Научная статья на тему 'Политическая и издательская деятельность Сергея маслова в эмиграции в 1921-1924 годах'

Политическая и издательская деятельность Сергея маслова в эмиграции в 1921-1924 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая и издательская деятельность Сергея маслова в эмиграции в 1921-1924 годах»

М.В. Соколов

Политическая и издательская деятельность Сергея Маслова в эмиграции в 1921—1924 гг.

Лидер созданной в 1920 г. группы «Крестьянская Россия» Сергей Семенович Маслов покинул Москву, явно опасаясь ареста. Свою эмиграцию в августе 1921 г. он обосновал «поручением выехал нелегально за границу для продолжения политической работы, начатой подпольно с 1920 г. в России»1.

В Варшаве С.С. Маслов 24 сентября 1921 г. встретился с известным филологом А.Л. Бемом2. В период до 8 ноября 1921 г. Маслов «делал доклад (два вечера) с.р. группе в Праге об основных процессах идущих в России».3 «Один «Основные общественные процессы» в Современной России» - доклад пражским с.р. в закрытом заседании, второй - «Крестьянство в современной и будущей России» - на публичном собрании Славянской Кооперативной Палаты. Материалы в обеих аудиториях произвели большое впечатление и в обеих из них мне задавали вопрос, будут ли они использованы в печати. На втором собрании мне предложили писать книгу с тем, чтобы продать ее американцам, предварительно переведя на английский язык. Я сейчас пишу проспект книги, ибо переговоры начнутся на основе представленного мной проспекта. Книжку на тему первого доклада - думаю продать в Париже или Берлине. Чтобы запродажа была легче, собираюсь сделать в обоих городах публичные доклады (по материалам,

которые лягут в основу книги)»4. Можно сделать вывод, что рукопись работы «Россия после 4-х лет революции» не была, как предполагал и автор этой работы, вывезена из Москвы целиком, а создана уже в эмиграции, на основе вывезенных из России материалов, и ставших основой докладов Маслова.

Подробно ранние речи С.С. Маслова описал Иван Бунин в своем репортаже для американской газеты «Утро». «Из тех многочисленных докладов, которые сделал за последний месяц в Париже и в буржуазных, и в социалистических кругах С.С. Маслов, известный кооператор, эсер, только что бежавший из России с огромным запасом всяческих наблюдений и цифровых данных, герой дня среди русских в Париже, «будущий - Стамболийский», как его у нас называют: -Россия вымирает - и деревня, и город... За 23 г., предшествовавшие революции, население России, несмотря на войну, увеличилось почти на 30 миллионов, за последние же четыре года в 2 центральных губерниях оно уменьшилось на целых 3 миллиона... Чистым хлебом питается только 9 процентов населения... Больше всего вымирают города, из городов бегут все, кто может... Но и деревня бежит в поисках хлеба. Русь теперь живет на ходу, на колесах, целые области стали пустыней... В городах буржуазия наполовину вымерла, интеллигенция - тоже, пролетариат разбит и разбежался,— из 9 миллионов осталось 4... В городах дома уничтожены и испорчены на одну треть, нижние этажи залиты водой и человеческими испражнениями... Продукция промышленности сократилась в 8 раз... Но и в деревне дворы значительно разрушены, инвентарь гибнет последний, земля испорчена, малоурожайна, часто пустует - посевы сохранились на 44 процента... <.. .> Маслов среди каждого своего доклада приостанавливается, чтобы сказать: «А все-таки Россия - сфинкс!» - а кончает еще решительнее, чем Золотарев: - И все-таки Россия жива, бодра! Социализм стал ненавистен буквально всем классам... Будущая Россия будет только крестьянской, не социалистической, не большевистской, а именно крестьянской, а ведь крестьянству, по слову Герцена, все на пользу!»5. Иван Бунин называл С.С. Маслова «бывшим социалистом», но высказывал свои сомнения, в будущем «России крестьянской»6.

Кадеты рассчитывали на раскол в рядах эсеров, и лидер парижской группы Партии народной свободы. П.Н. Милюков отмечал: «Теперь

же впервые наступает момент, когда готова выделиться из старого социализма группа, отделяющаяся от старых утопических элементов своих и пригодная вместе с нами для создания новой радикальносоциальной группировки, наподобие французской»7. Маслову был дан доступ на страницы либеральной прессы, так как он предлагал создать массовую крестьянскую партию, без эсеровской социалистической народнической идеологии и иллюзий, что можно вести борьбу с большевиками на «исключительно классовой основе», как решило ЦБ ПСР 26 апреля 1921 г.

На рубеже 1921—22 гг. С.С. Маслов опубликовал в «Последних новостях» по мотивам своих докладов серию из пяти объемных статей, ставших основой готовившейся им к печати книги «Россия после 4-х лет революции». В первой статье 3 декабря 1921 г. анализ приводил автора к выводу, что «фигура крестьянина сейчас на авансцене политической жизни России. Уравновесить ее некем и некому»8. С.С. Маслов дает прогноз о «крестьянском море, которое вовсе зальет Россию вместе с ея коммунистической властью»9, а во второй статье, сосредоточенной на статистико-экономическом анализе результатов послереволюционного кризиса, Маслов впервые именует крестьянство «восходящей силой»10. В четвертом очерке Маслов сообщает о появлении в России массовой нелегальной литературы, доступной и жителям деревни, частушек и анекдотов о новых властителях, и делает вывод: «Когда человек смеется - он жив, когда в тягчайшие годы своей исторической жизни смеется измученный народ - он не подавлен, не убит»11.

В Париже одним из первых единомышленников Маслова стал один из основателей партии эсеров Алексей Александрович Аргунов, который поддержал план создания группы «Крестьянская Россия». Хотя, как пишет Маслов: «Аргунов с трудом решился на этот формальный разрыв с партией с.-р.; <.> Аргунов нашел в себе мужество, много мужества, поступить так, как подсказывали ему взгляды. <.> У других этого мужества не оказалось»12. Не удалось договориться с А.Ф. Керенским13.

В Париже в начале декабря 1921 г. Сергей Маслов также несколько раз встречался с лидером правого крыла эсеров И.И. Фондаминским, а А.А. Аргунов вел переговоры и с Н.Д. Авксентьевым. Оба снача-

ла отказались от сотрудничества, затем в 1922 г. «это отношение смягчилось»14. Это открыло Маслову дорогу на страницы журнала «Современные Записки». Он пишет в марте 1922 г. С.П. Постникову: «Заинтересовавшие Вас 4 и 5 главы о кооперативно-земледельческом движении я начал уже пропускать в «Современные записки» Там поместят 5-6 листов. Около 2-х листов я уже сдал»15. Статья «Коллективно-земледельческое движение в современной России» появилась в «Современных записках» 22 апреля 1922 г.16 Анализируя процесс появления коллективного земледелия, захвативший более миллиона человек, Маслов отмечает распад «нежизнеспособной, искусственной» коммуны, но, замечает, что иные коллективные формы хозяйства могут стать «длительным явлением русской жизни»17.

Весна 1922 г. в Праге для Маслова прошла в работе над книгой «Россия после 4-х лет революции». Уже к марту Маслову было известно, что его «работа выходит на русском, чешском, французском и английском языке»18, и он искал немецкого издателя. 20 марта 1922 г. Маслов сообщал: «Сейчас подписал окончательный договор на издание книги на английском языке»19. В апреле 1922 г. Маслов пишет С.П. Постникову: «Усиленно сидим оба (я и жена) над окончанием книги о России» 20. Так что, видимо, можно считать соавтором работы и первую жену С.С. Маслова - Екатерину (во втором браке - Попову). К маю 1922 г. С.С. Маслов в Праге завершил книгу «Россия после 4-х лет революции», которая выходит летом 1922 г. в берлинском издательстве «Русская печать»21.

Труд в стиле экономико-социологического эссе до сих пор остается одним из солидных источников, описывающих Россию во время перехода от военного коммунизма к НЭПу. Принципы, использованные при работе над книгой, Маслов хотел сохранить и в своем издании. Он обещал эсерам: «На страницах «Крестьянской России» мы «ругаться» не собираемся, поскольку не будет необходимости «отругиваться». Я не ругаюсь даже в своей книге, несмотря на полную свободу, выборе поведения на ея страницах, то «ругательное», что срывалось с пера во время писания, потом довольно внимательно было вытравлено»22.

Возможность для этой работы С.С. Маслову дало то, что 20 февраля 1922 г. он был принят президентом Чехословакии Томашем

Масариком23. После этого Сергей Маслов получил средства для издания периодических сборников. Первоначально речь шла об издании с сентября 1922 г. журнала под названием «Крестьянское дело». Затем название было изменено: «Крестьянская Россия. Сборник статей по вопросам общественно-политическим и экономическим». В редколлегию вошли: А.А. Аргунов, А.Л. Бем, С.С. Маслов и Пити-рим Сорокин (последний участвовал в работе редакции до 6 № - до отъезда в США из Праги осенью 1923 года). В проекте «Обращении об издании сборников «Крестьянская Россия» пунктом 1 «области ближайших и важнейших задач» выдвигалась «непримиримая борьба с большевистской властью»24. В первом сборнике «Крестьянской России» указывалось, что редакция никогда не будет сотрудничать с большевиками: «Решительное отрицание существующей большевистской власти и признание полной невозможности какого-либо соглашения с ней»25.

С.С. Масловым была избрана тактика объединения сил из разных партий вокруг нового издания. Авторы считали, что «журнал будет беспартийным и обращен лицом к крестьянской России; задача его, между прочим, создать несоциалистический блок, и к участию в нем не приглашены, поэтому даже многие правые эсеры»26. Сторонникам П.Н.Милюкова в мае 1922 г. было разрешено участие в издании.

В Праге было создано издательство «Крестьянская Россия». Сборники «Крестьянская Россия» выходили в среднем раз в четыре с половиной месяца. Сначала они намечались к печатанию в Берлине, и первый из девяти сборников вышел в октябре 1922 г. в столице Германии. Но затем27 печатание издания было перенесено в 1923 г. в Прагу28. Всего вышло 9 номеров (три номера из них - сдвоенные) сборника «Крестьянская Россия», каждый - тиражом около 1500 экземпляров. Отдельные экземпляры 1 и 2 номеров были отправлены весной 1923 г. по нелегальной «линии связи» Центра Действия в Киев29.

Основную редакторскую работу вел А.А. Аргунов. Это следует из письма Е.Д. Кусковой от 20 апреля 1922 г.: «Многоуважаемая Екатерина Дмитриевна, Редакция сборников «КРЕСТЬЯНСКАЯ РОССИЯ» обращается к Вам с предложением не отказать в сотрудничестве в сборниках. В случае согласия просим Вас сообщить тему, на которую Вы могли бы дать нам первую статью. Сборники выходят под

редакцией А.А. Аргунова, А.Л. Бема, С.С. Маслова, П.А. Сорокина. С совершенным уважением. А. Аргунов»30.

В сборниках напечатались А.А. Кизеветтер («Крестьянство в истории России», №1-11), П.А. Сорокин («Россия и после нэпа» -№11-111, «Город и деревня» - №ГУ, «Население, класс, партия» - №У), П.Н. Милюков («Республика или монархия» - №ГУ), видные экономисты С.Н.Прокопович, Н.С. Тимашев, Б.Д. Бруцкус, А.Н.Челинцев и другие ученые.

С.С. Маслов писал Е.Д. Кусковой 12 марта 1923 г., что «Крестьянская Россия» дорогу себе пробивает. Вторая книжка встречена и принята с гораздо большим интересом, чем первая. Письма с запросами и просьбами разного рода читателей тому доказательство. Начинают ходить в редакцию, чтобы купить или выпросить книжку. Имели немало восторженных отзывов от рядового читателя. В настоящее время идет разговор об образовании в ряде мест групп. Вырабатываю сейчас конституцию для них.<...> Дело идет <...>. Получил на днях письмо от П.Н.Милюкова. Пишет, что собирается отозваться на 2 книжку в «Последних Новостях». Надеюсь, что он, как и по отношению к первой книжке, прорвет блокаду газетного молчания вокруг 2-ой книжки «Крестьянской России». В следующей книжке будет, вероятно, статья Милюкова. Дал статью Макаров. Сегодня получили предложение дать статью от Бруцкуса. В переписке статьи Кизеветтера и Дюнео. Номер набирается, материала будет с избытком»31.

В 1924 г. был заключен договор между «Крестьянской Россией» и книжным магазином «Наша Речь», из которого следует, что периодические сборники пользовались достаточным спросом. В частности, «Наша Речь» не получила прав на продажи их во Франции и США, где их получали другие книготорговцы. Ей было лишь предоставлено право: «войти в переговоры по распространению «Крестьянской России» в Америке книжной фирмой «Труд» Чернова, во Франции «Родник» Коварского в целях взаимного соглашения в деле распространения сборников «Крестьянская Россия»32.

Фиксировалось, что «Наша Речь» покупает за твердый счет триста экземпляров каждого выпускаемого сборника. Остальное же количество поступает в распоряжение издательства на комиссионных началах, за исключением девятисот пятидесяти экземпляров (950),

которые остаются в распоряжении и на хранении у издательства «Крестьянская Россия»33.

В сборниках «Крестьянская Россия» С.С. Маслов напечатал серию программных статей. В номере первом вышла работа «Восходящая сила». Примеряя опыт послевоенной Европы к России, Маслов доказывал: «Следует ожидать поэтому, что крестьянское политическое движение, когда оно получит возможность выйти из подполья, проявится в России с наибольшею силой. <.> Изначальный политический пласт, до сего времени политически молчавший и казавшийся мертвым, ожил и начал действовать»34.

Комплекс статей Маслова и его коллег в сборниках к середине двадцатых годов фактически формирует стратегическую программу «Крестьянской России» как будущей партии. С.С. Маслов и его коллеги отразили настрой всех, разочарованных прежними социалистическими альтернативами большевизму, в эмиграции и России, который удачно выразил бывший министр Северо-Западного правительства Петр Богданов: «Смена уже происходит. Но медленно, но постепенно, часто незаметно. Процесс идет в низах, среди крестьян, этого главного, пожалуй, единственного цельного социального пласта в России, среди рабочих, среди интеллигенции в той ея части, что не потеряла способности мыслить и критически подходить к происходящему. Мало того, что процесс идет, он уже начал давать новые настроения. Появились пусть уродливые, пусть враждебные нам группировки (фашисты в Италии, кемалисты в Турции), которые жизнь слышат. . В России база - мужик, деревня. Она вкупе с интеллигенцией, которая пойдет с деревней, а частью и поведет ее, деревню, с собой, дадут и новых вождей, новых трибунов, новых живых людей»35.

С.С. Масловым и его единомышленниками делалась попытка создания в эмиграции для России платформы для передовой для своего времени крестьянской (агарной) партии. Эта партия должна была соединять в своей программе общенациональные и общегосударственные задачи и задачи защиты интересов самого многочисленного в послереволюционной России социального слоя - крестьянства.

Политический проект крестьянской партии развивался успешно. А.А. Аргунов в 1927 г. писал, что их группа с 1922 г. называлась «с весны 1922 г. - Заграничная организация соединенных политических

организаций крестьянства в России», Заграничное бюро крестьянских политических организаций в России, с июня 1923 г. - «Центральное Бюро заграничных организаций «Крестьянской России»36. В документах чешской полиции в числе создателей «Крестьянской России» названы: А. Аргунов, А. Бем, Ф. Колесов, П. Сорокин и Б. Соколов37. В мае 1923 г. в пражской организации числилось 18 человек, были группы: в Брно, Ревеле, отдельные члены в Ужгороде, Париже, Вильно, Загребе, Осеке, США38.

Направление чешской субсидии на коалиционную деятельность Республиканско-Демократического Союза привело к закрытию сборников «Крестьянская Россия» в 1924 г. После съезда РДС появился журнал коалиции «Свободная Россия». С февраля 1925 г. вместо сборников стал печататься в Берлине, а потом в Праге (с 1927 г.) журнал «Вестник Крестьянской России» (выходил 1 раз в два с половиной месяца), с мая 1933 г. его заменил ежемесячник «Знамя России» с подзаголовком «Вестник Крестьянской России - Трудовой крестьянской партии». Параллельно с 1924 по 1938 г. регулярно выпускался и «Информационный бюллетень «Крестьянской России» - только для членов группы, а затем и партии.

Настроения Сергея Маслова в начале его эмиграции было достаточно оптимистичны, хотя он и писал С.П. Постникову, что якорь «бросать-то придется надолго»39. Коллеги давали ему высокие оценки. Писатель Марк Алданов пообещал Маслову карьерный взлет: «<.. .>Я иногда люблю заниматься предсказаниями, - сказал мне в конце разговора на Rue de la Pompe (разговор проходил в декабре 1921 г.) М.А. Алданов. «И мне сейчас хочется сделать одно предсказание по отношению к Вам. Хотите слушать?» «Говорите». «Предсказываю, что Вы будете премьер-министром в будущей России». Я поблагодарил. Через несколько дней я выступал с публичным докладом в Париже. О нем был сдержанный отчет в «Последних новостях» и хвалебный в «Общем деле». Второй написан с указанием, что в моем лице автор отчета видит возможного «Антоша» Польши или «Стамболиийского Болгарии». (При встрече во второй половине октября 1923 г. в квартире Мельгунова под <нрзб.> Берлином (Lichtenfeld), Алданов счел нужным напомнить мне свое предсказание, прибавив, что он считает его верным и

теперь)40, - записал в дневнике С.С. Маслов.

История распорядилась иначе: эрозия нэпа привела не к Термидору, а ко второй сталинской антикрестьянской «революции», похоронив возможность появления в России партии мелких сельских хозяев. Нам остались лишь статьи С.С. Маслова, рисующие эту нереализованную альтернативу, и его дилогия: посвященная периоду 1917—22 гг. - работа «Россия после 4-х лет революции»41 и книга «Колхозная Россия», проанализировавшая жизнь русской деревни с 1922 по 1938 г.42

1 Автобиография, С.С. Маслова в документах // Маслов С.С. Колхозная Россия. - М.: Наука, 2007. - С. 38.

2 Дневник С.С. Маслова 1921-44 гг. Л. 2. Копия в архиве автора.

3 Там же Л. 18.

4 Письмо С.С. Маслова - С.П. Постникову от 8.11. 1921 г. // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60, л.1—2.

5 Бунин И. Итоги // Утро. - Нью-Йорк, 1922. - 6 янв., № 5. - Цит. по: Бунин И. Великий дурман. - М.: Сов. Секретно, 1997. - С.113—115.

6 Там же.

7 Протоколы Заграничных групп конституционно-демократической партии. - М. 1999. - Т.6. -Кн.1. - С. 189-190.

8 Последние новости. - 1921. - 3 дек., №501. - С. 2—3.

9 За четыре года. Очерки Сов. России // Последние новости. - 1921. - 3 дек., №501. - С. 3.

10 За четыре года. Очерки Сов. России // Последние новости. - 1921. - 7 дек., № 504. - С. 2.

11 За четыре года. Очерки Сов. России // Последние новости. - 1921. - 12 дек., №509. - С. 2.

12 Дневник С.С. Маслова. Л. 19.

13 Там же.

14 Дневник С.С. Маслова, Л. 28—29.

15 Письмо С.С. Маслова - С.П. Постникову от 8 нояб. 1921 г. // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60. л.6.

16 Маслов, С.С. Коллективно-земледельческое движение в современной России / С.С. Маслов // Современные записки. - 1922. - № 8. - С. 195—233.

17 Маслов, С.С. Коллективно-земледельческое движение в современной России / С.С. Маслов // Современные записки. - 1922. - № 8. - С. 232.

18 Письмо С.С. Маслова - С.П. Постникову от 7 марта 1922 г. // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60. л.5.

19 Письмо С.С. Маслова - С.П. Постникову от 20 марта 1922 г. // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60. л.6.

20 С.С. Маслов - С.П. Постникову 1921-22 гг. // ГАРФ Р-6065, оп.1, д.60. л.6—7.

21 Базанов, П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917—1988 гг.)/ П.Н. Базанов. - СПб, 2004. - С. 101.

22 Письмо С.С. Маслова - С.Н. Постникову от 18 мая 1922 г. // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60. л.2.

23 Хроника культурной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике. - Т.1. - Прага, 2000. - С. 63.

24 ГАРФ ф. Р- 9105, оп. 1, д. 28. л.1-3.

25 От редакции // Крестьянская Россия: Сборник. - Т. I. - Прага, 1922. - C.4.

26 Протоколы Заграничных групп конституционно-демократической партии.Т. 6. Кн. 1. - М., 1999. - С. 193.

27 Слоним, М. Письмо М. Слонима - Е.А. Ляцкому / М. Слоним, Е.Я. Ляцкий // Документы к истории русской и украинской эмиграции в Чехословацкой республике (1918—1939). - Praha,

1998. - С.74.

28 7 сентября 1923 г. А. Аргунов писал С. Мельгунову: «Крестьянскую Россию» мы уже набираем в Праге; с Берлином пришлось проститься» (Archives division British Library of Political and Economic Science, Melgunov collection. Box 54).

29 Евреинов, Б. Письмо Б. Евреинова - А.А. Вакару от 5 апр. 1923 г. / Б. Евреинов, А.А. Вакар // ГАРФ ф. 5784, оп. 1, д.144, л. 73—74.

30 Аргунова, А.А. Письмо А.А. Аргунова - Е.Д. Кусковой от 20 апр. 1922 / А.А. Аргунова, Е.Д. Кускова // ГАРФ ф. Р-5865, оп. 1, д. 22, л. 40.

31 Маслов, С.С. Письмо С.С. Маслова - Е.Д. Кусковой от 12 марта 1923 г./ С.С. Маслов, Е.Д. Кускова // ГАРФ Ф. Р-5865, оп. 1, д. 303, л. 16.

32 ГАРФ ф. Р-9015, оп. 1, д.4, л.1.

33 Там же

34 Крестьянская Россия. - Вып. 1. - Берлин, 1922. - С. 37—38.

35 Богданов, П.А. Письмо П.А. Богданова - В.С. Горну из Ревеля в Берлин от 5.11.1922/П.А. Богданов, В.С. Горн // ГАРФ ф. 6092 оп. 1. д. 21 . л.57—58.

36 Черновик протокола заседаний 1 съезда «Крестьянской России» // ГАРФ ф. 910, оп.1, д.9, л.89-90.

37Допрос С.С. Маслова 8 марта 1938 г. в полиции Чехословакии // Национальный Архив Чешской республики, фонд МВД - Narodni archiv Praha MV-I, fond 225 - 1027 - 6, kart .1027.

38 Дневник С.С. Маслова. Л. 272—274. Копия - в архиве автора. Оригинал - личный архив Т.С. Масловой, Прага.

39 Маслов, С.С. Письмо С.С. Маслова - С.П. Постникову от 8 нояб. 1921 г. / С. С. Маслов, С.П. Постников // ГАРФ ф. Р-6065, оп.1, д.60. л.2.

40 Там же.

41 Запланирована к переизданию издательством «Наука» в 2008 г.

42 Переиздана в 2007 г. в издательстве «Наука» с предисловиями Т. Кузнецовой, Н. Димони, М. Соколова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.