Научная статья на тему 'Политическая коммуникация как средство борьбы с международным терроризмом'

Политическая коммуникация как средство борьбы с международным терроризмом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
470
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация как средство борьбы с международным терроризмом»

Р.З. Багиров

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Одним из важнейших факторов политической жизни в современных условиях является терроризм. Целенаправленные, скоординированные по месту и времени террористические акты оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государств, которые в свою очередь активно ищут средства противодействия международному терроризму. Анализ показывает, что в этом противоборстве обе стороны часто используют одни и те же информационные средства (каналы), которые в современной политической науке именуются политической коммуникацией.

Так взрывы жилых домов в Буйнакске, Волгодонске и Москве осенью 1999 г., широко освещавшиеся в СМИ, стали не только средством политического давления на руководство страны, но и вызвали глубокий общественный резонанс, что послужило поводом для начала второй чеченской кампании. Вместе с тем, политическая коммуникация, актуализированная террористическими актами, позволила консолидировать российское общество в борьбе с международным терроризмом, создала новую информационную ситуацию в стране.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в США. Атаки захваченных террористами самолетов на башни Центра международной торговли и Пентагон 11 сентября 2001 г. массово тиражировались всеми информационными агентствами мира, что способствовало мобилизации мирового общественного мнения и созданию политического фронта борьбы против международного терроризма. Политическая коммуникация позволила блоку НАТО впервые в своей истории ввести в действие пятую статью Североатлантического договора, на основе которой США и их союзники ввели свои войска в Афганистан. Кроме того, эти теракты повлекли за собой изменения в силовом блоке исполнительной власти США, выразившиеся в частности, в создании министерства внутренней безопасности (Homeland Security Department) и введении должности директора по национальной разведке (Director of National Intelligence), которому были подчинены все разведывательные органы государства.

Но порой и международному терроризму удается эффективно использовать политическую коммуникацию для решения военно-политических задач. В марте 2004 г. взрывы электропоездов в Мадриде накануне парламентских выборов в

Испании и поднявшаяся вслед за этим шумиха в СМИ настолько повлияли на электорат, что политическая ситуация в стране резко изменилась, правоцентристское правительство ушло в отставку и за этим последовал вывод испанских войск из Ирака, что было на руку террористам. Таким образом, международный терроризм оказывает непосредственное влияние на политическую коммуникацию, через которую формируются новые конфигурации военно-политических отношений как внутри государств, так и на международной арене.

Возрастание роли политической коммуникации в борьбе с международным терроризмом обусловлено рядом его информационных особенностей, на которые указывает профессор А. А. Чертополох1.

Во-первых, терроризм приобрел международный характер и особую живучесть благодаря широкому распространению в мире информационных технологий, на основе которых стали возникать транснациональные преступные сообщества с сетевой структурой организации (по принципу паутины). Для них характерны единые центры, но автономный способ существования периферийных преступных группировок.

Во-вторых, питательной средой терроризма является информационная среда общества, а составной частью его политтехнологии - информационные технологии, несущие в массы людей страх и ужас, с помощью которых террор стремится достичь своих преступных целей.

В-третьих, явление терроризма становится новым виртуальным фактором в политической жизни - сила воздействия на общественное сознание, политические институты и решения правительств определяется силой и характером общественного резонанса, вызываемого террористическими актами (объекты террора выбираются по принципу максимального информационного эффекта).

Что же представляет собой политическая коммуникация, и какова ее роль в обеспечении военной безопасности и борьбе с международным терроризмом?

Под политической коммуникацией понимается система целенаправленного и многофункционального информационного обмена и взаимодействия между субъектами и объектами политики, посредством которых обеспечивается це-леполагание, выработка и принятие решений, стратегическое планирование, формирование общественного мнения и реализация политических целей и задач, в том числе в сфере национальной и военной безопасности.

1 См.: Чертополох А.А. Информационные грани терроризма и военная политика государства / Современный терроризм: теория и практика. М.: Воен. ун-т, 2002. С. 160 - 161.

Для политической коммуникации характерны следующие особенности:

- политическая коммуникация обеспечивает легитимность и эффективность функционирования власти;

- субъекты и объекты политической коммуникации одновременно являются субъектами и объектами политики;

- политическая коммуникация распространяет политическую информацию и создает ее ресурсы в политических целях;

- политическая коммуникация выполняет политические функции (целепо-лагание, формирование общественного мнения, мобилизация масс, управление восприятием политических событий, политическое ориентирование, консолидация общества и т.д.);

- политическая коммуникация может быть официальной и неофициальной, формальной и неформальной, открытой и закрытой.

Структурными компонентами политической коммуникации являются источники информации (субъект), каналы распространения информации, включая средства и технологии, адресаты информации (объект).

Важно отметить, что в серьезных политических изданиях и даже в официальных руководящих документах ведущих государств мира международный терроризм практически преподносится в качестве субъекта мировой политики. Так, стратегия национальной безопасности США провозглашает борьбу против террористов глобального масштаба, подчеркивает, что их враг - это не какой-то политический режим, персона, религия или идеология, а терроризм, осознанное, политически мотивированное насилие против невиновных.

Кроме того, специалисты различают особую разновидность терроризма, который связан с воздействием на киберпространство. Он получил название информационный терроризм. Это специфический вид террористической деятельности, информационный способ осуществления насилия или угрозы насилия в целях принуждения выполнения условий террористов посредством использования и/или вывода из строя элементов информационной инфраструктуры государства.

Наиболее вероятными приемами информационного терроризма в киберпространстве могут быть:

- искажение или модификация программного обеспечения и информации в информационных системах государства;

- угроза раскрытия информации, содержащей военную и государственную тайну;

- ложная угроза (шантаж) террористического акта с целью спровоцировать серьезные экономические или политические последствия;

- захват каналов СМИ в целях обращения террористов к общественности, выдвижения ультиматума или пропаганды экстремистских идей;

- уничтожение или нарушение нормальной работы линий связи, сетей электропитания, узлов коммутации;

- воздействие (насилие, шантаж, угроза, подкуп) на специалистов информационных и телекоммуникационных систем;

- кража или уничтожение информационного, программного и технического ресурсов1.

Некоторыми исследователями высказывается мнение, что образ международного терроризма в виде вездесущей группировки «Аль-Каиды» во главе с «террористом № 1» Бен Ладеном, целенаправленно формируют США в мировом общественном мнении как некий политический проект, призванный обеспечить американцам легитимность применения военной силы в обход существующих международных норм безопасности.

От других террористических организаций группировку «Аль-Каида» отличают следующие характерные черты: глобальность политических устремлений; отсутствие конкретного политического проекта; отсутствие легальной деятельности; сетевой принцип функционирования. При этом она, сохраняя информационная закрытость, ищет различные каналы выхода на политическую коммуникацию, посредством которой она стремится решать военно-политические задачи.

Под информационной закрытостью в данном случае подразумевается отсутствие не самой информации о деятельности группировки, а легальных источников этой информации. Нет никаких подтверждений того, что Бен Ладен и его подчиненные стремятся диверсифицировать свои информационные каналы. Так, ни в одном СМИ, за исключением «Аль-Джазиры», до сих пор не появилось какой-либо информации об «Аль-Каиде» из первых рук, а те журналисты, которые делали попытки такую информацию получить, свидетельствовали о том, что сделать это практически невозможно. Таким образом, есть основания предполагать,

1 См.: Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М.:ИСА РАН, 1997.

что информационная политика данной террористической организации строится по принципу аутсорсинга.

Если исходить из того, что все участники политической деятельности действуют рационально, то это означает, что для достижения своих целей они стремятся использовать минимально достаточные средства. Следовательно, терроризм есть исключительное средство, к которому субъекты политики прибегают в самом крайнем случае, когда исчерпаны возможности «менее насильственных» средств при сохранении высокой значимости цели. Но и в этом случае не происходит отказ от легальной политической деятельности, которая необходима террористам для сохранения каналов связи с властями, то есть для налаживания политической коммуникации, необходимой им для улучшения имиджа организации и возвращения к мирным способам борьбы в случае благоприятного изменения обстановки. Классическим примером такой организации является «Хезболла», которая стала неотъемлемой частью ливанской политической элиты, активно использующей в своей деятельности политическую коммуникацию. Она имеет в своем составе помимо террористического крыла, парламентскую фракцию и благотворительный фонд. Та же картина наблюдается и в отношении других террористических группировок.

Однако, в случае с «Аль-Каидой» мы имеем дело с организацией, которая не только не стремится использовать предоставляемые законом возможности борьбы за достижение своих целей, но и сознательно создает себе нарочито брутальный образ. В деятельности группировки четко проявлена воля к совершению насилия, но совершенно не просматривается воля к власти, которая лежит в основе любой политики, в том числе и использующей террористические методы. Даже в Афганистане, где у нее не было политических противников, она не сделала никакой попытки взять управление страной в свои руки, отдав власть в руки движению «Талибан». Нанося террористические удары по разным странам, «Аль-Каида» не дает их правительствам никаких точек соприкосновения, нащупав которые, конфликт можно было бы разрешить в позитивном ключе. Она позиционирует себя как экзистенциального врага западной цивилизации. Это новая форма политического вызова мировой общественности, в презентации которой активно используется политическая коммуникация.

На основании изложенного выше, автор приходит к выводу о том, что международный терроризм представляет собой информационный феномен, созданный спецслужбами и госдепом США при помощи СМИ и внедренный в мировое

общественное сознание для создания образа врага и оправдания тем самым агрессивной политики США на международной арене.

По мнению А.И. Владимирова «современный терроризм является специально созданной геополитической технологией, которой с разной долей успешности пользуются как «противники террора», так и его «необъявленные отцы»1. Поэтому создание такой организации и руководство ее действиями само по себе является глобальной специальной операцией администрации США, направленной на сохранение и упрочение своего доминирующего положения в мире, недопущение появления альтернативных центров силы, по своей мощи сопоставимых с Америкой. Однако еще более важным является создание и поддержание в мировом общественном сознании такого образа международного терроризма, который позволяет Соединенным Штатам осуществлять воздействие на правительства других государств, требуя от них совершения выгодных для Америки действий. Информационно-психологическая составляющая является самостоятельным и основным направлением данной спецоперации, которая со всей наглядностью демонстрирует значение, приобретаемое политическими коммуникациями в современной политике.

Образ современного терроризма есть опосредованный продукт информационного общества. Благодаря всепроникающему телевизионному экрану страдания жертв терактов, ужасы разрушений, бессилие специальных служб доносятся до каждого дома, каждой семьи, ввергая десятки миллионов людей в стресс и депрессию. Информационный ущерб от терроризма на порядки превышает количество убитых и раненых. Травмированное многократным повторением тяжелых подробностей в программах новостей, общественное сознание теряет способность реального восприятия окружающей действительность и становится восприимчивым к манипуляции. Находящиеся под контролем правительств и медиамагнатов каналы коммуникаций сознательно направляют гнев граждан на ложные объекты, и, как пишет А.И. Нос, «на первый план выходит манипуля-тивная функция политической коммуникации»2.

Когда мы говорим, что «Аль-Каида» не имеет политического крыла, это не означает, что его нет совсем. В данном случае человечество столкнулась с каче-

1 Владимиров А.И. Концептуальные основы военной стратегии России. Военно-политический аспект: Дис. ...канд. полит. наук. М., 2004. С. 56.

2 Нос А.И. Политическая коммуникация в современной России. Дис. .канд. полит. наук. Ставрополь, 2004. С. 159.

ственно новым явлением, когда политическим крылом террористической группировки являются те, кто провозглашает себя ее главной жертвой и смертельным врагом. Потоки информации о Бен Ладене и его структуре организованы таким образом, что общество не замечает очевидной взаимосвязи деятельности «Аль-Каиды» и американского руководства. Как сказал французский философ Ги Дебор, «если мир перевернуть с ног на голову, истина в нем станет ложью»1. Население удалось до такой степени запугать международным терроризмом, что это позволяет американскому руководству беспрепятственно осуществлять военное вмешательство по всей планете и при этом пользоваться имиджем главного защитника мировой цивилизации.

Бурное развитие информационных технологий резко увеличило пропускную способность коммуникационных каналов, и это позволило обрушивать на среднестатистического гражданина в единицу времени во много раз больше информации, чем это было десять лет назад. Наглядность изображения происходящих событий позволяет человеку ощутить свою причастность к событиям, происходящим за тысячи километров от того места, где он находится. Коммуникации погружают его в насыщенный мир образов, сплетающийся в единую альтернативную реальность, которая, при этом часто оказывается гораздо ярче и живее, чем его повседневная жизнь, и в которую он поэтому склонен окунаться при первой же возможности, предоставляемой ему работой, семьей и иными традиционными привязанностями, а зачастую и в ущерб им.

Политическая коммуникация в значительной мере перестала быть лишь средством передачи информации о политических событиях и действиях политиков. В современных условиях она сама является частью политических событий. Поступающая в СМИ информация подвергается переработке, цензуре, с тем, чтобы готовый информационный продукт соответствовал политическим требованиям и решению политических задач. При этом упор делается на яркие заставки, быструю смену кадров, категоричные слоганы и лозунги, которые воспринимаются эмоционально, некритически, то есть без их осмысления. Естественно, что тот, кто контролирует производство и каналы трансляции образов, получает способность формировать мировоззрение людей, их политические взгляды, отношение к проблемным вопросам военной безопасности государства.

Ги Дебор. Общество спектакля. http: //www.avtonom.org/

lib/theory/deb ord/ soci ety_of_spectacl e. html.

Основная мысль, которую проводят западные СМИ, когда говорят о международном терроризме, заключается в том, что он является врагом всего человечества и что только лидерство США в мировой политике способно нейтрализовать эту угрозу. Другим странам предлагается следовать в фарватере американской политики, так как они якобы подвергаются той же самой угрозе, что и США. Поэтому политические коммуникации являются не менее важным оружием в руках террористов, чем автоматы Калашникова и взрывчатка. При этом могут задействоваться совершенно разные их каналы, как формальные, так и неформальные, а также их комбинации. Передача в телеэфир требований террористов может сопровождаться распространением выгодных для них слухов. Преследуется цель создания в обществе напряженности, нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне и недоверия к власти.

Кроме того, как подчеркивает В.Ф. Ницевич, информация того или иного содержания может оказывать и оказывает определенное воздействие на органы государственной власти и управления, побуждая их подготовить и принять то или иное решение1.

Новые информационные возможности террористам предоставляет развитие Интернета. Учитывая анонимный характер всемирной сети и возможность регистрации сайта в других государствах, а также массовость Интернет-аудитории, можно утверждать, что сеть является благоприятной средой для информационного обеспечения террористических актов. Существует множество сайтов, на которых любой желающий может смотреть видеозаписи взрывов, расстрелов, казней, пыток и других издевательств, которым подвергают своих жертв террористы. Кроме того, для них это является способом прорвать информационную блокаду непосредственно во время совершения теракта, которую, как правило, вводит на этот период государство. Так, известно, что во время захваты школы №1 в Беслане террористы активно пользовались Интернетом, общались со многими людьми в блогах и чатах. При этом ими сообщалось реальное количество заложников, находящихся в захваченном здании, которое было в три раза выше официально приводившихся данных. Как известно, именно эта информация вызвала очень сильное волнение в толпе, находившейся непосредственно за оцеплением, что и в привело, в итоге, к столь трагическому финалу. А во время теракта на Дубровке был даже создан специальный Интернет-сайт, использовавшийся тер-

1 Ницевич В.Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России. Дис. .канд. филос. наук. М., 1996. С.23.

рористами как площадка для координации действий родственников заложников, которых заставляли организовывать демонстрации протеста и требовать от государства вывода войск из Чечни.

Особая роль в информационном сопровождении феномена международного терроризма отводится России. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, для России сегодня актуальным стал давно отработанный на Западе страх терроризма как эффективное средство манипуляции сознанием1. Учитывая то, что в основе единства российского государства находится союз православной и исламской культур, русских с тюркскими и кавказскими народами, террористы и их покровители активно отождествляют в информационном пространстве терроризм и ислам, чтобы посеять религиозную вражду и втянуть Россию в борьбу с исламом и ослабить ее расколом. Например, враждебными СМИ чеченские террористы нередко преподносились в качестве одного из передовых отрядов «Аль-Каиды» и распространялась информация о том, что силами НАТО в Афганистане были убиты или захвачены в плен чеченцы.

Таким образом, ослабление контроля государством за каналами политической коммуникации приводит к тому, что оно теряет доверие со стороны населения, вызывает у него сомнение в способности обеспечить безопасность государства. При этом инициатива в формировании общественного мнению переходит к другим субъектам политики, в том числе и к оппонентам власти и даже террористическим организациям, как это было во время первой чеченской кампании.

По мнению Ю.А. Твировой, «в современных условиях первостепенная значимость монополии государства на законное применение насилия уступает место монополии на коммуникацию» . Для успешной борьбы с феноменом, называемым «международным терроризмом» России, в первую очередь, необходимо осуществлять эффективный контроль над государственными и негосударственными средствами массовой информации. Речь идет не о том, чтобы ограничить свободу самовыражения разных политических сил, а о том, чтобы не дать террористическому дискурсу занять доминирующие позиции в российском информационном пространстве. Необходимо разоблачать навязываемый общественному мнению алармизм, который способствует реализации враждебных замыслов. Поэтому следует предъявлять общественному мнению собственную адекватную,

1 Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М., 2002. С. 170.

2 Твирова Ю.А. Политическая коммуникация как фактор трансформации политической системы современной России. Дис. .канд. полит. наук. Тула, 2003. С. 91.

критическую и мобилизующую версию событий, связанных с международным терроризмом.

Политические коммуникации, в первую очередь, электронные СМИ являются стратегическим ресурсом государства. Как считает А.И. Пирогов, «высшая власть в обществе постепенно переходит в руки информационной элиты, то есть тех, кто создает информацию и умеет ею пользоваться»1.

Национальные СМИ должны стать инструментом патриотического воспитания российских граждан. Но при этом необходимо разъяснять людям подлинную природу происходящих событий, взаимосвязи различных явлений мировой политики, возвращать им способность мыслить категориями безопасности как базовыми политическими ценностями. Вместе с тем, необходимо прекратить трансляцию по телевидению развлекательных передач, ведущих к формированию у зрителя низменных чувств, что также делает их подверженным манипуляциям.

Государству необходимо наращивать активность в освоении новых каналов политических коммуникаций, таких, как Интернет-форумы, блоги, чаты, которые террористы и их покровители уже давно используют для продвижения выгодных им идей. При этом необходимо учитывать специфику сетевой аудитории и уметь вести дискуссию на понятном ей языке, потому что стиль, который оправдан при подаче информации на первом канале, уже не будет адекватно восприниматься в «живом журнале».

Наряду с освоением новых каналов политической комуникации и установлением эффективного контроля над традиционными каналами трансляции образов, необходимо превосходить противника в сфере производства образов. Как считает В.В. Силкин, «от уровня коммуникативной компетенции государственных служащих, качества символического производства и способов его конвертации в политическое пространство зависит способность государственной власти эффективно выступать в роли средства всеобщей связи в процессе целедостиже-ния» . Поэтому национальная система СМИ должна не только давать правильную политическую трактовку событий, исходя из национальных интересов России, но и облекать эту трактовку в яркие, привлекательные образы.

1 Пирогов А.И. Информатизация российского общества и укрепление обороны страны. Дис. .д-ра филос. наук. М., 1996. С. 44.

2 Силкин В. В. Влияние пространства политической коммуникации на процессы модернизации государственного управления. Автореф. Дис. .д-ра полит. наук. М., 2006. С. 3.

Таким образом, международный терроризм представляет собой в определенном смысле информационный фантом, созданный управляющими структурами США при помощи глобальных СМИ и внедренный в мировое общественное сознание для создания образа врага и оправдания тем самым агрессивной политики США на международной арене.

Феномен терроризма неразрывно связан с политической коммуникацией, так как информационный эффект от терактов, на порядок превышает реальные потери, выраженные в количестве убитых и раненых. Террористы способны влиять на государство через создание общественного мнения, которое формируется посредством коммуникаций. Государство, теряющее контроль над политическими коммуникациями, становится уязвимым по отношению к информационному влиянию извне. В этих условиях террористы приобретают способность оказать решающее воздействие на принятие важных государственных решений, в том числе в военно-политической сфере.

По мнению автора существует ряд перспективных направлений использования политической коммуникации в борьбе с международным терроризмом.

Во-первых, государство должно законодательно и технологически наладить контроль за содержанием и функционированием политических коммуникаций с целью недопущения их использования в целях террористической пропаганды и оказания давления на органы государственной власти.

Во-вторых, в систему политической коммуникации необходимо широко внедрять новые информационные технологии (НИТ), которые способствуют системной интеграции и повышению эффективности взаимодействия гражданского общества, государства и его военной организации в борьбе против международного терроризма.

В-третьих, необходимо усиливать потенциальные возможности политической коммуникации в качестве «обратной связи», обеспечивающей влияние общества на процессы формирования военной организации государства.

В-четвертых, эффективная политическая коммуникация будет влиять на способы и формы осуществления военной политики государства в зависимости от складывающейся международной обстановки и уровня технологической оснащенности.

В-пятых, политическая коммуникация должна быт направлена на минимизацию затрат всех видов ресурсов, необходимых для осуществления эффективной борьбы с международным терроризмом.

Несмотря на ряд положительных изменений в области информационного противодействия терроризму в России, эта проблема по-прежнему актуальна. Для повышения эффективности политической коммуникации в борьбе с международным терроризмом государству необходимо продвижение в мировом информационном пространстве российской трактовки происходящих политических события; активное противодействие информационному влиянию террористических организаций на сознание российского общества; поиск новых форм и способов информационного обеспечения деятельности государства и его силовых структур по противодействию террористическим угрозам, а также освоение новых политических коммуникаций в борьбе с международным терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.