Научная статья на тему 'Политические и религиозные процессы в Алазанской долине в VII–xi вв. '

Политические и религиозные процессы в Алазанской долине в VII–xi вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточное Закавказье / Дагестан / Грузия / Алазанская долина / сасаниды / народы / религия / средневековье / арабские походы / East Caucasus / Dagestan / Georgia / Alazan Valley / sasanids / peoples / religion / Middle Ages / Arab campaigns

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халаев Захид Алиевич

В статье анализируются сведения средневековых арабских (восточных) и грузинских авторов, в контексте которых рассматриваются политические события, и вопросы распространения религиозных культур (ислама и христианства) в регионе. В статье также характеризуются взаимоотношения народов Алазанской долины с другими народами Закавказья и Нагорного Дагестана в средневековье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and Religious Processes in the Alazan v alley in the VII – XI centuries

The article analyzes the information of medieval Arab (Eastern) and georgian authors, in the context of which political events are considered, and the issues of the spread of religious cultures (Islam and Christianity) in the region. The article also describes the relations between the peoples of the Alazan Valley and other peoples of the Transcaucasia and Dagestan in the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Политические и религиозные процессы в Алазанской долине в VII–xi вв. »

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам Т. 2. №1. 2019

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЛАЗАНСКОЙ

*

ДОЛИНЕ В VII-XI ВВ.

Халаев Захид Алиевич, к.и.н., н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. za120778@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируются сведения средневековых арабских (восточных) и грузинских авторов, в контексте которых рассматриваются политические события, и вопросы распространения религиозных культур (ислама и христианства) в регионе. В статье также характеризуются взаимоотношения народов Алазанской долины с другими народами Закавказья и Нагорного Дагестана в средневековье

Ключевые слова: Восточное Закавказье, Дагестан, Грузия, Алазанская долина, сасаниды, народы, религия, средневековье, арабские походы.

Zakhid A. Khalaev PhD (In History), Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation

za120778@mail.ru

Annotation:

The article analyzes the information of medieval Arab (Eastern) and georgian authors, in the context of which political events are considered, and the issues of the spread of religious cultures (Islam and Christianity) in the region. The article also describes the relations between the peoples of the Alazan Valley and other peoples of the Transcaucasia and Dagestan in the Middle Ages.

Keywords:

East Caucasus, Dagestan, Georgia, Alazan Valley, sasanids, peoples, religion, Middle Ages, Arab campaigns.

Земли Алазанской долины, как и все Закавказье, в аварской литературе известны как «Цор», об этом в XIX веке писал П. К. Услар, согласно которому, «равнина к югу от Главного Кавказского хребта, у горцев имеет название Ц1ор..., которую делят на две части: «Цебе Ц1ор» т.е. страна [земля] по левому берегу Куры и «Нахъа Ц1ор» страна [земля] по правому берегу Куры» [1, с.20]. Ныне эта территория охватывает восточную часть (примерно Кварельская зона) Грузии, и северо-западную часть (Белокано-Закатало-Кахский участок) Азербайджана. Северные рубежи региона соприкасались с такими регионами Дагестана как Анкратль («Семиземелье»)1 и Кессер2 [2].

Больше половины населения этой зоны издавна составляют народы дагестано-нахской языковой семьи, о чем свидетельствуют и исследования современных учёных «ближнего зарубежья». По данным азербайджанского исследователя Г.А. Джавадова, «местные нацменьшинства современной Шеки-Закатальской зоны являются автохтонными, а другие появились в Азербайджане в результате демографических (миграционных) процессов или политики колониальных империй, как, например, горские евреи, русские, украинцы и т.д.».[з].

DOI: https://d0i.0rg/10.24411/26.58-.38.36-20iQ-10010 * © Халаев Захид Алиевич

© РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

Creative Commons «Attribution» 4.0 International Licens 83

Будучи особым историко-этнографическим регионом, по особенностям исторического развития, традиционного хозяйственного быта, материальной и духовной культуры изучение истории этого региона представляет немалый интерес. В многовековой истории Кавказа, эта территория была ареной сложных этнополитических и конфессиональных процессов. В начале VII в. земли Алазанской долины находились в сфере интересов Сасанидов и Византии. Северные земли Сасанидской империи имели тогда общее название - Арран, об этом пишет арабский географ XIII в. Йакут ал-Хамави в своем сочинении «Мучджам ал-булдан», отмечая, что «все, что находится западнее и севернее реки Аракс, относится к Аррану» [4, 10]. Арран, вместе с Иберией составлял одну из четырех административных единиц Сасанидской империи. По словам Ибн-Хордадбеха: «Джарби» (или страны Севера) составляли четвертую часть государства Сасанидов. Эта часть включала в себя территории: Армении, Рей, Иберии, Арран» [5].

В 40-е годы VII в. сасанидская империя прекратила свое существование под ударами войск только что образовавшегося Арабского халифата. В 636 г. арабы нанесли поражение византийцам, а через год арабы разгромили сасанидов, захватив их столицу - город Ктесифон. Спустя некоторое время арабы напали на Арран. Первый поход арабских войск на север, в том числе в Дагестан, по мнению исследователей, состоялся в 643 году во время правления халифа Омара. По данным азербайджанского исследователя Н.Велиханлы «в 22-м г. по хиджри арабы сумели завоевать южный Азербайджан, т.е. к югу от реки Аракс» [6, с.19].

Исследователь Т. Айтберов в своем труде отмечает, что первое знакомство народов Алазанской долины с мусульманством имело место в середине VII в. во время правления халифа Османа бин Аффана (644-656гг.), который отправил на завоевание Закавказья арабского полководца Хабиба ибн Маслам ал-Фахри, который подчинил Халифату в 654-655 гг. Кахетию и через «Лекетскую» дорогу отправился в горы. [7, с.23].

Отметим, что о первых походах арабов в рассматриваемый регион есть сведения и в дагестанских источниках. Х. Геничутлинский в своей хронике пишет о распространении ислама в Джарской области (вилайа) под руководством Абу Муслима: «войска Абу Муслима прибыли наконец в Джарскую область и этот Абу Муслим -знатный араб, и с ним приехали множество великих ученых и славных праведников, а также огромная масса воинов»[8, с.23]. Однако, мнение автора о том, что ислам получил свое распространение благодаря Абу Муслиму, нуждается в уточнении. Поэтому поводу дагестанский историк Г. Э. Алкадари полагал, что под именем Абу Муслима подразумевается либо полководец Маслама ибн Абдул Малик, который совершил свой поход на север в VIII в., либо шейх Абумуслим, который скончался в Нагорном Дагестане в XI вв.[9, с.59].

В начале VIII в. усилилось политическое влияние Арабского халифата. Во время правления халифа Абдалмалика (685-714 гг.), арабские полководцы активизируют военные действия на Кавказе. Халифат стремился подчинить Восточный Кавказ. Арабский источник сообщает, что Марван ибн Мухаммад, брат халифа Абдалмалика совершает поход на Кавказ в ходе которого осаждал крепость «ал-Балал», или «ал-Калал» возведенная сасанидами на «Лекетской» стратегической дороге[ю, с.37].

Однако грузинские учёные, ссылаясь на сведения средневековых грузинских авторов, пишут о распространении христианских идей в этом регионе. Исследователь М. Джанашвили, ссылаясь на раннесредневековые источники отмечает, что правитель Грузии Арчил, прибыв в Кахетию, двинулся в Цукети и построил замок Касри, а в междуречье построил крепость Нухпати...». [11, с.19]. Исследователь Г. Гейбуллаев идентифицирует «Нухпати» - с аварским селением Нухбик в Закатальском районе, примерно в 25 км. к югу от современного г. Закаталы. Слово Нухбик (Нухбикь) переводится с аварского языка как «развилка дорог».[12].

Таким образом, начиная с раннего средневековья стратегические пути, проходившие через Алазанскую долину и ведущие в средний Дагестан, представляли важность для этого региона. Во время первых арабских походов, последователи пророка Мухаммада покорив новые северные земли, стали закрепляться здесь путем переселения сюда соплеменников. Они стали восстанавливать все стратегические укрепления построенные сасанидами на северных рубежах, заселяя их как арабами, так и представителями других покоренных народов.

Во второй половине VIII века в Халифате произошли изменения политического характера. Халифы из династии Омейядов потеряли контроль над Халифатом, вследствие чего власть перешла в руки потомков Аббаса, дяди пророка Мухаммада. Образовался Халифат Аббасидов с новой столицей - городом Багдадом. Политические смуты при багдадском дворе отразились и на событиях в Восточном Закавказье, где имели место смуты, причем сопровождающиеся усилением там христианско-грузинского элемента, здесь стал наблюдаться процесс ассимиляции местных народов грузинскими царями.

Интересное сообщение, касающееся политической и религиозной истории Ала-занской долины, содержится у грузинского исследователя Н. Бердзинишивили, согласно которому в середине IX века арабский путешественник Саллам-ат-Таржуман по указанию Халифа Ал-Васика пребывает к Тифлисскому эмиру (правителю) Исха-ку ибн Исмаилу [13]. Этот факт дает нам право предположить, что, несмотря на внутренние противоречия в Халифате с одной стороны, и усиление грузинского влияния с другой, к середине IX в. рассматриваемый регион все еще находился под влиянием арабских правителей.

Говоря о политических процессах, отметим, что со второй половины VIII - по 20-е гг. XII вв., на территории современной Белокано-Закатало-Кахской зоны существовало политическое образование, которое в грузинских источниках именовалось как Эрети. Скудость материалов не позволяет уточнить точные рубежи Эрети. Е.С. Такайшвили пишет, что: «Эрети - часть Кахетии или область по бассейнам рек Ала-зани и Иори. Эта область простиралась к югу - до Алазани и Иори, к востоку до Кавказских гор, к западу до р.Куры» [14, с.8]. Северные рубежи Эрети в письменных источниках не прослеживаются, очевидно они проходили вдоль полосы расселения дагестанских племен. Арабский историк ал-Мукаддаси, живший во второй половине X в., в своем труде именует этот регион как «Шакки», отмечая, что «в Шакки жители христиане, но есть и мусульмане».[15, с.17]. Подтверждение этому мы находим и у Минорского, который отмечает, что «территория Эрети в мусульманских источниках часто употребляются как Шакки». [16, с. 54,69].

Грузинский исследователь Г.А. Меликишвили отмечает, что «к концу X в. жители Эрети уже ассимилированы грузинами. Однако, это мнение не подтверждается, так как в другом источнике говорится что в начале X в. царь эров, который носил титул «Ишханик-царь-Эрети» воюет против грузинских царей и духовенства. Фиксация в источниках жителей Эрети - эров, расценивается как свидетельство того, что в указанный период эры сохраняли свою этническую специфику.

В начале XI в. грузинские царства Шавшет-Кларджети, Самцхе и Джавахети, кроме Кахетии и Эрети были присоединены к владениям Баграта сына Гургена. В 1010 г. Баграт вторгся в Кахетию, захватил в плен её правителя и присоединил к своему царству Кахетию и Эрети. Когда царь Баграт присоединил к грузинскому царству Эрети и Кахетию, ганджийский эмир Фадлан, увидев в этом угрозу, предпринял ряд набегов на пограничные районы Эрети. Царь Баграт предложил армянскому царю Гагику I совместный поход против Фадлана. «После смерти Баграта, - пишет Б. Ва-хушти, - хорепископ Кахети Квирике, сын Давида, завладел Кахети и Эрети и стал царем кахов, и сделал Телави резиденцией и столицей Кахети и Эрети». [17].

В этот период, когда, военно-политическая мощь Арабского халифата была незначительной, и он не претендовал на ведущее положение на кавказском направлении, в политической жизни Восточного Закавказья и Южного Дагестана, важное место занимает взаимоотношения правителей Грузии и сельджуков. Дело в том, что сельджуки на исходе 60-х - в начале 70-х гг. XI в. подчинили себе княжества: Дербентское и Ширванское. Против сельджукского господства происходило политическое сближение политических образований Южного Кавказа - Ширвана, Дагестана и Грузии. Ширваншахи, дагестанские владетели и грузинские цари, пользуясь поддержкой широких слоев населения, боролись против сельджуков. Во время правления сельджукского султана Алп-Арслана (1063-1072 гг.) его войска отправились в страну курджов (грузин). «Великий султан Арп-Аслан, -пишет Р.А. Гусеин-заде, принял в 1067 г. вассальную присягу грузинского царя Баграта 1У».[18, с.166-167]. Очевидно, что грузинский царь Баграт IV в это время избегал конфронтации с сельджукским султаном, и шел на компромиссы, так как проводил свою политику в восточной Грузии и был занят присоединением Кахети-Эрети. Установлению партнерских отношений между грузинским царем и сельджукским султаном могло способствовать, и то, что в этот период наблюдается некоторое охлаждение в грузино-византийских взаимоотношений.

В 90-х гг. XI в. царь Грузии Давид IV Строитель приобрел в лице политических структур Закавказья, в частности Ширвана надежного союзника, выдав свою дочь замуж за ширван-шаха, общие интересы за освобождение от сельджукского господства обусловили сближение Грузии и Ширвана, в результате чего возник династический брак».[19, с.146]. Усиление грузинской государственности, рост политического влияния последнего на соседние земли, оживление религиозных контактов - все эти факты влияли на политику грузинских царей и духовенства, которые стремились распространить христианство на всем Кавказе.

Приложение :

1 Современный Тляратинский район и часть Бежтинского участка Республики Дагестан.

2 В исторической литературе эта область назывался и называется по-разному: Кенсер,

Тлейсерух, Кессер, Тлинсир и тд. Список литературы:

1. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Т. III. Аварский язык. (Пословицы, рассказы и песни, Сборник аварских слов). Тифлис. Издание Управления кавказского учебного корпуса. Т. 1889.

2. Хапизов Ш.М. Тлейсерух (Кьессер): историко - этнографический очерк. Махачкала, 2008.

3. Джавадов. Г.А. Малочисленные народы и национальные меньшинства в Азербайджане. Баку, 2000.

4. Йакут ал-Хамави. Мучджам ал-булдан / пер. с араб. З. М. Буниятова. Баку, 1983.

5. Сулейманова С. «Хранители границ» в северо-западных пределах Азербайджана // Научные исследования. Баку. 2004. Вып. 6. №1-2.

6. Велиханлы Н. Арабский халифат и Азербайджан. Баку, 1993. (на азерб. яз.)

7. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы: VIII - начало XVIII вв. этнос, государственность, законы. Махачкала, 2000. Ч. I.

8. Геничутлинский Х. Историко-биографические и исторические очерки: Уммахан Аварский, имам Газимухаммад, имам Хамзат, имам Шамиль, восстание в Дагестане и Чечне 1877 г. и т.д. / пер. Т. М. Айтберова, вступ. ст., коммент. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1992.

9. Süleymanova S.9. Albaniyanin §imal-qerb sarhad bölgasi Lpiniya-Ereti (Северо- западня часть Албании- Лпиния - Эрети) // AMEA Tarix Institutu Elmi ösarlari. 20-ci cild. Baki, 2007. (на азерб. яз.).

10. Халаев. З.А. Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов Алазанской долины в XVT-XVin вв. Махачкала:АЛЕФ, 2011.

11. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе // Сборник материалов описания местностей и племен Кавказа. Т. 22. Тифлис, 1887.

12. Гейбуллаев Г.А. К выяснению этнической принадлежности некоторых племен в Кавказской Албании (силвы, лбины, джигбы) // Док. АН. Аз ССР. Серия истории, философии, права. 1985. № 12.

13. Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д. Грузинские земли в VII-IX вв. Очерк истории СССР (III-IX вв.). М., 1958.

14. Такайшили Е.С. Источники грузинских летописей // Сборник материалов описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1990, вып.28.

15. Ал-Мукаддаси. Самая лучшая книга по разделу климатов / пер. Н. А. Караулова // Сборник материалов описания местностей и племен Кавказа. Т. 38. Тифлис, 1908.

16. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента.

17. Вахушти Б. История царства Грузинского / Под ред. Н. Т. Накашидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1976.

18. Гусеин-заде А.Р.Кавказ и сельджуки. Баку, 2010.

19. Ашурбейли С. Б. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв). Баку: Элм, 1990.

Статья поступила: 17.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.