Научная статья на тему 'Политическая борьба в Швеции по аграрному вопросу и смежным вопросам во второй половине XVIII в'

Политическая борьба в Швеции по аграрному вопросу и смежным вопросам во второй половине XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КРЕСТЬЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ / "ЭРА СВОБОД" / КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС / КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЫБОРНЫЕ / ДВОРЯНСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ / "AN ERA OF FREEDOM" / AN AGRARIAN POLICY / COUNTRY ESTATE / LOCAL SELF-MANAGEMENT / PARLIAMENTARY SESSION / A COUNTRY QUESTION / COUNTRY ELECTIVE / NOBILIARY OPPOSITION / AGRARIAN REFORMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметшина Р. Н.

Показаны формы крестьянской борьбы на местном и общегосударственном уровне в защиту своих интересов в ходе проведения буржуазных аграрных реформ, которые способствовали сохранению шведского крестьянства различного достатка как класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL STRUGGLE ON AN AGRARIAN QUESTION AND ADJACENT QUESTIONS IN SWEDEN IN SECOND HALF OF XVIII CENTURIES

Forms of country struggle at a local and nation-wide level in protection of the interests during carrying out of bourgeois agrarian reforms, which promoted preservation of the Swedish peasantry of a various prosperity as a class, are shown.

Текст научной работы на тему «Политическая борьба в Швеции по аграрному вопросу и смежным вопросам во второй половине XVIII в»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

УДК9 (И)3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ШВЕЦИИ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

© 2009 Р.Н. Ахметшина

Оренбургский государственный педагогический университет

Поступила в редакцию 26.06.2009

Показаны формы крестьянской борьбы на местном и общегосударственном уровне в защиту своих интересов в ходе проведения буржуазных аграрных реформ, которые способствовали сохранению шведского крестьянства различного достатка как класса.

Ключевые слова: аграрная политика, крестьянское сословие, местное самоуправление, парламентская сессия, "эра свобод", крестьянский вопрос, крестьянские выборные, дворянская оппозиция, аграрные реформы.

Середина XVIII века - это пора первой постановки крестьянского вопроса в общественно-политической жизни Европы. В аграрном развитии Швеции середина XVIII века также стала существенным рубежом. Финансовая, сословная и собственно аграрная политика шведских властей, включая первый этап межевых реформ, определялась и проводилась под воздействием весьма разных факторов: самой королевской власти (после 1772 г.), интересов дворян-помещиков, государственных служащих - офицеров и чиновников, имущего крестьянства и обоих других податных сословий - горожан и духовенства, с их немалыми землевладельческими интересами, наконец, под влиянием экономической конъюнктуры (определявшейся в значительной мере еще природными факторами) и международного положения страны (войны!). Иными словами, указанная политика была отражением борьбы различных общественных сил, как, впрочем, и в других европейских странах.

Подобно большинству западноевропейских стран, борьба вокруг сельского хозяйства и землевладения и ренты велась в столице и на местах, принимая формы крестьянских стихийных выступлений, судебных тяжб, чиновных препирательств или тайных сговоров. Борьба эта уже и осмысливалась общественным сознанием в публицистике, в ученых трактатах и парламентских прениях. При этом, часть шведских публицистов уже выступала в защиту не только крестьян, но и бесправных батраков, что было важным сдвигом по сравнению с почти исключительно приклад-

Ахметшина Рауза Набиуловна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории. Тел. (8-3532) 52-07-26

ной литературой по сельскому хозяйству в первой половине XVIII в. Передовая публицистика во второй половине века уже восприняла идеи естественного права, физиократизма англо-французского Просвещения.1

Швеция принадлежала к числу немногих, где уже давно и регулярно собирался сословный парламент. Далее, страна была единственной европейской страной, где в сословном парламенте было отдельно представлено, в качестве его четвертого сословия, или курии, крестьянство. Пусть это было не всё крестьянство, но лишь, во-первых, имущее, обеспеченное землей, во-вторых, крестьяне податные и коронные.

Судя по сохранившимся от части депутатов посмертным описям имущества, большинство крестьянских парламентариев принадлежало к наиболее зажиточной верхушке крестьянства, однако четверть депутатов, судя по описям, не отличалась в имущественном отношении от прочих крестьян своей местности. В течение всего XVIII в. (с 1710 г.) более половины крестьянских депутатов были дебютантами на соответствующих сессиях, а во второй половине века -даже более двух третей. Только 10-15% всех крестьянских депутатов участвовали в трех и более сессиях. Тем не менее, исследователь крестьянского сословия в риксдаге Э. Александерссон считает преемственность все же значительной, позволявшей депутатам выступать в риксдаге с бульшим весом, напором, знанием дела.2

Другой шведский исследователь, Р. Ульссон, в итоге изучения порядка выборов в крестьянское сословие риксдага приходит к таким выводам: вплоть до начала 60-х годов XVIII в. оказалось вполне достаточно сравнительно простых

и кратких указаний, какие были в начале "эры свобод" сделаны насчет выборов крестьянских депутатов риксдага. Крестьянство на местах еще почти не было затронуто политическими распрями, и председатель уездного суда (^rads^vding) по-прежнему и патриархально руководил выборами. С обострением же партийной борьбы возникло множество вопросов и нареканий насчет порядка выборов. Последнее десятилетие "эры свобод" стало поэтому вехой в истории крестьянского сословия риксдага. Опыт выборов 1765-66 гг. дал толчок сословию к принятию на следующей сессии, в 1769-70 гг. решения о подготовке особого положения о выборах (valordning) для своего сословия. Споры и злоупотребления при выборах 1769 и особенно 1771 гг. сделали эту разработку настоятельно необходимой. Соответствующий проект (f^slaget till valordning) отвечал на все возникшие за предшествующее десятилетие вопросы и доказал, что крестьянское сословие уже было способно создать твердые нормы для своих выборов. Однако переворот 1772 г. на время прервал дальнейшее конституционное развитие Швеции. Тем не менее, полвека участия в парламентской работе изменили взгляд шведского крестьянского "актива" на государственное устройство своей страны, излечило от наивного монархизма. Вообще, "эра свобод" имела исключительное значение для политического воспитания крестьянского сословия.3

Не вдаваясь в порядок работы сословного риксдага - до и после государственного переворота 1772 г., - скажем лишь самое необходимое. Крестьянское сословие само выбирало своего председателя - тальмана (англ. - спикера) до 1772 г., позже его назначал король. Секретарь сословия назначался, но не навязывался крестьянам против их воли. Крестьянское, как и все сословия, заседало на время сессии отдельно, совместные заседания четырех сословий бывали крайне редко. При голосовании внутри сословий действовало правило "один человек - один голос", но решения всего риксдага принимались большинством сословий: 3 к 1. Однако, в вопросах сословных привилегий, а с 1766 г. и в вопросах конституционных (основных законов) требовалось согласие всех четырех сословий. Новый налог (bevillning) не мог быть навязан крестьянству, как и любому другому сословию, против его воли.4

Состав крестьянского сословия риксдага становился во второй половине XVIII в. все более крестьянским. Власти меньше прежнего вмешивались в ход выборов на местах, в выборы депутатами членов различных депутаций, комитетов

и комиссий. Крестьянские депутаты сами проявляли инициативу в постановке новых вопросов, блокировались с другими сословиями, вносили совместные с ними политические предложения. И в этом отношении шведское крестьянство оказалось в исключительном положении по сравнению с крестьянами едва ли не всех европейских стран изучаемого периода.5 Наряду с риксдагом и уездным судом, важным правовым оплотом крестьянских интересов все еще служили, частично смыкаясь между собой, церковный приход и его фактическое подразделение - деревенская община.

В наиболее устойчивую пору правления партии "шляп" - с конца 40-х и в 50-е годы -крестьянское сословие во главе с тем же Улофом Хоконссоном в целом шло на поводу у правительства, соглашаясь на очередные чрезвычайные налоги, выросшие в годы Семилетней войны (с участием Швеции). Правительство, со своей стороны, согласилось на некоторые давние пожелания крестьянского сословия, а именно на беспрепятственное дробление надельной земли, хеммана, между родственниками или иными совладельцами. И, хотя вопрос о межевой реформе был подготовлен стараниями просвещенных чиновников во главе с Якобом Фагготом, он был впервые поставлен на сессии риксдага, а именно в 1751-52 гг., крестьянскими депутатами во главе с Хоконссоном.6 На следующей сессии, в 1755-56 гг., крестьянское сословие, после некоторых колебаний, согласилось с тем важным принципом, чтобы голос одного сельского хозяина - члена общины - был достаточен для принятия решения о разверстании чересполосных земель. Вообще аграрно-политические в узком смысле мероприятия оставались вплоть до конца "эры свобод" вне партийной борьбы, вновь обострившейся на рубеже 50-60-х годов. И в пропаганде правящих "шляп", и в программных оппозиционных выступлениях "колпаков", несмотря на поворот последних в сторону финансовых и хозяйственных реформ, собственно аграрных пунктов не было.7 Шведский исследователь Г. Сюндберг вообще считает, что до 1765 г. экономические интересы и точки зрения находились вне собственно партийной политики.8

В рассматриваемый период политическая школа для верхушки крестьян, т. е. участие в работе сословного риксдага "эры свобод", уже приносила плоды в виде возросшей активности, дисциплинированности, грамотности и гибкости (тактичности) крестьянских депутатов. Именно они в 1761 г., исподволь побуждаемые группой депутатов от городков Севера, предло-

жили присвоить желанные стапельные права городам ботнического побережья. На следующей сессии 1765 г. вокруг этого требования объединились постепенно все сословия, тем способствуя ослаблению могущества кучки привилегированных столичных купцов-экспортеров - давних сторонников и баловней правящих "шляп" - и содействуя косвенно поражению самих "шляп" и приходу к власти соперничающей политической группировки "колпаков", или "младших колпаков".9

На последней парламентской сессии "эры свобод" - в 1771-72 годах - крестьянское сословие выступало, как правило, совместно с двумя другими податными сословиями, добиваясь существенного ограничения дворянских привилегий и расширения своих собственных (для чего в риксдаг в 1771 г. был внесен особый "Проект привилегий крестьянского сословия"), а также общих прав всех зажиточных недворян, гордо именовавших себя псевдостароскандинавским термином "одальманы", "сословие одальманов" (odalstеndet).10 Составители этих важных документов черпали свои общие идеи из тогдашней шведской просветительской публицистики. Главным требованием крестьян было расширение их поземельных владельческих прав до объема поземельной собственности дворян, в частности прекращение конфискации податных участков за недоимки. Из политических требований главным был допуск крестьян в секретный комитет риксдага. Требования эти, не будучи революционными, все же были нацелены против сословного неравноправия, т. е. объективно - на подрыв феодально-сословного строя.

Антидворянское выступление податных сословий в 1771-72 гг., имевшее некоторые признаки революционного подъема, потерпело бескровное поражение: озлобленное и встревоженное дворянство поддержало молодого короля Густава. Король, арестовав в августе 1772 г. правительство "колпаков", объявил партийные группировки распущенными и навязал риксдагу под дулами пушек и ружей новую, полуабсолютистскую конституцию. Крестьянское сословие, как мы увидим, больше других пострадало от переворота. Выполнение его главных требований откладывалось на неопределенный срок: запрещены были вновь и выкуп коронной земли крестьянами, и домашнее винокурение вместе с частичной водочной торговлей. Соответствующие настроения депутатов мужественно выразил тальман Ю. Ханссон на первом же после случившегося заседании сословия, в конце августа 1772 г. В его речи сквозило сдержанное недовольство, слова хвалы

были обращены к исконной шведской свободе, но не к монарху.11 Актив крестьянского сословия, политически наиболее сознательный, сожалел об утраченных свободах и с тревогой ожидал нового усиления дворянства в ущерб податным сословиям вообще, крестьянству в особенности, что и случилось в 70-х годах XVIII в.

У массы крестьян на местах вести о перевороте, пропагандистки окрашенные, сдобренные нападками на "могущество аристократии", на власть партий, породили, напротив, ложные надежды на ослабление дворянско-помещичьего гнета. Эти иллюзии сыграли свою роль в возникновении крестьянского движения в Халланде, Сконе и юго-восточной шведской Финляндии, т. е. в местах распространения барщинных имений и наиболее грубого дворянского произвола в 1772-73 и ближайших последующих годах. В отличие от крестьянских выступлений 1650-х или 1740-х годов новое движение было почти сплошь мирным, ненасильственным, исходило в основном от помещичьих держателей на землях высшей знати. Главными формами крестьянской борьбы были на этот раз подача коллективных жалоб властям и таких же судебных исков против помещиков, реже - отказ от выполнения повинностей (dagsverksstrejken).12 В отличие от предшествующих конфликтов, новое движение не вызывалось стихийными бедствиями или внешними потрясениями.13 Главным предметом крестьянских протестов было неограниченное увеличение отработок в предыдущие десятилетия. В области Халланд, исследованной лучше прочих, в коллективных действиях участвовало ок. 200 крестьян. Они действовали в известной мере организованно, имели постоянное руководство из 4-х человек, которые представляли крестьян в их обращениях к администрации и в суды, собирали деньги на оплату поездок и составления письменных актов и пр. Крестьянам, не умевшим, как правило, писать, помогали мелкие городские чиновники и торговцы. Жалобы и иски подавались от каждого имения в отдельности, но также и объединенные - от целой местности -на имя губернатора провинции или даже самого короля. Из Халланда, например, крестьяне пять раз снаряжали депутации в столицу, к королю. Итог был неблагоприятный - переадресовка ходоков в местные судебные инстанции.

Суды, со своей стороны, единодушно отклоняли крестьянские иски и поддерживали требование помещиков о сгоне арендаторов с их участков в наказание за невыполнение условленных повинностей. Апелляции в высшие судебные инстанции также были безуспешны, причем за "зло-

употребление" судебными исками крестьяне-истцы были наказаны месячным тюремным заключением и денежными штрафами. Затем следовал сгон с земли, нередко в присутствии вызванных к месту действия солдат. Сходно развернулись события - в соседней Сконе, хотя и без видимого согласования крестьянских действий в обеих областях. В отличие от одновременных волнений в юго-восточной Финляндии, столкновений с войсками в Сконе и Халланде не было.

Власти подозревали, что крестьян подстрекают противники нового режима, внутренние и даже внешние, и подозрения усилили тяжесть расправы с крестьянскими вожаками. Против них применили драконовское постановление 1743 г. (после "дальской пляски"!) о смертной казни за призыв - письменный или даже устный - к коллективным выступлениям. Густав III, несмотря на заявления в пользу крестьян перед своими ближайшими советниками, решительно взял сторону помещиков и ограничился помилованием приговоренных к смерти. Виновных в организации подачи коллективных жалоб и судебных исков осудили на порку розгами и многолетнее заключение в крепости. В 1776 г. были ужесточены меры наказания за насильственные действия батраков, торпарей и крестьян против их хозяев и объявлена наказуемой помощь писцов при подаче крестьянских жалоб на высочайшее имя, т.е. королю.

Вторая половина 70-х годов XVIII в. ознаменовалась важными экономическими реформами в раннелиберальном (антимеркантилистском) духе. Политически же крестьяне, как и прочие податные сословия, оставались пассивными. На первом риксдаге при новом режиме, как и на трех последующих, король сам назначил спикеров крестьянского сословия из числа тех депутатов, что уже проявили свою готовность к сотрудничеству с двором и с дворянами на риксдагах "эры свобод".14 Крестьянские депутаты в 1778-79 гг., меньше прежнего допускаемые в выборные органы урезанного в своих полномочиях риксдага, вынуждены были довольствоваться устроенными для них угощениями и развлечениями. Вместе с тем, они не примкнули и к оппозиционной дворянской группировке "патриотов", или "сельской партии" (lantpartiet), объединившей недовольных из бывших "колпаков" и особенно -"шляп" и возглавленной давним вождем последних престарелым графом Ферсеном старшим. Эта группировка крупных помещиков, купцов-экспортеров и мануфактуристов (т. е. та же социальная база, что у "шляп" 50-60-х гг.) была непосредственно озабочена сохранением парла-

ментского контроля над Банком сословий из опасения новых денежных потрясений. Этой цели оппозиционеры из "Рыцарского дома", т.е. дворянского сословия риксдага, достигли.15

На следующем риксдаге - 1786 г. - оппозиция в крестьянском сословии (как и в дворянском) выступила уже открыто. Возглавлял ее старый крестьянский парламентарий бывший "колпак" Йон Бенгтссон, перед которым совершенно пасовал верноподданный спикер сословия Нильс Свенссон.16 Главными пожеланиями крестьян были восстановление свободы винокурения, а также права на выкуп арендуемых коронных хемманов, решительно запрещенного в 1773 г. Король не уступил и вследствие этого потерпел свое крупнейшее внутриполитическое поражение: сословия отклонили новый денежный сбор, предложенный правительством взамен взятия короной на себя сбора продовольствия и подвоза поселенных солдат к месту сбора (эта повинность - так наз. passevolans - лежала на содержавших такого солдата крестьянах). Вопрос так и не был решен на этой сессии, знаменательно - и крайне редко в феодальной Европе - было политическое сотрудничество между оппозиционным крестьянством и дворянством против правительства. Сотрудничество это проявилось в письменной петиции всех сословий с просьбой пересмотреть введенные Густавом III стеснения свободы печати.17 Предпосылкой такого межклассового сотрудничества была принадлежность депутатов - дворян и крестьян - к числу землевладельцев.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ingers E. och Carlsson S. Bonden i svensk historia. Stockholm, 1943-1956. II. S.498. etc;

2 Op. cit. P. 33, 226, etc

3 Olsson R. Riksdagsmännavalen till bondeständet under den senare delen av frihetstiden (1740-1772) Lund, 1948. S. 124-125.

4 Alexandersson E. Op. cit. P. 56 etc.

5 Cp. Carlsson S. Bondeständet i Norden under delen av 1700 -talet. // Scandia. 1948. B. XIX. H. 2. S.195-213.

6 Op. cit. II. P. 263 etc, 286 etc.

7 Cp. Olsson G. Hattar och mössor. Studier över partiväsendet i Sverige 1751-62. Göteborg, 1963, S.S.95, 241. 269 etc. 279 etc., 282, 295, 317.

8 Sundberg G. Partipolitik och regionala interessen 1755-1766. Studier kring debottniska handelstvängets hävande. Uppsala, 1978.

9 Sundberg G. Op. cit. P. 43. 113-115; в предшеств. литературе см. Kämpe A. Op. cit. II. P. 231 etc.; Кан А.С. Царская дипломатия и борьба партий в Швеции на исходе "эры свобод" // Скандинавский сб., Таллин, 1963. Т. VI. С. 99-117.

10 Alexandersson E. Op. cit. Kap. VI.

11 Olsson R. Riksdagsmannavalen till bondeständet, S. 124-125; Alexandersson E. Op. cit. P. 206-208.

12 Smedberg S. Frälsebonderörelser i Halland och Skane 177276. Stockholm, 1972-1976.

13 Utterström G. Jordbrukets arbetare, II. S. 435 (сводка неурожайных лет).

14 Alexandersson E. Op. cit. P. 210.

15 Hallesvik S. Axel von Fersen och gustaviansk politik 1771-1779. Göteborg, 1977, S.247-251; Ingers E. Op. cit. I. P. 342 etc.

16 Op. cit. II. P. 352 etc; Carlsson S., Svensk historia. Stockholm, 1961, II. S. 225.

17 Carlsson. S. Op.cit. II. P. 226.

POLITICAL STRUGGLE ON AN AGRARIAN QUESTION AND ADJACENT QUESTIONS IN SWEDEN IN SECOND HALF OF XVIII CENTURIES

© 2009 R.N. Ahmetshina

Orenburg State Pedagogical University

Forms of country struggle at a local and nation-wide level in protection of the interests during carrying out of bourgeois agrarian reforms, which promoted preservation of the Swedish peasantry of a various prosperity as a class, are shown.

Keywords: an agrarian policy; country estate; local self-management; parliamentary session; "an era of freedom"; a country question; country elective; nobiliary opposition; agrarian reforms.

Rauza Ahmetshina, Doctor of History, Professor at the General History Department. Tel. (8-3532) 52-07-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.