Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 4
УДК 323.22/.28 EDN: KZAEEA
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420233341
ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ГОРКИ» В БОЛГАРИИ: ЭЛЕКТОРАТ «СТАТУС-КВО»
VS ЭЛЕКТОРАТ «ПЕРЕМЕН»
Николай Алексеевич Подчасов
ИМЭМО РАН, Москва, Россия, e-mail: nickpodchasov@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3075-9651
Ссылка для цитирования: Подчасов Н.А. Политические «горки» в Болгарии: электорат «статус-кво» vs электорат «перемен» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №4. С. 33-41. DOI: 10.15211/vestnikieran420233341
Аннотация. Болгария вступила на путь демократических преобразований более трёх десятилетий назад. За этот период внутриполитическая жизнь страны прошла несколько этапов развития. В 1990-е гг. для неё было характерно чередование у власти двух противостоящих политических лагерей. 2000-е гг. отметились подъёмом популистских партий, появление которых дважды (в 2001 и 2009 гг.) приводило к резкому изменению баланса сил среди парламентских фракций. Большая часть 2010-х гг. прошла под знаком доминирования на политической арене одной партии-гегемона (ГЕРБ), которая почти непрерывно находилась у власти при помощи тактики «плавающего большинства». В 2020-х гг. наблюдается начало нового этапа, сопровождающегося внутриполитической нестабильностью и чередой парламентских выборов. В статье анализируются общие закономерности развития политических процессов в Болгарии, которые наблюдались на протяжении всех перечисленных этапов. Ключевые слова: Болгария, внутренняя политика, биполярная система, популистские движения, «принцип маятника».
Статья поступила в редакцию: 07.06.2023.
POLITICAL SLIDES IN BULGARIA: STATUS QUO ELECTORATE VS ELECTORATE OF «CHANGES»
Nikolay A. Podchasov
IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: nickpodchasov@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3075-9651
For citation: Podchasov, N.A. (2023). Political slides in Bulgaria: status quo electorate vs electorate of «changes». Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 34(4): 33-41. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran420233341
© Подчасов Н.А. - к.и.н., н.с. Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Abstract. More than three decades ago Bulgaria embarked on the path of democratic transformation. During this period, the internal political life of the country went through several stages of development. In the 1990s, it was characterized by the competition of two opposing political camps. The 2000s were marked by the rise ofpopulist parties, the emergence of which twice (in 2001 and 2009) led to a sharp change in the balance of power among parliamentary factions. Much of the 2010s passed under the sign of dominance in the political arena of one hegemonic party (GERB), which was almost continuously in power with the help of «floating majority» tactics. In the 2020s the beginning of a new stage is observed, accompanied by internal political instability and a series of parliamentary elections. This article analyzes the general patterns of development of political processes in Bulgaria, which were observed throughout all of the above stages. Key words: Bulgaria, domestic politics, bipolar system, populist movements, «pendulum principle».
Article received: 07.06.2023.
Внутренняя политика современной Болгарии достаточно полно представлена в отечественной историографии. Помимо трудов российских учёных1 в ней присутствуют и переводные работы болгарских коллег2. Таким образом, болгарские внутриполитические процессы проанализированы достаточно подробно. При этом в поле зрения исследователей находились как особенности политической культуры страны, так и отношения конкретных политических субъектов (идеологических движений, коалиций, партий и даже отдельных лидеров).
Между тем несколько меньшее внимание в отечественной науке уделялось среднесрочным закономерностям во внутренней политике Болгарии. По этой причине отдельные события последних лет не находили логичного объяснения, что вынуждало специалистов использовать отсылки либо к причудам конкретных политических акторов, либо к специфике национального менталитета. В качестве примера такого труднообъяснимого феномена можно привести победу на выборах в 2014 г. партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) во главе с бывшим премьер-министром Бойко Борисовым, правительство которого всего за год до этого было вынуждено досрочно уйти в отставку на фоне массовых народных протестов.
Принцип «маятника» по-болгарски
Другим подобным «загадочным» эпизодом рискуют стать события 2020-2023 гг. Так, 6 июня 2023 г. Народное собрание проголосовало за правительство, созданное двумя круп-
1 См., например: Валева Е.Л. Трудная «европеизация» Болгарии // Проблемы стран постсоветского пространства, Центральной и Юго-Восточной Европы. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017; Валева Т.Э. Болгария в противостоянии коллективного Запада и России // Мир перемен. 2022. № 2. С. 77-87; Давыдова Н.А. Болгарские СМИ и политический дискурс: лингвистический анализ // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. М.:ООО «Квант Медиа», 2021. С. 35-43; Кандель П.Е. Пятые парламентские выборы в Болгарии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. № 2. С. 55-63; Уманская Л.А. Политическая правящая элита современной Болгарии: специфика и проблемы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 1(58). С. 169-174; Шумицкая Е.В. Если «сердце Болгарии» в Москве, то «кошелёк» - на Западе // Новая газета, 05.02.2023.
2 См., например: Баева И. Узловые проблемы политической истории Болгарии в начале XXI в. // Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец XX - начало XXI в. / отв. ред. К.В. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 12-52; Пущаев Ю.В. Современная Болгария и русско-болгарские отношения в свете историософии: беседа с профессором Софийского Университета, публицистом Дариной Гри-горовой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2020. № 2. С. 7-22; Светлорусова С.М. Г. Карасимеонов. Новая партийная система в Болгарии // Восточная Европа в начале XXI века. М.: ИНИОН РАН, 2004. С. 95-109.
нейшими парламентскими фракциями политических противников (коалициями «Граждане за европейское развитие Болгарии» - «Союз демократических сил» (ГЕРБ - СДС) и «Продолжаем перемены» - «Демократическая Болгария» (ПП - ДБ) (Кабинетът... 2023). Подобная широкая коалиция явилась новостью для болгарской политики: обычно наиболее сильные игроки выступают в роли крайних полюсов, подогревая своим противостоянием интерес избирателей к политической жизни.
Тем более это относится к союзу ГЕРБ - СДС с ПП - ДБ. Своей популярностью ПП - ДБ обязаны усталостью населения от почти десятилетнего правления Кабинетов ГЕРБ, которая в 2020 г. вылилась в антиправительственные демонстрации, не стихавшие несколько месяцев. Представители этих партий обещали покончить с негативными практиками своих предшественников, что исключало любые виды сотрудничества с ними. Убеждённость в невозможности взаимодействия с ГЕРБ стала причиной того, что за два года (с апреля 2021 г. по апрель 2023 г.) остальные политические силы спровоцировали пять парламентских выборов, безуспешно пытаясь составить устойчивое правительство без участия крупнейшей центристской партии и близких к ней более мелких игроков.
В результате по итогам пятых подряд выборов, фракции «сил протеста» в парламенте сократились со 135 до 98 (по сравнению с апрелем 2021 г.). Ещё более впечатляет тот факт, что их оппоненты - ГЕРБ - СДС и близкое к ней «Движение за права и свободы» (ДПС), с которыми представители протестного движения боролись на протяжении последних лет, вместе получили ровно те же 105 мест в парламенте, что и в апреле 2021 г.
Другими словами, в 2020 г. в Болгарии развернулось общественное движение, объединившее политиков и простых граждан, которое привело к появлению новых партий и спровоцировало политический кризис, не прекращавшийся вплоть до середины 2023 г. Тем не менее, это движение не добилось своей главной цели - сменить политическую элиту, исключив из её состава ГЕРБ - СДС и ДПС, ассоциирующихся у протестующих с негативными чертами болгарской действительности в 2010-е гг.1
Объяснение наблюдаемым событиям можно найти в двух среднесрочных закономерностях, характерных для внутренней политики Болгарии в последние десятилетия. Первую из них можно условно обозначить как «принцип маятника». Суть её в том, что начиная с 1990-х гг. каждая политическая сила, которая приходила к власти, к концу своего правления не просто теряла значительную часть избирателей и проигрывала выборы, но и формировала достаточно мощный заряд протестных настроений для того, чтобы резко увеличить электоральную поддержку своих наиболее радикальных оппонентов. Конкретные проявления этой закономерности были различными для трёх десятилетий, прошедших с момента установления в Болгарии демократической модели.
Так, в 1990-е гг. в стране функционировала биполярная система, когда у власти чередовались Болгарская социалистическая партия (БСП, бывшая БКП) и Союз демократических сил (СДС, идеологические наследники диссидентского движения) (Баева 2020). Каждая из них возглавляла коалицию более мелких политических игроков. В первое постсоциалистическое десятилетие в Болгарии четыре раза проходили парламентские выборы, в ходе которых победа поочерёдно доставалась БСП (1990 и 1994 гг.) и СДС (1991 и 1997 гг.). Такое чередование ведущих политических сил является достаточно частым феноменом для демократических
1 Второй заявленной целью, тесно связанной с первой, была отставка главного прокурора Ивана Гешева, который, согласно риторике «сил протеста», представлял интересы ГЕРБ и ДПС. Эта цель была достигнута только в июне 2023 г., после формирования правительства при поддержке как ГЕРБ и ДПС, так и «сил протеста» (Bulgaria's Top Prosecutor... 2023).
стран. Выбивающимся из нормы выглядит резкое изменение соотношения между ними. Так, дистанция между первой и второй политической силой постепенно растёт: 1,3% в 1991 г., 19,3% в 1994 г., 30,19% в 1997 г., однако роли победителя и побеждённого постоянно меняются. Это может говорить только о том, что с каждыми новыми выборами всё больший процент избирателей оказывается готов проголосовать, руководствуясь не столько приверженностью определённой партии, сколько ощущением неудовлетворённости происходящими в стране событиями и надеждой на то, что резкое изменение курса приведёт к позитивным переменам.
Во второе десятилетие после перехода к демократии действие «маятника» общественных настроений проявлялось в небывалом успехе популистских движений. Политические организации без чёткой программы действий и явной идеологической принадлежности, возглавляемые популярными лидерами, получившими известность благодаря факторам, не связанным с политикой или государственным управлением. Их риторика, как правило, основывалась на обещании «начать с чистого листа», отказаться от практик предыдущего поколения политиков. Как выяснилось уже в начале 2000-х гг., подобная тактика оказалась особенно эффективной в условиях постоянного недовольства болгарского населения ситуацией в стране и стремления к радикальным переменам.
Первым таким примером стало появление в Болгарии Национального движения «Симеон Второй» (НДСВ) - политического проекта, организованного вернувшимся из эмиграции последним болгарским царём Симеоном Саксен-Кобург-Готским. Карьера бывшего монарха в качестве лидера партии началась всего за несколько месяцев до парламентских выборов 2001 г., что, однако, не помешало его не до конца оформленному движению одержать решительную победу и возглавить правительство (Баева 2020). Другим примером стала партия ГЕРБ, организованная ещё одной популярной личностью - генералом, каратистом и телохранителем Бойко Борисовым. В 2009 г. ГЕРБ повторила успех НДСВ, создав собственный Кабинет министров после первых же парламентских выборов, в которых приняла участие.
Несколько иначе действие «маятника» проявилось в третье десятилетие постсоциалистического развития Болгарии. В отличие от НДСВ, партия ГЕРБ сумела не только одержать убедительную победу на своих первых парламентских выборах, но и создать эффективную организацию, опирающуюся на поддержку населения на местах1, имеющую связи с бизнесом и зарубежными партнёрами. С момента своего образования в 2006 г. и до начала кризиса 2020 г. ГЕРБ одержала победу на четырёх парламентских выборах (2009, 2013, 2014 и 2017 гг.), четырёх муниципальных (2007, 2011, 2015, 2019 гг.), одних президентских (2011 г.) и четырёх - в Европейский парламент (2007, 2009, 2014 и 2019 гг.). За всё это время её единственным поражением стали президентские выборы 2016 г., о которых будет сказано ниже.
Устойчивость ГЕРБ, её способность удерживать доминирующее положение в парламенте, не означает, что действие «маятника» в болгарской политике прекратилось с началом 2010-х гг. Напротив, секрет прочности позиций ГЕРБ отчасти заключается в способности её руководства угадывать момент накопления протестных настроений в обществе и предпринимать необходимые действия для «стравливания пара» народного недовольства.
Для этих целей использовались различные методы. В частности, первое правительство Борисова дистанцировалось от прочих партий, поддерживая свою репутацию несистемного игрока: вместо этого она опиралась на тактику плавающего большинства, находя союзников в парламенте по каждому конкретному вопросу. Второе и третье правительства Борисова
1 «Глубоко вросшая за десять лет правления во все государственные институты партия превратилась в патрон-клиентскую структуру с разветвлённой сетью "выгодоприобретателей", что и обеспечивает ей относительную устойчивость» (Кандель 2021).
вступали в коалицию с другими политическими силами и передавали им наиболее проблемные посты, что позволяло ГЕРБ в случае неудач перекладывать ответственность на союзников и отправлять их министров в отставку. Наконец, два первых Кабинета Борисова ушли в отставку досрочно, «увернувшись» от действия «маятника» и отчасти даже подставив под него своих оппонентов (в 2013 г.).
Несмотря на накопленный ГЕРБ опыт политического лавирования, протесты 2020 г. показали, что «принцип маятника» в болгарской политике продолжает действовать. Отказавшись в третий раз уходить в отставку на пике антиправительственных настроений, Борисов в итоге оказался мишенью для накопившегося в обществе протестного потенциала. Задача борьбы с «моделью ГЕРБ» позволила подняться новому поколению популистов, которые в некоторой степени сумели повторить успех НДСВ 2001 г. и ГЕРБ 2009 г. (речь идёт о партиях «Есть такой народ» и «Продолжаем перемены»).
Запрос на стабильность
Таким образом, можно убедиться, что в болгарской политике действительно существует устойчивая закономерность. В соответствии с ней постоянно возобновляющееся общественное недовольство опрокидывает любую политическую силу, которая хотя бы на некоторое время задерживается у власти, и выдвигает на первое место в парламенте всё новые и новые популистские партии. Однако констатация маятниковых колебаний во внутренней политике Болгарии сама по себе не может объяснить, почему в результате политического кризиса 2021-2023 гг. в стране так и не удалось сформировать новое устойчивое правительство, опирающееся на публичное отрицание опыта своих предшественников.
Представляется, что ответ на этот вопрос даёт вторая закономерность болгарской политики, которая появилась сравнительно недавно и до сих пор не оказывала решающего влияния на ход событий. Если действие «маятникового механизма» основано на наличии значительного контингента граждан, не удовлетворённых ситуацией в стране и требующих от своих политических представителей решительных действий по преобразованию государства, то встречная тенденция опирается на ту часть населения, которая с меньшим оптимизмом относится к идее «перемен». Эта часть болгарских избирателей полагает, что страна сумела достичь некоторых успехов в повышении качества жизни, и опасается, что политические эксперименты к добру не приведут. Такие люди предпочитают поддерживать силы, которые обеспечивают преемственность политического курса.
Истоки этого нового явления в болгарской политике можно найти в способности ГЕРБ при помощи работы с населением на местах, бизнесом и политическими партнёрами удерживать ведущие позиции в стране на протяжении длительного периода. Хотя часть этих успехов была достигнута под знаменем «перемен» (борьба с коррупцией в первом правительстве Борисова, программа реформ во втором), само сохранение преемственности способствовало появлению электората, готового и впредь поддерживать партию-гегемона.
В определённый момент руководство партии приняло решение попытаться «легализовать» свою позицию ведущей силы в государстве. Для этой цели были выбраны президентские выборы. Несмотря на то, что ни у кого из экспертов не было сомнения в способности кандидата от ГЕРБ победить, Борисов до последнего не объявлял своего претендента, что создавало странную ситуацию, при которой выбор главы государства как будто производился не народом, а лидером ведущей партии. Такое впечатление ещё более усилилось после объявления кандидата от ГЕРБ: на эту роль демонстративно была выдвинута совершенно не самостоятельная фигура, известная населению только в качестве партийного функционера. На-
блюдателям было очевидно, что Борисов старается не просто победить на выборах, но и продемонстрировать полный контроль своей партии над политической системой, отсутствие конкуренции не только в парламенте, но и со стороны других институтов власти (например, президента).
На тот момент столкновение идеи «стабильности» с идеей «перемен» закончилось в пользу последней. Борисов явно переоценил свои возможности и был вынужден уйти в отставку, чтобы предотвратить дальнейшую эрозию электората. Окрылённая успехом оппозиция попыталась взять инициативу и развить успех, обещая населению радикальные реформы в случае своей победы. Однако итоги выборов 2017 г. показали несостоятельность таких надежд. Эксперты отмечали, что привлекательность лозунга «перемен» значительно потускнела в сравнении с предыдущими десятилетиями, и что существенная часть избирателей уже чувствовала себя в положении людей, которым есть, что терять. Хотя в отличие от предыдущих парламентских выборов, в 2017 г. ГЕРБ не пыталась маскироваться под «антисистемную» партию, она тем не менее сумела одержать победу и составить относительно устойчивое правительство, которое к тому же продержалось у власти до конца положенного срока.
Исполнительный директор балканского отделения Gallip International Пырван Симеонов полагал, что причина затяжного внутриполитического кризиса в Болгарии в начале 2020-х гг. заключалась именно в том, что в стране сформировались два устойчивых политических лагеря, каждый из которых имел опору среди определённых групп населения (Първан Симеонов... 2023). Идея «перемен», выступавшая основным двигателем болгарской политики на протяжении последних 30 лет, опиралась на население наиболее крупных городов и прежде всего столицы - Софии. Её сторонниками выступали молодые, образованные люди, которые связывали свою карьеру с другими странами - партнёрами Болгарии по ЕС и НАТО. Их оппонентами оказывались жители провинциальных городов, хорошо понимавшие специфику национальной экономики со всеми её несовершенствами, неформальными практиками и неписаными законами. Они, как правило, не планировали покидать страну, в своём видении будущего ориентировались на улучшение уже существующих систем, а не на их замену заграничными образцами. Они слабо верили в возможности кардинальных изменений и предпочитали поддерживать политические силы, ориентированные на преемственность и стабильность, а не на проведение дорогостоящих экспериментов.
В результате политические партии, представляющие интересы соответствующих групп населения, от выборов к выборам получали приблизительно схожие результаты. В первую очередь это относилось к лагерю «статус-кво» (ГЕРБ, ДПС), представительство которых в парламенте за два года не подверглось изменениям, несмотря на развёрнутую против них кампанию в СМИ. Что касается лагеря «перемен», то по мере того, как входящие в него партии из раза в раз демонстрировали неспособность претворить в жизнь обещанные проекты, всё более значительная часть избирателей перетекала к партии «Возрождение», которая также сулила реформы.
Таким образом, итогом кризиса стала консолидация двух относительно стабильных политических групп, каждая из которых имела собственный лояльный электорат. Череда выборов показала, что, несмотря на всю накопленную энергию общественных демонстраций 2020 г., поддержку со стороны СМИ и зарубежных партнёров, партии «перемен» так и не сумели оттеснить на обочину политические силы, ориентированные на преемственность болгарской политики и сохранение достигнутого. Из этого следовал вывод, что рано или поздно противостоящим лагерям придётся признать неизбежность взаимодействия и выработать формы сосуществования, которые не подразумевали бы игры с нулевой суммой.
Именно это произошло 6 июня 2023 г., когда две ведущие фракции парламента (ГЕРБ -СДС и 1111 - ДБ) совместно сформировали правительство на ротационной основе: первые 9 месяцев должность премьер-министра будет занимать представитель ПП-ДБ, затем его сменит кандидат от ГЕРБ - СДС (Подчасов 2023). Чтобы снизить потенциальную негативную реакцию избирателей на сотрудничество бывших непримиримых противников, обе политические силы согласились, что в Кабинете министров будут представлены в основном эксперты, сделавшие карьеру вне партийных структур. Так, премьер-министром от 1111 стал академик Николай Денков, тогда как вице-премьером от ГЕРБ - бывший еврокомиссар Мария Габриэл (2019-2023 гг.). Исключением из этого правила стал сопредседатель 1111 Асен Василев, который вновь, как и в правительстве 1еткова (2021-2022 гг.), был выдвинут на пост министра финансов (1резидентът_ 2023).
* * *
Лодводя итоги, можно указать на наличие во внутренней политике Болгарии двух среднесрочных закономерностей. 1ервая из них особенно ярко проявлялась в первые два десятилетия современной болгарской истории (1989-2009 гг.) и заключалась в «маятниковых колебаниях» электоральных симпатий населения, в результате которых на очередных выборах победу одерживали политические силы, максимально удалённые от действующей власти. В период с 2009 по 2019 г. эта закономерность сохраняет актуальность, но проявляется менее ярко, поскольку ведущая политическая партия ГЕРБ в силу ряда обстоятельств удерживала правящий статус вопреки колебаниям маятника.
В результате за 2010-е гг. в политической жизни Болгарии оформилась новая закономерность - появился запрос на стабилизацию и поддержание статус-кво. Разнонаправленные тенденции пришли в столкновение в 2020-2023 гг., когда политические новобранцы, опираясь на протестные настроения электората, попытались заместить предыдущее поколение государственных деятелей, но не смогли реализовать эту программу. За это время было проведено пять парламентских выборов, которые подтвердили прочность позиций сил, выступающих за продолжение практик предыдущего периода (ГЕРБ - СДС, Д1С). Это и заставило оппонентов пойти на компромисс и сформировать совместное правительство, учитывающее интересы как сторонников перемен, так и защитников статус-кво в болгарской политике.
Список литературы / References
Bulgaria's Top Prosecutor Ousted, Stirring Suspicion of Trade-Off. Balkanlnsight. 13.06.2023. Available at: https://balkaninsight.com/2023/06/13/bulgarias-top-prosecutor-ousted-stirring-suspicion-of-trade-off/ (accessed 20.06.2023).
Баева И. (2020). Узловые проблемы политической истории Болгарии в начале XXI в. // Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец XX — начало XXI в. Отв. ред. К. В. Никифоров. М.; СТО.: Нестор-История. С. 12-52. [Baeva, I. (2020). Key problems of the political history of Bulgaria at the beginning of the 21st century. In: Nikiforov, K. (ed.) (2020). Essays on the political history of the countries of Central and SouthEastern Europe. The end of the XX - the beginning of the XXI century. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya: 12-52. (in Russian)]. DOI: 10.31168/2712-8342.2020.1.2
Валева, Е.Л. (2017). Трудная «Европеизация» Болгарии // 1роблемы стран постсоветского пространства, Центральной и Юго-Восточной Европы. Воронеж. С. 188-203. [Valeva E.L. Difficult «Europeanization» of Bulgaria. In: Problems of the countries of the post-Soviet space, Central
and South-Eastern Europe. Voronezh: 188-203. (in Russian)].
Валева, Т.Э. (2022). Болгария в противостоянии коллективного Запада и России // Мир перемен 2: 77-87. [Valeva, T.E. (2022). Bulgaria in the confrontation between the collective West and Russia. Mir peremen 2: 77-87. (in Russian)].
Давыдова, Н.А. (2021). Болгарские СМИ и политический дискурс: лингвистический анализ // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. М. С. 35-43. [Davydova, N.A. (2021). Bulgarian media and political discourse: linguistic analysis. In: Language. Culture. Society. Topical issues, research methods and teaching problems. Moscow: 35-43. (in Russian)].
Кабинетът «Денков - Габриел» пое властта в условията на война с президента и напреже-ние в парламента. Дневник. 06.06.2023. [The «Denkov-Gabriel» cabinet took power in conditions of war with the president and tension in the parliament. Dnevnik. 06.06.2023. (in Bulgarian)]. Available at: https://ww.dnevnik.bg/politika/2023/06/06/4492126_kabinetut_denkov_-_gabriel_se_gotvi_da_poeme_vlastta/?ref=home_mainStory (accessed 06.06.2023).
Кандель, П.Е. (2021). Парламентские выборы в Болгарии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (2): 50-58. [Kandel, P.E. (2021). Parliament elections in Bulgaria. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 20(2): 50-58. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran220217177
Кандель, П.Е. (2023). Пятые парламентские выборы в Болгарии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 2: 55-63. [Kandel, P.E. (2023). Fifth Parliamentary Elections in Bulgaria. Nauch-no-analiticheskij vestnik IE RAN 2: 55-63. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran220235563
Подчасов, Н А. (2023). Новое правительство в Болгарии. ИМЭМО РАН. 07.06.2023. [Pod-chasov, N.A. (2023). New government in Bulgaria. IMEMO. 07.06.2023]. Available at: https:// www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/new-government-in-bulgaria (accessed 07.06.2023).
Президенты увери, че ще издаде максимално бързо указ за правителството. Dnevnik. 05.06.2023. [President promised to issue a decree for the government as soon as possible. Dnevnik. 05.06.2023. (in Bulgarian)]. Available at: https://www.dnevnik.bg/politika/2023/06/05/4491386_ni kolai_denkov_shte_zanese_papkata_na_dondukov_2/#4491634 (accessed 05.06.2023).
Пущаев, Ю.В. (2020). Современная Болгария и русско-болгарские отношения в свете историософии: беседа с профессором Софийского Университета, публицистом Дариной Григо-ровой // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал 2: 7-22. [Pushchaev, Yu.V. (2020). Modern Bulgaria and Russian-Bulgarian relations in the light of historiosophy: a conversation with a professor at Sofia University, publicist Darina Grigorova. Social and Humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Series 3: Philosophy. Abstract journal. 2: 7-22. (in Russian)].
Първан Симеонов: Топката за правителство е в ПП-ДБ, ГЕРБ нямат проблем за коалиция с тях. Capital. 31.03.2023. [Parvan Simeonov: The ball for a government is in PP-DB's court, GERB have no problem with a coalition with them. Capital. 31.03.2023. (in Bulgarian)]. Available at: https://www.capital.bg/politika_i_ikonomika/bulgaria/2023/03/31/4466240_purvan_simeonov_ topkata_za_pravitelstvo_e_v_pp-db_gerb/ (accessed 25.05.2023).
Светлорусова, С.М. (2004). Г. Карасимеонов. Новая партийная система в Болгарии // Восточная Европа в начале XXI века. М. С. 95-109. [Svetlorusova, S.M. (2004). G. Karasimeonov. New party system in Bulgaria. In: Eastern Europe at the beginning of the XXI century. Moscow: 95-109. (in Russian)].
Уманская, Л.А. (2019). Политическая правящая элита современной Болгарии: специфика и проблемы // Каспийский регион: политика, экономика, культура 1(58): 169-174. [Uman-skaya, L.A. (2019). Political ruling elite of modern Bulgaria: specifics and problems. Caspian re-
gion: politics, economics, culture 1(58): 169-174. (in Russian)].
Централна избирателна комисия. Шрламентарни избори. 04.04.2021. [Central Election Commission. Parliamentary elections. 04.04.2021. (in Bulgarian)]. Available at: https://results.cik.bg/pi2021/rezultati/ (accessed 06.06.2023).
Централна избирателна комисия. Избори за народни представители. 02.04.2023. [Central Election Commission. Elections for people's representatives. 02.04.2023. (in Bulgarian)]. Available at: https://results.cik.bg/ns2023/rezultati/index.html (accessed 06.06.2023).
Шумицкая, Е.В. (2023). Если «сердце Болгарии» в Москве, то «кошелек» - на Западе. Новая газета. 05.02.2023. [Shumitskaya, E.V. (2023). If the «heart of Bulgaria» is in Moscow, then the «purse» is in the West. Novaya Gazeta. 05.02.2023. (in Russian)]. Available at: https://nvo.ng.ru/vision/2023-04-05/6_8698_bulgaria.html (accessed 06.06.2023).