негативные социокультурные факторы (например, общее падение качества «человеческих ресурсов»; отсутствие социальных лифтов в стране и др.), ставят под сомнения перспективы заданные параметры либеральной модернизации в России.
Литература
1. Медведев Д. А. Россия, вперед! // http://www.kremlin.ru/news/5413/
2. Кто есть кто. Биографии. // http://www.whoiswho.su/Rostov/?&b=3 (дата обращения: 19.09.2009).
3. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.
4. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. №1. с. 22-31.
5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.
6. Тихонова Н.Е. Трансформационные процессы в сознании россиян: аксиологический аспект // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М, 1996.
7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990 - 347.
8. Нуреев P.M. Россия после кризиса — эффект колеи //Журнал институциональных исследований. Т.2, № 2. 2010. с.7-27.
9. Щербаков Б. Вечно красные //http://www.vedomosti.rU/smartmoney /article/2008/08/l 8/6062.
УДК 321.17
Зорько И. С.
Политическая партия «Справедливая Россия» как субъект оппозиции и гражданского общества
Правящие партии, достаточно длительное время находящиеся власти, являются в первую очередь политическим институтом государства. Оппозиционные политические партии, которые выражают интересы части граждан, выполняют функции посредников между государством и гражданским обществом. В России это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также внесистемная оппозиция. В статье рассматривается пример партии «Справедливая Россия», которая в настоящее время стремится стать авангардом гражданского общества, системной и внесисистемной оппозиции в России.
Ключевые слова: политические партии; общественная организация
Проблема выявления места политических партий рамках взаимоотношений гражданского общества и политической системы является одной из самых неурегулированных в научной литературе. В любом определении политической партии обязательно содержится указание и на задачу борьбы за политическую власть, и на функцию объединения максимально большего количества граждан по идеологическому критерию, и на ее организационно-правовой статус.[1] Но по своему историческому происхождению и основной сфере деятельности, функциональному предназначению феномен партии в большей степени представляет собой именно общественно-политическое объединение, чем сугубо политическую организацию, ориентированную на захват власти или овладение особым правовым статусом. Политическая партия как общественное объединение имманентно является участником граждан-
ских правоотношений, а, следовательно, гражданского общества. Но система гражданского общества включает совокупность неполитических отношений людей, социальных структур, находящихся вне государственных органов и фиксирующие их частные интересы. В таком контексте политическая партия явно выпадает из этой системы, что требует уточнения роли партии и самого гражданского общества.
Нынешнее российское гражданское общество - сложная самоорганизующаяся формирующаяся, чрезвычайно противоречивая достаточно незрелая система, в качестве элементов которой могут выступать как отдельные личности, так и различные социальные организации институты. Построение гражданского общества, как системы общественных отношений, в которые добровольно вступают общественные организации, которые действуют без непосредственного участия государства, дает возможность решить эту задачу [2]. По мнению ряда исследователей, политические партии призваны быть институтом посредничества между гражданским обществом и государством [3].
На наш взгляд необходимо четко различать место каждой политической партии в политической системе каждой страны. Политическая партия, которая регулярно на системной основе меняется на Олимпе власти другой партией в рамках двухпартийной системы, как, например, в США и Великобритании, вряд ли может непосредственно принадлежать к гражданскому, деполитизированному в своей основе, обществу. Это относится к партии, которая играет постоянную доминирующую роль в национальной политической системе, как например, российская партия «Единая Россия». Правящая партия, достаточно длительное время, или постоянно, как в случае с историей КПСС, занимающая место власти или являющаяся официальной оппозицией, легитимно допущенной к занятию власти в ближайшем будущем, является в первую очередь политическим институтом государства. Принципиально иная ситуация у политических партий, которые выражают интересы меньшей части граждан (меньшинства), и в силу ряда системных факторов не только не придут к монопольной власти, но даже не будут допущены к частичному дележу «пирога власти». [4] В России это КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», другие более оппозиционные политические партии, а также внесистемная оппозиция. Рассмотрим это на примере партии «Справедливая Россия».
Сегодня главные усилия этой социал-демократической партии направлены на поддержке уже существующих и инициировании новых структур гражданского общества для максимального расширения своей социальной базы, электоральной опоры. В частности в уставе партии «Справедливая Россия» записано: «Партия создана и осуществляет свою деятельность для реализации следующих основных целей: содействие формированию институтов гражданского общества и культуры гражданственности в России; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления; политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе; выдвижение кандидатов на выборах должностных лиц Российской Федерации, местного самоуправления, кандидатов и (или) списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов»[5].
В программе социал-демократической политической партии «Справедливая Россия» принятой на IV съезде партии 2009 г. отдельным пунктом «Культура граж-
данственности» указывается: «Новый социализм предполагает самое широкое участие людей в общественной жизни и политике. Гражданский контроль над властью, общественные организации, решающие повседневные проблемы жизни людей, — это и есть демократия».
Партия последовательно выступает за развитие гражданских инициатив, неправительственных и некоммерческих общественных объединений (так называемого «третьего сектора»). Партия стремится снять жесткие барьеры между государством и обществом, обеспечить тесное сотрудничество власти и общественных организаций. Общественные организации и объединения должны внести свой вклад в повышение качества принимаемых решений в области государственного и муниципального управления и в укрепление контроля над их реализацией. Поэтому партия предлагает разработать и принять на государственном уровне стратегию развития гражданского общества в России, отражающую основные направления сотрудничества органов государственной власти с некоммерческими организациями. [6].
Сложность действий «Справедливой России» и других оппозиционных партий в качестве субъектов гражданского общества обусловлена и тем, что в современной России системообразующим элементом политической системы является исполнительная власть. Правящая партия, оппозиционные политические партии и гражданское общество в целом не сформировали устойчивых партнерских взаимоотношений. Современные российские партии предпочитают использовать имеющиеся в ее распоряжении средства для формирования своей электоральной базы, активно используя финансовые механизмы, возможности манипулирования в различных средств СМИ, ряд политических технологий. Оппозиционные партии, не имеющие больших финансовых средств, просто обязаны мобилизовать все резервы поддержки общественности. В случае «Справедливой России» - это работа с профсоюзным движением и различными категориями работополучателей как физического, так и умственного труда, а также с пенсионерами и социально незащищёнными категориями граждан. Профсоюзная работа является характерным отличительным признаком всех существующих партий социал-демократического спектра. В устав партии «Справедливая России» был внесен пункт названный «Производственная демократия», в нем говорится: «Партия придает большое значение развитию профсоюзного движения, а также демократизации капитала, считая этот процесс важнейшим условием формирования цивилизованных рыночных отношений и движения страны к новому социализму». Однако нельзя не отметить, что авторитет профсоюзов в российском обществе сегодня чрезвычайно низок. Традиционные профсоюзы оказались не способны эффективно отстаивать права наемных работников. В то же время стихийные, нескоорди-нированные акции протеста наемных работников происходят все чаще. На сегодняшний день партия поддерживает создание принципиально новых профсоюзов, способных на деле защищать людей наемного труда в отношениях с работодателями, способствовать развитию деловой этики. Партия добивается изменений Трудового кодекса в целях повышения реальной роли профсоюзов.
По мнению руководства партии, необходимо обеспечить участие профсоюзов в контроле над расходами по фондам социального страхования[7]. Здесь партии еще предстоит кропотливо и много работать т.к. все предыдущие попытки предшественников «Справедливой России» наладить контакты с профсоюзами не увенчались успехом. Не было условий для основного направления деятельности социал-демократии как таковой - создание вместе с профсоюзами партнерских, согласительных отношений в условиях рыночной экономики между предпринимателями и наем-
ными работниками[8]. Не было субъективного желания руководства профсоюзов отказаться от союза с правоцентристской партией «Единая Россия».
Наиболее реальной формой взаимосвязи гражданского общества и политических партий в России являются выборы. Проблема здесь заключается в том, что основная масса российских избирателей чуждается конкретной работы в политических партиях. Политическая самоидентификация избирателей все еще ориентирована не столько на партийные программы, сколько на лидеров и образы партий, складывающиеся в массовом сознании. Лидер «Справедливой России» С.Миронов с самого начала не был ярким харизматичным лидером, таким как В.Жириновский в ЛДПР или Г.Зюганов в КПРФ. Но с другой стороны, «Справедливая Россия» — это не партия одного лидера[9]. Само устройство партии таково, что «Справедливая Россия» представляет собой объединение региональных политиков, за некоторым исключением Миронова[10]. Последние изменения в руководстве партии лишний раз доказали справедливость этого утверждения.
Что же касается участия партии в выборах, то здесь очевиден определенный скромный, но успех. На выборах в Госдуму РФ 2007 года «Справедливая Россия» получила 5 383 639 голосов (7,74 %), сформировав в Госдуме РФ пятого созыва фракцию из 38 депутатов. На выборах в Госдуму РФ 2011 года «Справедливая Россия» получила 8 648 796 голосов (13,24 %), сформировав в Госдуме РФ шестого созыва фракцию из 64 депутатов, набрав вдвое больше голосов избирателей по сравнению с выборами 2007 г., доказала, что она теперь не управляемая сверху, а народная оппозиционная партия. Средний результат региональных выборов вырос. В октябре 2010 года - 12,3%, весной 2011 года - 14%, декабрь 2011 года - 17,9%.
Если сравнить результаты полученные партией «Справедливая Россия», с результатами голосования лидером партии С.М.Мироновым на выборах Президента России, то видно, что они существенно отличаются. Если «Справедливая Россия» заняла третье место на выборах в Госдуму, то лидер партии не смог попасть в лидеры президентского голосования и набрал самое минимальное число голосов в свою поддержку. Набранные С. Мироновым 3,85% голосов - это ядро электората, которое однозначно разделяет и поддерживает социал-демократические идеи. Эта тенденция также подтверждается выборами в губернаторы и законодательные собрания субъектов федерации[11].
«Справедливой России» потребуется время, чтобы утвердить себя в качестве полноценного и полноправного не просто субъекта, а лидера гражданского общества. Деятельность в современных условиях направлена на недопущение монополии «партии власти» - «Единой России», что в итоге привело к полному разрыву их отношений и переходу «Справедливой России» на позицию оппозиционного движения. Перед партией стоит задача стать авангардом гражданской оппозиции и вытеснить внесистемных лидеров с политического поля. Находясь в реальной системной парламентской оппозиции, партия должна приложить максимум усилия, чтобы закрепить и приумножить доверие избирателей и привлечь новых сторонников, расширить свой ядерный электорат, и обрести массовый социальный фундамент в лице гражданского общества.
Литература
1.Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000; М. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии //Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4..
2.Кислицын С.А., Лощилов П.Г. Проблемы формирования гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д., 2004. С.22.
3. Кислицын С.А. Контрэлиты, оппозиции и фронды в политической истории России. М. 2011; Чижов Д.В. Российские политические партии как институт гражданского общества и политической системы. - дис. на соиск. уч. ст. к.полит. н. М.: 2006.
4.Кислицын С.А. С.А. Кривчук И.А. Демократическая и коммунистическая оппозиции в России как субъекты формирующегося гражданского общества // Социология власти. Общественно-политический журнал. М.: Изд-во РАГС, 2008. № 4.; Зорько И.С. ,Кислицын С.А. «Справедливая Россия» -новая социал-демократическая партия. Ростов н/Д. 2013. .
5. См. Устав политической партии «Справедливая Россия». М.: М.: Издательский дом «Ключ-С», 2011. С.4
6.Там же.
7. Справедливая Россия» Программа партии. - М.: Издательский дом «Ключ-С», 2011 С. 5
8.Орлов Б.С. Социал-демократия в судьбах России // Финансы, право, менеджмент» 2009. №2.
9.Там же
10. Макаренко Б. Цена вопроса // http://www.kommersant.ru/doc/1873832
11. Проблемы строительства политических партий и гражданского общества в современной России. 2-е издание — исп. и доп. Отв. Ред. Кислицын С.А. - Ростов н/Д, ЗАО «Ростиздат», 2011. - 352 с.
УДК323:005
Чумаян К. П.
Расширение аудитории интернет-пользователей в России в контексте социальных трансформаций информационного общества
В статье анализируется интернет-сфера России, показана роль альтернативных СМИ в становлении новой информационной эпохи. Выделяется структура русскоязычной блогосферы. Выявляется фактор распространения социальных сетей в России и расширение их аудитории. В статье также уделено внимание усилению влияния альтернативных СМИ на социальные процессы. Показано, что представляют собой социальные группы в интернет-пространстве.
Ключевые слова: интернет-аудитория, социальная сеть, социальные группы, информационная революция, блогосфера, альтернативные СМИ, интернетизация, блогер.
На рубеж тысячелетий пришлось становление новой информационной эпохи, по мнению ряда авторов — информационной революции. К числу ее характерных особенностей следует отнести демократизацию средств массовой информации, переход информационной активности в сферу Интернет. Традиционные электронные (те-