Научная статья на тему 'Политическая природа государственной власти'

Политическая природа государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1312
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / STATE POWER / POLITICAL POWER / POWER RELATIONS / PUBLIC NATURE OF STATE POWER / UNITY AND SEPARATION OF POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напалкова Ирина Георгиевна

В статье рассмотрены проблемы определения понятия, природы, сущности и содержания государственной власти как разновидности социальной власти, аргументируется публичный характер ее властных полномочий. Автор акцентирует внимание на соотношении понятий государственной и политической власти, исследует проблему единства и разделения властей в современном российском государстве.The article is concerned with ways to define the notion, the nature, the essence and the contents of state power as a variety of social power. Its public nature is pointed out. Focused on the correlation of two notions, ‘state power’ and ‘political power’, the author also explores how the powers are united and separated in present-day Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая природа государственной власти»

УДК 340

DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-5

Напалкова Ирина Георгиевна,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69, e-mail: napalkova-ig@mail.ru

Napalkova, Irina G.,

Doctor of Law, Professor,

Head of Chair of Theory and History

of State and Law, Rostov State University

of Economics (RSUE),

69 Bolshaya Sadovaya St.,

Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation,

e-mail: napalkova-ig@mail.ru

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

POLITICAL NATURE OF STATE POWER

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены проблемы определения понятия, природы, сущности и содержания государственной власти как разновидности социальной власти, аргументируется публичный характер ее властных полномочий. Автор акцентирует внимание на соотношении понятий государственной и политической власти, исследует проблему единства и разделения властей в современном российском государстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная власть; политическая власть; властеотношения; публичный характер государственной власти; единство и разделение властей.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Напалкова И.Г. Политическая природа государственной власти // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7. № 1. С. 34-39. БОТ: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-5

ABSTRACT. The article is concerned with ways to define the notion, the nature, the essence and the contents of state power as a variety of social power. Its public nature is pointed out. Focused on the correlation of two notions, 'state power' and 'political power', the author also explores how the powers are united and separated in present-day Russia.

KEYWORDS: state power; political power; power relations; public nature of state power; unity and separation of powers.

FOR CITATION:

Napalkova, I.G. Political nature of state power. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 1. P. 34-39 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-20207-1-5

© И.Г. Напалкова, 2020

Власть представляет собой право и возможность одних субъектов распоряжаться и управлять другими, проявлять свою волю по отношению к другим, направлять их поведение с помощью таких средств, как авторитет, насилие, право и иные механизмы осуществления власти. Разновидностью социальной власти является политическая власть, которая сформировалась на определенном этапе развития властных отношений, когда возникло неравенство, противоположность интересов индивидов, разделение общества на управляющих и управляемых. Политическая власть формируется на основе интеграции воли многих индивидов и деятельности различных структур, на основе взаимосвязи индивидов, олицетворяющих власть, и организаций, с помощью которых данная власть реализуется. Категория «политическая власть» является более широкой по сравнению с категорией «государственная власть», поскольку политическая деятельность реализуется не только в рамках государства, но и с помощью других элементов политической системы (партий, движений, профсоюзов и иных организаций).

Государственная власть как разновидность политической социальной власти является важнейшим признаком государства, так как она способна обеспечивать жизнедеятельность общества, регулировать социальные отношения. В догосударственный период развития общества носителями власти являлись все представители взрослого населения сообщества (родовое собрание). Эта власть выражала интересы всего сообщества и не отделялась от него. С возникновением государства формируются специальные институты власти в виде органов государства; от общества отделяется особая группа людей для управленческих функций, которая приобретает политический характер и отчуждается от общества.

Государственная власть выражает волю тех социальных сил, которые стоят у власти, олицетворяют и представляют ее. Но даже в антагонистическом обществе государственная власть решает не только узкоклассовые задачи и выражает не только интересы господствующего класса; она может действовать в интересах государства и всего населения.

В научной литературе проблема определения понятия государственной власти носит

дискуссионный характер. Одни авторы в теоретическом аспекте рассматривают государственную власть как определенную функцию государства, другие характеризуют государственную власть как управление, основанное на принуждении. Общепринятым в современной науке считается определение власти как волевого отношения, выступающего в качестве властеотношения между властвующими и подвластными. Так, В.Е. Чиркин характеризует государственную власть «как власть, сформированную на основе социальной асимметрии в обществе, обусловленную потребностями управления им, как социальное волевое отношение, в котором одной стороной является особый политический субъект — государство, его орган, должностное лицо» [6, с. 16].

В отличие от частной власти (в семье, в коллективах) публичная власть осуществляется только на правовой основе. Действует государственная власть от имени всего общества, по его уполномочию (фактическому или юридическому, тому и другому, например, в результате выборов), хотя на практике не всегда представляет интересы всего общества, или представляет в одних отношениях и не представляет в других [7, с. 113]. Данная позиция соответствует положениям Конституции РФ (ст. 10), в которых государственная власть общепринято рассматривается как реализация властных государственных полномочий. Статья 18 Конституции РФ закрепляет положение, на основе которого власть ассоциируется с наличием органов государства, деятельность которых определяется провозглашенными в Конституции РФ правами и свободами личности.

Государственная власть обладает всеми признаками социальной власти, но имеет и свои специфические особенности, определяющие ее универсальность и всеобщность. Для определения понятия государственной власти необходимо исследовать основные признаки данного социального феномена. Анализ существующего законодательства и осуществления государственной власти способствует выявлению целого ряда основополагающих признаков данного явления.

Решение общесоциальных задач государственная власть осуществляет через государственные органы, используя при этом многочисленные способы и средства воздействия на

общественные процессы во всех сферах жизнедеятельности социума. Она обладает верховенством среди других видов социальной власти. Только государственная власть обладает аппаратом принуждения по отношению ко всему населению, проживающему на территории, подвластной данной государственной власти. Ситуация принуждения ставит подвластного в состояние выбора своих будущих действий на основе меньшего зла перед наступлением еще большего зла (в виде конкретного наказания). В демократических государствах должностные лица осуществляют принуждение на основе организованной силы государства в пределах, очерченных правом и в соответствии с законными процедурами. Следовательно, такое принуждение является не только государственным, но и правовым принуждением.

Государственная власть характеризуется суверенностью и верховенством, ее нормативные установления являются обязательными для всего населения, не подлежат контролю никакой другой властью и обеспечивают возможность независимо и самостоятельно принимать решения по любым вопросам деятельности государства. В условиях демократического государства государственному суверенитету предшествует суверенитет народа, который носит первичный характер по отношению к государственному суверенитету.

Государственная власть носит публичный (общественный) характер, так как осуществляет руководство обществом. Только государственная власть становится силой, способной выразить интересы и потребности общества и аккумулировать их в единой государственной воле. Государственная власть реализуется специально уполномоченными субъектами, образующими соответствующую систему. Государственные органы, учреждения и должностные лица в соответствии с правовыми установлениями государства реализуют его основные функции [5, с. 69]. Механизм государства образует систему органов, осуществляющих государственно-властную деятельность. Система органов государственной власти характеризуется наличием органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В современных условиях данная система дополняется ветвями государственной власти, которые не входят в классическую систему разделения вла-

стей. В Российской Федерации органами, расширяющими классическую систему разделения властей, становятся контрольно-надзорные органы и органы Администрации Президента РФ. Теоретические предпосылки для создания органов государства, не входящих в систему теории разделения властей, были разработаны Ш. Монтескье. Он полагал, что принцип разделения властей должен формироваться на основе единства двух элементов: разделения властей и системы сдержек и противовесов.

Государственная власть реализуется во всех сферах жизнедеятельности социума, способна выражать интересы всего населения и распространяться на все многогранные аспекты общественной жизни в различных ее проявлениях, определяющих формальную определенность осуществления государственной власти. Они приобретают важнейшее значение в условиях развития гражданского общества и правового государства. Форма упорядочивает содержание, закрепляет его на определенном этапе и способствует его дальнейшему совершенствованию.

Государственная власть обладает монопольным правом на издание законов и других нормативных установлений юридического характера, имеющих обязательный характер не только для населения, но и для самого государства, ограничивающих государственную власть. Как отмечает Г.В. Мальцев, власть представляет собой стержень политики и права; через власть обеспечивается их единство [3, с. 419].

Важнейшим конституирующим признаком государственной власти является ее единство, означающее наличие единой власти государства, построенной на единых принципах организации и деятельности. Все органы государственной власти руководствуются едиными обязательными для всех его звеньев целями, задачами и правилами, обеспечивающими социальное единство общества. Принцип единства государственной власти распространяется на все три ее ветви — законодательную, исполнительную, судебную, а также на органы местного самоуправления, которые не включаются в систему российской государственной власти, но действуют в рамках российской конституции и российских законов. Органы местного самоуправления формируются теми же гражданами, которые принимали Конституцию Россий-

ской Федерации, делегируют представителей в органы законодательной власти, осуществляют свою деятельность в соответствии с теми же принципами, на основе которых функционирует деятельность государственного аппарата. В условиях федеративного государства, несмотря на определенную самостоятельность субъектов федерации, их органы не выходят за рамки единства государственной власти, так как они являются составной частью организационно-правового, иерархического единого механизма государственной власти.

Совокупность определенных признаков, аксиом государственной власти сформулировал И.А. Ильин. Он полагал, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия; в пределах каждого политического союза власть должна быть едина; власть должна осуществляться «лучшими людьми»; власть должна преследовать общие интересы; программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы; власть принципиально связана распределяющей справедливостью [2, с. 369-376].

Государственная власть в условиях формирования правового государства должна эффективно взаимодействовать в решении общественных задач с иными видами публичной власти на основе сотрудничества различных субъектов политической системы. Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функций государства в различных сферах государственной жизни: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной [1, с. 29].

Основной целью осуществления государственной власти в правовом демократическом государстве является повышение благосостояния населения. В разные исторические эпохи могут преобладать соответствующие цели государственной власти. Цели, задачи, методы государственной власти представляют собой многоаспектные группы признаков и свойств власти, обусловленных многообразием существующих властей в разных государствах в различные периоды исторического развития. Множество научных определений понятия государственной власти связано с вариативностью самого термина и возможностью его неоднозначного толкования. Существует различие и в методологических подходах к пониманию

государственной власти, и различие государственно-правовых идеологических установок в различные периоды истории.

Таким образом, государственная власть представляет собой совокупность властных полномочий публичного характера, осуществляемых государственными органами, должностными лицами государства, воздействующими на различные сферы социальной жизни определенными средствами и методами в целях совершенствования общества и повышения его благосостояния.

Выявление признаков, свойств, определения государственной власти, позволяет выделить ее основные структурные элементы: субъект власти; объект власти; содержание власти; средства и методы осуществления власти; ресурсы власти [4, с. 74-77].

Субъект государственной власти является ее непосредственным носителем, главным направляющим началом, предписывающим правила поведения конкретным объектам государственной власти. Субъектом государственной власти могут быть социальные, национальные общности, классы, народ, нации, государство и его органы, должностные лица. Субъект подчиняет своей власти объект, иначе власть перестает существовать. Власть и подчинение имеют различные мотивы, определяемые авторитетом, силой, привычкой и иными факторами. Сила власти представляет собой возможность осуществления принуждения и основывается на страхе подвластных перед угрозой санкций. С течением времени страх ослабевает и может перестать быть мотивом к подчинению предписания. Привычка повиноваться является более устойчивым мотивом и может действовать до тех пор, пока подвластные признают и уважают государственную власть. Интерес является наиболее устойчивым мотивом подчинения власти, так как личная заинтересованность способствует добровольному исполнению предписаний государственной власти и делает излишней применение санкций. Убеждение является важнейшим мотивом подчинения государственной власти, так как базируется на более высоких ценностных ориентациях, чем личный интерес. К таким ценностям относят: патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные и другие духовные ценности. Авторитет государственной власти осно-

ван на взаимной заинтересованности субъекта и объекта власти, на высокой оценке, уважении существующей власти.

Объектом государственной власти выступают: подданные, граждане государства, их объединения, классы, социальные группы и общество в целом. В современном демократическом государстве объект и субъект государственной власти совпадают, а в недемократическом обществе разграничены противоположными интересами и могут находиться в противоборствующем состоянии.

Содержание государственной власти (вла-стеотношения) — важнейший структурный компонент государственной власти. Власте-отношения предполагают навязывание воли властвующего подвластным, характеризуют руководство им объектом власти в целях выполнения определенных задач, стоящих перед обществом.

Государственная власть реализуется путем использования методов принуждения, убеждения, имеет монопольное право на применение легализованного насилия в виде мер государственного правового принуждения.

Ресурсы государственной власти — это совокупность условий и факторов, способствующих осуществлению государственной власти. Имеются различные классификации ресурсов власти. По их зависимости от важнейших сфер общественной жизни выделяют экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые ресурсы.

Экономические (материальные) ресурсы представляют собой совокупность созданных материальных ценностей, составляющих экономическую основу общества и государственной власти. Государственная власть, используя экономические ресурсы, стремится к достижению устойчивости в сфере экономики, осуществлению ее регулирования и контроля.

Социальные ресурсы формируют социальную основу государственной власти, обеспечивающую разрешение социальных проблем, межклассовых, межнациональных, межличностных конфликтов в целях гармонизации общественных отношений.

Культурно-информационные ресурсы включают в себя знания, информацию, с помощью которых государственная власть осуществляет

воздействие на общество. Особое значение приобретают историческая память, опора на национальные, культурные ценности и традиции.

Идеология как совокупность идей, политических лозунгов, программных документов, концепций является важнейшим ресурсом, приобретает особое значение как ресурс государственной власти. На основе идеологии государственная власть аргументирует свою политику, достигает легитимности своей власти.

Силовые ресурсы представляют собой армию, полицию, суд, прокуратуру, органы безопасности и иные правоохранительные ресурсы, задачами которых являются: обеспечение контроля деятельности общества; установление законности и правопорядка; реализация защиты прав человека; защита государственной власти.

Наличие основных ресурсов государственной власти способствует ее сохранению, эффективному выполнению возложенных на власть государственных функций. Любая власть, формируемая обществом, проявляется в деятельности соответствующих субъектов, а государственная власть — в деятельности его органов и должностных лиц, то есть в функциях государства при помощи определенных средств, форм и методов их осуществления. Принятие решений государственной властью различается по форме и по содержанию деятельности ее органов, обязанных исполнять принятые решения, проводить надзор над их исполнением и принимать меры в случаях их неисполнения.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены цели и задачи формирования подлинно демократической государственной власти, принадлежащей суверенному многонациональному народу России. Государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения ее ветвей, их взаимодействия при использовании заложенной в Конституции Российской Федерации системы сдержек и противовесов. Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые в современных условиях дополняются президентской и контрольно-надзорной властью. Система сдержек и противовесов означает конструктивное взаимодействие ветвей государственной власти, их

координированность и согласованность в процессе реализации государственно-властных компетенций.

Система сдержек противовесов способствует предотвращению возможного произвола какой-либо ветвью власти, чрезмерному сосредоточению властных полномочий в каком-либо государственном органе. Разделение властей, как основополагающий принцип правового государства, призван обеспечить: верховенство закона, подчинение государственной власти обществу, контроль ее действий; создание условий для реализации прав и свобод личности. Разделение государственной власти на ветви не противоречит принципу единства государственной власти. Ветви государственной власти сочетаются в условиях демократических режимов современных государств. Демократическая государственная власть использует формы непосредственной, представительской, президентской демократии, для осуществления власти народа Российской Федерации.

Таким образом, государственная власть обладает всеми признаками социальной власти, но характеризуется определенными особенностями. Распространяя свое воздействие на все население государства, она приобретает универсальный характер, обладает признака-

ми публичности, суверенности, представляет собой совокупность властных полномочий. Государственная власть представляет собой социальное волевое отношение, в котором одной стороной выступает государство, его орган, должностное лицо. Действуя от имени всего общества, по его уполномочию, реализуя основные функции государства, государственная власть в процессе своего формирования и функционирования приобретает политический характер, в решении общественных задач эффективно сочетается с иными видами публичной власти на основе взаимодействия различных субъектов политической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / под ред. Р.А. Ромашова. М., 2005.

2. Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006.

3. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2007.

5. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий курс. М., 2001.

6. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государ-ствоведения. М., 1994.

7. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.