удк 329(4/9) О.А. Старков
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФРАНЦУЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ФРОНТА КАК ФАКТОР РОСТА ВЛИЯНИЯ УЛЬТРАПРАВЫХ ПАРТИЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Определен феномен политического успеха праворадикальной партии «Французский национальный фронт» (ФНФ), проведен анализ программы действий, предпринятых руководством ФНФ для достижения успеха в изменившихся политических условиях в стране и на общеевропейском уровне. Исследована актуальная проблема активного заимствования положительного опыта ФНФ британскими партиями правого направления и лидерами других правых партий Европы в рамках Альянса европейских национальных движений. Выявлены особенности современной политической борьбы во Франции. Использованы данные не переводившихся на русский язык монографий и публикаций зарубежных исследователей, материалы сетевых ресурсов. Дан анализ процесса трансформации ФНФ из небольшой политической группы в респектабельную партию, определена ведущая роль Национального фронта в ходе интеграции ультраправых партий Западной Европы. Статья представляет научный интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, интересующихся указанными проблемами.
Ключевые слова: крайне правые, национализм, ультраправые, Ле Пен, Французский национальный фронт.
O.A. Starkov
POLITICAL PRACTICES OF THE FRENCH NATIONAL FRONT AS A GROWTH FACTOR OF FAR RIGHT PARTIES INFLUENCE
IN WESTERN EUROPE
The paper identifies the phenomenon of political success of the right-wing party «French National Front» (FNF), analyzes the action plan taken by the leadership of FNF for success in the changed political conditions in the country and at the Pan-European level. The author examines problems of active borrowing of positive FNF experience by British right-wing parties and leaders of other right-wing parties in Europe in the framework of the Alliance of European national movements. The paper shows the features of contemporary political struggle in France. Data from monographs and publications by foreign researchers which have not been translated into Russian as well as materials from Internet sources is used. The analysis of the transformation of FNF from a small political group in a respectable party is given; the leading role of the National Front in the integration of ultra-right parties in Western Europe is shown. The paper is of scientific interest to students and teachers interested in these issues.
Key words: right-wing nationalism, far right, Le Pen, the French National Front.
В конце XX - начале XXI вв. резко усиливаются мировые процессы политической, экономической глобализации и социальной интеграции. В этот период многие политические организации налаживают взаимодействие на межгосударственном уровне для совместной координации действий и решения общих проблем. Националистические партии приветствуют такую идею европейской интеграции, так как она более способствует повышению политического авторитета, чем активность на региональном уровне. Руководители партий различных идеологических направлений стремятся придать организациям межнациональный характер, выработать общие идейнополитические принципы и установки, направить усилия на консолидацию и координацию действий на международном уровне. В данной статье необходимо рассмотреть актуальные проблемы, связанные с процессами интеграции правых партий Европы, провести комплексный анализ причин изменений в политике такой партии, как Французский национальный фронт (ФНФ), оценить результаты действий, предпринятых руководителями партии.
В интеграционные процессы особенно активно включились праворадикальные политические силы Западной Европы. Ярким примером практической реализации намерений ультраправых объединить усилия в борьбе с общими, «глобальными» проблемами явилось соглашение лидеров влиятельных праворадикальных партий о создании общего наднационального координирующего центра. С инициативой создания альянса выступили активисты Французского национального фронта, одного из наиболее успешных политических формирований ультраправого толка послевоенного периода.
29 октября 2009 г. в Будапеште был организационно оформлен Альянс европейских национальных движений (Alliance of European National Movements). В новую организацию вошли Французский национальный фронт, партия «За лучшую Венгрию» (у обеих партий в настоящее время есть по три представителя в Европарламенте) и три партии, имеющие представителей в национальных законодательных собраниях, - Бельгийский национальный фронт, итальянская партия «Трехцветное пламя» [15] и шведские национал-демократы. Вскоре, 12 ноября 2009 г., к Альянсу присоединилась и Британская национальная партия (БНП).
Следует отметить, что лидеры праворадикальных партий Европы задолго до создания Альянса рассматривали варианты налаживания сотрудничества именно с Французским национальным фронтом как с одной из самых влиятельных и успешных партий ультраправого толка. Поэтому умелое использование накопленного опыта французских ультраправых, прошедших путь от малочисленной полумаргинальной профашистской группировки до серьезной и респектабельной партии, стало одной из составляющих дальнейшего политического успеха ультраправых Европы [19].
Рассмотрим, какие эффективные методы и средства помогли Французскому национальному фронту достичь успеха в борьбе за место на политической арене и голоса избирателей.
В рамках заявленной проблемы, чтобы объяснить феномен подъема популярности и дальнейшего укрепления позиций ФНФ, необходимо определить причины изначально низких результатов партии на президентских
и парламентских выборах и рассмотреть принципы реформирования Национального фронта.
Французский национальный фронт был образован в 1972 г. и поначалу не представлял серьезной политической силы. На президентских выборах 1974 г. лидер партии Жан-Мари Ле Пен набрал только 0,7% голосов. Такие результаты были обусловлены прежде всего негативным имиджем партии, которая выглядела в глазах избирателей откровенно националистической и даже неонацистской, так как значительная часть ее активистов состояла ранее в партии «Новый порядок» (Ordre Nouveau) - милитаристской националистической организации революционного толка [3, p. 14].
В рядах партии на тот момент, помимо неофашистов, состояли также пужадисты (националисты), активисты ультраправой организации «Клуб “Орлож”» (Club de l'Horloge) [16] и участники националистической группировки «За французский Алжир» [5]. В исполнительном комитете партии наряду с активистами «Нового порядка»: Франсуа Брине, Алэном Робэром и Франсуа Дюпра
- заседали Роджер Холлэиндрэ, участник террористической группировки « Секретная армейская организация» [17] - OAS [7, p. 141], и Пьер Буске, коллаборационист времен вишистской Франции и ветеран «Ваффен-СС» [2, p. 101]. Такие факты негативно настраивали избирателей и отрицательно влияли на репутацию партии.
В связи с этим следует упомянуть о том, что в политической программе Национального фронта в середине 1970-х гг. присутствовали элементы фашистских, марксистских и пужадистских [18] идей. Например, нежелание видеть выходцев из стран третьего мира в качестве граждан Франции сочеталось с марксистским лозунгом о непримиримой борьбе с крупным капиталом, «угнетателем и эксплуататором французского народа» и националистическими призывами к принятию жестких мер в отношении иммигрантов ( таких как защита мелкой торговли и мелких собственников). Указанные программные положения привели к провалу ФНФ на выборах 1974 г.
Низкие результаты на выборах 1974 г. заставили лидеров и рядовых членов Национального фронта задуматься о необходимости реформирования партии с целью создания образа серьезной, респектабельной политической организации, имеющей актуальную политическую программу, приемлемую для демократического общества.
Сторонник умеренного течения крайне правых, Ле Пен выдвинул идею отказа от имиджа революционноэкстремистской группировки, продолжающей дело партии «Нового порядка». Именно по этому вопросу в 1973
- 1974 гг. в руководстве ФНФ возник раскол между Ле Пеном и ветеранами «Нового порядка». В результате партию покинули наиболее ярые сторонники революционно-радикальных мер: Франсуа Брине и Ален Робэр создали собственную «Партию новых сил» [19].
Франсуа Дюпра, один из последних лидеров « Нового порядка», оставшихся в исполнительном комитете после 1974 г., погиб при взрыве автомобиля 18 марта 1978 г. при невыясненных обстоятельствах. Ответственность за убийство взяла на себя так называемая Еврейская революционная группа, объясняя это антисемитскими взглядами Дюпра, который отрицал Холокост [12, p. 253]. Следует отметить, что исполнители этого теракта так и
не были найдены. После гибели Дюпра влияние ветеранов в партии «Нового порядка» постепенно уменьшалось, что в конечном счете позволило Ле Пену провести реформу партийной идеологии, отказавшись от идей революционного национализма.
Следующим шагом по модернизации «облика» партии и отказу от имиджа «профашистской» организации стало привлечение к сотрудничеству с ФНФ солидари-стов, известных своими антифашистскими настроениями. Лидеры партии Ле Пен и Роджер Холлэиндрэ одобрили введение в руководство Национального фронта лидера «Союза солидаристов» [20] Жана-Пьера Стирбуа [9, p. 36]. В 1981 г. Ж.-П. Стирбуа был назначен на пост генерального секретаря Национального фронта, что демонстрировало постепенное изменение идеологии ФНФ в сторону «умеренных» правых.
Усилия по формированию нового имиджа партии не пропали даром, и в начале 1980-х гг. популярность Национального фронта значительно выросла. В 1983 г. Ле Пен был избран в местный совет Парижа от 20-го округа, получив 11% голосов [12, p. 253]. В октябре генеральный секретарь НФ Ж.-П. Стирбуа победил на местных выборах в городе Дре, набрав 16,7% голосов. На выборах в Европарламент в 1984 г. Национальный фронт получил 10 мест из 81 [11, p. 180].
В 1985 г. Национальный фронт набрал на кантональных выборах 8,8% голосов, а в 1986 г. партия получила 35 мест в Национальном собрании. Партия стала третьей по численности, обойдя Коммунистическую партию Франции [3, p. 16]. На региональных выборах, прошедших в том же году, НФ получил 137 мест и добился избрания представителей в 21 регион из 22 [12, p. 276]. Руководители партии ставили все более амбициозные задачи.
В 1987 г. Ле Пен начал подготовку к президентским выборам 1988 г. Примечательно, что его предвыборная кампания началась с проведения ряда агитационных мероприятий в приморских городах от Аяччо до Дюнкерка. В своих выступлениях перед аудиторией Ле Пен позиционировал себя как народный представитель, выступающий против так называемой банды четырех партий. К политическим противникам ФНФ Ле Пен относил республиканцев, демократов, коммунистов и социалистов [12, p. 220]. В глазах общественности Ле Пен стремился предстать в образе «народного заступника», ставшего «изгоем» на политической арене Франции, политического отверженного, носителя альтернативного «третьего пути», отличного от капиталистического и социалистического.
В то же время в политической риторике Ле Пена преобладала идея «национальной предпочтительности» (Preference nationale). Эта идея была взята у примкнувших к партии идеологов «Новых правых» и «Клуба “Ор-лож”» и переработана Ле Пеном перед предвыборной кампанией [12, p. 220]. Согласно данной концепции коренные французы должны обладать приоритетом при предоставлении рабочих мест, жилья, права на образование и прочие социальные блага. В результате на президентских выборах 1988 г. Ле Пен получил 14,37% голосов избирателей. Из этого следует, что идея «третьего пути», отличного от капитализма и социализма, вместе с концепцией национальной предпочтительности получила признание определенных слоев населения, которые снова поддержали Национальный фронт в 1989 г. на
выборах в Европарламент. Партия Ле Пена набрала 11,7%, получив 10 мест в Европарламенте, и уступила лишь демократам и социалистам.
В 1990-е гг. Национальный фронт стабильно удерживал завоеванные позиции, постепенно увеличивая число избирателей, приобретая новых активистов и последователей. В 1992 г. на региональных выборах Национальный фронт получил уже 239 мест [14, р. 111].
Феномен успеха ФНФ в 1980-е гг. и стабильное увеличение числа избирателей в 1990-е гг. можно объяснить рядом факторов. Во-первых, большое значение имела антииммигрантская риторика партии, которая в 1970-е гг. была непопулярна, однако спустя несколько лет уже пользовалась успехом у избирателей по следующим причинам. В начале 1980-х гг. во Франции стремительно росло число иммигрантов, многие из которых приехали в бывшую метрополию нелегально. Известно, что основной поток иммиграции шел из бывших французских колоний, стран Магриба - Алжира, Марокко и Туниса, где в переходный период сложилась непростая политическая и экономическая ситуация. Помимо поиска работы за границей, все чаще причиной прибытия иммигрантов становилось «воссоединение семей», т.е. приезд многочисленных домочадцев к ранее переехавшим во Францию главам семей.
В 1980 г. во Франции насчитывалось 3,7 млн иммигрантов, из них 21% составляли выходцы из Алжира, 8%
- из Марокко и 4% - из Туниса. В 1983 г. общая численность иммигрантов уже составляла 4,5 млн человек, из них алжирцев насчитывалось 777 тыс., марокканцев -519,4 тыс., тунисцев - 215 тыс. [1, с. 16]. Приезжие из стран Магриба концентрировались в крупных промышленных городах, особенно на юге Франции. Многие иммигранты не смогли или не захотели интегрироваться в культурную, экономическую и правовую жизнь страны, что привело с середины 1970-х гг. к участившимся конфликтам с коренным населением. Сложившаяся ситуация в некоторых случаях усугублялась массовыми столкновениями и погромами. Чаще всего очагами конфликтов становились окраины и пригороды крупных городов юго-запада Франции, таких как Марсель (департамент Бюш-дю-Рон), Лион (департамент Рона), Тулон (департамент Вар), Ницца (департамент Приморские Альпы) и т.д. Одним из первых крупных конфликтов стал погром в Марселе в 1973 г., унесший жизни 11 алжирцев [6, р. 112]. В 1980-х гг. в названных регионах обстановка осложнилась массовыми беспорядками, в которых участвовали представители нового поколения иммигрантов, выросших во Франции. Наиболее известными стали столкновения в Висенье (пригород Лиона) в 1981 и 1983 гг., случаи в Вольс-ан-Велен в 1981 и 1990 гг. [13, р. 67]. Столкновения сопровождались массовыми драками, поджогами и убийствами, что вело к усилению негативного отношения к иммигрантам со стороны местного коренного населения названных регионов.
Именно голоса избирателей из юго-западных и северо-восточных департаментов Франции во многом способствовали успеху Ле Пена в ходе президентских выборов 1988 г., когда он занял 4-е место и получил 14,37% от общего числа голосов. Именно на юго-западе страны Ле Пен добился максимальных результатов: в департаменте Приморские Альпы - 24,23% (в Ницце - 25,92%); в департаменте Буш-дю-Рон - 26,39% (в Марселе -
28,34%; больше, чем у республиканца Ширака и демократа Барра); в департаменте Нижний Рейн - 21,93%; в департаменте Верхний Рейн - 22,15%; в департаменте Восточные Пиренеи - 20,52%; в департаменте Рона
- 18,03%; в департаменте Воклюз - 23,15%; в департаменте Вар - 25,08%; в департаменте Гард - 20,58% [12, р. 141] от общего числа голосов.
В некоторых городах Ле Пен получил абсолютное большинство, обойдя всех конкурентов: в городе Оранж (департамент Воклюз) он набрал 27%, в приморских городах Витроль и Мариньян - 29,7% и 33,77% соответственно.
В ходе следующих президентских выборов 1995 г. Ле Пен не только закрепил свой успех в тех же округах, но и приобрел сторонников в других департаментах. Помимо стабильных результатов в департаменте Воклюз (23,12%), Вар (22,35%), значительно увеличилось число избирателей Национального фронта в департаменте Нижний Рейн - 25,83%; в департаменте Верхний Рейн
- 24,8%; в департаменте Мозель (с 19,90% до 23,82%). Значительную поддержку ультраправые обрели в департаменте Луара (21,09%) [12, р. 253].
Результаты президентских выборов 2002 г. являются пиком карьеры Ле Пена. Преодолев первый тур выборов, в ходе которых он получил 16,86% голосов, он занял 2-е место, набрав во втором туре 17,79%. Как и на предыдущих выборах, наибольшую поддержку лидеру правых снова оказали юго-западные и северо-восточные департаменты: Верхний Рейн - 23,4%; Нижний Рейн -23,5%; Гард - 24,9%; Мозель - 23,7%; Приморские Альпы - 26%; Вар - 23,5%; Буш-дю-Рон - 22,4%; Воклюз
- 25,8% [12, р. 183].
Анализ результатов электоральной географии президентских выборов 1988, 1995 и 2002 гг. показывает, что Жан-Мари Ле Пен и возглавляемый им Национальный фронт стабильно увеличивали влияние среди избирателей крупных городов, распложенных на юго-западе и северо-востоке страны, центров сосредоточения иммигрантов, где ранее имели место конфликты и беспорядки на национальной почве.
Отметим, что негативное отношение к иммигрантам начало проявляться в среде коренного населения Франции с конца 1970-х - начала 1980-х гг. При этом значительную роль играл экономический фактор. Стремительный рост безработных, начавшийся в связи с нефтяным кризисом середины 1970-х гг. и усилившийся в начале 1980-х гг. в связи с экономическим кризисом, достиг своего пика в 1981 г., превысив планку в 2 млн человек. Кризис и безработица ударили в основном по отраслям металлургии, горнодобывающей промышленности, строительству и автомобилестроению. Именно в этих отраслях иммигранты конкурировали с коренным населением. Кризис и безработица породили ряд негативных последствий, в том числе рост преступности среди иммигрантов, не способных найти работу в связи с кризисом в промышленности. Кроме того, приезжие вызывали все большее раздражение у французов, многие из которых считали, что иммигранты создают конкуренцию за рабочие места.
Антииммигрантская тема стала основной составляющей политической программы Ле Пена. Безработица, вызванная экономическим кризисом, в речах ультраправых напрямую связывается с численностью прибыв-
ших иммигрантов. Приобретает популярность лозунг, выдвинутый Ле Пеном в 1985 г.: «Если есть 2,5 млн безработных, значит, есть лишние 2,5 млн иммигрантов» [8, р. 219]. Одновременно с этим Ле Пен проводит четкое различие между категориями иммигрантов, отмечая, что «необходимо отличать иностранцев европейского происхождения, которые легко могут интегрироваться, и выходцев из стран третьего мира, которым трудно ассимилироваться в силу большой численности и особенностей религии и культуры» [12, р. 213].
В трактовке Национального фронта иммиграция и иммигранты являлись первопричиной наиболее острых социальных проблем, в том числе безработицы и роста преступности. Ле Пен, указав на «неоспоримую связь иммиграции и политической нестабильности» [6, р. 158], напрямую соединил последствия иммиграции с угрозой национальной безопасности. В качестве доказательства данного утверждения Ле Пен организовал в партийной газете «Национальный еженедельник» публикацию обзоров преступлений, совершенных иммигрантами. В результате некорректной подборки фактов у читателя создавалось превратное впечатление о ситуации в стране, так как количество преступлений иммигрантов публиковалось без сравнения с числом правонарушений, совершенных коренными французами.
В то же время Ле Пен следовал правилам политкорректности, без учета которых невозможно участвовать в легальной политической борьбе [22]. Лидер ФНФ подчеркивал в своих речах, что ультраправые стремятся «не избавиться от арабов, а оказать помощь безработным» [4, р. 241]. Чтобы не прослыть расистской партией, Национальный фронт использовал в официальных документах и выступлениях такие термины, как «нелегальная» и «неконтролируемая» иммиграция. Стремясь привлечь слои законопослушных граждан, а не полу-маргинальные круги, Ле Пен апеллировал к «законности». Именно противодействие незаконной, «нелегальной» иммиграции становится одной из главных задач Национального фронта. В риторике Ле Пена можно отметить двойной стандарт: выступая против «нелегальной» иммиграции, ультраправые собирались ввести жесткие квоты на прием «легальных» иммигрантов и при этом практически полностью запретить въезд из стран третьего мира. В отношении к уже проживающим во Франции иммигрантам партийная стратегия строилась с определенным подтекстом. Определив депортацию приоритетным направлением в иммигрантской политике, авторы программы партии допускали исключения для небольшой части приезжих, ставших « настоящими французами при условии, что они воспитаны на ее культуре, считают Францию своей родиной, живут по ее законам, обычаям и ставят интересы ее жителей выше всех остальных интересов» [10, р. 110]. Понятно, что эти условия были практически невыполнимы для подавляющего большинства вновь приехавших. Они не стремились к усвоению европейской культуры поведения и соответствующих правовых и гражданских норм, что не позволило последующим поколениям иммигрантов успешно интегрироваться в городскую субкультуру европейских стран.
Стратегия Национального фронта, предусматривающая последовательную линию на трансформацию небольшой полумаргинальной политической группиров-
ки в респектабельную партию, обеспечила повышение политического влияния и способствовала привлечению новых избирателей. Активисты ультраправых партий Западной и Восточной Европы стремились повторить успех ФНФ. Одним из первых оценил пользу взаимодействия правых партий на международном уровне лидер Британской национальной партии Ник Гриффин. Именно Гриффин, возглавив БНП в 1999 г., взял курс на постепенное идеологическое сближение с Национальным фронтом, стремясь перенять определенные идеи и навыки политической стратегии. Ник Гриффин, приняв на вооружение демократические методы борьбы Национального фронта, сумел поднять престиж БНП и добиться определенных успехов на выборах. Возвышение Британской национальной партии в последнее десятилетие способствовало стремлению ультраправых к международному сотрудничеству и обмену опытом. Все увереннее налаживались процессы межпартийного взаимодействия. Убедительным примером интеграции явилось решение о создании организации европейских националистических партий - ЕвроНата (ЕигоЫаГ), принятое Конгрессом Национального фронта в Страсбурге
30 марта 1997 г. В организацию вошли националистические партии Франции, Бельгии, Венгрии, Румынии, Сербии, Словакии, Швеции, Испании, Греции и Италии. Позже к ним примкнули ультраправые партии Чехии, Нидерландов и Британии. В 2009 г. появился более крупный союз - Альянс европейских национальных движений.
Успешная интеграция Национального фронта в политическую систему Франции, связанная с принятием правил легальной политической борьбы, способствовала усилению влияния среди определенных кругов населения страны. Большое значение для достижения успеха имели использование руководством ФНФ особенностей внутриполитической обстановки, выдвижение понятных и внешне политически корректных лозунгов и целей, маскировавших антииммигрантскую направленность партийной программы.
Позднее многие европейские партии правого толка на практике применили методы ФНФ к политическим условиям своих стран и смогли добиться неплохих результатов, прежде всего улучшили свой имидж в глазах избирателей.
Достигнутые результаты заставили правых задуматься о дальнейшей координации партийной работы и об углублении интеграции в рамках Альянса европейских национальных движений.
1. См.: Морозов Д.Ю. Североафриканская иммиграция во Франции // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2009. № 210.
2. См.: Atkins A. Encyclopedia of modern worldwide extremists and extremist groups. Greenwood Publishing Group, 2004.
3. См.: Betz H.-G. Radical right-wing populism in Western Europe. London: Macmillan, 1994.
4. ClosetF. La Grande Manip. P., 1990.
5. См.: Davies P. The extreme right in France, 1789 to the present: from de Maistre to Le Pen. Oxford, 2002; Flockton C. France. Paul Chapman Publishing Ltd. 1989; Davies P. The National Front in France: Ideology, Discourse and Power. Routledge, 1999.
6. См.: Freedman J. Immigration and insecurity in France. Ashgate, 2004.
7. См.: Klandermans B. Extreme right activists in Europe: through the magnifying glass. Routledge, 2006.
8. Le Pen J.-M. La France est de retour. P.: Ed. M. Lafon, 1985; Shields J. The Extreme Right in France: From Petain to Le Pen. L.: Routledge, 2007.
9. См.: Marcus J. The National Front and French Politics. New York: New York University Press, 1995; Mares M. Transnational Networks of Extreme Right Parties in East Central Europe: Stimuli and Limits of Cross-Border Cooperation. Brno, Czech Republic: Masaryk University, 2006.
10. Pour la France: Programme du Front National. P., 1985.
11. См.: Rydgren J. The populist challenge: political protest and ethno-nationalist mobilization. B., 2004.
12. См.: Shields J. The Extreme Right in France: From Petain to Le Pen. L.: Routledge, 2007.
13. См.: Silverman M. Deconstructing the nation: immigration, racism, and citizenship in modern France. L., 1992.
14. См.: Simmons H. The French National Front: the extremist challenge to democracy. Westview Press, 1996.
15. Партия «Трехцветное пламя» (итал. Movimento Sociale Fiamma Tricolore, MS-FT) - итальянская неофашистская партия, основанная в январе 1995 г. Лидер - Р. Тауро, секретарь - Л. Романьоли. Идеология базируется на идеях национального консерватизма, ультраправого популизма и итальянского фашизма.
16. «Клуб “Орлож”» (Club de l'Horloge, фр. «Клуб настенных часов») - французская ультраправая организация, основанная в 1974 г. Идеологию строит на идеях «национализма, либерализма и демократии». Придерживается идеи объединения националистических партий в общее политическое движение.
17. Секретная армейская организация (Organisation de l'armee secrete, OAS) - ультраправая националистическая террористическая организация, выступавшая против независимости Алжира. Основана в январе 1961 г. В 1962 - 1963 гг. активисты организации развернули массовый террор во Франции и в Алжире.
18. Пужадизм - идеология праворадикального «Союза по защите владельцев магазинов и ремесленников» (Union de defense descommercantset artisans, UDCA), основанного Пьером Пужадом в 1953 г. Объединял мелких собственников под лозунгом противодействия экономической модернизации. Характерными чертами пужадизма являются антипарламентаризм и национал-популизм. Более подробно см.: Тэвдой-Бурмули А.И. Национализм в современной Европе: дисс. канд. полит. наук. М., 2006. С. 40 - 43.
19. Имидж политического лидера и политической партии является основополагающим элементом в формировании массового сознания электората. См. также: Мельникова Т.С. Политический имидж государственной власти как социальнопсихологический феномен массового сознания // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4 (33). С. 149 - 152.
20. Партия новых сил (Parti des forces nouvelles, PFN) -французская праворадикальная партия, образованная в ноябре 1974 г. из лиц, оппозиционных Национальному фронту. Более подробно см.: Algazy J. L'Extreme droite en France de 1965 a 1984, 1989, Р. 194 - 209.
21. Устойчивость и жизнеспособность политической системы зависят от готовности ее субъектов жить в соответствии с определенными законами и политическими нормами. См. также: Дьяченко Ю.В. Политика как явление культуры // Вестник СГСЭУ. 2011. № 4 (38). С. 161 - 163.
22. Солидаризм - политическое движение, ставящее в основу идеологии идею «третьего пути», которая отличается от идеологии социализма и либерализма. Особенность французского солидаризма заключается в том, что он сочетает в себе ультраправые идеи и антифашистскую направленность. См. подробно: Marcus J. The National Front and French Politics. New York: New York University Press, 1995.