Научная статья на тему 'Политическая Наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы'

Политическая Наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1748
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коваленко В. И.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCIENCE AND POLITICAL EDUCATION IN RUSSIA: STATUS AND PROSPECTS

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Политическая Наука и политологическое образование в России: состояние и перспективы»

ПОСТАНОВКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В. И. Коваленко

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Хотя Россия располагала вполне самобытной традицией политической мысли, восходящей еще к XI в. («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона), и вопросы ее судеб, места в истории, характера власти, отношений с Западом и Востоком напряженно переживались русскими мыслителями, вплетаясь в их более общие религиозные, историософские представления. Позже стало возможным говорить о развитии политической философии в стране. Предпринимались, вместе с тем, и неоднократные попытки институционализации политической науки и политологического образования.

Свое объемное воплощение развитие политической науки и политологического образования получило впервые в Московском университете. Московский университет - первый университет в России - в своей истории насчитывает более 260 лет. За это время в его стенах получили образование тысячи и тысячи людей, многие из которых по праву заняли свое место в ряду блестящих представителей российской интеллектуальной элиты. Примечательно то, что прошедшие два с половиной века были и периодом институционализации в Московском университете того направления, которое мы сегодня называем политологией. Уже с момента его создания в 1755 г. М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым в его структуре в числе десяти первых кафедр была и кафедра политики. Первый систематический курс политики стал читаться в университете с 1764 г. Затем Указом Алек-

сандра I от 5 ноября 1804 г. в Московском Императорском университете был создан факультет нравственных и политических наук. Такой симбиоз морали и политики соответствовал духовному строю российской интеллигенции, всегда отстаивавшей чувства высочайшей гражданственности и ответственности перед страной и народом. И хотя впоследствии имели место многочисленные структурные перестройки, такие настроения в Московском университете не прерывались, равно как не было прервано и развитие здесь политической мысли, и преподавание политической теории, пусть и в ее превращенных формах. Однако в целом, и это надо признать, своего полного академического оформления политическая наука (за немногими исключениями - наследие М. Я. Острогорского, А. С. Ященко и др.) не получила - ни в дореволюционный период, ни в российском зарубежье, ни в советские времена. Ситуация стала кардинально меняться лишь на излете «перестройки».

Поэтому в современном смысле политологии в России как самостоятельному направлению университетского знания немногим более двадцати лет. Актом официальной институциона-лизации политологии можно считать постановление ГКНТ СССР от 4 ноября 1988 г. за № 386 «О номенклатуре специальностей научных работников», куда были внесены специальности по политическим наукам. По приказу ВАК при СМ СССР за № 1 от 25 января 1989 г. номенклатура, утвержденная ГКНТ, была принята к руководству всеми органами аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Постановление ГКНТ и приказ ВАК открыли путь к созданию инфраструктуры, необходимой для становления и развития современной политической науки, а также соответствующей системы образования. В этом же году в Ленинградском (тогда еще) государственном университете была создана кафедра политологии, первая на тот момент в стране.

Осенью 1990 г. в ВАК был создан первый экспертный совет по политическим наукам, тогда же стали появляться и специализированные диссертационные советы по политологии. К настоящему времени в России действует уже более 60 советов. За

прошедшие после начала защит годы докторами политических наук стали более 600 человек, а число кандидатов наук приближается уже к 4 тысячам. Естественно, что в предметном поле политологии активно проявляют себя и специалисты, получившие ученые степени по другим научным направлениям (как правило, это философы, социологи, юристы и историки).

Постепенно в вузах России стали создаваться кафедры и отделения политологии, преподаваться учебная дисциплина «Политология». На сегодня в стране насчитывается чуть более 100 лицензированных вузов, осуществляющих специализированную подготовку по политологии, до 200 кафедр, где политология читается как общегуманитарная дисциплина. Самостоятельные научные школы стали складываться не только в классических университетах (таких, как МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ), но и в специализированных вузах (МГИМО(У) МИД РФ, ГУ-ВШЭ, РУДН, некоторые отраслевые университеты). Достаточно быстро такие школы начали формироваться не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других городах (Казань, Краснодар, Тамбов, Ростов-на-Дону, Саратов, Тула и др.). Разработка проблем политической науки уже с начала 1990-х гг. стала активно осуществляться и в системе РАН (ИНИОН, Институт социологии, Институт философии, Институт государства и права, Институт Европы и др.), во многих из которых были открыты отделы или сектора политологии. В стране насчитывается значительное количество аналитических и прогностических центров, консалтинговых фирм, центров политических (чаще всего - избирательных) технологий, однако в профессиональном сообществе признаются авторитетными лишь немногие из них.

В январе 1991 г. увидел свет первый номер журнала «Политические исследования» (ПОЛИС) - специализированного журнала по политологии. Позднее к нему присоединились журналы «Полития», «Космополис», «Власть» и др. (в том числе - и специализированные журналы ведущих университетов). В стране в официальном порядке утверждается список научных журналов, рекомендованных ВАК РФ.

Координатором политологических исследований и разработок в стране выступает ряд организаций и объединений. Следует отметить роль Российской ассоциации политической науки (РАПН), возникшей в 1991 г. Ее предшественницей была Советская ассоциация политических наук (САПН), созданная в 1969 г. на базе Ассоциации политических наук, образованной в 1960 г. РАПН систематически организует научно-теоретические конференции, методологические семинары, круглые столы (в том числе с помощью интернет-ресурсов), оказывает содействие работе региональных отделений, осуществляет издательскую деятельность. РАПН является членом Международной политологической ассоциации и представлена в ее структурах.

Все более заметную роль в России начинает играть Академия политической науки (АПН), начавшая свою деятельность с 1995 г. В последние годы АПН осуществила ряд серьезных научных мероприятий. Эти мероприятия связаны прежде всего с крупными разработками ключевых проблем политической науки, но, в то же время, затрагивающими и многие важные вопросы университетской жизни. Приступил к работе и Совет по политологии при Президиуме РАН.

Политологи России сегодня активно разрабатывают широкий круг вопросов, которые связаны с осмыслением специфических черт политической среды и «человека политического», их влияния на развитие общества и его отдельных компонентов; с анализом основных тенденций современного мирового политического процесса и перспектив глобальных социально-политических изменений; с совершенствованием понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария политической науки; с развитием технологии и техники эмпирических политических исследований, способов и методов политической мобилизации. Значительное место в политологических исследованиях занимают вопросы, связанные с российской проблематикой (особенности отечественной политической традиции, социокультурные основания политического процесса в стране, особенности взаимодействия государства и общества, власти и бизнеса и др.). Если для 1990-х гг. был характерен ак-

цент преимущественно на разработку таких проблем, как демократия, парламентаризм, партийные системы и партии, политические режимы, политические элиты и политическое лидерство и т. п. (то есть сферы собственно политических институтов и отношений), то в последние годы в предметное поле политологии все более заметно стало включаться исследование проблем государственной политики и политического управления - отраслевой политики (экономической, социальной, национальной, экологической, молодежной, энергетической, финансовой, транспортной и других ее видов), подготовка квалифицированных специалистов для системы государственной службы и бизнеса, которые могли бы мыслить стратегически и в то же время обладать знаниями политической и экономической конъюнктуры. Другим заметным явлением стал отход от исключительно европоцентристского видения, преобладавшего на этапе становления политической науки в России, и утверждение многовек-торности в характеристиках традиций, оснований и направлений мировой политической мысли и политического процесса. При этом свое безусловное значение сохраняют всемерный учет достижений зарубежной политологии, объемное осмысление принципов и механизмов взаимосвязей всего того, что диктуется непреложной логикой исторических императивов, и всем тем, что вытекает из оснований отечественной политической традиции. Координация политологического образования в стране поручена Учебно-методическому совету (УМС) по политологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию - для профильных структур - и Научно-методическому совету (НМС) по политологии - для непрофильных вузов. Эти органы сформированы из представителей профессионального университетского сообщества, им предоставлено право разработки концептуальных рекомендаций по совершенствованию политологического образования, организации соответствующих мероприятий. Министерством образования и науки РФ им делегированы и полномочия по экспертизе необходимых документов, грифованию учебников и учебных пособий. Все более заметной становится деятельность организован-

ной в декабре 2005 г. Национальной коллегии политологов-преподавателей (совместный орган УМС, НМС, АПН и РАПН), координирующей научную и учебную работу университетского сообщества в условиях модернизации системы образования в стране и включения России в Болонский процесс.

Серьезный импульс к развитию политической науки и политологического образования университетское профессиональное сообщество получило в августе 2008 г., когда решением Ученого совета МГУ в нем на базе политологических кафедр философского факультета был конституирован самостоятельный факультет политологии. Это положило начало цепной реакции образования таких структур в других учебных заведениях. Самым заметным из них стало создание факультета политологии в Санкт-Петербургском государственном университете.

Политологи страны многое сделали за последние годы. Сегодня перед нами задачи еще более объемные и сложные. Университетское сообщество свою особую ответственность сегодня осознает в полной мере и новые проблемы готово решать адекватно, выдержанно и точно.

Т. Н. Митрохина

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В самом общем виде инновационность образовательного процесса состоит в подготовке специалиста, обладающего компетенциями, которые позволили бы ему достойно конкурировать на рынке труда, в формировании профессиональных качеств, позволяющих решать инновационные задачи, в инновационном содержании учебных курсов, инновационных технологиях, средствах, формах и методах обучения и контроля знаний.

Для политического образования это означает, что необходимо готовить интеллектуальные, квалифицированные, творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.