ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 3
М.Ю. Борисёнок
(аспирант кафедры новой и новейшей истории исторического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОТТО БАУЭРА
И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СДПА
В МЕЖВОЕННОЙ АВСТРИИ
В статье на основе трудов О. Бауэра рассматриваются ключевые положения послевоенного австромарксизма, а также взаимосвязь этой политической теории с проблемами муниципальной политики. Красная Вена в 1918—1934 гг. стала тем местом, где социал-демократы в масштабах отдельно взятого города претворяли в жизнь свою программу. Тем не менее, именно социал-демократическая муниципальная политика, в русле которой проводились основные реформы Красной Вены, была в наименьшей степени отрефлексирована ведущими партийными теоретиками.
Ключевые слова: австромарксизм, Красная Вена, Отто Бауэр, муниципальная политика.
The article is based on Otto Bauer's works and covers the main theses of the post-war Austromarxism, as well as its interrelation to the problems of municipal policy. Red Vienna in 1918—1934 was that very city, where social-democrats realized their program. Nevertheless the Social-Democratic municipal policy, which predominated the reforms of Red Vienna, was to a lesser extent reflexed by the party's leading theorists.
Key words: Austromarxism, Red Vienna, Otto Bauer, municipal policy.
* * *
Австромарксизм как общественно-научная школа, сложившаяся в Вене в конце XIX — начале XX в., прекратил свое существование летом 1914 г. Вступление Австро-Венгрии в войну внесло разлад в узкий круг единомышленников, который составляли Карл Реннер, Отто Бауэр, Макс Адлер, Рудольф Гильфердинг и Фридрих Адлер. После войны пути австромарксистов разошлись. Гильфердинг и Ф. Адлер покинули Австрию. Ставший в 1918 г. федеральным канцлером новорожденной республики К. Реннер сделался заметной фигурой в новом австрийском государстве, но отошел от теоретической работы в рамках австромарксизма, возглавив правое крыло Социал-демократической партии Австрии (СДПА). Своеобразие Реннера как политика отлично отражает характеристика, данная ему экс-императором Карлом I: «Реннер — это хамелеон, он мог
* Борисёнок Михаил Юрьевич, тел. 8-916-810-92-06; e-mail: [email protected]
бы спокойно играть роль как императорского и королевского министра-президента, так и Белы Куна»1. Наконец, М. Адлер продолжал заниматься теорией и соединять учения Маркса и Канта2, но чисто австрийская проблематика отныне занимала в его работах подчиненное место.
После 1918 г. на идеологической ниве австрийской социал-демократии прорастет уже второй по счету австромарксизм, главным теоретиком которого стал оставшийся в строю член довоенной пятерки Отто Бауэр. Он явился своеобразным хранителем традиций, связующим звеном между двумя эпохами. Отныне политика и идеология сочетали в себе несочетаемые на первый взгляд начала — трезвый рационализм и революционный энтузиазм. Но Бауэру преодоление этих различий представлялось естественным и простым, так как второй австромарксизм позиционировал себя как идеология единства. По Бауэру, «австромарксизм сегодня — это не что иное, как идеология единства рабочего класса»3. Лозунг всеобщего единения стал теоретической подпоркой политической практики СДПА, причем практика во многом шла впереди теории.
Заметим, что второй австромарксизм не сводится к Бауэру, но это его центральная фигура, неформальный лидер. Бауэр не занимал в партии самых высоких постов, он возглавлял группу депутатов СДПА в Национальном совете. При этом он оставался ведущим теоретиком социал-демократов в межвоенный период и автором Линцской программы партии 1926 г. По словам Герты Фирнберг (1909—1994), министра образования Австрии (1970—1983) при канцлере Бруно Крайском, Бауэр был «доминирующим политиком, учителем и теоретиком социал-демократической партии в межвоенный период», который хотя формально и не был ее председателем, но «в решающей степени повлиял на ее облик между двумя мировыми войнами»4. Можно согласиться с утверждением Н. Ле-зера, что Бауэр был «крестным отцом всех больших умственных построений австромарксизма»5.
От довоенного австромарксизма Бауэр унаследовал проблему марксистского детерминизма, заключавшуюся в противоречии между объективными факторами исторического процесса и субъективным характером политической деятельности. В этой связи данному теоретику не стоит приписывать недиалектическое понимание
1 Hanisch E. Der große Illusionist: Otto Bauer (1881-1938). Wien, 2011. S. 206.
2 AdlerM. Kant und der Marxismus. Berlin, 1925.
3 Bauer O. Austromarxismus // Arbeiter Zeitung. 03.11.1927. S. 2.
4 Frei A.G. Rotes Wien: Austromarxismus und Arbeiterkultur; sozialdemokratische Wohnungs- und Kommunalpolitik 1919-1934. Berlin, 1984. S. 37.
5 Leser N. Zwischen Reformismus und Bolschewismus. Wien, 1985. S. 222.
истории, хотя в его текстах часто встречаются утверждения вроде: «Социализм стал исторической необходимостью; мы к нему придем в любом случае»6.
Детерминизм Бауэра проявился в его политических прогнозах. Так, после Женевского договора 1922 г., ознаменовавшего усиление позиций Христианско-социальной партии, неформальный лидер СДПА утверждал, что усиление позиций буржуазии будет недолгим7, аргументируя это своей теорией равновесия сил. Когда же этот прогноз не оправдался, а «реставрация буржуазии» становилась все более очевидной, Бауэр назвал это «неизбежным результатом общего закона истории»8. В этой связи детерминизм выступал не только в качестве структурного элемента марксистской теории, но также выполнял немаловажную функцию освобождения партийного руководства от прежних обещаний. Можно говорить о том, что старая проблемы детерминизма решалась популярным и чисто практическим методом: успехи партии объяснялись субъективным фактором, в то время как все неудачи списывались на влияние объективных закономерностей.
Бауэр открыто причислял себя к сторонникам хорошо известной в XIX в. теории «малых дел»: «Зачастую мы расходуем себя в мелкой будничной борьбе и падаем духом, если ее результаты нас разочаровывают. Учение Маркса вырывает нас из этого состояния. Оно показывает, что само развитие капитализма приумножает пролетариат, принуждает его к организации и к борьбе, неумолимо приближая его победу. Мы можем проиграть сражение, но победа в войне будет за нами. И эта победа будет означать полное, коренное преобразование всего человеческого общества. Пониманием этого мы обязаны Марксу. Величие задач, которые он научил нас понимать, придает даже самым малым нашим делам значимость и благородство»9. Эту идею теоретик пронес через все межвоенные годы — в частности, на излете демократического периода Первой республики, в 1928 г., он опубликовал статью под характерным названием «Революционная малая работа»10. Теория «малых дел» в австромарксистской аранжировке, в свою очередь, оправдывала существование Красной Вены (1918—1934) в качестве социал-демократического анклава в буржуазной Австрии. По Бауэру, рево-
6 Bauer O. Der Weg zum Sozialismus. Wien, 1921. S. 36.
7 Bauer О. Das Gleichgewicht der Klassenkräfte // Der Kampf. 17. Febr. 1924. S. 61.
8 Bauer О. Die Bourgeois-Republik in Oesterreich // Der Kampf. 23. Jg. 1930. S. 198.
9 Bauer О. Karl Marx. Anleitung zu einem Vertrag zum dreißigsten Todestag am 14. März 1913 // Bildungsarbeit, Februar 1913 // Otto Bauer Wirkausgabe. Bd. 6. Wien, 1975. S. 236.
10 Bauer O. Revolutionäre Kleinarbeit // Otto Bauer Werkausgabe. Bd. 3. Wien, 1976. S. 581-591.
люция складывается из множества мелких подвижек и вовсе не всегда должна сопровождаться большой кровью.
Краеугольным камнем теоретических построений Бауэра стала так называемая «теория равновесия сил». Ее очертания проглядывают уже в довоенных работах политика — достаточно вспомнить статью с говорящим названием «Паузы покоя в истории»11. Однако в законченном виде теория равновесия сил была обнародована в 1923—1924 гг. как итог размышлений над ходом послевоенных событий. Бауэр констатировал, что «результатом революции (Австрийской 1918 г. — М.Б.) стало состояние, когда ни буржуазия, ни пролетариат не могут установить свою единоличную гегемонию и по этой причине вынуждены делить государственную власть между собой»12. При этом государство, вопреки ортодоксальному марксизму, уже окончательно перестало быть машиной для подавления одного класса другим: «На современном этапе развития государство не является институтом господства ни буржуазии, ни проле-тариата»13. Впрочем, эта мысль была отнюдь не новой в рамках ав-стромарксистской теории — концепция нейтралитета государства в условиях классовой борьбы была выдвинута еще в «Финансовом капитале» Р. Гильфердинга.
Примечательно, что свою теорию Бауэр вписывал в общеевропейский контекст. Баланс классовых сил был характерен и для остальных стран континента, где теоретик также не усматривал гегемонии буржуазии или рабочего класса, не делая исключений даже для Италии и СССР. В фашистской Италии, по Бауэру, имела место диктатура государства, а не класса. Что же касается режима большевиков, то к нему у социал-демократов было сложное отношение. Бауэр не мог не признать историческое значение прихода к власти рабочего класса: «Россия, бывшая на протяжении столетия цитаделью европейской контрреволюции, превратилась в арену наиболее кровопролитной пролетарской революции. Впервые пролетариат завоевал господство над огромным государством. Впервые он предпринял попытку разрушить капиталистическую организацию общества и построить на ее руинах социализм»14. Вот только результатом этой революции, по мнению австромарксиста, стала не диктатура пролетариата, а диктатура партии и «деспотический социализм»15. Критикуя большевиков, Бауэр по-прежнему лелеял
11 Bauer О. Ruhepausen der Geschichte // Der Kampf. 3. Sept. 1910.
12 Bauer О. Das Gleichgewicht der Klassenkr fte // Der Kampf. 17. Febr. 1924. S. 56.
13 Ibidem.
14 Bauer О. Bolschewismus oder Sozialdemokratie. 1920 // Otto Bauer Werkausgabe. Bd. 2. Wien, 1976. S. 225.
15 Ibidem.
старую мечту о демократическом социализме, которая постепенно переходила в разряд несбыточных фантазий.
И далее, несмотря на усиление позиций буржуазных партий и перемещение СДПА в оппозицию, Бауэр продолжал утверждать, что политическая ситуация и в Европе, и в республике определяется равновесием сил. Так, в 1926 г. на Линцском съезде партии он уверял: «Должны ли мы верить, что пришло время, когда рабочий класс должен признать, что кризис, последовавший после войны, закончился поражением пролетариата и его результатом стало укрепление капитализма, новый расцвет капитализма? Я полагаю, что нет!»16. Следом Бауэр диагностировал свое видение ситуации на континенте: «Европа, которая все же остается капиталистической, в которой не произошла мировая революция по большевистскому сценарию, но вместе с тем и не Европа того медленного развития, которое Центральная и Восточная Европа имела до войны, но Европа, которая предоставляет несомненно большую вероятность скачкообразного, резкого изменения баланса сил между классами»17.
Специфика Австрии в этой связи, по мнению Бауэра, состояла в том, что там рабочий класс, в отличие от других европейских стран сохранивший свое единство, занял особенно прочные позиции, так что буржуазия смогла удержать свое лидирующее положение в государстве только благодаря объединению всех буржуазных сил в реакционную массу18. Другими словами, Бауэр оценивал консолидацию своих политических противников как свидетельство их слабости.
В отличие от К. Реннера, Бауэр видел в государстве не средство для примирения классов, а инструмент для достижения господ-ства19. Равновесие же сил неформальный лидер второго австро-марксизма воспринимал не как цель, а как лабильное переходное состояние. Конкурентное сотрудничество буржуазии и пролетариата в одном государстве должно было служить не «средством для преодоления классовой борьбы, а для надежного закрепления ее (имеются в виду достижения рабочего класса. — М.Б.) результатов»20.
Хотя с 1918 г. и на протяжении 16 лет влияние социал-демократов было сосредоточено в муниципалитете Вене, австромарксист-ская теория не предусматривала особый путь для австрийской столицы. Вена была скорее примером того, что собой представляет власть социал-демократов. В соответствии с представлениями
16 Protokoll des Parteitages 1926. Die Verhandlungen der Sozialdemokratischen Arbeiterpartei abgehalten vom 30. Oktober bis 3. November in Linz. Wien, 1926. S. 252.
17 Ibidem.
18 Protokoll des Parteitages 1926... S. 255.
19 Leser N. Op. cit. S. 159.
20 Bauer О. Das Gleichgewicht der Klassenkraefte... S. 60.
Бауэра о методах ведения классовой борьбы Вена должна была стать очагом социал-демократического управления, которое впоследствии должно было распространиться на все регионы страны. Функция Красной Вены по Бауэру определялась тем, что ее «крупные социализированные предприятия» должны показать себя конкурентоспособными, а, следовательно, стать доказательством прогрессивности социализма: «В переходный период, когда капиталистические предприятия сосуществуют с социалистическими, выбор между капитализмом и социализмом решится таким образом, что победит та форма производства, рабочие и служащие которой будут эффективнее работать»21.
Примечательно, что Бауэр в своих работах не уделял большого внимания вопросам муниципального социализма, который был частично реализован в Вене; практически полное отсутствие внимания к проблемам муниципальной политики свойственно как довоенному, так и послевоенному австромарксизму. Тем не менее, местному самоуправлению посвящен ряд речей Бауэра; они носят обзорный характер и служат не более чем иллюстрацией политики СДПА. По этим высказываниям мы можем судить о том, чем же была муниципальная политика для австромарксистского проекта.
Органы муниципального самоуправления были с точки зрения австромарксистов настоящей школой для рабочего класса. «Пролетариат учится управлять» — так можно сформулировать тезис Бауэра, который прослеживается в его речах на эту тему. Теоретик зачастую приводил в пример прогресс, который был достигнут после революции 1918 г. и последовавшего за ней включения рабочих в деятельность органов местного самоуправления: «Мы с опасением наблюдали за тем, как в сотнях муниципалитетов в должности вступали необученные пролетарии. Я тогда подумал: собственники десятилетиями управляли муниципалитетами, у них была практика, они этому научились; теперь на их место приходят совсем новые люди, среди которых рабочие, железнодорожники, лесничие, столяры, слесаря, у которых не было возможности ознакомиться с местным самоуправлением и самим научиться управлять. Сколько пройдет времени, пока наши товарищи во всем разберутся? Сегодня, спустя девять лет, мы можем сказать с гордостью, что во всей Австрии самоуправление организовано не только не хуже, но несравненно деятельнее, активнее и лучше, чем это было при буржуазии»22.
С точки зрения политической теории О. Бауэра этот факт соответствовал его концепции самоопределения рабочего класса, ко-
21 Protokoll des Parteitages 1926. S. 275.
22 Otto Bauer über die Bedeutung der Gemeindewahlen // Arbeiterwille, Graz. 14.10.1928 // Otto Bauer Werkausgabe. Bd. 6. S. 941.
торая, напомним, значилась обязательным условием для перехода к социализму. Рабочие, вовлеченные в работу местной власти, пробуждали тем самым в себе активное начало, все более отдаляясь от существования в виде «безвольного орудия в руках капиталиста».
Пожалуй, самым выразительным примером подобного самоопределения из арсенала Бауэра является история о венском столяре, в одночасье сделавшемся окружным начальником и добившемся выдающихся успехов на этом посту: «Когда мы включились в муниципальное управление, мы не имели о нем понятия. Помнится, в феврале 1919 г. мы завоевали муниципалитет. На каком-то заседании мы вместе решали, кого сделать председателем в одном из районов. Кто-то предложил кандидатуру Ланнера, помощника столяра. Ланнер сопротивлялся, аргументируя это тем, что он даже не умеет грамотно писать. После наших уговоров он все же согласился. Вечером он положил на место свой рубанок, после чего Лан-нер, который до этого в жизни не видел ни одного административного акта, не прочитал ни одного закона, на следующее утро вступил в должность. В магистрате его встретили не очень приветливо. А сегодня Ланнер — один из самых уважаемых администраторов муниципалитета, он так знает законы, что даже юрист с ним не станет тягаться. Возможно, поначалу он и допускал ошибки. Рабочий класс должен учиться управлять государством и муници-палитетом»23.
Далее Бауэр с восторгом принялся обобщать опыт чиновника от рубанка: «Это новый пласт людей, вышедших из рабочего класса, которые учатся управлять. Если бы каким-то образом снова наступил восемнадцатый год и мы снова были бы призваны к управлению государством, — а в 1918 году у нас было слишком мало людей, которые это умели, — то у нас были бы эти люди. Если умеешь управлять муниципалитетом, то сможешь управлять и государством. Вот в чем смысл»24. Эта история, вполне в духе строк Маяковского «Мы диалектику учили не по Гегелю», очень нравилась самому Бауэру, и он ее не раз рассказывал в разных аудиториях, например, в несколько укороченном варианте она присутствует в его речи о значении муниципальных выборов 1928 г.25 Для нашей темы важно, что, согласно теории второго австромарксизма, органы местного самоуправления должны были стать кузницей кадров для федерального аппарата, что, в свою очередь, создавало предпо-
23 BauerО. Sozialismus und Kommunalpolitik // Vfolksfreund, Brno. 6.5.1924 // Otto Bauer Werkausgabe. Bd. 6. S. 915.
24 Ibid. S. 916.
25 Otto Bauer über die Bedeutung der Gemeindewahlen // Arbeiterwille, Graz. 14.10.1928 // Otto Bauer Werkausgabe. Bd. 6. S. 942.
сылку для взятия власти на национальном уровне. В контексте австромарксистской теории классовой борьбы именно муниципальный уровень становился настоящим плацдармом для установления господства рабочего класса в Австрии.
Деятельность местных властей также должна была продемонстрировать, что пролетариат умеет эффективно управлять на благо всего общества. Ставилась задача показать преимущество социалистического метода самоуправления по сравнению с буржуазным. Бауэр по этому поводу зажигательно вещал с трибуны: «Когда я сегодня спрашиваю товарищей: "Чем вы заняты в своем муниципалитете?", — то они с гордостью отвечают: "Мы построили новый водопровод. Перед войной каждый год от тифа умирали десятки детей, теперь этого больше нет". Тогда я спрашиваю: "Да, а буржуа это не видели, почему они не провели водопровод?", — и товарищи отвечают: "Это требовало повышения налоговой ставки для собственников"»26.
В условиях нахождения социал-демократии в оппозиции красные муниципалитеты должны были стать альтернативой мерам федеральных властей, конкурировать с ними и показывать большую эффективность. Критериями в этом споре выступали объективные экономические показатели. Так, Вена, по мнению Бауэра, быстрее и успешнее провела санацию своих финансов, чем федеральные власти27. Доказывая экономическую эффективность социал-демократического управления, Бауэр не ограничивал себя лишь критикой «женевской санации». Лидер СДПА убеждал в преимуществе крупных городских предприятий, которые он считал социализированными, перед предприятиями с частным капиталом28. Бауэр аргументировал это, среди прочего, более высокими зарплатами рабочих на муниципальных предприятиях. В частности, водитель трамвая получал больше, чем машинист городской железной дороги, находившейся под контролем государства.
Что касается направлений деятельности венского магистрата, то Бауэр уделял внимание «трем китам» политики Красной Вены, а именно: жилищной политике, социальному обеспечению и налоговой политике. Деятельность по этим трем направлениям проводилась под лозунгом «вернуть рабочему классу то, что у него отобрали»29. Особняком стояла школьная реформа, она регулировалась отдельным ведомством, неподконтрольным городскому совету. Такое же обособленное положение занимала образовательная
26 Ibidem.
27 Bauer О. Sozialismus und Kommunalpolitik... S. 909.
28 Protokoll des Parteitages 1926. S. 275.
29 Bauer О. Sozialismus und Kommunalpolitik. S. 913.
реформа и в теории австромарксизма, поскольку она оказывала воздействие уже на следующее поколение пролетариата, в то время как австромарксистский проект подразумевал включение рабочего класса в созидательную работу здесь и сейчас.
Но подобные отсылки к муниципальному опыту оставались лишь яркими иллюстрациями в публичных выступлениях идеологов СДПА. За весь период существования Красной Вены вопросы муниципальной политики так и не были разработаны австромарк-систами, в том числе и Бауэром, на теоретическом уровне. Сам Бауэр рассматривал муниципальную политику в качестве сферы приложения универсальных методов своей политической теории: эмансипации рабочего класса, конкурентной борьбы социализма с капитализмом, мирного перехода к новому общественному порядку. При этом само содержание муниципальной политики и соответствующих ей реформ не было определено в рамках австро-маркизма и отдано на откуп местным властям. «Революционная мелкая работа» признавалась важной, однако ее конкретные результаты в большей степени зависели от исполнителей, чем от партийных идеологов. Таким образом, муниципальный проект Красной Вены не был непосредственной частью австромарксистской теории, а скорее соответствовал ее духу. Он настоятельно требовал, но не получил должного осмысления в рамках этого политического учения.
Список литературы
1. Frei A.G. Rotes Wien: Austromarxismus und Arbeiterkultur; sozialdemokratische Wohnungs- und Kommunalpolitik 1919—1934. Berlin, 1984.
2. Hanisch E. Der große Illusionist: Otto Bauer (1881-1938). Wien, 2011.
3. Leser N. Zwischen Reformismus und Bolschewismus. Wien, 1985.
Поступила в редакцию 2 ноября 2016 г.