Научная статья на тему 'Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок'

Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
662
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурматов Владимир Владимирович

В статье рассматривается политическая коммуникация как новое социально-информационное поле политики в современной России. Анализируются причины изменения политической коммуникации, среди которых: превращение медиа-пространства в арену политики, либерализация политической системы, технологическая отсталость, формирование общественного мнения как «последней инстанции» работы СМИ. Проводится анализ формирования нового институционального порядка в сфере политической коммуникации через общественные и политические институты и Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурматов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок»

Бурматов В.В.

Политическая коммуникация в России: запрос на новый институциональный порядок

К «диалогу со всеми политическими силами» призывает Президент России В. Путин, для того чтобы выработать формулу национальной модели демократии и развития. Но как обеспечить эффективную коммуникацию между властью и обществом в интересах нашего развития? Что нужно сделать, чтобы СМИ были независимыми, а общественно-политические институты в диалоге были самостоятельными? Как легализовать неформальные контакты и прогнозировать коммуникативные ситуации и действия? На многие подобные вопросы пока нет ясных ответов.

Действительно, сегодня политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Французский политолог Ж.-М. Коттрэ роль политической коммуникации в обществе сравнивает со значением кровообращения для организма человека. Американский политолог Л. Пай подчеркивает, что политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику1. Отечественные ученые А.В. Дмитриев, В.В. Латыпов, Хлопьев и многие другие утверждают, что без коммуникации невозможно конституирование политических партий и движений, политических систем, политических институтов, организаций и т.д., невозможно существование политической сферы общества как таковой. Коммуникация пронизывает все стороны политической жизни общества2.

В настоящее время выделяются обычно три основных способа политической коммуникации: через средства массовой информации, через общественно-

политические организации (институты) и через неформальные контакты. Однако к ним следует также отнести и особые коммуникативные ситуации или действия. Рассмотрим в комплексе причины, которые приводят к своеобразному запросу общества и власти на новый институциональный порядок политической коммуникации.

Теледемократия. Средства массовой информации способствуют лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом. Среди причин формирования нового институционального порядка в сфере политической коммуникации через СМИ можно перечислить следующие:

1 Политическая коммуникация. URL. http://grachev62.narod.m/Grachev/vestmk_1999.html#sn9 (2.06.2012).

2 Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003. С. 406.

1. Сегодня медиа-пространство превратилось в основную арену политики. Причиной, скорее всего, послужило стремление проецировать политическое в общедоступное публичное пространство, а осуществляется этот переход силами и посредством медиа. По сути современный российский политический процесс по запросу населения происходит на основе сформированных средствами массовой информации политических образах как единства новостей, рекламы и развлечений. Власть заинтересована в широком использовании медиа в политических целях, и потому в последние десятилетия происходит перенос «места» политического действия из парламента и кабинетов власти на экран телевизора. Так, по мнению экспертов, дебаты кандидатов в президенты на телевидении - это инновация для России, которая вовлекает граждан в политический процесс, привлекает большие аудитории, вызывает интерес избирателей и влияет на их решения3. С другой стороны, властные устремления привели «передачу» политиков в руки политтехнологов и медиадизайнеров, презентирующих их как марку товара на рынке. В свою очередь власть заинтересована в совершенствовании политтехнологий4.

2. Либерализация политической системы привела социум к закономерному запросу на формирование независимых СМИ. Естественно, что власть заинтересована в наличии лояльных СМИ и возможности влиять на те из них, которые позиционируют себя независимыми. При таком подходе возникает вопрос о том, кто финансирует средства массовой информации. Ответ на этот вопрос в значительной степени

определяет и уровень независимости массовых источников информации5. Если негосударственные СМИ финансируются со стороны граждан, представителей гражданского общества, бизнес-сообщества, то вполне вероятно, что их информационное наполнение не потерпит властного вмешательства и будет претендовать на объективность в сфере политики. Финансирование СМИ из федерального бюджета быстро сделает их «государственными» и может потребовать от них пропаганды принимаемых политических решений. Так, по мнению бывшего министра культуры Пермского края Н. Новикова Краснодарский край тратит 1,7 млрд

3 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций ЦКЬ. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/harr/08.php

(1.06.2012).

4 Черных А.И. Медиа и демократия. М.-СПб., 2011. С. 5-6.

5 Совещание по вопросу развития средств массовой информации. URL: http://kremlin.ru/news/8311

(30.06.2012).

руб. в год на поддержку государственных СМИ, а в Пермском крае государственных СМИ нет6.

3. Технологическая отсталость отечественных СМИ. С учетом большой территории, которую занимает наша страна, очень важным является вопрос преодоления технического, цифрового и так называемого контентного (содержательного) разрыва между российскими средствами массовой информации и ведущими мировыми СМИ. Генерируется запрос общества на сокращение разрыва между центральными, скажем так, средствами массовой информации, которые «расквартированы» в Москве и в некоторых крупных регионах нашей страны, и провинциальными. Естественно возникает необходимость преодолеть трудности в технологической области.

Соответствующие властные органы понимают, что региональные рынки обладают огромным потенциалом, чтобы играть в процессе выстраивания коммуникационных стратегий решающую роль, это лишь вопрос времени и технологий. Сегодня мы уже наблюдаем дефицит рекламных объемов на национальном телевидении после введения поправок к Закону «О рекламе», «перетекание» бюджетов из национального сегмента телерекламного рынка в региональный. Как следствие, при увеличении вложений в региональное ТВ, темпы его развития увеличились7.

4. Формирование общественного мнения как «последняя инстанция» работы СМИ. Естественно, что общественное мнение выражается публично (в основном этому содействуют СМИ) и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Соответственно поступает запрос общества на возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни в СМИ. При этом важно оценить степень влияния высказанной позиции в средствах массовой информации на развитие общественнополитических процессов. Конечно, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Так, например, исследуя общественное мнение об уровне патриотизма в нашем обществе, Левада-Центр провел опрос - пойдут ли современные россияне на фронт в случае начала войны? Оказалось, что всего 44% готово сражаться за Родину. То есть Родину защищать пошли бы меньше половины8. В

6 Кашин О., Семендяева М. Парк пермского периода // Коммерсант Власть. 2012. № 25. С. 17.

7 Ковалев А. Региональное телевидение обладает рядом неоспоримых преимуществ.

URL. http://www.advertology.ru/article46520.htm (1.06.2012).

8 Русские не хотят войны // Аргументы недели. 2012. № 24. С. 32.

такой ситуации возникает правомерный вопрос в формате политической коммуникации, а все ли сделало общества и власть через СМИ, чтобы уровень российского патриотизма не снижался?

Коммуникация через общественно-политические институты. В

значительной степени политическая коммуникация составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, а также общественных движений. Причинами формирования нового институционального порядка через общественные и политические институты в сфере политической коммуникации можно назвать следующие:

1. Возрастание роли института парламентаризма в политической коммуникации по формированию эффективных «правил игры» в развитии российского общества. Запрос общества на эффективную работу парламентариев в сфере политической коммуникации обусловлен рядом обстоятельств. Прежде всего динамизмом и незавершенностью процессов обновления всех основных областей жизнедеятельности общества. Институт парламентаризма вынужден развиваться в сложной ситуации разделения исполнительной и законодательной властей. Не решены важные проблемы демократизации во взаимодействии федеральных и региональных представительных органов. Видоизменяющиеся взаимоотношения бизнеса и власти, неразвитость гражданского общества во многом определяют функции Федерального Собрания в политической коммуникации методом проб и ошибок9. Например, глава Минфина А. Силуанов утверждает, что проблема, с которой столкнулись во время последнего кризиса в 2009 году, заключалась во многом в том, что не были своевременно приняты соответствующие нормативные акты и внесены изменения в бюджет. Такая медлительность привела к утере шанса отреагировать быстро. Сегодня законодательные органы сделали все, чтобы не повторить прошлых ошибок10.

Запрос законодательных (представительных) органов власти в политической коммуникации носит противоречивый характер: с одной стороны, создана обширная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность парламентов, а с другой -реализация их основных функций сопряжена с рядом трудностей. Среди них особое место занимают: отсутствие базового ценностного консенсуса в обществе,

несформированность системы социально-политических интересов населения и неопределённость места парламента в системе политических институтов. Уже на

9 Баев В.С. Институт парламентаризма в современном российском политическом процессе: дисс. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 6.

10 Готов к обороне // Профиль. 2012. № 24. С. 30.

современном этапе парламентаризм в России претерпел ряд трансформаций. Был изменен порядок формирования Совета Федерации, введена пропорциональная система выборов депутатов Госдумы. Образованием Общественных палат предполагалось оптимизировать деятельность российских парламентов11.

2. Институт политических партий нуждается в политической конкуренции. Запрос общества в сфере политической коммуникации связан с тем, что не все и не всегда политические партии удовлетворяют политические интересы основных социальных групп. Запрос власти связан с с поэтапным развитием политической конкуренции среди политических партий. Для этого упрощена процедура регистрации политических партий. Сформирован институт численности органов законодательной власти субъектов Федерации. Формируется институт повышения представительства малых политических партий на всех уровнях законодательной власти. Эти и другие политико-административные начинания направлены на то, чтобы институт политических партий в политической коммуникации обеспечивал, с одной стороны -интегрирование государственных задач в общественную жизнь, а с другой -эффективно доводил бы до государственной власти ожидания граждан. Вот почему важную роль в обеспечении политического плюрализма приобрел институт политических партий12.

3. Борьба за политическое влияние на общественные организации в рамках электорального процесса. Запрос общества направлен на активное участие в процессе формирования власти. Запрос власти нашел отражение в формировании Общероссийского народного фронта, который позволил консолидировать общественные, профсоюзные, женские, молодежные организации для победы на выборах в Государственную Думу РФ в 2011 году. Как итог реализации запроса власти из 238 депутатов от «Единой России» около 1/3 прошли в Госдуму от ОНФ. Народный фронт занял свое место в политике и продолжает свою работу. Еще одним очень важным направлением работы ОНФ является работа с муниципалитетами. Народный фронт помогает людям добиваться реализации своих прав на муниципальном уровне. При этом он сохраняет надпартийный статус, чтобы объединить представителей различных политических взглядов вокруг общенациональных ценностей13.

11 Фоменко С. С. Институт парламентаризма в современной России: факторы и тенденции развития: дис. ... канд. полит. наук. Елец, 2006. С. 5.

12 Кандыба Р.А. Развитие института политических партий периода трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. С. 4.

13 За год работы ОНФ прочно занял место в большой политике

иЯЬ: http://er.ru/news/2012/5/6/obsherossijskomu-narodnomu-frontu-ispolnilsya-god/ (30.06.2012).

4. Стихийное формирование общественных организаций. Запрос общества в этом случае сопрягается с необходимостью отреагировать на проблемы, формирующиеся в социуме. Например, «Русский значит трезвый» движение -неформальное и неполитическое. Оно не имеет структуры, чётких рамок и лидеров. Это инициативы снизу, которые возникают независимо друг от друга в разных уголках России. Некоторые называют это субкультурой, но такая характеристика противоречит самому духу движения: оно напоминает, что трезвость - не «фишка», а норма. Каковы формы коммуникации участников таких общественных движений? Прежде всего, пропаганда собственным примером. Коллективные пробежки, личные рекорды на уличных турниках и брусьях - всё это ребята снимают на камеру и делают видеоролики, подбирая в качестве звукоряда песни единомышленников - идейных исполнителей. Кроме того, в ход идут классические средства просвещения -агитационные трафареты и наклейки. Они оказываются в самых нужных местах: на рекламе ядов в метро и на улице, а то и на самих бутылках в супермаркетах. И, конечно же, самая неоспоримая агитация - завидный подтянутый вид и прекрасное настроение14. Запрос власти на развитие институтов гражданского общества в рамках правового поля.

Интернет - неформальный канал коммуникации? Современная политика освещается в российском Интернете достаточно полно и многообразно, но при этом Интернет в политических целях не терпит шаблона, перенесения готовых рецептов из других областей. Формированию нового институционального порядка в сфере политической коммуникации через Интернет как неформальный канал послужили следующие причины.

1. Интернет активно внедряется в жизнь российского общества. Запрос общества на активное развитие Интернета - феномена двойственного с точки зрения политики. С одной стороны, в нем присутствует максимум демократии: любой пользователь может взять слово, выразить свое мнение и вообще высказать все, что хочет. Однако это не мнение населения, а пользователей, представляющих собой весьма специфическую группу населения. Запрос власти - активное освоение возможностей Интернета властными ресурсами. Президент России В. Путин подчеркивает: «Можно сказать, что Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и тому подобное превратились, наряду с телевидением, в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики. Это новый фактор, требующий

14 Рязанов С. Меняя мир... // Аргументы недели. 2012. № 24. С. 12.

осмысления, в частности для того, чтобы, продвигая и дальше уникальную свободу общения в интернете, уменьшить риск его использования террористами и преступниками. В ходу все чаще и такое понятие, как «мягкая сила» - комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия»15.

2. Интернет позволяет работу власти сделать открытой. Запрос общества - через Интернет повысить открытость работы органов власти в России. Создание развитой сети коммуникаций между гражданами свидетельствует об уровне достижения демократии в стране. Запрос власти идет по направлению активного замещения своей ниши в Интернет-пространстве. Сейчас в России насчитывается около 50 млн. пользователей глобальной сети. Например, количество читателей микроблога автора статьи в он-лайн сервисе Твиттер насчитывает порядка 150 тыс. человек. С социальными сетями сейчас интегрируются не только сайты, но и оффлайновые СМИ, телевидение, печатные издания, радио и так далее. Еще одним из преимуществ Интернета является развитие мобильных устройств. Уже есть возможность, и ею многие пользуются, когда, видя нарушение, проявление несправедливости, граждане могут снять это на мобильное устройство, и видео тут же окажется в Интернете, станет достоянием большого количества людей16.

3. Интернет стал средством обратной связи с властью. Запрос общества -развивать каналы подачи информации для власти. В последнее время сильно изменилась политическая культура в России, формат отношений человека и власти. Власти теперь можно написать в твиттер все, что ты о ней думаешь. Написать можно было и раньше, только оставались сомнения, есть ли у власти твиттер, дойдет ли информация. Теперь сомнения развеяны: прочитает. И даже, возможно, ответит или еще как отреагирует. Интернет стал средством обратной связи, причем формировать этот канал коммуникации, в свое время, Президент России Д. Медведев начал с себя лично, а уж потом потянулись за ним губернаторы, мэры, депутаты, и другие. Запрос власти - прививать чиновникам новую практику: общаться с гражданами в Интернете, сделав сеть средством обратной связи граждан и власти. Например, сегодня

15 Путин В.В. Россия и меняющийся мир иКЬ: http://www.mn.ru/politics/20120227/ 31230 6749.html

(30.06.2012).

16 Бурматов В.В. Возможности Интернета - одно из завоеваний демократии.

иЯЬ. http://er.ru/news/2012/4/4/burmatov-vozmozhnosti-interneta-odno-iz-zavoevanij-demokratii/

(30.06.2012).

прививаются новые практики политической коммуникации: читать о себе «гадости» и публично объяснять свои слова и действия. Такая вот прямая демократия.

4. Повышается значимость видео-контента, он-лайн эфиров. Все, что мы делаем, оставляет цифровой «след». Запрос общества - быстрый контроль инвестиционных вложений. Многие инвестиционные проекты, например, реализуются в таком формате, что снимаются все стадии и тут же выкладываются в сеть, чтобы каждый инвестор мог убедиться: его деньги расходуются по назначению. Запрос власти - обуздать данные возможности в рамках реализации принятых политических решений. Власть стремится внедрить, по сути, сплошным образом широкополосный интернет, выйти в ближайшие годы на 90% потребителей интернета от общего списочного населения страны, чтобы возможности для использования были у 90% наших людей. И конечно, перевести на цифру те каналы, которые у нас есть сегодня, то есть в формате high definition, и потенциально, наверное, в формате 3D, который становится всё более и более популярным17.

5. Формирование «эффекта дополненной реальности». Запрос общества -благодаря развитию технологий обеспечить возможность видеть больше, чем гражданин может видеть своими глазами. Например, картина в музее содержит код, считав который с помощью своего сотового телефона, посетитель может узнать историю создания этой картины. Власть заинтересована в освоении подобных технологий для обеспечения эффективной политической коммуникации.

Ситуации и действия. Присутствие политической коммуникации обнаруживается во всякой обстановке социального общения, от бесед с глазу на глаз до коллективных акций. Формирование нового институционального порядка в сфере политической коммуникации через особые коммуникативные ситуации или действия происходит благодаря следующим причинам:

1. Обострение в обществе противоречий между основными социальными группами и властью. Запрос общества в подобного рода политической коммуникации -обратить внимание власти на обострение противоречий в социуме. Для этого совершаются определенные действия, такие, как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. Например, акции «Контрольная прогулка» - это политическое мероприятие, шествие с политическими лозунгами, плакатами, шествие, которое

17 Совещание по вопросу развития средств массовой информации URL.http://kremlin.ru/news/8311

(30.06.2012).

изначально было заявлено организаторами как антипутинское. Людей пытались уверить, что это простая прогулка, но в ту же секунду в каждом комментарии говорили, что прогулка политизирована. Участие в «Контрольной прогулке» приняли порядка тысячи человек. Запрос власти - стабилизация социально-политической ситуации, т.е. все имеют право выражать свое мнение, и выражать в разных формах, в том числе, в форме массовых акций-действий. Но все эти мероприятия должны проводиться в соответствии с законом18.

2. Обострение противоречий между отдельными гражданами и властью. История знает множество случаев, когда голодовку использовали как метод выражения протеста в формате политической коммуникации с властью. Например, Г. Фариньяс, который боролся с режимом Ф. Кастро на Кубе, объявлял голодовки 23 раза. После того как здоровье кубинца ухудшилось настолько, что он попал в реанимацию, власти согласились освободить 52 заключенных-оппозиционера и разрешили им покинуть страну. Тем не менее голодовка может стать и фарсом. Самый яркий пример -Ч. Хайдер, американский астрофизик, который в 1986 году выступил против гонки вооружений и использования ядерного оружия, начав у Белого дома в Вашингтоне 218дневную голодовку. Просто Хайдеру врачи рекомендовали сесть на строгую диету, которую он превратил в голодовку с политическим подтекстом19.

В плане реального инструмента политической коммуникации голодовка - это очень скользкий инструмент давления. Потому что голодовка всегда патовая. Голодающий говорит «Вот я хочу, чтобы было сделано вот это, и не буду есть, пока не будет сделано». Этим он добровольно ставит себя в патовую ситуацию, которая, в общем, очень простая: ну хорошо, не будет сделано, а дальше что? Сколько ты не будешь есть? И в этом смысле как средство политического шантажа голодовка -абсолютно бесперспективная акция. Во-первых, потому что как только ты сталкиваешься с ситуацией или с системой, которая под тебя не готова подстраиваться, ты проигрываешь. Во-вторых, голодающий всегда производит по-обывательски жалкое впечатление, особенно когда голодает политик. Например, голодовка бывшего депутата Госдумы от «Справедливой России» и кандидата в мэры города Астрахань О. Шеина. Политику ущербным быть нельзя. Ему можно быть смешным, ему можно быть коварным, злым, агрессивным и т.п., но жалким политику быть нельзя.

18 Бурматов В.В. Действия оппозиции представляют угрозу для граждан. иКЬ: http://er.ru/news /2012/5/13/ burmatov-dej stviya-oppozicii-predstavlyayut-ugrozu-dlya-grazhdan/ (30.06.2012).

19 Голодовка как метод политической борьбы. иКЬ: http://www.diletant.ru/duels/57696/ (30.06.2012).

Таким образом, характерными причинами изменений в политической коммуникации являются процессы демократизации и формирования рыночных отношений в российском обществе. Соответственно, запросы общества в основных сферах политической коммуникации направлены на формирования системы публичности, прозрачности и подотчетности власти институтам гражданского общества. Запросы власти сопряжены с необходимостью выстраивания такого диалога с обществом, когда основные сферы политической коммуникации контролируются властью.

Список литературы:

1. Баев В. С. Институт парламентаризма в современном российском политическом процессе: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

2. Бурматов В.В. Возможности Интернета - одно из завоеваний демократии.

ЦКЬ: http://er.ru/news/2012/4/4/burmatov-vozmozhnosti-interneta-odno-iz-zavoevanij-ёетокгаШ/ (30.06.2012).

3. Бурматов В.В. Действия оппозиции представляют угрозу для граждан. ИКЬ: http://er.ru/news /2012/5/13/burmatov-dejstviya-oppozicii-predstavlyayut-ugrozu-dlya-grazhdan/ (30.06.2012).

4. Голодовка как метод политической борьбы. ЦКЬ: http://www.diletant.ru/duels/57696/ (30.06.2012).

5. Готов к обороне // Профиль. 2012. № 24. С. 30.

6. За год работы ОНФ прочно занял место в большой политике. ЦКЬ: http://er.ru/news/2012/5/6/obsherossijskomu-narodnomu-frontu-ispolnilsya-god/ (30.06.2012).

7. Кандыба Р.А. Развитие института политических партий периода трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

8. Кашин О., Семендяева М. Парк пермского периода // Коммерсант Власть. 2012. № 25. С. 15-19.

9. Ковалев А. Региональное телевидение обладает рядом неоспоримых преимуществ. ЦКЬ: http://www.advertology.ru/article46520.htm (1.06.2012).

10. Политическая коммуникация. ЦКЬ: http://grachev62.narod.ru/Grachev/vestnik_ 1999^Ш^п9 (2.06.2012).

11. Политология / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003.

12. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. ИКЬ: http://www.mn.ru/politics/20120227/ 31230 6749.html (30.06.2012).

13. Русские не хотят войны // Аргументы недели. 2012. № 24. С. 32.

14. Рязанов С. Меняя мир... // Аргументы недели. 2012. № 24. С. 12.

15. Совещание по вопросу развития средств массовой информации. ЦКЬ: http://kremlin.ru/news/8311 (30.06.2012).

16. Фоменко С.С. Институт парламентаризма в современной России: факторы и тенденции развития: дис. ... канд. полит. наук. Елец, 2006.

17. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. ЦКЬ: http://www.gumer.info/biЫiotek_Buks/Psihol/harr/08.php (1.06.2012).

18. Черных А.И. Медиа и демократия. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.