Поликультурная Москва: новые возможности для сохранения традиций
Аманжолова Д. А. Multicultural Moscow: new opportunities for preserving traditions
D. Amanzholova
Автор предлагает дополнить представления об исторически сложившемся поликультурном облике Москвы на примере участия представителей казахского народа в жизнедеятельности столицы России. Обращается внимание на необходимость активного просвещения многонациональной московской молодежи и туристов, в т.ч. казахстанских, сохранения и возрождения многовековых традиций русско-казахского гуманитарного взаимодействия, сотрудничества представителей разных народов в разных областях развития столицы общего государства, изучения политических и нравственных уроков трагических поворотов в судьбах выдающихся деятелей разных национальностей, трудившихся и живших в Москве.
The author proposes to supplement the perception of historically established multicultural image of Moscow by the example of the Kazakh people taking part in the life of Russian capital. The attention is drawn to the need of active enlightenment of multinational Moscow youth and tourists, including the Kazakh people, as well as the preservation and revival of centuries-old traditions of the Kazakh-Russian humanitarian cooperation, the cooperation of representatives of different nations in different areas of the whole state capital development, political and moral lessons of the dramatic turn in the fates of prominent figures of different nationalities, those who worked and lived in Moscow. !
Ключевые слова: Москва, история, народы России и СССР, казахи, культура, память.
Key words: Moscow, history, nations of Russia and the USSR, the Kazakhs, culture, memory.
Москва хорошо известна многовековыми традициями формирования и сохранения поликультурного, в т.ч. многонационального, городского ландшафта. Здесь пересекаются и постоянно успешно взаимодействуют в самых разных областях выдающиеся представители разных народов, культур и конфессий. Сегодня этнокультурные интересы и потребности россиян, в т.ч. москвичей, реализуются на основе сети различных общественных организаций - национально-культурных автономий, молодежных и иных объединений и др.
В частности, в 2015 г. создан Союз казахской молодежи Москвы, ставший преемником других казахских молодежных организаций этнокультурного направления, действовавших ранее в нашей столице. Исторически казахи составляют небольшую долю ее населения. Так, по данным переписей XX века, в 1926 г. в Москве проживало 239 казахов (0,01%), в 1939 - 984 (0,02%), в 1959 - 1778 (0,03%), 1979 - 4420 (0,06%), 1989 - 8225 (0,09%), 2002 - 7997 (0,08%), 2010 - 9393 (0,08%) [1]. При этом в Москве учатся и работают, находятся с разными деловыми и иными целями многие граждане Республики Казахстан. Многосторонние экономические, культурные и другие связи соединяют все пограничные регионы наших стран. Большую работу по укреплению взаимовыгодных отношений проводят в России казахские национально-культурные автономии совместно с Посольством и Генеральными консульствами Республики Казахстан, научными и общественными организациями России. Реализуются многочисленные самодеятельные инициативы ученых, общественных деятелей, творческих коллективов наших стран.
В 2006 г. на основе совместного решения Президентов Российской Федерации и Республики Казахстан в Москве установлен памятник великому казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. 24 декабря 2012 г. в Москве открыта новая станция метро - Алма-Атинская. В столице немало привлекательных мест связано с памятью о казахах и казахстанцах. Этот
важный и ценный историко-культурный потенциал совсем не задействован пока на туристической карте и не включен в просветительные проекты для обновления и укрепления российско-казахстанского гуманитарного сотрудничества.
Особенно важно это именно для молодежи двух стран, которая не имеет опыта совместного проживания в едином государстве и, к сожалению, за последние 25 лет лишилась возможности получать конкретно-историческую достоверную информацию о таком ракурсе нашей общей истории. В рамках укрепления двустороннего взаимодействия данное направление должно получить разнообразную организационную, культурную, образовательную и иную поддержку. В октябре 2016 г. на базе Московского дома национальностей по инициативе его представителей и Союза казахской молодежи столицы состоялось обсуждение перспектив организации туристического маршрута по «казахским» местам Москвы и эпизодам биографий выдающихся представителей казахского народа, принявших участие в развитии города и страны в разные время.
В самом деле, конкретно-исторические факты позволяют использовать весьма богатый познавательный потенциал нашей общей истории для решения актуальных задач гуманитарного взаимодействия России и Казахстана. Обратимся к некоторым примерам. Уже в период становления и укрепления Московии состоялись важные встречи и инициативы такого плана. Так, Кул-Мухаммед - посол казахского хана Тауеккеля (Тевкеля) в конце 1549 г. прибыл в Москву с поручением вернуть племянника султана Краз-Мухаммеда, добиться от царя «огненного бою» для борьбы с Бухарой. Племянник хана Тауеккеля-Ураз-Мухаммед (1572-1610) - был единственным из султанов, ставшим ханом в России. В 1597 г. он присутствовал на торжественном приеме посла Римского императора в Большой Грановитой палате, а в 1600 г. получил титул хана Касимовского и участвовал в торжественном приеме Бориса Годунова в Москве. В 1601 г. он также
дважды посещал Москву и присутствовал на приемах польского посла и датского принца [2].
Казахский этнограф Мухаммед-Салих Бабажанов (1832-1871) в 1860 г. в составе казахской депутации после посещения столицы побывал в Москве, осмотрел Кремль, Красную площадь, университет, посетил театр. «Мы должны были вывезти из России что-либо полезное и нужное для народных потребностей в наших аулах». Действительный член РГО (2-й после Ч.Валиханова), первый казах, награжденный серебряной медалью РГО. Еще одно известное имя - сын хана Жангира, Губайдулла Жангиров (1839-1909), первый казах - полный генерал рода войск, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Он близко общался со вдовой А.С.Пушкина. Собрал 1000 рублей от букеевцев на сооружение памятника Пушкину в Москве и выступил на его торжественном открытии в 1880 г., наряду с Тургеневым, Достоевским, Аксаковым. В 1899 г. первым из казахов получил высшее образование в Лазаревском институте восточных языков, казахский востоковед, агроном, переводчик Сатылган Сабатаев (1874-1921). Он также участвовал в работе этнографического отдела РГО при МГУ[3].
Памятник А. С.Пушкину в Москве.
Гораздо больше имен замечательных казахских деятелей связано, конечно, с XX веком, особенно с советским периодом. Разумеется, в Москве не раз бывали видные государственные и общественные деятели советского Казахстана, представители культуры и науки.
Казахские делегаты XXIV съезда ВКП(б) в Кремле. Москва, декабрь 1925 г. Во втором ряду слева направо: Ф. Голощекин, С. Садуакасов, Ж. Мынбаев, И. Сталин, личность не установлена, Н. Нурмаков.
Так, Турар Рыскулович Рыскулов (1894-1938) с 1926 по 1937 гг. был заместителем главы правительства РСФСР и внес значительный вклад в социально-экономическое, культурное, политическое развитие многонациональной России и ее столицы. Отметим, что в 1920-1936 гг. Казахстан являлся автономной республикой в составе РСФСР. 11 августа 2011 г. на фасадной стороне дома №14 по Покровскому бульвару в г. Москва, где с 1931 по 1934 годы жил Турар Рыскулов, была установлена мемориальная доска. Договоренность об установке мемориальной доски была достигнута посольством РК с московскими властями в 2010 году, идея была поддержана Комиссией по увековечиванию выдающихся событий и
5
памяти деятелей отечественной истории и культуры г.Москвы. Как отметила заместитель руководителя департамента культуры г.Москвы О. Гришина, «открытие в Москве мемориальной доски яркому представителю Казахстана Т.Рыскулову является важным событием в жизни российской столицы и служит еще одним монументальным символом дружбы и сотрудничества двух стран». В торжественном мероприятии приняли участие представители казахской общественности, проживающей в РФ, депутаты Парламента РК, руководство Национальной академии наук РК и Южно-Казахстанского госуниверситета им. М. Ауэзова, а также дипломаты иностранных посольств. Рыскулов жил также в доме 25 по Новинскому бульвару, где сейчас располагается дом-музей Ф.И. Шаляпина. Для всех, кто чтит память жертв политических репрессий, важно и место его захоронения - Коммунарка, а также Донское кладбище, где находятся могилы его жены Надежды Константиновны, сына Искандера, дочери Софьи и тещи Ольги Федоровны.
Мемориальная доска Т.Рыскулова
По улице Лестева, 19, корп. 2 (бывший Хавско-Шаболовский пер.)проживал видный алашординец Жаханша Досмухамедов(1887-1932). В 1910 г. он окончил юридический факультет Московского университета, а последние годы жизни провел в столице, где оказался во многом благодаря помощи Т.Рыскулова, поскольку их жены были родными сестрами. Место захоронения - Бутово. На Донском кладбище находятся и могилы Ольги Константиновны Досмухамедовой, а также племянника Хадиса Досмухамедова.
Особые чувства у казахстанцев вызывает все, что связано с судьбой А.Н.Букейханова (1866-1937) - лидера демократического движения Алаш, депутата I Государственной Думы, члена ЦК партии народной свободы (кадетов). Большой Кисловский пер., д.4, кв.15 - квартира А.Букейханова в Москве. С октября 1922 по декабрь 1927 гг. он работал в казахской секции Центрального издательства литературы народов СССР (возможно, напротив известного «Дома на набережной»). Приведем данные из рукописи книги «Букейхановы» внучатого племянника А.Букейханова - профессора Нурыма Раимжановича.
«Смакан и Лиза [дети А.Н. Букейханова - Д.А.] раньше уехали в Семипалатинск, откуда она уехала в Москву, чтобы пытаться что-то сделать по освобождению отца. В Москве Лиза бросилась искать свою знакомую по Самаре. Ира была дочкой князя Вячеслава Александровича Кугушева, человека необыкновенной судьбы. Кугушевы принадлежали к старинному княжескому роду и имели много поместий, предприятий, проживали сначала на Волге, но имели дома и в Москве и в С-Петербурге. Вячеслав Александрович (1863-1944) с университетских лет увлекся идеями марксизма и стал видным российским общественным деятелем. Еще на заре демократического движения в России он становится членом группы Димитрия Благоева (1883), а уже с 1901 года сближается с искровцами, выполняя отдельные поручения руководства партии. В частности, он
неоднократно находил средства на издание газеты «Искра». Особая дружба у него сложилась с Василием Шелгуновым, одним из родоначальников партии социал-демократов. Какое-то время В.Кугушев жил в Самаре, где и познакомился с Алиханом. Дети тоже у них подружились. И вот именно к Ирине обратилась со своими проблемами Лиза. Кугушевы в двадцатых годах в Москве жили в гостинице Националь, где в то время обитали многие ответственные советские и партийные деятели. Там и нашла Лиза свою подругу. Ирина сидела в холле и играла в шахматы со слепым Василием Шелгуновым. Ира обрадовалась, увидев ее.
Когда Лиза рассказала о своем отце, подруга подвела Лизу к Шелгунову. «Дядя Вася! Отгадай, кто это?» - спросила она. Шелгунов ладонью провел по лицу Лизы, немного подумал и сказал: «Это дочка Алихана, но почему она плачет?» Лиза снова повторила рассказ об аресте отца. Шелгунов подумал и сказал: «Завтра пойдешь со мной в Кремль».
Оказывается, он, как старый большевик, имел право на свободный проход в Кремль. Но поскольку он был незрячим, то ему разрешали брать с собой поводыря. Так Лиза стала поводырем и сопровождала его при посещении Кремля. Пришли в приемную Наркомнаца И.Сталина. Фотьева доложила Иосифу Виссарионовичу о приходе Василия Шелгунова. Тот немедленно принял его.
Дверь кабинета Шелгунов оставил специально неприкрытой, чтобы Лиза слышала разговор. После того как суть дела была раскрыта, Шелгунов сказал Сталину: «Коба! Я за Алихана ручаюсь, дай приказ, чтобы его привезли в Москву обычным поездом». Сталин позвонил Дзержинскому, и последовал приказ о доставке в Москву Алихана без конвоя.
В это время его уже привезли в Оренбург и поместили в тюрьму вместе с М.Дулатовым. Ежедневно его допрашивали по пять-шесть часов. И вот однажды ночью приходят два солдата и приказывают Алихану выйти. Дулатов, опасаясь провокации, просит его ночью не идти. Но Алихан
говорит: «Не подчиняться нельзя. Будь что будет». Но солдаты успокоили: «У нас нет никаких дурных намерений. Нам надо вас доставить в Москву»
После приезда в Москву Алихана пригласили на прием к Сталину. Беседа была долгой. Сам Алихан рассказывал с улыбкой о том, как он старался избегать прямолинейности в своих суждениях. Он просто не знал, как поведет себя Наркомнац. В кабинете Сталина, как правило, был только один стул для посетителя. Он принимал только по одному. Так он оказался один на один с грозным вождем. И вот задается каверзный вопрос Алихану: «Каково положение коммунистов в ваших местах?».
Алихан немного подумал и ответил: «Вы же знаете, что на востоке принято рассказывать притчами. Позвольте и мне рассказать одну. Конечно же, вы знаете о Ходже Насреддине. Он часто ездил среди народа и часто их смешил. Однажды он приезжает на одно сборище и держит в руках подкову. Его стали спрашивать: «Что это у тебя в руках?» Насреддин отвечает:«Это же подкова к моему ишаку. Теперь для осуществления мечты мне не хватает только еще трех подков и одного ишака. Вот так бы и я охарактеризовал положение коммунистов в Казахстане».
Ответ Сталину понравился, и он немного погодя сказал: «Побудьте пока в Москве. Я дал поручение товарищу Торекулову, чтобы он подыскал для вас квартиру и работу. У меня к вам одно требование - не возвращайтесь на родину и не выезжайте в Степи».
Алихан ушел, не возражая. Да и мог ли он в его положении что-либо говорить. Он остался один. Его отлучили от друзей, родных, дела.
Поселили его в Большом Кисловском переулке (теперь это улица Семашко) дом 4 в коммунальной квартире №15. Дом в Большом Кисловском переулке стал последней пристанью в жизненном путешествии Алихана. Он мало чем примечателен в череде многоэтажных жилых зданий, которые разместились на левой стороне переулка, если идти от улицы Герцена. Единственная широкая тяжелая двустворчатая дверь открывает маленький холл, в центре которого находился лифт. Он был примером первых
подъемников - застекленные, открывающиеся наружу дверцы, за которыми вторая дверь в виде решетки из квадратных толстых металлических прутьев. Когда заходишь в такой лифт, то он издает столько присущих только ему звуков, что на самом верхнем этаже слышно на лестничной клетке, что лифт движется или стоит пустой.
Входная дверь в квартиру оснащена таким количеством кнопок от звонков, что сначала надо остановиться и изучить, на какую из них надо нажать. Одно слово - коммуналка. Это вовсе не значит, что, если вы звоните кому-то одному, остальные не слышат. Это сделано для обитателей, чтобы они сами открывали своим посетителям.
По коридору можно было пройти в любую квартиру, поскольку они, как в общежитии, имели двери, открывающиеся для пользования общими удобствами. Три квартиры размещались справа, слева была только одна в конце коридора, а в торце была дверь, открывавшаяся в квартиру Алихана. Когда я появился в этой квартире в 1955 году, тетя Лиза ютилась в квартире, где была только маленькая неосвещаемая прихожая (здесь помещались лишь диван и через узкий проход письменный стол) и средних размеров комната с большим окном во внутренний двор. В этой комнате стоял старинный скрипучий платяной шкаф, кровать. Так жила тетя Лиза после войны - майор, научный сотрудник. До ареста Алихана им принадлежала еще одна комната, которая впоследствии перешла к соседу. За пятнадцать лет моего посещения и иногда проживания в этой квартире, я не видел на стенах квартиры фотографий дочери Алихана и ее мужа Смагула Садвокасова. Это было небезопасно.
Дом находился в престижном районе. Улица одним концом пересекала улицу Калинина, а другой улицу Герцена. Пешком до Кремля отсюда можно дойти в течение десяти минут. Большой Кисловский переулок был местом проживания многих известных людей. Наискосок через дорогу размещался 4-хэтажный дом, в котором проживал бывший нарком здравоохранения Семашко. Он был руководителем кафедры в медицинском институте, на
10
которой в послевоенные годы работала тетя Лиза. Там же жили многие известные ученые-медики.
Жена Алихана Ольга Яковлевна умерла в 1918 году, и поэтому в московской квартире он жил с дочкой Лизой и сыном Октаем (Сергеем). Ее отец омский народник Яков Сергеевич Севостьянов сотрудничал в газете «Степной край», где и познакомился с Букейхановым. В справочнике «Весь Омск»(1913) Яков Сергеевич указан в попечительском совете Омского коммерческого училища, похоже, с ошибкой Ак. С. - председатель городской училищной комиссии, гласный городской думы, член библиотечной исполнительной комиссии и ревизор контрольной палаты.
Когда тетя Лиза вышла замуж за Смагула Садвокасова, она оставалась проживать с отцом. Здесь же всю свою короткую жизнь провел и Искандер (Кенка), сын Смагула и тети Лизы. Отсюда он в начале войны ушел в ополчение. Дядя Сергей здесь кончил школу и поступил в Горный институт, тетя Лиза окончила медицинский институт. В этой квартире сохранился дух всех этих дорогих людей. В студенческие годы я мало что знал об Алихане. Отец и тетя Лиза старались оберегать нас от излишней, с их точки зрения, информации. Время было такое. Мы, дети, того не зная, были родственниками врага народа. Но вернемся к хозяину этой квартиры в далеком двадцать втором году. Итак, Алихан вдали от Родины, в новой для себя обстановке, с детьми на руках, без работы и малейшего представления о своем будущем. Торекулов выполняет поручение Сталина и устраивает Алихана на работу в Центральное издательство народов России.
А.Н. Букейханов дома. Москва.1937 г.
В 1926 году академик Ферсман приглашает Алихана принять участие в работе Особого Комитета Академии наук по исследованию автономных и союзных республик в качестве эксперта по Казахстану (АН СССР до 1934 г. находилась в Ленинграде). Квартиру в Большом Кисловском переулке все реже и реже посещали приезжавшие земляки. Боялись. В этот период к Алихану несколько раз приезжала Мария Пешкова. В годы политических репрессий она организовала Негосударственную службу «Красного креста». Ее офис находился на Мясницкой, недалеко от ныне существующего музея В.Маяковского. Каждый день сотни родственников осужденных стояли в очередь к Пешковой. Она сама ездила по Москве на мотоцикле и возила передачи в Бутырку и другие места заключения. К Алихану она привозила записки от Ахмета Байтурсынова. Алихан передавал через нее продукты. Тетя Лиза говорила отцу: «Ты хоть понимаешь, как это опасно для тебя и нас?». На что отец отвечал: « Мы давно уже себе не принадлежим». Он находил утешение в своем внуке Искендере, которому практически заменил отца, поскольку последний ушел из жизни. В этот трудный период навестили Ахана только молодые алашевцы: талантливые М. Ауэзов и А. Маргулан».
И вновь возвращаемся к Донскому кладбищу - здесь в общей братской могиле похоронены не только А.Букейханов, но и видный советский деятель, глава правительства Казахстана в 1924-1929 гг., руководитель отдела по делам национальностей Президиума ВЦИК и заместитель секретаря ВЦИК в 1931-1937 гг. Н.Нурмаков (1895-1937). Добавим, что в 1929-1931 гг. он также жил в Москве, обучаясь в Коммунистическом университете при ЦК ВКП(б).
В отделе национальностей он сменил другого видного казахского деятеля С.Д.Асфендиарова (1889-1938), который в1925-1927 гг. был членом Президиума ВЦИК, заместителем секретаря Президиума ВЦИК, заведующим отделом национальностей и секретарем Совета Национальностей ЦИК СССР. В здании бывшего 2-го МГУ, ныне Московский Государственный педагогический университет, находящегося на пересечении пер. Хользунова и Малой Пироговской, Асфендиаров читал лекции на факультете педагогики, здесь же ему в 1927 году решением кафедрой обществоведения было присуждено ученое звание профессора по истории Востока. В здании бывшего Московского института востоковедения им. Н. Нариманова при ЦИК СССР (бывшее здание Лазаревского института в Армянском переулке) Санжар Асфендиаров был ректором с августа 1927 по сентябрь 1928 года. Как и многие другие государственные деятели, вместе с семьей он жил в Москве в одном из известных зданий Дома Советов.
С. Д. Асфендиаров с супругой — Рабигой Лапиной
В известных государственных учреждениях столицы, находившихся главным образом в центре города, работали и участвовали в разных форумах Габдулхаким Букейханов (1896-1938), в 1919-1920 - глава представительства Кирвоенревкома при ВЦИКе в Москве; один из лидеров молодежных организаций (комсомол и Коминтерн молодежи) Гани Муратбаев (19021925); герой войны, первая летчица-казашка Х.К. Доспанова (1922-2008) и мн.др. С памятью о великом подвиге советских людей всех национальностей, в т.ч. казахов, победивших фашизм, также связаны памятные места в Москве и Подмосковье. Достаточно упомянуть, что средняя школа № 891 г.Москвы носит имя Героя Советского Союза снайпера Алии Молдагуловой (19251944), в школе есть музей.
В московских вузах получили в разное время образование Бирмухамед Айбасов (1895-1938) и Ильяс Юсупович Кабулов (1904-1938); Талгат Якупбекович Бегельдинов (1922-2014) - летчик, дважды Герой Советского Союза, участник Парада Победы 24 июня 1945 г., который окончил Военно-воздушную академию (Монино Московской области) в 1950 г. и Московский инженерно-строительный институт в 1968 г.; классик казахской литературы
Ильяс Жансугуров (1884-1937); Бауржан Момыш-улы (1910-1982) - участник битвы за Москву, Герой Советского Союза (1990), писатель, и т.д.
В Москве выступали, получали награды, участвовали в форумах, работали, жили замечательные представители науки, культуры и искусства: Д. Нурпеисова, Р.Багланова, К. Байсеитова, Б.Толегенова, Е.Серкибаев, Р.Рымбаева, Ш.Айманов, М.Габдуллин, А.Алимжанов, М.Ауэзов (в 19531954 гг. профессор кафедры литературы народов СССР филфака МГУ), Е.Бекмаханов, Н.Аринбасарова и мн. др.
Лишь небольшой перечень имен и фактов подтверждает наличие большого потенциала для включения историко-культурного наследия Российской Федерации и Республики Казахстан в комплекс просветительных, образовательных, информационных и организационных мер по дальнейшему развитию всестороннего взаимодействия и гуманитарного сотрудничества евразийских стран и народов.
Литература
1 ЬЦрБУ/щ.^мЫре&а.огй/'мЫ/Население Москвы (дата обращения: 14.11.2016).
2 См.: Рахимзянов Б.Р. Касимовское ханство (1445—1552 гг.). Очерки истории. Казань: Татарское книжное издательство, 2009. 207 е.; Беляков А. В. Ураз-Мухаммед ибн Ондан // Мининские чтения: 2006. Н. Новгород, 2007. С. 29-60.
3 Сыздыкова Е. Мухаммед-Салих - значит Мухаммед праведный // http://www.kazakh-tili.ru/?show=news&id=415 (дата обращения: 14.11.2016); Губайдулла Жангиров - казахский генерал русской армии //Ы1р://е-еenter.asia/ru/news/view?id=6376 (дата обращения: 14.11.2016); Казахи в России. Биографический сборник в 2-х т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «ВеГа», 2008. Т.1.