Научная статья на тему 'Политическая наука в Саратовском регионе: становление и перспективы развития'

Политическая наука в Саратовском регионе: становление и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая наука в Саратовском регионе: становление и перспективы развития»

РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ

V.M. Dolgov Political Science in the Saratov Region: Formation and Prospects of Development

В.М. Долгов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

I I олитическая наука в нашей стране официально культивируется около четверти века. Появившись в условиях перестройки как некий противовес советскому обществознанию, она в 1990-е годы получила существенную поддержку нового государства и стала активно развиваться. В качестве учебной дисциплины политология по рекомендации Министерства образования РФ была включена в программы подготовки высшего образования по большинству специальностей. К концу 1990-х годов сформировалась широкая сеть диссертационных советов по политическим наукам, издавались учебники и монографии, открывались специализированные журналы, проводились многочисленные научные конференции по политической проблематике. Российская ассоциация политической науки каждые три года проводила съезды, сотрудничала с МАПН. Российская политология в целом активно распространяла в обществе идеи либерализма и демократии, вытесняя из общественного сознания коммунистическое мировоззрение.

Ведущую роль в становлении российской политологии играли московские вузы: МГУ, МГИМО, РАГС, РГГУ. Это естественно, ибо в столице су-

1 3 8 2015 • № 2(47)

ществовали лучшие возможности для развития новых в России, но хорошо разработанных в европейских университетах обществоведческих дисциплин. В этих вузах концентрировались наиболее демократически настроенные ученые, тесными были контакты с зарубежными научными и учебными центрами. К тому же провинция постоянно подпитывала их активными и перспективными исследователями. Только из Саратова в московские вузы перебралось порядка десяти молодых и амбициозных политологов с учеными степенями, из которых пятеро - доктора политических наук. Московские политологические центры определяли основные направления научных исследований, содержание и характер преподавания политологических дисциплин, общий уровень развития науки. Многие московские ученые превратились в авторитетных лидеров различных направлений создаваемой российской политологии.

Одновременно (и часто при прямой поддержке москвичей) происходило становление политической науки в российской провинции. С начала 1990-х годов несколько областных центров в данном отношении опережали большинство других областей и республик, среди них: Ростов и Саратов, Воронеж и Екатеринбург, Казань и Владивосток. Затем география «активной политологии» в стране существенно расширилась. Проблемы формирования и развития российской политологии, в том числе на провинциальном уровне, получили отражение и оценки в многочисленных публикациях Я.А. Пляйса [1], исследованиях других ученых [2]. Отдельные политологические центры специализировались на исследовании тех или иных проблем развития государства и общества: в Ростове развивались элитологические исследования, в Казани активно и масштабно разрабатывалась этнополитическая проблематика, в Саратове - совокупность аспектов политической регионалистики. Благодаря возникновению региональных центров политическая наука приобрела всероссийский масштаб, активно внедрилась в общественную жизнь страны.

Официальный статус политической науки в нашей стране был определен постановлением ГК НТ СССР в ноябре 1988 г. С января 1989 г. это постановление вступило в действие, а с 1990 г. состоялись первые защиты диссертаций по политическим специальностям, в вузах создавались кафедры политологии и читались учебные курсы политологического содержания. Политология вписалась в образовательный процесс. Саратовские обществоведы вполне обоснованно вошли в новую науку одними из первых. Сильная гуманитарная база вузов Саратова обеспечила активность местных ученых в освоении политологической проблематики. В 1987 г. кандидат философских наук А.И. Демидов опубликовал одну из первых в стране монографию на политологическую тему [3]. В 1988 и 1990 гг. вышел ряд статей с политологическим анализом происходивших в стране общественных процессов кандидата исторических наук В.М. Долгова [4]. В монографии философа Г.В. Дыльнова, изданной в 1992 г. исследовались политические основания и проблемы развития Российского государства [5]. С.И. Барзи-лов в том же году защитил диссертацию на степень доктора социологии, по сути являвшуюся политологической работой [6]. Статьи с политическим анализом различных общественных явлений на рубеже 1980-1990-х годов публиковали философы Н.Г. Козин, В.Б. Устьянцев, В.Н. Ярская, экономисты В.И. Новичков,

2015 • № 2(47) 13 9

Т.И. Трубицына, юристы В.Г. Кабышев, Н.И. Матузов, историки В.И. Дорофеев, В.А. Динес, В.Д. Полищук, А.Г. Рыбков и другие саратовские ученые.

Весной 1990 г. доценты Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) В.М. Долгов и Л.И. Мерзляков на историческом факультете и в техникуме транспортного строительства прочитали цикл лекций по политологии в форме спецкурса. Осенью того же года кафедра истории КПСС СГУ была переименована в кафедру политических наук, решение об этом принималось на общем собрании партийной организации кафедр общественных наук университета. С 1991 г. на истфаке был введен систематический учебный курс по политологии, а с 1992 г. - политологическая специализация. С 1993/94 учебного года политология стала преподаваться как самостоятельный предмет в вузах Саратова на многих специальностях. В свет вышло множество учебных и учебно-методических пособий, сборников научных статей по политологии, разворачивались научные исследования по политической проблематике. В феврале 1994 г. в СГУ приказом ВАК РФ был открыт один из первых в регионах России диссертационный совет по специальности «Политические институты и процессы». В том же году открыта аспирантура, а с 1996 г. проведен первый набор студентов на специальность «Политология», что стало необходимой основой для научных исследований и профессиональной подготовки кадров по политологии. Успешное развитие политологии в Саратове отмечалось в документах ВАК России.

Во второй половине 1990-х годов политическая наука утвердилась в большинстве саратовских вузов: в пяти из них были организованы специализированные кафедры, в трех - открыты аспирантуры, а вслед за ними - диссертационные советы. Развернулись политологические исследования по широкой и актуальной проблематике, а вместе с ними и разнообразные научные мероприятия регионального и всероссийского характера. В октябре 1997 г. на базе СГУ состоялось выездное заседание Экспертного совета ВАК России по политическим наукам с участием редакции журнала «Власть» [7]. В сентябре 1998 г. проведена международная научная конференция по проблемам регионального развития в России [8]. Ее организаторами выступали саратовские политологи и историки вместе со специалистами Центра цивилизационных и региональных исследований РАН. В августе 1999 г. на базе СГУ прошел научный семинар Московского общественного научного фонда с участием Фонда имени Фридриха Эберта на тему «Регион как субъект политики и общественных отношений», по материалам которого МОНФ выпустил сборник статей. Различные научные и научно-практические мероприятия по вопросам российской политики проводились и в других саратовских вузах, прежде всего в социально-экономическом институте и Поволжской академии государственной службы. Однако университет выступал в качестве единого центра политической науки в регионе, определяя общий уровень ее развития и объединяя большинство ученых. Принципиальную роль в этом играл Диссертационный совет СГУ по политологии, в котором работали представители пяти саратовских и двух московских вузов.

Большую основательность приобрела работа по подготовке в вузах учебно-методической литературы. Уже в середине 1990-х годов преподаватели разных

1 4 0 2015 • № 2(47)

вузов подготовили и опубликовали учебно-методические пособия общеполитологического содержания, которые в некоторой степени компенсировали острую нехватку учебной литературы. В последующие годы в СГУ была выпущена серия брошюр по отдельным разделам политической науки, а также учебник, подготовленный коллективом авторов (объемом почти тридцать печатных листов) [9]. В этих изданиях отразилось авторское видение проблем, связанное с восприятием политической истории современного политического процесса в нашей стране. Авторы, изучая научные политические концепции западных ученых, выявляли при этом особенности отечественной политической практики. Однако достаточно скоро стало понятно, что политология как наука, построенная на либеральной идеологии и западном политическом опыте, не способна объяснить многие явления российской действительности. В этом смысле ее возможности ограничены. К тому же большая часть идей политологического просвещения и учебного материала политологии базируется на опыте и практике американского общества и государства, что еще дальше от российских реалий, чем западноевропейская общественная практика.

Масштабные иностранные заимствования научного и учебного плана, характерные для формирования российской политологии, были неизбежными, однако либеральная эйфория в нашем обществе к концу 1990-х годов исчезла. Даже в элитарные круги пришло осознание необходимости смены политического курса России на более самостоятельный путь развития. Одним из результатов такого процесса оказался уход от власти Б.Н. Ельцина и приход на президентский пост В.В. Путина. Было очевидно, что российское обществознание, и политология в первую очередь, не должно лишь транслировать западные концепции и гипотезы развития современного общества, а призвано иметь национальную окраску, собственную концептуальность. Именно такой является политология во Франции и Скандинавии, США и Германии. России требуется собственная политология, не игнорирующая, учитывающая международные основы и достижения науки, а выстроенная в соответствии с национальными условиями, интересами, традициями и перспективами.

Конечно, системное следование западной науке, развитие в ее русле было характерно для всего российского обществознания. Именно такой характер политической науки соответствовал основным тенденциям политического развития страны в 1990-е годы. Традиционные для России культура, идейность, нравственность, экономика, социальные отношения, образование и наука теряли свои национальные качества и самостоятельность, пасовали перед мощным давлением всего западного, особенно американского. Политология формировалась и развивалась так же, как и другие науки социально-гуманитарного профиля: под сильнейшим влиянием западных авторов, теорий и оценок.

К 2000-м годам российская политология накопила потенциал, необходимый для самостоятельного развития. Десятки вузов готовили специалистов-политологов. Среди научных исследований преобладали докторские диссертации и монографии, определявшие новые направления и более высокий уровень развития науки. В 2008 г. уже функционировала широкая сеть из пятидесяти диссертационных советов по политологическим наукам. Появились фундаментальные

2015 • № 2(47) 141

учебники отечественных авторов. Проводилось множество научных конференций по политической проблематике, а каждые три года - Всероссийский конгресс политологов. Политология превратилась в одну из самых активных наук.

Все это подтверждается развитием и современным состоянием политической науки в Саратове. В 1999 г. в Диссертационном совете СГУ была защищена первая докторская диссертация, и с того времени работы такого уровня превратились в неотъемлемую часть научного процесса в среде саратовских политологов. К настоящему времени в диссертационных советах при саратовских вузах защищены 33 докторские диссертации (в среднем две за год). Анализ тематики этих диссертаций показывает, сколь разнообразны проводимые в Саратове политологические исследования.

Одним из ведущих направлений исследования оказались проблемы, связанные с политической властью: формирование и характер политической системы, федеральный, региональный и местный уровни власти, их взаимодействие, институциональные аспекты разрешения и развития государственной власти в условиях демократической политической системы России. Первой докторской диссертацией по данной проблематике стала работа А.Г. Чернышова в 2000 г. [10]. Вслед за ней в разные годы защищены докторские диссертации В.А. Титаренко, И.Г. Горького, И.Н. Тарасова, А.В. Бондара, И.И. Кузнецова, А.А. Коробова, А.И. Кольбы.

Заявленные проблемы получили подробную разработку в значительном количестве кандидатских диссертаций, научных публикаций. На такой основе в Саратове сформировалось научное направление по исследованию политического регионализма, региональной системы власти и регионального процесса. Можно утверждать, что разработкой разнообразных вопросов регионального уровня политики Саратовский политологический центр сформировался как единое сообщество ученых, чем и выделяется среди других политологических центров России.

Наряду с исследованием структурных характеристик и функциональности различных государственных институтов авторы анализировали государственную политику, оценивали ее эффективность, предлагали свои модели ее дальнейшего развития: В.А. Титаренко - в вопросах использования государством политических механизмов управления; И.И. Кузнецов - в системе политического взаимодействия ветвей государственной власти; А.А. Коробов - в сфере государственной миграционной политики.

Большая группа докторских исследований посвящена проблематике гражданского общества, его теоретическим парадигмам, различным институтам, политическим механизмам его внутреннего развития и взаимодействия со структурами государства. Многие работы данной группы теоретически насыщены, дают глубокий анализ противоречивости форм и содержания гражданского общества в современной России, раскрывают разнообразие уровней его развития в различных субъектах РФ. Разработку данной тематики в Саратове открыли докторские диссертации О.Н. Фомина [11] и А.С. Федотова [12]. Вслед за ними защищены докторские диссертации И.И. Санжаревским, И.В. Андроновой, Н.М. Великой, С.Е. Гришиным. Существенной сферой исследования гражданского общества являются социальные аспекты его развития. В этом смысле

1 4 2 2015 • № 2(47)

особое значение имела диссертация А.А. Вилкова о крестьянстве в политическом процессе [13]. Докторские исследования О.В. Сурововой, А.Е. Круглова, Э.В. Чекмарева посвящены проблемам политического развития и участия молодежи, Г.Н. Долговой - о политическом содержании российской приватизации, О.Г. Овчаровой - о гендерных аспектах политики, С.Ю. Хлыстунова - о проблемах российских СМИ в условиях идеологической глобализации. Оригинальную работу по анализу характера политических процессов и их влияния на общество в современной России осуществил М.В. Данилов [14]. Большое количество докторских диссертаций по проблематике гражданского общества обусловлено противоречивостью общественного развития России, сложностью формирования и функционирования демократических институтов и отношений. В этом исследовательском направлении Саратовским центром политологии достигнуты существенные результаты.

Достойно представлены в Саратове исследования по теоретическим, методологическим, историческим аспектам политической науки. Первыми крупными работами в рамках данного направления были докторские диссертации В.С. Слобожниковой и Н.И. Шестова. Затем защищены докторские работы Л.М. Семеренко, Т.Н. Митрохиной, В.И. Демченко, Н.Ф. Жирнова (защищена в Москве), С.С. Иванова. Особая научная ценность данного исследовательского направления заключается во вкладе ученых в развитие теоретических основ науки, в разработку истории общественной и мировой политической мысли. Тем самым подтверждается мировой, всеобщий характер политологии, соединяющей в себе международные и национальные достижения.

Значимое место в исследованиях саратовских политологов занимает партийная тематика: формирование и развитие отдельных политических партий, оформление многопартийной системы в России, партийные идеологии и участие партий в избирательном процессе. Большинство исследований касалось регионального уровня деятельности партий. Около двадцати кандидатских диссертаций посвящены партийной тематике (например, работы М.В. Данилова, А.Т. Ташпекова, А.В. Латкова, Н.В. Пшеничникова, П.В, Солодовникова). В 2009 г. В.И. Головченко защитил докторскую диссертацию по проблематике партийных идеологий. Партийное строительство, политическое позиционирование партий, имидж отдельных партий в различных избирательных циклах, политическая роль партий в региональном политическом пространстве -эти проблемы получали отражение в статьях и монографиях А.И. Демидова, В.А. Динеса, В.М. Долгова, В.И. Дорофеева, С.Ю. Наумова, А.Н. Николаева, других ученых, не защищавших диссертации по политологии, но отдавших ей многие годы своего творчества. Несколько монографий саратовских авторов посвящены анализу российской многопартийности [15]. Саратовская партоло-гия разнообразна и значительна.

В Саратове успешно разрабатываются и проблемы этнополитики, электорального процесса, российского федерализма, местного самоуправления, региональных элит, экологической, социальной, образовательной политики Российской Федерации, политической коммуникативности, других аспектов политики, актуальных в современных условиях. В саратовских диссоветах защищено более

2015 • № 2(47) 14 3

двухсот кандидатских диссертаций по политологическим специальностям. Потенциальные возможности политической науки в Саратовском регионе значительны, что гарантирует ей перспективное будущее.

В Саратове одновременно с научной развивалась образовательная, учебная составляющая политологии. На протяжении последних десяти лет в четырех вузах города реализуется специальность «Политология»: в СГУ - сначала на факультете гуманитарных и социальных наук, а затем на юридическом факультете; в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина - на политико-правовом факультете; в социально-экономическом институте - на гуманитарном факультете; в СГЮА - в Институте права, политики и экономики. Совокупный ежегодный набор студентов на эту специальность составляет 85-100 человек дневного и заочного обучения; в СГУ и Поволжском институте управления осуществляется прием в магистратуру по политологическим направлениям. В четырех вузах работает аспирантура и до последнего времени функционировали диссертационные советы по политологическим специальностям. В вузах города преподают 16 докторов и около 40 кандидатов политических наук - вполне достаточное профессиональное сообщество для обеспечения высокого уровня подготовки кадров политологов и преподавания политологических дисциплин, для активного участия в научной и общественной жизни региона. Саратовцы участвовали во всех всероссийских конгрессах политологов; на пленарном заседании I конгресса политологов России в 1998 г. с докладом выступал профессор Саратовского государственного технического университета С.И. Барзилов. В 1996 г. в Саратове была создана первичная организация Российской академии политической науки, которая в настоящее время ведет активную деятельность в пространстве Поволжского региона на базе Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.

Политология, являясь важной составляющей политического просвещения и воспитания, призвана активно участвовать в жизни гражданского общества. Саратовские политологи до последних лет успешно исполняли эту функцию. Они осуществляли разнообразные опросы населения, участвовали в избирательных кампаниях, в деятельности политических партий, разрабатывали аналитические записки, рекомендации, проекты для органов региональной и муниципальной власти, сотрудничали со СМИ разных идейных позиций. Многие политологи привлекались к конкретной работе в общественных организациях: О.Н. Фомин и А.И. Демидов - члены Общественной палаты Саратовской области; А.Н. Николаев и А.А. Вилков - члены Экспертной комиссии ВАК РФ; В.В. Семенов - член Президиума Ассамблеи народов России в Саратовской области; М.В. Данилов - эксперт Рособрнадзора РФ; В.А. Труханов - член Саратовского отделения Союза ветеранов-афганцев; Э.В. Чекмарев - координатор проекта «Дискуссионное пространство молодежи Саратовской области» при Правительстве Саратовской области. Немало иных общественных контактов, где политологи являются советниками структур правительства области, мэрии Саратова, помощниками депутатов, консультантами партийных и общественных организаций.

В последние годы общественно-политическая жизнь региона, как и всей

1 44 2015 • № 2(47)

российской провинции, претерпевает существенные изменения. Во-первых, очевиден факт значительного сокращения общего объема политической деятельности, проявившееся во всех сферах: информационной, партийной, электоральной, управленческой. Происходит определенное свертывание, сужение регионального политического процесса. Во-вторых, уменьшается влияние политических партий на общественную жизнь, избирательный процесс, региональную политику. Российская многопартийность на региональном уровне все более приобретает «декоративный» характер. В-третьих, топчется на месте или откровенно буксует развитие системы местного самоуправлении, беспомощность муниципальных властей в решении важнейших социальных вопросов жизни людей уже никого не удивляет, стала привычной. Политическая функциональность органов местного самоуправления сведена к проведению избирательных кампаний. В-четвертых, усилилась зависимость, особенно финансовая и кадровая, региональных властей от федерального центра, что не только подрывает авторитет региональной элиты, но и значительно снижает эффективность ее деятельности в региональном пространстве.

Все это в совокупности отражается на взаимоотношениях науки и практики в политической сфере. Некоторые традиции эффективного взаимодействия с реализацией интересов обеих сторон постепенно свернулись. Тем самым политическая наука, как и другие обществоведческие дисциплины, все меньше проявляется в региональной политике.

В то же время общественное предназначение политической науки резко актуализировалось, как и в первой половине 1990-х годов, но с существенной разницей: тогда на первый план выступали теоретические, а теперь практические аспекты политики. Долгое время в образовании и общественном сознании культивировались идеальные модели политического устройства западного общества, и как бы само собой подразумевалось, что они абсолютно утверждены в современной общественной практике западных стран, прежде всего США, Англии, Франции, Германии. Эти иллюзии нанесли большой вред представлениям о характере и содержании переустройства российского общества, формировали ошибочные, далекие от реальности политические ценности и принципы, характеристики современной политической системы, господствующей на Западе. Сегодня необходима политология, дающая правдивые, критические знания о политических отношениях в западных странах, воспитывающая и обеспечивающая российские общественные традиции и ценности, интересы и перспективы развития. Политическая наука призвана не повторять давно известные общественно-политические формулы, а показывать и оценивать практику их использования в интересах развития России и ее народов.

Однако переход российской политологии в подобное состояние весьма непрост. Государственная власть и политическая система России трудно поддаются научному анализу. Конституционная модель устройства власти и ее функционирования существенно расходится с ее реальным состоянием. Демократические механизмы государственного управления нередко подменяются «теневыми» отношениями, администрированием, технологиями «ручного управления». В этом случае деятельность власти невозможно исследовать и спрогнозировать,

2015 • № 2(47) 14 5

оценить ее эффективность научными методами. Она в значительной степени превращается для науки в «закрытый ящик», о содержимом которого можно только предполагать без уверенности в правильности выдвигаемых суждений. Практическое значение подобных исследований невелико, а их востребованность в обществе и в структурах самой власти носит по преимуществу искусственный характер.

Непознаваемость власти на научном уровне, а в связи с этим невозможность исполнения политической наукой своих главных (аналитической и прогностической) функций представляется наиболее важной проблемой дальнейшего развития политологии в России и процесса взаимодействия науки и власти. Оно эпизодично, бессистемно, конъюнктурно. Власти не нужны научные рекомендации, не соответствующие реальным условиям ее деятельности, а наука не может разработать такие рекомендации, пока власть для нее закрыта. Замкнутый круг, объясняющий слабые внедренческие возможности политологических исследований. Данная ситуация характерна для политической науки в целом, но особенно остра она на региональном уровне, где заказчиков на политологическую научную продукцию практически нет и даже региональные власти, нуждающиеся в подобных исследованиях, обычно не имеют возможности их финансировать.

Это прослеживается на примере Саратовской области, где властные институты и прежде всего правительство делают заказы ученым-обществоведам местных вузов по проблемам межнациональных отношений, миграции населения, электоральной и вообще общественной активности граждан, различным вопросам социальной и экономической жизни, но на условиях безвозмездного проведения исследований. Характер реализации таких заказов, объективность их результатов в условиях местного рынка вызывают большие сомнения. Однако средств для организации настоящей системной исследовательской работы практически не имеют ни областное правительство, ни муниципальные органы, ни региональные отделения политических партий. Таковы сложившиеся общественные условия для прикладной политологии.

Исследовательский аспект политологической науки, в большей степени основанный на личном интересе и инициативе ученых, также имеет свои проблемы, возникшие в процессе ее развития, но вполне разрешимые при улучшении организационно-управленческой системы в данной сфере. Речь идет о том, что при быстром количественном развитии политология медленно повышает свое качественное состояние. Плохо координируется тематика научных, особенно диссертационных работ, из-за чего появляется множество дублирующих, повторяющих друг друга исследований. Нередко наличие многих работ не продвигает разработку темы к существенным результатам. Все это происходит в научном пространстве многих регионов и страны в целом. Конечно, бесполезных диссертаций немало в педагогической, экономической, социологической и других областях знаний, но это никак не сглаживает остроту данной проблемы для политической науки.

Одной из причин такого положения является несомненная раздробленность, даже расколотость политологического сообщества в масштабе страны

1 4 6 2015 • № 2(47)

и отдельных регионов. Кроме редких, проводимых 2-3 раза в год общероссийских научных мероприятий, никаких масштабных возможностей общения политологи не имеют. Проводимые в регионах научные конференции, за редким исключением, приобрели заочную, стендовую форму. Только на основе личных инициатив поддерживаются научные связи между политологами в рамках федеральных округов и даже внутри крупных вузовских городов. К примеру, в таких крупных политологических центрах, как Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Саратов, сформировавшееся сообщество разделено на группы, работающие обособленно, порой при излишней конкурентности, перерастающей в соперничество, что вряд ли это способствует развитию науки.

Состояние раздробленности присуще политологии и в общероссийском масштабе. Традиционное логичное деление на «столицу» и «провинцию» в последние годы дополнилось выделением из РАПН Российского общества политологов, а также параллельным существованием Совета по политологии УМО по классическому университетскому образованию и Национальной коллегии политологов-преподавателей. Наряду с этим оживляет свою деятельность Академия политической науки, организованная в середине 1990-х годов. Свой «вклад» в этот процесс раздробления внесло Положение ВАК РФ о присуждении ученых степеней, утвержденное Правительством РФ 24 сентября 2013 г. Его установки на то, что члены Экспертного совета ВАК не могут выступать в качестве оппонентов, но при этом получают значительные полномочия по осуществлению окончательной экспертизы диссертаций, во-первых, расслаивает научное сообщество, открыто формируя научную аристократию, или бюрократию; во-вторых, выводит наиболее авторитетных ученых за пределы научных дискуссий и предварительной экспертизы диссертационных исследований. Очевидно, что разнообразие организационных структур, близких по профилю своей деятельности, не противоречит принципам гражданского общества, но возникает вопрос в целесообразности такого разнообразия. В чем оно проявляется в российской политологии?

Самостоятельная проблема и, думается, наиболее острая для российского общества - образовательная и воспитательная функции политологии. В условиях обострения идеологической борьбы в мире принципиальное значение приобретает идейная позиция на всех общественных уровнях: в массах, элитах, у политических лидеров. Историческая практика показывает, что не бывает эффективной государственной политики вне идейных ценностей и стратегий. От идейной устойчивости граждан, в свою очередь, зависит политическая устойчивость общества и государства. Гражданские чувства и соответствующее поведение призвана формировать вся система образования, но политология в этом смысле - базовый предмет. Нести в общество и утверждать в массовом сознании ценности патриотизма, демократии, народных традиций, государственности, национальных интересов, гражданственности, справедливости -принципиальная задача политологии. Уже только это превращает ее в необходимый и ответственный сектор образования - среднего, высшего, послевузовского. Еще несколько лет назад политология закладывалась в государственные

2015 • № 2(47)

стандарты почти всех вузовских специальностей, что обеспечивало ее массовое преподавание и формирование специальных кафедр, коллективов ученых. Однако, когда стало очевидным, что преподавание политологии способствует распространению в молодежной среде идей либерализма, западных ценностей и общественных практик, не соответствующих отечественным традициям, культурным и религиозным нормам, привычкам, механизмам власти и государственного управления, в высших сферах российской власти приняли решение сократить или вообще исключить политологию из учебных планов. И это в момент нарастающего идеологического противостояния во всем мире, и вокруг России особенно. Нормальная логика заключается не в выводе политологии за рамки образовательных стандартов, а в приспособлении ее содержания к российским условиям и интересам. Политология - мировая наука, но в большинстве стран имеет национальную компоненту, которая базируется на общих идеях, концепциях, теориях и преподается как наиболее важная часть дисциплины. Такой путь и следует выбрать, что уже подтверждается научными исследованиями, содержанием учебной литературы и образовательного процесса. Политология нуждается в государственной поддержке в интересах самого государства.

Отмеченные три уровня проблем политологии в современной России -прикладной, исследовательский и образовательный - высвечивают ее сложное состояние, откровенно недостаточную встроенность в общественные процессы. В жизненном пространстве регионов это проявляется и ощущается особенно остро.

Библиографический список

1. Пляйс Я.А. Политическая наука в России на рубеже веков // Бюллетень ВАК. 2003. № 4.

2. Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990-2007). М., 2008.

3. Демидов А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. Саратов, 1987.

4. Долгов В.М. Власть и собственность // Волга. 1990. № 5. С. 150-167.

5. Дыльнов Г.В. Становление российской государственности. Саратов, 1992.

6. Барзилов С.И. Взаимодействие социальной и политической систем современного общества: дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 1992.

7. Бюллетень государственного Высшего аттестационного комитета РФ. М., 1998. № 3. С. 56-57.

8. Современное Поволжье: региональное развитие в ситуации социокультурного пограни-чья // Мат-лы междунар. науч. конф. / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 1999.

9. Политология / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 2002.

10. ЧернышовА.Г. Регион в системе политических отношений российского общества: дис. ... д-ра полит. Наук. Саратов, 2000.

11. Данилов М.В. Политизация общества в постсоветской России: институты, технологии, циклы. Саратов, 2014.

12. Фомин О.Н. Политические механизмы регулирования общественных отношений: дис. ... д-ра полит. наук. Саратов, 2002.

13. Федотов А.С. Гражданское общество в России: параметры адекватной теории: дис. ... д-ра полит. наук. Саратов, 2004.

14. Вилков А.А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс: дис.....д-ра

полит. наук. Саратов, 1999.

15. Феномен многопартийности в российском обществе / кол. авторов. Саратов, 2006.

1 4 8 2015 • № 2(47)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.