УДК 351 (470) : 004.9
Рудакова Светлана Ариковна Rudakova Svetlana Arikovna
соискатель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета тел.: (918) 457-67-48
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
PhD applicant of the Political Science and Public Administration Department, Kuban State University tel.: (918) 457-67-48
IMPLEMENTATION OF THE “ONLINE GOVERNMENT” CONCEPT AS A GUIDELINE FOR POLITICAL MANAGEMENT REFORMATION IN MODERN RUSSIA
Аннотация:
В статье выявлены основные тенденции формирования «электронного правительства» как технологии политического управления в России. Рассматриваются актуальные перспективы политико-административных преобразований в России в условиях ее интеграции в глобальное сообщество и создания «электронного государства».
Ключевые слова:
политико-административные преобразования, электронное правительство, демократическое управление, технологии политического управления.
Summary:
The article recounts the main tendencies of “online government” development as a technology of political administration in Russia. The author reviews the topical prospects of political and administrative reforms in Russia under the conditions of its integration into the global community and creating of the “online government”.
Keywords:
political and administrative changes, e-government, democratic administration, political administration technologies.
Информационное общество начала XXI в., развивающееся на основе гуманистических принципов, приоритета информационных технологий, «повсеместно связанное широкополосной мультимедийной сетью» [1, с. 15], охватывает все сферы государственного политического управления. Мировое сообщество, благодаря формирующимся элементам «электронных государств», получает возможность влиять на процесс принятия политических решений.
Современная эпоха стремительных системных перемен не сняла с повестки дня потребность в политико-ретроспективном осмыслении политических преобразований Российской Федерации. Одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации является переход к информационному обществу. Поэтому столь актуальна реальная перспектива создания в России государства с сетевым «электронным правительством» (e-govemment), которое посредством использования политических сетей создает условия для вовлечения гражданского общества в процессы принятия политических решений. Становление в стране «электронной демократии», а в целом совершенствование российской политической системы продемонстрировали выборы Президента России 4 марта 2012 г. Около 350 тыс. интернет-наблюдателей следили за работой избиркомов посредством работы сайта webvybory2012.ru и онлайн трансляций с избирательных участков [2]. Однако создание «электронного правительства» в России является сложным процессом достижения поставленных целей, аккумулирующих как политическую, так и административную деятельность.
В должной мере учитывая роль государства в разработке основных направлений политического управления, многочисленные исследователи реформирования России на рубеже третьего тысячелетия соглашаются с тем, что современные политические институты страны находятся в процессе информатизационной трансформации. Политическая ретроспекция развития «электронного правительства» позволяет нам выделить определенные условия создания в начале XXI в. предпосылок электронной революции в России, инициировавшей реформирование российской системы политического управления.
Политический аспект разработки и реализации государственной стратегии информационной политики России, включает в себя совокупность средств, методов и ресурсов, а с другой стороны, механизмы осуществления реализации (целевые программы) и акторов политического процесса (органы государственной власти и институты гражданского общества). Предпосылками создания концепции «электронного правительства» с «электронной демократией» явились: низкая управленческая эффективность при росте численности государственного аппарата, повышение расходов на его содержание, неспособность государства справится с коррупцией и
преступностью, слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, низкое доверие граждан власти.
В настоящее время не решены проблемы легитимизации процессов электронного взаимодействия государства и общества, в том числе создания системы электронной идентификации. Не сложилась практика применения Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 - ФЗ. В России отсутствуют аккредитованные удостоверяющие Центры, юридически подтверждающие усиленную квалифицированную электронную подпись. Не решен технический вопрос создания таких Центров, что уже сегодня имеет правовые последствия. В стране не решены вопросы законодательного регулирования сети Интернет, существует консервативность политических акторов в вопросах внедрения в государственную деятельность информационных технологий. Не решена проблема кооперации с бизнесом в кардинальном вопросе создания инфраструктуры «электронного правительства».
В.В. Путин в феврале 2012 г. потребовал ликвидировать отставание России по созданию «электронного правительства» [3], определив срок реализации и обеспечения возможности электронного межведомственного взаимодействия всех регионов и муниципалитетов России к июлю 2012 г.
Правительством России установлено, что уже к 2013 г. в стране должна предоставляться возможность отслеживания стадии прохождения заявок на госуслуги, а к 2014 г. граждане должны получать результаты оказанной госуслуги в электронном виде.
Каким образом можно охарактеризовать сложившуюся политическую ситуацию в стране в 2012 г. и перспективу развития «электронного правительства»? Отметим, что в сложном процессе политического управления, руководство России уже с начала XXI в. использует информационные технологии, которые объединяют в интеракциях миллионы пользователей. В Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. подчеркнуто: «Общество меняется, а граждане всё активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти, - это хороший признак, это признак взросления нашей демократии» [4].
Обращаясь к теоретической модели политических систем Д. Истона [5, с. 319-331], рассматривающего систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, гибко реагирующий на внешние импульсы, где на ее «входе» (запросы граждан) и «выходе» (политические решения и действия властей»), мы полагаем, что петля обратной связи «государство - гражданин - государство», выполняет функцию устранения напряженности в обществе. Способность государственной власти быстро реагировать на поступающие в нее импульсы - «входы» - выдвигает, по нашему мнению, тезис о том, что суть «электронного правительства» не определяется совершенством информационных технологий. Она заключается в создании «инфраструктуры доверия» и использовании новейших информационных технологий для обеспечения потребностей граждан в качественном и быстром дистанционном доступе к государственным электронным услугам в момент возникновения импульсов «входа» в политическую систему.
На практике в России электронными услугами на едином государственном портале (http://www.gosuslugi.ru) пользуются уже более 1,6 млн. граждан, если учесть, что в стране около 55 миллионов пользователей широкополосным интернетом [6]. Институализация «электронного правительства» в России прошла, по мнению Л.В. Сморгунова, через упорядочение и «трансформацию всего комплекса отношений государственной власти с обществом» [7, с. 52], его политических институтов и методов системы государственного управления.
Институциональная структура создания «электронного правительство» включает в себя следующие уровни государственного управления: федеральный, региональный и систему местного самоуправления. В инфраструктуру «электронного правительства» входят: универсальная электронная карта с ключами электронной подписи, идентифицирующей личность; электронный нотариат; разветвленная система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; мобильный Интернет с расширенным объемом трафика в мобильных сетях.
Методологические подходы к исследованию условий формирования в России «электронного правительства» как технологии политического управления в период общественных преобразований начала XXI в. предоставляют возможность сделать следующее заключение.
Легитимация государственной политики в сфере развития информационного общества, по нашему мнению, достигнута организационно-управленческим, нормативно-правовым и финансово-экономическим комплексом государственных мероприятий. Благодаря политической воле и поддержке вновь избранного Президентом России В.В. Путина, являющегося источником законодательной инициативы, в том числе и по созданию «электронного правительства», политический аспект реформирования системы российского государственного управления и созда-
ния информационного общества приобрел приоритетный характер. Политические события в России начала XXI в. дают основания для уверенности о возможностях государства адаптироваться к глобальным вызовам современности и обеспечить новое качество государственного управления посредством реализации концепции «электронного правительства» как технологии политического управления при учете национальных особенностей страны.
Ссылки: References (transliterated):
1. Venturelli S. Cultural Rights and World Trade Agreement in the Information Society // Gazette. 1998. Vol. 60. № 1.
2. Сайт Президента РФ. В.В. Путин посетил ситуаци-
онный центр корпуса наблюдателей за выборами Президента Российской Федерации 2012 года. URL: http://premier.gov.ru/events/news/18356/ (дата
обращения: 06.03.2012).
3. Путин В.В. Путин потребовал ликвидировать отставания по электронному правительству // Взгляд. Деловая газета. 17 февраля 2012. URL: http://www.vz.ru/news/2012/2/17/562215.htm l (дата обращения: 2.03.2012).
4. Медведев Д.А. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. / Сайт Президента России. URL: http://президент.РФ/%D0%, (дата обращения:
07.03.2012).
5. Политология: Хрестоматия / сост.: проф. Василик М.А., доц. Вершинин М.С. М., 2000.
6. Лютцау Д. Электронное правительство спешит в народ. // ComNews. Интернет-журнал. 2011. № 11. URL: http://www.comnews.ru/node/55206 (дата обращения: 06.02.2012).
7. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции «governance» // Полис. 2003. № 3. (дата обращения: 9.03.2012).
1. Venturelli S. Cultural Rights and World Trade Agreement in the Information Society // Gazette. 1998. Vol. 60. № 1.
2. Sayt Prezidenta RF. V.V. Putin posetil situatsionniy tsentr korpusa nablyudateley za vyborami Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 2012 goda. URL: http://premier.gov.ru/events/news/18356/ (date of access: 06.03.2012).
3. Putin V.V. Putin potreboval likvidirovat' otstavaniya po elektronnomu pravitel'stvu // Vzglyad. Delovaya gazeta. 17 fevralya 2012. URL: http://www.vz.ru/news/2012/2/17/562215. htm l (date of access: 2.03.2012).
4. Medvedev D.A. Poslanie Prezidenta Rossii Feder-al'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 22 dek-abrya 2011 g. / Sayt Prezidenta Rossii. URL: http://prezident.RF/%D0%, (date of access:
07.03.2012).
5. Politologiya: Khrestomatiya / comp.: prof. Vasilik M.A., ass. prof. Vershinin M.S. M., 2000.
6. Lyuttsau D. Elektronnoe pravitel'stvo speshit v narod. // ComNews. Internet-zhurnal. 2011. № 11. URL: http://www.comnews.ru/node/55206 (date of access:
06.02.2012).
7. Smorgunov L.V. Sravnitel'niy analiz administrativnykh reform: ot novogo gosudarstvennogo menedzhmenta k kontseptsii «governance» // Polis. 2003. № 3. (date of access: 9.03.2012).