Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ЮРИСТОВ (XI-XIII ВВ.)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ЮРИСТОВ (XI-XIII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛЕГИСТЫ / КАНОНИСТЫ / СХОЛАСТИКА / ГРАЦИАН / ВИДЫ ПРАВА / MEDIEVAL LEGAL THINKING / LEGISTS / CANONISTS / SCHOLASTICISM / GRATIAN / TYPES OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье рассматриваются политические и правовые взгляды западноевропейских юристов XI-XIII вв., дается сравнительный анализ их воззрений с философией греческих мыслителей. Показываются характерные черты права этого времени и обучения на юридических факультетах в странах Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal ideology of the West-European lawyers (XI-XIII centuries)

The article examines the political and legal views of West European lawyers of the 11th-13th centuries, compares their views with the philosophy of Greek thinkers. The characteristic features of the law of this time and training at law faculties in the countries of Western Europe are shown.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ЮРИСТОВ (XI-XIII ВВ.)»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ЮРИСТОВ (XI-XIII ВВ.)

ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук,

профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются политические и правовые взгляды западноевропейских юристов XI-XIII вв., дается сравнительный анализ их воззрений с философией греческих мыслителей. Показываются характерные черты права этого времени и обучения на юридических факультетах в странах Западной Европы.

Abstract: The article examines the political and legal views of West European lawyers of the 11th-13th centuries, compares their views with the philosophy of Greek thinkers. The characteristic features of the law of this time and training at law faculties in the countries of Western Europe are shown.

Ключевые слова: средневековое правовое мышление, легисты, канонисты, схоластика, Грациан, виды права.

Keywords: medieval legal thinking, legists, canonists, scholasticism, Gratian, types of law.

На ранних этапах развития народов Европы право еще не являлось определенным правилом поведения людей, оно было скорее средством примирить людей и удержать членов общества вместе. В праве видели не столько законотворческий и правоприменительный процесс, сколько способ общения, восстановление правды между спорящими лицами и спокойствия в обществе. До XI века права, как единой четкой системы социального регулирования, у народов Западной Европы не существовало. У каждого народа был свой собственный правопорядок, состоящий из законодательных актов церковной власти и множества неписанных светских и церковных правил поведения. Большинство правовых терминов было унаследовано от ранних источников римского права, они содержались в отдельных королевских законах, в канонах и постановлениях местных церковных соборов, в обычном праве1.

В конце XI - начале XII века церковь стремилась изменить все общественные отношения посредством права. Она сделалась юридическим лицом, крупным феодалом, не зависящим ни от городских, ни от феодальных,

1 Характеристику западной юридической науки см.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.124-165.

ни даже от королевских властей. Авторитет епископов и священников, ранее проистекавший только лишь из таинства посвящения в сан, теперь основывался на юрисдикции священнослужителей, дававшей им полномочия рассматривать дела в суде по нормам всеобщего свода права.

Характерной чертой права в это время была его нераздельность от других форм общественного воздействия. Светское право еще не выделилось из обычного права; право церкви в основном было растворено в жизни самой церкви и являлось скорее обычным, чем законодательно утвержденным; не было профессиональных судей и иерархии судебных инстанций.

До XI века не сложилась теория источников права (действовали каноны и постановления церковных соборов, декреты и решения отдельных епископов, законы императоров и королей); отсутствовали основные правовые понятия (например, юрисдикция, договор, преступность и др.); сложно было отделить предписания божественного права, естественного человеческого, позитивного; различать церковное и светское право, позитивное и обычное, а также разделять феодальное, городское, королевское право друг от друга.

К концу XI в., в XII в., начале XIII в. в

странах Западной Европы произошли качественные изменения, повлекшие перемены в природе, структуре, содержании права. Впервые появляются сильные централизованные органы власти (и церковные, и светские), контролирующие жизнь общества. В Европе создаются первые юридические школы, создаются первые юридические трактаты и концепции интегрированного свода правовых понятий и принципов; появляются профессиональные судьи и адвокаты.

Каноническое право в этот период делится на «старое право» (древние тексты и каноны) и «новое право», включающие в себя новые законодательные акты и новые истолкования канонов. Церковь объявила себя независимой, иерархичной, публичной властью. Папа имел право издавать законы; церковь проводила свои законы через разветвленный административный аппарат; она толковала свои законы и применяла их через судебные органы, вершиной судебной системы была папская курия в Риме. Церковь осуществляла административные, юридические, судебные полномочия современного государства, собирая временами даже армии.

В соперничестве с канонической системой права европейские государства начинают создавать собственные правовые системы. Разрабатываются отрасли городского и торгового права, постепенно изменяются институты феодального права.

В XI в. вновь открытые Дигесты Юстиниана начинают изучать в разных городах Италии и других странах. К концу XI века в Болонье (север Италии) появилась школа глоссаторов, занимающихся преподаванием римского права. В это время студенты объединялись для изучения римского права в особые гильдии. Им преподавался текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI веке (Кодекс; Новеллы; Институты; Дигесты). Первостепенное значение для юристов XI-XII вв. имело собрание мнений юристов по множеству юридических вопросов (2 734 стр.) . Римские юристы сосредотачивали свое внимание на решении

1 О программах и методах обучения в Болонье см.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.127-135.

конкретных правовых задач, не ставя перед собой познание высоких проблем человеческого предназначения. Концептуализм римского права в новейшее время ставился в пример позднейшему правопониманию (прагматизму и утилитаризму).

Процесс изучения римского права в XII веке предполагал чтение текста Дигест (термин «лекция» означает чтение); после чтения преподаватель тщательным образом разъяснял (глоссировал) содержание текста. Глоссы были понятны только при прочтении всего текста, к которому они относились. Глоссаторы делали обзоры и комментарии как к отдельным титулам, так и ко всему тексту. Вскоре письменные глоссы получили авторитет самого текста.

Позднее, к XIV веку возникла школа «постглоссаторов» или «комментаторов», которые растолковывали и текст и глоссы.

Кроме чтения текстов и глосс программа юридических школ Европы в XN-XNI вв. предполагала обсуждение вопросов права в форме диспутов между студентами или между студентами и преподавателями.

Таким образом, интерес к обсуждению классического и постклассического римского права привел к анализу насущных для XII-XIII вв. проблем права. Текущие правовые вопросы анализировались и оценивались через термины римского права. Средневековое правовое мышление во многом определялось нормами римского права, которые не только налагали отпечаток на новые законы, но и служили идеальным правом для проверки справедливости и истинности существующих законов. Юристы, изучавшие римское право и применяющие его на практике, назывались легистами. Легисты обосновывали неограниченную власть императоров: император не связан законами, его воля сама имеет силу закона. При решении вопросов о притязаниях папы на светскую власть легисты исходили из общих принципов римского права: никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет. Христос не имел светской власти и потому не мог передать ее своим апостолам.

В «Саксонском зерцале» Эйке фон Реп-ков особо истолковывал теорию двух мечей. Два меча были предоставлены богом земному

царству: папе предназначался духовный, императору — светский; их мечи независимы друг от друга, поскольку император получает свой меч не от папы, а от бога; следовательно, император не подчиняется власти папы . В 2374 г. Папа Григорий XI осудил 14 статей «Саксонского зерцала» как «еретические».

В противовес школе легистов была образована школа канонистов, систематизировавших папские декреты, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви.

Обучение на юридических факультетах в странах Западной Европы в эти времена было схоластическим; новый способ анализа и синтеза предполагал абсолютный авторитет, содержащий бескомпромиссное, полное, целостное учение. Этот метод, применяемый к праву, выражался в соединении разных доктрин, взятых из кодификации Юстиниана и у светских авторов, часто противоречащих друг другу. Методы изучения права европейских юристов XII-XШ вв. представляли собой измененный диалогический метод, характерный

для древнегреческого мышления и классиче-

2

ского римского права .

Древнегреческие авторы через приемы диалектических рассуждений стремились обнаружить истину и вывести правильные философские умозаключения; римские юристы ставили цель применять методы типизации, классификации, обобщений в праве для рациональных решений по конкретным делам, их задача — изложить существующее право и определить его точные границы.

Западноевропейские юристы XI-XII вв. развивали греческую диалектику на высоком уровне абстракции; они пытались синтезировать нормы права в принципы, а принципы — в единую систему права. Так, например, юристы выводили универсальные принципы из содержания отдельных случаев. Этот подход был противоположен пониманию нормы права только лишь как «кратком изложении дела» в классическом римском праве. Юристы Болоньи полагали, что понятие права можно определить

1 См.: Саксонское зерцало: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т.II. Европа. V - XVII вв. М., 1999. С.437 и др.

2 См. подробнее о схоластическом методе анализа и синтеза: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.135-146 и др.

индуктивно с помощью синтеза из общих черт отдельных видов прецедентов, так называемыми «сущностными обобщениями». Правоведы определяли каждую правовую норму как вид рода «право», в связи с чем и может быть выстроена целостная система права. Заимствовав диалектические приемы суждений от Платона и еще более от Аристотеля, западноевропейские юристы доказывали универсальность и справедливость авторитетных юридических текстов. Ни древнегреческим философам, ни римским юристам этого сделать не удалось. Со временем диалектический метод стал научным методом изучения природы и назначения права.

Одним из примеров значения диалектики этого времени для создания правовой нормы стал трактат «Согласование разноречивых канонов» болонского монаха Грациана, написанный ок. 1140 г. Это произведение было первой попыткой охватить все право, имеющееся в государстве, и представить его как единый организм. Ко времени Грациана комментаторы в школе права в Болонье уже несколько десятилетий истолковывали тексты римского права, создавая общие принципы для их разъяснения. Грациан, не имея единого определенного текста, собрал, проанализировал, сгруппировал около 3 800 канонов, систематизировав тем самым различные источники права. Данный труд включает в себя несколько частей, из которых наибольшее значение имеют первые две: в первой части работы разбираются вопросы соотношения видов права и анализируются утверждения мыслителей относительно природы права; во второй Грациан разбирает 36 конкретных прецедентов, синтезирует противоречия и предлагает теоретические обобщения.

Грациан, использовав аристотелевское деление права на естественное и волеустанов-ленное, явился первым систематизатором разных видов права: божественного, естественного, человеческого, церковного, княжеского, законодательно установленного, обычного. Он расположил источники в иерархическом порядке: божественное право - это воля Господа, выраженная в откровении; нормы естественного права находятся как в божественном откровении, так и в человеческом разуме и совести; светские законы (предписания князей) не долж-

ны противоречить естественному праву; церковные законы не должны противоречить естественным нормам.

Особенностью данного трактата явилось утверждение Грациана о том, что «князья связаны своими законами и должны жить по ним». Эта мысль высказывалась и другими канонистами, однако положение связанности власти законами не входило в систему римского и германского права. В трудах античных авторов можно встретить утверждения, согласно которым добродетельный правитель должен соблюдать свои законы, но юридически князь (император) от законов был свободен. Граци-ан писал, что правитель не мог ситуационно, по своим прихотям менять и игнорировать законы. Светские законы должны подчиняться церковным, обычаи соответствовать не только предписаниям естественного права, но и нормам положительного права (светскому и церковному).

Идея приоритета положительного права над обычным правом имела большое значение. Во времена Грациана право на Западе представляло собой в основном обычное право; правовые нормы обладали юридической силой не в силу издания их светской или церковной властью, а в силу распространенности их на практике. В XN-XШ вв. знатоки обычного права создавали свои сборники: во Франции Боману-ар составил сборник обычаев Бовези; в Германии Эйке фон Репков стал автором Саксонского зерцала; в Англии в XII в. Гленвилль написал сочинение «О законах и обычаях Англии»1.

Руководством для изучения норм обычного права было положение: «Так поступали наши отцы и деды». Критическое отношение к предписаниям обычного права исключалось (независимо от его содержания (справедливо или нет) и эффективности (устарело или нет). Грациан предложил оценивать необходимость следования обычаю как норме права в каждом конкретном случае исходя из следующих критериев: длительность его действия, единообразие применения, разумность предпи-

1 См. об этом. например: История государства и права зарубежных стран: избранные памятники права. Древность и Средневековье: учеб. пособие / под науч. ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2015. С.169-319.

саний обычая. Это означало, что обычаи, не соответствующие разуму и совести, теряли обязательную силу, а нормы права приобретали относительный характер, выбор между которыми (противоречат друг другу, но обе правильны) давала техника сглаживания противоречий. Теория относительности норм права основывалась на политике конкуренции правовых систем духовной и светской властей и на схоластических приемах диалектики, позволяющих обычаи, светские законы и церковные нормы сводить в систему источников средневекового права.

Интерес Грациана к поиску разума в праве, а также вопросы обоснования естественного права имели своим источником греческую философию (прежде всего, стоиков) и римского права Юстиниана.

Однако греческие философы не были правоведами, а римские юристы не были философами. Западноевропейские юристы XII века смогли соединить способность к философии древнегреческих мыслителей с римской способностью к юриспруденции, углубив при этом понимание разума, справедливости, совести. Юристы XII века четко различали действующее право (законно установленное право — lex) и естественное (правда, система правосудия — jus). Действенность законно установленного права (и светского, и церковного) зависела от его соответствия нормам божественного и естественного права. Однако целостной системы национального права на практике не существовало; дуализм церковного и светского права порождал конфликты. Церковь утверждала, что светские законы, противоречащие церковному праву, не имеют обязательной (юридической) силы; князья выдвигали аналогичные притязания к предписаниям светской власти низшего уровня (например, городских советов).

Отличительной особенностью правопо-нимания теолога Грациана явилось его положение, что законы церкви должны проходить проверку на соответствие предписаниям естественного права: «Законодательные акты, церковные либо светские, если доказано, что они противоречат естественному праву, должны быть полностью исключены». Очевидно, доказать несоответствие церковных законов естественному праву было чрезвычайно трудно в XII-

XIII вв. Большинство государственных должностей занимали представители церкви), тем не менее, светской власти иногда удавалось отстоять приоритет норм естественного права.

На практике деятельность и глоссаторов и знатоков обычного права вызывала опасения со стороны духовенства. Даже несмотря на то, что все ключевые посты в государстве были у церковников, Римский собор в 1131 г. отдельно постановил, чтобы священнослужители не изучали светские законы и медицину. Латеранский собор в 1139 г. Запретил духовенству предаваться светским занятиям. Церковь стремилась запретить (или хотя бы всецело контролировать) преподавание права в университетах. В XII-XIII вв. в Европе за юридическим образованием надзирали церковные власти. В 1219 г. Папа постановил, что никто в Болонье не имеет права преподавать без предварительного получения лицензии от архидиакона Болонского, что лишало преподавателя творческого духа и независимости.

Юристы схоластической школы XII-XIII вв. Создали науку права, которая конструировала систему правовых институтов из наблюдаемых социальных явлений. И канонисты, и специалисты римского права ставили перед собой цель систематизировать обширную сеть

норм римского права. Для этого они на основе методов анализа и синтеза формулировали общие понятия и принципы права (прежде всего, отстаивался принцип закона). Классическое римское право не содержало даже общего понятия договора (оно рассматривало только отдельные виды договоров); средневековые юристы предложили понятия представительства, юридического лица, юрисдикции.

Таким образом, юристы XII-XIII вв. соединили в своих подходах к праву терминологию римского права Юстиниана с диалектическим методом древнегреческих мыслителей, создав не просто новый стиль текстов римского права, но качественно изменив понимание и назначение самого права. Римское право предоставило для юриспруденции последующих веков большую часть терминологии; метод схоластики (догматический метод аргументации «за» и «против») остается преобладающим в юридическом мышлении до Новейшего времени. Преподавание права в университетах Европы XII-XIII вв. позволило и преподавателям, и студентам обсуждать, вопреки церковным наставлениям, проблемы свободы совести, человеческого разума в праве, самостоятельности личности, что подготавливало идеологию, задачи, протесты, лозунги эпохи Реформации.

Библиография:

1. Характеристику западной юридической науки см.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.124-165.

2. О программах и методах обучения в Болонье см.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.127-135.

3. Саксонское зерцало: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т.Н. Европа. V - XVII вв. М., 1999. С.437 и др.

4. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998. С.135-146 и др.

5. История государства и права зарубежных стран: избранные памятники права. Древность и Средневековье: учеб. пособие / под науч. ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2015. С.169-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.