Научная статья на тему 'Политическая система китайской народной Республики: основные этапы и особенности развития'

Политическая система китайской народной Республики: основные этапы и особенности развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11004
1116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая система китайской народной Республики: основные этапы и особенности развития»

Д.А. Смирнов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Существующая политическая система КНР сложилась в результате победы народной революции 1949 г. В определении сущности государства в Китае используются два понятия: «государственный строй», характеризующий классовую природу Китайской Народной Республики как «социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян», и «политический строй», выражающий форму организации политической власти в КНР в виде собраний народных представителей.

Попытка осуществления «большого скачка» и искусственной «коммунизации» в конце 50-х гг., а затем десятилетие «культурной революции» во второй половине 60-х - первой половине 70-х гг. привели к свертыванию демократических начал в управлении страной. Восстановление в полной мере деятельности созданных ранее институтов власти произошло лишь в конце 70-х гг. со вступлением КНР под руководством Дэн Сяопина в эпоху проведения «социалистической модернизации».

Резкая смена вектора развития страны, ставшей на путь реформ, потребовала создания определенных политических условий. Весной 1979 г. Дэн Сяопин объявил, что коренной предпосылкой успешного проведения курса на модернизацию является следование четырем основным принципам: социалистическому пути, диктатуре пролетариата, руководству КПК и марксизму-ленинизму - идеям Мао Цзэдуна.

Содержание реформы политической системы изменялось в зависимости от конкретных задач каждого этапа проведения модернизации. Основные задачи этой реформы были сформулированы следующим образом: укрепление социалистического строя, развитие производительных сил социалистического общества, расширение социалистической демократии, мобилизация активности широких народных масс.

Указанные меры связывались с развитием социалистической демократии. При этом подчеркивалось, что Китай не мог следовать

советской модели социализма, тем более реформа политической системы в Китае не имела ничего общего с «либерализацией» по западному образцу, так как предоставление свободы слова и права на свободные выборы на основе реальной многопартийности и принятие принципа разделения трех властей, по словам Дэн Сяопина, в условиях Китая могло привести только к хаосу.

Существенным этапом политической реформы явилась инициированная Дэн Сяопином реформа системы регулярной государственной службы КНР, призванной заменить прежнюю директивную систему всеобщего централизованного распределения кадров. Эта реформа, разрабатывавшаяся в 80 - 90-е гг. Министерством кадров КНР, шла по линии формирования нормативно-правовой базы подбора и назначения кадров, где четко регламентировались подбор и назначение кадров (по результатам экзаменов), контроль, аттестация, смещение кадров, условия труда и т. д.

Обобщая взгляды Дэн Сяопина на реформу политической системы КНР, следует заметить, что последовательный курс на внедрение рыночных отношений в экономику не сопровождался столь же радикальными преобразованиями в политической системе. Содержание разрабатывавшейся им реформы политической системы сводилось не к демонтажу социалистического строя вслед за расширением либерализации экономики, а к совершенствованию существующего административно-политического механизма. Она проводится до настоящего времени таким образом, чтобы ее темпы отвечали потребностям реформирования экономики, не отставая от решения возникающих в связи с этим задач, но и не «забегая вперед», с учетом существующих объективных условий. По сути, именно в совмещении экономического либерализма с твердой авторитарной политической властью и заключается специфика китайского пути социалистической модернизации, проложенного Дэн Сяопином. В Китае учли опыт развала бывшего СССР, где процесс политической либерализации был фактически пущен на самотек и не подкреплялся формированием соответствующей экономической, социальной и законодательной базы.

После XV съезда КПК активизировалась реформа политической системы. Повысилась роль системы собраний народных представителей всех уровней (при отказе от копирования западной двухпалатной модели парламентской ветви власти). Внедрялся в жизнь принцип «управления государством на основе закона», которому обязалась следовать Коммунистическая партия Китая.

Была усилена законотворческая работа по совершенствованию существующей и созданию современной законодательной базы на центральном и местном уровне, а также приняты законы, связанные с реформой политической системы.

Расширялась система «низовой демократии» на предприятиях, в учреждениях, в деревне. Оптимизировалась структура и сокращались функции государственного аппарата до реально необходимого уровня. Был введен запрет на коммерческую деятельность в армии, полиции и всех государственных учреждениях. Партийная политика постепенно переводилась в плоскость государственной политики через законотворческую и иную деятельность в рамках системы собраний народных представителей. Усиливался контроль Всекитайского собрания народных представителей над работой правительства. Происходила определенная демократизация законодательства (в частности, была введена открытая состязательность в судах и т. д.). Усиливалась кадровая работа как в плане ужесточения контроля над руководителями всех рангов, совершенствования кадрового строительства (в частности, путем отбора служащих на работу в госучреждения путем проведения экзаменов), так и их обучения и воспитания; расширилось кадровое представительство демократических партий, беспартийных деятелей и национальных меньшинств в собраниях народных представителей и Народном политическом консультативном совете Китая на всех уровнях. Руководством страны были приняты масштабные меры по борьбе с коррупцией, разъедающей партийно-государственный аппарат.

Произошла существенная демократизация низовой системы самоуправления в деревне. Принятыми руководящими документами предусматривалось введение системы выборов населением деревенских старост, ранее, как правило, назначавшимися из числа секретарей деревенских ячеек КПК. Стала внедряться гласность в управлении деревней и демократизация системы управления и контроля.

Вместе с тем первый опыт внедрения элементов «низовой демократии» выявил ряд проблем: воздействие зажиточной верхушки деревни на исход голосования, влияние клановых традиций на формирование местных органов власти, проявление противоречий между деревенскими и уездными руководителями, между выборным самоуправлением в деревне и деревенскими партийными ячейками и т. п.

В основе идеологического обеспечения реформирования политической системы лежит установка на сохранение социально-политической стабильности в качестве неотъемлемой составной части триады «реформа, развитие, стабильность», составляющей суть проводимого руководством КНР курса на социалистическую модернизацию. Если реформа рассматривается в качестве движущей силы развития производительных сил, а развитие - как единственный путь постепенного решения социальных противоречий и обеспечения социально-политической стабильности, то стабильность рассматривается в качестве обязательного условия нормального хода развития экономики и проведения реформ.

Четвертое поколение руководителей во главе с Ху Цзиньтао воплощает собой новый тип руководителя и по уровню образования, и по среднему возрасту, и по способности улавливать дух времени. Ему приходится действовать в сложной обстановке, характеризующейся меняющейся социальной структурой китайского общества, что в условиях развития рыночных отношений неизбежно влечет за собой появление новых «групп интересов», тесно переплетенных с правящими элитами как на местном, так и на центральном уровне, и что, несомненно, будет влиять на расстановку сил в руководстве и на процесс выработки политических решений.

XVI съезд принял концепцию построения в Китае к середине нынешнего века общества «среднего достатка», предусматривающую увеличение ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран и завершение в основном модернизации. Существенную роль в решении поставленных задач должно сыграть дальнейшее совершенствование политической системы. Съезд определил в качестве приоритетных направлений развитие существующей системы собраний народных представителей и института многопартийного сотрудничества под руководством КПК, системы местного самоуправления, укрепление законности и правопорядка, совершенствование кадровой политики и развитие реформы кадровой системы.

После съезда был взят курс на усиление партийного строительства. В то же время на основе «научной концепции развития», нацеленной на согласованное развитие всех сфер жизни общества: экономики, социальной сферы, охраны окружающей среды, образования, науки и культуры, произошла очевидная корректировка реформ и общего вектора социально-экономического развития

страны в сторону приоритетного решения обостряющихся социальных проблем. Это усложняет управление страной, обусловливая необходимость серьезной перестройки и совершенствования деятельности правящей партии, привития ей иммунитета против коррупции и разложения, органически присущих рыночным отношениям.

В сфере управления обществом ставится задача мобилизации всех активных факторов на построение «гармоничного общества». Особое внимание уделяется регулированию интересов различных социальных слоев для обеспечения верховенства интересов всего народа и обеспечения социальной стабильности. Здесь особо выделяется задача повышения способности партии к «социальному строительству и управлению», то есть к социальной инженерии, умению работать со всеми социальными слоями и группами, создавая механизмы согласования их интересов и примирения противоречий. В конечном итоге программа создания «гармоничного общества» нацелена на регулирование интересов разных социальных слоев таким образом, чтобы не допускать социальных конфликтов и дальнейшего нарастания разрыва между двумя социальными полюсами.

В сфере международных отношений ставится задача анализировать ситуацию на научной основе, проводя государственную внешнеполитическую стратегию с учетом внутренней ситуации и создавая благоприятные международные условия для социально-экономического развития КНР, использовать благоприятные шансы и играть активную роль в регулировании международных проблем, исходя из задач реализации собственных государственных интересов, защиты суверенитета и национальной безопасности.

Цель проводимой в Китае реформы политической системы, в конечном счете, состоит в достижении ее соответствия существующей системе «социалистической рыночной экономики» и задачам ее дальнейшего развития. Вместе с тем рыночная экономика представляет собой вызов политической системе социализма. Отсюда главная особенность реформы политической системы в КНР: сохранение незыблемого руководящего положения КПК, взявшей на себя роль механизма регулирования социальных отношений и разрешения возникающих противоречий в обществе, роль стабилизирующей силы, без которой страна обречена на развал.

Важнейшее значение придается проведению административной реформы, направленной на трансформирование функций прави-

тельственных органов для осуществления ими более эффективного управления на всех уровнях. В апреле 2005 г. был принят новый Закон КНР о государственных служащих (после восьмилетней подготовительной работы, в том числе экспериментальной отработки его отдельных положений на центральном и местном уровне), который усовершенствовал сформировавшуюся в период проведения политики реформ и открытости в КНР кадровую политику, прежде всего в выведении на законодательный уровень существующих правовых норм, регламентирующих статус и работу госслужащих.

Осенью 2005 г. Государственный совет КНР опубликовал Белую книгу по вопросам демократизации политической системы в КНР1. Как отмечается в ней, основополагающий принцип проведения постепенной демократизации политической системы в Китае заключается в том, что «демократия в различных странах формируется внутри, а не навязывается извне»2. Судя по содержанию книги, в КНР по-прежнему категорически отвергается наличие некой единой для всех стран модели демократии по западному образцу. Существующая китайская модель рассматривается в качестве соответствующей специфике Китая модели демократического самоуправления, отвечающей реальному уровню социально-экономического и культурного развития китайского общества и обеспечивающей необходимые политические условия для выполнения главной задачи - долговременного устойчивого и всестороннего развития.

Сегодня в развитии реформы политической системы выделяются следующие положения:

- акцент на «народной демократии» прежде всего в плане расширения «политического участия населения» в рамках существующей политической системы. Здесь недопустимы как отставание от жизни, так и забегание вперед. Демократизация в Китае должна осуществляться не путем «слепого» подражания заимствованным образцам, а «последовательно», по мере прогресса в социально-экономическом развитии страны;

- акцент на лозунге «народ - хозяин» и повышение роли системы собраний народных представителей и Народного политического консультативного совета Китая, расширение демократических каналов обратной связи, расширение сотрудничества КПК с демократическими партиями, совершенствование механизмов

1 См.: Строительство демократии в Китае. Пекин, 2005.

2 Там же. С. 1.

демократического контроля, повышение эффективности механизмов политического участия и т. д.;

- акцент на усиление социальной справедливости (что, помимо обеспечения социальной справедливости и политической стабильности, должно, в частности, также продемонстрировать, что развитие экономики происходит в интересах всего народа, а не буржуазии);

- расширение местного самоуправления;

- акцент на «правление на основе закона», но с учетом китайской специфики, при которой судебная система в КНР не может быть полностью независимой, как на Западе, учитывая специфику Китая, где руководящей политической силой общества является Компартия (в свою очередь, действующая в рамках конституции);

- акцент на ограничение власти чиновников (чего не было в решениях предыдущего съезда).

Эти решения, подчеркивают китайские исследователи, направлены на обеспечение реального народовластия, в чем и состоит сущность социалистической демократии, поэтому западная модель демократии для Китая не подходит. Тем более что от способности власти обеспечивать интересы большинства народа прямо зависит поддержание социально-политической стабильности, гарантирующей устойчивое продолжение быстрого социально-экономического развития страны.

Все это помогает руководству КНР решать главную задачу -обеспечивать социально-политическую стабильность, без которой немыслимо осуществление грандиозной программы модернизации страны и построения общества среднего достатка в условиях возрастающей открытости Китая внешнему миру и все большего его втягивания в глобальные интеграционные процессы и конкурентную борьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.