УДК 323.3
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ Л.И. БРЕЖНЕВА В.В. Князев*
В статье автор исследует политическую элиту Челябинской области и г. Челябинска. Анализируются процессы мобильности, трансформации элиты. Особое внимание уделено вопросу о ротации кадров внутри политической элиты, а так же изучению социально-демографических характеристик политической элиты.
Ключевые слова: политическая элита; региональная элита; инкорпорация;экскорпорация; ротация.
POLITICAL ELITE CHELYABINSK REGION DURING THE REIGN OF L.I. BREZHNEV
V.V. Knyazev
The author explores the political elite and the Chelyabinsk region of Chelyabinsk. The processes of mobility, the transformation of the elite. Particular attention is paid to the issue of staff rotation within the political elite, as well as the study of socio-demographic characteristics of the political elite.
Keywords: political elites; the regional elite; incorporation; ekskorporatsiya; rotation.
Региональные политические исследования постепенно становятся одними из самых интересных направлений в современной отечественной науке. Российская региональная политическая элита как объект анализа привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей.
Изучение элиты первой половины 60 - начала 80 — х годов XX века, в том числе и на региональном уровне, роли правящего слоя в социальном процессе, механизмов функционирования власти и политической борьбы в руководстве страны -одна из самых актуальных и перспективных тем, как в научном, так и в практическо-политическом отношении.
Именно в этот период сформировался слой людей, заинтересованных в недалеком будущем в изменении основ советской общественной системы,
в образовании объективного интереса крупных социальных сил, связанного с перераспределением собственности и соответствующим изменением характера власти.
Основным источником такого рода устремлений была, в том числе, и региональная политическая элита, а именно партийная элита на уровне обкомов и горкомов, советская элита на уровне городского исполнительного комитета, а также исполнительная власть.
Интересы региональных политических элит преследовались и решались не формальными ведомствами, а конкретными людьми в связи с их конкретными целями, которые отстаивались и защищались.
Для понимания истинных причин, лежащих в основе принятия политических решений регио-
* Князев Владимир Васильевич, ассистент кафедры философии Института агроэкологии Челябинской государственной агроинженерной академии. E-mail: [email protected]
нального уровня, стоит обратить особое внимание на анализ особенностей инкорпорации, под которой понимается вхождение в элиту, ротацию, т.е. процесс перемещения кадров внутри политической системы, экскорпорацию, что означает выход из элиты [1, с. 99]. Кроме того, исследовать социально-демографические особенности представителей региональной элиты.
Анализ региональной элиты показал, что процесс инкорпорации для 90 % представителей региональной элиты проходил однотипно. Во-первых, они все начинали свою трудовую деятельность в различных отраслях промышленности преимущественно металлургической. Во-вторых, основная масса кандидатов на номенклатурную должность сначала работала в партийной организации, того предприятия, где трудилась [2, с. 25; 3, с. 53]. Ярким примером подобной инкорпорации может служить биография Генриха Александровича Щербакова, исполнявшего обязанности первого секретаря Челябинского городского комитета КПСС с января 1981 по май 1984 гг. Трудовую деятельность он начал в г. Златоусте на металлургическом заводе - прошел путь от диспетчера до заместителя начальника цеха. Одновременно выполнял обязанности секретаря комитета ВЛКСМ завода. А с 1968 по 1972 гг. был секретарем парткома предприятия.
Только после практического опыта, полученного на руководящих должностях, его в 1972 г. избрали первым секретарем Ленинского райкома КПСС г. Челябинска, а в 1981 г. — секретарем Челябинского горкома КПСС [4, с. 115].
Фактические особенности возрастного состава региональных лидеров совпадают. Большинство Секретарей и Председателей обкомов, исполкомов, горкомов на момент занятия должности относятся к возрастной группе 42-50 лет [5, с. 23].
По территориальному происхождению региональная элита представляла достаточно четкую почти не дифференцируемую группу. Видно преимущественно сельское происхождение. Речь в данном случае идет о том, что абсолютное большинство представителей элиты родились не в городах. Исключением являются двое, чья малая родина - город. К ним относятся: Н.Н. Родионов (Секретарь Челябинского обкома КПСС с октября
1965 г. по август 1970г.) - г.Чернь Тульская область [6, с. 2; 7, с. 2; 8, с. 54; 9, с. 86] и Г.А. Щербаков (Первый секретарь Челябинского городского комитета КПСС с января 1981г. по май 1984г.) -г.Донецк [8, с. 94]. Не менее интересен и тот факт, что все руководители партийных и Советских органов власти были выходцами не из Челябинской области. Нет четкой тенденции, отражающей предпочтение той или иной территории. Только двое являлись уроженцами одной области - Ростовской. Ими были М.Г Воропаев - Первый секретарь Челябинского городского комитета КПСС - январь 1963-май 1970 гг.[10, с. 3; 11, с. 5] и И.П. Гайворонцев - Председатель исполнительного комитета Челябинской области с июля 1965 г. по июнь 1973 г [12, с. 3; 13, с. 2; 14, с. 25]. Остальные прибыли из разных округов, районов. Например, В.И. Дмитриев (Первый секретарь Челябинского городского комитета КПСС с мая 1970 г. по февраль 1979 г.) из Краснодарского края [15, с. 5], а A.B. Кардапольцев (Председатель исполкома Челябинской области с марта 1961г. по июнь 1965 г.) из Башкирской АССР [16, с. 2].
При анализе образовательного уровня прослеживается вполне очевидная тенденция — 100 % показатель числа представителей, получивших высшее образование. Наблюдается преобладание дипломов о высшем техническом образовании, применимом в промышленности Южного Урала.
Например, Николай Николаевич Родионов, секретарь Челябинского обкома (с октября 1965 по август 1970 гг) окончил Московский институт стали [9, с. 112]. Л.Н. Лукаешевич, председатель Челябинского городского исполнительного комитета (с марта 1971 г. по март 1980 г.) обучался в Уральском индустриальном институте [17, с. 3; 18, с. 73]. Стоит добавить, что только четверо получили дипломы вузов на территории Челябинской области. География образовательных учреждений обширна от столицы до Сибири; Г.Г. Ведерников (Первый секретарь Челябинского городского комитета КПСС с февраля 1979 г. по 1980 г.) был студентом Сибирского металлургического института в г. Новокузнецке [19, с. 2; 8, с. 84], И.П. Гайворонцев окончил Азово-Черноморский сельскохозяйственный институт [12, с. 3; 14, с. 47].
Тенденции ротации - процесса перемещения
кадров внутри политической системы также были характерны для большинства представителей региональной элиты. Все прошли путь по карьерной лестнице через райкомы. Прежде чем возглавить тот или иной партийный орган власти приходилось сначала исполнять обязанности заместителей руководителей. Данный тип ротации отчетливо просматривается на примере трудовой деятельности Михаила Гавриловича Воропаева (Первый секретарь Челябинского городского комитета КПСС -январь 1963-май 1970 гг.). Сначала его избирали вторым секретарем Металлургического райкома КПСС, после чего вторым заместителем первого секретаря Челябинского горкома партии, а в 1970 году, занял должность первого секретаря Челябинского обкома КПСС на этом посту, он проработал до 1984 года [10, с. 15].
Анализ региональной элиты также показал, что кульминацией их трудовой деятельности в Челябинской области было дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Практически все они являлись источниковой базой «людского ресурса» для всесоюзного уровня. Н.Н.Родионов стал заместителем министра иностранных дел СССР, а Г.Г. Ведерников был назначен председателем Совета Министров СССР. М.Г. Воропаев стал председателем Комитета партийного контроля при ЦК КПСС [9, с. 27; 8, с. 78].
Данное перемещение кадров отражает общую
Литература
1. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров, 2005. - 384 с.
2. Объединенный Государственный архив Челябинской области. Ф. 288. Оп. 7; Ф.П. - 92. Оп 4.
3. Объединенный Государственный архив Челябинской области Ф.П. - 481. Оп 8.
4. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. Вып. 31. - М.: Советская Энциклопедия, 1987-607 с.
5. Объединенный Государственный архив Челябинской области Ф.П. 485. Оп. 5.
6. В. Морозов. Николай Николаевич Родионов // Челябинский рабочий. - май. - 1966.
7. Николай Николаевич Родионов // Челябинский рабочий. - май. — 1974.
8. Летопись свершений: Хроника Челябинской областной организации КПСС, 1883-1985. / Сост.:
Л. Евтеева, 3. Усольцева. Кн. 2. 1945-1985. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1990.-411 с.
9. Очерки истории Челябинской областной организации КПСС, 1917-1977. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1977. - 426 с.
10. Воропаев М.Г. Рубежи взяты. - Челябинск 1971.
11. Воропаев М.Г. Боевой отряд ленинской партии. Челябинск 1977.
12. Иван Петрович Гайворонцев // Челябинский рабочий. - 1966. - 18 мая.
всесоюзную политику Советского государства, направленную на соблюдения прав и полномочий регионального руководства, так называемая политика стабильности кадров. О приоритете такой ротации Л.И. Брежнев говорил на отчетном докладе XXII съезда КПСС, констатируя: «У нас теперь в работе с кадрами утвердилась такая практика, когда доверие к людям сочетается с принципиальной требовательностью к ним. Все это создает деловую, товарищескую обстановку...» [20, с. 2].
Что касается экскорпорации, то никто из них не подвергся никаким гонениям. Они абсолютно все завершили свою трудовую деятельность выходом на пенсию.
Центры и регионы нашли взаимопонимание в данном вопросе. Как правило, придя на должности, люди исполняли свои обязанности в среднем 10,2 года.
За семь десятилетий существования советская элита претерпела серьезные качественные изменения, и в правление Л.И. Брежнева уже представляло собой специфическую общность партийных функционеров. В 60-70 годы XX века положение номенклатурного работника становилось более комфортным, чем, например, в 30-е годы. Неслучайно, что общая тенденция развития и функционирования политической элиты в период правления Л.И. Брежнева исторически получила название - «золотой век номенклатуры».
13. Я люблю свой город // Вечерний Челябинск. — 1998. - 10 сентября.
14. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 — 1991 годы. Депутаты Верховного Совета СССР восьмого созыва http://www.knowbysight.info/l _SSSR/06649. asp (дата обращения 01.11.2010).
15. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 — 1991 годы. Кандидаты в члены ЦК КПСС. http://www.knowbysight.info/2_KPSS/07182.asp (дата обращения 01.11.2010).
16. Кардапольцев A.B. // Челябинский рабочий. - 1962. - 27 февраля.
17. Лукашевич Л.Н. // Челябинский рабочий. - 1980. — 16 февраля.
18. Скрипов А. Челябинск XX век. - Челябинск: Издательство Крокус, 2006. - 328 с.
19. Пребывание Ведерникова Геннадия Генриховича // Челябинский рабочий. — 1987. —9 февраля.
20. Стенографический отчет XXII съезда КПСС, 17-31 октября 1961 г.в 3-х т. Т.З. — М.: Госполитиздат, 1962. - 592 с.