УДК 323.2
С.К. Нагаева, канд. полит. наук, доц., 89232129043, [email protected] (Россия, Абакан, ХГУ им. Н.Ф. Катанова)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Раскрывается содержание гражданского общества как политического явления. Для анализа политических элементов гражданского общества используется два методологических подхода - политико-институциональный и политикоантропологический.
Ключевые слова: гражданское общество, структура, политические элементы.
Исследование теории гражданского общества в отечественной политической науке переживает новый этап, связанный с интегрированием теоретико-методологических достижений его научного осмысления в российскую социально-политическую практику.
Гражданское общество - сложный феномен общественный жизни, который проявляется в самых разнообразных формах человеческой жизнедеятельности (экономике, политике, религии, образовании и т.д.). В связи с этим, встаёт вопрос о необходимости изучения элементов его структуры, позволяющих измерять состояние развитости гражданского общества применительно к различным общественным сферам. Для нас представляет интерес рассмотрение политического содержания структуры гражданского общества и в дальнейшем выделение политических индикаторов его развития в условиях конкретного региона.
В изучении гражданского общества российские исследователи преимущественно исходят из «широкого» понимания его структуры и включают в неё самые разнообразные элементы, в том числе и политические. Так, исследователь A.C. Батанов, предлагает рассматривать гражданское общество как сферу частных интересов, находящихся во взаимодействии с публичными интересами. Однако выделенная им структура гражданского общества содержит и политические элементы, а институты, которые формируются в рамках данных элементов, имеют прямое отношение к политике. В качестве структурных элементов он выделяет:
- гражданские отношения - результат взаимодействия частных и публичных (общезначимых) интересов;
- духовно-нравственные основы гражданского общества;
- традиции и глобальные влияния;
- экономические основы - свободная рыночная экономика;
- классовый состав населения и социальную стратификацию в гражданском обществе;
- демократические механизмы и распространение их на всю систему гражданских отношений;
- правовые гарантии и ограничения, как инструмент регулирования гражданского общества;
- способы взаимодействия с государством - наличие представительных органов власти;
- механизмы интерполирования личности в систему гражданских отношений - гражданское общество гарант личности в её общественной жизни и политической системе;
- политическую культуру в гражданском обществе.
Институты гражданского общества:
- Система прав и свобод человека и гражданина.
- Представительные органы власти.
- Выборы и референдум.
- Политические партии.
- Оппозиция.
-Общественные объединения: профсоюзы, кооперации,
религиозные объединения, благотворительные организации, женские движения.
- Сфера самоуправления людей[1].
Очевидно, исходя из предложенной A.C. Батановым структуры, гражданское общество, проявляется прежде всего, в политических институтах. Однако, на наш взгляд, следует уточнить содержание некоторых вышеперечисленных компонентов в политическом аспекте.
В данном исследовании, мы предлагаем рассматривать гражданское общество не только как политико-институциональный, но и как политико -антропологический феномен. Поэтому в структуру гражданского общества как политического явления следует включать не только институты, которые действуют непосредственно в политическом пространстве, но и те процессы и отношения гражданского общества, которые оказывают влияние на принятие политических решений. При этом важно переосмыслить содержание категории «политика». Современная политическая теория, рассматривает политику не только как пространство деятельности политических субъектов, преследующих преимущественно цель - достижение власти, но и как свойство человека, данное ему от природы, проявляющееся в способности индивида к взаимодействию ради достижения общественного блага [2]. По мнению отечественного политолога О.Ю. Рыбакова: «В самом человеке... заложены предпосылки возникновения, формирования, развития политических качеств, которые способствуют преобразованию человека в существо политическое»[3].
Гражданское общество - это прежде всего пространство проявления политической природы человека, его естественного самовыражения и самореализации. Гражданское общество немыслимо без человека. Именно
человеческая активность конструирует пространство гражданского общества. Поэтому человек - это базовый элемент и субъект гражданского общества.
Немецкий политолог А. Инкельс выделил черты современного человека - актора гражданского общества. Вот некоторые из них:
- открытость новому жизненному опыту во всех сферах его существования;
- руководство в своём поведении идеей личного достоинства всех
людей;
- существенное изменение мнения об обществе.
Эти черты предполагает наличие следующих качеств:
а) индивид склонен формировать и поддерживать мнения по большому числу проблем общественной жизни;
б) он осведомлён о том, что к рассмотрению любой проблемы возможны разные подходы и об этих проблемах могут быть разные мнения;
в) он позитивно оценивает это многообразие.
И наряду с характеристикой современного человека немецкий исследователь обозначает намечающуюся в обществе тенденцию к появлению «синдрома гражданского участия», которому соответствуют следующие установки:
1) свобода от традиционных авторитетов. Широкий набор разного рода традиционных - религиозных, семейных, этнических и местных авторитетов замещается единственным общенациональным политическим авторитетом;
2) интерес к общественным проблемам, выраженный в активном политическом участии и подкрепленный желанием быть информированным о текущей социально-политической ситуации в обществе;
3) ориентация на политические и правительственные процессы, которые признают необходимость и желательность формирования рациональных процедур и соответствующих организаций государственного управления.
Вышеперечисленные качества были отнесены отечественными политологами Д.В.Гончаровым и И.Б. Гоптаревой к понятию «политический человек»[4].
Мы разделяем мнение этих авторов, так как теория «политического человека» наиболее близко подводит нас к осмыслению «человеческой природы» гражданского общества и обоснованию политикоантропологического подхода в раскрытии его структуры.
Следует отметить, что категория «человек политический» достаточно часто используется в отечественной литературе применительно к профессиональным политикам. Мы же предлагаем рассматривать его как
индивида обладающего набором черт социально-политического характера, сформированных как типом данного общества, так и чертами, наделёнными человеческой природой. Изучить человека политического одна из важнейших задач, как политологии, так и ряда направлений общественных наук. «Понять человека - значит понять человека
политического» - отмечает В.Ю. Сморгунова в своей работе «Феномен политического знания»[5].
Мы опираемся на довод, что политический человек - это носитель качеств политико-гражданских отношений в современных развитых странах представительной демократии. Человек имеет политический модус во всех своих сущностных проявлениях: в познавательной активности,
эмоционально-оценочном подходе к миру, в своих волевых проявлениях. Однако не в каждом индивиде этот модус раскрывается во всей своей полноте? Что делает человека политическим? Отвечая на эти вопросы, учёные разделились во мнениях. Одни ищут «политическое» в биологической основе человека, другие указывают на политичность как исключительно социальный феномен.
Однако, на наш взгляд, предпосылки возникновения и развития политических качеств заложены в самом человеке, в его жизнедеятельности. Конечно, велика роль в этом развитие общества в целом, но только индивид, осознавший себя деятельной личностью, способен на общественные преобразования и может называться политическим человеком.
Политический человек в процессе своей деятельности формирует институт гражданского участия - следующий элемент гражданского общества.
Одной из фундаментальных основ любой демократической системы является участие граждан в общественной и политической жизни страны, которое должно охватывать все компоненты политической системы и задавать через запросы различных групп и слоев населения приоритеты общественного развития.
Из всех попыток определить понятие гражданское участие наиболее известна восьмиступенчатая восходящая последовательность степеней гражданского участия, предложенная P.A. Арнштейном, которая включает: манипулирование; терапию; информирование; консультирование; умиротворение; участие; делегированные полномочия; контроль со стороны населения[6].
При этом первые три степени относятся к категории «неучастия», консультирование и умиротворение - к степени формального участия. И только последние три категории (участие, делегированные полномочия, контроль со стороны населения) отражают степень власти граждан.
На наш взгляд, наиболее содержательным является понимание гражданского участия «как активности граждан и их объединений,
направленной на влияние на процесс принятия решений структурами публичной власти в целях реализации прав и интересов граждан или общего изменения социальной действительности»^].
В российских исследованиях дискуссионной является проблема о дифференциации гражданского и политического участия. Например, голосование, основанное на политическом выборе граждан, относят к политическому участию, так как оно направлено на формирование политической власти и поддержании политического курса. Выделяют и такие формы политического участия, как создание политических партий и политических движений, поддержка их деятельности или работа в них и другие [8]. Однако на практике различить политическое и гражданское участие довольно трудно, настолько взаимопроникаемы и взаимосвязаны эти процессы.
Участники круглого стола на тему «Формы гражданского участия в общественной жизни и проблемы регулирования такого участия» в рамках II Московского гражданского форума «Общество. Бизнес. Власть: от сосуществования, через содействие, к сотрудничеству» к приоритетным формам гражданского участия, которые направлены на преобразование социально-политической действительности, отнесли следующие формы:
- гражданская экспертиза,
- гражданский контроль,
- правовая помощь,
- деятельность общественных приемных и консультаций,
- общественные обсуждения и публичные слушания,
- общественные советы при органах власти и ее структурах,
- просвещение населения для повышения его правовой и политической культуры,
- общественные опросы,
- общественные мониторинги нарушений прав человека[9].
Гражданское участие подразумевает, что интересы всех слоев
общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Кроме этого, речь идёт и о включенности граждан в процесс принятия политических решений. Гражданское участие является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля над деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа. Поэтому гражданское участие следует рассматривать как политический институт в структуре гражданского общества.
Среди институтов гражданского общества Российской Федерации самыми организованными являются общественные объединения. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [10].
В Российской Федерации общественные объединения существуют и функционируют в следующих организационно-правовых формах:
1. Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
2.Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
3.Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
4. Общественное учреждение - не имеющее членства
общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих
уставным целям указанного объединения.
5.Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
6.Политическая партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать
государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.
В Федеральном законе от 11.07.2001г. «О политических партиях Российской Федерации» № 95-ФЗ определено следующее понятие
«политическая партия». «Политическая партия - это общественное
объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» [11].
Общественные объединения призваны разнообразные частные интересы отдельных граждан и социальных групп сводить в общий социально-политический интерес. Отсюда вытекает важная функция общественных объединений как политического института гражданского общества - представлять в политической системе интересы тех слоев населения, которые они защищают.
В качестве важнейшего элемента гражданского общества выступают независимые средства массовой информации, которые играют главную роль в обеспечении контроля гражданского общества над властью. Особое место среди средств массовой информации отводится общественно-политической прессе - выразителе общего интереса. В этот сегмент входят региональные и муниципальные средства массовой информации, являющиеся не только основным средством трансляции общегосударственной, общественно значимой информации, но и механизмом формирования политической культуры граждан. Следовательно, общественно - политические средства массовой информации входят в структуру гражданского общества.
В российской политической науке местное самоуправление зачастую рассматривается как элемент гражданского общества.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [12].
В монографии «У истоков гражданского общества и местного самоуправления» российский исследователь A.C. Автономов причину возникновения гражданского общества связывает с потребностью человека в самоорганизации: «Люди сами, по собственному желанию, организуются и решают наболевшие проблемы, чётко осознавая, что поодиночке они с этими проблемами справиться не смогут». Исходя из этого, A.C. Автономов даёт следующее определение гражданского общества - это «такое состояние общества, когда люди взаимодействуют друг с другом в интересах управления их общими делами»[13]. Обосновывая связь гражданское общество с практикой самоуправления, учёный отмечает, что в идеале самоуправление означает, что управляющими и управляемыми являются одни и те же люди.
Становление и развитие системы местного самоуправления свидетельствует об эволюции общества, граждане которого заявляют о готовности включиться в процесс общественно-политического развития, принимая всю меру ответственности за своё достойное существование.
«Самоуправление, превращающее социально-гражданские общности из пассивных участников - объектов управления в его первичные социальные субъекты, является общественным образованием, которое составляет основу общественно - политической жизнедеятельности. Сущность самоуправления заключается в самоорганизации общности людей, формирующих политику с учётом принципа инициативы снизу» [14].
Таким образом, местное самоуправление представляет собой важнейший институт политической демократии и народовластия, призванный обеспечить на местах политические права и свободы гражданина, и в этом смысле местное самоуправление следует рассматривать как политический институт гражданского общества.
Подводя итоги, следует ещё раз подчеркнуть, что главным элементом гражданского общества выступает человек, носитель политической и гражданской активности. Человек политический в процессе своей деятельности формирует пространство гражданского общества и структурирует его, участвуя в создании институтов гражданского общества, включая и политические. Поиск субъекта, способного преобразовать социально-политическую реальность, -
главная задача отечественных учёных-гуманитариев. Поэтому встаёт вопрос об актуализации исследований гражданского общества на локальном (местном) уровне в процессе политического развития региона.
Список литературы
1. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающий фактор ускорения социальноэкономического развития России. / Батанов A.C. и др. М., 2005. С.166-179.
2. Коноплин Ю.С. Антропологический подход к политике : основополагание// Научные труды МПГУ. Сер: Социально-исторические науки. М., 2000. С. 380-382.
3. Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. Саратов: Из-во Саратовского университета,1995. С.11.
4. Гончаров Д.В., Гоптарева М.Б. Введение в политическую науку. М.:Юрист,1996. С. 56-57.
5. Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб.: Образование,1996. С.14.
6. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф. Парслоу: пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М: Аспект Пресс, 1997. С.18.
7. Подъячев К.В. Институт обращений граждан в органы власти в
России: возможности возникновения нового канала влияния//
Политические исследования. 2007.№5 (101). С.71.
8. Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход (перспективы исследования)// Полис. 2009. №6. С. 29.
9. Круглый стол по теме «Формы гражданского участия в общественной жизни и проблемы регулирования такого участия»[Электронный ресурс]// www.mosportal.ru.
10.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
11. Федеральный закон «О политических партиях Российской Федерации» от 11.07.2001 № 95-ФЗ [Электронный ресурс] //Справочноправовая система «Консультант плюс».
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
13. Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. М.: МЭЙН, 1998. С.5-6.
14. Кальной И.И., Шрейдер В.Ф. Самоуправление как фактор развития гражданского общества// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5. С. 81.
S.K. Nagaeva
POLITICAL ELEMENTS of the STRUCTURE CIVIL SOCIETY The contents of the structure civil society opens In article as political phenomena. For analysis political element civil society is used two methodological approaches - a politician - an institutes and politician-anthropological.
Key words: civil society, structure, political elements.
Получено 23.04.2011 г.
УДК [94(4)|19|+94(410)|19|]:327
E.A. Порецкова, аспирант, 8-(927)-224-44-88, [email protected] (Россия, Саратов, СГУ)
КОНЦЕПЦИЯ «МНОГОСКОРОСТНОЙ» ЕВРОПЫ В СТРАТЕГИИ КОНСЕРВАТИВНОГО КАБИНЕТА ДЖ. МЕЙДЖОРА
Анализируется концепция «многоскоростного развития» Европейского союза. Особое внимание уделено принципам новой стратегии премьер-министра Великобритании, отстаивающим главенство национальных правительств в интеграционных процессах.
Ключевые слова: Великобритания, европейская интеграция, Европейский союз, «многоскоростная Европа», национальный суверенитет.
Конец «холодной войны» и объединение Германии (1990 г.) задали новое направление европейской интеграции. Федерализм и