Научная статья на тему 'Политическая культура и политическое самоопределение (на примере жителей г. Оренбурга)'

Политическая культура и политическое самоопределение (на примере жителей г. Оренбурга) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТОРАТ / ВЫБОРЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / CIVIL SOCIETY / LEGAL STATE / POLITICAL CULTURE / ELECTORATE / ELECTIONS / PUBLIC LIFE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Галина Ивановна

В статье рассматриваются процессы зарождения политической культуры в античности, анализируются типы политической культуры и их зависимость от легитимности власти. Важным элементом гражданского общества и правового государства является политическое сознание и политическое поведение граждан, поэтому дается типология политиков, выведенная М. Вебером. Раскрывается аспект взаимодействия политической культуры с гражданским обществом на современном этапе развития России, где серьезная политическая активность граждан отсутствует. На основе этого взаимодействия анализируются причины политической активности граждан г. Оренбурга и пути ее повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CULTURE AND POLITICAL SELF-DETERMINATION (BY THE EXAMPLE OF ORENBURG RESIDENTS)

The article deals with the processes of political culture origin in antiquity, analyzes types of political culture and their dependence on power legality. An important element of civil society and legal state is political consciousness and political behaviour of citizens, therefore the typology of politicians derived by M. Weber is given. The aspect of political culture interaction with civil society is disclosed at the present stage of Russia development, where there is no serious political activity of citizens. On the basis of this interaction causes of Orenburg citizens’ political activity and ways to increase it are analyzed.

Текст научной работы на тему «Политическая культура и политическое самоопределение (на примере жителей г. Оренбурга)»

Завьялова Галина Ивановна

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕМ Г. ОРЕНБУРГА)

В статье рассматриваются процессы зарождения политической культуры в античности, анализируются типы политической культуры и их зависимость от легитимности власти. Важным элементом гражданского общества и правового государства является политическое сознание и политическое поведение граждан, поэтому дается типология политиков, выведенная М. Вебером. Раскрывается аспект взаимодействия политической культуры с гражданским обществом на современном этапе развития России, где серьезная политическая активность граждан отсутствует. На основе этого взаимодействия анализируются причины политической активности граждан г. Оренбурга и пути ее повышения. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/9/2СШт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 83-85. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 172.1

Философские науки

В статье рассматриваются процессы зарождения политической культуры в античности, анализируются типы политической культуры и их зависимость от легитимности власти. Важным элементом гражданского общества и правового государства является политическое сознание и политическое поведение граждан, поэтому дается типология политиков, выведенная М. Вебером. Раскрывается аспект взаимодействия политической культуры с гражданским обществом на современном этапе развития России, где серьезная политическая активность граждан отсутствует. На основе этого взаимодействия анализируются причины политической активности граждан г. Оренбурга и пути ее повышения.

Ключевые слова и фразы: гражданское общество; правовое государство; политическая культура; электорат; выборы; общественная жизнь.

Завьялова Галина Ивановна, к. филос. н., доцент

Оренбургский государственный университет 1атег35@таИ. ги

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ Г. ОРЕНБУРГА)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук)

и Правительства Оренбургской области (грант № 17-13-56001).

Гражданское общество на сегодняшний день - самая эффективная форма общественного устройства. Современная Россия стремится к этой цели, однако в настоящее время гражданское общество в нашей стране находится в стадии формирования, присутствуют только его отдельные элементы. Одним из важных условий гражданского общества и правового государства является высокая политическая культура граждан. Сам термин «правовое государство» вошел в научный обиход сравнительно недавно, в начале XIX века, и первоначально использовался только в юридической литературе. Но значительное влияние на формирование теоретических представлений о правовой государственности оказали политико-правовые идеи философов Древней Греции и Рима. Несомненно, опыт античной демократии и правопорядка послужил той базой, на которой современные правовые государства были построены. Уже в древности начали искать пути и формы взаимосвязи и взаимодействия права и власти, государства и гражданина. Такие столпы философской мысли, как Сократ, Платон и Аристотель, уделяли огромное внимание справедливости, благу и разумному распределению полномочий между ветвями власти. Античные философы пытались показать, как высока должна быть связь государства и свободных граждан. «Сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой» [10, с. 33]. В этом видели философы главное предназначение правителя, которого должны избирать граждане. Именно воззрения античных мыслителей о правовом характере государства, о роли политической культуры и политического участия граждан в нем сохранили свою актуальность и в наши дни. Правовые концепции древнегреческих мыслителей в дальнейшем были развиты древнеримскими авторами. И здесь, конечно же, нельзя не отметить идеи Цицерона, где он восхвалял политическую и правовую активность граждан, отмечая, что «при защите свободы граждан нет частных лиц» [Там же, с. 46]. А политическая культура - это уровень участия граждан в политической жизни. Не случайно великий американский писатель Г. Джордж писал, что не короли и аристократы порабощают народ, а его невежество [1, с. 415]. Действительно, от того, каковы ценностные представления человека, его гражданская позиция, идеалы и убеждения, будет зависеть и политическая жизнь в конкретном обществе. В зависимости от того, является ли власть легитимной, выделяют три типа политической культуры.

1. Политическая культура традиционного типа: для нее был характерен низкий уровень свободы и политической активности. Этот тип культуры распространен в традиционных обществах.

2. Политическая культура харизматического типа: для этого типа культуры важным является вера в сверхъестественные способности вождя, когда его авторитет не подвергается сомнению. Такой тип культуры был распространен в Х11-ХУ11 веках.

3. Политическая культура легального типа: для нее характерен высокий уровень политической активности, когда к власти приходят легальным путем при помощи выборов и на определённый срок. Это современный тип политической культуры [3, с. 162].

Становление таких институтов, как парламентская демократия, правовое государство и многопартийность, привело к осознанию политическими субъектами своих возможностей влияния на власть. Необходимо, чтобы в политической культуре легального типа гражданская позиция человека была ориентирована на легитимность. В связи с этим важным элементом политической культуры общества является политическое сознание и политическое поведение граждан, где типы политического поведения различны. Так, М. Вебер выделяет три типа политиков:

- первые - это обычные люди, которые время от времени ходят на выборы, участвуют в митингах и демонстрациях (политики «по случаю»);

84

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

- вторые - это помощники депутатов, активные члены партии, для которых политика не главная цель в жизни (политики «по совместительству»);

- третьи - это те, для кого политика является основным видом деятельности: депутаты и другие представители государственной власти (профессиональные политики). И даже профессиональных политиков М. Вебер делит на тех, кто живет «за счет политики»: для них политика - это не только профессия, но и источник дохода; и на тех, кто живет «для политики»: для них политика - это смысл всей своей жизни.

Самыми серьезными преградами на пути становления гражданского общества в России являются слабость среднего класса и социальное несовершенство нашего общества, проявляющееся, прежде всего, в значительном разрыве между уровнем жизни богатых и бедных слоев населения. Также серьезной проблемой является сложность построения «зрелой» демократии [4, с. 58]. Становление гражданского общества нужно, в первую очередь, начинать с таких аспектов, как повышение культуры, а не с попыток наложения санкций на людей, которые не видят возможности самореализации и потому находятся в состоянии социальной апатии, бедности и пьянства. Российское общество аполитично, серьезная политическая активность в нем отсутствует. А ведь политическая активность может выступать как компенсация экономической слабости: те, кто не в состоянии «стоять на собственных ногах», способны к качественному преобразованию человеческих потребностей. Политическая активность граждан предполагает:

1) определенный уровень знаний о политике и политической жизни в нашей стране. В российском обществе сложилась такая ситуация, что одни прекрасно разбираются во всех политических явлениях; другие знают только имена политиков и не понимают истинной цели политических обещаний; а третьи вообще не интересуются политикой и не ходят на выборы. И это особенно заметно в глубинках России. Так, за последние годы (2010-2015 гг.) в городе Оренбурге более 70% избирателей не знают действующих депутатов и не видят побудительных мотивов своего участия в избирательной кампании [9, с. 278].

Но за последние два года (2015-2017 гг.) в Оренбурге произошло изменение системы политических приоритетов. По данным социологического опроса (портал правительства Оренбургской области), постоянно следят за политической жизнью в стране и в регионе более 66% оренбуржцев, и 92% наших земляков знали, что в сентябре 2016 года состоятся выборы депутатов Государственной Думы и депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области [7];

2) определенный уровень протестной активности. Так, в г. Оренбурге наблюдается повышение про-тестной активности граждан из-за падения уровня жизни горожан: в 2011 году недовольными собственной жизнью было 55% избирателей [9, с. 259], и этот показатель только растет. Рост инфляции и повышение уровня бедности и другие негативные социальные факторы привели к увеличению динамики протестных настроений среди жителей г. Оренбурга. Если рассматривать в протестном движении такие достаточно благополучные социальные группы, как интеллигенция и студенчество, то они все больше стали вовлекаться в этот процесс. Следует отметить, что в предыдущие годы эти группы не участвовали в митингах и шествиях оппозиции, но начиная с 2008 года уровень протестной активности только увеличивается, а пик его приходится на 2011 год, когда проведение митингов протеста одобряли 47% избирателей города Оренбурга; в 2012 году - 42% избирателей [Там же, с. 270].

Интересен тот факт, что начиная с 2011 года стали расти протестные настроения среди такой социальной группы, как молодёжь (включая студенчество). «Современные притязания» молодежи, навязанные «сверху», не соответствуют самим «желаниям» молодежи и приводят к весьма значительному разрыву с реальностью и способствуют дестабилизации общества. Только 12,5% численности этой возрастной группы поддержало «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу в 2011 году [Там же, с. 268]. Но в последнее время наблюдается положительная динамика по этому показателю. Растет уровень политической и культурной грамотности молодежи, особенно студенчества. Утверждение ценностей индивидуализма, личного успеха (материального, политического, духовного и т.д.) привело к тому, что молодежь стала понимать, что с помощью выборов можно корректировать деятельность общества, определять его лучшую структуру, допустимые методы реализации политической борьбы. И это сразу отразилось в статистике. Так, к 2015 году протестный электорат г. Оренбурга составил всего лишь 10%, а количество граждан, желающих участвовать в выборах в Государственную Думу, в 2016 году увеличилось до 41% [7].

Мы должны помнить, что в гражданском обществе человек целиком несет ответственность за выбор своего поведения, от которого будет зависеть, кто придет к власти и кто будет управлять государством. Следует подчеркнуть, что в Оренбургской области есть все условия для политического образования молодежи, которое рассматривается как регулируемый процесс систематического усвоения информации о политической действительности и процесс формирования определенного количества знаний и навыков политической деятельности.

Гражданское общество осуществляет оперативное управление человеческой свободой. В свою очередь, коммуникация, диалог между правительством и общественными организациями являются важным инструментом для достижения консенсуса между субъектами политического процесса, развития новых идей, прозрачности и открытости гражданского общества. Таким образом, используя все возможности трансляции политической культуры во всех сферах общественной жизни, мы не только сможем влиять на политическую реальность, но сможем также с помощью нее изменить политическую культуру общества в правильном направлении.

Таким образом, следует понимать, что только путем формирования политической культуры в российском обществе в целом и в Оренбургской области в частности мы сможем преодолеть противопоставление таких понятий, как справедливость, мораль, право и закон.

Список источников

1. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / сост. А. Е. Мачехин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 912 с.

2. Вандин А. Ю. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере Владимирской области) // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 4 (29). С. 154-158.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

4. Мухамеджанова М. Н. Проблема свободы в модернизирующихся обществах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156). С. 53-59.

5. Осипов М. Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. № 1 (181). С. 75-81.

6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № Пр-1168 от 14.04.2011 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://opros.orb.ru/results.page?model= Orenburg2&anket=vibory_2016&mark= 1491552127140 (дата обращения: 03.05.2017).

8. Семенов В. С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 94-113.

9. Солодкая М. С., Шешукова Г. И., Баннова Н. Э. Социально-политические процессы в Оренбургской области в период электорального цикла 2010-2015 гг. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. 621 с.

10. Цицерон М. Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Мысль, 1999. 782 с.

POLITICAL CULTURE AND POLITICAL SELF-DETERMINATION (BY THE EXAMPLE OF ORENBURG RESIDENTS)

Zav'yalova Galina Ivanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Orenburg State University lanser35@mail. ru

The article deals with the processes of political culture origin in antiquity, analyzes types of political culture and their dependence

on power legality. An important element of civil society and legal state is political consciousness and political behaviour

of citizens, therefore the typology of politicians derived by M. Weber is given. The aspect of political culture interaction with

civil society is disclosed at the present stage of Russia development, where there is no serious political activity of citizens.

On the basis of this interaction causes of Orenburg citizens' political activity and ways to increase it are analyzed.

Key words and phrases: civil society; legal state; political culture; electorate; elections; public life.

УДК 130.1

Философские науки

В статье дается философский анализ проблемы личностной идентичности. В качестве наиболее существенных выделяются онтологический, гносеологический и ценностный аспекты проблемы. Показано, что сохранение онтологической целостности «Я» и преодоление кризисов идентичности требуют от человека постоянной познавательной и оценочной активности, направленной как вовнутрь, так и вовне - на окружающий индивида социальный мир и на других людей. Важнейшую роль играет моральная активность личности, базирующаяся на усвоении этических норм и идеалов в процессе социализации. Обосновано положение о взаимосвязи всех компонентов личностной идентичности.

Ключевые слова и фразы: идентичность; телесность; сознание; познание; оценка; мораль; социализация; личность.

Зеленцова Марина Григорьевна, д. филос. н., профессор Жаркова Елена Сергеевна

Ивановский государственный химико-технологический университет marigumm@gmail. com; jesiaelena@yandex. ru

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблема личностной идентичности находится сегодня в центре внимания представителей различных гуманитарных наук, в том числе представителей так называемой «цифровой антропологии» ("Digital Anthropology"), где современная «среда обитания» представлена в виде интернет-пространства. Актуальность этой проблемы определяется глобальными социальными изменениями, в частности, усиливающейся автономиза-цией индивидов, нарастанием мировоззренческого и ценностного релятивизма, распространением новых информационных технологий, оказывающих глубокое влияние на образ жизни современного человека, на его способность к самоидентификации.

Термин «идентичность» (от лат. "idem" - «тот же самый») означает тождество, совпадение чего-либо с чем-либо (вещи с самой собой или с другой вещью). Под идентичностью (самоидентичностью) личности мы будем понимать «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.