Научная статья на тему 'Политическая терминология в языковом сознании семнадцатилетних (по материалам ассоциативных экспериментов 1991, 1995 и 2004 гг. )'

Политическая терминология в языковом сознании семнадцатилетних (по материалам ассоциативных экспериментов 1991, 1995 и 2004 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая терминология в языковом сознании семнадцатилетних (по материалам ассоциативных экспериментов 1991, 1995 и 2004 гг. )»

Басовская Е.Н.

Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СЕМНАДЦАТИЛЕТНИХ (по материалам ассоциативных экспериментов 1991, 1995 и 2004 гт.)

«Мир, с которым мы вступаем в контакт в лингвистике, - это внутренний мир, это мир мысли, формируемый в нас нашими представлениями», - утверждает Г. Гийом [Гийом, 1992: 17]. Неразделимость мысли и речи дает основания для исследований сознания через слово. Причем несомненный интерес представляет не только спонтанное словоупотребление, но и вербализованное осмысление тех или иных понятий носителями языка. По замечанию Ю.Н. Караулова, «в принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимостей между ними, безусловно, отражается известное представление о внешнем мире, некоторая «картина мира» [Караулов, 1976].

Язык может рассматриваться как отражение коллективной ментальности той или иной социальной группы. Отношение человека к слову предопределено так называемой ассоциативно-вербальной сетью. Она «фиксирует психологически релевантные связи и отношения, которые не находят отражения в системной и текстовой ипостасях языка» [Добровольский, Караулов, 1993: 5].

Особый интерес представляет эволюция ассоциативно-вербальной сети, идущая под заметным влиянием экстралингвистических, в первую очередь социально-политических факторов. Наблюдения над этим процессом дают нам возможность охарактеризовать некоторые тенденции развития общественного сознания.

Объект нашего исследования - студенты гуманитарных факультетов московских вузов; опрос проводился среди учащихся младших курсов (возраст - от 16 до 18 лет); в каждом опросе участвовало от 30 до 40 человек. Исходным материалом для эксперимента стали данные, полученные А.В. Михеевым в 1991-1992 гг. [Михеев, 1994: 1-10]. Участникам опросов предлагалось в короткое время дать осознанные реакции на стимулы (слова и словосочетания): власть, гражданское общество, демократия, диктатура, коммунизм, консерватизм, консолидация, либерализм, национализм, обновление, плюрализм, популизм, правовое государство, радикализм, реакция, реформа, рынок, свобода,

социал-демократия, тоталитаризм, социализм, центризм, экстремизм. Очевидно, что круг стимулов определялся с учетом актуальной терминологии средств массовой информации периода «перестройки».

Сопоставление данных, полученных А.В. Михеевым при проведении опросов с интервалом в полгода, позволило исследователю прийти к выводу о «жесткой временной обусловленности многих ассоциаций» [Михеев, 1994: 9]. Повторяя эксперимент в 1995 и 2004 гг., мы ставили целью изучение динамики одного из участков ассоциативно-вербальной сети, а именно политического ассоциативного поля молодых носителей русского языка.

Почему это представляется актуальным? Формирование данного сегмента языкового сознания личности неотделимо от процесса достижения социальной зрелости, определения гражданской позиции. Очевидно, что несформированность политического словаря косвенно свидетельствует о неясности соответствующих представлений и неготовности индивида к осознанному социальному поведению.

Напротив, четкость понятий и определенность оценок, отражающаяся в употреблении и восприятии политической лексики, есть показатели состоявшейся концептуализации социально-политической действительности в сознании носителя языка. Однако «завершенность» этого процесса к 16-18 годам нередко бывает обманчивой и говорит скорее о внушаемости и юношеском догматизме, нежели о зрелости политических воззрений.

Исходя из этого, мы полагаем, что изучение политической составляющей ассоциативно-вербальной сети молодежи чрезвычайно важно для полноценного социального диалога, и прежде всего для межвозрастной (в том числе педагогической) коммуникации.

Реакции испытуемых разделяются на выделенные и невыделенные. Основанием для выделения может стать значительное число отказов от какой бы то ни было реакции на стимул или, напротив, большое количество повторяющихся реакций.

Значимость устойчивых ассоциаций неоднократно отмечалась в лингвистической литературе, в частности в одной из ранних работ Д.С. Лихачева: «Индивидуальные эмоции человека могут быть переданы с большей или меньшей степенью полноты только в стилистически организованной речи... в отдельных же словах... могут получать отражение лишь наиболее социальные эмоции человека» [Лихачев, 1964: 342]. Следует уточнить, что лексема является носителем не только социальной эмоции, но и социальных смысловых оттенков и обобщенных представлений о связях между явлениями действительности.

Вслед за А.В. Михеевым мы устанавливаем нижнюю границу выделенности - 20 % от числа испытуемых.

Перечень невыделенных («размытых») понятий, не вызвавших ни одной устойчивой ассоциации, значительно видоизменяется с течением времени.

Таблица 1

1991 1995 2004

Не вьщелен-ные («размытые») слова-понятия консерватизм национализм радикализм реакция социализм экстремизм коммунизм консерватизм консолидация обновление популизм радикализм реакция свобода социал-демократия диктатура консерватизм свобода

социализм тоталитаризм экстремизм

Как видно из данных Таблицы 1, количество «размытых» понятий нарастает в 1995 по сравнению с 1991 и значительно сокращается в 2004 г. Можно предположить, что испытуемые 1991 и 2004 г. находятся под большим пропагандистским влиянием СМИ, нежели их ровесники в 1995 г., и потому закономерно дают большее число однотипных реакций.

Казалось бы, легко объяснимо исчезновение слов «радикализм» и «экстремизм» из данного перечня в 2004 г.: в ситуации официально объявленной и широко освещаемой СМИ борьбы с мировым терроризмом у молодежи складывается относительно устойчивое представление о политическом радикализме и экстремизме. В действительности же эти слова перемещаются в число стимулов, вызывающих максимальное число отказов. Условно говоря, термины, прежде значившие «что-то свое для каждого», в дальнейшем перестают значить что-либо отчетливое для большинства. Наблюдения показывают, что сверхчастотное употребление одних и тех же слов в политической речи дает эффект читательского, слушательского, зрительского «привыкания», обращая повторяющиеся словесные конструкции в информационный шум.

Заслуживает рассмотрения также стабильное пребывание слова «консерватизм» в числе лексем, называющих смутные понятия. Вероятно, это свидетельствует в первую очередь о невнимании средств массовой информации к данному явлению, об отсутствии направленного пропагандистского воздействия на аудиторию с целью сформировать то или иное представление о консерватизме.

Однако не все термины попали в число «размытых» по столь очевидной причине. Так, сложно объяснить нечеткость понятия «национализм» в сознании студентов 1991 г. На протяжении предшествующего периода - «перестройки», начавшейся в середине 80-х гг., -национальные движения и вспышки национализма широко комментировались СМИ и обсуждались на бытовом уровне. Не исключено, что именно разнообразие конкретных ситуаций, при описании которых использовалось слово «национализм», а также неоднозначность их публичных оценок повлекли за собой неясность понятия в сознании молодежи.

Характерно, что наибольшее количество «размытых» понятий отмечается в 1995 г. В этот период достигает пика насыщенность и пестрота политической жизни (ср. выборы в Государственную Думу, состоявшиеся в декабре 1995 г., когда в бюллетень были внесены 43 избирательных объединения и блока). Многие политические термины воспринимаются в такой ситуации как знакомые и вызывают различные ассоциации, но за словами не обнаруживается хотя бы относительно общих для носителей языка понятий.

В этом отношении данные 2004 г. демонстрируют принципиально иную ситуацию: хотя число слов, воспринимаемых в качестве «незнакомых» и «непонятных», растет, при этом большая часть стимулов из числа осознаваемых как «знакомые» и «понятные» порождает у испытуемых совпадающие ассоциации, что, несомненно, предпочтительно с точки зрения эффективной коммуникации.

Отказ от реакции в большинстве случаев свидетельствует, как уже говорилось, о том, что слово сознается испытуемым как не вполне понятное, нередко - «чужое» (напр., научный термин). Статистика отказов не очень существенно меняется на протяжении 13 лет. _____________________________________________________________________________Таблица 2

I 191 I 195 I 2004

отказы популизм консолидация консолидация

социал-демократия плюрализм либерализм

центризм популизм плюрализм

радикализм популизм

социал-демократия радикализм

социал-демократия

социализм

центризм

экстремизм

Данные Таблицы 2 свидетельствуют о том, что с течением времени постсоветская молодежь воспринимает все большее число единиц политического словаря как «трудные», «специальные», не предпринимая попыток вникнуть в их смысл. Если такие понятия, как «популизм» и «социал-демократия», остаются неясными на протяжении всего рассматриваемого периода, то в 2004 г. студенты не обнаруживают уже никаких ассоциативных связей слов «либерализм», «социализм» и даже «экстремизм», несмотря на несомненную актуализацию этого термина в СМИ.

В целом изучаемый участок ассоциативно-вербальной сети отличается у сегодняшних семнадцатилетних носителей русского языка меньшей четкостью, нежели у их ровесников девять и тринадцать лет назад. На этом основании можно сделать вывод о несколько меньшей политизированности сознания современной учащейся молодежи.

Анализ устойчивых ассоциаций показывает, что некоторые из слов-стимулов тесно сопряжены в языковом сознании участников опроса.

Таблица3

1991 1995 2004

ассоциативные либерализм - рынок - демократия - гражданское

«деревья» свобода - демократия свобода - либе- общество -

- правовое государст- рализм демократия -

во - предприниматель- либерализм -

ство - торговля - глас- свобода - люди

ность - народ - права - - права - равен-

закон ство

тоталитаризм - дикта- власть - рынок

тура - власть - прави- - диктатура - обновление -

тельство - партия - сила деньги - прези- реформа - из-

реформа - обновление дент - сила менения - новое

- перестройка - измене-

ние

Эксперимент 1991 г. продемонстрировал наличие в сознании испытуемых достаточно детализированного представления о правовом государстве. Ассоциативное поле охватывает различные его составляющие: экономическую (рынок, торговля, предпринимательство), юридическую (права, закон), социально-политическую (либерализм, демократия, гласность, народ, права).

В представлениях участников опроса 1995 и 2004 г. демократия, либерализм и свобода также связаны, но не ассоциируются ни с государством, ни с какими-либо явлениями экономического характера. Интересно, что в ответах испытуемых 2004 г. субъектом права, носителями свободы становятся «люди», а не «народ», как в 1991 г. В связи с этим можно

говорить о тенденции к персонификации социально-политической картины мира.

Результаты опросов 1995 и 2004 г. повторили (с некоторыми изменениями) по одному ассоциативному «дереву», полученному А. В. Михеевым в 1991 г.

В 1995 г. испытуемые так же, как и в 1991-м, соотнесли понятия «власть» и «диктатура». При этом у учащихся 1991 г. диктатура ассоциировалась с недавним советским прошлым («тоталитаризм», «партия»), а у студентов 1995 г. - с настоящим («рынок», «президент»). По данным 2004 г., понятия «власть», «сила» и «президент» также составляют единую ассоциативную цепь, но со словом «диктатура» не ассоциируются. В этом проявляется изменение социальной эмоции, формирование более терпимого отношения молодежи к власти, нежели в предыдущий исторический период.

Ассоциативный ряд «реформа» - «обновление» выглядит в 2004 г. принципиально иначе, нежели в 1991-м: с уходом из него слова «перестройка» он утрачивает актуальнополитический характер. Реформа воспринимается студентами 2004 г. как обновление, проводимое в любой период и в любой области.

Устойчивые ассоциации, связанные с «изолированными» стимулами, представлены в Таблице 4.

Таблица 4

1991 1995 2004

власть - сила - президент - деньги - государство -правительство

гражданское общество - люди гражданское общество - люди - народ гражданское общество - люди - права - свобода

демократия - свобода -равенство

коммунизм - утопия коммунизм - красный -Ленин

консолидация - согласие, объединение, единство

либерализм - свобода

национализм - нация национализм - скинхеды -фашизм (фашисты)

обновление - новое обновление - изменение -новое

плюрализм - мнений плюрализм - мнение

правовое государство - закон - право правовое государство - закон - права

реакция - химия (химический)

реформа - изменение реформа - изменения

рынок - деньги (денежный) - торговля (торговый) -экономика (экономический)

тоталитаризм - Сталин

экстремизм - террор (терроризм) - война (военный)

К 2004 г. конкретизируется представление молодых носителей русского языка о содержании понятия «власть». Интересно, что в ассоциативное поле этого слова входят не только «президент» и «правительство» как носители власти, но и «деньги», вероятно как ее непременное условие.

Ассоциация «гражданское общество - люди» относится к числу наиболее устойчивых: она сохраняется на протяжении всего изучаемого периода. Но и в этом случае можно говорить о конкретизации представления: число повторяющихся реакций к 2004 г. становится больше, гражданское общество из «общества людей» превращается в «общество, где людям предоставлены права, дающие им свободу». Такая эволюция понятия позволяет характеризовать языковое мышление современного молодого поколения как несколько более зрелое, нежели то, которое было свойственно студентам 1991 и 1995 гг.

К группе «конкретизировавшихся» понятий относятся также «демократия», «либерализм», «национализм», «реакция», «рынок», «тоталитаризм» и «экстремизм». При этом отмечается различная степень конкретизации. Так, «демократия» и «либерализм» переходят из числа «размытых» понятий в число «отмеченных», но вызываемые данными стимулами словесные ассоциации сами принадлежат к разряду абстрактных: «демократия -свобода, равенство», «либерализм - свобода».

«Тоталитаризм» устойчиво ассоциируется с именем Сталина. Парадоксально, что такие результаты получены в 2004 г., а не в 90-х, в разгар антисталинской разоблачительной кампании. Не исключено, что ответы студентов 2004 г. в определенной мере спровоцированы тем фактом, что в период проведения опроса телевидение демонстрировало сериал отчетливой антисталинской направленности «Московская сага».

Термины «реакция» и «рынок» подверглись с течением времени некоторой деполитизации. Среди ассоциативных связей слова «реакция» лидирует прилагательное «химическая». Политический компонент значения лексемы актуализируется преимущественно в научном, историческом контексте («декабристы», «Николай 1»); наряду с химической неоднократно упоминается и психологическая реакция (болезненная, бурная, быстрое движение, внимание, восприятие, действие, защита, испуг, мысль, мышление, ожог, ответ, отдернуть руку и т.д.).

«Рынок», конкретизируясь, также перемещается из политико-экономической сферы в экономико-бытовую: он ассоциируется не с капиталистическими принципами ведения хозяйства, а с деньгами и торговлей. Среди невыделенных реакций на этот стимул встречаются «арбузы», «апельсины», «рыба», «грязь», «крик», «жара» и прочие атрибуты рынка как места торговли.

Конкретизация понятий «национализм» и «экстремизм» всецело определяется социально-политической конъюнктурой. Если в 1995 г. участники эксперимента ограничились устойчивой деривационной реакцией «национализм - нация», то в 2004-м «национализм» связан в сознании молодежи с фашизмом и скинхедами. «Экстремизм», бывший ранее «размытым» понятием, воспринимается сегодня как часть одного семантического поля со словами «террор» и «война».

Обратная эволюция - от выделенности к размытости - встречается значительно реже. Слово-стимул «коммунизм», вызывавшее в 1991 г. реакцию «утопия», уже через четыре

года оказалось в числе «размытых» понятий. В 2004 г. коммунизм сопряжен в сознании семнадцатилетних с красным цветом и именем Ленина. Показательно, что обе эти ассоциации находятся вне оценочной плоскости. Представляется весьма значимой активизация связи «коммунизм - красный». Знание содержания понятия вытесняется зрительным образом. Причем в ряде анкет прилагательное «красный» включено в состав словосочетаний «Красная армия», «красное знамя», что свидетельствует об актуализации синтагматических связей. Думается, численное преобладание синтагматических ассоциаций чаще всего отражает наличие в сознании говорящего поверхностных, не осмысленных ассоциаций. (В целом мы обнаруживаем углубление понимания лексемы при следующем изменении типа реакции: фонетическая (случайное созвучие) - деривационная - синтагматическая (готовая конструкция, которая может в свою очередь быть не вполне ясной по содержанию) - свободная, основанная на личном опыте и представлениях о взаимосвязи явлений экстралингвистической действительности).

Такие слова как «консолидация» и «плюрализм» закономерно перешли к 2004 г. в разряд «размытых» понятий. Это предопределено изменением политической фразеологии, эволюцией языка средств массовой информации. Безусловно, в начале 1990-х эти термины были чрезвычайно актуальны (их можно назвать «компрессивными лозунгами» власти: за каждым стоит развернутая программа). С течением времени система декларируемых руководством страны ценностей претерпела существенные изменения. Призывы к плюрализму (многообразию политических мнений и движений) сменились концепцией единства; этот же термин вобрал в себя и идею консолидации. Уход «консолидации» и «плюрализма» из активного словаря СМИ влечет за собой затемнение смысла соответствующих понятий в сознании молодых носителей языка. Это наблюдение в очередной раз доказывает исключительную роль языка публицистики в формировании языкового сознания общества.

В целом результаты экспериментов, проводившихся в 1991, 1995 и 2004 гг., показывают, что политический участок ассоциативно-вербальной сети молодых носителей языка отличается нестабильностью и несамостоятельностью. Такие важные характеристики языковой картины мира, как система взаимосвязей и шкала эмоциональных оценок, находятся в прямой зависимости от средств массовой информации. В связи с этим надо постоянно помнить о высочайшей моральной ответственности работников СМИ.

В то же время нельзя и преувеличивать влияние пропаганды на сознание молодежи: эффект воздействия во многих случаях оказывается быстрым, но поверхностным. Частое повторение слов создает иллюзию их понимания. В действительности же значительная часть политических терминов скользит по поверхности сознания молодых носителей языка, не обрастая стабильными коннотациями и не соответствуя полноценным понятиям. Отсюда следует вывод о том, что представители старшего поколения должны принимать во внимание лакуны (очевидные и замаскированные), которые существуют в ассоциативно-вербальной сети учащихся. Межвозрастную коммуникацию необходимо строить с учетом помех, порождаемых несовпадением не только словарного запаса представителей разных поколений, но и семантической наполненности каждого слова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. - М., 1992.

2. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1976.

3. Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Идиоматика в тезаурусе языковой личности // Вопросы языкознания. - 1993. - № 2.

4. Михеев А.В. Динамика структур группового сознания // Научно техническая информация. - Сер. Информационные процессы и системы. - 1994. - № 4.

5. Лихачев Д.С. Арготические слова в профессиональной речи // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. - М., 1964.

© Басовская Е.Н., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.