Научная статья на тему 'Политическая социализация студенчества в российской федерации'

Политическая социализация студенчества в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
645
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ФЕДЕРАЛИЗМ / POLITICAL SOCIALIZATION / YOUTH MOVEMENTS / POLITICAL PARTIES / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мазный Юрий Владимирович

Статья посвящена характеристике противоречий процесса политической социализации студенчества, участия молодежи в политических движениях, а также протестного потенциала российского студенчества в условиях многонациональной федерации. Автор делает выводы, основываясь на анализе современной социально-политической ситуации в стране и политической культуры учащейся молодежи России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the characteristic of contradictions of the process of students political socialization, to participation of youth in political movements, and also to protest potential of the Russian student body under the conditions of multinational federation. The author draws conclusions, basing on the analysis of the modern sociopolitical situation in the country and political culture of studying youth in Russia.

Текст научной работы на тему «Политическая социализация студенчества в российской федерации»

Сведения об авторах Очирова Виктория Мункоевна - кандидат политических наук, докторант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, email: ochirova.v@yandex.ru.

Data on authors Ochirova Victoria Munkoevna - candidate of political science, doctoral degree student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: ochirova.v @ yandex.ru.

УДК 316.614-053.6(571.14) Ю.В. Мазный

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена характеристике противоречий процесса политической социализации студенчества, участия молодежи в политических движениях, а также протестного потенциала российского студенчества в условиях многонациональной федерации. Автор делает выводы, основываясь на анализе современной социально-политической ситуации в стране и политической культуры учащейся молодежи России.

Ключевые слова' политическая социализация, молодежные движения, политические партии, федерализм.

Yu.V. Maznyi

POLITICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the characteristic of contradictions of the process of students political socialization, to participation of youth in political movements, and also to protest potential of the Russian student body under the conditions of multinational federation. The author draws conclusions, basing on the analysis of the modern sociopolitical situation in the country and political culture of studying youth in Russia.

Keywords: political socialization, youth movements, political parties, federalism.

Стабильное функционирование социума в многонациональном федеративном государстве и сохранение его целостности предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры граждан, которое осуществляется через усвоение и принятие ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации и является частью формирования ценностей, идеалов, мировоззрения личности, то есть без идеологической составляющей политическая социализация невозможна, так как идеология есть структурированная система четко сформулированных положений и идей в отношениях между людьми в обществе. Поэтому существует явное противоречие между деидеологизацией образования и социализацией студенчества, так как отношения между людьми можно заменить, но невозможно отменить.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе и эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы. Сегодня в России существует противоречие между политической апатией молодежи и отстаиванием своих нужд, в том числе политическими методами. Данное противоречие может решить политическая социализация как часть мировоззрения личности, которая начинается в семье, школе, включающая умение

ориентироваться и отстаивать свои интересы в обществе.

Школа наряду с семьей оказалась не в состоянии успеть за переменами и обеспечить полноту всех социализирующих связей по причине отсутствия активистской политической культуры у старшего поколения. Отсутствие же достижений в экономике, политике и социальной сфере приводят к утере авторитета и доверия у детей к старшему поколению как к учителям, так и к родителям. Сегодняшнее поколение родителей в глазах молодежи не имеет за спиной выдающихся заслуг. Это поколение, по их мнению, является поколением, не сумевшим сохранить достижения прошлого.

Поэтому и учителя теряют авторитет, а школа как следствие теряет свои социализирующие позиции, особенно в политической сфере. Скандалы вокруг фальсификаций результатов выборов учителями членами избирательных комиссий снижает доверие молодежи к школе как авторитетному институту и подрывает ценность демократии и федерализма. Это в условиях многонационального многоконфессионального состава населения России может вылиться в острый этнополитический конфликт.

Кроме семьи и школы существуют и другие институты социализации, например, производство, армия, общественные организации, но они находятся на этапе выживания или становления.

2011/14

Таким образом, остаются высшие учебные заведения они и являются основным поставщиком активистов для политических партий и движений. «Цветные революции» в Грузии, Украине и события апреля 2010 года в Киргизии показали, что политическая социализация молодежи в условиях экономического кризиса и иностранного вмешательства может пойти по пути хаоса и деструкции, когда роль политических партий, способных мобилизовать молодежь, возрастает. Иначе политически неграмотная молодежь станет объектом манипуляций со стороны криминала, деструктивных националистических, сепаратистских и религиозных движений как внутренних, так и внешних [3].

Сегодня вузы - это место, где происходит осмысление молодежью идеологии, экономики, политики и формирование научного мировоззрения. В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения становятся социальным институтом, формирующим ее ориентиры. Вузы формируют политическое сознание молодежи, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуальногуманитарного слоев профессионалов и которые, в свою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального-политического развития общества. Рост интереса у молодежи к социальным и экономическим проблемам связан с базисными противоречиями между многими провозглашенными на самом высоком государственном уровне лозунгами и реалиями наших дней. Например, для судьбы каждого молодого человека знания в области экономики и политики важны для становления грамотного и ответственного гражданина России. Например, привлечение учащейся молодежи к законным формам сопротивления попыткам негативного экономического прессинга на образование можно отнести к процессу социализации молодежи. Платность высшего образования также ведет к снижению его доступности, то есть доступ к высшему образованию не по способностям, а по доходам родителей, итог — снижение конкурентоспособности молодежи и научного потенциала страны. Следовательно, возникает противоречие между декларируемым курсом на модернизацию и создание инновационной экономики, со снижением доступности и качества образования. А значит, снижение непосредственной производительной силы науки как сущностной силы человека, являющегося главной производительной силой общества. Развитие же основного капитала (технологий, качества товаров) - это уже внешнее проявление силы науки [6].

В этих условиях политические организации, в том числе и молодежные, как элемент политической системы, наряду с политическими институтами выполняют функцию целеполагания по отношению к общественному мнению, но в отличие от институтов, могут представлять собой самостоятельный идеологический тип, конкурирующий или взаимодействующий с общественным мнением. Общественные организации, группы давления, политические партии воплощают в своей деятельности процесс социального творчества, вырабатывают новые формы общественной жизнедеятельности. Усиление корреляции параметров порядка может в дальнейшем привести к переходу политической системы в неравновесное состояние.

Целенаправленный характер деятельности субъектов повышает роль и значение процессов самоорганизации в политических системах. При этом принципиальная непредсказуемость данных процессов отнюдь не означает отсутствие в них логической структуры. Посредством механизма самоорганизации формируются устойчивые состояния (аттракторы), к которым эволюционируют системы, несмотря на хаотический характер этого движения. В политической сфере наиболее устойчивым компонентом выступает политическая культура, включающая, прежде всего, политическое сознание.

Рассмотрим, каким образом и в рамках каких организаций и движений студенчество участвует в политической жизни. На сегодняшний день молодежные политические движения делятся на две четко очерченные группы: оппозиционные и проправительственные. Рассмотрим их состояние и оценим перспективы их участия в социализации молодежи.

Как показывает история европейских стран начала ХХ в. (Германия 1933 г., Россия 1917 г.) в условиях мирового экономического кризиса капитализма, растет популярность лево- и праворадикальных партий, а либеральные или консервативные партии ее теряют.

В условиях экономического кризиса роль проправительственных молодежных организаций не может оставаться на прежнем уровне без активизации работы с их стороны. Но урезание расходов на мероприятия государственными и муниципальными структурами в сфере молодежной политике неизбежно снижает активность «Молодой гвардии Единой России», а значит, и их влияние на молодежную среду. Благоприятные условия, созданные государством для них, и поддержка сделали их пассивными в борьбе за умы молодых людей. Для привлечения

студенчества к общественной деятельности отсутствуют такие условия, как общая идеология у организаторов (государства) мероприятий, в результате акции носят лишь развлекательный характер.

Добровольно-принудительный путь увеличения количества проводимых проправительственными движениями акций в условиях ухудшения материального положения молодежи, особенно студенчества (невозможность оплачивать обучение) делает этот путь неэффективным. То есть «трудные времена» работают против них, что объективно приводит к уменьшению их роли в процессе политической социализации. Преломить же негативную тенденцию им мешает отсутствие опоры на собственные силы.

Рассмотрим теперь оппозиционные молодежные движения: на сегодня представляют различные право- и леворадикальные группы, взаимодействующие или нет между собой в проведении акций, и молодежные организации парламентских партий КПРФ — Союз Коммунистической Молодежи, АКМ, РКСМ и др.

Рассматривая формы и методы работы оппозиционных движений в России, следует отметить разнообразие и особенно активное использование компьютерных технологий в координации агитационной работы. Это неслучайно, благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий в мире, процесс политической социализации молодежи вышел на новый информационный уровень. Сегодня важную роль в формировании политической культуры играет Интернет и его социальные сети, позволяющие создавать группы единомышленников и обсуждать различные вопросы (в том числе политические). Это говорит о высокой политической культуре, образованности, терпимости и интернационализме сегодняшней молодежи. Можно сделать вывод о большом потенциале актива данных движений в случае «выхода на улицу» политики.

Присутствие четко выраженной идеологии и программы позволяет левым молодежным движениям вести пропаганду своих идей и находить сторонников в среде общественно-активной молодежи разного образовательного и культурного уровня. А также взаимодействовать с союзниками, привлекать их к агитационной работе на улице, соответственно регулярно иметь информационный повод в Интернете и увеличивать актив в условиях кризиса и обострения политического конфликта.

Можно сделать вывод, что в политической социализации студенчества будет доминировать

конфликтный тип социализации, который проявится, прежде всего, в столкновениях между молодежными группами и милицией. Так как исторически у сторон политического конфликта в России, начиная с гибели Российской империи в 1917 г. и заканчивая развалом СССР 1991 года, отсутствуют четкие пределы конфронтации, такие как неприменение насилия против политических оппонентов.

Российские конфликты противоположностей (политических партий и групп) политической системы общества свидетельствуют о глубинных качественных изменениях и противоречиях, нарушениях в системе политической социализации, показывают, что механизмы внутренней связи составляющих его структур (семьи, школы, вуза, армии) не соответствуют требованиям развития. Конфликт противодействующих друг другу социальных групп периодически выливается в политические кризисы. Логика развития противоречия приводит к содержанию и роли политического кризиса. На момент обострения социально-экономических и политических противоречий и отсутствие плюрализма и толерантности в обществе политическая борьба будет обостряться, принимая все более острые, кризисные формы политического процесса. Сегодня реакцией власти становятся полицейские методы (запреты акций, аресты активистов, внедрение агентов в их среду и т.д.) борьбы с оппозицией. Но проведение жесткой внутренней политики и усиление активности спецслужб будет сдерживаться критикой российской и мировой общественности, иностранных СМИ [8]. Этот путь может нанести значительный вред политической элите и авторитету России на международной арене, если учесть неминуемую в случае разрешения противоречий силовым путем эскалацию межнациональных и религиозных конфликтов в национальных республиках. Этот путь порождает беззаконие, дискредитирует право и мораль, разлагает гражданское общество, в котором невозможно нормальное развитие и взаимодействие народов, их культур. Межнациональные конфликты и национальный сепаратизм — это лишь формы протеста, а причины своими корнями уходят в суть сложившихся в мире общественных отношений. В таких условиях под угрозой может оказаться вся система федеративных отношений (со всеми ее недостатками), а вместе с ней и существование многонациональной Российской Федерации. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда

2011/14

подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает Конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношения между собой.

Автору выход видится в развитии демократических институтов: независимых судов, политических партий, выборов. Первоочередной мерой являются совершенствование федеративных и гармонизация межнациональных отношений, повышение политической культуры молодежи и российского общества в целом. Прежде всего, необходимо скорейшее введение пропорциональной избирательной системы в представительные органы власти, что позволит перевести политическую конкуренцию из борьбы кланов (особенно в национальных республиках) и бизнес-групп, в конкуренцию идей и партийных программ. На наш взгляд, необходимо скорейшее введение пропорциональной избирательной системы, при данной системе оппозиционные партии (а значит и их молодежные организации) получают более высокие результаты и представляют интересы большего числа избирателей многонационального общества.

От политической позиции, активности молодежи и ответственности перед народом политических партий и органов власти зависит то, по какому сценарию пойдет политическое и экономическое развитие России в XXI веке. Индифферентность же молодежи становится угрозой для стабильности многонациональной федерации, так как подрывает чувство патриотизма, гражданской ответственности и чувство собственной сопричастности к судьбе страны.

Таким образом, сейчас в деле механизма формирования политической и правовой социализации молодежи необходима целенаправленная государственная молодежная политика, направленная на изменение сложившегося политико-правового отчуждения молодежи. Это возможно через реализацию проектов политических, экономических и социальных институтов, через создание должных психологопедагогических, правовых, экономических, ор-

ганизационных условий, при наличии гарантий, обеспечивающих молодежи субъективное отношение к производимым в стране реформам во всех сферах жизни общества. Решение данной проблемы видится в поиске модернизации процесса правовой социализации молодежи в современном российском обществе, что возможно, прежде всего, в рамках образовательного пространства.

Мы согласны с высказыванием Н. Каланда-ришвили что, «...кризис в сфере образования России привел к тому, что в современном обществе не осуществляется адекватное социальным изменениям гражданское и правовое воспитание подрастающего поколения. Прервалась духовная связь и эстафета поколений, нарушено единство идеалов. В сознании юношей и девушек уже сформировано критическое восприятие пройденного исторического пути, который трактуется как цепь сплошных ошибок. Особенно сильны такие настроения именно в среде учащейся и студенческой молодежи» [10, с. 123].

Сегодня в России у студенчества и общества в целом нет общекультурных, идеологических, политических, социальных ориентиров, вокруг которых можно было бы объединить народы России, а для этого нужна идеология. Без идеологии или Русской идеи, принятой молодежным сознанием, у Российской Федерации как государства нет будущего, это наглядно демонстрирует демография, экономика, межнациональные конфликты и социальные проблемы общества.

Необходимо изменение социальноэкономического курса, так как нынешний курс порождает вопиющую социальную несправедливость (к которой особенно чувствительна молодежь) и как результат - межнациональную напряженность, которые не позволяют обществу развиваться в социальном и экономическом плане. Только после решения этого социальноэкономического противоречия наступит время социального развития всех слоев общества, и сегодняшние студенты будут социально защищены и будут без опаски смотреть в будущее. Но для этого необходимо, чтобы у государства появилась идея ценности и важности заботы о нуждах молодежи, а также выход для нее из социального тупика, в котором она оказалась, и тогда появятся предпосылки для социальноэкономического и культурного развития общества и государства.

Литература

1. ВЦИОМ Пресс-выпуск №799.:

http://wciom.com/archives/thematic-archive/info-material/single/9047.html?L[0]=1&cHash=1707213807(дата обращения 24.03.2010).

2. Молодежь в политике

URL:http://bd.fom.ru/report/cat/polit/yong_pol/d082024 (дата обращения 24.03.2010).

3. Головков А. На пороге заказных переворотов / Политический журнал. - № 47. - 2004. - С. 45-54.

4. Кондов Д. Ценз на политику / Досье на цензуру. - № 23. - 2006.

5. Кудинов О.П. Большая книга выборов: как проводятся выборы в России. - М.: Арт Бизнес Центр, 2003. - С. 117-118.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. -М., 1975. - 2-е изд. - Т. 26. Кн. 2. - 571 с.

7. Минзарипов Р. Университет - среда социализации молодежи // Высшее образование в России. - 2006. - № 10. - С. 97-99.

8. Тарасов А. Молодежные движения: методы контроля: URL: http://scepsis.ru/library/id_1527.html (дата обращения 24.03.2010).

9. Тайсунов М.У. Противоречия как процесс. - Ростов н/Д, 1991 - С. 125.

10. Каландаришвили Н. Особенности влияния института образования на процесс формирования правовой социализации молодежи // Философия образования. - 2008. - №

2. - С. 76-80.

Сведения об авторах Мазный Юрий Владимирович - ассистент кафедры истории и политологии Новосибирского государственного технического университета, г. Новосибирск, e-mail: usik76@ngs.ru.

Data on authors Maznyi Yury Vladimirovich - assistant, department of history and political science, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, e-mail: usik76@ngs.ru.

УДК: 316.4 (510) Т.Н. Кучинская

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КИТАЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается социокультурная идентичность как базис консолидации современного китайского общества в условиях глобализации. Автор раскрывает сущность и специфику социокультурной идентичности Китая как сложной многоуровневой конструкции, выявляет основные факторы ее формирования и ключевые элементы. Особо выделяется значение культурных ценностей в процессе формирования и сохранения китайской социокультурной идентичности.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, Китай, консолидация общества, национализм, патриотизм, коллективизм, социокультурные ценности, идеология.

T.N. Kuchinskaya

SOCIOCULTURAL IDENTITY OF CHINA IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

In the article the sociocultural identity as a basis of modern Chinese society consolidation in the context of globalization is considered. The author reveals the nature and specific character of China sociocultural identity as a complex multilayered system, the basic factors of its formation and its key elements. The special accent is done to the significance of cultural values in the process of formation and preservation the Chinese sociocultural identity.

Keywords: sociocultural identity, China, consolidation of society, nationalism, patriotism, collectivism, sociocultural values, ideology.

Существенное повышение интереса исследователей различных направлений к проблемам китайской идентичности имеет теоретические, социально-исторические и практические обоснования. Во-первых, речь идет о необходимости комплексного анализа феномена идентичности в силу его многоплановости и все более усложняющейся сущности в условиях трансформации. Во-вторых, проблемы идентичности приобретают ключевое значение в переходные эпохи, связанные с трансформацией общественного развития и определением вектора социокультурной динамики. Также особую значимость приобретают практические механизмы сохранения

идентичности как консолидирующего элемента общества, способного функционировать и развиваться в условиях становления новой социокультурной реальности.

Китайская цивилизация в XXI в. оказалась перед рядом фундаментальных вызовов, связанных и с определением ее места в мировом сообществе, и с защитой собственной самобытности в условиях интенсификации глобальных финансово-экономических, культурно-

информационных, политических процессов. Развитие современных информационных технологий, расширение культурного диалога и углубление межкультурного взаимодействия раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.