Политические и правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности на международном, национальном уровне и в региональном сотрудничестве стран СНГ
МЕРКУШОВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА,
декан юридического факультета Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье рассмотрены политико-правовые меры экологической безопасности, защиты и рационального использования водных ресурсов, продовольственной безопасности, сельскохозяйственного развития в рамках ООН, СНГ и на национальном уровне. Проблемы потребления чистой воды являются частью продовольственной безопасности и решаются ООН в рамках «десятилетия воды». Меры обеспечения продовольственной безопасности определены в Концепции повышения продовольственной безопасности государств — участников СНГ. Формируется новая продовольственная стратегия стран СНГ до 2025 г. Приняты и разрабатываются новые законы стран СНГ о защите качества пищевых продуктов, продовольственной безопасности, развитии сельского хозяйства, защите водных ресурсов.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, экологическая безопасность, рациональное водопользование, защита качества воды и пищевых продуктов, сотрудничество стран СНГ в области сельского хозяйства
Political and legal aspects of ensuring food security at the international, national level and in regional cooperation of the CIS countries
MERKUSHOVA OLESYA VALERYEVNA
Dean of the Law Faculty of the Institute of International Law and Economics named after A.Griboedov, Candidate of Legal Science
Abstract: The article considers political and legal measures of environmental safety, protection and rational use of water resources, food security, agricultural development within the UN, the CIS and at the national level. The problems of clean water consumption are part of food security and are addressed by the UN within the framework of the "Decade of Water". Measures to ensure food security are defined in the concept of improving the food security of the CIS member states. A new food strategy of the CIS countries is being formed until 2025. New laws of the CIS countries on protection of food quality, food security, development of agriculture, protection of water resources have been adopted and are being developed.
Key words: food security, ecological safety, rational water use, water and food quality protection, cooperation of the CIS countries in the field of agriculture
Обеспечение продовольственной безопасности в системе мер государственной безопасности на международном уровне
Продовольственная безопасность, экологическая безопасность водных ресурсов, рациональное водопользование, охрана водных ресурсов от загрязнения и многие другие глобальные проблемы современности становятся сферой активного сотрудничества стран СНГ, принимая во внимание цели устойчивого развития и комплексного управления водными ресурсами, провозглашенные Резолюцией ГА ООН «Международное десятилетие действий „Вода для устойчивого развития" 2018-2028 годы» от 21.12.2016 г. № 71/222»1 (далее - Резолюция ГА ООН от 21.12.2016 г. №71/222).
В абзаце 6 Преамбулы Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222 сказано, что ООН «подтверждает цели и задачи в области устойчивого развития, в том числе связанные с водными ресурсами, которые содержатся в „Повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка дня ООН до 2030 г.)"2, и преисполнена решимости достичь цели обеспечения наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех и реализовать другие соответствующие цели и задачи»3.
В абзаце 8 Преамбулы Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222 также подчеркнуто, что «Аддис-Абебская программа действий Третьей Международной конференции ЮНКТАД по финансированию развития от 26.07.2015 г. (Аддис-Абебская программа действий 2015 г.)»4
«является неотъемлемой частью Повестки дня ООН до 2030 г., и ее осуществление имеет решающее значение для реализации целей и задач в области устойчивого развития, поскольку водные ресурсы имеют решающее значение для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода и что между водными ресурсами, энергетикой, продовольственной безопасностью и питанием существует неразрывная связь и что водные ресурсы абсолютно необходимы для развития людских ресурсов и обеспечения здоровья и благополучия людей и имеют жизненно важное значение для достижения целей в области устойчивого развития и других соответствующих целей в социальной, экологической и экономической областях»5.
Пункт 13 Аддис-Абебской программы действий 2015 г. связывает экологическую безопасность водных ресурсов с продовольственной безопасностью и устанавливает необходимость широких международных мер сотрудничества государств по «наращиванию усилий по искоренению голода и недоедания, когда нельзя смириться с тем, что около 1 млрд человек страдают от хронического недоедания и не имеют доступа к безопасным и питательным продуктам в достаточном количестве, отмечая необходимость устойчивой работы по оживлению сельскохозяйственного сектора, поощрению развития сельских районов и обеспечению продовольственной безопасности, особенно в развивающихся странах, на
1 Резолюция ГА ООН «Международное десятилетие действий „Вода для устойчивого развития" 2018-2028 годы от 21.12.2016 г. № 71/222». https://wsdconf2018.org/wp-content/uploads/2017/05/N1646003-rezalyutsiya.pdf
2 Резолюция ГА.ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25.09.2015 г.№ 70/1. https://documents-dds-y.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.
3 Абзац 6 Преамбулы Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222. https://wsdconf2018.org/wp-content/uploads/2017/05/ N1646003-rezalyutsiya.pdf
4 Резолюция ГА ООН «Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий)» от 27.07.2015 г. № 69/313. http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ares69d313_ru.pdf
5 Преамбула Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222. https://wsdconf2018.org/wp-content/uploads/2017/05/ N1646003-rezalyutsiya.pd
устойчивой основе, что принесет существенную отдачу в виде прогресса в достижении всех целей в области устойчивого развития»1.
Вопиющие факты голодания населения ряда стран мира подтверждаются и выводами Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности, принятой на Всемирном саммите ООН по продовольственной безопасности в Риме 18.11.2009 г.2 (далее - Декларация по продовольственной безопасности).
Согласно Принципу 1 (п. 9-10) Декларации по продовольственной безопасности «ответственность за обеспечение продовольственной безопасности лежит на странах и любые планы по решению задач в области обеспечения продовольственной безопасности должны вырабатываться, формулироваться, реализовываться, признаваться самими странами, активизируя международную поддержку в целях реализации эффективных национальных и региональных стратегий, разработки осуществляемых под руководством самих стран инвестиционных планов и поощрения взаимной ответственности, транспарентности и подотчетности»3.
В соответствии с Принципом 4 (п. 34-35) Декларации по продовольственной безопасности государства нацелены на «активизацию сотрудничества между всеми учреждениями ООН, в особенности между ФАО4, МФСР5 и ВПП6, а также международными финансовыми организациями (МФО), включая работу с Целевой группой высокого уровня ООН по глобальному кризису в области продовольственной безопасности (ЦГВУ), поддерживая проходящий процесс реформы ФАО и План неотложных действий ФАО»7.
Однако многие положения резолюций ГА ООН, Деклараций конференций специализированных учреждений ООН как важных международно-правовых документов ООН часто не исполняются и остаются провозглашенными только на бумаге.
Развитые западные стран не заинтересованы в реальной помощи бедным странам, где господствуют их транснациональные корпорации, получающие сверхприбыли за счет беспощадной эксплуатации человеческих и природных ресурсов этих стран.
Фактически ООН, как часто бывает, только формально провозглашает высокие гуманитарные и общечеловеческие ценности устойчивого развития и спасения населения от голода, нехватки водных и биоресурсов, экологической катастрофы. На самом деле очень мало делается для их исполнения. Ведь названные катастрофические проблемы снабжения водой и продовольствием бедного населения планеты вызваны тем, что оно проживает на территориях неблагополучных развивающихся стран Африки, Центральной Азии, Ближнего Востока, многие из которых
1 Резолюция ГА ООН «Аддис-Абебская программа действий» от 27.07.2015 г. № 69/313. http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ares69d313_ru.pdf
2 Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, принятой на Всемирном саммите по продовольственной безопасности в Риме 18.11.2009 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summit2009_ declaration.shtml
3 Там же.
4 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). http://www.un.org/ru/sections/
5 Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). http://www.un.org/ru/sections/
6 Всемирная продовольственная программа (ВПП). http://www.un.org/ru/sections/about-un/funds-
7 Декларация по продовольственной безопасности в Риме 18.11.2009 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/summit2009_declaration.shtml
несколько десятков лет являются должниками Международного Валютного Фонда. В действительности население этих стран, кроме долгов, голода, загрязнения окружающей среды, жестоко страдает от хаоса в государственном управлении, террористических действий экстремистских группировок, гражданских войн, организованных, разжигаемых, финансируемых США в своих геополитических интересах.
Тем не менее, следует сказать, что даже такие формализованные в рамках ООН меры поиска источников финансирования развития бедных стран, являются позитивными с точки зрения развития норм международного права финансирования развития, международного экологического и продовольственного права, в рамках которых продвигаются идеи защиты национальной экологической, продовольственной и экономической безопасности развивающихся стран, наименее развитых стран, наиболее бедных и беднейших стран мира согласно классификациям по критериям ЮНККТАД, ВОЗ, ЮНЕСКО,ФАО.
Согласно п. 14 Аддис-Абебской программы действий 2015 г. намечено «создание нового форума в целях решения проблемы восполнения нехватки средств для финансирования инфраструктуры», где «одним из необходимых условий для достижения многих из поставленных нами целей является инвестирование в развитие устойчивой и безотказно функционирующей инфраструктуры, включая транспорт, энергетику, водоснабжение и санитарию для всех»1.
Далее в этом же отмечается «начало осуществления новых инициатив в области инфраструктуры, направленных на восполнение нехватки средств в этой области, включая инициативы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Всемирного центра по вопросам инфраструктуры, Нового банка развития, Азиатско-Тихоокеанского механизма подготовки проектов, Глобаль-
ного центра по вопросам инфраструктуры в рамках Группы Всемирного банка и Инфраструктурного фонда «Африка-50», Межамериканской инвестиционной корпорации»2.
Следует особо отметить, что деятельность государств в рамках глобального инфраструктурного форума ЮНКТАД ООН по реализации идей Аддис-Абебской программы действий 2015 г. в области экологической, продовольственной, экономической безопасности и водоснабжения ориентируется как на поддержку финансовых институтов ООН, так на межгосударственные многосторонние банки развития, такие как Евразийский банк развития, Банк развития ШОС, Банк развития БРИКС, Банк развития государств Центральной Африки, Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Западно-Африканский банк развития, Восточно-Африканский банк развития.
При этом финансовые средства банки развития дают при условии наличия комплексного прогноза и оценки перспектив экологически ориентированных инвестиционных вложений для обеспечения экологической, социальной и экономической стабильности.
Применительно к целях экологической безопасности водных ресурсов и решению проблем потребления чистой воды, поставленных в Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222, ка-
1 Резолюция ГА ООН Аддис-Абебская программа действий от 27.07.2015 г. № 69/313. http://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments7ares69d313_ru.pdf
2 Там же.
сающейся мер обеспечения населения планеты водными ресурсами, «период 2018-2028 годов объявляется Международным десятилетием действий „Вода для устойчивого развития" (далее -Десятилетие воды), которое начнется 22 марта 2018 года и завершится 22 марта 2028 года (22 марта - Всемирный день водных ресурсов)»1.
Пункт 2 Резолюции ГА ООН от 21.12.2016 г. № 71/222 устанавливает, что «Десятилетие воды предполагает повышенное внимание к устойчивому развитию и комплексному управлению во-
дными ресурсами для достижения социально-экономических и природоохранных целей; осуществлению и продвижению соответствующих программ и проектов; расширению сотрудничества и партнерства на всех уровнях для содействия реализации согласованных на международном уровне целей и задач, связанных с водными ресурсами, в том числе Целей устойчивого развития ООН, с учетом взаимосвязей между водными ресурсами, продовольствием, энергетикой и окружающей средой»2.
Национальные и межгосударственные меры развития и сотрудничества стран СНГ в секторе продовольственной безопасности
Основные векторы сотрудничества стран СНГ в области обеспечения продовольственной безопасности отражены в Постановлении МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6 «О правовом обеспечении продовольственной безопасности государств -участников СНГ»3 (далее - Постановление МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6).
В абзаце 2 Постановления МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6 говорится, что «современные угрозы продовольственной безопасности, включая изменение климата и сокращение сельскохозяйственного производства в ряде государств из-за неблагоприятных погодных условий, сокращение посевных площадей, рост цен на энергоресурсы, топливо и удобрения, несправедливую систему международной торговли продовольствием и снижение запасов продовольствия, распространение технологий производства биотоплива на основе сельскохозяйственных культур и др., актуализируют вопросы правового обеспечения продовольственной без-
опасности в государствах - участниках СНГ. На развитие ситуации, связанной с обеспечением продовольственной безопасности в ряде государств СНГ, в последнее десятилетие оказывает влияние их вступление либо стремление к вступлению в ВТО»4.
Основные идеи этого документа были развиты в Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств государств - участников СНГ 19.11.2010 г.5.
Стратегические меры формирования системы продовольственной безопасности стран СНГ являются и частью стратегии безопасности Российской Федерации. Расширение производства безопасной, стандартизированной продукции сельскохозяйственного назначения, продукции рыбной промышленности, продукции из речных и морских биоресурсов способствует достижению стратегических целей продовольственной безопасности страны на базе отечественного
1 Резолюция ГА ООН Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» 2018-2028 годы от 21.12.2016 г. № 71/222 https://wsdconf2018.org/wp-content/uploads/2017/05/N1646003-rezalyutsiya.pdf
2 Там же.
3 Постановление МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6 «О правовом обеспечении продовольственной безопасности государств - участников СНГ». http://docs.cntd.ru/document/902157667
4 Там же.
5 Решение Совета глав правительств государств - участников СНГ о «Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ» от 19.11.2010 г. http://base.garant.ru/2570896/
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
высокотехнологичного сельскохозяйственного производства.
В каждой стране СНГ принимаются законы в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В России действует Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»1 (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ).
Пункт 1 ст. 13 Федерального закона № 29-ФЗ устанавливает «государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора»2.
Пунктом 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 6833, установлено, что «обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в том числе за счет ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка, повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, недопущения бесконтрольного оборота ген-но- инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением
таких организмов или содержащей их, совершенствования системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека»4.
В Республике Казахстан действует Закон Республики Казахстан от 21.07.2007 г. № 301-Ш «О безопасности пищевой продукции» (с изм. от 21.04.2016 г.)5 ( далее - Закон РК № 301-Ш).
Как указано в ст. 4 Закона РК № 301-Ш «целями государственного регулирования в области безопасности пищевой продукции являются обеспечение безопасности пищевой продукции для жизни и здоровья человека и окружающей среды; защита законных интересов потребителей; экологическая безопасность; национальная безопасности; содействие развитию предпринимательства; гармонизация законодательства Республики Казахстан с международными нормами и правилами для защиты жизни и здоровья человека, законных интересов потребителей; повышение конкурентоспособности отечественной продукции; создание условий для развития международной торговли»6.
На межгосударственном уровне проблема продовольственной безопасности стран СНГ получила новый импульс заключением в г. Ереване
1 Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930
2 Там же.
3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930
4 Там же.
5 Закон Республики Казахстан от 21.07.2007 г. № 301-Ш «О безопасности пищевой продукции» (с изм. от 21.04.2016 г.). http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30114108
6 Там же.
Соглашения о продовольственной безопасности в Центральной Азии от 12.12.2017 г.1 (далее -Соглашение от 12.12. 2017 г.).
Этим Соглашением от 12.12.2017 г. «предполагается создание нормативно-законодательной базы и программ для достижения продовольственной безопасности и высокого уровня питания для всего населения, создание и реализация пилотных проектов в столице и регионах в целях развития трудовых ресурсов в области продовольственной безопасности и питания», «целью соглашения является укрепление продовольственной безопасности и улучшения питания в Армении, Таджикистане и Киргизии для обеспечения основ устойчивого развития сель-
ского хозяйства, дальнейшего укрепления стратегического партнерства между Россией и Арменией, улучшения благосостояния населения Армении»2.
В обзоре положения в сельском хозяйстве стран СНГ, составленном Б^.ТООА^ за 2016 г. говорится, что «самую большую часть ВВП по сравнению с другими странами СНГ сельское хозяйство занимает в Таджикистане - 29,5%, экономика которого всегда была аграрно-ориенти-рована, а официальная доля населения страны занятой в сельском хозяйстве по состоянию на 2015 г. составляла 47%, учитывая, что 81,8% трудоспособного населения страны работают за границей. То есть в сельском хозяйстве занято подавляющие число жителей постоянно проживающих на родине»3. «Еще одной странной с высокой долей сельского хозяйство в экономике страны являться Армения - 19,4% ВВП. Армения одна из первых стран бывшего советского союза провела аграрную реформу. Сейчас 45% территории республики отведено под сельскохозяйственные нужды, из них 20% под пашни, 25% под выгул скота»4.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Постановление МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6 «О правовом обеспечении продовольственной безопасности государств - участников СНГ». http://docs.cntd.ru/document/902157667
2. Решение Совета глав правительств государств -участников СНГ о «Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ» от 19.11.2010 г. http://base.garant.ru/2570896/
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента
РФ от 31.12.2015 г. № 683 http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64930
4. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64930
5. Закон Республики Казахстан от 21.07.2007 г. № 301-Ш «О безопасности пищевой продукции» (с изм. от 21.04.2016 г.). http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30114108
1 О подписании Соглашения о продовольственной безопасности в Центральной Азии. Ереван. 12.12.2017 г. http://www. mid.ru/ru/maps/am/-/asset_
2 Там же.
3 Сельское хозяйство СНГ на пути к продовольственной безопасности. http://sng.today/platon/408-selskoe-hozyaystvo-sng-na-puti-k-prodovolstvennoy-bezopasnosti.html
4 Там же.
6. Соглашение о продовольственной безопасности в Центральной Азии. Ереван. 12.12.2017 г. http:// www.mid.ru/ru/maps/am/-/asset_
7. Резолюция ГА ООН Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» 2018-2028 годы от 21.12. 2016 г.№71/222. https:// wsdconf2018.org/wp-content/uploads/2017/05/ N1646003-rezalyutsiya.pdf
8. Резолюция ГА.ООН Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года от 25.09.2015 г. № 70/1. https://documents-dds-y.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N15/291/92/
9. Резолюция ГА ООН Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий) от 27.07.2015 г. № 69/313. http:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/
10. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, принятая на Всемирном саммите по продовольственной безопасности в Риме 18.11.2009 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/summit2009_declaration.shtml
11. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). http://www.un.org/ru/ sections/
12. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). http://www.un.org/ru/sections/
13. Всемирная продовольственная программа (ВПП). http://www.un.org/ru/sections/about-
14. Постановление МПА СНГ от 25.11.2008 г. № 31-6. http://docs.cntd.ru/document/902157667
15. Сельское хозяйство СНГ на пути к продовольственной безопасности. http://sng.today/platon/408-selskoe-hozyaystvo-sng-na-puti-k-