Научная статья на тему 'Политическая модернизация России'

Политическая модернизация России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4997
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / РОССИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / DEMOCRACY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Доленко Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются исторические этапы и особенности политической модернизации России. Раскрываются содержание и результаты этого процесса на либеральном, социалистическом и постсоциалистическом этапах. Обосновывается тезис об уникальности российской политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Modernization of Russia

The article discusses historical stages and characteristics of political modernization in Russia. The author reveals the contents and results of this process at the liberal, socialist and post socialist. The author proves the thesis about the uniqueness of the Russian political modernization

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация России»

5.2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ

Доленко Дмитрий Владимирович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения и политологии Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

Аннотация: В статье рассматриваются исторические этапы и особенности политической модернизации России. Раскрываются содержание и результаты этого процесса на либеральном, социалистическом и постсоциалисти-ческом этапах. Обосновывается тезис об уникальности российской политической модернизации.

Ключевые слова: политическая модернизация, демократия, Россия

POLITICAL MODERNIZATION OF RUSSIA

Dolenko Dmitry Vladimirovich, Doctor of Political Sciences, Professor, head of the chair of Regional Science and Political Science of the Institute of History and Sociology of the N. P. Ogarev Mordovian State University

Annotation: The article discusses historical stages and characteristics of political modernization in Russia. The author reveals the contents and results of this process at the liberal, socialist and post socialist. The author proves the thesis about the uniqueness of the Russian political modernization.

Keywords: political modernization, democracy, Russia

С позиции научной теории политическая модернизация является составной частью исторического процесса модернизации - перехода от традиционного к современному обществу (модерну), то есть обществу с индустриальной, рыночной (капиталистической) экономикой, правовым регулированием общественных отношений и политической системой либерально -демократического типа. Таким образом, политическая модернизация в рамках модернизации обозначает становление политических систем современного типа, включающее институционализацию прав и свобод человека, свободных выборов органов власти, политического и идеологического плюрализма, разделения властей и др.

Исторически модернизация раньше всего началась в странах Запада, и современное общество раньше всего сформировалось здесь (1;95).

Позже подобный процесс модернизации в разных формах (выборочной модернизации, вестернизации) охватил и многие страны за пределами Запада. Поскольку в основе этой модернизации лежала экономическая деятельность, основанная на частной собственности, а ее главным результатом было утверждение экономической, политической и культурной свободы, такой тип модернизации можно назвать либеральным.

Наряду с либеральной модернизацией в ХХ веке в ряде стран была осуществлена социалистическая модернизация, результатом которой стало создание современного общества социалистического типа с новым (по сравнению с либерально - демократическими системами) типом политических систем.

В конце ХХ в. в большинстве социалистических стран начался процесс постсоциалистической модернизации - переход от социалистического к либерально - рыночному обществу.

С точки зрения типа модернизации современные государства можно разделить на три большие группы. К первой относятся страны, реализовавшие в той или иной форме либеральную (капиталистическую, рыночную) модернизацию. Она включает не только страны Запада (протестантские и католические страны), но и многие не западные государства (Япония, Индия, Турция и др.). Вторая меньшая по численности группа -это государства, прошедшие через социалистическую,

и осуществляющие постсоциалистическую модернизацию. К ним относятся постсоветские государства, бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы и новые независимые государства, образовавшиеся после их распада (Чехия, Словакия, постюгославские республики). И, наконец, несколько стран (Китай, КНДР, Вьетнам, Куба) продолжают социалистическое развитие (при этом Китай осуществил рыночную модернизацию в экономической сфере).

Анализ политической модернизации России показывает, что она, по - видимому, является во многом уникальным историческим феноменом, как с точки зрения этапов, так и содержания этого процесса.

В ходе процесса политической модернизации страна прошла три различных по продолжительности этапа, в рамках которых были реализованы все три вышеназванных типа модернизации: либеральный, социалистический и постсоциалистический, причем каждый был реализован с существенными особенностями по отношению к другим странам.

На путь либеральной (капиталистической) модернизации Россия встала еще в начале 18 века - раньше других государств (Османской империи, Японии) за пределами Запада. Началом такой модернизации европейского типа стали реформы Петра 1 на основе использования опыта европейских стран в сфере индустриализации, государственного управления, организации экономической жизни, культуре. В значительной мере такая модернизация имела «догоняющий» характер по отношению к странам Запада, а в сфере культуры она принимала характер вестернизации. Мо-дернизационные изменения осуществлялись в виде реформ « сверху», то есть в решающей мере зависели не от процессов на уровне гражданского общества, а от власти в условиях абсолютной монархии - (моно-центрического и персоналистского режима, где главную роль играл император, его взгляды и предпочтения).

При этом политическая модернизация происходила с сильным отставанием от экономической. С точки зрения развития гражданской и политической свободы, становления демократических институтов наиболее важное значение имеют освобождение дворян от обязательной государственной службы и превращение их в свободных землевладельцев, создание городского

самоуправления, реформы Александра II (крестьянская, земская, судебная, военная), столыпинская аграрная реформа и особенно политическая реформа Николая II. Последняя была осуществлена в соответствии с Манифестом 17 октября 1905г. « Об усовершенствовании государственного порядка». Эта реформа открыла путь развитию парламентаризма, политических свобод, многопартийности и института свободных выборов. Таким образом, в России формировались основы демократической системы: в результате земской реформы Александра II была создана система земского самоуправления на губернском и уездном уровнях, реформа Николая II создавала демократические институты на общегосударственном уровне.

Таким образом, в конце имперского периода в России были заложены основы демократии, обеспечен высокий уровень политической свободы, соответствовавший в значительной мере уровню западных стран и, очевидно, самый высокий в не западном мире. В Российской империи начала ХХ в были созданы предпосылки для дальнейшего демократического развития и превращения ее в конституционную парламентскую монархию. Вместе с тем и в этих условиях сохранялся моноцентрический и персоналистский политический режим, при котором главным центром, институтом власти оставался император, от личности которого в значительной мере зависела дальнейшая модернизация страны.

Заключительной фазой либерального этапа российской модернизации стала Февральская революция 1917г., открывшая путь еще более радикальным либерально - демократическим преобразованиям в рамках парламентской республики с перспективой всеобщих выборов Учредительного собрания и принятия конституции. Однако этот процесс был прерван в результате социалистической революции, которая стала началом советского этапа социалистической модернизации. С точки зрения официальной советской идеологии, содержанием этого этапа было строительство социализма и коммунизма, в ходе которого решались и типичные модернизационные задачи, например, была осуществлена ускоренная индустриализация страны, урбанизация, ликвидация неграмотности, создание новой правовой системы и др.

С позиции модернизационной парадигмы строительство социализма и коммунизма можно назвать обгоняющей модернизацией, поскольку ее целью было создание первого в мире социалистического, потом коммунистического общества, которое рано или поздно должно стать универсальной моделью для всего человечества. В результату этой модернизации было создано первое в мире социалистическое общество с новым типом индустриальной экономики, основанной на общественной (прежде всего государственной) собственности на средства производства, с качественно новой классовой структурой, в которой уже не было деления на классы собственников и наемных рабочих.

В этом обществе был достигнут соответствующий современным стандартам уровень жизни (хотя и более низкий по сравнению с развитыми странами), обеспечена реализация основных социально - экономических прав граждан, в том числе созданы самый высокий уровень социальных гарантий (всеобщая занятость, бесплатное образование, здравоохранение, эффективное пенсионное обеспечение и т.д.).

С точки зрения политического строя социалистическая модернизация привела, во - первых, к уничтожению всех демократических институтов предшествующего периода и заменой их качественно новой политической системой, которая характеризовалась отсутствием всех важнейших, общепризнанных в то время атрибутов демократии: свободных выборов власти, политического и идеологического плюрализма, оппозиции, подлинной политической свободы, независимых средств массовой информации и т.д. Она воспроизводила в новых политических условиях моноцентриче-ский и персоналистский характер власти, где главным ее центром («ядром политической системы») была коммунистическая партия во главе с Генеральным секретарем, личность которого играла определяющую роль в политике. Такая модель «социалистической демократии» просуществовала на большем протяжение советского этапа, хотя формы и методы осуществления власти при этом менялись: в после сталинский период политический режим приобрел более либеральный характер, хотя политическое инакомыслие и тем более оппозиционная деятельность по - прежнему не допускались. Коренной перелом в развитии советского государства произошел в условиях «перестройки», которая предполагала реформирование общества с целью его демократизации, переход к демократическому социализму. Эта модернизация социализма первоначально проявилась лишь в некоторой либерализации режима: гласности, осуждении репрессий 1930-х годов, критике « командно - бюрократической системы» и др. Однако перестройка привела к развитию нового гражданского общества - в частности возникновению демократического движения. И на первых в советской истории относительно конкурентных выборах в новый орган государственной власти - Съезд народных депутатов СССР многие представители этого движения одержали победу. В результате их парламентской деятельности и активного воздействия на власть гражданского общества вне парламента удалось придать реформам более радикальный характер. Особенно важное значение имела отмена статьи советской Конституции о руководящей роли коммунистической партии, что положило конец монополии на власть этой партии и открыло дорогу становлению новых. Таким образом, в 1990г. после отмены статьи конституции о руководящей роли КПСС начался этап радикальных институциональных перемен: становление многопартийной системы, введение конкурентных выборов органов государственной власти, передача властных функций от партийных советским органам, создание новых демократических институтов на уровне союзных республик, региональном и местном уровнях. По - существу, в 1990-1991г страна развивалась по пути демократического социализма, СССР был первым в мире социалистическим демократическим государством, экономической основой которого по - прежнему оставалась общественная собственность на средства производства, действовали все прежние социальные гарантии, и где в политической сфере происходило становление демократических институтов, отвечающих современным (общепризнанным) стандартам.

В этот же период (1990-1991 гг) начался процесс реформирования государственного устройства СССР: подготовка нового союзного договора, предусматривавшего создание уникального государства, сочетающего элементы федерации и конфедерации. Однако

этот проект не удалось реализовать из-за политического кризиса в стране и борьбы внутри политической элиты. В конечном счете, это привело к распаду единого государства и образованию на его месте Содружества Независимых Государств.

Распад СССР и начало радикальных рыночных реформ в России правительством ее Президента Б.Н. Ельцина фактически положили начало новому этапу -постсоциалистической модернизации. Эта модернизация была неклассической модернизацией, переходом от традиционного к современному обществу, а трансформацией одного типа современного (модернизированного) общества - социалистического в другое -либерально-рыночное, создание основных институтов такого общества: частной собственности, политического и идеологического плюрализма, правового государства, разделения властей и т.д. Все эти институты были юридически зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993г, которая определила и новое качество российского государства, соответствующее современным политическим стандартам развитых европейских демократических государств: демократическое федеративное правовое и социальное государство (2; 4-6).

При этом очевидны существенные особенности России по сравнению с другими постсоциалистически-ми государствами. Опыт постсоциалистической модернизации выявил два ее типа: либерально-

демократический и авторитарный. Первый наиболее полно реализован в странах Центральной и Восточной Европы (за пределами СНГ). Для них характерны политические системы парламентского типа, в которых главную роль играет не президент, а парламент, наличие политической конкуренции, и, как результат, чередование у власти различных политических сил, включая левые партии (бывших коммунистов). Авторитарный тип характерен для многих постсоветских государств, где утвердились президентские системы с неограниченными полномочиями и сроками пребывания лидеров, где нет полноценной политической конкуренции, свободы оппозиции, эффективного политического плюрализма.

В России же сложился политический режим, сочетающий элементы демократии и авторитаризма, который можно назвать квазидемократическим моноцентризмом. Здесь, с одной стороны, существует институт конкурентных выборов как представительных органов власти, так и Президента, существуют политический и идеологический плюрализм, действует оппозиция. В России действует и соблюдается норма о возможности пребывания на посту Президента не более двух сроков. С другой стороны, политическая система России изначально создавалась как президентская система, где президент не только является главой исполнительной власти, но и обладает значительными полномочиями в законодательной сфере. Кроме того, при сохранении и соблюдении нормы о двух сроках пребывания на посту Президента отработан механизм избрания на этот пост выбранного действующим президентом преемника, с 2012г. сам срок пребывания на этом посту увеличен до 6 лет (это дает возможность реально быть президентом 12 лет). В 2000г. Президент получил право фактически назначать глав регионов и даже после возвращения в 2012г. их прямых выборов сохранил возможность влияния на ход и исход этих вы® рифе ре политического плюрализма также существуют свои особенности. В России был легализован один тип политических партий - массовая партия с

высокими требованиями к ее численности. Это привело в 2000г. к резкому сокращению количества партий в стране. Кроме того, была сформирована, по - существу, партия власти - партия поддержки президента, которая в свою очередь, опираясь на его поддержку, и всей «вертикали власти» смогла обеспечить себе и своим представителям доминирование в системе политической власти на всех ее уровнях. Очевидно, что осуществленная в 2012г. либерализация партийного законодательства приведет к увеличению числа партий, но существенно не изменит в ближайшей перспективе сложившейся расстановки политических сил.

Еще одна уникальная особенность постсоциали-стической модернизации России связана с формированием ее федеративного устройства.

В социалистический период Россия (РСФСР) была де-юре национальной федерацией в составе СССР В результате подписания Федеративного договора и принятия Конституции Российской Федерации она превратилась в реальную федерацию с уникальным устройством, включающим два типа субъектов: территориальных и национальных с разным политико-правовым статусом. Такая « смешанная» и ассиметричная федерация отличается от всех существующих в современном мире федеративных государств. Кроме того, РФ -единственная федерация среди постсоциалистических государств: все остальные социалистические «федерации» распались (Босния и Герцеговина существует лишь в результате международного воздействия).

В еще большей степени своеобразие российской политической модернизации проявилось в сфере международной политики. Россия, являясь качественно новым субъектом мировой политики и международного права, в то же время является наследницей и правопреемницей Советского Союза - одной из двух мировых держав, игравших ведущую роль на мировой арене.

Несмотря на то, что распад СССР повлек за собой существенные потери территории, населения, коммуникаций, экономического и военного потенциала, сфер влияния, системы безопасности, России удалось сохранить целый ряд важнейших факторов силы и влияния на международной арене.

К ним относятся самая большая в мире территория, значительный природно-ресурсный потенциал, военная мощь, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, дающий возможность оказывать решающее воздействие на принятие важнейших решений этой организацией.

В силу этого становление России как демократического государства не означает утрату ее уникальной роли в мировой политике.

В современных условиях национальные интересы России связаны как с развитием демократии, так и превращением ее в мировую державу в формирующемся многополярном мире (3).

В целом же все вышесказанное подтверждает тезис о том, что политическая модернизация России представляет собой уникальный исторический феномен. Она прошла через два больших исторических этапа и находится на третьем. В рамках этих этапов осуществлялись различные типы политической модернизации: либеральный, социалистический и постсо-циалистический. При этом начало каждого из них было результатом ее внутреннего развития: либо в результате выбора действующей власти, либо после смены власти в результате политического кризиса (революции или распада страны).

На пути своей модернизации Россия зачастую была исторически первой: она первой из независимых государств за пределами Запада начала либеральную модернизацию и достигла на этом пути после реформы 1905г. уровня развития демократии, сопоставимого со странами Запада и самого высокого за его пределами. Россия первой осуществила социалистическую модернизацию, первой из социалистических стран начала демократическую модернизацию. В результате демократических реформ в ходе перестройки Советский Союз в 1990-1991 г являлся уникальным демократическим социалистическим государством.

Постсоциалистическая модернизация России также характеризуется существенными особенностями. В результате институциональных реформ были, с одной стороны, созданы современные демократические институты, а с другой, воспроизведен моноцентрический и персоналистский политический режим, характерный для имперского и советского периода. В результате постсоциалистической модернизации государственного устройства Федерации создана уникальная федерация, отличающаяся от других современных федеративных государств.

Наконец, еще более существенная особенность российской политической модернизации связана с ролью и местом демократической России в международной политике: превращением ее в мировую державу в условиях формирования многополярного мира.

Список литературы:

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М: 2003, 603.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993, 64с.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года www.Kremlin.ru

Reference list:

1. Hantington S. The Clash of civilisations.M. 2003, 603p.

2. The Constitution of the Russian Fédération. M., 1994. 64p.

3. National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 .//www. Kre mlin.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора политических наук, профессора

ДОЛЕНКО Д.В. «Политическая модернизация России».

Статья Д.В. Доленко посвящена одной из самых актуальных проблем отечественной политологии - проблеме политической модернизации России.

При этом в ней высказывается и убедительно обосновывается четкая авторская концепция об уникальности российской политичекой модернизации.

Эта уникальность, по мнению Доленко Д.В., связана как с историей, основными этапами этого процесса, так и с его содержанием и основными результатами. Автором обосновывается оригинальная концепция о трех этапах российской политической модернизации: либеральном, социалистическом и постсоциалистиче-ском. Автор отмечает, что Россия первой из независимых государств за пределами Запада осуществила либеральную модернизацию, и после политической реформы 1905 г. в стране были созданы основы демократии.

Начав первой в мире социалистическую модернизацию, Советская Россия успешно решила социальноэкономические задачи модернизации, а в результате

перестройки обеспечила переход к демократическому социалистическому государству. Постсоциалистическая модернизация в постсоветской России, по мнению Д.В. Доленко, также характеризуется существенными особенностями, к которым он относит демократический моноцентризм, своеобразие федеративного устройства и роли в международной политике.

В целом статья Д.В. Доленко «Политическая модернизация России» представляет собой высокопрофессиональную научную работу, в которой аргументировано обосновывается оригинальная авторская концепция, содержатся элементы научной новизны. Эта статья представляет несомненный интерес, и ее следует рекомендовать к публикации.

Профессор кафедры государственного и

Муниципального управления Саранского филиала

РАНХ и ГС

Д.полит.н. Н.И. Изергина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.