Научная статья на тему 'Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы'

Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / Субъектные функции / организация совместной деятельности / полисубъектное взаимодействие / образовательная система / полисубъектное управление / изменчивочть внешней среды / развитие социальной системы / способы согласования совместной деятельности / резерв внутренней вариативности системы / субъектная активность / характер внешнего управления / квантово-полевая модель управленческого взаимодействия / cooperation / subject function / the organization of joint activities / polysubject interaction / educational system / polysubject management / izmenchivocht of the environment / the development of social systems / methods / coordination of joint activities / the provision of internal variability of the system / subject activity / the nature of external control / the quantum-field model administrative cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Е. В., Коваленко В. И., Соколова О. А.

В статье рассматривается проблема полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса как интегрирующий фактор и механизм развития образовательной системы. Сущность полисубъектного взаимодействия рассматривается с позиций управления совместной деятельностью и заключается в реализации резерва внутренней вариативности, запаса идей, подходов, способов деятельности, возможных структур и состояний, способностей субъектов. выявлены содержательные аспекты разных способов согласования совместной деятельности субъектов, выделены их отличительные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSUBJECT INTERACTION AS A MECHANISM OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

The problem of polysubject interaction between the participants of the educational process as an integrating factor, and the mechanism of development of the educational system. Essence polysubject interaction is considered from the standpoint of management of joint activities and the provision is to implement an internal variability, stock ideas, approaches, methods, activities, possible structures and conditions, ability of the subject. revealed substantial aspects of different methods of coordination of joint activities of subjects, highlighting their distinctive features.

Текст научной работы на тему «Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы»

162

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

УДК 378.1

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Е.В. Коваленко1"*, В.И. Коваленко2), О.А. Соколова* * 3"*

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1 2 3)

’ ’ "e-mail: pmpo@bgiik.ru

В статье рассматривается проблема полисубъектного взаимодействия участников образовательного процесса как интегрирующий фактор и механизм развития образовательной системы. Сущность полисубъектного взаимодействия рассматривается с позиций управления совместной деятельностью и заключается в реализации резерва внутренней вариативности, запаса идей, подходов, способов деятельности, возможных структур и состояний, способностей субъектов. выявлены содержательные аспекты разных способов согласования совместной деятельности субъектов, выделены их отличительные особенности.

Ключевые слова: взаимодействие, Субъектные функции, организация совместной

деятельности, полисубъектное взаимодействие, образовательная система, полисубъектное управление, изменчивочть внешней среды, развитие социальной системы, способы согласования совместной деятельности, резерв внутренней вариативности системы, субъектная активность, характер внешнего управления, квантово-полевая модель управленческого взаимодействия

В теории деятельности в качестве единицы анализа используется действие субъекта. В природе действия не существуют: есть лишь взаимодействие природных и социальных систем. Если система А действует определенным образом на систему В, то обязательно существует и обратный процесс: система В действует соответствующим образом на систему А. Понятие действия возникает на основе абстрагирования, мысленного выделения из живого процесса взаимодействия определенной ее стороны и отвлечение от другой.

На первый план изучения выдвигается не активность отдельного субъекта, а процесс их взаимодействия. Не действия являются элементарной единицей анализа изучаемого явления, а взаимодействие субъектов. В этом акте субъекты совместной деятельности должны определить свою позицию по отношению к одной и той же ситуации, найти свой способ решения профессиональной (либо иной) задачи и согласовать свои действия по достижению общей цели. Для того, чтобы понять, как происходит взаимодействие, согласование и интеграция действий таких субъектов, необходимо провести анализ взаимодействия в простейшей системе, состоящей из двух субъектов, а затем перенести принципы и механизмы взаимодействия на более широкую общность.

С психологической точки зрения взаимодействием называют «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (или объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие субъектов выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

163

структур1. С точки зрения синергетики «взаимодействие» представляет собой взаимное, совместное действие по достижению целей, «соработничество»1 2.

Взаимодействие субъектов рассматривается и как процесс взаимного влияния друг на друга. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие каждого из субъектов и структуры их отношений, взаимовлияния3.

В трудах К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.А. Сластенина, Н.К. Сергеева, П.И. Третьякова, В.И. Андреева и др. были выделены основные субъектные функции, т.е. функции личности как субъекта деятельности, творчества, отношений, общения и др. Зададимся вопросом: «Как связаны между собой функции управления развитием образовательной системы и основные субъектные функции?».

Мы считаем, что основные субъектные функции, взятые по отношению к регуляции деятельности субъекта, конкретизируют выделенные выше управленческие функции. Так, мотивационно-целевая функция обеспечивается за счет реализации таких субъектных функций, как проявление инициативы, выдвижение уровня притязаний, смыслотворческой функции, согласования внешних требований и личных интересов и др.; планово-прогностическая функция управления реализуется с помощью таких субъектных функций, как структурирование действий субъектом, структурирование временного континуума, резервирование сил и средств, обеспечение пролонгированности действий и др. Организационно-исполнительская функция реализуется с помощью следующих субъектных функций, действий и операций: обеспечение ответственности; определение контура активности; разрешения противоречий; самоорганизации (создания структуры из материалов, финансов, людей и др., обеспечивающих условия для достижения успеха в деле); функции интеграции и др. Контрольно-диагностическая функция основывается на таких субъектных функциях, как формирование собственных критериев успешности; самооценка действий; рефлексия действий и др. Информационно-аналитическая функция связана с такими субъектными функциями, как: ориентировка в ситуации; формирование ориентировочной основы действий; формирование тезауруса идей; принятие решений и др.

При определении характера деятельности субъектов мы исходили из идеи Б.Ф. Ломова о том, что совместный труд может быть изолированным, параллельным или функционально связанным в зависимости от степени взаимосвязи субъектов в труде и пространственно-временного согласования их действий.

Для того, чтобы совместная деятельность субъектов была эффективной, необходимы следующие условия:

- пространственное и временное соприсутствие субъектов;

- наличие у них общей цели;

- разделение единого процесса совместной деятельности между участниками;

- наличие средств управления для планирования, контроля, коррекции и согласования действий субъектов.

1 Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. С.51-52.

2 Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология : Теория са-моорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма [Текст] / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Политехника, 2002. С.116.

3 Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. С.51.

164

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

Исходя из этой идеи, Л.И. Уманский эмпирически выделил три модели организации совместной деятельности субъектов по критериям взаимозависимости их в труде:

а) модель совместно-индивидуальной деятельности, при которой общее задание выполняется субъектом «на одном и том же поле труда» (К.Маркс), но персонально, независимо друг от друга, по частям;

б) модель совместно-последовательной деятельности, при которой общее задание выполняется последовательно каждым членом группы как при поточном, конвейерном производстве;

в) модель совместной взаимосвязанной деятельности, при которой задание выполняется при непосредственном взаимодействии субъектов, взаимодополнении их

„4

действий .

Эти модели и использовались при определении характера совместной деятельности субъектов.

Планироваться, контролироваться, согласовываться, корректироваться

совместные действия могут одним из субъектов. Такое управление совместной деятельностью мы обозначаем как моносубъектный тип управления. Или эти функции выполняются обоими субъектами - тогда мы будем иметь дело с полисубъектным типом управления.

Анализ результатов моделирования позволяет сделать следующие выводы:

1. Полисубъектный вид управления совместными действиями субъектов характерен только для совместно-взаимосвязанной деятельности. Поэтому можем предположить, что важнейшим необходимым условием успешного становления и развития полисубъектного управления в образовательной системе вуза является совместно-взаимосвязанный характер деятельности субъектов образовательного процесса.

2. Для совместно-независимой деятельности субъектов и совместнопоследовательной деятельности адекватным является моносубъектный тип управления.

3. Совместно-взаимосвязанная деятельность субъектов образовательного процесса является необходимым, но не достаточным условием для становления и развития полисубъектного управления. Ибо существует множество других комбинаций, при которых наблюдается совместно-взаимосвязанная деятельность субъектов при моносубъектном типе управления.

4. Для полисубъектного управления характерным является: совместная регуляция деятельности и наличие у субъектов общей цели или частично совпадающих целей; пространственное и временное соприсутствие субъектов (по крайне мере, в период согласования целей, позиций, обсуждения путей достижения цели и др.), т.е. наличие постоянного делового общения, коммуникации между субъектами.

5. Анализ результатов моделирования состояний полисубъекта показывает, что эти состояния образуют не непрерывный континуум, а дискретный спектр и реализоваться могут не любые состояния системы, а вполне определенные, которые определяются особенностями параметров, характеризующих состояние системы.

6. С точки зрения принципа максимальной устойчивости диссипативной структуры для стационарной, неизменной среды функционирования системы 4

4 Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности [Текст] / Л. И. Уманский. М. : Наука, 1980. С.142-143.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

165

наиболее предпочтительным является моносубъектное управление. Ибо при таком режиме регуляции совместных действий субъектов затрачиваются наименьшие усилия и время на согласование действий, их продумывание, на выработку решений, на выполнение действий. За счет формализации (устоявшегося порядка) и специализации достигается наиболее экономное расходование ресурсов системы.

7. При изменчивой внешней среде и высокой неопределенности ситуации наиболее высокой динамической устойчивостью обладают системы, в которых функционирует полисубъектное управление. Здесь срабатывает закон эволюции, открытый В.А. Вагнером: чем выше развито то или иное сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей5 6. Наибольшей адаптацией к изменяющейся среде обладают системы, которые имеют наибольшую вариативность своих компонентов (А.Н. Северцов, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и др.). Благодаря резерву внутренней вариативности системы становятся более

чувствительными и подготовленными к преобразованиям в условиях

6

неопределенности, в ситуации тех или иных социальных кризисов .

Смысл совместного, полисубъектного управления в основном заключается в том, чтобы обеспечить резерв внутренней вариативности, запас идей, подходов, способов деятельности, возможных структур и состояний, способностей субъектов. Этот запас вариативности служит основой развития, которое осуществляется путем выбора наилучших, оптимальных из них.

Таким образом, полисубъектное взаимодействие выступает необходимым условием развития социальной системы в динамично развивающейся внешней среде.

Основными способами согласования совместной деятельности субъектов являются: делегирование функций управления совместной деятельностью одному из субъектов; принуждение (узурпация), диверсификация; дополнение; агрегация идей и действий; иерархизация.

Согласование действий субъектов при реализации полисубъектного управления осуществляется путем диверсификации, дополнения, агрегации идей и действий, а также иерархизации с делегированием лидеру полномочий принятия решений. Они выступают в качестве основных механизмов согласования полисубъектных действий (целей, идей, предпочтений др.).

Как следует из материалов эмпирического исследования, полисубъектное управление не совместимо с любыми формами насилия, оно основывается на произвольных формах активности субъектов.

Полисубъектное взаимодействие предполагает овладение каждым участником образовательного процесса субъектными функциями, умениями и навыками управленческой деятельности. Овладение субъектами образовательного процесса управленческой культурой, в связи с этим, является необходимым условием формирования полисубъектного взаимодействия в образовательной системе вуза.

Необходимым условием развития, совершенствования совместной

деятельности субъектов является наличие индивидуальной и групповой рефлексии действий. Без рефлексии нет отбора лучших форм взаимодействия, а без такого отбора нет развития совместной деятельности.

5 Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 7. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям [Текст] / В. А. Вагнер. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1928. С.35.

6 Северцов А. Н. Главные направления эволюционного процесса : морфобиолог. теория эволюции [Текст] / А. Н. Северцов. 3-е изд. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1967. С.60-61.

166

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

В процессе проведенного эмпирического исследования были выявлены содержательные аспекты разных способов согласования совместной деятельности субъектов. На основе этого было определено следующее содержание используемых понятий.

Под делегированием функций управления одному из субъектов мы понимаем такой способ согласования совместной деятельности, при котором один из субъектов добровольно снимает с себя функции субъекта управления и передает другому субъекту на основе убежденности в его более высокой компетентности.

Под принуждением (узурпацией) понимается такой способ согласования совместной деятельности, при котором один из субъектов навязывает свою волю другому субъекту, подчиняет его действия своим интересам, целям, планам путем разного рода насилия, использования формальных властных полномочий, ограничения прав и потребностей и не дает возможности своему партнеру по совместной деятельности самому реализовать субъектные функции.

Под диверсификацией понимается способ согласования совместной деятельности субъектов, направленный на расширение запаса вариативности в их действиях, генерацию разных идей, разработку разных способов выполнения общего дела, использование разных средств труда, модификацию конечного продукта, форм активности с целью последующего отбора наиболее оптимальных вариантов совместной активности.

Под дополнением понимается способ согласования совместной деятельности субъектов, при котором каждый субъект привносит в общее дело то, чего нет у другого субъекта; в деле задействуются наиболее сильные стороны каждого субъекта и недостатки компенсируются за счет достоинств другого. Использование механизма дополнения является основой для развития системного качества, которое называют групповой совместимостью субъектов.

Под агрегацией идей и действий субъектов понимается такой способ согласования, при котором идеи и действия каждого субъекта интегрируются в общую более сложную структуру и реализуются в ней в трансформированной, преобразованной форме.

Под рефлексивным отбором мы понимаем способ согласования совместной деятельности субъектов, основанный на рефлексии индивидуальных и групповых интересов и потребностей, эффективности работы с целью согласования позиции партнеров в выборе наиболее целесообразных направлений совместной активности и развития.

Иерархизацией мы называем такой способ согласования действий субъектом, при котором полномочия для осуществления отдельных функций управления передаются добровольно или принудительно одному их субъектов.

При выполнении совместной деятельности индивиды могут проявлять разную меру субъектной активности. Один из субъектов может осуществлять анализ обстановки, в которой протекает совместная деятельность; формировать ее цели; направлять совместную деятельность; структурировать действия и временной континуум; проводить всю организационно-подготовительную работу по созданию материально-технических условий для достижения совместной цели, обеспечивать интеграцию всех структур деятельности в единый функциональный ансамбль и создавать условия для обеспечения ответственности; согласовывать внешние требования к деятельности с групповыми интересами; контролировать свои действия

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

167

и действия своего партнера; проводить оценку сделанного и коррекцию действий разработанной им программы совместной деятельности7.

На долю второго субъекта может оставаться только исполнение распоряжений и указаний первого субъекта. В таком случае первого индивида называют субъектом управления, в второго - объектом управления. А приведенный пример иллюстрирует сущность «субъект-объектных» управленческих отношений.

Такой случай регуляции совместной деятельности на практике наблюдается крайне редко. Он больше подходит к совместной деятельности взрослого и ребенка. Так как сам ребенок выполнять функции анализа ситуации, планирования деятельности, ее организации, контроля, оценки, коррекции не может, за него все это выполняет взрослый.

Иногда наблюдается такой тип регуляции и в условиях авторитарного управления совместной деятельностью, когда руководитель, педагог или родитель не позволяют самому подчиненному, ученику или ребенку выполнять субъектные функции, не обеспечивают субъектную позицию в совместной деятельности и до мелочей регламентируют их действия.

В другом случае совместная деятельность управляется таким образом, что одни субъектные функции выполняет один индивид, а другие функции - другой. Происходит совместное управление деятельностью по принципу дополнения. Каждый индивид выполняет те субъектные функции, которыми он владеет лучше по сравнению со своим партнером.

В третьем случае совместная деятельность управляется обоими субъектами так, что все или некоторые из функций управления реализуются совместно, путем обдумывания разных вариантов возможного поведения и выбора из них наилучшего. Для того, чтобы такой вариант управления, который мы называем полисубъектным, был возможен, необходимо, чтобы оба индивида умели осуществлять самостоятельно функции субъекта управления.

Совокупность субъектных функций, которые реально индивид осуществляет самостоятельно, мы называем субъектным полем индивида. Его состав может колебаться от 1-2 субъектных функций и до десятков.

Основной тенденцией развития человека является расширение его субъектного поля. Введение понятия субъектного поля индивида необходимо в виду того, что само понятие «субъект» не отражает меры его субъектности. В реальной жизни мы всегда имеем дело с «частичным субъектом», т.е. индивидом, самостоятельно выполняющим то или иное число субъектных функций.

Чем шире субъектное поле участников образовательного процесса, тем эффективнее будет осуществляться развитие образовательной системы вуза в виду того, что с расширением субъектного поля индивидов расширяется тезаурус состояний системы, и на основе этого оптимизируется отбор.

Поэтому расширение субъектного поля участников образовательного процесса следует рассматривать как важнейшее необходимое условие развития системы.

На реализацию субъектных функций существенное влияние оказывает характер внешнего управления. При внешнем управлении часть субъектных функций выполняется внешними органами управления (постановка целей, контроль за деятельностью, планирование и оценка деятельности и др.). В результате чего сужается субъектное поле индивидов, а вместе с ним и эффективность

7 Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: Монография / В.И.Коваленко. Белгород: БелГУ, 2004. С.70-71.

168

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

образовательной деятельности. В связи с этим можно предположить, что важнейшим условием эффективности полисубъектного взаимодействия является децентрализация управления, обеспечивающая максимальную свободу субъектам управления в решении образовательных задач.

Без внешнего управления образовательная система функционировать и развиваться не может. Ибо она выступает в качестве компонента системы более высокого уровня и поэтому ее функционирование и развитие должны строиться в соответствии с целями, стратегией развития, особенностями функционирования системы более высокого порядка. Но внешнее управление должно не сковывать инициативу и самостоятельность в деятельности подсистем, не регламентировать детально их работу. При самоуправляемом развитии системы ведущее значение приобретают внутренние факторы, самоуправление, а внешние управляющие воздействия играют роль внешних требований, стимуляторов, условий, к которым адаптируется система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для характеристики полисубъектного взаимодействия весьма важное значение имеет анализ механизмов принятия и исполнения управленческих решений.

Управленческое взаимодействие, характерное для субъект-объектных

отношений, описывается с помощью механической модели. Основными понятиями, характеризующими это взаимодействие, являются «субъект управления», «объект управления» и «управленческая информация», передаваемая по каналам связи между субъектом управления и его объектом. Механизм управления в этой модели выглядит следующим образом. Субъект управления формирует управленческое решение и оформляет его в виде приказов, распоряжений, указаний, рекомендаций, предписаний, инструкций или просьб, адресованных объекту управления. Управленческая информация по каналу связи (через посыльного, путем устной передачи исполнителям на совещаниях, по электронной связи, через объявления, по телефону, радио, телевидению) передается объекту управления. Исполнители реализуют эти команды в своих действиях. Обратная информация об исполнении управленческих решений затем передается от исполнителей (объекта управления) к субъекту управления. На основе анализа поступившей информации субъект управления разрабатывает новое управленческое решение. Начинается новый цикл управленческой деятельности.

Каковы характерные черты этой модели взаимодействия?

Во-первых, для этой модели взаимодействия характерна жесткость связей, требований к исполнению. Исполнение решений субъекта управления является обязательным для объекта управления, последний приступает к их исполнению сразу после получения управленческих команд. Субъект управления при этом добивается точного исполнения его указаний и распоряжений в соответствии с предписаниями, режимом поведения объекта управления.

Во-вторых, взаимодействие между субъектом и объектом управления носит преимущественно непосредственный характер. Это означает, что субъект управления пытается регулировать деятельность объектов управления путем передачи своего прямого воздействия на них через каналы связи. Такое воздействие часто имеет несколько звеньев. Управленческая информация от руководителя высшего ранга поступает к руководителю более низкого ранга (его заместителю), от него - еще более низшего ранга (руководителю структурного подразделения), а от него непосредственным исполнителям. Но при этом остается неизменным сам принцип воздействия, который образно может быть описан как управление актером движениями «марионеток». Актер дергает за ту или иную ниточку и кукла совершает то или иное действие. Система управления, в основу которой положены субъект-

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

169

объектные отношения между участниками трудового процесса, основывается на механизме манипулирования поведением подчиненных. Основная задача руководителя при этом состоит в том, чтобы найти наиболее подходящие способы воздействия на подчиненных с тем, чтобы они выполняли его команды. Непосредственность управленческого взаимодействия состоит в том, что между командами субъекта управления и реагированием на них объекта управления нет других промежуточных, опосредующих звеньев, кроме элементов, передающих управленческую информацию.

В-третьих, механическая модель управленческого взаимодействия основывается на идее непрерывного движения информации от субъекта управления к объекту и обратно. Пока существует трудовая деятельность и управление, управленческая информация непрерывно циркулирует по каналам связи. Основными требованиями к управленческой информации, в соответствии с классической теорией управления, являются ее полнота и объективность.

В-четвертых, модель управления, основывающаяся на субъект-объектных отношениях, строится с учетом идеи инструментальной определенности управленческих воздействий. Это означает, что руководитель, отдавая то или иное распоряжение, заранее знает, что и как надо делать подчиненным. В связи со сказанным, указанная модель управленческого взаимодействия хорошо описывает процессы принятия и реализации решений в условиях максимальной определенности, в типовых ситуациях.

В-пятых, механической модели управленческого взаимодействия свойственно значительное соответствие планируемых действий и реально осуществляемых. Такое совпадение возможно лишь в том случае, когда деятельность организации строится в режиме функционирования, выполняются часто повторяющиеся, социотипичные действия. Прогнозы и расчеты в управлении, основывающиеся на механической модели, строятся с учетом нормативного поведения человека (его профессиональной роли, статуса, должностной инструкции и др.).

В-шестых, ставка в управлении делается на исполнительской дисциплине, четкости в работе организации. Основное средство повышения качества образования -контроль за деятельностью подчиненных и их инструктаж.

В-седьмых, механическая модель управленческого взаимодействия

ориентирована на непрерывный спектр возможностей развития.

Управленческое взаимодействие, характерное для субъект-субъектных

отношений, целесообразно описывать с помощью синергетической (квантово-полевой) модели. Основными понятиями, характеризующими такой тип взаимодействия, являются: управляющая система, управляемая система и канал связи, по которому передается информация от одного субъекта управленческого взаимодействия к другому. Понятие «управленческая система» более адекватно отражает сущность этого феномена. В управлении социальными процессами субъект управления имеет дело с живыми людьми, которые наделены инициативой, имеют собственные потребности, желания, стремления, цели, уровень притязаний, личностную позицию по отношению к любому событию и явлению окружающей жизни. И ведут себя в трудовом процессе не как объекты, а как активные субъекты отношений и деятельности. В связи с этим управленческое взаимодействие между участниками трудового процесса приобретает иные качества по сравнению с описанной механической моделью. Особенности квантово-полевой модели управленческого взаимодействия сводятся к следующему.

Во-первых, данной модели взаимодействия присуща гибкость,

неоднозначность реакций управляемой системы на воздействия со стороны

170

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

управляющей системы. Управляющие воздействия подчиненными исполняются не в исходном виде и не сразу после получения управленческой информации по каналам связи, а после их трансформации, преобразования в личностно приемлемую форму. По сути дела исполнитель реализует не решения, которые разработаны вышестоящим руководящим органом, а свои собственные, субъектные решения, которые разрабатываются на основе внешней управленческой информации. Механизм передачи, приема и исполнения управленческого решения аналогичен механизму квантового взаимодействия. Свет, излучаемый источником в виде отдельных порций-квантов, попадает на атомы вещества. Электроны атома поглощают квант света и переходят при этом на более высокий энергетический уровень. Затем они переходят опять на более низкий энергетический уровень и излучают вторичные кванты света, не те, которые были поглощены ранее, а те, которые образовались при переходе электронов с более высокого энергетического уровня на более низкий.

Характер реакции субъектов на управляющие воздействия зависит от потребностей, интересов, установок личности, от уровня ее притязаний. Субъект может отвергнуть решение управляющего органа, активно или пассивно саботировать его реализацию, или же активно искать способы наиболее эффективного исполнения.

Во-вторых, особенностью взаимодействия управляющей и управляемой систем при субъект-субъектных отношениях является то, что оно основывается преимущественно на использовании таких феноменов, как духовные ценности коллектива, образовательная политика, общественное мнение, морально-

психологический климат, творческая атмосфера коллектива. Субъект управления при этом воздействует на подчиненных не напрямую, не непосредственно, а через «дух» учреждения, климат в коллективе, различные аттракторы. Все это вместе взятое мы обозначаем понятием «поле полисубъектного взаимодействия». Это поле ориентирует определенным образом субъектов учебно-воспитательного процесса, активизирует их деятельность и развитие в соответствии с духовными ценностями коллектива. Механизм ориентирующего управляющего воздействия аналогичен тому, как действует электрическое поле на заряд или магнитное поле на ток.

В-третьих, квантово-полевая модель управленческого взаимодействия основывается на идее дискретности, прерывистости и дозированности информации, подачи ее в виде отдельных порций. Управленческая информация передается и принимается не в виде непрерывного информационного континуума, а в форме структурных блоков, ориентированных на информационное обеспечение решения конкретной профессиональной задачи и связанных с ней действий. Это свойство информации находит отражение в такой ее характеристике, как релевантность.

В-четвертых, данная модель управленческого взаимодействия исходит из методологической идеи неопределенности в действиях субъектов.

Сущность принципа неопределенности состоит в том, что субъект управления ориентируется в своей деятельности не на готовые решения, а на творческий поиск, находки своих подчиненных; руководитель допускает определенную

непредсказуемость поведения субъектов образовательного процесса; ему не дано заранее предвидеть, какие решения может предложить коллектив в ближайшем будущем, какие идеи придут в голову подчиненным; преобладающее большинство профессиональных решений принимается в условиях неопределенности, т.е. недостатка или избытка информации, а потому они являются рискованными, в том смысле, что исход их не определен заранее, непредсказуем.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

171

В-пятых, квантово-полевая модель управленческого взаимодействия

ориентирует субъектов на дискретный спектр возможных путей развития образовательной системы в целом и ее компонентов.

В пользу использования квантово-полевой модели управленческого взаимодействия говорят некоторые эмпирические факты, не объясняемые в рамках механической модели:

1. Существование «порога чувствительности» системы к внешним управленческим воздействиям (Буданов В.Г., Князева Е.Н., Курдюмов С.П. и др.).

2. Резонансный характер отклика систем на внешние воздействия (Буданов В.Г., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б., Самарский А.А. и др.).

3. Наличие дискретного спектра возможных путей развития диссипативных структур (Бранский В.П., Пригожин И. и др.).

4. Рассогласование управленческого взаимодействия и наличие «отказов» управляемых систем по отношению к воздействиям на них управляющих систем

о

(Журавлев А.Л., Ширяев С.А. и др.) .

В связи со сказанным, при реализации полисубъектного управления целесообразно ориентироваться на использование квантово-полевой модели управленческого взаимодействия.

По представлениям Н.Н. Обозова, взаимодействие субъектов включает в себя в качестве составных компонентов взаимопонимание, взаимоотношение и

взаимопомощь (содействие людей друг другу)8 9. А поэтому эффективность совместновзаимосвязанной деятельности субъектов также зависит от отношения их друг к другу, наличия взаимопонимания между ними, а также от степени содействия друг другу в совместной деятельности.

Характер отношений между субъектами определяет операциональные установки субъектов (А.Г. Асмолов); их диспозицию по отношению к партнеру по совместной деятельности10. Отношения антипатии между субъектами вызывают неприятие позиции партнера по совместной деятельности, активное противодействие ей. Преобладают отрицательные оценки действий партнера. Такие отношения вызывают часто явление ингибации - подавления, угнетения активности партнера по общению, не способствуют раскрытию его творческого потенциала. Отношения симпатии, доброжелательности друг к другу, наоборот, вызывают установку на взаимопонимание, положительную оценку действий партнера, поддержку его инициатив и идей, мнения, фасилитацию - раскрепощение личности, активизацию ее творческого потенциала.

Большое значение в совместной деятельности имеют такие межличностные отношения, как доверие или недоверие субъектов друг другу; внимание или безразличие к проблемам друг друга; обязательность или необязательность; демократичность отношений или авторитарность и др. Наиболее эффективной совместная деятельность субъектов оказывается в том случае, когда они удовлетворены межличностными отношениями и у них есть желание и стремление

8 Журавлев А. Л. Рассогласование управленческого взаимодействия при индивидуальной и бригадной формах организации труда [Текст] / А. Л. Журавлев, С. А. Ширяев // Социальнопсихологические проблемы бригадной формы организации труда. М., 1987. С. 151-163

9 Обозов Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С.105.

10 Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология [Текст] / В. А. Ядов. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

172

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

работать вместе, т.е. когда происходит социально-психологическая интеграция субъектов.

Совместная деятельность субъектов становится невозможной, если они не находят взаимопонимания, по-разному представляют себе пути достижения совместной цели, последовательность действий, целесообразное разделение труда между собой, полномочия; по-разному видят ценностно-смысловое содержание совместной деятельности; их действия основываются на разных концептуальных идеях. Эффективной совместно-взаимосвязанная деятельность субъектов является при условии интеграции деятельности отдельных субъектов на ценностно-смысловом и технологическом уровнях их активности.

Усилия отдельных субъектов складываются векторно. Поэтому совместное усилие может быть равным 0 (если усилия субъектов направлены в противоположные стороны и равны по величине); равным сумме усилий отдельных субъектов (если эти усилия осуществляются в одном направлении); быть меньше суммы усилий отдельных субъектов (если усилия не совпадают по направлению, но не противоположны друг другу); быть больше суммы усилий отдельных субъектов. Последний случай отражает сущность так называемого синергетического эффекта. И возникает он на основе интеграции согласованно действующих (в одном направлении) усилий субъектов. Такое явление возможно благодаря тому, что усилия отдельных субъектов не только складываются при совпадении их направления, но и возрастают из-за стимулирующего влияния одного субъекта на активность другого субъекта. На примере системного согласования деятельности наглядно проявляется механизм самодействия диссипативной структуры.

Таким образом, важнейшим условием эффективности полисубъектного взаимодействия является интеграция субъектов образовательной деятельности на целевом уровне, обеспечение единства направления их усилий.

Список литературы

1. Бранский В. П. Социальная синергетика и акмеология : Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма [Текст] / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. -2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Политехника, 2002. - 476 с.

2. Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 7. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям [Текст] / В. А. Вагнер. - Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1928. - 148 с.

3. Журавлев А. Л. Рассогласование управленческого взаимодействия при индивидуальной и бригадной формах организации труда [Текст] / А. Л. Журавлев, С. А. Ширяев // Социальнопсихологические проблемы бригадной формы организации труда. - М., 1987. - С. 151-163.

4. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: Монография / В.И.Коваленко.- Белгород: БелГУ, 2004. - 300 с.

5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 151 с. : ил.

6. Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 496 с.

7. Северцов, А. Н. Главные направления эволюционного процесса : морфобиолог. теория эволюции [Текст] / А. Н. Северцов. - 3-е изд. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1967. - 202 с.

8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности [Текст] / Л. И. Уманский. - М.: Наука, 1980. - 215 с.

9. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология [Текст] / В. А. Ядов. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 420 с.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

173

POLY SUBJECT INTERACTION AS A MECHANISM OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

E.V. Kovalenko1), V.I. Kovalenko2), O.A. Sokolova3)

Belgorod state institute of arts and culture

1 2 3)

’ ’ ;e-mail: pmpo@bgiik.ru

The problem of polysubject interaction between the participants of the educational process as an integrating factor, and the mechanism of development of the educational system. Essence polysubject interaction is considered from the standpoint of management of joint activities and the provision is to implement an internal variability, stock ideas, approaches, methods, activities, possible structures and conditions, ability of the subject. revealed substantial aspects of different methods of coordination of joint activities of subjects, highlighting their distinctive features.

Keywords: cooperation, subject function, the organization of joint activities, polysubject interaction, educational system, polysubject management, izmenchivocht of the environment, the development of social systems, methods, coordination of joint activities, the provision of internal variability of the system, subject activity, the nature of external control, the quantum-field model administrative cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.