Научная статья на тему 'Политическая партия «Справедливая Россия» как субъект оппозиции и гражданского общества'

Политическая партия «Справедливая Россия» как субъект оппозиции и гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1217
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / «JUST RUSSIA» / POLITICAL PARTIES / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION / OPPOSITION / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зорько Игорь Сергеевич

Правящие партии, достаточно длительное время находящиеся власти, являются в первую очередь политическим институтом государства. Оппозиционные политические партии, которые выражают интересы части граждан, выполняют функции посредников между государством и гражданским обществом. В России это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также внесистемная оппозиция. В статье рассматривается пример партии «Справедливая Россия», которая в настоящее время стремится стать авангардом гражданского общества, системной и внесисистемной оппозиции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political party "Just Russia" as subject of the opposition and civil society

The ruling party us for quite a long time being at power are vanguard of civil society, and primary political institution of the state. Opposition political parties that represent the interests of the part of citizens, serve as intermediaries between the state and civil society. In Russia it is the Communist Party, the Liberal Democratic Party and the "Just Russia ", as well as extra-systemic opposition. The article describes an example of the party "Fair Russia ", which is currently seeking to become the vanguard civil society, system opposition in Russia.

Текст научной работы на тему «Политическая партия «Справедливая Россия» как субъект оппозиции и гражданского общества»

негативные социокультурные факторы (например, общее падение качества «человеческих ресурсов»; отсутствие социальных лифтов в стране и др.), ставят под сомнения перспективы заданные параметры либеральной модернизации в России.

Литература

1. Медведев Д. А. Россия, вперед! // http://www.kremlin.ru/news/5413/

2. Кто есть кто. Биографии. // http://www.whoiswho.su/Rostov/?&b=3 (дата обращения: 19.09.2009).

3. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.

4. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. №1. с. 22-31.

5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

6. Тихонова Н.Е. Трансформационные процессы в сознании россиян: аксиологический аспект // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М, 1996.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990 - 347.

8. Нуреев P.M. Россия после кризиса — эффект колеи //Журнал институциональных исследований. Т.2, № 2. 2010. с.7-27.

9. Щербаков Б. Вечно красные //http://www.vedomosti.rU/smartmoney /article/2008/08/l 8/6062.

УДК 321.17

Зорько И. С.

Политическая партия «Справедливая Россия» как субъект оппозиции и гражданского общества

Правящие партии, достаточно длительное время находящиеся власти, являются в первую очередь политическим институтом государства. Оппозиционные политические партии, которые выражают интересы части граждан, выполняют функции посредников между государством и гражданским обществом. В России это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также внесистемная оппозиция. В статье рассматривается пример партии «Справедливая Россия», которая в настоящее время стремится стать авангардом гражданского общества, системной и внесисистемной оппозиции в России.

Ключевые слова: политические партии; общественная организация

Проблема выявления места политических партий рамках взаимоотношений гражданского общества и политической системы является одной из самых неурегулированных в научной литературе. В любом определении политической партии обязательно содержится указание и на задачу борьбы за политическую власть, и на функцию объединения максимально большего количества граждан по идеологическому критерию, и на ее организационно-правовой статус.[1] Но по своему историческому происхождению и основной сфере деятельности, функциональному предназначению феномен партии в большей степени представляет собой именно общественно-политическое объединение, чем сугубо политическую организацию, ориентированную на захват власти или овладение особым правовым статусом. Политическая партия как общественное объединение имманентно является участником граждан-

ских правоотношений, а, следовательно, гражданского общества. Но система гражданского общества включает совокупность неполитических отношений людей, социальных структур, находящихся вне государственных органов и фиксирующие их частные интересы. В таком контексте политическая партия явно выпадает из этой системы, что требует уточнения роли партии и самого гражданского общества.

Нынешнее российское гражданское общество - сложная самоорганизующаяся формирующаяся, чрезвычайно противоречивая достаточно незрелая система, в качестве элементов которой могут выступать как отдельные личности, так и различные социальные организации институты. Построение гражданского общества, как системы общественных отношений, в которые добровольно вступают общественные организации, которые действуют без непосредственного участия государства, дает возможность решить эту задачу [2]. По мнению ряда исследователей, политические партии призваны быть институтом посредничества между гражданским обществом и государством [3].

На наш взгляд необходимо четко различать место каждой политической партии в политической системе каждой страны. Политическая партия, которая регулярно на системной основе меняется на Олимпе власти другой партией в рамках двухпартийной системы, как, например, в США и Великобритании, вряд ли может непосредственно принадлежать к гражданскому, деполитизированному в своей основе, обществу. Это относится к партии, которая играет постоянную доминирующую роль в национальной политической системе, как например, российская партия «Единая Россия». Правящая партия, достаточно длительное время, или постоянно, как в случае с историей КПСС, занимающая место власти или являющаяся официальной оппозицией, легитимно допущенной к занятию власти в ближайшем будущем, является в первую очередь политическим институтом государства. Принципиально иная ситуация у политических партий, которые выражают интересы меньшей части граждан (меньшинства), и в силу ряда системных факторов не только не придут к монопольной власти, но даже не будут допущены к частичному дележу «пирога власти». [4] В России это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», другие более оппозиционные политические партии, а также внесистемная оппозиция. Рассмотрим это на примере партии «Справедливая Россия».

Сегодня главные усилия этой социал-демократической партии направлены на поддержке уже существующих и инициировании новых структур гражданского общества для максимального расширения своей социальной базы, электоральной опоры. В частности в уставе партии «Справедливая Россия» записано: «Партия создана и осуществляет свою деятельность для реализации следующих основных целей: содействие формированию институтов гражданского общества и культуры гражданственности в России; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления; политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе; выдвижение кандидатов на выборах должностных лиц Российской Федерации, местного самоуправления, кандидатов и (или) списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов»[5].

В программе социал-демократической политической партии «Справедливая Россия» принятой на IV съезде партии 2009 г. отдельным пунктом «Культура граж-

данственности» указывается: «Новый социализм предполагает самое широкое участие людей в общественной жизни и политике. Гражданский контроль над властью, общественные организации, решающие повседневные проблемы жизни людей, — это и есть демократия».

Партия последовательно выступает за развитие гражданских инициатив, неправительственных и некоммерческих общественных объединений (так называемого «третьего сектора»). Партия стремится снять жесткие барьеры между государством и обществом, обеспечить тесное сотрудничество власти и общественных организаций. Общественные организации и объединения должны внести свой вклад в повышение качества принимаемых решений в области государственного и муниципального управления и в укрепление контроля над их реализацией. Поэтому партия предлагает разработать и принять на государственном уровне стратегию развития гражданского общества в России, отражающую основные направления сотрудничества органов государственной власти с некоммерческими организациями. [6].

Сложность действий «Справедливой России» и других оппозиционных партий в качестве субъектов гражданского общества обусловлена и тем, что в современной России системообразующим элементом политической системы является исполнительная власть. Правящая партия, оппозиционные политические партии и гражданское общество в целом не сформировали устойчивых партнерских взаимоотношений. Современные российские партии предпочитают использовать имеющиеся в ее распоряжении средства для формирования своей электоральной базы, активно используя финансовые механизмы, возможности манипулирования в различных средств СМИ, ряд политических технологий. Оппозиционные партии, не имеющие больших финансовых средств, просто обязаны мобилизовать все резервы поддержки общественности. В случае «Справедливой России» - это работа с профсоюзным движением и различными категориями работополучателей как физического, так и умственного труда, а также с пенсионерами и социально незащищёнными категориями граждан. Профсоюзная работа является характерным отличительным признаком всех существующих партий социал-демократического спектра. В устав партии «Справедливая России» был внесен пункт названный «Производственная демократия», в нем говорится: «Партия придает большое значение развитию профсоюзного движения, а также демократизации капитала, считая этот процесс важнейшим условием формирования цивилизованных рыночных отношений и движения страны к новому социализму». Однако нельзя не отметить, что авторитет профсоюзов в российском обществе сегодня чрезвычайно низок. Традиционные профсоюзы оказались не способны эффективно отстаивать права наемных работников. В то же время стихийные, нескоорди-нированные акции протеста наемных работников происходят все чаще. На сегодняшний день партия поддерживает создание принципиально новых профсоюзов, способных на деле защищать людей наемного труда в отношениях с работодателями, способствовать развитию деловой этики. Партия добивается изменений Трудового кодекса в целях повышения реальной роли профсоюзов.

По мнению руководства партии, необходимо обеспечить участие профсоюзов в контроле над расходами по фондам социального страхования[7]. Здесь партии еще предстоит кропотливо и много работать т.к. все предыдущие попытки предшественников «Справедливой России» наладить контакты с профсоюзами не увенчались успехом. Не было условий для основного направления деятельности социал-демократии как таковой - создание вместе с профсоюзами партнерских, согласительных отношений в условиях рыночной экономики между предпринимателями и наем-

ными работниками[8]. Не было субъективного желания руководства профсоюзов отказаться от союза с правоцентристской партией «Единая Россия».

Наиболее реальной формой взаимосвязи гражданского общества и политических партий в России являются выборы. Проблема здесь заключается в том, что основная масса российских избирателей чуждается конкретной работы в политических партиях. Политическая самоидентификация избирателей все еще ориентирована не столько на партийные программы, сколько на лидеров и образы партий, складывающиеся в массовом сознании. Лидер «Справедливой России» С.Миронов с самого начала не был ярким харизматичным лидером, таким как В.Жириновский в ЛДПР или Г.Зюганов в КПРФ. Но с другой стороны, «Справедливая Россия» — это не партия одного лидера[9]. Само устройство партии таково, что «Справедливая Россия» представляет собой объединение региональных политиков, за некоторым исключением Миронова[10]. Последние изменения в руководстве партии лишний раз доказали справедливость этого утверждения.

Что же касается участия партии в выборах, то здесь очевиден определенный скромный, но успех. На выборах в Госдуму РФ 2007 года «Справедливая Россия» получила 5 383 639 голосов (7,74 %), сформировав в Госдуме РФ пятого созыва фракцию из 38 депутатов. На выборах в Госдуму РФ 2011 года «Справедливая Россия» получила 8 648 796 голосов (13,24 %), сформировав в Госдуме РФ шестого созыва фракцию из 64 депутатов, набрав вдвое больше голосов избирателей по сравнению с выборами 2007 г., доказала, что она теперь не управляемая сверху, а народная оппозиционная партия. Средний результат региональных выборов вырос. В октябре 2010 года - 12,3%, весной 2011 года - 14%, декабрь 2011 года - 17,9%.

Если сравнить результаты полученные партией «Справедливая Россия», с результатами голосования лидером партии С.М.Мироновым на выборах Президента России, то видно, что они существенно отличаются. Если «Справедливая Россия» заняла третье место на выборах в Госдуму, то лидер партии не смог попасть в лидеры президентского голосования и набрал самое минимальное число голосов в свою поддержку. Набранные С. Мироновым 3,85% голосов - это ядро электората, которое однозначно разделяет и поддерживает социал-демократические идеи. Эта тенденция также подтверждается выборами в губернаторы и законодательные собрания субъектов федерации[11].

«Справедливой России» потребуется время, чтобы утвердить себя в качестве полноценного и полноправного не просто субъекта, а лидера гражданского общества. Деятельность в современных условиях направлена на недопущение монополии «партии власти» - «Единой России», что в итоге привело к полному разрыву их отношений и переходу «Справедливой России» на позицию оппозиционного движения. Перед партией стоит задача стать авангардом гражданской оппозиции и вытеснить внесистемных лидеров с политического поля. Находясь в реальной системной парламентской оппозиции, партия должна приложить максимум усилия, чтобы закрепить и приумножить доверие избирателей и привлечь новых сторонников, расширить свой ядерный электорат, и обрести массовый социальный фундамент в лице гражданского общества.

Литература

1.Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000; М. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии //Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4..

2.Кислицын С.А., Лощилов П.Г. Проблемы формирования гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д., 2004. С.22.

3. Кислицын С.А. Контрэлиты, оппозиции и фронды в политической истории России. М. 2011; Чижов Д.В. Российские политические партии как институт гражданского общества и политической системы. - дис. на соиск. уч. ст. к.полит. н. М.: 2006.

4.Кислицын С.А. С.А. Кривчук И.А. Демократическая и коммунистическая оппозиции в России как субъекты формирующегося гражданского общества // Социология власти. Общественно-политический журнал. М.: Изд-во РАГС, 2008. № 4.; Зорько И.С. ,Кислицын С.А. «Справедливая Россия» -новая социал-демократическая партия. Ростов н/Д. 2013. .

5. См. Устав политической партии «Справедливая Россия». М.: М.: Издательский дом «Ключ-С», 2011. С.4

6.Там же.

7. Справедливая Россия» Программа партии. - М.: Издательский дом «Ключ-С», 2011 С. 5

8.Орлов Б.С. Социал-демократия в судьбах России // Финансы, право, менеджмент» 2009. №2.

9.Там же

10. Макаренко Б. Цена вопроса // http://www.kommersant.ru/doc/1873832

11. Проблемы строительства политических партий и гражданского общества в современной России. 2-е издание — исп. и доп. Отв. Ред. Кислицын С.А. - Ростов н/Д, ЗАО «Ростиздат», 2011. - 352 с.

УДК323:005

Чумаян К. П.

Расширение аудитории интернет-пользователей в России в контексте социальных трансформаций информационного общества

В статье анализируется интернет-сфера России, показана роль альтернативных СМИ в становлении новой информационной эпохи. Выделяется структура русскоязычной блогосферы. Выявляется фактор распространения социальных сетей в России и расширение их аудитории. В статье также уделено внимание усилению влияния альтернативных СМИ на социальные процессы. Показано, что представляют собой социальные группы в интернет-пространстве.

Ключевые слова: интернет-аудитория, социальная сеть, социальные группы, информационная революция, блогосфера, альтернативные СМИ, интернетизация, блогер.

На рубеж тысячелетий пришлось становление новой информационной эпохи, по мнению ряда авторов — информационной революции. К числу ее характерных особенностей следует отнести демократизацию средств массовой информации, переход информационной активности в сферу Интернет. Традиционные электронные (те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.