Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
политическая система / президентализм / конституционные преобразования / Ассамблея (меджлис) / political system / presidentialism / constitutional reforms / Majlis (Assembly)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Роман Андреевич

В статье анализируется динамика политической системы Туркменистана в ходе конституционных преобразований с конца XX столетия по настоящее время. Отмечается широкий спектр полномочий президента, что подтверждается положением о невозможности изменения модели «президентализма». Анализ показал, что в Туркменистане укрепилась такая модель государственного правления, которую можно охарактеризовать как суперпрезидентскую республику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TURKMENISTAN IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL REFORMS: THE MAIN DEVELOPMENT TRENDS

The article analyzes the dynamics of the political system of Turkmenistan in the course of constitutional reforms from the end of 20th century to the present time. A wide range of powers of the president is noted, which is confirmed by the provision on the impossibility of changing the model of presidentialism. The analysis shows that Turkmenistan has strengthened such a model of government as a super-presidential republic.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

АЛЕКСЕЕВ Роман Андреевич — кандидат политических наук, доцент; доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; Alekseev. г555@таИ ги

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируется динамика политической системы Туркменистана в ходе конституционных преобразований с конца XX столетия по настоящее время. Отмечается широкий спектр полномочий президента, что подтверждается положением о невозможности изменения модели «президен-тализма». Анализ показал, что в Туркменистане укрепилась такая модель государственного правления, которую можно охарактеризовать как суперпрезидентскую республику. Ключевые слова: политическая система, президентализм, конституционные преобразования, Ассамблея (меджлис)

Весной 1992 г. после распада Советского Союза принимается Конституция Туркменистана, которая во многом схожа с действующими Основными законами стран Центральной Азии (Узбекистан и Казахстан), однако имеет отличные от конституций постсоветских государств особенности. Так, в отличие от конституций других бывших республик СССР, в туркменском Основном законе вводится институт президентализма с невозможностью изменения данной модели госуправления, что наложило отпечаток на дальнейшее конституционное развитие политической системы Туркменистана.

В ходе конституционных преобразований 1999 г. главу государства наделили правом занимать пост президента без ограничения срока. Введены минимальный (не моложе 40 лет) и предельно допустимый (не старше 70 лет) возраст для занятия поста главы туркменского государства. Данные конституционные новации позволили С. Ниязову (первому президенту Туркмении), назвавшему себя «отцом туркменского народа - Туркменбаши», пожизненно занимать пост президента. После его смерти в 2006 г. на основании решения Госсовета безопасности временно исполняющим обязанности президента становится Г. Бердымухамедов, в последующем победивший на досрочных выборах президента, состоявшихся в 2007 г. [Алексеев, Абрамов 2022: 79], с рекордным результатом в 89,23% проголосовавших избирателей.

Вплоть до конституционных преобразований 2016 г. одно и то же лицо могло избираться на высший пост Туркменистана сроком на 5 лет не более чем на 2 срока (данное требование не распространялось на первого президента Туркмении). В ходе президентских выборов 2012 г. при отсутствии серьезной политической конкуренции Г. Бердымухамедов переизбрался на второй срок с результатом 97,14% проголосовавших [Абрамов, Алексеев 2022: 59]. В 2017 г. конституционное предписание о невозможности для одного лица переизбираться на президентский пост более двух сроков было подкорректировано легислатурой Туркмении, что сделало возможным избрание действующего на тот момент главы государства на третий срок (при поддержке электорального корпуса в 94,27%), который был пролонгирован благодаря конституционным поправкам 2016 г. о продлении президентских полномочий с 5 до 7 дет. Из-за

2 0 2 4' 0 4

ВЛАСТЬ

259

ухудшения состояния здоровья Бердымухамедова им было принято решение в 2022 г. о добровольной отставке, а в качестве преемника был назначен его сын С. Бердымухамедов [Алексеев, Абрамов 2022: 79], одержавший убедительную победу на досрочных президентских выборах (с результатом в 72,97% избирателей)1. Фактически таким образом создан прецедент конституционного перехода власти от отца к сыну.

Наряду с институтом президента, выступающим ключевым властным актором в государстве, политические институты Туркменистана, реализующие властно-управленческие полномочия, представлены Кабинетом министров (правительство) и Ассамблеей (меджлис), состоящей из 125 парламентариев, т.е. однопалатным парламентом страны, структура которого неоднократно менялась. С момента ее создания и вплоть до 2008 г. она имела бикамераль-ную структуру (Милли Генгеш, состоящий из Халк Маслахаты и Меджлиса), однако в ходе реформ, инициированных Г. Бердымухамедовым, верхняя палата была упразднена, и вплоть до 2017 г. парламент республики был однопалатным. Затем было принято решение о возврате к системе, действовавшей до реформы 2008 г., однако в ходе реформы 2023 г. легислатура страны снова приобрела однопалатную структуру.

На протяжении длительного периода времени (выборы 1994, 1999, 2004, 2008 гг.) участие в парламентских выборах принимала лишь одна партия, правопреемница компартии - Демократическая партия Туркмении, созданная в 1991 г. и возглавляемая первым президентом С. Ниязовым. Она одерживала победу во всех избирательных кампаниях и получала монопольное право на распределение всех депутатских мандатов. Однако накануне парламентских выборов 2013 г. было принято решение допустить до участия в выборах другие политические партии, что позволило принять участие в парламентской гонке Партии промышленников и предпринимателей, Союзу женщин Туркменистана и ряду других партий. Правящей партией после парламентских выборов 2013 г. по-прежнему осталась Демократическая партия Туркменистана (получившая 47 мандатов), однако провести своих представителей в меджлис получили возможность Организация профсоюзов (33 мандата), Союз женщин (16 мандатов), Молодежная организация имени Махтумкули и Партия промышленников и предпринимателей, а также 7 независимых беспартийных кандидатов. Данная традиция была продолжена на парламентских выборах 2018 г. и 2023 г., в ходе которых представительство в парламенте Туркмении получили три партии: Демократическая партия, а также Партия промышленников и предпринимателей и Аграрная партия, что отчасти свидетельствует о процедуре демократизации избирательных практик в стране.

Ключевым властным актором в стране с начала 1990-х гг. и вплоть до настоящего времени остается президент, на основании конституционных положений выступающий не только главой государства, но и председателем кабинета министров (т.е. являющийся высшим должностным лицом). Президент Туркмении «проводит в жизнь конституцию и законы»2, отвечает за формирование и состав кабинета министров, определение политического курса страны. Все вышеперечисленные обстоятельства наглядно свидетельствуют, что, несмотря на проведенные конституционные преобразования,

1 Итоги президентских выборов. Доступ: https://tdh.gov.tm/ru/post/30682/itogi-prezidentskih-vyborov (проверено 07.04.2024).

2 Конституция Туркменистана (с изм. и доп. на 21.01.2023). Доступ: Ы^:// https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31337929&pos=241;-56#pos=241;-56 (проверено 10.04.2024).

направленные на создание многопартийной системы в ходе избирательных кампаний на парламентских выборах, Туркменистан по-прежнему остается государством, относящимся к суперпрезидентским республикам, о чем наглядно свидетельствует транзит власти от Бердымухамедова-старшего к Бердымухамедову-младшему в ходе президентской кампании 2022 г.

Список литературы

Абрамов А.В., Алексеев Р.А. 2022. К оценке траекторий трансформаций постсоветских политических систем. — Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Т. 28. № 3. С. 54-64. https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2023.3.5.

Алексеев Р.А., Абрамов А.В. 2022. Конституционно-правовое оформление постсоветских политических систем: сравнительный анализ. - СевероКавказский юридический вестник. № 4. С. 73-86. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-4-73-86.

ALEKSEEV Roman Andreevich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167;Alekseev.r555@mail.ru)

THE POLITICAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TURKMENISTAN IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL REFORMS: THE MAIN DEVELOPMENT TRENDS

Abstract. The article analyzes the dynamics of the political system of Turkmenistan in the course of constitutional reforms from the end of 20th century to the present time. A wide range of powers of the president is noted, which is confirmed by the provision on the impossibility of changing the model of presidentialism. The analysis shows that Turkmenistan has strengthened such a model of government as a super-presidential republic. Keywords: political system, presidentialism, constitutional reforms, Majlis (Assembly)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.