Политехнический музей: форма и содержание
Г.Н.Черкасов, Д.А.Чистяков
В отличие от музеев изобразительного искусства, исторических, краеведческих, мемориальных и прочих, выполняющих образовательные, воспитательные и культурологические функции, музеи науки и техники, или политехнические, отражают процесс инновационного развития общества и занимают определенное место в цепочке школа - наука - промышленность - техническая культура. Поскольку такие музеи могут называться по-разному - музеи науки, науки и техники, политехнические и даже носить имена собственные (например, музей NEMO в Амстердаме), условно назовем их ПТН.
Инновационную деятельность отдельных регионов, государств или целых групп государств составляют изобретения, открытия. Новые изделия, продукты и технологии - все то, что обеспечивает развитие общества и его конкурентные преимущества.
Минэкономразвития Российской Федерации в рамках программы «Инновационная Россия 2020» нацеливает на создание в регионах страны современных музейных комплексов, посвященных научно-технической и инновационной деятельности и способствующих повышению интереса к ней общества.
Связь между наличием развитого музея ПТН и интенсивностью инновационной деятельности в том или ином городе при всей ее опосредованности, нелинейности и неоднозначности представляется сегодня очевидной.
Крупнейшим музеем ПТН считается Немецкий музей в Мюнхене. Возник он в 1903 году в подражание идее технического превосходства германской науки и промышленности. Мюнхенский музей является многопрофильным объектом, где представлены в развитии экспонаты более 40 отраслей промышленности. Экспозиционная площадь его составляет 55 тыс. кв. м, протяженность маршрутов для осмотра - 19 км. Музей имеет тесные связи с ведущими компаниями и предприятиями, дислоцированными в городе.
Корпорация Siemens перевела свой головной офис в Мюнхен из Берлина после его раздела. Здесь же находятся такие крупные фирмы, как BMW, Allianz, BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH, Hacker-Pschorr, MAN, Osram, Paulaner, Мюнхенская фондовая биржа. Мюнхенский технический университет входит в объединение технических университетов Германии TU9 и является одним из самых престижных ее вузов, Мюнхенский университет им. Людвига-Максимилиана подтверждает статус города как крупного университетского центра. Наличие грамотно устроенного музея ПТН создает определенный климат, способствующий развитию инновационной деятельности.
Изучение истории отдельных отраслей науки и промышленности, эволюции механизмов, станков, приборов и технологий от раритетных образцов до громадных объектов, представленных в макетах, например, автоматизированного кирпичного завода, атомной электростанции, межбаллистических ракет СССР и США, космической станции, способствует пониманию механизмов их построения, стимулирует творчество изобретателей.
Ниже приведен график заявок на изобретения в различных странах - важнейший показатель научно-технического уровня. Германия среди них занимает последнее место по общему количеству заявок и отстает, например, от США, Японии и Южной Кореи по количеству заявок на 1 млн. населения. Специалисты связывают падение научного уровня Германии с ее тоталитарно-нацистским периодом, когда многие ученые вынуждены были уехать из страны. Так, из-за абсурдных обвинений вышел из состава Прусской академии наук и уехал из страны А. Эйнштейн.
На примере мюнхенского музея ПТН как составной части научно-технического комплекса города можно проследить улучшение ситуации, связанное с развитием инновационных тенденций.
В графике представлены рейтинги стран по количеству поступивших заявок на изобретения в 2000-2012 годах и по числу выданных патентов за 2012 год.
Немецкий музей в Мюнхене. Фото Г.Н. Черкасова, 2006
Так, если в 2012 году в расчете на 100 тыс. населения в Японии приходилось в среднем 277 заявок на изобретения, в Южной Корее - 376, то в Германии - 93 заявки, но при этом одна только мюнхенская корпорация Siemens подала 156 заявок на 100 тыс. населения города. С учетом всех его научных учреждений эта цифра увеличивается многократно.
Количественный и качественный уровень инновационной деятельности напрямую зависит от состояния научно-технической культуры и, в частности, как можно предположить, от наличия музея ПТН.
Музеи ПТН существуют во многих крупных городах - значительных научных и промышленных центрах. Это Музей науки в Лондоне, Политехнический музей в Москве, Политехнический музей в Париже, Музей NEMO в Амстердаме, уже упоминавшийся Немецкий музей в Мюнхене, Музей науки и промышленности в Чикаго, Музей науки в Валенсии, Музей науки и техники в Милане, Музей науки и техники в Шанхае, Музей естественных наук Blau в Барселоне и др.
Как правило, музеи ПТН находятся в городах с населением свыше миллиона человек. Их создание и содержание - дорогостоящее мероприятие, требующее больших экспозиционных площадей, значительных (по высоте и ширине) зальных пространств для размещения крупногабаритных экспонатов, наличия квалифицированного научного персонала и определенных средств для постоянного пополнения музея новыми приборами и механизмами. Поэтому только солидный городской или национальный бюджет может позволить себе содержание подобных музеев.
Музеи ПТН приобретают все большее значение в социальной и культурной среде города, обрастая новыми функциями. Они преобразуются в сложные пространственные структуры, становясь их частью или присоединяя к себе объекты, функционирование которых содержательно с ними связано.
Возможно формирование следующих видов пространственных образований ПТН:
• музей ПТН превращается в сеть музейных объектов, обрастает филиалами, где располагаются экспонаты отдельных отраслей промышленности, дополняющие экспозицию в основном здании. Например, в мюнхенском Немецком музее крупная авиационная техника представлена в зданиях бывшего аэропорта, теперь являющегося его филиалом, а железнодорожная - в здании бывшего вокзала, также филиала музея;
• музей ПТН становится частью сети музеев науки и техники в стране или ряде стран. Например, лондонский Музей науки становится головным звеном в сети, куда входят музеи ПТН других городов Англии. Похожую тенденцию можно отметить и в отношении ряда очень известных музеев другого профиля, например музея С. Гуггенхайма - головного в Нью-Йорке;
• музей ПТН преобразуется в музейно-образователь-ный кластер. Например, Калифорнийский научный центр в Лос-Анджелесе превратился в симбиоз музея ПТН, средней
общеобразовательной школы и института по подготовке педагогических работников (прежде всего учителей);
• музей ПТН становится частью градостроительного кластера (или образования), выполняющего познавательные, образовательные и рекреационные функции. Примеры: парижский Политехнический музей («Город науки и промышленности» в составе парка Ла Виллет, куда помимо музея ПТН входят Академия музыки, экологопознавательные объекты и пр.), Музей науки в Валенсии в составе «Города искусств и наук», где в едином ансамблевом парковом пространстве центральной части города помимо музея ПТН и океанариума размещены Дворец искусств с четырьмя театральными залами, Агора - здание с залом, предназначенным для спортивных и зрелищных мероприятий, Хемисферик (полусфера) для просмотра кинофильмов и галерея-сад;
• музей ПТН в градостроительном кластере, куда пла-нировочно входит ряд взаимосвязанных объектов, обеспечивающих ход инновационного процесса. Примером может служить участок в Мюнхене, где напротив Немецкого музея (ПТН) через реку построен большой комплекс Европейского патентного ведомства рядом с возведенным ранее зданием Патентного ведомства Германии.
Есть все основания полагать, что с развитием музеев ПТН будут развиваться и новые формы их взаимодействия
Здание Европейского патентного ведомства в Мюнхене — часть градостроительного кластера. Фото Г.Н. Черкасова, 2006
Музей NEMO в Амстердаме. Фото Г.Н. Черкасова, 2006
Политехнический музей («Город науки и промышленности») в Париже - органический элемент торгово-музейного комплекса. Фото Д.А.Чистякова, 2014
Музей науки в «Городе искусств и наук» - основа комплекса в Валенсии. Фото Г.Н. Черкасова, 2013
с общественными институтами, в том числе исследовательскими и даже производственными. Интерактивные формы изучения материала находят все большее применение. Так, в химической лаборатории амстердамского музея NEMO (в составе экспозиционного пространства) школьники самостоятельно проводят опыты под контролем специалистов.
Дальнейший шаг, как представляется, будет связан с личным участием посетителей в изготовлении того или иного изделия. То есть при музее могут появиться мастерские или цеха, где каждый желающий получит возможность на существующем оборудовании, под руководством мастера, аккумулируя представленный в музее опыт и используя материал, который сам оплачивает, изготавливать какое-либо изделие, будь то стул, велосипед или вертолет. Социальный эффект от подобной общей деятельности музея ПТН и ЦРП (цеха для работы попечителей) очевиден. Это новые навыки, изделия, идеи и изобретения, занятие свободного времени полезным творческим трудом и, в конечном итоге, - удовлетворение от жизни.
Общественный интерес к задачам развития музеев ПТН проявляется, в частности, в проведении международных архитектурных тематических конкурсов, например на реконструкцию московского Политехнического музея и Музея науки при МГУ им. Ломоносова, на разработку архитектурной концепции Музея науки в Томске, на проект Музея науки в Петербурге и Музея естественных наук в Берлине.
Во всех таких проектах читается тенденция найти интересное архитектурное решение на основе поиска запоминающейся формы, игры объемов, пластики стеновых поверхностей и других приемов композиционного построения зданий.
Иными словами, поиски образа разворачиваются в контексте уже сложившихся представлений об архитектуре здания музея, прежде всего его эффектной форме. Такие представления, в данном случае относительно музея ПТН, в определенной степени игнорируют его содержательную составляющую. Необходимость показа самой разнообразной техники, постоянного обновления и пополнения экспонатов определяет соблюдение принципа гибкости и универсальности экспозиционной площади. В настоящее время это относится к применению больших пространств и высот для размещения различного рода аппаратов, оборудования, макетов.
Все перечисленные выше факторы, то есть формирование градостроительных, научно-образовательных кластеров и архитектурных комплексов, определяют функциональное содержание музеев ПТН. При этом первоочередными представляются совершенствование их типологии, соответствие здания музея функциональным задачам и требованиям.
Основными принципами построения музеев ПТН, обеспечивающими выполнение названных задач, являются гиб-
кость, универсальность и возможность быстрой замены или передислокации экспозиционного оборудования.
Предпочтительными типами зданий музеев ПТН можно считать здания павильонные (большепролетные с подвесными кранами и многоуровневой «этажеркой», легко разбираемой и вновь устанавливаемой в различных сочетаниях высоты, ширины и сеток колонн), модульные (состоящие из унифицированных модулей, различных, по необходимости, площадей), здания с мобильными элементами, выдвижным полом, раздвижными стенами и кровлей и т. д.
Применение в зданиях музеев ПТН передовых технологических решений вроде уже упоминавшихся мобильных частей зданий, пневматических ворот или автоматических складирующих устройств более чем уместно. Возможно также использование в качестве музеев ПТН
Конкурсные проекты музеев ПТН
Здание павильонного типа. Большепролетное здание с подвесными кран-балками и с многоэтажной «этажеркой» для оборудования сравнительно небольших размеров. Сборно-разборные металлические конструкции позволяют быстро разобрать и собрать «этажерку» в любом месте здания
Автоматизированный гараж (авторы Г.Н. Черкасов и А.А. Алтухов, 1986). Изобретение может использоваться для хранения экспонатов или как паркинг автомобилей посетителей
Пневматические большепролетные ворота для зданий и сооружений (авторы Г.Н. Черкасов и А.Н. Авдеев, 1983). Изобретение может быть напрямую использовано в музее ПТН
Здание с выдвижными полами и раздвижными воротами Здание (комплекс) модульного типа
инженерных сооружений и устройств, ранее предназначенных для специальных целей, например для запуска космических аппаратов, что всегда вызывает у общества повышенный интерес.
Таким образом, содержательная часть музеев ПТН может определять их типологию, а она в свою очередь - влиять на формообразование.
Литература
1. Ревякин В.И. Закономерности формирования архитектуры музейных зданий. Диссертация. М., 1994.
2. Черкасов Г.Н., Чистяков Д.А. Развитие музеев науки и техники как один из факторов формирования инновационного общества // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование». М., 2014.
Здание на основе приспособления сооружения, ранее использовавшегося для запуска космических аппаратов
3. Черкасов Г.Н., Чистяков Д.А. Формирование политехнических музеев в крупных инновационных городах // Архитектура, градостроительство и дизайн. Челябинск, 2014.
4. Черкасов Г.Н. Город Сантьяго Калатравы в Валенсии // Academia. Архитектура и строительство. 2014. №1.
5. Чистяков Д.А. Тенденции развития архитектуры политехнических музеев // Вестник строительства и архитектуры. Орел, 2014.
6. Вешняковская Е. Умные и шумные: За что мы любим научные музеи? // Наука и жизнь. 2014. №2.
7. Чистяков Д.А. Конструктивные системы покрытий зданий политехнических музеев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Инженерные исследования». 2014. №4.
Literatura
1. Revyakin V.I. Zakonomernosti formirovaniya arhitektury muzeynyh zdaniy. Dissertatsiya. M., 1994.
2. Cherkasov G.N., Chistyakov D.A. Razvitie muzeev nauki i tehniki kak odin iz faktorov formirovaniya innovatsionnogo obschestva // Tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie». M., 2014.
3. Cherkasov G.N., Chistyakov D.A. Formirovanie poLitehnicheskih muzeev v krupnyh innovatsionnyh gorodah // Arhitektura, gradostroiteLstvo i dizayn. Chelyabinsk, 2014.
4. Cherkasov G.N. Gorod Santyago KaLatravy v VaLensii // Academia. Arhitektura i stroiteLstvo. 2014. №1.
5. Chistyakov D.A. Tendentsii razvitiya arhitektury poLitehnicheskih muzeev // Vestnik stroiteLstva i arhitektury. OreL, 2014.
6. Veshnyakovskaya E. Umnye i shumnye: Za chto my Lyubim nauchnye muzei? // Nauka i zhizn. 2014. №2.
7. Chistyakov D.A. Konstruktivnye sistemy pokrytiy zdaniy poLitehnicheskih muzeev // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Inzhenernye issLedovaniya». 2014. №4.
The Polytechnic Museum: Form and Content.
By G.N. Cherkasov, D.A. Chistyakov
The articLe considers the pecuLiarities of organization and functioning of the poLytechnic museum in the modern city: the interaction of function and form-buiLding; the roLe of vaLues of poLytechnic museums in shaping urban deveLopment, museum education, museum and recreationaL cLusters; improving the typoLogy and structure of the buiLdings of the poLytechnic museum.
Ключевые слова: музей, наука, инновации, техника, типология, градостроительный кластер.
Key words: museum, science, innovation, technoLogy, typoLogy, urban cLuster.