POLITICAL SOCIALIZATION OF RUSSIAN YOUTH AS AN OBJECT OF STATE YOUTH POLICY
Bragina Elena Anatolievna, Lecturer, Department of General humanitarian and socio-economic disciplines, Stavropol
Regional College of Art, Stavropol
The article examines the features of the political socialization of Russian youth in the context of a modern transforming society. The state, political parties, youth public organizations, youth policy are analyzed as the main institutions of political emphasis on the socialization of the individual. The tendencies of the state youth policy focused on the formation bf political values and the integration of the younger generation into socio political social processes are indicated. Keywords: youth; political socialization; institutions of socialization: political values; state; political parties: youth policy; strategy of state youth policy.
DOI 10.249363/3305-8757.2021-7.8
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ удк 3a.019.51
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ ВАК 23.00.02
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются особеизМШп политической социализации рюс- © Ьрагина ЕЛ., 2021 сийской молодежи в условиях современного трансформирующегося общества, ¡'(худцхтво, политические партии, молодежные общественные организации, молодежная политика анализируются как основные институты политического акцентирования социализации личности. Обозначены тенденции государственной молодежной политики ориентированные на формирование политических ценностей ii интеграцию молодого поколения в социально-политические общественные процессы.
Ключевые слова: молодежь; политическая социализация; институты социализации; политические ценности; государство; политические партии; молодежная полшпика; стратегия государственной молодежной политики.
В современных условиях диверсификации социально-экономических и политических процессов нарушения межпоколенной передачи политических идеалов и ценностей, роста политического абсентеизма в молодежной среде обуславливается необходимостью теоретического осмысления проблем, связанных с особенностями процесса политической социализации личности, органичного включения ее в сложную систему социально-политических Отношений, приобщения к преобладающим Ценностям и нормам политической культуры общества.
Системный кризис, который переживает постсоветская Россия, оказывает деструктивное влияние на общество, а особенно на самую незащищенную его чаегь - молодежь. В совокупности - вопрос о роли государства и характере политической социализации на сегодняшний момент стоит очень остро, так как именно государство призвано задавать необходимый формат рассматриваемого процесса, направляя социальные институты на выполнение функции политической социализации.
Значимость государства как основного института политической социализации определяется тем, что концентрируя максимально власть и ресурсные возможности, регулируя уровень
БРАГИНА Елена Анатольевна,
преподаватель кафедры общегуманитар! tbtx и социально-экономических дисциплин, С тавро польски й краевой ко/тедж искусств, Ставрополь
патернализма, оно определяет особенности и степень влияния различных факторов на процесс политической социализации. Государство создает определенную систему политической социализации, и его деятельность предусматривает выполнение двух взаимосвязанных фушщий: мировоззренческой и организационной.
Основополагающим элементом мировоззренческой функции выступает государственная идеология, которая консолидирует исключительное право государства на принятие политических решений и в ее рамках формируются политические ценности, обеспечивающие объединение общества вокруг правящего режима, что повышает легитимность власти и позволяет проводить политический курс от имени всего общества.
Доминирующие в обществе политические ценности и установки являются средствами гражданской, политической и национальной идентификации, с помощью которых государство формирует образцы политического поведения, политической культуры и устанавливает ■щр минимум поведенческих норм, который характеризует политическую связь между государством и личностью, объединяя их в едином политически пространстве. Реализуя мировоззренческую фун кцию в процессе политической социализации, государство целенаправленно воздействует на политическое сознание граждан с целью формирования четкой политической идентичности личности и общепринятого образа жизни.
Реализация организационной функции государства предполагает координацию действий и взаимодействий относительно всей системообразующей совокупности институтов политической социализации, а также осуществление социального контроля над их должп ы м функцион ированием.
Трансформация институтов власти, происходящая в нашей стране в последи ие десятилетия, при вела к разрушению традиционных; механизмов трансляции политического опы-та. На определенном этапе исторического развития государство практически устранилось от проведения целенаправленных действий в сфере политической социализации молодежи и как следствие этого сегодня в России можно с определенной дачей уверенности говорить о кризисе гражданской и политической идентичности молодежи. Определяющую роль в процессе формирования ценностных установок, образа жизни людей и особен но молодежи стали играть спонтанные воздействия внешней Среды, средства массой информации, различные формы массовой культура. [9- 319]
В молодежной среде широкое распространение получили настроения аполитичности, иждивенчества и только небольшая часть молодежи интересуется политикой. Ни одна страна в мире не может интенсивно развиваться без хорошо Отлаженной, продуманной на государственном уровне систе-мы подготовки молодежи к будущей политической жизни. Демократические преобразования в России невозможны без высокой политической культуры молодого поколения. В зависимости от того, с какими политическими установками и политическими ценностями придет молодежь на смену правящей политической элите, будет зависеть политическое будущее и перспектива демократического развития страны.
Политическая социализация молодежи в 90-е годы XX века формировалась в усло-виях радикалы юй политической и социально-экономической реконструкции, которая негативно отражалась на всех сферах жизнедеятельности общества. Вчерашние политические ценности утратили свою прежнюю
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ НАСТРОЕНИЯ АПОЛИТИЧНОСТИ, ИЖДИВЕНЧЕСТВА И ТОЛЬКО НЕБОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МОЛОДЕЖИ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ПОЛИТИКОЙ.
актуальность, а новые политические нормы еще не утвердились в общественном сознании, что сформировало цеп постную лакуну, которую подрастающее поколение попыталось заполнить западными и восточными ценностями индивидуализма, эгоцентризма, прагматиэМШ, догматизма. В определенном смысле государство утратило свою по-литико-социализирующую функцию, что привело к социальной неопределенности, растерянности и политическому абсентеизму российской молодежи. С прекращением деятельности советских молодежных организаций молодежь оказалась вне социально-политического контроля государства.
В условиях политического диссонанса только в 1998 году проект Федерал ьного закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" был впервые внесен на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ, но из-за межфракционных разногласий так и не был принят.
Значительный вклад в поддержку целесообразности и законодательного закрепления молодежной политики на международном и пациопа1ыю-государственном уровнях внесла Организация Объединенных Наций, которая в 1965 году приняла ряд нормативно-правовых актов, составивш их основу для принципиально нового отношения к молодежи мирового сообщества. Международно-правовыми нормами, определяющими сущность и содержание молодежной политики, являются^ "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между пародами"; "Руководящие принципы для долгосрочного планирован ия и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи"; "Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и на последующий период" и др.[(]
Министерством образования и науки РФ в 2006 году по поручению президента В.В. Путина была подготовлена и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. "Стратегия государственной
молодежной политики Российской Федерации до 2016 года".
Согласно данной Стратегии молодежь рассматривается как "равноправный субъек| выработки и реализации молодежной политики". Приоритетным направлением в этом документе было "создание условий, в которых молодежь могла бы осуществлять эффективную социализацию, реал изовать свой потенциал, самостоятельно и эффективно решать возникающие проблемы" [у].
В современных условиях молодежная политика России и ее основные положения определены в "Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", которые утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.20j4 г» [5]
В связи с тем, что молодежная политика является особой областью социальной политики государства, то характерное методологическое значение имеет вопрос разграничения понятий социальной и молодежной политики.
Социальная политика "представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целыо консолидации общества и обеспечения стабильности политической власти на основе правового регулирования" [б, 88]. Молодежная политика выступает как деятельность государства, политических партий, общественных организаций, направленная на формирование благоприятной политической, экономической, социальной и культурной среды необходимой для успешной социализации, реализации возможностей молодежи, гармонизацию взаимоотношений с государством, обеспечение базовых условий для всестороннего развития молодого поколения как основы стабильности политической системы общества.
В рамках ¡хал изуемой в РФ государственной молодежной политики непосредственное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают молодежные
общественные организации, в форме молодежных правительств и парламентов, являющихся самостоятельными социально-политическими институтами в многофункциональной системе политической социализации личности и занимающие определенную воспитательно-просветительскую н ишу. Свое врем а 1 (I ость и акту ал ы юсть общественно- м ол одеж н ы х орган и за! * и й заключается в том, что те общеполитические цели и задачи, которые они ставят перед собой, ориентированы на конкретно-возрастную категорию - молодежь. Эти организации формируют начально-элементарные навыки политического участия и содействуют включению молодежи в политику как равноправных субъектов общественно-политической жизни общества.
Значительное место в системе молодежных общественных организаций занимают образованные в ряде субъектов Российской Федерации молодежные парламенты. "Именно через форму молодежного парламентаризма молодые люди приобретают навыки проведения и участия в избирательных компаниях, познают Особенности избирател ьных технологий, учатся основам законотворческой работы, развивают лич-ностно-волевые качества. Цель молодежного парламента - представление интересов и защита прав молодежи на всех уровнях государственной власти, привитие умений и навыков политического участия, политической борьбы, законотворческой инициативы" [1,102]. Особенностью этих молодежных организаций является тот факт, Что все члены и руководящий состав представлены молодыми людьми до зо лет, претендующих на активное участие, наравне со старшим поколением, в политической жизни, как региона, так и страны.
Анализируя деятельность молодежных парламентов, Д.А. Маяцкий отмечает, что она выступает в роли полезной социально-политической практики, которая используется как приобщение молодежи к "политическим механизмам согласования и
принятия инициатив, направленных на решение областных проблем. Данная имитационная работа, повторяющая процедуры легитимных законодательных структур страны, повышает политическую культуру молодых депутатов и молодежи" [з, 177].
Важнейшими институтами политической социализации личности выступают политические партии и движения, значительно способствующие становлению политической культуры подрастающего поколения, и являющиеся ключевой основой молодежной политики в процессе мобилизации деятельности молодых людей как участников работы политических партий, общественно-политических движений, а также для привлечения их к решению конкретных молодежных проблем.
В программных документах политических партий отмечены основные принципы молодежной политики. Независимо от идеологических ориентаций большинство из них высказываются критически о социально-экономическом положении российской молодежи и предлагают в своих программах комплекс мер по поддержке современной молодежи. Одни политические партии выдвигают стандартные программные установки в сфере молодежной политики, такие как создание социальной инфраструктуры, проведение фестивалей молодежи и студентов, поддержка молодых семей. Другие партии пытаются предложить специфические российские ответы на вызовы времени по молодежной проблематике (например, принятие ФЗ "О государственной молодежной политике"; квотирование первых рабочих мест для выпускников высших и средне-специальных учебных заведений; отмена ОГЭ и ЕГЭ; беспроцентный кредит или бесплатное получение образования; остановка "утечки мозгов" и др.).
Для обеспечения эффективного функционирования молодежных общественных и политических структур, а также взаимодействия с государственными институтами власти, одним из приоритетных направлений
молодежной политики является развитие элементов инфраструктуры. В нормативно-правовом обеспечении понятие "инфраструктура молодежной политики" является относительно новым и не имеет самостоятельного направления в деятельности органов власти государства, однако правовой статус инфраструктуры молодежной политики на федеральном уровне закреплен в "Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025г". Инфраструктура молодежной политики трактуется как система государственных и муниципальных организаций, а также обществен! еых объединений, которые обеспечивают возможность и оказывают услуги в проведении мероприятий, направленных на развитие молодежи. [5]
Таким образом, инфраструктура молодежной политики рассматривается как один из ключевых компонентов ее материально-технического обеспечения, представляющий систему отдельных элементов, функционирующих в виде учреждений по делам молодежи, и отсутствие базовых элементов инфраструктуры лишают молодежную политику целесообразно сти, а также практической значимости и результативности.
Реализация государственной молодежной политики РФ предполагает использование программного механизма, включающего разработку и внедрение федеральных, региональных и местных целевых программ; информационного механизма, в котором необходимым является организация информационно-просветительской деятельности и управление данными шци<рогиче@ ких и статистических исследований проблем молодежи; политический механизм, заключающийся в разработке и принятии нормативно-законодательной базы в сфере
молодежной политики; организационный механизм, который подразделяется на разработку системы управления и инфраструктуры государственной молодежной политики на всех уровнях исполнительной власти; экономический аспект, включающий систему финансирования основных направлений государственной молодежной политики.
Рассмотренные тенденции позволяют сделать вывод о том, что из всех субъектов и институтов политической социализации наиболее действенным и результативным выступает государство, поскольку в целях поддержан и я стаб и л внести существующей политической системы только оно обладает уникальной возможностью использования всех ресурсов, средств и многообразных механизмов воздействия на процесс формирования политических установок и убеждений молодежи.
Молодежная Политика государства в современных условиях должна ориентироваться на разработку и реализацию принципиально новых механизмов, которые необходимо направить на привлечение молодежи к участию в решении актуальных молодежных проблем, а также повышение социально-политической роли молодежи в обществе.
Важно отметить незавершенность законодательного обеспечения молодежной политики, в первую очередь отсутствие Федерального закона "О молодежи", что лишает ее конституционного признания, а также недостатки институциональных механизмов реализации молодежной политики в регионах.
Будущее страны зависит от того, с какими политическими ценностями, убеждениями, стандартами политического поведения и культуры придет новое поколение на смену старому, так как успех любых государ-
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОЛЖНА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ.
етвенных преобразований невозможен без политически активной, рационально мыслящей молодежи. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным является вопрос об особенностях политической социализации и роли государственной молодежной политики в этом процессе.
Первоочередной задачей государства должно стать усиление социальной защиты молодых людей, мобилизация максимально возможных финансовых средств государственного бюджета и бизнеса на поддержку и дальнейшее развитие молодежных общественных объединений и организаций.
Примечания;
1. Верковский В.А,, Братина Е.А., Аверкина К"),С. Нормативно-правовые осноЦ.1 реализации государственной молодежной политики в России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарноТВ института. - 2016. - № 3(19). - С. 102-104,
2. Гафиатулина Н.Х., Кротов Д.В., Самыгин СИ. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики // Гуманитарное, социально-экономические и об-щеЩвенные науки. - 2017. - №3. - С.3Н-41.
3. Маяикий ДА Молодежный парламент как институт политической социализации // Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - N- 1. С.177-182.
4. Организация Объединенных Наций - официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/sectkms/about-wèbsiïe/terms-use/
5. Основы Щсударственной молодежной пол ита-ки Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 N 2403-р. I Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru.
6. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / под ред. В.И. Жукова. - М., 2000. - 312 с.
7. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г.// "Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью". [ Электронный ресурс]. Режим доступа: blips: //www. vmo. rgnb.ru/policy/act/ strategy.php
8. Шепелева C.A. Характеристики института политической социализации // Скиф. - 2017. - N-13. - С.97-101.
9. Юсупова Э.Ф. Политическая социализация личности как гарант демократического развития общества // Молодой ученый. - 2012. - №п -С-318-321.