ПОЛИТОЛОГИЯ
ББК 60.027.1
С. К. Нагаева
Гражданское общество и политическое развитие региона: к перспективам исследования
S.K. Nagaeva
Civil Society and Political Development of the Region: Prospects of the Study
Статья посвящена анализу концепции гражданского общества применительно к политическому развитию региона. Определяя место гражданского общества в политической регионалистике, автор предлагает рассматривать гражданское общество как политическое явление и необходимое условие демократического процесса в регионах. В перспективах исследования предлагается изучать политические элементы и институты гражданского общества в динамике регионального политического развития.
Ключевые слова: гражданское общество, политическая регионалистика, политическое развитие региона.
Политическая регионалистика как сравнительно молодое направление российской политической науки находиться в стадии осмысления своего предметного поля, что обусловливает поиск и интеграцию новых теоретических концепций, которые будут способствовать решению ее исследовательских задач. В данной статье на основе анализа научной литературы определяется место гражданского общества в политическом развитие региона и обосновываются перспективы его исследований в политической регионалистике.
В разработке теории гражданского общества отечественными исследователями выработано множество подходов, концепций, интерпретаций. Для нас представляет интерес изучение гражданского общества как политического явления. Следует отметить, что изучение гражданского общества как политического явления в российской политической науке не столь популярно. В большинстве случаев ученые-политологи относят гражданское общество к негосударственной и неполитической сфере общества. Мы разделяем позиции тех авторов, которые рассматривают гражданское общество, не только как сферу частных интересов граждан, но и как политическое образование.
Гражданское общество представляется сложным явлением общественной жизни, поэтому, на наш взгляд, сводить его содержание к негосударственной и неполитической сфере общества не совсем правомерно. Современные подходы к изучению гражданского общества как политического явления условно можно подразделить на институциональные и антропологические. Исследованием гражданского
The article is devoted to the analysis of concepts of civil society in application to political development of the region. Having determined place of civil society in political regional science the author offers to consider the civil society as a political phenomenon and necessary condition for regional democratic process. In scientific prospect it is offered to study the political elements and institutes of civil society in the regional political development.
Key words: civil society, regional political science, regional political development.
общества в аспекте политического измерения и институционального подхода занимаются И.Ф. Ярулин, А.С. Перегудов, А.С. Батанов. Эти авторы не отвергают политичность гражданского общества и наряду с гражданскими структурами включают в него и политические институты.
О политическом феномене гражданского общества в отечественной политологии одним из первых заговорил в своих трудах А.С. Перегудов. В статье «Гражданское общество в политическом измерении» он исследует каналы связи между политическими и гражданскими сферами. За основу российский политолог принимает определение политики, предложенное М. Вебером: политика - «...стремление к участию во власти или к оказанию влияния на власть»; и намечает два «выхода» в сферу политики со стороны общества: через активность политических партий и через активность групп интересов, которые изначально зарождаются как неполитические и лишь на определенной фазе общественной активности вторгаются в сферу политики [1, с. 644, 646].
С.П. Перегудов останавливается на концепциях взаимоотношения гражданского общества и государства в трудах Гегеля, Маркса, Грамши и приходит к выводу, что именно на стыке гражданского общества и государства политические процессы, идущие в гражданском обществе, приносят практический результат [2, с. 74-85].
Политическое измерение гражданского общества предлагает в монографии «Основания гражданского общества» И.Ф. Ярулин. Он отмечает политичность
гражданского общества, а в качестве его важнейшей политической ассоциации представляет государство [3].
Отечественный исследователь А.С. Батанов рассматривает гражданское общество как сферу частных интересов, находящихся во взаимодействии с публичными процессами. Однако выделенная им структура гражданского общества включает и политические элементы, а институты, которые формируются в рамках данных элементов, имеют прямое отношение к политике [4, с. 166-179].
Особое место среди политических интерпретаций гражданского общества занимает антропологический подход, который разрабатывается основателем отечественной политико-антропологической школы профессором Ю.С. Коноплиным. В рамках политикоантропологического подхода главным элементом гражданского общества объявляется политически активный гражданин.
В нашей совместной с Ю.С.Коноплиным монографии предложено определение гражданского общества как «политико-публичной формы человеческого бытия, как сообщества граждан, в рамках которого каждый индивид - актор, заинтересованный в обеспечении достойной жизни для себя и других, осуществляет политическую активность, реализуя свои интересы и удовлетворяя естественную потребность в общении, достигает общее благо» [5, с. 51].
Представленные политические интерпретации гражданского общества, на наш взгляд, требуют осмысления в исследованиях политической регио-налистики.
Как известно, в политической регионалистике ведущей категорией, отражающей динамический характер данной науки, выступает политическое развитие региона. В данной работе политическое развитие региона рассматривается нами как «приобретение политической системой новых позитивных качеств и новых возможностей (или совершенствование прежних), позволяющих ей эффективно адаптироваться в новых проблемных ситуациях и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением» [6, с. 39].
Одной из целей политического развития регионов выступает демократизация общества через построение гражданского общества. Реализация вышеуказанной цели определяет успешность решения и других задач регионального развития, связанных с поддержанием социально-политической системы в состоянии стабильности и равновесия, и обеспечением согласованности элиты с региональным сообществом.
Известный западный исследователь Р. Патнэм выделил четыре группы факторов эффективного функционирования политических институтов в регионах, которые имеют непосредственное отношение к формированию гражданского общества:
1) гражданская вовлеченность, реализация личных целей через достижение общего блага;
2) политическое равенство, ответственность лидеров перед гражданами;
3) солидарность, доверие и терпимость;
4) наличие большого числа гражданских ассоциаций [7, с. 110-116].
Таким образом, гражданское общество в контексте политического развития региона предстает как пространство, посредством которого осуществляется взаимодействие публичной и частной сфер жизнедеятельности человека и обеспечивается эффективное функционирование политических институтов региона.
На наш взгляд, следует более подробно обозначить те элементы гражданского общества, которые оказывают влияние на процесс регионального развития.
Несомненный интерес в исследовании гражданского общества в политическом развитии регионов представляет выявление роли граждан в процессе принятия политических решений на региональном уровне. Общеизвестно, что базовым субъектом гражданского общества, особенно в условиях региона, является деятельный гражданин, вхождение которого в сферу политико-публичных отношений реализуется через систему гражданского участия.
Система гражданского участия основывается на представлении, что рядовые граждане лучше знают особенности региона и нужды отдельных граждан и их ассоциаций. Поэтому изучение гражданского участия как политического института в структуре гражданского общества региона представляется необходимым. Именно гражданское участие обусловливает демократические преобразования в регионе.
Институциональной основой гражданского общества в политическом развитии региона выступают политические партии. Региональные партии стремятся консолидировать территориальные сообщества в борьбе за определенные интересы и обеспечивают существование плюрализма мнений, различий в ценностных ориентациях и появление новых возможностей для самоидентификации и самовыражения граждан. Рост численности региональных политических объединений и партий, которые создаются для артикуляции и выражения местных интересов, наблюдается со второй половины ХХ в. Связано это с тем, что у граждан исчезает возможность идентифицировать себя с общегосударственными партиями, которые больше не проводят адресную политику, обращенную к конкретным группам населения и им понятную. Подобная ситуация приводит к тому, что их нишу занимают малые партии, ориентированные на интересы конкретных социальных и региональных групп [6, с. 35].
Отечественный исследователь Р.Ф. Туровский отмечает, что партии с ярко выраженной региональной
политология
поддержкой не обязательно подпадают под строгое определение региональной партии. К региональным относятся только партии, которые защищают региональные интересы в условиях хорошо выраженной региональной идентичности, не имеющей этноконфес-сиональной основы. Это идеальный тип региональной партии. Более распространён промежуточный тип, когда партии имеют ярко выраженную региональную поддержку, но при этом выражают интересы или этнокультурных групп (этнорегиональные партии), или доминирующих на данной территории социальных групп (социально-региональные партии). Возможны и идеально-типические общенациональные партии, имеющие относительно ровную поддержку в большинстве регионов и опирающихся на экстерриториальную по происхождению поддержку социальных групп [8, с. 13-14].
Особое место в структуре гражданского общества занимают общественные объединения: профсоюзы, кооперации, религиозные объединения, благотворительные организации, женские движения и др. На первый взгляд их политичность может быть поставлена под сомнение. Однако в условиях региона общественные объединения выступают зачастую субъектами социально-политических преобразований, и в этом качестве они неотделимы от политической сферы. Общественные объединения в регионах современной России зачастую более, чем политические партии, отстаивают интересы местных сообществ.
Английский историк и политолог Дэвид Грин в своей работе «Возвращение в гражданское общество: социальное обеспечение без участия государства» обосновывает роль институтов гражданского общества в социальной поддержке населения и социальной политике и определяет данную функцию как ведущую, исторически закрепленную за ним [9].
Западные исследователи включают в гражданское общество независимые средства массовой информации, особое место среди которых отводится общественно-политической прессе - выразителю общего интереса. В этот сегмент входят региональные и муниципальные средства массовой информации, являющиеся не только основным средством трансляции общегосударственной, общественно значимой информации, но и механизмом формирования политической культуры граждан. Следовательно, общественно-политические средства массовой информации занимают важное место в структуре гражданского общества.
Дискуссионной остается вопрос о включении в структуру гражданского общества региональных политических культур. В своих публикациях, посвященным региональным исследованиям, Р.Ф. Туровский ставит вопрос о правомерности выделения категории «региональная политическая культура».
Опираясь на работы известных американских ученых-политологов Г. Алмонда и С. Вербы, он отмечает, что политическая культура соотносилась у них с уровнем страны. «Хотя надо заметить, что в мультикультурном обществе, прежде всего в поликонфессиональном, возможно сосуществование действительно различных политических культур в рамках одной страны. Однако в более гомогенных обществах правильнее говорить о межрегиональных различиях политических культур в рамках одной страны. При этом условно региональные особенности политической культуры можно описывать с помощью понятия «региональная политическая культура» [8, с. 6].
Отечественный исследователь О.Г. Леонова внутри национальной политической культуры выделяет общий, региональный и локальный уровни. В статье «Типология региональной политической культуры России» она отмечает, что на сегодняшний день нет общепринятого определения региональной политической культуры. «Региональную политическую культуру можно определить как систему исторически сложившихся относительно устойчивых убеждений, представлений, установок сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, характерных для данного региона, и тесно связанную со степенью выраженности региональной идентичности» [10, с. 54].
Автор отличает разные уровни политической культуры. Так, национальная политическая культура соответствует общему уровню; региональная политическая культура аналогична региональной стратификации общества; локальный уровень отражает политическая субкультура, которая возникает в случае, если политические установки и ценностные системы какой-либо группы общества заметно отклоняются от «национального среднего» показателя [10, с. 54].
Анализ предложенных типов позволит выявить характеристики основополагающего фактора гражданского общества - региональной политической культуры.
Изучением гражданского общества в региональном аспекте занимается С.М. Масловская. В качестве необходимых условий для успешного функционирования гражданского общества в регионе С.М. Масловская рассматривает характер взаимоотношений региональных властей с тремя видами общественных институтов. Исследователь отмечает, что гражданское общество можно считать сформировавшимся в случае установления партнерских отношений между региональной элитой и такими неправительственными институтами, как ассоциации (профсоюзы, политические партии и др.), средства массовой информации и институт частной собственности [11, с. 68-72].
Таким образом, в изучении гражданского общества регионов необходимо уделить внимание и институту социального партнёрства.
Гражданское общество как политическое явление имеет особое содержание, которые требуют дальнейшего научного осмысления и анализа.
Очевидно, что данное понимание гражданского общества отвечает реалиям политического развития регионов и требует более тщательного и детального его изучения в условиях конкретных субъектов и муниципалитетах.
Именно в политическом развитии регионов гражданское общество оказывается близко политическому, гражданское и политическое сливаются. Поэтому гражданское общество в региональном измерении приобретает иные содержательные характеристики.
В заключение отметим, что гражданское общество в современной России приобретает конкретные формы. И на современном этапе развития страны актуализируется его практическое изучение в условиях отдельных регионов, потому что именно с них начинается всякая общественно-политическая деятельность, которая определяет политическую картину жизни страны в целом.
Особенный интерес, на наш взгляд, будет представлять сравнительное исследование проявления политических элементов гражданского общества в ряде регионов РФ. Это позволит выявить не только показатели политического развития субъектов, но и акцентировать внимание на проблемах и особенностях политической жизни регионов.
Библиографический список
1. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.
2. Перегудов С.П. Гражданское общество в политическом измерении // МЭиМО. - 1995. - №12.
3. Ярулин И.Ф.Основания гражданского общества. -Хабаровск, 1998.
4. Батанов А.С. и др. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающий фактор ускорения социально-экономического развития России. - М. ; СПб., 2005.
5. Коноплин Ю.С., Нагаева С.К. Гражданское общество в политическом измерении (антропологический подход) : монография. - М., 2008.
6. Косов Ю.В., Фокина В.В. Политическая регионали-стика. - СПб., 2009.
7. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. - М., 1996.
8. Туровский Р.Ф. Региональное измерение электорального процесса (Концептуальные основы исследования) // Общественные науки и современность. - 2006. - №5.
9. Грин Д.Дж. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспечение без участия государства / пер. с англ. - М., 2009.
10. Леонова О.Г. Типология региональной политической культуры России // Социально-гуманитарные знания. -2009. - №5.
11. Масловская С.М. Региональные элиты: на пути к гражданскому обществу? // Выборы в РФ: федеральный и региональный аспекты. - СПб., 1999.