Научная статья на тему 'Политическая социализация молодежи в условиях российских политических трансформаций (на примере Петербургского студенчества)'

Политическая социализация молодежи в условиях российских политических трансформаций (на примере Петербургского студенчества) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3734
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОКОЛЕНИЕ Z / SOCIALIZATION / YOUTH / POLITICS / POLITICAL SOCIALIZATION / GENERATION Z

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Орлова О.Ю.

В статье анализируется степень участия молодежи в государственных политических процессах. Целевой группой исследования является молодежь от 18 до 30 лет, два поколения: поколение миллениалов и поколение Z. Особое внимание уделено влиянию современных российских политических процессов на социализацию поколения Z, как поколения только вступающего во взрослую жизнь. На основе данных социальных интернет-опросов изучены желания молодых людей в сфере политического участия.The article analyzes the degree of youth participation in state political processes. The target group of the study is young people from 18 to 30 years old, two generations: generation Millennials and generation Z. Special attention is paid to the influence of modern Russian political processes on the socialization of generation Z, as a generation just entering adulthood. Based on the data of social Internet surveys, we studied the desires of young people in the field of political participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая социализация молодежи в условиях российских политических трансформаций (на примере Петербургского студенчества)»

Политическая социализация молодежи в условиях российских политических трансформаций

(на примере петербургского студенчества)

Орлова Олеся Юрьевна

аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, olesyaorl@yandex.ru

В статье анализируется степень участия молодежи в государственных политических процессах. Целевой группой исследования является молодежь от 18 до 30 лет, два поколения: поколение миллениалов и поколение Z. Особое внимание уделено влиянию современных российских политических процессов на социализацию поколения Z, как поколения только вступающего во взрослую жизнь. На основе данных социальных интернет-опросов изучены желания молодых людей в сфере политического участия. Ключевые слова: социализация, молодежь, политика, политическая социализация, поколение Z

Молодежь является самой важной группой для политической социализации. На сегодняшний момент в России проживает чуть более 20 млн. человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет порядка 16 % от общего числа населения страны. Это та небольшая, но обогащенная огромным потенциалом группа, потеря которой с точки зрения политики может обернуться катастрофой. Последние годы Правительство Российской Федерации обращает особое внимание на молодежные программы, выстраивание привлекательной молодежной политики, поддержку молодых семей, выделение финансовых средств для молодежи и иные меры.

Процессы, протекающие сегодня в российском обществе, его крайняя политизация определяют важность включения в модель политической социализации именно молодого поколения, как носителя огромного инновационного потенциала. Несомненно, молодежь является более «продвинутой» в этом отношении, поскольку она ориентируется на политические реалии быстрее, чем старшие поколения, осваивает их, не обременяя себя идеологическими принципами.

Участие молодежи в процессе социального управления в обществе может осуществляться через проявление политической активности данной социальной группой. Степень политической активности молодежи во многом определяет характер протекания общего политического процесса в стране, сказывается на стабильности общества в целом. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-демографической группой, реа-

лизующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-возрастная группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей, так как находится в стадии жизненного самоопределения [1, С. 1].

На сегодняшний день молодежь представляет собой людей, рожденных с 1991 года. А значит, с точки зрения теории поколений, политика выстраивается с учетом особенности двух типов: поколения миллениалов и поколения Z. Анализ поколений имеет в свою очередь ряд особенностей, обусловленный несколькими подходами к определению межпоколенческих границ. Проф. Ра-даев В.В. полагает, что граница проходит при переходе одного поколения во взрослую жизнь (примерно 17-25 лет). Именно этот период становится особенным для каждого поколения и может отражать специфику времени, взглядов, ценностей и идей.

Если целью стоить изучение поколений как социальные группы, то демографический подход должен быть дополнен историко-культурным и связывать переход одного поколения и рождение другого с определенными историческими событиями в государстве и мире. Полагаем, что некоторые специфичные черты определенного поколения, могут немного отличаться в виду различных политических режимов стран, распространенностью использования современных средств информации и информированностью жителей.

В.В. Радаев выделяет шесть поколений, однако остановимся на двух последних: поколении миллениалов (взросление с 1999-2016 гг.) и поколении Z (взросление с 2016г.- н.в.) [7]. Историко-культурный фон данных поколений довольно различен. Если первое, начиная с младенческого периода до школы жило в период реформ и трансформаций российской политической си-

стемы, то второе - в периоде стабильности. Поколение Z отлично хотя бы тем, что большую часть жизни прожило, зная единственного политического лидера и не видя иных альтернатив. Поколение миллениалов в детстве и юношестве переживало серьезные экономические потрясения, которые непосредственно отражались на благосостоянии населения. Поколение Z - молодые люди, выросшие в достатке и обилии, в эпоху защиты прав человека и свободы слова, в эпоху полной цифровизации и распространения интернета. Учитывая этот исторический контекст, молодые люди проходили качественно разную политическую социализацию, результаты которой сейчас прослеживаются через их самоопределение в решении политических вопросов.

Канадский психолог Д. Марша писал о том, что перед тем, как самоопределиться в политической жизни государства, индивид пройдет три этапа. От принятия чужого мнения и принятия его за единственно правильное до критического отношения к существующей системе власти и возможному абсентизму.

В рамках данного исследования была осуществлена попытка анализа готовности участия молодежи (а именно двух поколений) в городских культурных проектах как части культурной городской политики Санкт-Петербурга. Актуальность проблем политической социализации студенческой молодежи обусловлена процессами трансформации в политической системе, в экономике и в социуме, которые происходят в современном российском обществе уже более 20 лет.

Сохранение культурного наследия является основополагающей задачей каждого гражданина своей страны и основой государственной политики. Это та сфера, участие в которой должны принимать не только органы государственной власти, но и общественные организации, политические партии, объединения, но и граждане, горожане [5]. Рассматривая сохранение наследия в Санкт-Петербурге как

культурной столице, особое внимание хотелось бы обратить на молодежь и петербургское студенчество. Степень вовлеченности молодежи в процессы сохранения и осуществления государственной политики предопределяет будущее города и страны.

В целях выявления методики работы с молодежью в рамках государственной политики по сохранению культурного наследия был проведен интернет-опрос. Интернет-опрос содержал в большинстве закрытые вопросы, которые отражали степень активности в городских и региональных мероприятиях и готовность быть «в», а не вне деятельности по сохранению городской среды. Таким образом, мы пытались понять степень готовности участия молодежи в политической жизни города.

Итоги опроса показались нам достаточно непредсказуемыми и дающими почву для дальнейшего анализа и изучения.

Интернет-опрос был проведен в большинстве своем среди петербуржцев, однако были представители и таких городов как Киров, Ухта, Коряжма и другие. Опрос содержал 12 вопросов, большинство из которых были закрытыми с несколькими вариантами ответа. Два основополагающих вопроса, которые показались наиболее интересными для анализа, были посвящены формам политического участия молодежи и реальной активности.

Большинство ответов молодежи было за очное участие на культурных мероприятиях: форумы, встречи, ворк-шопы, семинары и прочее. Однако более 50% респондентов не посещают очные мероприятия вообще (табл. 1). Получается, что наша аудитория осознает важность и ценность очного участия в построении и обсуждении культурной политики, однако по каким-то причинам этого не делает. Можно ли выдвинуть гипотезу о том, что современная молодежь в настоящее время является социально пассивной?

Предполагаем, что дело не в пассивности молодого поколения, а в новой

форме через которую они проявляют свою активность. Например, Интернет-ресурсы такие как социальные сети, паблики и другое. В.И. Корнеев и Д.М. Юсупова в своей статье «Роль социальных сетей в социализации молодежи» пишут, что социально значимые, развивающие формы досуга, такие как чтение книг, посещение выставок, музеев, занятие спортом занимают незначительное место, молодежь ведет пассивный образ жизни, интересуясь, прежде всего, развлечениями [4].

Таблица 1

Распределение вариантов на вопрос: «Участвуете ли Вы в каких-либо городских, российских, международных программах, связанных с культурным наследием?»

В рамках исследования была сделана попытка понять, через какую методику общение будет происходить наиболее эффективно. Для этого в опросе отражен вопрос о том, что хочет сама молодежь и эффективно ли это (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение вариантов на вопрос: «(Какая форма изучения наследия Вам кажется наиболее эффективной и позволила больше погрузиться в специфику?»

Результаты опроса оказались крайне неожиданными, ведь в настоящее время большое внимание уделяется онлайн-ресурсам и ведению части политической социализации через Интернет. О.Е. Плешков рассуждает о том, что Интернет представляет собой некую социальную среду, где индивид может

Да, регулярно 6,9%

Нет 56,9 %

Иногда 36,2 %

Традиционная (книги, фильмы, экскурсии) 24,1%

Современная (компьютерные игры, технологии, дополненная реальность и прочее) 13,8 %

Очное участие в форумах, дискуссиях, предполагающих творческий диалоге с единомышленниками 62,1 %

стать личностью (социализация через Интернет). Н.Н. Чалдышкина отмечает, что виртуальная культура начинает заменять реальные межличностные отношения, а Интернет предоставляет неограниченные коммуникативные возможности, отсутствующие в реальном общении. Здесь следует отметить, что наша действительность диктует нам активное пользование Интернет ресурсами. Так, например, в университетах часть занятий может проводиться дистанционно с помощью официальной платформы, органы государственной власти обязаны иметь официальный сайт и пользоваться электронной приемной. Таким образом, само время информатизации сподвигает нас осуществлять часть политической социализации дистанционно.

Однако согласно данным опроса большинство респондентов выступило за общение с носителем информации, за диалог и за очное участие. Из этого следует, что выстраивание государственной политики следует с учетом создание очных проектов для молодежи, а Интернет-ресурс использовать лишь как вспомогательную платформу.

2020 стал годом перемен для всего мирового сообщества. В российских реалиях интересна политическая социализация взрослеющего поколения Z в условиях проведения конституционной реформы на фоне мировой пандемии. Учитывая вышеупомянутые ответы на вопросы про предпочтение очного участия в культурных мероприятиях интересно столкновение этого желания с реальностью. На протяжении нескольких месяцев мировые сообщества обеспокоены распространением вируса в то время как на российских просторах происходят политические изменения, затрагивающие и ту самую политическую стабильность, в которой всю жизнь жило Поколение Z. Это их первая серьезная перемена, не считая экономических кризисов. Учитывая возраст 18-20 лет - это те молодые люди, которые возможно впервые пойдут голосовать и смогут выразить свое мнение по поводу

единоличности лидера и его полномочий, прав детей и молодежи.

На сегодняшний момент мной проводится социальный опрос-исследование по поводу политической активности молодежи и их желания участия в общественных политических процессах. Опрос содержит небольшое количество вопросов, что позволяет молодым людям быстро и четко дать ответы на поставленные вопросы. На данный момент можно говорить только о качественном анализе опроса, поскольку его прошло немного респондентов. Однако при рассмотрении результатов уже прослеживается превалирующее большинство при некоторых вопросах.

Так, на вопросы, касающиеся регулярности просмотра телепередач политического содержания и степени интереса к мировой обстановке, респонденты поделили свои голоса примерно 50% на 50%. При этом на вопрос о членстве в политических партиях 93,9 % ответили, что не состоят (см. Табл. 3).

Таблица 3

Да Нет

Смотрите ли Вы телепередачи политического содержания? 54,5% 45,5%

Интересно ли вам наблюдать за политической обстановкой мира (или своей страны)? 57,6% 42,4%

Состоите ли Вы в какой-либо политической партии? 6,1 % 93,9%

Политические партии сегодня признаются всеми гражданами в рамках конституционно закрепленного плюрализма. На территории Российской Федерации на 2020 год зарегистрировано боле десятка политических партий и движений. Следует отметить, что отдельным и важным направлением деятельности любой политической партии является общение с молодежью, профориентация молодежи, проведение общих образовательных, просветитель-

ских и культурно-досуговых мероприятий. Политические партии как агент социализации молодежи могут являться очень сильным инструментом. В настоящее время, как показывают данные социального опроса, несмотря на всестороннюю деятельность политических движений, немногие молодые люди готовы становиться частью этих движений. Полагаем данный феномен занимательным, поскольку при большом желании и интересе решать политические вопросы личность должна стремиться быть ближе к власти. Приближение к власти дает возможность стать частью политического процесса и решать общественно-важные задачи. Полагаем, что это также связано с цифровизацией и особенностями поколения Z.

Поколение Z выросло в тот период российской истории, когда почти все время их взросления лидер государства не менялся, когда выборы вызывает больше скептицизма у молодежи и когда в интернете можно прочесть больше информации, чем расскажут наставники. Возможно, одной из характерных черт данного поколения является недоверие к происходящим политическим процессам и возникающая вследствие этого политическая апатия.

Сегодня социальные сети оказывают огромное влияние на социализацию молодежи [8]. Через них происходит глобальный обмен информацией и формирование протестных движений. В течение последних нескольких лет мы можем наблюдать резко увеличившееся количество протестов, акций и пикетов, 80% которых состоят из молодежи. Агитация молодежи через социальные сети с помощью мотивирующих видеороликов, роликов-расследований о действующих руководителях крупных корпораций и политических лидерах приводят к дестабилизации российской политической системы в глазах молодых избирателей.

Таким образом, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего проведения исследования по поводу политического участия молодежи, особенно

в виду грядущих российских реформ. Полагаю, что поколение Z характеризуется некоторой степенью аполитичности с точки зрения участия в политических партиях, но активно с точки зрения выхода на митинги. Данные социальных опросов доказывают, что поколение Z -это особые, новые социальные группы, которые требуют инновационных подходов в общении, предоставления им политического участия и установления диалога с помощью социальных медиа. Молодежь отстаивает свои права и свободы, оно привыкло к свободе действий, передвижений. В связи с этим актуальным представляется дальнейшее исследование данного вопроса в период пост карантинного восстановления всех сфер жизни России.

Литература

1. Sawyer S. The age of adolescence/ The Lancet «Child and adolescent health». 2018

2. Дерюгин П.П. Эталоны и образцы подражания поколения Y: региональная социодинамика/ П.П. Дерюгин, Е.В. Кремнёв, С.В. Курапов, Ши И, А.Е. Ра-кова. С. 127-138

3. Игнатова Т.В. Политическая активность как основная форма политического участия российской молодежи/ Политические институты, процессы и технологии - С. 1-12

4. Корнеев В.И., Юсупова Д.М. Роль социальных сетей в социализации молодежи // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции РФ. М., 2013. С. 260- 264.

5. Орлова О.Ю. Социокультурная политика Петербурга и идентичность молодежи/ Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием XI Санкт-Петербургские социологические чтения «Междисциплинарный подход в исследовании современных этнических проблем». С. 205-206

6. Плешков Е.О. Влияние всемирной компьютерной сети на процесс социализации современной молодежи// Проблемы социализации личности в контексте непрерывного професиио-нального образования: материалы Междунар. научн-практ. конф. Тамбов, 2014. С. 105-109

7. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ/ В.В. Радаев. «Социологические исследования», № 3, 2018. С. 15-33

8. Чалдышкина Н.Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119-124.

Political socialization of youth in the context of Russian political transformations (on the example of St. Petersburg students) Orlova O.Yu.

St. Petersburg State University The article analyzes the degree of youth participation in state political processes. The target group of the study is young people from 18 to 30 years old, two generations: generation Millennials and generation Z. Special attention is paid to the influence of modern Russian political processes on the socialization of generation Z, as a generation just entering adulthood. Based on the data of social Internet surveys, we studied the desires of young people in the field of political participation. Keywords: socialization, youth, politics, political socialization, generation Z

References

1. Sawyer S. The age of adolescence / The

Lancet "Child and adolescent health". 2018

2. Deryugin P.P. Standards and role models of

generation Y: regional sociodynamics / P.P. Deryugin, E.V. Kremnev, S.V. Kurapov, Shi I, A.E. Cancer. S. 127-138

3. Ignatova T.V. Political activity as the main

form of political participation of Russian youth / Political institutions, processes and technologies - P. 1-12

4. Korneev V.I., Yusupova D.M. The role of social networks in the socialization of youth // Socio-economic, socio-political and socio-cultural development of regions: materials of the Intern. scientific-practical Conf. 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation. M., 2013.S. 260-264.

5. Orlova O.Yu. Sociocultural Policy of St. Petersburg and Youth Identity / Materials of the All-Russian Scientific Conference with International Participation XI St. Petersburg Sociological Readings "Interdisciplinary Approach in the Study of Contemporary Ethnic Issues". S. 205-206

6. Pleshkov E.O. The influence of the global

computer network on the process of socialization of modern youth // Problems of personality socialization in the context of continuing professional education: proceedings of the Intern. scientific and practical. conf. Tambov, 2014.S. 105-109

7. Radaev V.V. Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis / V.V. Radaev. "Sociological Studies", No. 3, 2018. P. 1533

8. Chaldyshkina NN The pedagogical potentials

of virtual social networks in working with children and youth // Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2014. No. 3. S. 119-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.