Научная статья на тему 'Полимодальная психотерапия, интеграция методов в лечении шизотипического расстройства'

Полимодальная психотерапия, интеграция методов в лечении шизотипического расстройства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1268
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полимодальная психотерапия, интеграция методов в лечении шизотипического расстройства»

часть населения стереотипные убеждения распространены и в медицине. В отношении «феномена пожилого возраста» у населения существуют стигматизирующие и стрессогенные ожидания, этиологически провоцирующие ипохондрии, депрессии и самые разнообразные невротические и психосоматические расстройства. И хотя основоположники отечественной геронтологии академики Д.И. Фельдштейн, И. В. Давыдовский утверждают о ломке в современной жизни прежних представлений о старости, формирование «образа позитивного старения» - трудоемкий и многоуровневый процесс каждого индивидуума, и общества в целом. Шагом к тому видится предложение ВОЗ об использовании менее стигматизирующего термина - «стареющий» человек, а не старые люди, что указывает на постепенную и непрерывную динамику, а не статичное состояние. Шагом к тому и наши психотерапевтические усилия. Как указывает Б. Д. Карвасарский, в арсенале современной психотерапии мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста и более известны методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированных к психологическим особенностям возрастов поздних. Приступая к своей работе, мы изначально учитывали когнитивные особенности пожилых, и включали общетерапевтические подходы и специальные методы психотерапии. К общетерапевтическим походам относим создание терапевтической среды, атмосферы тепла, заботы и доверия; сотрудничество с родственниками и обслуживающим медперсоналом; посильное повышение психической и социальной активности, поддержание прежних и формирование новых социальных контактов и ролей. Терапевтическая среда включает меры, стимулирующие чувствительность: визуальная стимуляция, обонятельная, акустическая и др. Использовали разные методы психотерапии и принцип «позитивного старения». Постепенно сложился стиль ведения психотерапевтической группы с преимущественного использованием ТА и ТТС. Данный микст оказался наиболее жизнеспособным. За основу был взят Трансактный анализ, и его главная идея - в любом возрасте личность будет тем полноценнее себя ощущать, чем полноценнее будут проявляться и гармонично взаимодействовать между собой все три ее эго-состояния: детское, родительское и взрослое. Основы ТА легко усваивались участниками, были им интересны, способствовали непринужденности. К сожалению, многие пожилые больные приходят к мысли, что их инициатива никому не нужна, а они лишь обуза для родственников и общества, мы же говорим об обратном: каждый пожилой человек (от слова «пожил») несет в себе бесценный опыт жизни и неиссякаемый ценностный смысл ее для своих потомков. Использование реальных примеров активного, позитивного долголетия конкретных известных людей так же давало положительный резонанс для более позитивного настроя ее участников. Большинством пациентов одобряется факт активного долголетия соотечественников, они проецируют его на себя, оптимистичнее оценивают свою реальность, вдохновляются на изменение своей

жизни для ее активного продолжения, но по-своему, исходя из своих личностных и социальных ресурсов и предпочтений. Применяемые элементы семейной психотерапии помогали прояснять - оптимизировать взаимоотношения с близкими, результатами которых участники группы охотно делились друг с другом. Арттерапия, музыкотерапия, ТТС, вдохновляющая суггестия, со слов пациентов «стойко оживляют душу и улучшают настроение». В задачу наших занятий-бесед входило так же и прояснение смысла «осени жизни», как элемента экзистенциальной (философской) психотерапии, которая, как показывает опыт, здесь необходима. Участники группы принимают помощь друг друга и ведущего в его формулировке и формируют реалистические, ополноценивающие жизнь намерения. Полезна здесь и терапия воспоминаниями, когда пациенты вспоминали приятные события из своей жизни, навеянные музыкой, а затем делились ими с группой. Было очевидным, что в группе создавалась социально-психологическая поддержка ровесников, позволяющая участникам «нормализовать» свой возраст, уменьшить чувство изоляции, разделить неприятные переживания и усилить положительные. Со слов участников, после занятий у них улучшалось настроение и самочувствие, возникало более оптимистичное видение себя и более четкое планирование своей дальнейшей жизни. Таким образом, в группе пациенты получают возможность самовыражения и выхода за привычные ограничивающие (а порой и повреждающие) рамки, обменяться опытом, а также приобрести новые роли и навыки. Они начинают более отчетливо осознавать, прежде всего, личную ответственность за происходящее в их жизни. Анализируя работу групп (всего 59 занятий), подтверждаем, что психическое старение характеризуется, прежде всего, особенностями когнитивной сферы и ограничениями, а не нарушениями. Данные своих наблюдений так же обсуждаем на группе, от-мечая-подчеркивая и ясную логику взвешенных суждений, и глубину переживаний, и звучание духовных ценностей, проявляемых в групповой работе нашими стареющими участниками. Применяемый нами в группе девиз «позитивного старения» подкрепляем психотерапевтически сильной метафорой личных дневников Михаила Пришвина: «...Вот счастье бывает какое - дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем, не отклоняться и стремиться вверх, наращивая годовые круги в своей древесине.. Я теперь опираюсь не на количество лет, а на качество дней своих. Дорожить надо каждым днём своей жизни».

Анализируемая «Психотерапия старшего поколения» в подобном интегративном варианте видится нам достаточно эффективной и перспективной, что подтверждается высказываниями самих пациентов и лечащих врачей клиники. Она позволяет стареющим людям в комплексе с лекарственной терапией лучше себя чувствовать, конгруэнтно, позитивно проживать свой возраст.

ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ,

47, 2012 Тюменский медицинский журнал

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДОВ В ЛЕЧЕНИИ ШИЗОТИПИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

В.А. Потапова

РМАПО, г. Москва

E-mail авторов: nika_783@mail.ru

Основные задачи психотерапии при шизофрении: 1) "предотвращение изоляции больных в обществе и аутизации"; 2) "социальная активация и смягчение реакций больных в ответ на ситуации, связанные с болезнью и лечением"; 3) "формирование критического отношения к болезни и дезактуализация психических переживаний"; 4) "потенцирование антипсихотического действия фармакологических методов лечения"; 5) "подготовка больных к выписке и профилактика внутрибольничного госпитализма

Желая увеличить эффективность своей работы, психотерапевт выходит за рамки отдельных теорий с целью заимствования новых подходов. При этом становится актуальным вопрос об интеграции этих заимствований. В психотерапии шизофрении важна индивидуализация психотерапевтического лечения. Важно найти наилучший вариант психотерапевтической помощи для каждого больного, не зависимо от того индивидуальная это или групповая психотерапия.

Создателем интегративного подхода является Фердинанд Кноблох (1950), этот подход изначально сочетал в себе несколько теорий и распространялся на индивидуальную, групповую и семейную формы психотерапии. Существует три направления интегративной психотерапии, которые необходимо рассмотреть: технический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы.

Технический эклектизм включает себя психотерапевтические техники заимствованные из различных школ. Сторонники этого направления утверждают, что никаких связи между метаубеждениями и техниками нет.

Теоретической интеграция включает в себя основополагающие психотерапевтические теории и техники. Это направление включает себя элементы творчества основанные на психологических концепциях и синтезирует в себе элементы двух или более подходов психотерапии.

Подход общих факторов основан на убеждении, что на результаты терапии общие черты влияют больше, чем уникальные факторы, зависящие от разновидности терапии.

J.C. Norcross и L.M. Grencavage говорят о различиях между эклектическим и интегративным подходами. Основным является разница между эмпирическим прагматизмом и теоретической гибкостью. Интеграция связана с приверженностью концептуальному или теоретическому творчеству, выходящему за рамки прагматического технического смешения процедур, свойственного эклектизму.

A.A. Lazarus говорит о несовместимости между собой эклектики и интеграции. По его мнению, создание единственно верного подхода, как к понима-

нию, так и к разрешению конкретной проблемной области не соответствует потребностям времени.

А. А. Лазарус утверждает, что «эффективно работающие психотерапевты должны преодолеть границу между наукой и искусством. Искусство состоит в том, чтобы убедить пациента следовать медицинским предписаниям, а также в том, чтобы учесть внутренние или межличностные факторы, которые способны оказать то или иное влияние на ход терапии».

В России в настоящее время идет активное развитие множества методов и модальностей психотерапии. Процесс интеграции методов приобретает всё большее и большее распространение. Так, развивается новый интегративный подход, получивший название полимодальная психотерапия (Макаров В.В., Завьялов В.Ю., Катков А.Л., 2010). В это направление включены теоретические, концептуальные и методологические построения, техники и технологии избранных модальностей психотерапии, что образует новую систему в психотерапии. Развитие этой системы идет по одному из трех вариантов: эклектического, интегративного или системного.

Эклектический вариант: специалисты используют всё, что считают нужным из различных модальностей. Интегративный вариант: специалисты используют одну основную модальность, которая является базовой, при этом не исключается интерес к другим методам психотерапии и частичное их включение. В настоящее время выделены подварианты интегративного направления: полимодальная клиническая психотерапия, полимодальная суггестивная психотерапия, полимодальная психоаналитическая психотерапия, полимодальная гуманистическая психотерапия и т.д. Язык базовой модальности является основным. Он может дополняться понятиями из других модальностей.

Системный вариант, в котором используются приемы и методы работы с человеком, группой, семьей, которые объединяются одной целью. Психотерапия при этом становится одной системой. Важно целостное понимание человека.

Подводя итог вышеизложенному, важно сказать, что вопрос подбора наиболее эффективного метода психотерапии шизофрении остается открытым. Нами разработан метод групповой полимодальной психотерапии, относящийся к интегративному варианту. Базовым методом, которого является транзактный анализ. Целью этой методики является улучшение субъективного самочувствия пациентов с шизотипическим расстройством, снижение уровня тревожности, а также их социальная активация, повышение самооценки, социальной уверенности, тренировка способности к общению и коррекция

НАРКОГИПНОКАТАРСИС В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКОГО И СОМАТИЗИРОВАННОГО РАССТРОЙСТВА У ЛИЧНОСТИ С ИСТЕРИЧЕСКОЙ АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА (КЛИНИКОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ)

Тюменский медицинский журнал № 1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.