Научная статья на тему 'Политическая модернизация в России: новая эпоха - новые задачи'

Политическая модернизация в России: новая эпоха - новые задачи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
353
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / В.В. ПУТИН / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / V. PUTIN / PUBLIC ADMINISTRATION / POLITICAL MODERNIZATION / THE PRESIDENT / GLOBAL INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Партугимов Владимир Валерьевич

Анализируются важные задачи по модернизации системы государственного управления, которые предстоит решать президенту России В.В. Путину в ближайшие годы. Автор считает, что глобальное информационное общество ставит перед президентом и системой государственного управления России в целом абсолютно новую задачу - проведение прозрачной политической модернизации, основанной на доверии граждан. Предлагается ряд шагов по улучшению взаимодействия власти и общества, которые могут способствовать проведению политической модернизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Партугимов Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Modernization in Russia: Anew Era, New Challenges

The article analyzes the major challenges for the modernization of public administration to be addressed to Russian President Vladimir Putin in the coming years. The author believes that the global information society poses to the president and the system of government of Russia in general, a completely new task to conduct a transparent political modernization, based on the trust of citizens. It is therefore proposed several steps to improve the interaction between government and society that can contribute to political modernization

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация в России: новая эпоха - новые задачи»

УДК 323.2

Партугимов Владимир Валерьевич Vladimir Partugimov

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ: НОВАЯ ЭПОХА -НОВЫЕ ЗАДАЧИ

POLITICAL MODERNIZATION IN RUSSIA: ANEW ERA, NEW CHALLENGES

Анализируются важные задачи по модернизации системы государственного управления, которые предстоит решать президенту России В.В. Путину в ближайшие годы. Автор считает, что глобальное информационное общество ставит перед президентом и системой государственного управления России в целом абсолютно новую задачу — проведение прозрачной политической модернизации, основанной на доверии граждан. Предлагается ряд шагов по улучшению взаимодействия власти и общества, которые могут способствовать проведению политической модернизации

Ключевые слова: государственное управление, политическая модернизация, президент, В.В. Путин, глобальное информационное общество

The article analyzes the major challenges for the modernization of public administration to be addressed to Russian President Vladimir Putin in the coming years. The author believes that the global information society poses to the president and the system of government of Russia in general, a completely new task — to conduct a transparent political modernization, based on the trust of citizens. It is therefore proposed several steps to improve the interaction between government and society that can contribute to political modernization

Key words: public administration, political modernization, the president, V. Putin, global information society

Инаугурация президента Российской

Федерации В.В. Путина состоялась 7 мая 2012 г. В должности президента ему предстоит работать в абсолютно новой эпохе — глобального информационного общества. Необходимо решать совершенно иные задачи государственного управления, чем те, что стояли перед ним в первые два срока его президентства. Глобальное информационное общество ставит перед президентом и системой государственного управления России в целом абсолютно новую задачу — проведение прозрачной политической модернизации, основанной на доверии граждан.

В эпоху глобального информационного общества, когда сеть Интернет предоставляет гражданам большие возможности мо-

ниторинга деятельности государственной власти, государство не имеет возможности скрыть собственные ошибки. Деятельность государственного аппарата становится прозрачной, причем далеко не всегда по желанию самого государственного аппарата. В результате все изъяны государственного аппарата, такие, как коррупция, бюрократия, непрофессионализм чиновников и ряд других проблем, становятся публичными и негативно отражаются на государственном управлении и процессе модернизации. Общество не доверяет любым действиям со стороны власти по модернизации государственного управления, и соответственно, действия государства перестают быть эффективными. Показатели качества государственного управления в России низ-

кие: в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по показателю «Основные институты государства» по итогам 2008 г. находилась на 110 месте [1], а в рейтинге 2011-2012 гг. наша страна опустилась на 128 место [2].

Чтобы работать в эпоху глобального информационного общества, государству придется самому серьезно измениться, стать более открытым и прозрачным для общества, государством для человека. Сделать государство таким является, с нашей точки зрения — главная задача В.В. Путина на предстоящие годы его работы на посту президента.

Баллотируясь на пост президента, он в своей программной статье «Демократия и качество государства», опубликованной в газете «Коммерсантъ», отметил, что «нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого — создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства. В этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата» [3].

Владимир Путин в этой статье предлагает сконцентрироваться на следующих основных приоритетах:

— разорвать связку «власть-собственность». Должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь;

— широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. Критерий заимствования — доказанная эффективность, которая будет выражаться для каждого гражданина России в комфорте и удобстве получения госуслуг, в снижении финансовых и временных затрат;

— развивать конкуренцию государственных администраторов — губернаторов, мэров, функционеров — на всех уровнях и во всех случаях, когда это целесообразно. Для этого необходимо наладить мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления;

— переходить к стандартам госуслуг

нового поколения — основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг;

— штрафовать, а также предусмотреть дисквалификацию чиновников, которые не соблюдают стандарты оказания госуслуг населению и предпринимателям;

— внедрить для качественного улучшения корпуса чиновников систему оплаты труда государственных служащих, позволяющей гибко учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам;

— развивать институт омбудсменов — уполномоченных по защите прав, которые должны появиться в каждом субъекте федерации.

Новое государственное сознание необходимо. Предложение В.В. Путина сконцентрироваться на перечисленных приоритетах также заслуживает внимания. Но без определения общей стратегии развития, понимания того, как должна выглядеть система государственного управления России в эпоху глобального информационного общества, эти приоритеты будут размыты и превратятся в модернизацию ради модернизации.

Следует признать, что на протяжении последних двух десятилетий, в период становления новой России, российская политическая элита так и не смогла понять в каком направлении следует развиваться. В итоге, разрушив советский проект глобализации, страна не нашла ему альтернативы.

Политическая модернизация в 90-е гг. происходила в основном за счет простого копирования западных образцов. Россия в очередной раз попыталась встать на путь догоняющей модернизации, стремясь воспроизвести институциональные системы Запада. «Догоняющая» стратегия предполагает, что Северная Америка и Западная Европа остаются неизменными и дожидаются отстающих стран. Однако это не так.

В итоге Россия в 90-е годы переформатировала свою политическую, экономическую, социальную системы под западные образцы неолиберальной модели глобализации, не учитывая при этом собственные

традиционные ценности. Как результат, Россия в 2000-е гг. оказалась страной с рыночной экономикой, но без собственных ценностей, которые должны естественным путем ограничивать вседозволенность рынка и направлять его развитие, она оказалась дезориентированной. Создалось впечатление, что российская власть не знает, что предложить обществу сегодня. При этом и само общество не в состоянии сформулировать собственное представление о дальнейшем пути развития, поскольку оно, прежде всего, озабоченно процессом зарабатывания денег, то есть рынком. У страны отсутствует цель движения, а в качестве идеологии выступают деньги.

В то время как Россия перестраивалась, большинство западных стран смогли получить выгоды от глобализационных процессов и значительно продвинуться вперед как в экономическом, так и в социальном развитии. Им удалось сделать это во многом благодаря органичным моделям модернизации, не предусматривающим при каждом модернизационном рывке смену политических систем и изменение основ общественного развития.

Очевидно, что препятствием российской политической модернизации является кризис идентичности. Кто мы и по какому пути идти? Вот главный вопрос, стоящий перед властью и обществом, ответ на который лежит в плоскости личностного, индивидуального сознания каждого человека, который родился и вырос в России. В успешность модернизации необходимо верить, только тогда возможно достичь положительных результатов. Трудно проводить модернизацию, в которую в стране почти никто не верит. Чтобы общество поверило в ее успех, необходимо доверие политическим институтам, которые этот процесс инициируют. Доверие же к большинству основных политических институтов в России находится на низком уровне. Именно восстановление доверия общества к власти должно стать первоочередной задачей политической власти России и стратегическим направлением движения. Чтобы добиться этого, нужно провести комплекс мер

по модернизации политических институтов и повышению эффективности их работы.

По мнению ученых Б.А. Исаева и Н.А. Баранова, недостаточная эффективность государственной власти в современной России обусловлена несколькими факторами:

— использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

— проведение реформ на основе норма-тивистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзии о всесиль-ности власти;

— блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрреформами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности;

— препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата [4].

Эти факторы, а также недоверие граждан к российским политическим институтам, не гарантируют создание стабильно действующих демократических политических институтов, поскольку, не обладая поддержкой большинства общества, они становятся не демократичными и не жизнеспособными.

Для успешного развития модернизации в эпоху глобального информационного общества, чтобы люди стали доверять власти, «вертикаль власти», которая выстраивалась на протяжении последних 10 лет, целесообразно дополнить «горизонталью гражданского общества». Необходимо наладить как диалог власти и общества, так и контроль власти со стороны общества. С этой целью следует предпринять ряд шагов:

— признать на уровне высшей политической власти гражданские права и свободы в качестве базисных ценностей государства;

— обеспечить равенство граждан и организаций перед законом и судом;

— преобразовать Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в самостоятельную организацию — Совет по развитию гражданского общества и правам человека — с правом законодательной инициативы;

— наладить контроль за соблюдением органами государственной власти прав и свобод человека посредством создания при каждом органе государственного управления общественных советов, возглавляемых известными людьми, не работающими в этих органах;

— создать региональные общественные палаты в каждом субъекте Российской Федерации;

— предоставить свободу самовыражения и не препятствовать деятельности партий, общественных организаций и движений, выражающих оппозиционные настроения;

— обеспечить свободу средств массовой информации;

— создать условия для развития малого и среднего бизнеса;

— поощрять и развивать благотворительную деятельность, меценатство.

Еще одним необходимым фактором для проведения успешной модернизации системы политических институтов России является краткосрочное и долгосрочное планирование. Необходимо видеть и понимать, в каком направлении следует развиваться и какие цели должны быть достигнуты. Для этого нужно разработать Стратегию развития системы политических институтов России на краткосрочный (5 лет) и долгосрочный (20 лет) периоды.

При разработке Стратегии развития системы политических институтов России в эпоху глобального информационного общества следует учитывать такой важный фактор, как информационное сопровождение модернизации. Необходимо подготовить Концепцию РИ-сопровождения модернизации с целью включения в Стратегию развития системы политических институтов Рос-

сии в качестве приложения.

Концепция РИ-сопровождения модернизации, прежде всего, должна быть направлена на разъяснение гражданам ее сути, помогать им в адаптации к новым подходам и методам государственного управления. В этой связи особую роль должны играть средства массовой информации и Интернет.

СМИ и Интернет являются одним из важнейших институтов современного общества. Они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляются с помощью СМИ и Интернета.

Более того, информации в настоящее время настолько много, она так разнообразна и противоречива, что порой разобраться в ней отдельному человеку не под силу. Поэтому одной из основных задач средств массовой информации и информационно-аналитических ресурсов Интернета является отбор наиболее важной информации и ее представление.

Функции СМИ и информационно-аналитических ресурсов Интернета в РИ-сопровождении модернизации системы политических институтов России должны быть следующими:

— информационная: получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, происходящих в процессе модернизации;

— образовательная: сообщение гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и Интернета;

— разъяснительная: адаптация человека к нововведениям в процессе модернизации политических институтов;

— рекламная: создание и трансляция в СМИ и через Интернет рекламы процесса модернизации;

— артикуляции общественных интересов: в том числе предусматривающая обеспечение представителям различных общественных групп возможность публично

выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы;

— инновационная: инициирование политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания общественности;

— мобилизационная: побуждение людей к определенным действиям, способствующим проведению модернизации.

Подводя итог, отметитм, что глобальное информационное общество — это новый, до конца не изученный феномен политической науки, который вполне может оказаться решающим фактором в развитии и существовании государств в ближайшей перспективе. Россия, в отличие от развитых стран, только сейчас вступает в эпоху глобального информационного общества, и от того, как поведет себя государство в ближайшие годы, будет зависеть судьба страны.

Литература

1. The Global Competitiveness Report 2009-2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gcr.weforum.org/gcr09.

2. The Global Competitiveness Report 2011-2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012/#=

3. Путин В.В. Демократия и качество государства // Газ. «Коммерсантъ», 06.02.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.premier.gov.ru.

4. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 84.

Коротко об авторе_

Партугимов В.В., канд. полит. наук, зав. редакцией информационного обеспечения Дирекции Интернет-технологий, сетевых коммуникаций и социальных медиа-проектов, ИТАР-ТАСС, г. Москва vpartugimov@yandex.ru

_Briefly about the author

V. Partugimov, Candidate of political sciences, head of the internet desk, ITAR-TASS news agency, Moscow

Научные интересы: модернизация политических институтов и глобализационные процессы

Scientific interests: modernization of political institutions and processes of globalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.