УДК 33.01
Москвичева Л. А., Адаменко А. Н., Пономарева Л. В. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В статье рассмотрены политические аспекты создания свободных экономических зон в условиях реформирования украинского общества.__
Наше государство переживает тяжелые времена. Практически не существует ни одной сферы жизни украинского общества, где не было бы проблем четко очерченных, либо потенциально зарождающихся.
Во все времена ни одним властям не удалось уклониться, уходить в сторону от понимания и решения политических вопросов, организации экономической жизни.
Глубинные корни политических отношений определяются экономическими интересами, экономическим положением государства. Это хорошо осознается сегодня на результатах экономической реформы в Украине. В свою очередь видно и влияние политики на экономику, которая может замедлять или ускорять ее движение. Однако прямой связи между политикой и экономикой не существует. Например, рыночная экономика превосходно уживается в условиях диктатуры и в условиях демократии. В реальной жизни всегда существуют тенденции большего и меньшего отклонений политических отношений от логики экономического развития. Политический интерес фокусирует экономический процесс на наиболее злободневных стратегических и сиюминутных проблемах общественного развития.
В любом цивилизованном обществе государство регулирует экономические процессы в тех или иных формах. Это может быть создание государственного сектора экономики, субсидии государства для поддержания цен, государственные инвестиции в те или иные отрасли, определение налогов и ставок кредитов, определение квот на сырьё, инвестиции в экономические программы и т.д.
Роль государства в экономике особенно должна возрастать в переходные периоды. Экономика не должна быть ориентированной только на американский, английский, немецкий, японский или китайский манер и образцы, а отражающей и воплощающей собственную украинскую экономическую специфику. Эта специфика должна учитывать и былой общественный уклад жизни, и психологическое тяготение к общинности, а не индивидуализму, сознание и осознание все еще не утраченной самобытности и державного величия.
В условиях становления цивилизованной экономики и рынка надо и власть строить по-новому, а во многом именно с нее и начинать.
По мере того, как система рынка и рыночных отношений утверждается в обществе, их принципы все полнее пронизывают все строение общества, все его вертикальные и горизонтальные системы. Прежде всего это отражается в структуре влас™, особенностях ее устройства.
В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты аппелируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных связей позволяет им сохранить и усилить своё влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать на только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям, и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияние на неадекватное восприятие решений центра.
Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в условиях всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформы в их регионах. С другой стороны, такая организация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечить надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений.
Пределы местному самоуправлению и, следовательно, участию граждан в этой сфере ставят социально-экономическая и финансовая зависимость территориальных общностей и местных единиц управления от региональных и общенациональных экономики и органов впасти и управления.
Местное самоуправление - это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива (сообщества), и его выборных органов по управлению его делами. При выполнении ими функций местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций.
Главный источник правового регулирования отношений власти в политико-административных единицах- это принимаемые ими самими хартии самоуправления, уставы (статусы, регламенты) и т.д.
В октябре 1992 года Верховный Совет Украины принял закон « Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», Кабинет Министров Украины постановлением от 14 марта 1994г. № 167 одобрил Государственную концепцию создания СЭЗ. Эти документы определяют процедурные вопросы формирования и деятельности СЭЗ на территории Украины, уточняют понятийные категории, принципы, условия, правовые особенности создания и функционирования, их классификацию и общую характеристику.
Создание СЭЗ осуществляется на основе правового статуса, определяющего передачу административных полномочий государства и органов местного самоуправления администрации СЭЗ. Управленческая функция СЭЗ сводится, с одной стороны, к четкому распределению власти между государством и администрацией зоны; с другой стороны,- к определению роли администрации зоны в практическом осуществлении целей развития СЭЗ, которые ставит государство.
Организационно- правовое управление СЭЗ осуществляется тремя возможными способами: 1) зона возглавляется и управляется специально созданной акционерной компанией, которая выполняет не только административные и управленческие функции, но и имеет право осуществлять все виды' экономической деятельности, главным образом через холдинговые капитальные связи с инвестором, которые действуют в зоне.
Акционерами ее выступают государственные региональные органы государственной власти, которые таким образом обеспечивают себе влияние на экономическую деятельность в зоне и имеют прямой доступ к необходимой информации; 2) зона управляется исключительно учреждением или предприятием, владеющим или арендующим землю, на которой расположена зона.
В случае значительного масштаба проекта административное управление осуществляется органами муниципальной власти; 3) администрирование и менеджмент осуществляются непосредственно государством через специально созданную службу, которой административный секретариат оказывает помощь. Первый вариант предусматривает наиболее эффективную систему управления и менеджмента.
В очередной раз поднимается вопрос о создании в Мариуполе свободной экономической зоны, так как город располагает необходимыми предпосылками для создания на его территории локальных и точечных свободных экономических зон.
Такими предпосылками являются следующие: а) выгодное
географическое положение на берегу Азовского моря в зоне умеренного климата, самого теплого в Донбассе; б) наличие разветвленной транспортной сети, связывающей город Мариуполь со многими промышленными и портовыми городами Украины, а также странами ближнего и дальнего зарубежья; в) мощный производственный потенциал - город Мариуполь является первым в Донецкой области по объему производимой продукции (десятая часть от общего объема производимой продукции в Украине); г) большая численность населения и наличие значительного количества квалифицированных рабочих кадров и специалистов различных отраслей производства.
Город Мариуполь является вторым в Донбассе по численности населения - 550 тыс. человек.
Мариупольский государственный морской порт - одно из крупнейших транспортных предприятий Украины, грузооборот которого достигал 12 млн. тонн в год. Его по праву называют морскими воротами Донбасса. Однако, после распада Советского Союза в связи с изменением системы политических и экономических взаимоотношений между бывшими союзными республиками, а также разрывом хозяйственных связей и как следствием этого падение их платежеспособности, производственные связи отечественных предприятий используются примерно на 50%.
Мариуполь, располагая такими промышленными гигантами как комбинаты «Азовсталь» и «Ильича», концерн «Азовмаш», Маркохим, Мариупольский морской порт, ощутил эти явления одним из первых. Поэтому, создание свободной экономической зоны в нашем городе в настоящее время необходимо для оздоровления экономики региона и города, содействия развитию бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий для выхода предприятий города на уровень мировых стандартов. Кроме того СЭЗ может стать инструментом выхода из глубокого кризиса.
Основным инструментом экономического регулирования механизма СЭЗ выступают льготные режимы и прочие стимулы, сущность которых сводится к государственному протекционизму локального эксперимента. Руководство СЭЗ предлагает концессии, льготы и стимулы, делящиеся на две категории: а) общие льготы ( беспошлинный импорт сырья, товаров и услуг; освобождение от экспортных налогов; освобождение от налогов на прибыль) и т.д.;
б) специальные льготы.
Пакет стимулов, применяемый в экономико-регулятивном механизме СЭЗ, с целью упрощения целесообразно представить в виде четырех режимов: налогообложения, таможенного, валютно-финансового и ценового. Остановимся на задачах валютно-финансовых режимов, которые сводятся к созданию в зонах условий, адаптированных к условиям мировой экономики, что, с одной стороны, повышает заинтересованность иностранных инвесторов -предпринимателей, а с другой стороны, создает полигон для отечественных предпринимателей перед началом широкомасштабной интеграции в мировую экономику.
Основными условиями обеспечения функционирования валютно-финансового режима СЭЗ является выбор валюты расчетов в СЭЗ с учетом обеспечения ее конвертируемости и установление обменного курса.
Решение валютных вопросов заключается в переходе на некоторые формы ограниченной конвертируемости местной валюты. Ключевой проблемой является наличие лишней массы местной валюты, ее перевод в твердую валюту, а также возможность расходования этих средств на местном рынке. Таким образом, конвертируемость является главным вопросом.
Реализация проекта свободной экономической зоны позволит активизировать хозяйственную деятельность предприятий региона, осуществить структурную перестройку экономики города Мариуполя с увеличением доли производства конкурентоспособной экспортной продукции и товаров народного потребления, увеличить объём услуг, осуществляемых действующими предприятиями региона, расширить поставку на местный и украинский рынок товаров высокого качества на основе передовых технологий по относительно низким ценам, создать в городе современную рыночную инфраструктуру, использовать в большем объеме возможности научно-технического и кадрового потенциала города, создать благоприятные условия для аккумулирования капитала на наиболее важных направлениях экономики. И, конечно, улучшить материальное благосостояние жителей города, что выразится в создании новых рабочих мест, а как следствие этого - увеличение поступлений денежных средств от налогов в городской бюджет, большие отчисления на социальные программы для населения, на экологию и.т.д.
По предложенному местными властями проекту создания свободной экономической зоны территория Мариупольского морского торгового порта может стать базовой территорией этой зоны. Дальнейшее расширение базовой территории возможно как на суше, так и в сторону моря. Однако в целом территория СЭЗ объединит ряд территорий города, связанных общей инфраструктурой (транспорт, связь, энергообеспечение).
Согласно проекта закона Украины « О свободной экономической зоне «Азовье», предусмотрены льготные таможенные, налоговые и валютно-финансовые условия, необходимые для эффективного функционирования свободной экономической зоны.
В частности, экспорт продукции собственного производства в СЭЗ освобождается от квот и лицензий, а импорт - от пошлин и таможенных сборов. В целях создания благоприятных условий для развитая внешнеэкономических связей, стимулирования экспорта и развития валютного рынка предусмотрено освобождение субъектов СЭЗ « Азовье» от обязательной продажи валютных поступлений НБУ.
Для стимулирования производства, снижения себестоимости работ и услуг предусмотрены льготы по налогообложению прибыли на 50% от ставки, предусмотренной действующим законодательством Украины. Причем примечательно то, что чем лучше работает предприятие, тем больше получает оно льгот по налогообложению. Поэтому никакие накрутки на цены за счет повышения себестоимости продукции будут просто невозможны. Таким образом, получается, что льготы находятся в прямой зависимости от рентабельности предприятия, и поэтому, несмотря на снижение налоговых ставок, пополнение городского бюджета и государственного станет на много выше, чем в настоящее время.
Таким образом, создание в Мариуполе свободной экономической зоны позволит экономике города и региона выйти из глубокого кризиса, использовать производственные мощности предприятия в полном объеме, выйти на внутренний и внешний рынок с конкурентоспособной продукцией. Вот тогда-то и появится возможность для перевооружения и переоснащения морально устаревшего оборудования, для снижения налогового пресса предприятий, а в итоге появится возможность повысить жизненный уровень населения города.
СЭЗ поддерживает и облегчает функционирование рыночной системы, используя два метода: обеспечение экономико-правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной среды; защиты рыночной конкуренции.
Важное значение в усилении и расширении функционирования рыночной системы в СЭЗ и развитии инвестиционного предпринимательства имеют три его функции: перераспределение дохода и богатства; корректировка распределения ресурсов с целью изменения территориальной структуры
национального продукта; стабилизация экономики, особенно в период ее структурной перестройки на начальном этапе проекта СЭЗ.
СЭЗ выступает по отношению к инвестиционному предпринимательству фактором стимулирования его деятельности, способствует мгновенной реакции на структурные изменения, гибкости и постоянной самообновляемости экономической системы взаимоотношений.
Украина, как и другие модернизируемые страны, будучи смешанными обществами, т.е. сочетающими элементы традиционного и современного устройства, обладают мощными источниками как внутренних, так и внешних конфликтов. Поэтому характер и интенсивность внешней помощи могут определяться не исчерпанием тех или иных внутренних ресурсов преобразований, а соображениями зарубежных партнеров о безопасности. Повышенная конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет весьма высокую вероятность немирных способов урегулирования общественных преобразований.
Кроме того, в модернизируемых государствах не только проблематична институализация демократических норм и принципов власти, но и достаточно высока вероятность попятных политических процессов.
Путь к созданию благополучной, обеспеченной, достойной человека жизни возможен только на пути реформ, на линии развития по-умному устроенных экономики, рынка, предпринимательства, власти, взаимопонимания и взаимодействия их субъектов, их участников.
На авансцене истории царить и властвовать должны экономика, культура, человеческий дух, сам человек, его интересы и права.
В экономике и ее развитии -завтра для человека, общества и власти. Развал ее - крах всем и вся. И лозунг «заграница нам поможет» - этот лозунг не пройдет!