Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ СТОИКОВ И ЭПИКУРЕЙЦЕВ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ СТОИКОВ И ЭПИКУРЕЙЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1086
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHY OF LAW / ПРАВО / LAW / ГОСУДАРСТВО / STATE / СТОИКИ / STOICS / ЭПИКУРЕЙЦЫ / EPICUREANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье рассматриваются политические и правовые идеи стоической философии и эпикурейства; анализируются проблемы права и государства с точки зрения философии права, истории политических и правовых учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal views of the Epicureans and Stoics

The article deals with the political and legal ideas of Stoic philosophy and epicurean; analyzes the problems of law and the state in terms of the philosophy of law, history of political and legal doctrines.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ СТОИКОВ И ЭПИКУРЕЙЦЕВ»

Теория и история права и государства

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ СТОИКОВ И ЭПИКУРЕЙЦЕВ

ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются политические и правовые идеи стоической философии и эпикурейства; анализируются проблемы права и государства с точки зрения философии права, истории политических и правовых учений.

Abstract: The article deals with the political and legal ideas of Stoic philosophy and epicurean; analyzes the problems of law and the state in terms of the philosophy of law, history of political and legal doctrines.

Ключевые слова: История политических и правовых учений, философия права, право, государство, стоики, эпикурейцы.

Keywords: History of political and legal doctrines, philosophy of law, law, state, Stoics, Epicureans.

С середины IV в. до н.э. Греция попадает в зависимость от Македонии; полисная система распадается. С империи Александра Македонского наступает эпоха эллинизма; бессильная в государственном отношении Эллада духовно завоевывает весь мир. Во II в. до н.э. Греция завоевывается Римом, что порождает настроения упадничества и аполитизма; мысль уходит в область индивидуальной этики и религиозной мистики[1].

После Платона и Аристотеля философия приходит в упадок. Систематизирующий дух греков как бы исчерпал себя. Наступила эпоха эпигонов, которые, не обладая собственной гениальностью, считали своей задачей усвоение и дальнейшее развитие философских идей Платона и Аристотеля. Кроме этого, наступил поворот науки от общего и сосредоточение на специальных исследованиях, который начался уже во времена софистов. До этого времени философ был одновременно и математиком, и астрономом, и физиком, и ритором, и политиком. Теперь каждая специальная наука получила своего особого представителя. Чаще применяется индуктивный метод, эксперимент, гипотеза; библиотеки дают материал научной работе.

Философия все решительнее уклоняется от споров о великих метафизических проблемах - подобная полемика считается или

бесполезной или исчерпанной готовыми формулами философских школ. В большей степени теперь обращаются к практическим вопросам, философия стремится учить житейской мудрости. В этом отношении ее представители возвращаются к тенденциям сократических школ: начертан путь внутреннего удовлетворения и спокойствия духа - результат самоуглубления и сосредоточения в себе. Одни ставят задачу найти его в строгом исполнении долга, другие -в наслаждении жизнью. Философия становится популярнее, проникает глубже в массы. Новая этика, хотя и является по сути индивидуальной, тем не менее, выходит за границы национальности - она постигает идею человечества.

В учениях Платона и Аристотеля государство рассматривалось как высшее осуществление идеи добра; основным началом государства признавалось общее благо. Однако для того чтобы определить общее благо требовалось понять в чем заключается благо отдельного человека.

Перипатетики (последователи Аристотеля) утверждали, что высшая цель человека состоит в счастье и добродетели. Однако счастье и добродетель не обязательно должны быть связаны друг с другом - это два разных начала. Так возникли две школы, которые разделили греко-римский мир: стоики и эпикурейцы [2].

Основателем стоической школы был Зенон из Кития на Кипре (336-264 или 372-270 гг. до н.э.). Прибыв в 314 г. в качестве молодого купца в Афины, он стал учеником киника Крате-та, потом перешел к мегарцу Стильпону, слушал академиков Ксенократа и Полемона. Еще до 300 г. он основал собственную школу в разрисованной зале - откуда последователи Зено-на получили свое название «стоиков», т.е. «зальных философов». Своим строго-нравственным образом жизни он напоминал афинянам Сократа и почитался ими очень высоко. Его преемником был Клеанф из окрестностей Трои (ок.331-250 г. до н.э.). Говорили, что по ночам он исполнял работу поденщика, чтобы иметь возможность днем слушать лекции Зенона. Клеанф отличался «цепким» умом и, подобно своему учителю, отличался строго-нравственным образом жизни, но в философском отношении был менее самостоятелен.

К последователям Зенона относят Хри-зиппа[3], Диона, Панетия, которые писали о политике, однако эти труды до нас не дошли; их идеи представлены в цитатах, отрывках, которые встречаются у других мыслителей (Диоген Лаэрций, Плутарх).

Основой стоической философии является этика (линия киников, которые выступали с идеями отрешения от всего внешнего[4]). При этом человек исследуется уже не в замкнутом мире (Сократ), а в связи со всей Вселенной. Верховное начало - Разум или Божество; материя - это только безразличная среда, которую Разум создает для своей деятельности.

Стоики резко противопоставляли добродетель наслаждению. Добродетель достаточна для блаженства. В этом состоит автаркия, которая достигается знанием, а значит, поддается изучению; порочность, по своей сути, есть лишь ошибка в суждении (Сократ). Под знанием стоики понимали практические знания. Поэтому добродетельный, по их философии, есть одновременно и мудрый.

Человек - венец природы и разумное существо. Истинная природа человека заключается в его разуме. Разумная или добродетельная жизнь для человека состоит в том, чтобы следовать закону. Закон предписывает что делать, и что следует избегать. Это закон

естественный, вечный, и божественный, и человеческий; он содержит в себе мерило праведного и неправедного. На основании вечного закона каждому отведена своя судьба, установлен порядок всего сущего. Такая логическая связь вещей образует основу человеческого познания. Стоики развивали формальную логику (силлогизм).

Исполнение закона является для человека обязанностью. Понятие обязанности впервые встречается у стоиков. Обязанности относятся к внутреннему существу человека (обязанность как субъективная добродетель) и к другим лицам.

Стоики отстаивали идеал мудрого человека, который живет согласно с природой (разумом), не заботится не о чем внешнем[5], пребывает в полном внутреннем спокойствии. В независимости духа, полагали стоики, заключается высшее блаженство человека.

Из основной добродетели (по Зенону -это проницательность или рассудительность, по Клеанфу - душевная устойчивость, по Хризиппу - мудрость) вытекают второстепенные добро-дели. Им противостоят пороки: невежество, трусость, распутство, несправедливость, которые, как и добродетели, подразделяются на второстепенные пороки. Человек обладает или всеми добродетелями или ни одной из них. Поэтому все человечество стоики разделяли на мудрых (добродетельных) и глупцов (порочных). Переход от зла к добру - внезапный, своего рода перерождение. Единственное зло -порок, единственное благо - добродетель. Мудрый, рассуждали стоики, счастлив и в оковах (телом может быть раб, но духом - сам себе хозяин), он один всегда свободен, богат, счастлив, истинный царь, даже более: он подобен богам; глупец напротив - несчастен, невежествен, нищ, даже более - он душевнобольной. Мудрый живет разумом - безумец живет страстями. Однако мудрый не ограничивается своим внутренним миром - он является членом единого целого и действует для общего совер-шенства[6].

Нравственные отношения стоики распространили на все человечество. Над политическим союзом воздвигается нравственное начало. Выше всего стоики ставили естественный

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2017. № 6(150)

закон как предписания разума, а не случайную волю людей. В связи с этим постановление, противоречащее естественному закону, согласно стоикам, не является законом.

Мудрый стоит выше всех законов (он сам - живой закон). Только мудрый способен править государством: только он может быть хорошим правителем, судьей, оратором. Поэтому лучшей формой правления признается аристократия или монархия. Вместе с тем, есть отрывочное известие («Жизнь Зенона» Диогена Лаэртского), что стоики считали наилучшей формой государства смешанную форму.

В существе стоицизма лежало отрицание рабства. Зенон, Сенека, Эпиктет прямо указывали, что каждый человек наделен разумом и свободной волей, подчеркивали, что у всех людей природа одинакова. Римские юристы заимствовали свои воззрения (рабство противно природе) из философии стоиков.

Таким образом, идеал стоиков - союз всех людей; мудрый - гражданин Вселенной. Человеческая природа, показали они, едина у всех. Вместе с тем, нравственное начало поглощало право и уничтожало обязательную силу положительных законов, размывая, тем самым, основы государства. Из того, что положительный закон необязателен, если его нормы противоречат естественным законам, следовало, что толкователем законов в условиях общества становится личное сознание каждого. Иными словами, личность признавалась выше общества, что представляло угрозу общежитию. Кроме этого, государство уничтожается, если оно расширяется в союз, обнимающий все человечество.

Цицерон считал, что стоическая философия бесплодна для политики, поскольку стоики отрицали все внешнее - всеобщая любовь заменяет все частные привязанности. Однако в области моральной казуистики, т.е. в разрешении разных гипотетических случаев столкновения одного долга с другим, стоики показали себя особенно сильными и именно у Цицерона можно найти много примеров на эти темы.

Следует заметить, индивидуалистический характер этики стоики не могли последовательно отстаивать; они стали подчеркивать, что индивид существует для общества, ради

великого целого, что все разумные существа родственны от природы друг другу. Таким образом, ими признавалось, что государство может быть построено в соответствии с требованиями нравственности. Но, поскольку всем людям присущ один и тот же разум, то может быть только один закон, одно государство. Истинный стоик, поэтому, есть всемирный гражданин. Аристотелевская политика расширилась в космополитизм.

В итоге, стоит отметить, что при всех недостатках и непоследовательностях (например, разграничение стоиками в нравственном отношении, безусловно, обязательного и только надлежащего), философия стоиков заслуживает признания - они первыми внятно выразили мысль, что совершенное исполнение долга состоит в возвышенном нравственном настроении.

Противоположной стоицизму была философия Эпикура[7] (341-270 гг. до н.э.) и его сторонников[8]. Эпикур родился в Самосе; он был сыном афинянина, учителя по профессии. В молодости Эпикур не получил систематического образования, позднее слушал в Афинах философов всевозможных направлений. Первое время называл себя последователем Демокрита. В 306 г. он основал собственную школу в своем саду - откуда имя «садовых философов» - и руководил этой школой до своей смерти. Научные занятия в этом дружном обществе, к которому принадлежали и женщины, протекали в атмосфере задушевности, вполне отвечавшей личной любезности и обходительности основателя. Самым знаменитым и блестящим представителем школы Эпикура был рано умерший римский поэт Лукреций.

Эпикурейцы развивали линию киренаи-ков, призывавших умело пользоваться внешними благами. Кроме поэмы (во фрагментах) Лукреция «О природе вещей», сочинения эпикурейцев до наших дней не дошли; все, что известно, известно из «Жизнеописания Эпикура» Диогена Лаэртского.

Из двух начал бытия, разума и материи, которые в учениях Платона и Аристотеля соединялись в высшем единстве, стоики развивали начало разума, эпикурейцы взяли за основу своей философии материю.

В познании, полагали эпикурейцы, един-

ственным мерилом истины являются внешние чувства. Они выступили предшественниками сенсуализма Локка. Согласно эпикурейцам, в практической области основное начало есть счастье (наслаждение). Истинное счастье человека, полагали они, заключается в отсутствии страданий. Высшая цель человека - безмятежность духа, которая дается внутренним состоянием души, правильною деятельностью разума, умением отличать прочное наслаждение от преходящего.

Таким образом, эпикурейцы в этом вопросе пришли к одному результату со стоиками: преобладание личного начала. Они также отстаивали идеал мудрого, сохраняющего спокойствие даже среди жесточайших страданий. Добродетель, согласно эпикурейцам, есть средство достижения счастья. Польза состоит в том, чтобы не вредить друг другу. Польза -цель любого общежития.

Основанием права, считали эпикурейцы, может быть только договор: если нет договора, нет и права. Цель любого договора - собственная польза лица; если закон перестает быть ему полезен, то он теряет юридическую силу. Однако в целом законы существуют для пользы человека, поэтому необходимо соблюдать законы и жить со всеми в мире. Однако мудрый не вмешивается в государственные дела, если в этом нет необходимости, посколь-

Библиография:

ку это нарушает безмятежность духа.

Эпикурейцы своей философией отрицали нравственный закон. Они все выводили из личной пользы человека. Если в основание человеческой деятельности полагается личное счастье, то нравственное начало исчезает, все ограничивается благоразумием.

Эпикурейская школа оказалась недолговечной и вместе с Лукрецием прекратила свое существование в I в. до н.э., однако она приобрела сильное практическое влияние. Содержание ее учения осталось почти неизменным. Плохо понимаемая и гонимая на протяжении средних веков философия Эпикура возродилась во взглядах П. Гассенди.

Стоики и эпикурейцы - две противоположные школы - оказали огромное влияние на умственное развитие древнего мира. При этом большую роль играли стоики. В условиях распада древнего общества они предлагали искать убежище в отвлеченном нравственном начале. Эпикурейцы же, уединяя человека, погружая его в личный эгоизм, еще больше разлагали общество: «Живи уединенно!» - гласит одно из эпикурейских жизненных правил. В Новое время эпикурейское начало будет иметь большее значение, но в другой трактовке -личность не отрешается от всех социальных связей, а вступает в общество со своими интересами и требованиями.

1. Обзор поздних политических теорий Греции см., например: Моска Г. История политических доктрин / Гаэтано Моска; пер. с итал. Е.И. Темнова. М: Мысль, 2012. С.54 и др.

2. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1 / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб., 2006. 87-95.

3. Хризипп (ок.280-207 гг. до н.э.) всесторонне обработал и систематизировал стоическое учение, о нем говорили: «Не будь Хризиппа, не было бы Стои». Однако его писательская деятельность была направлена скорее в ширь, чем в глубь. Он, как говорят, ежедневно писал по 500 строк и таким образом выпустил в свет не менее 705 книг, которые переполнены повторениями и цитатами.

4. Киники - одна из сократических школ древнегреческой философии. Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, они с демонстративным пренебрежением относились к разным социальным институтам, обычаям и институтам культуры. См. о сократических школах, например: Чичерин Б.Н. История политических учений. Т.1. / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб., 2006. С.51-60, 671.

5. Стоики относили к «внешним» благам честь, имущество, здоровье, даже жизнь человека и считали их «безразличными вещами».

6. Характеристику стоической философии см.: Форлендер К. История философии: Античность. Средние века. Пер. с нем. / Под ред. В.А. Савальского. Изд.2-е, испр..М., 2011. С.140 и др.

7. Характеристику Эпикура и его школы см.: Форлендер К. История философии: Античность. Средние века. Пер. с нем. / Под ред. В.А. Савальского. Изд.2-е, испр..М., 2011. С.147-148.

8. Оценку эпикурейской философии см.: Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1 / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб., 2006. С.92-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.