной войны». М., 1994. 400 с.

16. Из беседы с премьер-министром Индии Вишванат Пратан Сингхом. Москва, 24 июля 1990 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. М., 2010. С. 900-903.

17. Беседа М. С. Горбачева с Дж. Бушем в Лондоне, 17 июля 1991 года // В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). Изд.2-е. М., 2008. С. 718-722.

18. Черняев А. С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972-1991 годы. М., 2010. 1047 с.

19. Зубок В. М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2007. 671 с.

20. МэтлокДж. Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза / Пер. с англ. М., 2003. 579 с.

21. Из беседы с Джорджем Бушем Москва, 30 июля 1991 года // Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. М., 2010. С. 281283.

22. ПолыновМ. Ф. М. С. Горбачев и объединение Германии // Новейшая история России. 2011. № 1. С. 201-215.

23. Полынов М. Ф. М. С. Горбачев и новое политическое мышление: истоки, основные идеи, результаты // Новейшая история России. 2012. № 2. С. 136-152.

24. Teltschik H. 329 Tage. Innenansichten der Einigung. Berlin, 1991. 480 s.

Information about the article:

Autor: Polynov M. F. — PhD, professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia, mfistoria@mail.ru

Title: West political loans and M.S. Gorbachev's political concessions. 1990-1991 Summary: The article notes that in the late period of «perestroika» 1990-1991 economic and financial aid to the Soviet Union from Western countries, particularly from Germany and the USA, were politically motivated. Getting this assistance, Mikhail Gorbachev was often paid for this political concessions in the area of foreign and internal policy.

Keywords: USSR, USA, Mikhail Gorbachev, G. Bush, economic and financial aid, political concessions, negotiation, German reunification, G7 summit, London, Washington, Moscow

References:

1. Beshloss M., Telbott S. Na samom vy'sokom urovne. Zakulisnaya istoriya okonchaniya «xo-lodnoj vojny'» [At the highest level. The backstage story of the end of the 'Cold War']. Moscow, 1994. 400 p.

2. Brutenc K. N. Nesby'vsheesya. Neravnodushny'e zametki o perestrojke [Might-have-been. Concerned notes on the perestroika]. Moscow, 2001. 656 p.

3. Bush G., Skoukroft B. Mir stal drugim [The world has changed]. Moscow, 2004. 504 p.

4. Chernyaev A. S. 1991. Dnevnik pomoshhnika prezidenta SSSR [1991 Assistant of the President of the USSR diary]. Moscow, 1997. 333 p.

5. Chernyaev A. S. Shest' let s Gorbachevy'm. Po dnevnikovy'm zapisyam [Six years with Gorbachev. According to diary entries]. Moscow, 1993. 528 p.

6. Chernyaev A. S. Sovmestnyj isxod. Dnevnik dvux e'pox. 1972-1991 gody' [Joint outcome. Diary of two eras. 1972-1991 years]. Moscow, 2010. 1047 c.

7. Gajdar E. T. Gibel' imperii. Uroki dlya sovremennoj Rossii [Fall of the Empire. Lessons for modern Russia]. Moscow, 2006. 448 p.

8. Gorbachev M. S. Zhizn' i reformy'. Kn. 2 [Life and reforms. Book 2]. Moscow, 1995. 656 p.

9. Istoriya mezhdunarodny'x otnoshenij. T. 3. Pod red. Yu. A. Dubinina. [Y. A. Dubinin (ed.). The History of international relations. Vol. 3]. Moscow, 2012. 552 p.

10. Kuz'min I.N. Porazhenie. Krushenie GDR i ob 'edinenie Germanii [The defeat. The collapse of the GDR and the reunification of Germany]. Moscow, 2002. 340 p.

11. Kvicinskij Yu. A. Vremya i sluchaj. Zametki professionala [Time and chance. Professional's remarks]. Moscow, 1999. 576 p.

12. Medvedev V. A. Vkomande Gorbacheva. Vzglyadiznutri [Gorbachev team. A look inside]. Moscow, 1994. 239 p.

13. Me'tlok G. Smert' imperii. Vzglyadamerikanskogoposla na raspadSovetskogo Soyuza [The death of empire. The look of the American ambassador to the collapse of the Soviet Union]. Moscow, 2003. 579 p.

14. Mixail Gorbachev i germanskij vopros. Sb. dokumentov. 1986-1991 gg. [Mikhail Gorbachev and the German Question. Collection of documents. 1986-1991 years]. Moscow, 2006.

15. Otvechaya na vy'zov vremeni. Vneshnyaya politika perestrojki: dokumental'ny'e svi-detel'stva [Responding to the challenge of the time. The foreign policy of perestroika: documentary evidence]. Moscow, 2010. P. 264-265.

16. Plato A.von. Ob"edinenie Germanii - bor'ba za Evropu [The unification of Germany - the struggle for Europe]. Moscow, 2007. P. 313-314.

M. 0. noRbinoe

17. Teltschik H. 329 Tage. Innenansichten der Einigung. Berlin, 1991. 480 p.

18. V Politbyuro CK KP SS... Po zapisyam Anatoliya Chernyaeva, Vadima Medvedeva, Georgiya Shaxnazarova (1985-1991) [In the Politburo of the CC CPSU... by appointment of Anatoly Chernyaev, Vadim Medvedev and Georgy Shakhnazarov (1985-1991)]. Moscow, 2008. 800 p.

19. Vy'stuplenie General'nogo sekretarya CK KPSS M.S.Gorbacheva na Plenume CK KPSS

9 fevralya 1989 goda [General Secretary of the CPSU Central Committee Mikhail Gorbachev at the Plenum of the Central Committee of the CPSU February 9, 1989], in Pravda. 1989.

10 dekabrya.

20. Zubok V.M. Neudavshayasya imperiya. Sovetskij Soyuz v xolodnoj vojne ot Stalina do Gorbacheva [The failed empire. The Soviet Union in the Cold War from Stalin to Gorbachev]. Moskow, 2007. 671 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.