Научная статья на тему 'Политическая наука Приморья'

Политическая наука Приморья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая наука Приморья»

А.М. КУЗНЕЦОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ПРИМОРЬЯ

Политология получила официальное признание в нашей стране сравнительно недавно и процесс ее формирования в центре и в регионах проходит все еще несинхронно. Приморский край является в настоящее время одним из наиболее политизированных регионов России. Такое положение накладывает особые обязательства на специалистов, призванных изучать общее содержание и особенности политических процессов в крае. Однако анализ современного состояния политологии в Приморье показывает, что процесс ее становления еще не завершен.

В течение длительного периода изучение вопросов политики в крае осуществлялось специалистами различных гуманитарных дисциплин, в первую очередь обществоведами, историками и востоковедами, в соответствии с базовыми принципами каждой из областей знания. Эти исследования позволили представить общую политическую ситуацию включения Приамурья и Приморья в состав России и установить некоторые особенности исторического развития региона, оказывающие воздействие на современные политические процессы. Приоритетное значение в течение советского периода традиционно играли работы, освещавшие политику КПСС в отношении различных сфер жизни края. В вузах Приморья, прежде всего в Дальневосточном государственном университете и ведущем академическом учреждении - Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР в этот период были сформированы кадры обществоведов, призванных решать эти задачи.

Коренное реформирование политической жизни страны вызвало необходимость изменения содержания политологических исследований и их методологических принципов. Понимая эти задачи, руководство ДВГУ приняло решение создать в университете в декабре 1990 г. кафедру политологии, а затем в сентябре 1991 г. факультет политологии, который объединил все бывшие кафедры общественных наук. С этого времени начинается новый этап формирования политологии в крае. Развитие факультета проходило в сложных условиях, когда требовался коренной пересмотр практически всего прежнего опыта, а для знакомства с состоянием зарубежной политической науки катастрофически нехватало литературы. Важное значение в становлении молодого факультета сыграла поездка большой делегации его преподавателей на стажировку в Университет Калифорнии (г. Сакраменто) США в 1992 г. На первом этапе развития факультета большое значение уделялось разработке учебных пособий, рекомендаций и другой учебно-методической литературы (50; 36; 37). Свою роль в развитии новой специальности сыграли ежегодные студенческие конференции, встречи с известными политиками федерального и регионального уровня.

Активизация политической жизни страны не могла пройти мимо и специалистов Института истории ДВНЦ АН СССР, а затем ДВО РАН. При этом они сначала рассматривали их как новые направления в рамках исторических исследований и исторической методологии (22). Одним из новых видов научной деятельности Института в этот период стало проведение теоретических семинаров в виде круглых столов. Наиболее близким к проблемам политологии был круглый стол "Тоталитаризм как исторический феномен" (октябрь 1995, руководители Н.В. Шинковская и Е.В. Васильева), участники которого рассмотрели общие вопросы тоталитаризма и его проявления в различных сферах жизни общества (78).

В 1996 г. в Дальневосточном государственном университете было принято решение создать на базе факультета политологии новую учебную программу по международным отношениям. В результате договора с МГИМО был открыт Владивостокский институт международных отношений Азиатско-Тихоокеанского региона, в структуру которого, наряду с факультетом международных отношений, вошел реорганизованный факультет политических наук и социального управления. В рамках Института были созданы две кафедры политологической направленности: теории и истории политики и теории и истории политических процессов стран Азиатско-тихоокеанского

региона и Дальнего Востока России. На кафедрах открыта аспирантура и докторантура по специальности теория и история политики. Важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов-политологов сыграл также специализированный ученый совет ДВГУ по защите кандидатских диссертаций по политологии.

В Тихоокеанском институте политики и права Дальневосточного государственного технического университета была создана кафедра политических процессов. В Техническом университете также был открыт специализированный совет по защите кандидатских диссертаций.

Организационный процесс в Институте истории ДВО РАН завершился созданием в 1996 г. Центра изучения социальной истории и политики (руководитель - Ващук А.С. ). В качестве одной из приоритетных задач Центра обозначено исследование темы "Политические партии и общественно-политические движения в Приморье в первой половине 90-х гг. ХХ в".

Таким образом, в настоящее время в Приморском крае сформировались три основных политологических центра: Владивостокский институт международных отношений АТР Дальневосточного государственного университета, Тихоокеанский институт политики и права Дальневосточного государственного технического университета и Центр изучения социальной истории и политики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Основным направлением деятельности специальных факультетов вузов является преподавание политологии. В течение первой половины 90-х годов ощущался острый недостаток в учебной литературы по дисциплине. Для того чтобы обеспечить студентов необходимыми учебными пособиями, надо было разрабатывать их своими силами. Эту задачу отчасти решали различные сборники методических материалов (50) и пособия Г.П.Овраха (36; 37). В своих пособиях автор систематизировал материал по данным проблемам, содержащийся в русскоязычной литературе. Так, в "Теории социального и политического конфликта" излагаются взгляды Л. Козера, К. Болдинга, Р. Дарендорфа и других исследователей, касающиеся конфликтологии. Одна из глав работы посвящена политическому конфликту, определяемому как "столкновение противоположных сил, взглядов, в основе которых лежат несовместимые интересы и цели, субъектами которых могут быть государства, этносы, классы, социальные группы, политические партии". (36, с. 80). В развитии конфликта в пособии предложено выделять следующие стадии: 1) оформление отношений сторон по поводу

возникновения противоречий в конкретных их формах; 2) определение стратегических целей и тактических форм борьбы сторон для разрешения противоречий, с учетом общей ситуации, возможностей применения насилия или иных мер; 3) вовлечение в борьбу других участников; 4) нарастание борьбы вплоть до кризиса; 5) переход одной из сторон к практическому применению силы; 6) развертывание вооруженного конфликта. (36, с. 80). В качестве основных причин конфликтов Г.П. Оврах рассматривает биологические (концепция Ч. Дарвина и расистские теории) и социально-экономические факторы (социальная стратификация и т.д.). Поведение людей в конфликтах систематизируется как стратегия и тактика "ястреба" (стремление к победе любой ценой), "страуса" (попытаться уйти от конфликта), "голубя" (любые уступки для выхода из конфликта) (36, с. 86-92).

Несмотря на то, что в последние годы уже появилось достаточное разнообразие учебников по политологии, внедрение новых форм образования потребовало создания новых видов учебной литературы. Одной из таких новых форм является дистанционное обучение. По заявке Тихоокеанского института дистанционного образования ДВГУ Г.П. Оврах подготовил новый учебник по политологии (39), отличающийся насыщенностью различными диаграммами, схемами и таблицами. Значительно расширено количество контрольных вопросов к каждой теме.

Вышли также в свет учебные пособия по проблемам западной демократии (29) и политической ситуации в некоторых странах азиатско-тихоокеанского региона (11). Как интересный опыт можно отметить также подготовку преподавателями Владивостокского института международных отношений ДВГУ учебника "Введение в обществознание для абитуриентов" (21), где в разделе "Современные цивилизации и политическая жизнь" кратко освещаются основные понятия и проблемы политологии.

Политическая наука в Приморье развивается преимущественно по трем основным направлениям: 1) проведение специальных конференций; 2) публикация научно-исследовательских работ и 3) подготовка диссертаций. В вузах, как уже отмечалось, наиболее распространенными являются студенческие научные конференции, в которых принимают участие и преподаватели факультетов: "Теория и практика политических

процессов стран АТР и Дальнего Востока России" (76), "Социально-экономические и политические процессы в странах АТР" (ДВГУ, 1997), "Региональная элита в условиях политической модернизации" (ДВГТУ, 1999), "Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае. История, современность, тенденции развития" (28).

Опубликованная приморскими политологами литература делится на две основные группы: по проблемам общего характера и по региональным вопросам. В первой группе работ сравнительно немного. Среди них особо следует выделить монографию М.Ю. Шинковского, посвященную актуальной и мало исследованной проблеме становления политического режима в российских регионах (89). Автор сосредоточил свое внимание на следующих аспектах проблемы: критерии определения региона, регион как объект политологического анализа, соотношение федерализма и демократии, политическая типология российских регионов, региональный политический процесс, соотношение "федеральный центр - регионы", глобализация как явление и процесс, глобализация и развитие российских регионов и накоторых других.

Справедливо указав, что региональная проблема не локализована в экономической, культурной или политической сфере, но пронизывает все стороны российской жизни (89, с. 316), автор привлекает обширный материал по своей теме, включая анализ правовых актов, политических документов, экономических данных. Значительное место в работе занимают публикации из периодической печати, зачастую впервые систематизированные и обработанные автором. Концепция М.Ю. Шинковского построена на некоторых положениях системного анализа, идеях социального пространства и социальной коммуникации. Рассмотрев различные подходы к определению понятия "регион", автор предлагает собственную концепцию региона как "территории в административных границах субъекта Российской Федерации, которая характеризуется следующими системными чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления" (89, с. 17). Современные субъекты Федерации Шинковский рассматривает как наследие советской территориально-административной системы с особой организацией пространства, проявляющейся в "универсальности властно-силовых отношений", складывающихся по схеме: административный город -примыкающая периферия (89, с. 32-33). "Нынешнее состояние регионов -это такая метаполитическая ситуация, в которой привычные

представления о политике неприложимы... " (89, с. 38). Автор глубоко уверен, что регионализация является единственным вариантом развития страны, так как она стоит перед вызовом глобализации. Вместе с тем Шинковский считает, что Федерация в современном виде слишком громоздка и предложил уменьшить число субъектов Федерации до 11, отказавшись при их создании от границ национального деления. Важно отметить, что автор не видит внутренних возможностей развития нашей политической системы: по его мнению, только усвоение демократических институтов, в частности, выборов, дает возможность для демократического и федерального развития.

Изменение положения регионов заставляет автора предложить новые критерии их классификации: "В основу предлагаемых паттернов российского постсоветского регионального политического развития предлагается поместить реакции региональной системы власти на инновации, внедряемые в нее в результате демократической, федеративной трансформации" (89, с. 81). В целом политический процесс в регионах, по мнению автора, характеризуется тем, что "происходит постепенная замена в политическом пространстве субъектов Федерации партийных механизмов его организации механизмами номенклатурной консолидации и самоорганизации, которым начинают подыгрывать, а иногда и просто заигрывать, федеральные лидеры" (89, с. 103).

По признаку отношения губернаторов к реформам М.Ю. Шинковс-кий выделяет две полярные группы: регионы, где преобладает их поддержка (Санкт-Петербург, Нижегородская, Ростовская, Калининградская, Омская области, Республика Чувашия) и регионы, где преобладает ориентация на сохранение прежнего положения (Ульяновская, Воронежская, Тульская области, Краснодарский и Ставропольский края). Политика губернаторов второй группы объясняется тем, что они тесно связаны с региональным хозяйственным лобби. Основную часть регионов автор располагает между двумя этими основными полюсами (89, с. 195-196).

В связи с вызовом глобализации, как полагает М.Ю. Шинковкий, важную роль для страны играет внешняя деятельность регионов. Он выделяет несколько типов их открытости: центральный, характерный для наиболее развитых регионов (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская области), проэкспортного типа (Тюменская область, Республики Коми, Хакасия), приморский или приграничный (45 приграничных регионов) (89, с. 230-231). В заключение Шинковский отмечает, что рост самостоятельности региональной власти

актуализирует проблему реализации внутренних потенций региона. Сегодня созидательный потенциал сильнее в российских регионах, "федеральному центру необходимо использовать этот потенциал для прогресса и процветания России" (89, с. 318).

В целом, оценивая монографию М.Ю. Шинковского, хотелось бы отметить, что она освещает очень важные аспекты политического развития нашей страны. Автору удалось проанализировать формирование институтов власти в регионах и основные черты происходящих там политических процессов; он не просто описывает, но типологизирует участников этих процессов и сами процессы. Однако работа несвободна от некоторых недостатков и не совсем обоснованных положений. Так, не понятно, почему губернаторы, впервые почувствовавшие вкус власти, должны обязательно принять идею федерализма. Не совсем убедительны его выводы о роли неолибаральных идей в крушении СССР и о готовности мира к полному и безусловному их принятию. В данном случае М.Ю. Шинковский сближается, скорее, с приверженцами политического идеализма. Не всегда основные положения его концепции четко сформулированы и выделены. Очевидно, мы еще не готовы быстро осмыслить все процессы, которые переживает Россия последние 10 лет. Решить эту задачу можно будет после того, как появятся новые исследования, развивающие и дополняющие работу рассматриваемого автора.

Своеобразным дополнением к монографии М.Ю. Шинковского стала работа И. Д. Саначева "Муниципальная теория и некоторые вопросы строительства местной власти" (63). Занимаясь преимущественно вопросами государственного и муниципального управления, И.Д. Саначев опубликовал также серию статей по оценке политического положения в Приморском крае (56-59; 64-66). Книга дает общее представление о муниципальной власти, противоречивые отношения которой с региональными лидерами неоднократно отмечает М.Ю.Шинковский. Современное положение дел в данной области, как полагает Саначев, ярко характеризует ситуация, связанная с содержанием понятия "местная власть", которое на практике часто подменяется другими: "местное самоуправление" либо "местное управление". Местная власть, по его определению, - "это система управления городом или селом (сельской территорией), предназначенная для их развития и защиты, удовлетворения гражданами города, села, сельской территории своих потребностей, организации выполнения функционального

предназначения города, села (сельской территории), включая сюда и обязанности перед государством" (63, с. 16).

Эта власть может различаться в своих конкретных формах в зависимости от территориальных форм и видов хозяйства, в которых она формируется. В работе выделяются городские формы местной власти (единая, общегородская и районная) и сельские (сельских поселений и территорий). И.Д. Саначев считает необходимым разделение этих двух форм сельской местной власти, так как в принятом 28 августа 1995 г. Законе РФ "Об общих принципах местного самоуправления" они определяются как единая категория - муниципальные образования. Не удивительно, что главы администрации районов требуют подчинения со стороны сельских, поселковых администраций, что противоречит, в принципе, положению о муниципальных образованиях и порождает конфликты по поводу разграничения их компетенции. Причину такой ситуации автор видит в том, что местное самоуправление вводилось просто ради идеи такого управления (63, с. 23).

Местная власть, считает Саначев, может возникать в результате прямого государственного управления местным сообществом, путем реформ или самоорганизации граждан. Последний вариант возможен в случае отсутствия сильной вертикали государственной власти.

В свою очередь, местным самоуправлением автор предлагает называть "право и реальную способность граждан, проживающих в границах местного сообщества, самостоятельно и под свою ответственность создавать органы местной власти, решающие вопросы, отнесенные к их ведению в результате исторически сложившегося разделения сфер компетенции и полномочий с государственными органами" (63, с. 47). В зависимости от отношения к местному самоуправлению предлагается разделять две группы государств:

1) государства, в которых идеи самоуправления глубоко коренятся в самом социальном, идеологическом и психологическом устройстве общества, что исключает полностью или почти полностью какое-либо вмешательство государства в дела местного самоуправления;

2) страны, где местное самоуправление целиком и полностью зависит от воли государства допускать или не допускать оные.

Поскольку за последние семь лет в России государство трижды кардинально перестраивало систему местного самоуправления, то она яркий пример государства второй группы (63, с. 48).

На этой основе И.Д. Саначев делает вывод: "Политические и - в значительной степени - идеологические основы местного

самоуправления в России сегодня очень слабы, что обеспечило лидерам многих субъектов Федерации возможность осуществлять откровенный произвол по отношению к местному самоуправлению" (63, с. 74). Это стало возможным, так как, отмечает автор, в нашей стране сейчас нет не только основ местного самоуправления, но и условий для нормального функционирования местной власти. Автор пишет: "В целом можно сделать вывод, что важнейшие элементы, так называемого местного самоуправления в России отсутствуют, и, поскольку исторически их никогда не существовало, можно говорить о том, что сама идея перенесения в Россию многих институциональных элементов полного местного самоуправления оказалась утопической" (63, с. 85). На этом основании Саначев считает более жизнеспособной идею восстановления смешанной формы местного управления, существовавшую ранее.

В целом не лишена оснований идея И. Д. Саначева о разграничении понятий "местная власть" и "местное самоуправление". Наиболее дискуссионными представляются положения работы, рассматривающие место и значение смешанной формы местной власти, которые характеризуются как крайне неустойчивые. Исторический опыт России показывает как раз другое. В течение длительного времени (вплоть до начала ХХ в.) в аграрной стране, которой она являлась, ведущей формой сельской организации являлась крестьянская община, которую И. Д. Саначев и рассматривает в качестве наиболее идеальной основы местного самоуправления. Через уездные органы автономная община включалась государством в общую систему власти. Поэтому в стране есть достаточно длительный опыт местного самоуправления, другое дело, что эта традиция была прервана сначала реформой П. А. Столыпина, а затем советской властью.

Что касается вопроса функционирования законодательных (представительных) органов власти регионального уровня, то этой проблеме была посвящена, как уже отмечалось, специальная научная конференция, состоявшаяся во Владивостоке в октябре 1999 г. Среди организаторов этой конференции - Дума Приморского края и Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. В докладе С.А. Дудника и Б.И. Уманца прослежен процесс формирования Думы Приморского края и основные итоги ее работы (25). В.Л. Ларин дал оценку роли власти Приморья в развитии регионального взаимодействия в Северо-Восточной Азии. По его мнению, у Приморья и других дальневосточных территорий России нет иного выбора кроме развития экономических связей с азиатскими соседями. Беда же в том,

что "на сегодняшний день действия всех ветвей власти в этом направлении не упорядочены, непоследовательны...". Положение усугубляется политикой Центра, так как "нынешние политические реалии в России таковы, что центр готов жертвовать и жертвует интересами Дальнего Востока" (35). Интересно социологическое исследование А.С. Ващук и Е.А. Плаксен об отношении и восприятии законодательных органов власти населением Приморья (1992-1998 гг.). Политическая пассивность и отсутствие веры в эффективность демократических институтов проявилось уже во время выборов в краевую Думу, которые состоялись только в 20 из 39 округов (20).

Монография приморских авторов В.Ф. Печерицы и Д.Ю. Алексеева "Российский солидаризм: теория, история, современность" посвящена одному из мало исследованных в отечественной литературе вопросов - возникновению и деятельности Народно-Трудового Союза российских солидаристов. Более известная как НТС эта организация является одной из старейших ныне существующих политических организаций. Замысел работы возник на базе исследования В.Ф. Печерицы истории восточной ветви российской эмиграции. В поле его интересов оказались представители евразийства и солидаристы и под его руководством изучением политического содержания их концепций занялись Д.Ю. Алексеев и К.В. Пишун.

Как показывают В.Ф. Печерица и Д.Ю. Алексеев, теоретические истоки солидаризма относятся к Х1Х в. и связаны с развитием биологической науки. Именно в этой области знаний были сформулированы основные принципы развития: конкурентная борьба и взаимопомощь. Солидаристы отвергли первый принцип и сделали идею взаимопомощи, солидарности основой своего учения. Наиболее сильные позиции идеология солидаризма приобрела во Франции, начиная с А. Сен-Симона.

Развитие идей солидаризма в России, в первую очередь, связано с созданием политической организации - Народно-Трудовой Союз российских солидаристов. Его основатели, в частности С.А. Левицкий, были выходцами из среды молодежи добровольческих армий А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Большевизм для них являлся смутой, добольшевистский период вызывал разочарование. Начало этой организации было положено на Объединительном съезде молодежных эмигрантских организаций 1-5 июля 1930 г. в Белграде.

Среди первых программных документов Союза был "Курс национально-политической подготовки". Как отмечают авторы

монографии, в этом документе прослеживается влияние взглядов И.А. Ильина. "Курс" содержит четкие "нереставрационистские" идеи. Руководство Союза взяло курс на свержение тоталитарного режима в СССР путем революции. В ее подготовке ведущая роль отводилась восстанию в стране, которое должен поддержать народ.

Наиболее драматичный период истории НТС, как отмечают Д.Ю. Алексеев и В.Ф. Печерица, связан с событиями Второй мировой войны. Известные факты "сотрудничества" членов НТС с немцами стали поводом для обвинения в профашистских настроениях Союза. Между тем на этот период официально НТС был распущен, чтобы не допустить его запрета. Рассматривая себя как "третью" силу, Союз выдвинул лозунг: "Ни со Сталиным, ни с иноземными завоевателями, а со всем русским народом". Поэтому члены НТС, реализуя свою программу, работали с населением временно оккупированных территорий, оккупационными администрациями, сотрудничали с А. А. Власовым, участвовали в Независимом русском правительстве. За свою деятельность некоторые члены Союза подверглись репрессиям со стороны немцев. После Второй мировой войны НТС пересмотрел свои программные документы, вобрал в себя новую волну эмигрантов из СССР, что приблизило его к реальной оценке положения в стране. К этому времени относится попытка сотрудничества с американской и английской разведками, но поскольку НТС отказывался предоставлять всю секретную информацию, этот союз был непродолжительным. Одним из лидеров НТС этого периода стал В.Ф. Поремский - председатель Исполнительного Бюро, который разработал "молекулярную теорию" революции в СССР. Общая идея этой теории, как пишут авторы работы, заключается в том, что бороться с тоталитаризмом могут только "молекулы", связанные между собой через зарубежный центр, а не организованное сопротивление. Со времени XX съезда КПСС деятельность НТС основывалась на идеях постепенного перехода нашей страны к демократии.

Систематизированное изложение Д. Ю. Алексеевым и В.Ф. Печерицей идеи солидаризма, взглядов идеологов НТС и противоречивой истории этого Союза, спектр оценок которой колеблется от обвинений в профашистских настроениях (В. Буковский), до пособничества КГБ (К.К. Черезов) представляет несомненный интерес. Вместе с тем обращает внимание, что оно подготовлено в основном на основе материалов НТС и его региональных отделений, публикаций журнала "Посев", мемуарах активных деятелей Союза. Как

представляется, такой набор исходных материалов свидетельствует об одностороннем подходе к проблеме.

Еще одна проблемная область, вызывающая интерес исследователей Приморья - международные отношения и ситуация на Дальнем Востоке. Попытку оценить внешнюю политику России на Дальнем Востоке предпринял сотрудник Института истории ДВО РАН Б.А. Ткаченко (77). Он пишет о "курильской проблеме", соглашении о размежевании морских пространств России и США 1990 г. и демаркации российско-китайской границы. Итогом исследования является вывод: "..внешняя политика правительств США, Японии и Китая более "рентабельна" для экономики этих стран, в интересах ныне живущих и будущих поколений американских, японских и китайских граждан" (77, с. 130).

Больший интерес вызывает проект создания на юге Приморья свободной экономической зоны, который получил название "Туманган" (Туманган - пограничная река между Россией и КНДР). Исследование проекта Туманган и его влияния на развитие Дальнего Востока России стало темой статьи И.Д. Саначева и его сотрудников (64). Согласно их оценке, смысл всех предлагаемых мероприятий отвечает стремлению Японии поставить под свой контроль ресурсы Северо-Восточной Азии. Ключевую роль в этих планах играют Транссибирская железнодорожная магистраль и реанимированная Китайско-Восточная железная дорога. Контроль над этими важнейшими транспортными магистралями будет определять развитие политической ситуации в регионе. Эту проблему исследует и В.А. Бурлаков (15, 16).

В двух специализированных диссертационных советах по политологии были защищены 9 работ на соискание ученой степени кандидата политических наук. Диссертация гражданина Республики Корея Чу Сечжона "Формирование российской многопартийности (на материалах Приморского края)" базируется на идее о том, что "многопартийность является важнейшим институтом правового демократического государства и гражданского общества", поэтому процесс демократизации в России неизбежно должен сопровождаться развитием новых партий (84, с. 3). Для нашей страны эта задача, по мнению диссертанта, тем более актуальна, что властные структуры перестали отражать общественные интересы. В работе отмечены такие негативные явления формирования многопартийной системы в современной России, как стремление ограничить партийную жизнь деятельностью партий в Москве, мистификацию федеральными партиями

положения дел в их региональных отделениях с целью преувеличения своего влияния. Процесс развития и деятельности политических партий в условиях Приморского края имеет свою специфику, которую автор определил следующим образом: пограничное положение региона, трудности поддержания связей с центральными районами страны, недостаточное внимание руководства к Дальнему Востоку, океаническая направленность большинства предприятий, предполагающая особые формы работы партийных активов, отсутствие отделений национальных партий, большое количество молодежи в крае, особые методы рекрутирования кадров. Все разнообразие политических партий и объединений, как в стране в целом, так и в Приморье, Чу Сечжон свел к трем основным типам: либерально-демократическому (Демократическая Россия, ЯБЛоко), социально-эгалитаристскому (КПРФ и левее ее), консервативно-государственному (ЛДПР, Держава и др.).

Партийные организации автор определил как аморфные малочисленные объединения, являющиеся скорее партийными клубами, поставленными перед угрозой вымирания. "Анализ документов местных организаций многих партий свидетельствует, что большинство из них оторваны от реальной жизни и основаны на общих, зачастую повторяющихся постулатах". Наиболее влиятельными партиями в крае признаны КПРФ, ЛДПР, Аграрная. Но и они "пока еще не способны использовать выборы как главное и высоко эффективное средство для продвижения своих представителей на государственные должности" (84, с. 35).

Российской многопартийности посвящена и диссертация исследование В.Г. Балковой "Политические партии в революционном движении на Дальнем Востоке". Автор обратилась к вопросу о роли политических партий в Гражданской войне, когда существовал, хотя и кратковременный, но реальный опыт функционирования различных партий. На Дальнем Востоке в это время были представлены кадеты, народные социалисты, республиканцы-федералисты, эсеры, социал-демократы. В течение первого периода Гражданской войны ведущие лидеры этих партий поочередно приходили к власти. В результате, отмечает В.Г. Балковая, к 1920 г. произошел перелом в массовом сознании, который можно определить как разочарование в политических партиях (10).

Анализу политических взглядов еще одной школы русской эмиграции, также искавшей свой "третий" путь, - евразийства посвящена работа К.В. Пишуна "Политическое учение евразийства (опыт системной

реконструкции и интерпретации)" (48). Интерес к этой теме вызван тем обстоятельством, что взгляды евразийцев формировались в условиях социального и политического катастрофизма, связанного с революцией и гражданской войной в России. Основу концепции евразийства автор видит в поиске базы для объединения и солидарности народов в едином евразийском миробытие и миросознании (48, с. 1). Из всего многообразия наследия этой школы К.В. Пишун выбирает идеи, имеющие отношение к ее политическому проекту, включающему геополитику, теорию государства и политическую антропологию. "Соборное единство" как политический принцип, в рамках данной работы, рассматривается в качестве органического соединения целого и его частей, которое воплощается в жизни человека" (48, с. 13) Идея соборности служит отправным моментом в концепции государства евразийцев, выливаясь в идеи государства-мира (реализация принципа общественной солидарности) и государства-правды (подчинения его началу вечности). Такое государство предполагалось строить на основе идеократии, когда правящий слой формируется по принципу преданности общей идее (48, с. 16). Одновременно должен был реализовываться и принцип демотии, предполагающий участие широких слоев населения в управлении государством, также как и самых низших территориальных структур. По оценке диссертанта, геополитические взгляды этой школы связаны с мыслями о "континентальном бытие России", "восточничестве" и необходимости целостной науки о России - "россиеведении».

Диссертация О.В. Ковальчук "Избирательная кампания в современном российском регионе (на примере Приморского края)" освещает вопросы теории и практики проведения выборов в Приморье. Все кампании такого рода автор подразделяет на 5 моделей: административно-командную, комплексную, маркетинговую, неструктурированную и организационно-партийную (32, с. 18). Оценивая роль политических партий и движений в Приморском крае, она делает вывод, что они утрачивают свое влияние, так как не выражают интересы избирателей, поэтому сокращается число избирателей, принимающих участие в голосовании. Многочисленность партий, их неустойчивость приводит к усталости избирателей от чрезмерной политической нагрузки и неготовности воспринимать новые политические идеи (32, с. 19). Политическая культура приморских избирателей характеризуется преобладанием "патриархально-традиционалистских норм и ценностей, отражающих низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм

регулирования жизни". В целом автор относит регион к числу неопределившихся в своей политической ориентации.

О.В. Ковальчук выделяет нетехнологический (1989-1994 гг.) и технологический периоды развития избирательных кампаний (с 1995 г). Первый период отличался высоким интересом электората к избирательному процессу, отсутствием или малым внедрением избирательных технологий. Второй этап характеризуется массовым привлечением политических консультантов и профессиональных организаторов кампаний, проработанностью стратегических линий. При этом наблюдается снижение активности избирателей.

Диссертация Бураковой Н.А. "Влияние дальневосточных интеграционных проектов на современный политический процесс России" рассматривает иностранное влияние на политический процесс. Хронологические рамки работы - с 1990 г. по настоящее время. В рамках рассматриваемой проблемы Буракова выделяет социокультурный и геополитический аспекты. Особенности развития политического процесса в дальневосточных регионах страны автор связывает с тремя основными факторами: экономической оторванностью Дальнего Востока от центра России, наличием в регионе Северо-Восточной Азии высокоразвитых государств, прежде всего Китая, Японии, Республики Корея, развитием сепаратистских настроений.

Основное внимание автор сосредотачивает на трех интеграционных проектах: "Сахалин", "Свободная экономическая зона Находка" и "Туманган". Дальневосточные регионы, заинтересованные в таких проектах, лоббируют принятие законов, направленных на развитие предпринимательства (14).

В диссертации Е.А. Постриганова "Лоббизм в органах государственной власти: специфика современного политического процесса в России и США" утверждается, что лоббизм в нашей стране существовал уже во времена сталинского правления. Е.А. Постриганов считает также, что советское общество сталинского периода нельзя считать полностью тоталитарным, так как оно "было разделено и стратифицировано на социальные классы и группы по определенным категориям, например, национальность, религия. Каждая из них имела собственные интересы и острые внутренние противоречия, что неизбежно влекло к конфликтам с другими группами" (54, с. 19).

Отсутствие государственного контроля за деятельностью групп давления, активное участие в лоббировании криминальных и полукриминальных элементов, применение нецивилизованных и

противозаконных методов, недостаточное осознание интересов со стороны лоббистов и государства - все это доказывает, по мнению автора, что лоббизм в России остается на стадии становления.

Диссертация А.Г. Артамонова "Этнополитические процессы в республиках Российской Федерации (1985 — середина 1990-х годов): анализ англо-американской политологической литературы" представляет еще редкие у нас исследования по этнополитологии. Автор анализирует зарубежные исследования о положении в России. Оценивая степень изученности за рубежом отдельных республик, диссертант показывает, что наибольший интерес у иностранных специалистов вызывают Чечня, Татарстан, Саха-Якутия и Дагестан (8, с. 7). А.Г. Артамонов делает вывод, что народ (этнос) - это категория, не имеющая политического содержания. "В национальных политических движениях от имени "народа" выступает принципиально отличная от него общность людей -нация". Основной признак нации здесь - наличие у данной общности государственности либо стремление к ней (8, с. 20). Этнос у данного автора - объективная категория, нация - продукт национального самосознания. В определении национализма он следует не российской, а западной традиции, определяя его как "примат национальной идентичности над требованиями класса, религии или человечества в целом" (8, с. 21). С точки зрения западных исследователей, республики Российской Федерации должны являться нациями, сама Федерация -асимметрична, так как дает одним нациям преимущества перед другими. Поэтому необходимо привести ее национально-территориальные единицы в соответствие с политическими реалиями. Общий итог работы А.Г. Артамонова состоит в следующем: "Англоязычные работы по теме в целом достаточно адекватно отражают постсоветскую действительность в российских регионах" (8, с. 22).

Работа Н.А. Царевой "Особенности политического процесса в Республике Корея: анализ трансформации политической системы" выделяет четыре этапа политического процесса в Республике Корея: традиционное общество, экономическая модернизация, политическая модернизация, процедурная демократия (82).

Следует отметить, что к политологической проблематике приближаются еще некоторые диссертационные исследования, посвященные проблемам новой и новейшей истории зарубежных стран, защищавшиеся в Институте истории ДВО РАН (40, 73, 78).

Таким образом, политическая наука Приморья представлена несколькими центрами, которые проводят исследования различных видов

и направлений. Определенное развитие получила политология как учебная дисциплина. Научная политология развивается в основном за счет диссертационных работ. Наиболее разработана в регионе тема власти на разных уровнях, исследуются политические учения российской эмиграции, политический процесс в странах Дальнего Востока, есть некоторые наработки в этнополитологии и незатронутой в данном обзоре политической антропологии. Однако простые количественные показатели и оценка всех опубликованных работ показывают, что это еще только начало, которое не позволяет говорить о формировании собственной политологической школы в Приморье.

Список литературы

1. Алексеев Д.Ю. В поисках НТС. // Посев. - 1995. - № 1.

2. Алексеев Д.Ю. Политологический анализ платформы НТС// Теория и практика политических процессов стран АТР и Дальнего Востока России. - Владивосток: ДВГУ, 1996. - С. 45-48.

3. Алексеев Д.Ю. Народно-трудовой союз российских солидаристов в условиях перехода к легальной деятельности // Известия Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 2. - С. 69-83.

4. Алексеев Д.Ю. Народно-Трудовой Союз российских солидаристов в борьбе против тоталитарного режима: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток, 1997. - 27 с.

5. Алексеев Д.Ю. Деятельность Народно-Трудового Союза российских солидаристов (НТС) в странах АТР// Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сотрудничество на рубеже веков. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. - Книга 2. - С. 130-132.

6. Алексеев Д.Ю., Печерица В.Ф. Российский солидаризм: теория, история и современность. - Уссурийск: УГПИ, 2000. - 182 с.

7. Артамонов А.Г. Теоретические основы изучения национализма (по материалам англоязычной политологической литературы) // Вопросы социально-демографической истории Дальнего Востока России ХХ века. - Владивосток, Изд-во ДВО РАН, 1999. -С. 178-194.

8. Артамонов А.Г. Этнополитические процессы в республиках Российской Федерации (1985 — середина 1990-х годов): анализ англо-американской политологической литературы: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток, 2000. - 22 с.

9. Артамонов А.Г., Крадин Н.Н. Составные части национализма (по материалам англоязычной политологической литературы)// Молодежь и научно-технический прогресс: Материалы конф. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. - С. 52-53.

10. Балковая В.Г. Политические партии в революционном движении на Дальнем Востоке России: Автореф. дисс. канд. полит. наук. - Владивосток, 1998. - 29 с.

11. Безик И.В. Республика Индонезия. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. - 130 с.

12. Буракова В.А. Изменение геополитического статуса России в АТР в ХХ веке // Материалы научно-практ. конф. 25-26 апреля 1999 г. ТИПП ДВГТУ. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. - С. 15-24.

13. Буракова Н.А. Проблема федеративных отношений регионов в процессе реализации дальневосточных интегративных процессов // Труды ДВГТУ. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. - С. 25-37.

14. Буракова В.А. Влияние дальневосточных интеграционных проектов на современный политический процесс России: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток, 2000. — 22 с.

15. Бурлаков В.А. Проект Туманган как фактор современной геополитики // Теория и практика политических процессов стран АТР и Дальнего Востока России. -Владивосток: ДВГУ, 1996. - С. 49-53.

16. Бурлаков В.А. Геополитическое пространство Северо-Восточной Азии: современный этап формирования// Азиатско-Тихоокеанский регион: Экономика. Политика. Сотрудничество. - Владивосток, 2000. - № 1. - С. 30-40.

17. Вопросы изучения бюрократии. - Препринт. — Владивосток: Ин-т Истории ДВО РАН, 1990. -52 с.

18. Варламов В.С. Аппарат управления и бюрократия // Вопросы изучения бюрократии. -Владивосток: Ин-т Истории ДВО РАН, 1990. - С. 37-41.

19. Ващук А.С. Социальная политика и власть (На материалах Дальнего Востока СССР) // Там же. - С. 41-52.

20. Ващук А.С. Социальная политика в СССР и ее реализация на Дальнем Востоке (сер. 4080-х гг. ХХ в.). - Владивосток: Дальнаука, 1998. — 123 с.

21. Ващук А.С. , Плаксен Е.А. Формирование законодательных (представительных) органов власти и политический менталитет приморцев (90-е годы ХХ века) // Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития. - Владивосток, 2000. - С. 19-27.

22. Введение в обществознание: Учебное пособие. - Владивосток, Изд-во ДВГУ, 2000. -154 с.

23. Галкина И. А. Демократические преобразования на Дальнем Востоке и тенденции развития средств массовых политических коммуникаций // Известия Владивостокского института междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 1. - С. 55-61.

24. Герасимова Л.А. Политический анализ "портрета" Думы Приморского края// Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития. - Владивосток, 2000. - С. 95-99.

25. Дудник С. А., Уманец Б.И. Законодательная власть Приморского края: опыт, проблемы, перспективы // Там же. - С. 5-11.

26. Заика Н.К. Государственная политика реформ в Китае и современные тенденции развития средств массовых коммуникаций // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 1. - С. 36-46.

27. Заика Н.К. Президентские выборы 1996 г. на Тайване и роль США в защите демократии // Там же. - № 2. - С. 16-27.

28. Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития: Материалы регионал. науч.-практ. конф. -Владивосток, 2000. - Ч. 1-2. — 88 с.

29. Казачун Г.А. Западная демократия: тенденции политического развития стран Европы и Америки 1945-1993: Учеб. пособие. - Владивосток: ИМЦ УПО, 1994. — 202 с.

30. Ковальчук О.В. Политические партии в избирательной кампании 1995 года в Приморском крае // Дальний Восток: вопросы истории, культуры и экономики: Сб. статей преподавателей ДВ филиала СПбГУП. - Владивосток, 1997. - Вып. 2. - С. 110119.

31. Ковальчук О.В. Приморский край на электоральной карте России: политические предпочтения приморских избирателей // Азиатско-Тихоокеанский регион: Экономика. Политика. Сотрудничество. - Владивосток, 1999. - № 1. - С. 86-92.

32. Ковальчук О.В. Избирательная кампания в современном российском регионе (На примере Приморского края): Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток: ДВГУ, 1999. 23 с.

33. Ковальчук О.В., Печерица В.Ф. Некоторые особенности формирования политических предпочтений приморского электората // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 4. - С. 52-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Крадин Н.Н. Бюрократия, административная система и азиатский способ производства // Вопросы изучения бюрократии. - Владивосток: Ин-т истории ДВО РАН, 1990. - С. 315.

35. Ларин В.Л. Власть в Приморье в свете регионального взаимодействия в СевероВосточной Азии// Законодательные (представительные органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития. -Владивосток, 2000. - С. 11-17.

36. Оврах Г.П. Теория социального и политического конфликта: Учебн. пособие. -Владивосток: ДВГУ, 1996. - 167 с.

37. Оврах Г.П. Политические идеологии: Метод. пособие. - Владивосток: ДВГУ, 1994. -59 с.

38. Оврах Г.П. Массы и политика // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 1. - С. 21-28.

39. Оврах Г.П. Политология: Учебное пособие. - Владивосток: ДВГУ, 2000. - 182 с.

40. Пазенко Е.А. Общественно-политическая мысль на Юге США в 30-50-е гг. XIX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. - Владивосток: Ин-т истории ДВО РАН, 1999. - 22 с.

41. Печерица В.Ф. Партии в политической системе России // Теория и практика политических процессов стран АТР и Дальнего Востока России. - Владивосток: ДВГУ,

1996. - С. 36-40.

42. Печерица В.Ф., Чу Сезон. Теоретические источники и методологическая основа процесса формирования политических партий в России // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 1. - С. 61-75.

43. Пишун К.В. Евразийская концепция гарантийного государства// Наука в образовательном пространстве вуза: Материалы междунар. науч.-практ. конф.. -Уссурийск. Изд-во УГПИ, 1997. - Ч. 1. - С. 176-178.

44. Пишун К.В. Идеал христианского государства в евразийском освещении // Социально-экономические и политические процессы в странах АТР: Материалы и тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во ДВГУ,

1997. - Кн. 1. — С. 141-142.

45. Пишун К.В. О соотношении антропологии и политики в идеократической системе евразийства // Там же. - Кн. 3. - С. 46-48.

46. Пишун К. В. К вопросу о концептуальных основах политического учения евразийства // Гуманитарные исследования. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1998. - С. 180-186.

47. Пишун К.В. Евразийский политический этатизм: между "византизмом" и "западничеством" // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы регионал. науч.-метод. конф. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999. - С. 9-11.

48. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток: ДВГУ, 1999. — 27 с.

49. Плаксен Е.А. Основы власти сквозь призму общественного мнения жителей Приморья // Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития. - Владивосток, 2000. - С. 85-89.

50. Политические системы и процессы: проблемы теории и истории: Методические рекомендации. - Владивосток: ДВГУ, 1995. - 61 с.

51. Постриганов Е.А. Политическое участие и лоббизм // Материалы региональной науч. конф. "Молодежь в научно-техническом прогрессе". - Владивосток: Изд-во ДВГТУ,

1998. - Часть 1. - С. 59-60.

52. Постриганов Е.А. Политическое участие и лоббизм // Материалы науч. конф. "Вологдинские чтения". - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. С. 34-48.

53. Постриганов Е. А. Групповые интересы в современной России // Материалы науч. конф. "Апрелевские чтения". - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. - С. 23-24.

54. Постриганов Е. А. Лоббизм в органах государственной власти: специфика современного политического процесса России и США: Автореф. дис. канд. полит. наук. -Владивосток, 2000. - 26 с.

55. Романов А.В. Октябрьская революция и бюрократия // Вопросы изучения бюрократии. -Владивосток: Ин-т истории ДВО РАН, 1990. - С. 15-24.

56. Саначев И.Д. Быть или не быть местному самоуправлению в Приморском крае // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - М., 1998. - № 1. - С. 108115.

57. Саначев И.Д. Приморье: борьба обостряется; центр почти не виден // Конституционное право: Восточноевроп. обозрение. - М., 1998. - № 3. - С. 65-70.

58. Саначев И.Д. Приморье: голосование "против всех" как средство политического протеста // Там же. - № 4. - С. 82-83.

59. Саначев И.Д. Приморье: непременно скандал // Там же - 1999. - № 4. - С. 216-217.

60. Саначев И.Д. Приморье: "партия власти снова у власти" // Там же. - 2000. - № 1. -С. 205-208.

61. Саначев И.Д. Слабый центр порождает сильный региональный авторитаризм // Российский конституционализм: политический режим в региональном аспекте: Сб. докл. / Центр конституц. исследований МОНФ. - М., 2000. - С. 130-133.

62. Саначев И.Д. Российские регионы: конституционное измерение - Приморский край // Конституц. право: Восточноевроп. обострение. - М., 2000. - № 2. - С. 98-100.

63. Саначев И.Д. Муниципальная теория и некоторые вопросы строительства местной власти. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. - 98 с.

64. Саначев И.Д., Безродная Н., Бурлаков В.А. Геополитические проекты на юге Приморского края // Известия Владивостокского института междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 1. - С. 46-55.

65. Саначев И.Д., Бирюков М.Б. Основные тенденции избирательных кампаний в Приморье (1993-1996) // Там же. - № 4. С. 54-66.

66. Саначев И.Д., Голодинкина С. О. Геополитические интересы стран Северо-Восточной Азии и крупные инвестиционные проекты на юге Дальнего Востока (По материалам конф. в Ниигате, апрель 1996 г.) // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сотрудничество на рубеже веков. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. - Кн. 1. -С. 85-90.

67. Сонин В. В. Политико-правовые взгляды российских юристов-эмигрантов в Китае // Там же. - Кн. 2. — С. 194-198.

68. Сысоев С. Н. Выборы 1994-1995 и 1997 годов в Думу Приморского края: попытка сравнительного анализа // Известия Владивостокского института международных отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 4. - С. 44-52.

69. Совастеев В.В. Аграрная программа социалистической партии Японии и ее место в антимонопольной борьбе. - М., 1974.- 123 с.

70. Совастеев В.В. Отношение социалистической партии Японии к антимонополистическим преобразованиям: Автореф. дис. канд. ист. наук. — М.: Ин-т Востоковедения АН СССР, 1975. - 23 с.

71. Совастеев В.В. Послевоенная эволюция японской социал-демократии // Рабочий класс и современный мир. - М., 1976. - № 5. — С. 34-47.

72. Совастеев В.В. Некоторые аспекты эволюции политического строя Японии после Мейдзи в трудах прогрессивных японских историков // Историография и источниковедение стран Дальнего Востока. - Владивосток: ДВГУ, 1979. - C. 34-56.

73. Совастеев В.В. Общественно-политическая мысль Японии в 40-60 гг. XIX в.: Автореф. дис. докт. ист. наук. - Владивосток: Ин-т истории ДВО РАН, 1995. - 27c.

74. Совастеев В.В. Политическая мысль Японии накануне переворота Мейдзи: Учеб. пособие. - Владивосток: ДВГУ, 1995. - 96 c.

75. Совастеев В.В., Жучкова С. М. Основные этапы в развитии системы политических партий в Японии (конец XIX - начало XX века) // Актуальные проблемы всеобщей истории. - Владивосток: ДВГУ, 1999. - С. 75-84.

76. Теория и практика политических процессов стран АТР и Дальнего Востока России: Материалы III студенческой научной конференции, посвященной 95-летию ДВГУ. -Владивосток, 1996. - 78 c.

77. Ткаченко Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1996. - 123 с.

78. Толстокулаков И.А. Развитие демократического процесса в Южной Корее в период VI республики: Автореф. дис. канд. ист. наук. - Владивосток, 2000. - 22 с.

79. Тоталитаризм как исторический феномен. - Владивосток: Приморское о-во книголюбов,

1996. - 187 с.

80. Царева Н.А. "Авторитаризм развития" и социально политическая трансформация общества // Материалы научной конференции "Вологдинские чтения". - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. - С. 47-48.

81. Царева Н.А. Трансформация политической элиты в процессе модернизации корейского общества (на примере Республики Корея) // Региональная элита в условиях политической модернизации. Всерос. конф. ТИПП. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1999. - С. 13-15.

82. Царева Н.А. Особенности политического процесса в Республике Корея: анализ трансформации политической системы (1948-1998) / Автореф. дис. канд. полит. наук. -Владивосток, 2000.- 24 c.

83. Чупрасова С. М. Политические партии Японии в эпоху Мэйдзи // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений ДВГУ. - Владивосток, 1997. - № 2. - С. 64-69.

84. Чу Се Джон. Формирование российской многопартийности (На материалах Приморского края) / Автореф. дис. канд. полит. наук. - Владивосток, 1997. - 37 с.

85. Шинковский М.Ю. Дальний Восток России в АТР: реальности, тревоги, перспективы // Изв. Владивостокского ин-та междунар. отношений - Владивосток: ДВГУ, 1997. -№ 1. - С. 10-21.

86. Шинковский М. Ю. Старая проблема, новые перспективы: политическая ситуация в Приморье // Там же. - № 4. - С. 5-11.

87. Шинковский М.Ю. Политическая типология российских регионов // Азиатско-Тихоокеанский регион: Экономика. Политика. Сотрудничество. Владивосток, 2000. -№ 1. - С. 100-115.

88. Шинковский М.Ю. Политическая типология российских регионов // Законодательные (представительные) органы власти в Приморском крае: История, современность, тенденции развития. - Владивосток, 2000. - С. 68-80.

89. Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. - 333 с.

90. Шинковская Н.В. Становление государственно-политической системы в СССР в первые годы Советской власти // Вопросы изучения бюрократии. - Владивосток: Ин-т истории ДВО РАН, 1990. - С. 24-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.