Научная статья на тему 'Политическая коммуникация как фактор публичной политики'

Политическая коммуникация как фактор публичной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1117
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОР / POLITICAL COMMUNICATION / PUBLIC POLICY / FACTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кокшарова Анна Михайловна

Основной задачей публичной политики является достижение консенсуса по волнующим общественность проблемам. Решение этой задачи возможно лишь в условиях публичного политического пространства, основанного на взаимодействии всех политических акторов. Последнее и составляет смысловую основу политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main task of public policy is consensus achievement. The decision of this problem is probable only in the conditions of the public political field that constitutes a semantic basis of political communications. The analysis of its role and place in the public policy is the purpose of the present article.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация как фактор публичной политики»

Анна КОКШАРОВА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ

Основной задачей публичной политики является достижение консенсуса по волнующим общественность проблемам. Решение этой задачи возможно лишь в условиях публичного политического пространства, основанного на взаимодействии всех политических акторов. Последнее и составляет смысловую основу политической коммуникации.

The main task of public policy is consensus achievement. The decision of this problem is probable only in the conditions of the public political field that constitutes a semantic basis of political communications. The analysis of its role and place in the public policy is the purpose of the present article.

Ключевые слова:

политическая коммуникация, публичная политика, фактор; political communication, public policy, factor.

Всё увеличивающаяся «медиатизация» политики и использование государственной властью и СМИ технологий манипуляции несут в себе опасность превращения граждан из непосредственного источника власти в управляемую в определённом русле массу людей. Данные процессы являются предпосылками образования медиакратической формы политического режима взамен демократического, когда контроль над информационными обменами в политическом пространстве принадлежит правящей элите, интересы общественности игнорируются. Это ведёт к потере доверия граждан к государственной власти и, как следствие, создаётся угроза дестабилизации всей политической системы в целом.

В этих условиях актуализируется феномен публичности политики, осуществляемой органами государственной власти по социально значимым вопросам. Как указывает И.М. Дзялошинский, смысл публичности политики заключается в том, чтобы «поддерживать и расширять участие самого общества в политическом процессе»1.

Основным содержанием публичной политики выступает, полагаем, деятельность органов государственной власти, направленная на интересы, нужды и ожидания общества, которая осуществляется посредством взаимодействия государства, структур гражданского общества, бизнеса, экспертных сообществ («фабрик мысли» и «центров публичной политики»), СМИ и иных акторов публичной сферы. К характеристике публичной политики относятся также наличие свободного политического пространства; свободный доступ к информации и свобода выражения мнения для всех политических акторов, включая оппозиционных; наличие независимых общественных информационных каналов (СМИ); институциональное обеспечение публичного характера власти; открытый характер деятельности органов власти; общественный контроль за деятельностью органов власти; создание «электронного правительства».

Безусловно, в этом же ряду находится и феномен политической коммуникации, понимаемой как процесс взаимодействия политических акторов, предполагающий передачу политической информации от одного актора политической сферы другому и осуществляемый с целью достижения поставленных целей или принятия и реализации политических решений.

Мир политики — это поле взаимодействий, центростремительной силой которых выступает власть. Взаимодействие эффективно

КОКШАРОВА Анна 1 Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и публичная политика //

Михайловна — http://www.regnum.ru/news/427660.html (дата обращения 10.04.2009); Красин Ю.А.

аспирант кафедры Публичная сфера и публичная политика в российском измерении // Полития,

политологии СЗАГС №3(34), 2004, стр. 7.

только тогда, когда властвующий имеет с подвластными общий язык, который способствует конструктивному диалогу, приводящему к консенсусу. Публичная политика, таким образом, предстаёт как коммуникация, в ходе которой осуществляется открытое согласование интересов, охватывающих всё общество.

Именно информационно-коммуникационные процессы являются механизмом, обеспечивающим открытость и прозрачность пространства публичной политики для граждан. Понятия прозрачности и открытости очень близки по смыслу, иногда в научной литературе встречается понимание их как синонимов. Но вместе с тем данные характеристики пространства публичной политики обладают отличающимися друг от друга дефинициями. По природе своей власть не может существовать вне публичного пространства. Публичность пространства власти — это синоним открытости, гласности принятия и реализации подавляющего большинства политических решений1. То есть, прозрачность понимается как деятельность СМИ и иных институтов политической коммуникации, которая обеспечивает гражданам понятный процесс принятия органами государственной власти политических решений. Открытость основывается на прозрачности. Под открытостью следует понимать возможность реального влияния граждан и иных акторов пространства публичной политики на принимаемые органами государственной власти решения посредством участия в политико-коммуникативных процессах.

С точки зрения классических концепций политическая коммуникация является функцией политической системы, то есть её свойством. С учётом интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий трансформаций политической сферы, вызванных глобальными процессами, политическая коммуникация начинает пониматься в качестве самостоятельного явления: не как функция, а как процесс. В рамках последнего осуществляется передача политической информации между элементами политической системы, а также между политической системой и внешней средой. Политическая коммуникация обеспечивает функцию

1 Стризое А.Л. Политика и общество. Социальнофилософские аспекты взаимодействия. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999, стр. 302.

входа и выхода информации в политической системе через взаимодействие политических акторов. Благодаря этому на входе системы в процессе публичного диалога между обществом и властью выявляются наиболее важные для общества в данном временном промежутке социальные, экономические, политические и иные проблемы, и определяются наиболее эффективные пути решения данных проблем посредством принятия властных решений.

К пониманию коммуникационных процессов на выходе политической системы можно подойти с позиций рассмотрения процесса обратной связи, что поможет лучше осознать природу коммуникации, место и роль её участников. Роль коммуникации в политической системе с этой точки зрения сопоставима с ролью системы кровообращения в организме человека.

Основной вектор развития политической коммуникации направлен преимущественно от государственной власти к гражданам через политические и неполитические организации, а также через СМИ. В «обратную сторону» политико-коммуникативный процесс направляется лишь во время выборов (референдумов) и частично через политические организации. Но обратная связь, которую обеспечивает коммуникационный процесс, представляется важным механизмом взаимного согласования позиций участников политического процесса. Двусторонний информационный обмен в коммуникационном процессе представляет собой основу публичной политики органов государственной власти.

Таким образом, в пространстве публичной политики необходим не односторонний акт информирования, а процесс устойчивой обратной связи между участниками политико-коммуникационных процессов, что предполагает равноправный обмен точными, полными, заверенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с нормами и ценностями, характерными для данного общества, фундаментальными правами и свободами граждан. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять информацию в пределах заданной политической системы.

Наличие или отсутствие в процессе ком-

муникации обратной связи является показателем контроля деятельности государственной власти со стороны общества. Для его осуществления необходимо, чтобы граждане обладали достаточным количеством достоверной информации о деятельности органов государственной власти, что сопряжено со степенью прозрачности политического пространства. Таким образом, осуществление контроля общества над властью невозможно без открытости и прозрачности пространства публичной политики, которые обеспечиваются информационно-коммуникационными процессами как внутри политической системы, так и во взаимодействии с внешней средой.

Можно выделить ещё одно важное предназначение политической коммуникации: обеспечение стабильности и устойчивости всей политической системы. Уровень стабильности, в первую очередь, определяется эффективностью политической системы: насколько принятые решения органов государственной власти соответствуют тем общественным требованиям и интересам, которые артикулировались и агрегировались на входе политической системы. Соответственно, качественное выполнение функций выхода невозможно без публичных коммуникационных взаимодействий общества и власти, предполагающих обратную связь.

Таким образом, процесс осуществления публичной политики в самой своей основе характеризуется как коммуникационный. Политическая коммуникация представляет собой необходимый атрибут осуществления публичной политики.

В России, как в советский, так и в постсоветский периоды, характер общения власти с обществом не отвечал критериям партнёрства, диалога, и представлял собой скорее монолог государства-коммуникатора. Следствием этого выступает коррумпированность и бюрократизация власти, одностороннее административное

принятие решений. Демократизация взаимоотношений государства и общества предполагает создание атмосферы доверия и согласия в постоянном диалоге между государственными структурами и обществом как таковым.

Проблема в том, что процесс политической коммуникации в современной российской действительности носит однонаправленный характер. В большинстве своём политическая информация спускается сверху вниз от органов государственной власти к обществу в виде законов, указов, постановлений, распоряжений и т.д. А это, в свою очередь, затрудняет диалогичность акта политической коммуникации, так как отсутствует немаловажный элемент обратной связи.

Российское общество привыкло к патерналистским моделям государственной власти, но с другой стороны, сами госслужащие не считают важным участие граждан и институтов гражданского общества в подготовке принятия государственных решений, а также не видят полезности контроля за властными структурами со стороны последних. С учётом этого обстоятельства следует отметить значение принятого по инициативе президента РФ Д.А. Медведева федерального закона о повышении информационной открытости органов власти1. Дальнейшее развитие публичной политики в России будет зависеть от характера государственной информационной политики и самосознания граждан, их непосредственного желания участвовать в осуществлении политики государственной власти в вопросах жизнеобеспечения и социального значения.

1 Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый 9 февраля 2009 г., предусматривает расширение открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. См.: Российская газета, 2009,13 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.