Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2
имеют правовые основы и правовое оформление. Любые изменения социальных обязательств государства могут происходить либо благодаря принятию нового закона, либо на основании действующего законодательства.
В контексте российской действительности все эти проблемы звучат несколько иначе. Условия жизни большинства современных россиян не достигают уровня жизни среднестатистического европейца, но информированность российских граждан в этом вопросе обусловливает повышение уровня притязаний в целом. Следует отметить, что ни в одной из известных классификаций типов социального государства современная Россия не упоминается. Она пока не квалифицируется современными учеными как социальное государство, а посему статью 7 Конституции Российской Феде-
УДК 34-055.2 (470.440) (09)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
(на материалах Саратовской области)
Л.Е. Васильева
Саратовский государственный университет, кафедра истории государства и права E-mail: [email protected]
В статье показан процесс участия женщин в СССР в послевоенные годы в политической жизни страны и Саратовской области. Однако отмечается, что высокий образовательный уровень женщин мало влиял на их представительство в партийных органах. В послевоенные годы было издано много постановлений, директив по выдвижению женщин на работу в партийные, советские, профсоюзные органы, однако недостаточный контроль за их выполнением, недоверие к способностям женщин со стороны мужчин-руководителей приводили к игнорированию этих постановлений, вследствие чего женщин было мало на руководящих должностях, к тому же их властные полномочия оставались чисто номинальными.
Ключевые слова: политическая активность, равноправие мужчин и женщин, права женщин.
Political Activity of Women in the USSR in Post-war Years (on materials of the Saratov Area) L.E. Vasileva
In clause process of participation of women during the considered{examined} period in a political life of the country and the Saratov area is shown. However it is marked, that the high educational level of women influenced their their representation in party bodies a little. In post-war years many decisions have been issued, instructions on promotion of women for work in the party, Soviet, trade-union bodies, however the insufficient control over their performance, mistrust to abilities of women on the part of men - heads resulted in ignoring these decisions owing to what women was a little on supervising posts, same their imperous powers remained only nominal.
Key words: political activity, equality of men and women, rights of women.
рации на сегодняшний день можно считать лишь программным требованием, реализация которого предполагается в будущем.
Примечания
1 Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты. М., 2006. С. 280-281.
2 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лу-кашева. М., 2003. С. 159.
3 Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000.
4 См.: СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2118. Европейская социальная хартия Российской Федерацией еще не ратифицирована.
Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1990. С. 276.
Для обеспечения провозглашенного равенства мужчин и женщин в политической сфере советское государство должно было решить ряд задач, среди которых достаточно острой было достижение равного представительства женщин и мужчин в государственных органах власти.
Формально равные с мужчинами политические и иные права женщинам обеспечило новое законодательство - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (один из первых документов советской власти), а также советские Конституции 1918, 1924 и 1936 гг.1 Проследим, как реализовывались данные принципы на практике.
В 1920-1930-е гг. в Советском Союзе сложилась политическая система, основу которой составляла коммунистическая партия, являвшаяся до конца 1980-х гг. единственной политической организацией в стране. Главным показателем социальной активности советских людей являлось их членство в рядах КПСС (это относилось и к женской части населения страны).
В годы Великой Отечественной войны женщины тыла взяли на себя значительную долю мужской работы. Это сказалось и на возросшем притоке представительниц слабого пола в партию. Так, произошло количественное увеличение численности женщин в Саратовской областной парторганизации более чем в 2.5 раза2. При этом возрос и удельный вес женщин в составе коммунистов области - с 17.1% в 1941 г. до 30.6% в 1945 г.
Однако эти успехи оказались относительными, поскольку упрощенные в период войны
© Л.Е. Васильева, 2008
Л.Е. Васильева. Политическая активность женщин в СССР в послевоенные годы
требования к людям, принимаемым в партию, обеспечили количественный прирост ее членов, но понизили качественный уровень их политического сознания. Эта проблема касалась не только рядовых коммунистов, но и функционеров ВКП(б)3. Низкий общеобразовательный уровень, несомненно, не лучшим образом отражался на партийной работе женщин.
Исходя из сложившейся ситуации, руководство компартии поставило задачу не форсировать темпы роста численности ее членов, в том числе и за счет женщин, а потребовало сосредоточить главное внимание на воспитании коммунистов, как указывалось в Постановлении ЦК ВКП(б) «О росте партии и о мерах по усилению партийно-организационной работы с вновь вступившими в ВКП(б)» от 26.07.1946 г.4 Впоследствии это было закреплено и в решениях XIX съезда ВКП(б) - КПСС (октябрь 1952 г.). В унисон им звучало и совместное постановление Саратовских обкома и горкома от 27.08.1946 г., которое предписывало бороться с механической вербовкой в партию, предостерегая от огульного зачисления всех (в том числе и женщин), кто подал заявление о приеме5. Спустя два года VI областная партийная конференция (20-22 марта 1948 г.), среди делегатов которой было 23% женщин, вновь затронула проблему численного увеличения ВКП(б). Как отмечали участники конференции, назрела необходимость не форсировать дальнейший рост ее рядов, а развернуть политическое просвещение своих членов, поскольку, как признавалось, «в конце концов, качество важнее количества»6.
С целью реализации поставленных задач была проведена работа по очищению рядов ВКП(б), которая дала следующие результаты: 67% всех коммунистов, исключенных из партии в 1946 г., оказались людьми, вступившими в нее именно в годы войны7.
Все эти решения и мероприятия отразились и на количестве женщин, принимавшихся в дальнейшем кандидатами в члены партии. Так, среди принятых после окончания войны в кандидаты удельный вес женщин неуклонно сокращался8. Эта тенденция была характерной и для страны в целом на протяжении послевоенного десятилетия9. Изменения в СССР наступили лишь со второй половины 1950-х гг., когда за десятилетие удельный вес женщин-членов партии увеличился с 18.4 до 24.6%10. В Саратовской области за тот же период произошло увеличение с 22.7 до 31.4%11. Однако их доля среди коммунистов за это время увеличилась незначительно - с 18.7 до 20.6%12. И это при том, что они составляли 55% населения страны. Исследователь Н.П.Отке связывает этот факт с тем, что в послевоенные годы наиболее активный отбор в партию шел в первую очередь в наиболее значимых для выполнения планов и задач пятилеток отраслях: тяжелой индустрии, строительстве, транспорте, в которых числен-
ность женщин среди работавших была меньше, чем мужчин13.
Возможно, также это связано с возрастанием численности мужчин-коммунистов в связи с демобилизацией последних из армии и с этим фактом нельзя не согласиться14. Однако влияние на рассматриваемые процессы, помимо указанного, оказали целый ряд факторов, в том числе решения партийных органов о более тщательном подходе к приему новых членов.
Одной из серьезных трудностей, с которой в рассматриваемый период пришлось столкнуться областной парторганизации, была проблема дисциплины и ответственности ее членов. В деле приема в КПСС обком старался руководствоваться указаниями XIX съезда партии: «Продолжать улучшение качественного состава партии, не допускать погони за количеством, а сосредоточиться на повышении политического уровня и марксистской закалки членов и кандидатов партии...»15.
В отношении отдельных кандидатов был решен вопрос о нецелесообразности их дальнейшего пребывания в партии16. Одной из причин исключения был отрыв от парторганизации, неучастие в партийной жизни. С другой стороны, большинство женщин - кандидатов в члены партии - не имели для этого свободного времени, поскольку были заняты на производстве и в семьях. Сказывался и недостаток образования. Таковы косвенные причины, по которым женщины исключались из партии.
Как уже отмечалось, доля женщин в рядах ВКП(б) - КПСС на протяжении всего двадцатилетнего периода была ниже, чем мужчин, и колебалась в пределах 20-30%. Но в отличие от мужчин, представительницы слабого пола, как оказалось, были более стойкими и дисциплинированными коммунистами: в 1952 г. за различные нарушения из партии было исключено в Саратовской области 612 человек, из них 74 женщины (12%), в 1953 г. - 755 человек, из них 54 женщины (7%)17.
Любопытным является тот факт, что существовали и специфичные причины исключения мужчин, с одной стороны, и женщин, с другой. Это подтверждается многочисленными документами Саратовского обкома КПСС (протоколами собраний, совещаний и т.д.). Они свидетельствуют, что основными причинами исключения женщин были: нарушения Устава ВКП(б), нежелание изучать историю партии, посещение церкви, сокрытие компрометирующих данных о своих родителях и других членах семьи, а мужчин - расхищение государственной и колхозной собственности и очень часто пьянство и недостойное поведение в быту18.
Большую озабоченность у руководства областной организации вызывал процент женщин среди представителей номенклатуры. Вслед за VI и VII пленум обкома ВКП(б) (22-24.11.1951 г.) уделил большое внимание проблемам ошибок при подборе партийных и хозяйственных руко-
Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 2
водящих кадров. Выступая на пленуме, первый секретарь обкома Г. А. Борков отмечал: «Мы очень часто проявляем недопустимую терпимость к провалам и ошибкам в работе тех или иных руководителей. Часто случается так: провалился человек на одном деле, сняли его с работы, а затем начинаем подбирать ему новую работу, подчас не меньшую той, которую он уже провалил. Некоторые работники привыкли к этому и чувствуют себя как рыба в воде...»19. Возможно, многие управленцы, как считал исследователь М.В. Во-сленский, не волновались, будучи убежденными, что их принадлежность к номенклатуре является неотчуждаемой и пожизненной20. Но в основном это были мужчины.
Руководители обкома, райкомов и горкомов не создавали необходимого резерва на выдвижение из представительниц слабого пола. В частности, VII пленум Саратовского обкома КПСС констатировал: «Особое место в этом деле должна занимать постоянная забота о выдвижении на руководящую работу женского актива, так как у нас на руководящей работе мало женщин. Всего 11.3% женщин насчитывается на должностях, входящих в номенклатуру обкома. Никак не можем мы преодолеть в этом деле косность и рутинерство, все чего-то боимся, чего-то опасаемся»21. Итоги пленума были обсуждены на районных и городских собраниях партийного актива, где, как свидетельствовали многочисленные факты, существовал так называемый «незаменимый мужской актив», состоявший из людей в большей степени недостойных и скомпрометировавших себя на руководящей работе, но передвигаемых на другие должности. В то же время женщинам - достойным работникам, состоявшим в партийном резерве, практически не было возможности продвинуться по служебной лестнице22.
Незначительное количество женщин среди слушателей партшколы, а также среди резерва на выдвижение на руководящую работу не могло не отразиться и на их численности в руководящем составе. Анализ общего количества партийных номенклатурных должностей в период середины 1940-х - середины 1960-х гг. свидетельствует о том, что уже в начале 1947 г. выдвижение женщин на руководящую партийную работу резко сократилось и их доля среди номенклатурных работников составила 11%23. В дальнейшем удельный вес женщин среди руководящих областных, районных, городских партийных работников номенклатуры сокращался и составил на 01.01.1950 г. 8,7%24. Слабое привлечение женщин к управленческой деятельности отмечал и В.И. Павлов, как явление, характерное для страны в целом и для Нижневолжских областей в частности, где к 1953 г. из 500 секретарей горкомов и райкомов было только 60 женщин.
Серьезные проблемы с кадрами, в том числе руководящими, существовали в сельской местности. Исходя из постановления сентябрьского
пленума ЦК КПСС 1953 г. «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства», на проходившем 22-24 сентября 1953 г. пленуме обкома КПСС были отмечены серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством и намечены меры к их устранению. В частности, была проведена мобилизация трудящихся города на работу в деревню, в том числе управленческую. Однако по решению бюро Саратовского обкома укрепление этих должностей кадрами планировалось провести за счет сокращения количества женщин на этих постах и увеличения мужского представительства25, что находилось в противоречии с постановлениями центральных партийных и государственных органов. Поэтому в Постановлении бюро Саратовского обкома КПСС от 19.01.1955 г. «Об итогах обмена партийных документов и статистический отчет о составе областной партийной организации за 1954 г.» вновь отмечалось неудовлетворительное выполнение некоторыми райкомами партии области указаний сентябрьского (1953 г.) и февральско-мартовского (1953 г.) Пленумов ЦК КПСС об усилении политико-воспитательной работы среди колхозников, рабочих МТС и совхозов, особенно среди женщин. Указывалось также, что не проявлялась должная забота об организационном укреплении первичных парторганизаций колхозов как за счет приема в партию лучших колхозников, в том числе женщин, так и за счет посылки коммунистов-служащих на постоянную работу в колхозы26.
Исследуемый период является сложным и противоречивым временем в общественнополитическом и экономическом развитии страны. Со второй половины 1950-х гг. началась эпоха, которая дала толчок к оживлению и демократизации общественной жизни. Однако, несмотря на многочисленные партийные постановления, количество женщин в составе областной партийной организации практически не изменялось, число женщин среди работников обкома, а также городских и районных комитетов партии оставалось небольшим27.
ЦК КПСС в своем обращении к советским женщинам 8 марта 1963 г. призвал партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы смелее выдвигать женщин на руководящую работу, больше внимания уделять проблемам женщины-труженицы, женщины-матери, оберегать равноправие, честь и достоинство советской женщины28, однако по-прежнему выдвижение женщин на руководящую партийную работу встречало серьезные трудности. Недооценка женщин как руководителей являлась следствием недопонимания отдельными руководящими органами и работниками политики партии в отношении женщин.
Итак, в рассматриваемый период женщины старались активно участвовать в политической жизни Саратовской области и страны в целом. Все это происходило на фоне того, что за годы войны
62
Научный отдел
Л.Е. Васильева. Политическая активность женщин в СССР в послевоенные годы
демографическая ситуация в СССР претерпела серьезные изменения: сократилась численность населения, изменился его возрастной и половой состав. Женщины стали наиболее многочисленной группой взрослого трудоспособного населения страны. Соответственно привлечение их к активной политической деятельности (впрочем, как и к любой другой) было не только неизбежным, но и насущно необходимым, повысился общеобразовательный и профессиональный уровень самих женщин. Участие женщин в общественно-политической жизни страны имело ряд особенностей. Руководство ВКП (б) неоднократно настойчиво требовало от всех партийных, советских и государственных организаций увеличивать представительство женщин. Свидетельством этому служат директивы партийных и государственных органов за разные годы. Данная политика не может быть охарактеризована как исключительно демагогическая (хотя этот элемент преобладал). На протяжении всего рассматриваемого периода от всех низовых структур поступали отчеты о выполнении принятых решений, однако на самом деле представительство женщин в партийных, советских, профсоюзных органах (и особенно на руководящей работе) было незначительно. Происходило это потому, что местные органы власти игнорировали выполнение решений, принимаемых наверху, так как не было установлено контроля, проверки выполнения. Работа с женщинами носила компанейский характер - на первых порах принятые решения выполнялись, а прошло время - все затихало.
Одним из наиболее существенных недостатков было недопущение женщин к руководящим должностям. В послевоенный период вернувшиеся с фронта мужчины потеснили женщин с должностей, которые последние занимали в годы войны. В 1950-1960-е гг. женщин неохотно продвигали по служебной лестнице. Это пытались объяснить, в частности, отсутствием у них необходимого опыта руководящей работы. Находился ряд других отговорок. Как нам кажется, дело заключается в стереотипе, который можно выразить в формуле «не женское это дело». Сформировавшийся в предшествующее время, он не мог быть преодолен за несколько десятилетий.
Таким образом, несмотря на то что партийными органами власти провозглашались лозунги об активизации роли женщин, но реальных условий (в том числе социальных, экономических) для этого не создавалось. Как свидетельствуют факты, женщины были мало представлены в руководстве партийных организаций, что характерно не только для Саратовской области, но и для страны в целом, к тому же они присутствовали во властных структурах отнюдь не как представители и выразители интересов женского населения страны, а как под-
тверждение идеологического мифа о советской политической системе, в которой предусмотрены гарантии прав всех групп и слоев населения. Таким образом, при всей реальности фактического присутствия женщин в составе партийных органов их властные полномочия оставались чисто номинальными.
Примечания
1 См.: Конституция РСФСР 1918 г.; Конституция СССР 1924 г.; Конституция СССР 1936 г. // Советские Конституции. Справочник. М., 1963. С. 265.
2 См.: Саратовская областная организация КПСС в цифрах и документах. 1917-1981. Саратов, 1983. С. 103-104.
3 См.: ЦДНИСО, ф. 594, оп. 2, д. 302, л. 3об.
4 См.: КПСС в резолюциях и решениях: В 15 т. М., 1986. Т. 6. С. 155.
5 См.: ЦДНИСО, ф. 594, оп. 1, д. 4839, л. 4; д. 4683. л. 27-28, 29, 31.
6 Там же. Оп. 2, д. 462, л. 62, 63, 65.
7 См.: Там же. Оп. 1, д. 4839, л. 32(об.).
8 См.: Саратовская областная организация КПСС. С. 48.
9 См.: Книжка партийного активиста. М., 1978. С. 44.
10 См.: Там же.
11 См.: Саратовская областная организация КПСС. С. 41.
12 См.: Книжка партийного активиста. С. 33.
13 См.: ОткеН.П. Исторический опыт решения женского вопроса в условиях многонационального государства // Деятельность КПСС по повышению роли женщин в строительстве коммунизма. М., 1980. С. 98-102; ЦДНИСО, ф. 594, оп. 1, д. 468, л. 27-28, 29, 31.
14 См.: Моисейченко Л.А. Укрепление партийных организаций Нижнего Поволжья в годы четвертой пятилетки. (1946-1950 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1983. С. 75.
15 КПСС в резолюциях. Т. 6. С. 341-383.
16 См.: ЦДНИСО, ф. 594, оп. 2, д. 2887, л. 87-88, 89-91.
17 См.: Там же. Д. 2626.76.
18 См.: Там же. Д. 3182, л. 70-71; д. 3184, л. 55-56; д. 2225, л. 23.
19 Там же. Оп. 2, д. 1698, л. 24.
20 См.: Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991. С. 130-133, 161.
21 ЦДНИСО, ф. 594, оп. 2, д. 1698, л. 24, 30.
22 См.: Там же. Д. 2165, л. 16-17.
23 См.: Там же. Оп. 2, д. 416, л. 119; д. 84, л. 85.
24 См.: Там же. Д. 1034, л. 31, 113.
25 См.: Там же. Д. 3255, л. 211.
26 См.: Там же. Д. 3182, л.31-32.
27 См.: Там же. Д. 4046, л. 29.
28 См.: К советским женщинам // Правда. 1963. № 67(16288). 8 марта. С. 1.