Научная статья на тему 'Политическая информация в системе телевещания США и России'

Политическая информация в системе телевещания США и России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1137
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МАССМЕДИА США / МАССМЕДИА РФ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL INFORMATION / US MASS MEDIA / RUSSIAN MASS MEDIA / POLITICAL JOURNALISM / POLITICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жорова Юлия Валерьевна

В данной статье автор исследует, насколько объемно и разнообразно представлена политическая информация в телевизионном секторе стран с разным уровнем развития демократии. В качестве объекта исследования выбраны политические передачи и передачи политического значения в сетке вещания телевизионных каналов США и России. Выбор стран обусловлен стремлением сравнить особенности подачи политической информации через наиболее массовые медиа в рамках страны с рыночно ориентированной медиасистемой и в рамках страны, которая только начинает понимать законы рынка применительно к массовым медийным процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жорова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author studies quantitative and qualitative indicators of political information in US and Russian television broadcasting. For the analysis two countries with different level of democracy were selected. This choice can be explained by desire to compare the features of political information flow through mass media within the country with a market-oriented media system and within the country which is only at the beginning of market strategies applying in media sphere.

Текст научной работы на тему «Политическая информация в системе телевещания США и России»

УДК. 32.019.5; 32.019.51; 32.019.51:654.19.

ЖОРОВА Юлия Валерьевна -

аспирант кафедры международной журналистики СПбГУ [email protected]

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ США И РОССИИ

В данной статье автор исследует, насколько объемно и разнообразно представлена политическая информация в телевизионном секторе стран с разным уровнем развития демократии. В качестве объекта исследования выбраны политические передачи и передачи политического значения в сетке вещания телевизионных каналов США и России. Выбор стран обусловлен стремлением сравнить особенности подачи политической информации через наиболее массовые медиа в рамках страны с рыночно ориентированной медиасистемой и в рамках страны, которая только начинает понимать законы рынка применительно к массовым медийным процессам.

Ключевые слова: политическая информация; массмедиа США; массмедиа РФ; политическая журналистика; политическая коммуникация.

In this article the author studies quantitative and qualitative indicators of political information in US and Russian television broadcasting. For the analysis two countries with different level of democracy were selected. This choice can be explained by desire to compare the features of political information flow through mass media within the country with a market-oriented media system and within the country which is only at the beginning of market strategies applying in media sphere.

Keywords: political information; US mass media; Russian mass media; political journalism; political communication.

В процессе исследования в США был проведен анализ передач 5 крупнейших коммерческих вещателей: Эн-Би-Си (NBC — National Broadcasting Company), Си-Би-Эс (CBS — Columbia Broadcasting System), Эй-Би-Си (ABC — American Broadcasting Company), «Фокс» (FOX Broadcasting Company) и служба общественного вещания Пи-Би-Эс (PBS— Public Broadcasting Service). Все указанные телевизионные компании (кроме Пи-Би-Эс) являются частными, принадлежат частным медийным корпорациям. Государство не принимает участия в их финансировании. Из исследования сознательно были исключены испаноязычные компании и тематические каналы. В России в качестве основы для анализа были выбраны каналы первого цифрового мультиплекса, т.е. пакет обязательных общедоступных телевизионных каналов: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «НТВ», «Пятый канал», «Россия Культура», «Россия 24», «Карусель» (детский), «Общественное телевидение России» (ОТР), «ТВ Центр». Они являются обязательными для распространения на всей территории страны и бесплатными для потребителей1.

1 Указ Президента РФ № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных каналах и радиоканалах» от 24.06.2009. — Российская газета. 25 июня 2009.

Трансляция полного цифрового пакета первого мультиплекса началась 17 мая 2013 г.2 Хронологические рамки лимитированы 2013 г. Основное внимание уделялось сравнению количественных и частотных показателей выхода: информационных передач, выпусков новостей, политических аналитических передач. Учитывалось время их выхода в эфир: утренний эфир, дневной эфир, прайм-тайм, ночной эфир.

Политическая информация на телевизионных каналах США. Наиболее активно новостные передачи представлены в сетке вещания Си-Эн-Эн, по числу информационных программ ему уступает Эй-Би-Си, 3-е место с равным числом выпусков новостей в течение дня (не более 2 на национальном уровне) разделили Си-Би-Эс, «Фокс», Эн-Би-Си и Пи-Би-Эс. Большая часть информационных передач, строго говоря, не являются выпусками новостей в классическом представлении — это передачи, которые в течение дня развлекают, информируя; составляют компанию людям, включившим телевизор.

Классические выпуски новостей в США выходят в наиболее популярное время

2 Официальный сайт ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Доступ: http:// www.rtrs.ru/press_center/news/14757/?sphrase_ id=10711.

вещания (в 18:30) одновременно на каналах Эй-Би-Си, Си-Би-Эс, Эн-Би-Си. Это программы «Эй-Би-Си Уорлд Ньюс» (ABC World News), «Си-Би-Эс ивнинг ньюс» (CBS Evening News) и «Эн-Би-Си Найтли Ньюс» (NBS Nightly News). Си-Эн-Эн не участвует в обеспечении аудитории новостными выпусками в прайм-тайм, а общественное вещание Пи-Би-Эс предлагает вечерний выпуск новостей в 19.00

— это «Пи-Би-Эс Ньюс Ауэ» (PBS News Hour).

Гораздо богаче представлен контент политических программ информационноаналитического характера. Наиболее активно в этом секторе выступает Эм-Эс-Эн-Би-Си. «Эм-Эс-Эн-Би-Си — место для политики» — этот лозунг как нельзя лучше характеризует сетку программ, в которой с утра до поздней ночи представлена политическая информация в разных формах и жанрах: интервью по текущим темам дня, обзоры ключевых политических историй дня, основных заголовков дня, топ-новости в политике и культуре.

В перечень программ входят информационное ток-шоу, затрагивающее политические, экономические темы и вопросы медиа, «Сайкл» (The Cycle), дебаты с политиками, политическими ньюсмейкерами и лидерами Вашингтона на политические темы в программах Криса Мэтьюза «Хардбол» (Hardball with Chris Matthews), топ-новости дня в «Ол ин» с Крисом Хэйесом (All in with Chris Hayes), шоу Рейчел Меддоу, в котором предлагается альтернативный взгляд на новости дня любой тематики, «Последнее слово Лоренса О’Доннелла» (The last word with Lawrence O’Donnell).

Единственная передача с политическим акцентом «60 минут» (60 Minutes) на Си-Би-Эс выходит по воскресеньям в 19.00. Воскресным утром на Си-Би-Эс выходит программа с длительной историей «Фэйс зе нэйшн» (Face the Nation) (впервые вышла в эфир в 1954 г.), проходящая в формате круглого стола. Ведущий

— корреспондент «Си-Би-Эс Ньюс» в Вашингтоне Боб Шиффер, который 25 лет проработал в политической журналистике, освещая деятельность правительства.

Дневной эфир представлен программой «Америка лив» (America Live) с Меган Келли (Megyn Kelly), ежедневной информационной передачей, репортажами

со всего мира и интервью с ключевыми ньюсмейкерами в передаче Джека Тэппера (Jake Tapper). С 16.00 в повестку дня включается часовая передача «Лид» (The Lead) с ведущим вашингтонским корреспондентом телекомпании Си-Эн-Эн Джеком Тэппером.

Наиболее насыщен политической информацией вечерний эфир. Дебаты на тему событий дня представлены в передачах «Файв» (The Five), «Фокс Репорт» (Fox Report), ведущий — Шепард Смит (Shepard Smith), «Фактор О’Рэйли», «Кроссфайер» (Crossfire). Каждый будний вечер на Си-Эн-Эн выходит авторская передача «АутФронт» с Эрин Бернет (Erin Burnett), в которой ведущая предлагает глубокий анализ событий дня. Авторский взгляд на повестку дня — попытку посмотреть на события под другим углом — предлагает и ведущий передачи «Андерсон Купер 360» (Anderson Cooper 360). «Специальный репортаж» (Special Report) с Бретом Байером (Bret Baier) представляет собой еженедельный обзор событий, интервью, панельные дискуссии по проблемам прошедшей недели.

Ночной эфир заполняет ведущая и адвокат Грета ван Састерен с передачей «Он зе рекорд» (On the Record). Политический журналист «Фокс Ньюс» Шин Хэннити выходит в эфир в 9 часов вечера с авторской программой «Хэннити» (Hannity). Программа имеет ярко выраженную консервативную позицию.

Политическая информация на телевизионных каналах РФ. По итогам 2009— 2010 гг. наибольшую долю аудитории имели «Первый канал» — 19,4%, «Россия 1» — 17,4%, «НТВ» — 15,5%. Доля аудитории остальных каналов составляет менее 10%: «Россия 2» — 1,8%, «Россия Культура»

— 2,0%, «Пятый канал» — 2,0%, «Россия 24» — 0,8%, «ТВ Центр» — 3,3% '. При этом на финансирование государственных СМИ (а к государственным СМИ относятся телеканалы Russia Today, «НТВ», Первый и Пятый каналы, а также холдинг ВГТРК и информационное агентство РИА «Новости») выделяются значительные суммы из бюджета. Крупнейший игрок

1 Итоги телесезона 2009—2010. Социологическая служба Программной дирекции ОАО «Телекомпания НТВ». Июль 2010.

на телевизионном медиарынке России1 — Газпроммедиа. Совокупная аудитория двух телевизионных каналов этой медиагруппы

— «НТВ» и «ТНТ» — превышает аудиторию остальных медиагрупп и составляет 23,6%. Федеральный канал общественной направленности «ОТР» — самый молодой из представленных в первом мультиплексе. Официально он начал вещание 19 мая 2013 г., но его аудитория пока является только потенциальной, а не реальной.

Каждый канал в качестве визитной карточки имеет свою новостную передачу, которая выходит в эфир с определенным интервалом. Выпуски новостных программ на основных обязательных бесплатных каналах России (за исключением «ОТР», где новости выходят круглосуточно каждый час и длятся от 5 до 20 мин.) фактически не перекрывают друг друга в рамках сетки вещания, позволяя аудитории не делать выбор между каналами, а по желанию посмотреть новости на разных каналах последовательно.

Информационно-аналитический аспект телевизионного вещания в России выглядит беднее. Из 8 каналов первого мультиплекса регулярные информационноаналитические передачи с политической тематикой (по данным на август-сентябрь 2013 г.) имели только 4 канала: «Первый», «Россия 1», «НТВ», «Россия 24».

Аналитические передачи «Первого канала», затрагивающие политическую тематику, идут преимущественно в ночном эфире с периодичностью 1 раз в неделю: «Политика», «Человек и закон» (общественно-политическая программа с 35-летним стажем), «В контексте» с Максимом Шевченко. Авторская аналитическая передача «Однако» с Михаилом Леонтьевым выходила в эфир с 1999 г. сразу после программы «Время». С 2011 г. выходит в рамках вечернего выпуска новостей. Представляет собой телеиллюстрации к злободневным темам.

Ночной эфир телеканала «Россия 1» представляют еженедельные политические шоу Владимира Соловьева «Поединок» (в эфире с 2010 г.) и «Воскресный вечер» (в эфире с 2012 г.). Жанровое своеобразие «Воскресного вечера» заключается в

1 По данным отчета «Медиарынок России: Новая волна консолидации» от 11.07.2011 Финансовой группы «Рпте МагкеЬ». Доступ: http://www.fmam. гu/files/news180711-01.pdf.

чередовании различных форм: интервью, дебатов, круглых столов.

Эфир телеканала «НТВ» мало наполнен информационно-аналитическими передачами с политической тематикой. Здесь можно отметить «Сегодня. Итоговая программа» (в эфире с 2005 г.), а также нерегулярно выходящие в эфир передачи «Без купюр» и «Профессия репортер».

На обновленном «Пятом канале» по воскресеньям в 18.00 выходит информационно-аналитическая передача «Главное», поднимающая социальнополитические темы через призму частных историй. Из сохранившихся до ребрендинга канала передач отметим «Момент истины» А. Караулова. Строго говоря, политическая тематика поднимается в ней ситуативно.

Канал «Россия 24» больше ориентирован на новостное вещание. В рамках информационных передач выходит блок «Вести. Реплика», в котором политологи Максим Соколов и Александр Привалов анализируют главное событие дня.

Политическая тематика поднимается в утреннем эфире на канале «ТВ Центр» по субботам в передаче «Городское собрание» (11.50) (в эфире с 1999 г.). По будням на канале открывается пространство для политических дискуссий. Право высказаться всем желающим предоставляется в рамках ток-шоу «Право голоса».

В апреле 2013 г. был запущен телевизионный канал Совета Федерации «Вместе-РФ». Изначально вещание осуществлялось в режиме онлайн, с сентября канал стал доступен для подписчиков «Триколор ТВ». Представлены прямые трансляции заседаний палаты, комитетов, парламентских слушаний, новости о событиях в регионах России, зарубежные политические новости, интервью с ньюс-мейкерами2.

Выводы. Телевизионный рынок США, представленный частным и общественным вещанием, слабо насыщен выпусками новостей в классическом их понимании. На 3 из 5 крупнейших национальных каналов выпуски новостей в прайм-тайм выходят в одно и то же время, исключе-

2 Телеканал Совета Федерации стал доступен для более чем 8 млн абонентов спутникового телевидения. — Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 25.09.2013. Доступ: http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/ media/2013/09/item38.html

ние составляют новости общественного вещания. Политическая информация распространяется в рамках информационных передач «мягкого плана», ориентированных на развлечение и сопутствующее информирование граждан о текущих событиях. Политические передачи информационно-аналитического характера представлены в эфире американских каналов более объемно, по большей части носят ярко выраженный автор -ский характер и имеют развлекательный уклон.

Российский телевизионный сектор представлен частными и государственными каналами, но в числе обязательных к распространению бесплатных каналов

находятся преимущественно государственные СМИ и общественное вещание. Зачаточное состояние общественного вещания пока не позволяет говорить о его роли в распространении политической информации. Телевизионный эфир характеризуется высокой насыщенностью новостных выпусков в прайм-тайм, они идут в разное время, не перекрывая друг друга на разных каналах. А вот ниша общественно-политических телевизионных передач заполнена слабо. 4 из 8 каналов первого мультиплекса вообще не предлагают политические передачи. Максимальная концентрация передач политической тематики на остальных 2 каналах — не более 2 в неделю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.