Научная статья на тему 'Политическая наука в разных измерениях'

Политическая наука в разных измерениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ПОЛИТИКА / ПОЛИТОЛОГ / ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авдулов Н. С.

В статье содержатся размышления о том, кому и зачем нужна политическая наука, как изменить состояние политологических исследований, как обеспечить повышение влияния на политическую практику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая наука в разных измерениях»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 32

АвдуловН.С., д. ф. н, проф. (СКНЦЮФУ) ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В РАЗНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ

В статье содержатся размышления о том, кому и зачем нужна политическая наука, как изменить состояние политологических исследований, как обеспечить повышение влияния на политическую практику.

Ключевые слова: Политическая деятельность, юридическая наука, политика, политолог, функции политической науки, политическая реальность.

Кризисные явления общества усиливают интерес к политической власти, к ее деятельности и поведению. Порой обоснованно, а порой и необоснованно все проблемы, все трудности соотносят с действиями органов политической власти. В них видят как источник, так и надежду на преодоление нагрянувших бедствий. На вопрос о том, в какой мере эти упования имеют под собой твердую почву, может ответить политическая наука, призванная давать знания сущности, содержания реальных возможностей и способов деятельности политических институтов власти. Это важно и нужно знать как тем, кто находится у политического руля, так и тем, кто находится от него в отдалении.

Известно, что политическая наука изучает политическую реальность, которая охватывает чрезвычайное многообразие отношений, процессов, явлений, институтов, мотивов, форм, методов, технологий, процедур. Чтобы судить о том, в какой мере политическая наука адекватно отражает, исследует, познает самые разные грани, стороны, проявления политической деятельности, следует в суждениях о самой науке осуществлять многомерный, как принято сегодня считать, системный подход.

Так, в свое время Л.Н. Толстой в правилах для развития обдуманности писал: «Всякий предмет осматривай со всех сторон. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано и который из этих способов лучший. Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него следствия»1. Эти слова, в определенном смысле,

1 Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1985. С. 21. Т. 21.

132

можно отнести и к политической науке. Обдумывание, осмысление проблем современной политической науки предполагает знание ее состояния, ее направленность, методологическую вооруженность, кадровый состав, результатов исследований, иметь необходимый масштаб измерений, критерий ее эффективности. Под измерением понимается такой «вид познавательной деятельности, в результате которой определенные объекты получают количественные характеристики»1. И не только количественные, но и качественные характеристики. Без качественной характеристики любого объекта, предмета, явления, будь-то политическая деятельность, или политическая наука невозможно получить представления о количественных параметрах. Ведь количественные параметры касаются внешних признаков объекта и не затрагивают его сущностную определенность, без чего легко перейти при характеристике из одной предметной реальности в другую, подменить предмет изучения. Это достаточно хорошо просматривается при изучении проблем политической науки. Если сущность есть «внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве в их многообразных и противоречивых форм его бытия»2 , то политическая наука призвана постигать сущность политической деятельности, раскрывать ее социальную направленность и обусловленность. Однако сущность политической деятельности не лежит на поверхности, более того, чаще всего

о ней как политики-практики, так и ученые-политологи определенной ориентации стремятся умолчать, обойти, закамуфлировать, всячески утаивать, скрывать, заслонить ее чисто внешними, поверхностными, обманчивыми сведениями. Без выявления и открытого признания того, чьи интересы выражает и защищает та или иная политическая структура политическая наука не выполняет своего основного назначения и по своей сути перестает быть наукой, превращается в политическую идеологию, в аполитику той политической силы, которая находится у власти. Наука не должна закрывать глава на наличие глубочайшей дифференциации общества, на наличие в обществе многих различных социальных слоев, групп, имеющих свои интересы, установки, потребности, как правило, противоречивых, несовпадающих. В таких условиях политическая власть, ее деятельность обычно, отдает предпочтение интересам одних социальных групп за счет, в ущерб другим. И политическая наука не вправе об этом молчать, ее задача и заключается в том, чтобы исследовать реальное содержание политической деятельности, отвечать на вопрос: Кому эта власть служит, кого обслуживает. Не отвечая на

1 Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 90. Т. 2.

2 Там же. Т.3.

этот и связанные с ним вопросы, политическая наука заслуживает однозначно отрицательного измерения. Она становится источником политических мифов, демагогии и рассадником обмана. Она имитирует познавательную деятельность, а на самом деле становится средством манипуляции сознанием людей, вводит людей а заблуждение к выгоде тех кто у власти, кто осуществляет политическую деятельность. Без изучения сущности, закономерностей, социальной направленности политической структуры наука сводится к комментариям политических решений, программ, деклараций, в которых содержатся чаще всего обещания, намерения, маскирующие подлинный смысл и далекие от реальных политических целей и действий. Сущностное, содержательное измерение политической науки можно принимать как базовое, основополагающее и заключается оно в том, чтобы мерить состояние науки способностью ее познавать истинный, социальный смысл политической деятельности, как в прошлом, так и в настоящее время и тем самым вырабатывать ориентировку для действующих политических сил. Политическая наука не может ограничиваться сбором и истолкованием конкретных фактов, раскрывающих некоторые характерные черты и особенности политической системы того или иного общества. За обилием фактов порой скрывается смысл, истина о том, в чьих интересах выстроена и функционирует политическая власть, чьи интересы она выражает и защищает, трудно отличить причину от следствия, победу от поражения, правду от лжи, честную политику от спекуляций. Без научных представлений о реальном содержании политических действий сама политическая деятельность приобретает произвольный, непоследовательный, волюнтаристский характер, способный нанести обществу колоссальный вред, вызвать огромные жертвы и разрушения, обрекать людей на нищету и унижения, на пассивность и безразличие к политике.

Политическая наука, естественно, также не может быть сведена только к базовому измерению, к изучению сущности и закономерностей политической деятельности, она охватывает широкий круг многообразных политических явлений, процессов, всех возможных причин и следствий.

Как политика пронизывает в современных условиях буквально все сферы жизнедеятельности общества, так и политическая наука сориентирована на изучение множества связей и взаимодействий политической деятельности с экономикой, правом, культурой, нравственностью, экологией, глобальными проблемами, включая новые вызовы криминального характера, такие как терроризм, наркоагрессия, киберпреступность, пиратство, коррупция. По мере усложнения общества возрастает количество факторов, которые приходится изучать и учитывать при

решении непростых политических задач. Проблематика политической науки непрерывно расширяется и это служит важным основанием для ее измерения, для сравнения и выявления соответствия реальных политических проблем и получивших научное осмысление. Наука призвана быть на уровне запросов политической практики, отвечать на вопросы, выдвигаемые самой жизнью. Скажем, почему при больших урожаях на планете увеличивается количество голодающих1, а в Российской Федерации растут цены на хлеб. Почему при огромных масштабах жилищного строительства очередь на получение служебного жилья во многих регионах не сокращается. Почему несмотря на политические установки

о преодолении инфляции или коррупции масштабы ее не уменьшаются. Почему в условиях административного реформирования управленческий аппарат растет? И таких почему возникает великое множество, на которые не всегда можно получить ясный, научно обоснованный ответ, а не выслушивать легковесные рассуждения политических обозревателей и комментаторов. И в то же время, по мнению специалистов, «набирают силу научные исследования, пишутся монографии и учебники, зарождаются научные школы, формируются центры, все больше становится факультетов и отделений подготовки профессиональных политологов и т.д.»2. Так, за период с 1990-2007 г. было защищено 672 докторских и 3504 кандидатских диссертаций3.

По сравнению с 2005 г. число диссертационных советов в России выросло с 53 до 67, в стране около 100 высших учебных заведений, прошедших лицензирование на право ведения образовательной деятельности по политологии4 . Эти цифры впечатляют и служат показателями измерения кадрового и организационного потенциала политической науки. В фундаментальной книге Я.А. Пляйса дается также краткий обзор тематической направленности политологических исследова-

-58

ний5 , из которого вытекает вывод о том, что значительная часть посвящена изучению политических идеологий, и мало уделено изучению политической практики в современных условиях. Чтобы в полном объеме судить о тематическом содержании современной российской политической науки важно учитывать сложность, многообразие самой политической практики, политизированность всех сфер жизни общества.

1 Российская газета. № 84. 13 мая 2009.

2 Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М, 2009. С. 28.

3 Там же. С. 45.

4 Там же. С. 51,388-391.

5 Там же. С. 363-385.

В политическом обиходе широко используются такие понятия, как экономическая, социальная, культурная, промышленная, аграрная, финансовая, демографическая, национальная, образовательная, инвестиционная политика. Межгосударственные отношения призвана регулировать внешняя политика, внутригосударственные отношения относятся к внутренней политике. Пространство политической деятельности как объекта политической науки обширно и многообразно и не случайно при обсуждении и решении тех или иных проблем ссылаются на наличие или отсутствие соответствующих политических установок, а заодно и научных разработок. Так, в периодической печатью зачастую можно встретить сетования об отсутствии научно обоснованной промышленной, аграрной, научно-технической политики. В ряде случаев выражается неудовлетворенность концепцией государственной национальной политики. Естественно, в обществе в условиях непрерывного реформирования, модернизации политическая наука не поспевает за отслеживанием тех изменений, которые требуют вносить существенные поправки в политическую практику. Политические решения быстро устаревают, теряют свою регулирующую роль и порой становятся тормозом на пути социально-экономических преобразований. В таких случаях политическая наука призвана выступать источником новых взглядов, новых подходов, новых идей, вооружать политическую практику новыми политическими ориентирами и тем самым расширять, углублять, конкретизировать представления о новой политической и социальной реальности. Способность политической науки выполнять свои функции, служить линейкой ее измерения, дает основания судить о ее состоянии и уровне развития. «Другими словами, политология как дисциплина непрерывно расширяет круг своих интересов и перечень вопросов, которыми ей приходится заниматься. А политик, если он собирается оставаться на уровне своей компетенции, обязан все время расширять круг информации и понимание тех обстоятельств, на которые ему приходится опираться в процессе принятия решений»1 .

Всякая политическая деятельность может быть представлена как анализ и разрешение конфликтов достижения компромиссов и консенсуса. Не случайно, в последнее время получило развитие такое направление политической науки как конфликтология. В действительности, взаимоотношения в обществе, всегда порождают несогласие, несовпадение, противопоставление интересов и устремлений и в задачу политиков входит обязанность разобраться в конфликтной ситуации и

1 Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М, 2000. С.

найти способ выхода из нее. Политическая наука вооружает не только методами анализа, изучении причин, характера, особенностей всякого политического конфликта, но и дает знания того, как находить согласие, достигать компромисс, утверждать устойчивость в политических отношениях.

Как и всякая научная дисциплина, политическая наука должна иметь соответствующую методологическую и инструментальную основу. Большинство политических исследований базируется на декларации

о системном подходе, требующем широкого охвата факторов, влияющих на характер политической деятельности. На самом деле, в строгом смысле, системный подход в политической науке еще не нашел адекватного применения. «Системный анализ в политологии - это анализ систем, содержащий и феномен идеальной власти, и все те связи, которые представляются наиболее значимыми в процессе принятия политических решений, и превращает «идеальную» власть в реальную. Преодоление субъективизма и конониза-ции основных влияющих факторов - важнейший шаг в превращении политологии в полноценную гуманитарную дисциплину. Другими словами, системный анализ предполагает некую процедуру другого типа модельного описания, другого редукционизма, в котором на первую позицию выдвигаются связи между отдельными частями системы»1 . Системный подход в политической науке позволяет преодолевать выпячивание одних факторов и умолчание других, смешение причин и следствий, фактов и мнения о фактах и тем самым может служить показателем измерения политических исследований. В отечественной политологии осознается «опасность фак-тофикаторства - регистрации феноменов политической реальности без проникновения в их смысл. Не менее опасным признано аналитическое хамелеонство - холуйское подлаживание социальных наук под изъяны «державной власти»2 , или рабское следование навязчивой идеи, так называемый концепции, в угоду которой подбираются одни сведения и отбрасываются другие. Субъективизм в политологических исследованиях лишает политический подход ее статуса. И в этом случае количественное измерение в виде опубликованных монографий, статей, тезисов не всегда дает истинное представление об эффективности влияния науки как политическую практику. В этом проявляется порой нигилистическое отношение политических деятелей к науке, а также ученых -политологов к политической реальности. Абсолютизация цифровых показателей развития политической науки может давать искаженное

1 Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. М., 2000. С. 26.

2 Макаренко В.П. Русская власть. Ростов н/Д, 1998. С. 3.

представление о масштабах и эффективности политологических исследований. Индекс цитируемости также не всегда отражает эффективность научных исследований. «Оценку ученого по цитируемости его работ можно «было бы проводить только в том случае, если бы можно было жестко проконтролировать, что каждый автор, опирающийся на чью-то предшествующую работу, обязательно ее цитирует. Но такого контроля нет, и маловероятно, что он когда-нибудь будет. Известно множество случаев, когда люди явно опирались на опередившие их работы, но не ссылались на них. Мотивация таких авторов понятна: не упоминая о предшественниках, они надеются выдать свои работы за первооткрытия»1 . Кроме индекса цитирования судить о политической науке можно также по участию в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, по разработкам концепций, программ, проектов, сценариев разрешения политических проблем.

В политической науке, как в других общественных науках, в последнее время, широкое применение получили всевозможные опросы, как устные, так и письменные, тесты, экспертные оценки. Не отрицая их познавательных возможностей, следует заметить о необходимости различать мнения и знания. В результате опросов, обычно, выявляются не знания, а мнения, в которых преобладают оценочные суждения. По одним результатам опросов, навряд ли можно, получить научные представления. Для этого нужно использовать весь известный арсенал исследовательских процедур таких как анализ документов, анализ материалов периодической печати, наблюдение. Следовательно, еще одним измерением политической науки может быть такой показатель, как арсенал исследовательских методов. Чем он богаче, тем больше вероятности получать достоверные знания о политической реальности.

Развитие политической науки предполагает обогащение понятийного аппарата, уточнения общеупотребляемых категорий. Ведь всякое научное исследование требует придерживаться принципа определенности, то есть одного и того же смыслового содержания употребляемых знаков. Без этого трудно, а порой невозможно понять, осмыслить ту или иную политическую реальность. Неоднозначность, недостаточная проясненность терминов может стать барьером на путях поиска истины. Размытость понятий напоминает испорченный инструмент. Понятийный аппарат политической науки можно рассматривать как важный признак ее состояния и возможностей.

Решающим условием эффективности политической науки, как и любой науки, является мировоззренческая, нравственная, профессио-

1 Броневой И. Цифровой синдром. Газета «Поиск». 2008. № 45-46. С. 6

138

нальная позиция ученого-политолога. Естественно, как политическая наука в целом не может развиваться в «башне из слоновой кости», дистанцируясь от политической реальности, так и политолог всегда ангажирован, поскольку так или иначе привержен определенным ценностям. В политологии, в политике, «и как любой профессии, здесь есть свои мастера и дилетанты, люди незаурядные и обычные приспособленцы, если не сказать проходимцы. Это тяжелая работа, содержащая в себе огромные риски. Чем выше положение, тем больше ответственность. Ведь иногда от политического решения зависят судьбы миллионов»113.

Политическая наука призвана раскрывать и разрабатывать механизм взаимодействия политики и нравственности, прояснять нравственное содержание политической деятельности. Если в политике нравственно все то, что несет благо народу в целом и каждому отдельному человеку в частности, то в политической науке нравственно все то, что приближает к истине, дает целостное представление о политической реальности и тем самым вооружает людей знанием, пониманием и умением создавать условия, достойные для жизни человека. Политическая наука, как и политическая деятельность многомерны, ответственны за положение дел в обществе и несут в полной мере ответственность за то, что происходит в стране, полны рисков и требуют мужества и самоотверженности.

УДК 323.17

Пугачев С.А., советник посольства РФ в Киргизии

КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается понятие безопасности с точки зрения ее сложности и многоуровневости, подчеркивается, что в современной концепции этого понятия на передний план выдвинулись политические меры, необходимость политико-правовыми средствами и методами разрешать межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные конфликты в различных регионах мира.

Ключевые слова: безопасность, идентичность, этнос, межэтнические, межконфессиональные конфликты.

1 Политика не терпит мещанства //Российская газета». 2009. 3 апреля.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.