РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 330.101.2 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-6-71-88
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Цель исследования — провести анализ влияния и последствий санкционной политики недружественных государств на воспроизводственные процессы Калининградской области. Обобщается новое понятие — санкционное региональное воспроизводство. Отмечается, что действие ряда объективных экономических законов в санкционных условиях развития в определенной мере теряет силу своего воздействия на воспроизводство. Подчеркивается, что усиление замкнутости региональной социально-экономической системы потребует переформатирования отдельных составляющих создаваемого и используемого ВРП. Изменяется органическое (технологическое) строение капитала (или производства), что характеризует его стоимостное строение. Рассматривается изменение структуры и объема потребленных в экономике области стоимости средств производства, необходимого продукта и прибавочного продукта, увеличение стоимости оплаты живого труда, изменение прибавочной стоимости (прибыли) в абсолютном и относительном (удельном) выражении в региональном продукте. Анализируются изменения в процессах производства, распределения, обмена и потребления регионального продукта в санкционных условиях. Подчеркивается, что санкционное общественное воспроизводство как специфическая форма социально — экономического развития должно быть самостоятельным объектом исследования региональной экономической науки. Результат исследования — выявлены последствия трансформационных воспроизводственных процессов создания и использования регионального продукта в условиях санкций.
Ключевые слова: региональная экономика, санкционное вмешательство, воспроизводство продукта, производство, распределение, обмен, потребление, структура продукта.
Л. И. Сергеев
Д. Л. Сергеев
Введение
Воспроизводственные процессы и социально-экономическое развитие Калининградской области в большой степени зависят от состояния внешнеэ-
кономической среды, которая определяется соседними государствами. Система внутри региональных экономических отношений и социальное положение жизнедеятельности области сильнее, чем в других регионах России, связано с санкционными мерами, применяемыми недружественными государствами. Политические формы ужесточения отношений с Россией (запреты товарообращения, отмены передвижения людей, закрытие представительств на территории региона и другие меры) требуют поиска путей нивелирования запретительных экономико-организационных мер в хозяйственной и социальной жизни области.
Методы
В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, законы диалектики, системный подход, эмпирические и теоретические методы.
Результаты
Социально-экономическое развитие региона в условиях санкционных действий недружественных стран следует рассматривать, на наш взгляд, как административно-директивное вмешательство (ограничения) в рыночные воспроизводственные региональные процессы. В этих условиях сужается действие объективных экономических законов общественного развития по правилам рыночной экономики и проявляются такие черты стимулирования поведения экономических субъектов, которые раскрывают новое сущностное содержание действия некоторых законов. Это содержание добавляется ограничениями, которые в свою очередь замещают действие рыночных отношений, привносят чрезмерные черты планово — директивного регулирования экономики. Условия экономической блокады с элементами экономической войны выдвигают на первый план определенные мобилизационные элементы экономического регулирования для нивелирования действия санкционных мер.
Антисанкционные меры усиливают централизованные формы перераспределительных отношений как на государственном уровне, так и в корпоративном секторе экономики. Усиливается действие закона возрастания дополнительных затрат, что характеризует соотношение между накоплением и потреблением. Структуризация воспроизводства из-за санкций требует усиления внимания к накоплению (перестройка структуры и состава средств производства) и изменения при необхо-
димости предметов труда. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень экономического потенциала страны в целом и ее регионов определяется степенью ее комплексного развития и природно-климатическими условиями.
Действие ряда объективных экономических законов в санкционных условиях развития в определенной мере теряет силу своего воздействия на воспроизводство и социально-экономическое состояние регионов. Например, проявление действия закона экономии общественного времени, суть которого заключается в сокращении как живого и овеществленного труда на производство товара, сужает рамки своего действия. Объективные требования закона подменяются административными мерами, которые ограничивают факторы производства и обращения данными санкционными нормами. Аналогичными свойствами обладает в этих условиях закон конкуренции.
Оценка влияния негативных факторов внешнего санкционного воздействия на региональную социально-экономическую систему может быть осуществлена как локально для каждой отрасли (мезоуровень), так и фронтально для региональной экономики в целом (макроуровень). Мезоуровень — это, к примеру, сокращение объемов работы транспорта, замедление объемов строительства из-за снижения поставки цемента в область, рост цен на товары, работы и услуги из-за усложнения логистических цепочек поставок и другие усложнения хозяйственной и социальной жизнедеятельности в области. Макроуровень складывается как интегральная величина всей совокупности факторов, оказывающих нежелательное влияние на социально-экономическое состояние региона в результате действия санкционных ограничений. Отечественные ученые исследуют возникающие проблемы и дают рекомендации по их преодолению [4; 11; 14; 15]. В работах исследуются теоретические и исторические аспекты санкционных режимов, экономические санкции в современном международном праве, санкционная политика и перспективы экономического развития в условиях экономических ограничений.
Региональная экономика как научная дисциплина базируется на положениях современной политической экономии [7; 12], которая переживает этап нового переосмысления предмета и методов данного научного учения. Традиционные научные подходы общественного
воспроизводства на основе трудовой теории стоимости получают новую окраску в соответствии с технологическим развитием производительных сил и изменением системы производственных отношений. Производственные отношения в условиях санкционных ограничений приобретают специфические ограничительные формы регулирования социально-экономической жизни. При этом для Калининградской области данные изменения (усложнения и ограничения) отношений имеют значительно большее значение, чем для других субъектов Российской Федерации, которые находятся на материковой части России.
Обобщая воспроизводство ВРП, можно выделить не только его традиционные (простое, расширенное, суженное), но и специфические формы в условиях санкционных отношений. Эти формы имеют определенные оттенки, в свете которых они могут иметь различные качественные составляющие и особенности. Некоторые отрасли, например АПК, в условиях санкционного давления (нельзя завозить продукцию АПК из-за рубежа) будут иметь расширенное воспроизводство в регионе. Некоторые отрасли, например региональное автомобилестроение, будут характеризоваться суженным воспроизводством в условиях запрета для региона ввоза комплектующих по автосборке из-за рубежа. В определенной мере механизм санкционирования — это необходимость изменения структуры воспроизводственных отношений в регионе. При этом структурные воспроизводственные сдвиги могут через определенное время не только снижать, но и повышать эффективность и результативность функционирования социально-экономической системы, способствовать росту ВРП.
Сложившаяся рыночная среда воспроизводственных отношений в регионе характеризуется такими устоявшимися процессами, которые позволяли постоянно ежегодно обеспечивать расширение всех фаз производства, распределения, обращения и потребления регионального продукта. Недружественные запретительные меры внешнеэкономических отношений и вводимые усложнения хозяйственной жизни, а также запретительные меры взаимосвязи не только с зарубежной экономикой, но и с материковой Россией нарушают сложившиеся внутри воспроизводственные пропорции, что требует переориентации технологических процессов на собственные ресурсы и изменения структуры объемов сферы производства и обращения регионального продукта. Административное политическое давление извне на усиление замкнутости региональной
социально-экономической системы потребует переформатирования отдельных составляющих создаваемого и используемого ВРП.
Санкционные формы давления на региональную экономическую систему практически закрывают тему глобализации экономики, которая доминировала в последние десятилетия в мировом сообществе. Международные экономические связи должны замещаться в основном внутрирегиональными экономическими отношениями. Изменяется органическое (технологическое) строение капитала (или производства), что характеризует его стоимостное строение, которое определяется техническим строением капитала и отражает в себе его переформатирование.
Стоимостное и органическое строения капитала равнозначны лишь тогда, когда величина стоимости неизменна, а цены товаров совпадают с их стоимостью. Изменение цен на товары в связи с их заменой в соответствии с введенными санкциями нарушит сложившийся баланс спроса и предложения, что приведет к замедлению роста или падению регионального продукта до момента восстановления или замены утерянных логистических и производственно-экономических связей. Анализ некоторых подходов к обобщению проблем санкционного вмешательства в экономику отражен в ряде работ [5; 8; 9; 16], где обобщаются положения противоречий институтов импортозамещения, поднимаются проблемы теоретических основ и положения экономики санкций как области научных исследований, анализируются российские антисанкции с точки зрения их адекватности угрозам экономического развития, рассматривается политика санкций с раскрытием цели, стратегии и инструментов [2].
Наряду с различными видами классификации (экстенсивное, смешанное, интенсивное; простое, расширенное, суженное; органическая, функциональная, социальная) в условиях ограничений можно говорить о новом политэкономическом понятии для региона — санкционном типе воспроизводства. Этот тип воспроизводства характеризуется особыми отношениями, которые затрагивают те стороны социально-экономических сторон жизнедеятельности региона, где ограничения существенно меняют сложившиеся пропорции общественного территориального развития. В привычный кругооборот воспроизводства средств производства, предметов потребления, рабочей силы вводятся новые формы экономических отношений, которые вызваны санкционными ограничениями на перемещение товаров, на осуществление расчетов за
товары, работы и услуги, на заморозку зарубежных активов и другими санкционными мерами.
Рассматривая санкционный тип воспроизводства регионального продукта, можно говорить о том, что положения экономической теории как науки в значительной степени должны отождествляться с основами политической экономии как научной дисциплины. Это основывается на том, что организационно-экономические процессы деформируются под действием, в первую очередь, политических, а не экономических обстоятельств развития территории. В очередной раз можно спорить о том, что первично — экономика или политика? В случае санкционного воспроизводства на первом плане стоит политика недружественных стран, которая якобы для осложнения экономического развития территории вводит определенные внешнеэкономические ограничения. Они должны привести по мнению недружественных стран к сокращению социально-экономического роста.
Но такое ограничение будет, как правило, иметь временное действие, продолжительность которого будет зависеть от скорости перестройки воспроизводственной структуры регионального продукта. Кроме того, создаваемый региональный продукт является только частью общей совокупности общественного продукта, который создается в масштабах всей Российской Федерации. Поэтому отрицательное региональное санкционное воспроизводство будет нивелироваться федеральным центром путем дополнительного перераспределения общественного продукта общества (субсидии на удорожание перевозок, дотации на поддержку рынка труда и другие). Таким образом, методами противодействия санкционному воспроизводству будут как самостоятельные структурные преобразования создания и использования регионального продукта, так и поддержка федеральным центром отрицательных последствий для региональной экономики некоторых направлений санкционного вмешательства.
Всякое экономико-политическое действие следует рассматривать с двух сторон. Введение санкций сопровождается выработкой и реализацией антисанкционных мер реагирования на введение соответствующих ограничений. Усиление изоляции во внешнеэкономической деятельности приведет к необходимости переориентации воспроизводственных процессов и использованию внутренних производственных ресурсов, расширению применения собственных факторов производ-
ства. Снижение зависимости от внешних факторов на первых этапах изменений воспроизводственных пропорций приведет к уменьшению объемов создаваемого регионального продукта. Но постепенное замещение санкционных товаров, работ и услуг продуктами внутреннего собственного производства приведет к восстановлению размеров регионального продукта и его дальнейшему увеличению.
При этом следует понимать, что ограничения могут способствовать формированию нового состояния структурного воспроизводства регионального продукта. Рынок региона не терпит пустоты, поэтому санкционные товары, работы и услуги, формы деятельности будут постепенно замещаться новыми продуктами (собственного производства или замещающего свойства), которые будут способствовать как сохранению, так и росту совокупного воспроизводственного потенциала регионального экономического развития. Поэтому следует постоянно иметь в виду двойственность характера санкционных мер, принимаемых в отношении региональной экономики недружественными странами.
Ограничения ввоза (вывоза) товаров, работ и услуг заставляют сферу производства и обращения искать новые логистические схемы движения продукции, осуществлять диверсификацию деятельности в изменившихся условиях. Логика поведения экономических агентов учитывает необходимость маневрирования материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами в воспроизводственных процессах. Стратегия воспроизводственных процессов должна адекватно отражать необходимость изменений в соответствии с ужесточением внешних условий хозяйственной деятельности. Трансформация воспроизводственной структуры регионального общественного продукта будет необходимым условием принятия антисанкционных мер для необходимой степени уровня и темпов социально — экономического развития региона.
Санкционные ограничения приводят к изменению стоимостного строения регионального продукта, происходит его своеобразная трансформация с учетом сокращения поставок в международных отношениях товаров, работ и услуг. Трансформационные процессы в региональной экономике в санкционных условиях воспроизводства общественного продукта на территории характеризуются следующими четырьмя обстоятельствами.
1. Изменением структуры и объема потребляемых и создаваемых в экономике области стоимости средств производства. Эти подвижки
вызваны сдвигами цен в процессе использования и замены орудий труда и предметов труда иностранного производства (стоимости машин, станков, оборудования, программного обеспечения, сырья, материалов, комплектующих, запасных частей). Санкционные ограничения на поставку в регион некоторых средств производства требуют их замены (при возможности) на отечественные аналоги или перепрофилирования (закрытия) производства.
Запретительные меры использования и приобретения зарубежного оборудования, технологий, сырья и материалов требуют адекватного ответа отечественного производства и обращения регионального продукта, что выражается в действиях, вызываемых требованиями объективных экономических законов конкуренции, убывающей доходности, стоимости и других. Действие законов мотивирует такое поведение экономических субъектов, которое обеспечивает процессы расширенного воспроизводства в санкционных условиях.
Различные отрасли хозяйства, сферы обращения и услуг будут иметь индивидуальные структурные изменения стоимости потребленных средств производства, которые в целом по региону дают итоговые результаты данной трансформации. Ускоренная замена импортных средств производства требует решительных государственных мер поддержки соответствующих отраслей региональной экономики, которые обеспечивают выпуск необходимых машин, оборудования, технологических средств производства и других орудий и предметов труда взамен импортных.
2. Ростом или уменьшением на территории области двух основных составляющих вновь созданной стоимости. Эти преобразования вызываются как оплатой живого труда, так и получаемой прибавочной стоимостью, которые изменяются в процессе стоимостной структуризации органического строения регионального производства. Технологический прогресс помимо санкционных запретов приводит к смещению доли вновь созданной стоимости в совокупном региональном продукте. Ее удельный вес сокращается. Использование числовых программных устройств, цифровизация, технологические новации производственных процессов занимают все больший удельный вес в стоимости регионального совокупного продукта.
Санкционным давлением является, к примеру, не только какой- то запрет, но и переманивание ИТ-специалистов из региона за рубеж
повышенными условиями оплаты труда. Антисанкциями со стороны региона являются меры по повышению оплаты труда (стоимости живого труда) ИТ-специалистов, что приводит к изменению структуры вновь созданной стоимости в ВРП. Учитывая важность информационно-коммуникационных технологий, процессы цифровизации экономики, организации и управления недружественные страны запрещают продавать отечественным предприятиям новые технологические разработки. Это, с одной стороны, временно сдерживает технический прогресс, но с другой стороны, заставляет осуществлять разработку собственных отечественных цифровых платформ и уходить от внешней зависимости в сфере ИТ-технологий. Все эти процессы приводят к изменению структуры и объема вновь созданной стоимости в ВРП.
3. Увеличением стоимости оплаты живого труда в региональном продукте. Данный рост обусловлен ежегодной динамикой увеличения оплаты труда в хозяйственном комплексе региона, несмотря на санкционные ограничения. Даже временное сокращение некоторых сфер производства и обращения из-за санкций будет нивелировано финансовой поддержкой рынка труда из федерального центра. Кроме того, воспроизводство трудовых ресурсов требует освоения новых компетенций, которые необходимы для трансформации технологических процессов из-за санкционных ограничений. Переформатирование рынка труда, освоение новых компетенций, переподготовка кадров станут непременным фактом качественного изменения структуры и размеров денежного обеспечения трудовых ресурсов.
Ограничения въезда и выезда специалистов и низкоквалифицированных рабочих кадров также посредством колебания стоимости используемой живой силы влияют на изменение размеров и структуры регионального производства и обращения создаваемого продукта. Оптимизация структуры трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения сбалансированного спроса и предложения на региональном рынке труда должны противодействовать различным санкционным мерам в сфере миграции трудовых ресурсов.
4. Изменением прибавочной стоимости (прибыли) в абсолютном и относительном (удельном) выражении в стоимости регионального продукта. Такое изменение вызывается как предыдущими рассмотренными факторами трансформации составляющих регионального продукта, так и рыночными условиями формируемой цены создаваемых
и продаваемых товаров, работ и услуг. Размер и амплитуда динамики прибавочной стоимости (прибыли) из-за санкционного влияния значительнее, чем все другие колебания составляющих ВРП, подвержены изменению, которое определяется инвестиционной привлекательностью (прибыльностью бизнеса) региона.
Даже в условиях относительно стабильных экономических отношений (без санкционного давления) прибавочная стоимость (прибыль) всегда подвержена изменениям из-за рыночных колебаний спроса и предложения товаров. В условиях ограничений, внешнего административного вмешательства в воспроизводственные процессы прибавочный продукт как итоговая цель бизнес-деятельности будет подвержен наиболее сильной трансформации в сравнении с изменениями других составляющих совокупного регионального продукта.
Санкционные последствия — это не только возможные (как всегда рыночные), но и значительные (выше рыночных) колебания прибыльности и рентабельности производственной деятельности, которые требуют быстрой реакции в изменении инвестиционной направленности работы бизнес-структур. Диверсификация производства, перетекание капиталов в наиболее прибыльные сферы деятельности заставляют осуществлять действия, приводящие к трансформации в конечном итоге структуры и размеров воспроизводственных процессов создания и использования ВРП.
Замещение санкционных факторов производства (средств труда и предметов труда) является довольно сложной задачей в случае существенной международной кооперации некоторых видов регионального отечественного бизнеса. Для эксклавного региона это касается изменений относительно автосборочного производства, продуктов питания, электронного оборудования, механических устройств, средств наземного транспорта и их частей, комплектующих для сборки радиоэлектронного и компьютерного оборудования, а также ряда других компонентов (включая программное обеспечение). Следует иметь в виду, что стоимость объема импорта на территории области превышает размер экспорта (3,6 раза за 2021 год) [3], что говорит об отрицательном внешнеэкономическом балансе и подчеркивает необходимость особого рассмотрения для области санкционных ограничений в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. Реализация политики импортозамещения имеет для региона особо важное значение. К тому же необходимо учитывать
транспортную блокаду, что приводит к удорожанию доставки товаров на территорию региона для всех отраслей хозяйственного комплекса области (страны).
Если рассмотреть последовательно все основные воспроизводственные процессы и фазы создания и использования ВРП, то можно отметить следующие положения санкционного влияния.
Производство. Многочисленные воспроизводственные постоянно повторяющиеся процессы создания (производства) совокупного общественного продукта на территории региона практически во всех отраслях хозяйственного комплекса подвергаются определенной трансформации, которая вызывается удорожанием доставки сырья, материалов, комплектующих и других составляющих в хозяйственной деятельности. Процесс создания инвестиционных возможностей, необходимых объемов материальных благ и услуг, требуемых для существования, развития и обеспечения необходимого социально-экономического уровня жизнедеятельности региона, подвергается ужесточениям и ограничениям.
Учитывая значительную зависимость практически всех отраслей материального и нематериального производства (сферы услуг) региона от импортных товаров, работ и услуг (в различной степени), создание средств производства и предметов потребления из-за санкций будет вынуждено приводить к изменению производственной структуры региональной экономики. Это структурное изменение в свою очередь формирует новое строение и объем регионального продукта, которые будут способствовать преодолению негативного влияния санкций на социально-экономическое развитие региона. При этом данные преобразования будут взаимосвязаны и обусловлены всеми постоянно повторяющимися последующими фазами воспроизводственного процесса в регионе.
Распределение. Процесс постоянно повторяющегося разделения (расщепления) регионального продукта (например, организации системы налогообложения, формирования общественных фондов потребления, установления пропорций использования совокупного продукта на потребление и накопление) также подвержен трансформации в санкционных условиях. Изменение (ужесточение) условий доставки, производства и продажи товаров (с учетом вывоза) на территории эксклава формируют новую палитру системы распределительных отношений. Эти отношения должны по мере возможности сглаживать отрицательные последствия
санкций на состояние социально-экономического положения региона.
Данная фаза общественных отношений характеризуется проверкой прочности воспроизводственных процессов, готовности региональной экономической системы к наступлению рисковых событий. Сложившиеся распределительные отношения должны искать новые оптимальные соотношения движения стоимости регионального общественного продукта между агентами социально — экономической системы региона и федерального центра. При этом к выравниванию и нивелированию отрицательного влияния санкций должны привлекаться централизованные ресурсы общественных фондов, федерального центра (федеральный бюджет, фонд национального благосостояния и другие), требуется обеспечение выполнения социальных гарантий общества. Централизованные средства общественного продукта должны направляться на поддержку малого и среднего предпринимательства, поддержку рынка труда и непроизводственной сферы [1].
Большое внимание должно обращаться на обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам из регионального населения, несмотря на санкционные меры. Это требует дополнительной мобилизации централизованных средств общественного продукта в процессе его формирования и распределения. Основное значение в данном случае имеют централизованные резервные ресурсы общества (федерального центра), которые создаются для использования в чрезвычайных непредвиденных ситуациях экономического развития. Централизованные общественные фонды должны обеспечивать безусловное решение всех социальных задач и обязательств государства. Поэтому формирование и наличие оптимальных размеров резервных общественных фондов должны быть непременным условием грамотных распределительных отношений в обществе.
Обмен. Данная фаза воспроизводственного регионального процесса характеризуется постоянным движением материальных благ и услуг от одного экономического субъекта к другому. Она является формой общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен товаров, работ и услуг. При этом осуществляется смена форм стоимости (меновая, потребительная стоимость), производится возмещение затрат на производство товаров, работ и услуг. На этом этапе воспроизводственного процесса осуществляется реальный обмен составляющих регионального общественного продукта на основе
рыночных принципов и механизмов их купли и продажи.
Большое значение в данном воспроизводственном процессе имеет финансово-кредитная система государства. Санкционные меры в сфере банковского сектора России, а также деятельности финансово-кредитных учреждений требуют адекватного ответа на принятые ограничения в процессе обращения общественного продукта. Ограничения в области кредитования и расчетов временно замедлят всю систему воспроизводственных процессов в регионе. Этому отрицательному явлению также способствует замораживание денежных средств и активов отечественных производителей, физических лиц на счетах в зарубежных банках. Такая недружественная политика потребовала принятия адекватных мер по формам расчетов за товары, работы и услуги в национальных валютах, что сократило риски срыва платежно-расчетных процедур в процессе обмена.
Кроме того, обмен, как постоянно повторяющиеся процедуры купли-продажи товаров, работ и услуг в случае отключения от международных баковских систем расчетов теоретически лишится возможности использования единого эквивалента стоимости для осуществления всех воспроизводственных процессов создания продукта в рыночных пропорциях не только в регионе, но и за его пределами. Транзакции — это чисто техническая поверхностная часть глубинного воспроизводственного процесса, которая вмещает в себя содержание эквивалентности обменных операций при обращении товаров. Административное вмешательство (санкции) и затруднение процесса обмена (например, отключение российских банков от системы расчетов SWIFT) может затормозить скорость обращения общественного продута. Но данная мера обоюдоостро отразится на воспроизводственных процессах как внутри страны, так и за ее пределами.
Потребление. Данная фаза представляет собой последний постоянно повторяющийся этап последовательного общественного воспроизводства, за которым следует повторение производства и всех последующих фаз создания регионального общественного продукта. Процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей в случае санкционных ограничений сужает в определенной мере возможности использования материальных и духовных благ, которые должны возмещаться и административными, и рыночными мерами. Скорость замещения и качество предлагаемых на замену то-
варов, работ и услуг должны способствовать не только сокращению, но и расширению воспроизводственных процессов в регионе.
Фаза потребления обеспечивает две основные воспроизводственные функции — личное потребление и производственное потребление. Личное потребление материальных и духовных благ, а также услуг обеспечивает необходимые условия жизни семьи, человека, воспроизводство его способностей к труду. Потребление произведенных средств производства является производственным потреблением, что является непосредственным процессом производства, постоянно возобновляемым в дальнейших процессах воспроизводства общественного регионального продукта. Структура потребления, ориентированная на внутренние продукты производства, будет способствовать антисанкционному развитию региона.
Обсуждение
По мнению недружественных государств, принимаемые ими санкци-онные меры являются своеобразным наказанием независимой политики развития, которую проводит Россия на настоящем этапе своего становления. Если рассматривать диалектику данного явления (наказания) с другой стороны, то видна обратная часть логического содержания санкционных мер. Эта сторона заключается в проявлении обратного влияния выдвигаемых санкций на экономику тех стран, которые прибегают к наказаниям других государств. Сворачиваются международные экономические отношения, разрушаются логистические связи, которые в целом приводят к стагнации процессов воспроизводства в самих недружественных государствах. Расчет экономических потерь и приобретений от санкций со всех сторон может указывать разумные границы возможных запретительных мер экономического развития для государств, вводящих санкции для других стран.
Санкционные меры по сворачиванию бизнеса недружественных стран в регионе отчасти компенсируются передачей (или покупкой) иностранного бизнеса отечественными компаниям, что сохраняет воспроизводственные процессы с некоторой задержкой из-за юридического переоформления учредительной документации. Например, иностранные правообладатели часто торговали в России через свои «дочки», которые сейчас закрываются по политическим соображениям. Именно сейчас российский бизнес может занять их нишу на рынке. Антисанкционные
меры — это также легализация параллельного импорта, который позволяет сохранить логистические производственные связи и поддерживать необходимые процессы производства и обращения общественного продукта в регионе.
Заключение
Все рассмотренные фазы общественного воспроизводства и взаимозависимости, находящиеся под санкциями, требуют учета рассмотренных обстоятельств для государственного реагирования на нивелирование противодействия недружественных государств успешному региональному социально-экономическому развитию эксклавного региона страны. Санкционное общественное воспроизводство как специфическая форма социально-экономического развития должно быть самостоятельным объектом исследования региональной экономической науки. Системные научно обоснованные выработанные комплексные антисанкционные мероприятия будут способствовать сохранению качественных воспроизводственных процессов эксклавного региона страны.
Литература
1. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7-24.
2. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Проблемы импортозаме-щения в стратегиях развития российских регионов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 4. С. 24-41.
3. Калининградская областная таможня. URL: https://koblt.cus-toms.gov.ru/ (дата обращения: 10 декабря 2022 года).
4. Кешнер М. В. Экономические санкции в современном международном праве. М.: Проспект, 2015. 192 с.
5. Климова Н. И. «Экономика санкций» как область научных исследований: теоретические основы и положения // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-2. С. 357-361
6. Ключевые положения стратегии развития Калининградской области на период 2018-2028 годов. Москва, 2018, 321 с. URL: http://www.mirkin.ru/ (дата обращения: 10 декабря 2022 года).
7. Криничанский К. В. Политико-экономические аспекты фор-
мирования модели регионального развития в России. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 7(286). С. 2-12
8. Нуреев Р. М., Бусыгин Е. Г. Экономические санкции Запада и российские антисанкции: успех или провал? Journal of Institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 4. С. 6-27.
9. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия / сост. И. Н. Тимофеев, Т. А. Махмутов; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2018, 280 с.
10. Поляков Р. К., Дуров А. В. Развитие Калининградской области в аспекте формирования кластерных образований // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 12. С. 1929-1948.
11. Попадюк Н. К. Региональная политэкономия: ответ на вызовы глобального переформатирования индустриального мира // Инновационное развитие экономики. 2019. № 1. С. 123-132. URL: http://elib.fa.ru/art2019/bv238.pdf (дата обращения: 10 декабря 2022 года).
12. Региональная экономика / Под ред. В. И. Гришина, Г. Ю. Гагариной. Москва: КноРус, 2018. 560 с.
13. Санкции как фактор воспроизводства экономической системы. URL: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/ x91/18577/file/Razdel%2012.pdf (дата обращения: 10 декабря 2022 года).
14. Сидельникова И. И. Санкции: теоретические и исторические аспекты // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 708-711.
15. Урошлева А. Санкционная политика: «последствия режима» и перспективы экономического развития // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/article/1218559/ (дата обращения: 10 декабря 2022 года).
16. Черногор И. А. Санкции как фактор воспроизводства экономической системы: пять противоречий институтов импортоза-мещения // Символ науки. 2015. № 6. С. 172-174.
References
1. Ivanov O. B., Bukhvald E. M. Problems of import substitution in the development strategies of Russian regions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 4, pp. 24-41 (in Russian).
2. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Decrees of the President of the Russian Federation as an instrument of strategic goal-setting in the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 3, pp. 7-24 (in Russian).
3. Kaliningrad Regional Customs. Available at: https://koblt.customs. gov.ru (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).
4. Keshner M. V. Ekonomicheskie sankcii v sovremennom mezhdun-arodnom prave [Economic sanctions in modern international law], Moscow: Prospect, 2015, 192 p. (in Russian).
5. Klimova N. I. "Economics of sanctions" as a field of scientific research: theoretical foundations and provisions. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental research], 2016, no. 5-2, pp. 357-361 (in Russian).
6. Key provisions of the Kaliningrad Region development strategy for the period 2018-2028. Moscow, 2018, 321 p. URL: http://www.mir-kin.ru / (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).
7. Krinichansky K. V. Political and economic aspects of the formation of a model of regional development in Russia. Regional'naya eko-nomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and practice], 2013, no. 7(286), pp. 2-12 (in Russian).
8. Nureyev R. M., Busygin E. G. Western economic sanctions and Russian anti-sanctions: success or failure? Journal of Institutional studies (Journal of Institutional Studies), 2016, vol. 8, no. 4, pp. 6-27 (in Russian).
9. Politika sankciy: celi, strategii, instrumenty: hrestomatiya [The policy of sanctions: goals, strategies, tools: a textbook], comp. by I. N. Timofeev, T. A. Makhmutov; Russian Council for International Affairs (INF). Moscow: NP INF, 2018, 280 p. (in Russian).
10. Polyakov R. K., Durov A. V. The development of the Kaliningrad region in the aspect of the formation of cluster formations. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2017, vol. 18, no. 12, pp. 1929-1948 (in Russian).
11. Popadyuk N. K. Regional political economy: response to the challenges of global reformatting of the industrial world. Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2019, no. 1, pp.123-132. Available at: http://elib.fa.ru/art2019/bv238.pdf (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).
12. Regional'naya ekonomika [Regional economy], ed. by V. I. Grishin, G. Y. Gagarina. Moscow: KnoRus, 2018. 560 p.
13. Sanctions as a factor of reproduction of the economic system. Available at: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/ x91/18577/file/Razdel%2012.pdf (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).
14. Sidelnikova I. I. Sanctions: theoretical and historical aspects. Molodoy uchenyi [Young scientist], 2016, no. 9 (113), pp. 708-711 (in Russian).
15. Uroshleva A. Sanctions policy: "consequences of the regime" and prospects for economic development. Available: https://www.ga-rant.ru/article/1218559 (accessed: 10 December, 2022) (in Russian).
16. Chernogor I. A. Sanctions as a factor of reproduction of the economic system: five contradictions of import substitution institutions. Simvol nauki [Symbol of science], 2015, no. 6, pp. 172-174 (in Russian).