ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ШкуркоНаталья Сергеевна
канд. филос. наук, доцент каф. Культурологии СВФУ им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
E-mail: Nat-shkurko@yandex. ru Новиков Анатолий Георгиеви ч
д-р филос. наук, профессор кафедры философии СВФУ им. М.К. Аммосова,
г. Якутск E-mail: dissov54@mail. ru
POLITICAL MYTHOLOGY AS A WAY OF ORGANIZATION OF MODERN
SOCIETY
Shkurko Natalia
Candidatephilossophy, Associate Professor of Klturologii North-Eastern Federal
University of M.K. Ammosov, Yakutsk
Novikov Anatoly
Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy North-Eastern Federal University of
M.K. Ammosov, Yakutsk
АННОТАЦИЯ
Цель работы — осмысление роли политических мифов в организации жизни современного общества. Транслируемые СМИ политические мифы выступают эффективным средством для манипулирования общественным сознанием, обеспечения интересов конкретных партий и социальных групп. Интерпретация значимых событий социальной памяти, применение политических технологий позволяют профессионалам конструировать политические мифы, отвечающие потребностям населения новой России и содействующие реализации амбициозных планов политических лидеров.
ABSTRACT
The aim of the work is the analysis of the ability of political myths on the organization of the life of the modern society. Broadcast media political myths are effective means for manipulating public opinion, provide the interests of specific political parties and social groups. The interpretation of the important events of the social memory, the use of political technologies allow professionals to construct political myths that meet the needs of the population of the new Russia and to
promote the implementation of the ambitious plans of the political leaders.
Ключевые слова : мифологическое сознание; СМИ; мифотворчество; социокультурный миф; социальная память; символы; ценности и идеалы; амбиции политиков.
Key words: mythological consciousness; the media; the myth-making; sociocultural myth; social memory; characters; the values and ideals; political ambitions.
Каждый исторической этап развития человечества создает с помощью мифов собственные варианты духовно -интеллектуального освоения мира. Исследователи (Н.А. Бердяев, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, Ф. Ницше, Ж. Сорель, Э. Тейлор, Д. Фрейзер, М. Элиаде, К. Юнг) трактуют мифы в качестве древнейших спутников человечества. Миф — сложная саморазвивающаяся знаково-символическая система, которую ученые рассматривают как литературу (патриархальный, традиционный миф) или как жизнь (современный социокультурный, политический миф); как непосредственную реальность или ее «мистический» образ; как цель, память, норму и основу жизни; критерий или абсолютный идеал жизни общества.
Уже философы античного мира Платон и Аристотель отмечали, что мифы в обществе действует в качестве своеобразной «узды», используемой правителями, чтобы добиться повиновения от народа. Стала идейной парадигмой христианского сообщества расширенная и переосмысленная в неоплатоническом русле Августином Блаженным библейская концепция «небесного Града», который не только набирает «граждан из всех народов», но и распространяет милосердие на все мироздание — «вся тварь, начиная с ангелов и кончая массами неорганического вещества, приходит к совершенному единству с Создателем» [1, 19, 17]. Идеологи Французского Просвещения (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье), провозгласив разум единственным мерилом человека, создали социокультурные мифы об образовании, науке и техническом прогрессе как наиболее могучих орудиях преобразования
общества по законам социального равенства и справедливости.
В XX веке — веке невиданных переворотов, достижений и катастроф, включая две мировые войны, — «общество книжной культуры» трансформировалось в «общество культуры экранной». Подвергаясь ежедневно «вгат washing» со стороны СМИ, население развитых стран стало благодатной средой для формирования мифологии. Читатели таблоидов и эл. газет, телезрители, участники социальных сетей выступают и как потребители, и как сотворцы индустрии по производству и распространению различных видов мифов (социокультурных, политических). Современный человек включается в мифологию с рождения, в процессе социализации усваивая ценностные установки и идеалы старшего поколения и самостоятельно сформированные в подростково-юношеском возрасте и позднее идеи и ценности.
В.М. Пивоев дифференцирует такие параметры мифотворческой ситуации, как «потребность в «иллюзиях» и характер ее удовлетворения; уровень общественной доверчивости; уровень и характер общей культуры (для интеллектуалов нужны более изощренные и глубокомысленные мифологические построения); обеспеченность информацией (чем ее меньше, тем легче принимаются суррогаты правды); отсутствие объективной информации обо всем происходящем в мире; неуверенность в завтрашнем дне и эмоциональное напряжение; коллективность переживания и взаимозаражение; этнопсихологические и этнокультурные предпосылки и особенности» [4, с. 31].
Мифы имеют аксиологическую направленность, реализуют целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Традиционный и современный мифы роднят такие черты, как:
1. индивидуальная попытка объяснения окружающего мира, создание особого, символически окрашенного воображаемого многовременного образа реальности, воплощающий надежды и мечты людей, развернутого во времени закрепляющего доминирующие в обществе стандарты и иллюзии;
2. легитимизация определенного общества, определенной культуры, которая этот миф исповедует, властных структур, придание им смысла и значимости;
3. организация общественного бытия, способ духовной самоорганизации конкретного этноса, социальной группы, страты, воплощенный в ценностях и идеалахз отличных от других сообществ и культур.
И традиционный и современный мифы не существуют изолированно, но являются компонентами мифологической системы, включающей в себя множество больших и малых мифов, мифологем, которые, взаимодействуя друг с другом, составляют части сложного идеологического комплекса.
Политический миф — результат перехода от называемого первобытного, бессознательно-классического мифа к развитой целенаправленной мифологии современности; это превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них. Кр. Флад трактует политический миф как «идеологически маркированное повествование, воспринятое социальной группой и претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего» [5, с. 14]. Функция политического мифа состоит в объективации индивидуальных и коллективных эмоций и их превращения в аналог социального опыта, в систему позитивных социальных ценностей.
Профессионально сконструированные политические мифы отличаются от архаических и религиозных, хотя основным объектом мифологизации остается прошлое конкретной территории, реальные люди и события, сохраняющие свою значимость для страны или ее отдельных территорий. Применяемые в качестве инструмента борьбы за влияние, поскольку за каждым политическим мифом стоят интересы конкретных групп, локальные политические мифы моделируют политическое пространство региона: «спрессовывают»,
низвергают социокультурные основы, демонстрируют приверженность традициям этноса или формируют новые идеалы [2, с. 36].
Отечественное общество столетиями из-за политики изоляционизма и ограниченности собственных знаний о мире было носителем политических мифов, которые самостоятельно вырабатывались народными массами в периоды потрясений и катастроф, или усваивались как продукты авторского творчества символьной элитой, властей для обеспечения прочности и незыблемости идеологии и государства. Мифы создавали позитивную картину мира, примиряя личность и массы с трудностями и враждебным окружением.
Так, в Стране Советов на основе мифа о православной (правильной, единственно верной для спасения души) империи был создан миф о первом в мире социалистическом государстве трудящихся, история которого началась с залпа «Авроры». Большевистский «Третий Рим» имел свой пантеон, состоящий из основоположников идеологии и государства, свой некрополь и свою историю, которая начиналась с момента Революции (вся предшествующая отечественная история трактовалась как царство мрака и несправедливости).
Советский Союз в 60—80-е гг. ХХ века воспринимался как один из центров двуполярного мира, «Мекка коммунизма». «Вся история Азии, Африки и Южной Америки сложилась бы совершенно иначе, не будь грозного СССР, дотировавшего из своего не слишком богатого бюджета программы индустриализации опекаемых стран, строившего заводы, растившего национальные кадры и элиты» [3, с. 341—342].
Особенность организации жизни современного социума заключается в том, что в информационном пространстве РФ сталкиваются машины по производству мифов различных политических сил, преследующие свои цели.
Профессионально конструируемые по заказу амбициозных политиков политические мифы становятся компонентом массового сознания населения, если совпадают с «вечными» мифами (архетипами этнического и цивилизационного самосознания). Таким «вечным» российским политическим мифом, имеющим высокий жизненный и модернизационный потенциал, является имперский миф, в разные периоды отечественной истории осмыслявшийся как «Третий Рим», «Российская империя», «русская идея».
Мифологическое сознание выступает формой и способом организации жизни отечественного сообщества, позволяя позитивно оценить его мессианскую роль в социально-политическом развитии человечества, формирует общественное мнение, обеспечивает — в определенной степени-информационную безопасность государства и региона, создает позитивную картину мира, примиряя личность и население с трудностями и враждебным окружением. На критических этапах отечественной истории политические мифы традиционно объединяют российское общество и власти в едином порыве, стимулируют действия для победных достижений.
Список литературы:
1. Августин Блаженный. О Граде Божием. — М.: АСТ, 2000. — 1296 с.
2. Балынская Н.Р. Особенности функционирования журналистики в процессе формирования современного мифа // Ценности интеллигибельного мира. Вып. 2. — Магнитогорск: Изд -во МГТУ им Г.И. Носова. 2005. — С. 31— 37.
3. Панарин А.С. Народ без элиты. — М.: Изд-во Алгоритм, 2006. — 352 с.
4. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: Автореферат дисс. д. филос. н. — М., Ин-т философии РАН, 1993. — 38 с.
5. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. — М.: Прогресс -Традиция, 2004. — 264 с.